Адаптированная основная общеобразовательная программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации (далее – РФ) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Республики Татарстан (далее – РТ) от 22.07.2013 №68-ЗРТ, Законом РФ от 25.10.1991 №1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов РФ», Законом РТ от 08.07.1992г. №1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан», согласно СанПиНу 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для обучающихся с ОВЗ», порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утверждённому приказом МОиН РФ от 30.08.2013г. №1015, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы» под редакцией И.М. Бгажноковой Москва: Просвещение 2011 г.; адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП) ГБОУ «Казанская школа №76», Устава ГБОУ «Казанская школа №76».
Курс по изобразительному искусству для глубоко умственно отсталых детей ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Расчасовка:0,5ч. в неделю
Всего 17 часов.
1 четверть- 4 часа.
2 четверть- 3,5 часа.
3 четверть- 5,5 часов.
4 четверть- 4 часа.
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип Урока. Вид деятельности | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид Контроля | Домашнее задание | Дата проведения |
| 1 четверть | 4 | | | | | | план | факт |
1 | Рисование с натуры. Овощи: морковь, огурец, помидор | 0,5 | Комбинированный | Рисование с натуры овощей: моркови, огурца, помидор | Знать: внешний вид моркови, огурца, помидор Уметь: рисовать, сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия. | Индивидуальный | Закончить Работу | | |
2 | Рисование с натуры. Фрукты: яблоко, груша. | 0,5 | Комбинированный | Рисование с натуры фруктов: яблок, груш. | Знать: внешний вид яблока, груши Уметь: рисовать, сравнивать объекты, устанавливать черты сходства и различия. | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
3 | Рисование с натуры листа дуба. | 0,5 | Комбинированный | Рисование с натуры листа дуба. Разбор строения листа. Сравнение весенних и осенних цветов листьев | Знать: как выглядят листья дуба Уметь: рисовать, формы, величины, листья | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
4 | Рисование с натуры ветки рябины | 0,5 | Комбинированный | Рисование с натуры ветки рябины. Разбор строения листа. Сравнение листьев с другими видами листьев | Знать: как выглядят листья рябины Уметь: рисовать листья | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
5 | Составление узора из растительных форм | 0,5 | Комбинированный | Составление узора из растительных форм: листьев и цветов | Знать: как выглядят листья дуба, берёзы, ромашка, василёк Уметь: составлять узор, рисовать | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
6 | Рисование геометрического орнамента в квадрате | 0,5 | Комбинированный | Рисование геометрического орнамента в квадрате из треугольников, квадратов и круга | Знать: геометрические фигуры Уметь: составлять узор, рисовать | Индивидуальный | Закончить Работу | | |
7 | Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу) | 0,5 | Комбинированный | Рисование в полосе узора из листьев и ягод земляники (по образцу) | Знать: листья и ягоды земляники Уметь: рисовать, формы, величины, листья | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
8 | Рисование с натуры гриба. | 0,5 | Комбинированный | Рисование с натуры гриба-мухомора, подосиновика | Знать: внешний вид этих грибов Уметь: рисовать с натуры грибы | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
| 2 четверть | 3,5 | | | | | | | |
1 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. | 0,5 | Объяснение нового материала | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы-вазы, кувшина | Знать: предметы цилиндрической формы Уметь: рисовать с натуры предметы вазу, кувшин | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
2 | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (стола). | 0,5 | Объяснение нового материала | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы (стола). | Знать: геометрическую форму (стола). Уметь: рисовать прямоугольник, из него стол | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
3 | Рисование с натуры игрушки-грузовика. | 0,5 | Комбинированный | Рисование игрушки-грузовика. Разбор рисунка по геометрическим фигурам | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник. квадрат, треугольник, круг Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
4 | Рисование с натуры игрушки-автобуса. | 0,5 | Комбинированный | Рисование игрушки-автобуса. Разбор рисунка по геометрическим фигурам | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник, квадрат, круг Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
5 | Рисование с натуры двухцветного мяча. | 0,5 | Комбинированный | Рисование двухцветного мяча Разбор, какая геометрическая фигура мяч, выбор цвета | Знать: геометрическую фигуру круг, названия цветов Уметь: рисовать круг, разукрашивать закруглёнными линиями | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
6 | Рисование пяти- конечной звезды. | 0,5 | Комбинированный | Рисование пятиконечной звезды двумя способами. Разбор на геометрические фигуры | Знать: геометрические фигуры треугольник Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
7 | Рисование на тему на тему: “ Ветка с елочными игрушками”. | 0,5 | Объяснение нового материала | Рисование на тему на тему: «Ветка с елочными игрушками». Разбор рисунка по цветам и размерам | Знать: геометрическую фигуру круг, названия цветов Уметь: рисовать круг, разукрашивать закруглёнными линиями | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
| 3 четверть | 5,5 | | | | | | | |
1 | Рисование узора из снежинок (украшение шапки, шарфа). | 0,5 | Объяснение нового материала | Рисование узора из снежинок-повторение рисунка по палочкам; украшение шапки, шарфа. | Знать: как рисуется снежинка, внешний вид вязаной шапочки Уметь: рисовать снежинки разного вида | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
2 | Рисование на тему: ”Снеговики” | | Комбинированный | Рисование на тему: «Снеговики». Разбор рисунка по геометрическим фигурам | Знать: геометрическую фигуру круг, названия цветов Уметь: рисовать круг, разукрашивать закруглёнными линиями | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
3 | Рисование на тему: “Рыбки в аквариуме среди водорослей”. | | Комбинированный | Рисование на тему: “Рыбки в аквариуме среди водорослей”. Разбор рисунка по геометрическим фигурам | Знать: геометрическую фигуру круг, треугольник, овал, названия цветов Уметь: рисовать круг, овал, треугольник разукрашивать закруглёнными линиями | Индивидуальный | Нарисовать еще один рисунок по теме. | | |
4 | Рисование с натуры портфеля (ранца) | | Комбинированный | Рисование с натуры портфеля (ранца). Разбор рисунка по геометрическим фигурам | Знать: геометрическую фигуру прямоугольник, названия цветов Уметь: рисовать прямоугольник, разукрашивать прямыми линиями | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
5 | Рисование открытки ко Дню Защитника Отечества. Беседа по картинам | | Урок обобщения | Рисование открытки ко Дню Защитника Отечества. Беседа по картинам. Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам | Знать: геометрическую фигуру круг, треугольник, овал, названия цветов Уметь: рисовать круг, овал, треугольник разукрашивать закруглёнными линиями | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
6 | Рисование с натуры дорожного знака:" Впереди опасность!”(равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям). | 0,5 | Комбинированный | Рисование с натуры дорожного знака:" Впереди опасность!” (равносторонний треугольник желтого цвета с черным восклицательным знаком и красной полосой по краям). Беседа о правилах дорожного движения | Знать: геометрическую фигуру круг, названия цветов Уметь: рисовать круг, разукрашивать закруглёнными линиями | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
7 | Рисование с натуры кормушки для птиц, Птиц-снегиря, синицу, воробья | 0,5 | Урок обобщения | Рисование с натуры кормушки для птиц, Птиц - снегиря, синицу, воробья. Разбор рисунка по цветам, размерам, геометр. фигурам. Беседа о помощи птицам. | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник, квадрат, круг Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
8 | Декоративное рисование открытки к празднику 8-ое Марта. | 0,5 | Объяснение нового материала | Декоративное рисование открытки к празднику 8-ое Марта. Выбор рисунка. Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам | Знать: геометрическую фигуру круг, овал, квадрат; названия цветов Уметь: рисовать круг, овал, разукрашивать закруглёнными линиями ,прямыми, длинными, короткими | Индивидуальный | Нарисовать еще один рисунок по теме. | | |
9 | Рисование узора в круге (расписная тарелка) | 0.5 | Комбинированный | Рисование узора в круге (расписная тарелка). Объяснение приёма рисования пальчиками. | Знать: геометрическую фигуру круг, названия цветов Уметь: рисовать круг, разукрашивать форму пальчиками | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
10 | Декоративное рисование узора для фартука | 0.5 | Комбинированный | Рисование узора- расписного фартука. Объяснение приёма рисования пальчиками. | Знать: геометрическую фигуру круг, названия цветов Уметь: рисовать круг, разукрашивать форму пальчиками | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
11 | Рисование на тему: ”Деревья весной.” Беседа по картинам. | 0,5 | Комбинированный | Рисование на тему: ”Деревья весной.” Сравнение деревьев по временам года | Знать: внешний вид деревьев Уметь: рисовать с натуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
| 4 четверть | 4 | | | | | | | |
1 | Рисование на тему: ”Пришла весна!” | 0,5 | Комбинированный | Рисование на тему: ”Пришла весна!” Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам | Знать: геометрическую фигуру круг, овал, названия цветов Уметь: рисовать круг, овал, разукрашивать, прямыми, длинными, короткими линиями. | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
2 | Декоративное оформление открытки: “Ракета летит”. | 0.5 | Комбинированный | Декоративное оформление открытки: “Ракета летит”. Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам. Беседа о дне космонавтике | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник, квадрат, круг Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
3 | Рисование с натуры игрушки: «Ракета на машине» | 0,5 | Объяснение нового материала | Рисование с натуры игрушки: ”Ракета на машине». Разбор рисунка по цветам, размерам, геометр. фигурам. Беседа о дне космонавтике | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник, квадрат, круг Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры. | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
4 | Рисование первых весенних цветов в вазе. | 0,5 | Комбинированный | Рисование первых весенних цветов в вазе. Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам. Беседа о первых цветах весны. | Знать: геометрическую фигуру круг, овал, квадрат; названия цветов Уметь: рисовать круг, овал, разукрашивать закруглёнными линиями ,прямыми, длинными, короткими | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
5 | Рисование с натуры праздничного первомайского флажка. | 0,5 | Комбинированный | Рисование с натуры праздничного первомайского флажка. Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам. Беседа о празднике | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник, квадрат, круг Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
6 | Рисование на тему: ”День победы” | 0.5 | Комбинированный | Рисование на тему: ”День победы”. Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам. Беседа о празднике Дне победы | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник, квадрат, треугольник Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Нарисовать еще один рисунок по теме. | | |
7 | Рисование на тему: ”Бабочка” | 0,5 | Объяснение нового материала | Рисование на тему: ”Бабочка” Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам. Беседа о насекомых. | Знать: геометрическую фигуру круг, овал; названия цветов Уметь: рисовать круг, овал, разукрашивать закруглёнными линиями ,прямыми, длинными, короткими | Индивидуальный | Выполнить аналогичный рисунок. | | |
8 | Рисование с натуры весеннего пейзажа. Беседа по картинам. | 0,5 | Объяснение нового материала | Рисование с натуры весеннего пейзажа. Беседа по картинам Разбор рисунка по цветам, геометр. фигурам, размерам. | Знать: геометрические фигуры-прямоугольник, квадрат, круг Уметь: рисовать с натуры, геометрические фигуры | Индивидуальный | Составить рассказ | | |
1. «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В.Воронковой, М., «Просвещение», 2008.
2. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
3. Под редакцией В.Г. Петровой. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1983. – 208с.
4. Н.П. Костерин. Учебное рисование. М.: Просвещение, 1980.-272с.
5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство. 1-4 классы. М.: Дрофа, 2007.