СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство и художественный труд. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» разработана на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы»»












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство. 1-4 классы» разработана на основе авторской программы Неменский, Б. М. Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочие программы / Б. М. Неменский [и др.]. – М. :Просвещение, 2011.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становле­ния интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Задачи преподавания изобразительного искусства:

- формирование у учащихся нравственно-этической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьника;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.


Общая характеристика учебного предмета


Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Место курса в учебном плане

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на 135 ч. В соответствии с учебным планом школы на учебный год, рабочая программа рассчитана на 34 часа в год во 2-4 классах, 33 часа в 1 классе при 1 часе в неделю.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте.

Культуросозидающая роль программы состоит так же в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень курса.

Программа «Изобразительное искусство» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Изучение такого многообразия искусств, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего- это три основных вида художественной деятельности: изобразительная, декоративная и конструктивная.

Достоинством программы является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.

К одному из достоинств этой программы относится ее четкая тематическая последовательность. Она в том, что в теме каждого урока преломляются темы четверти, а в теме четверти – темы года. По кирпичикам выстраивается стройное здание культуры художественного восприятия. Осуществляется принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

К основным принципам программы относится и принцип единства восприятия и созидания. Ученик то выступает в роли художника, то в роли зрителя осваивает опыт художественной культуры. На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствует музыкальный и литературный ряд, практически присутствующие на каждом уроке.

Проживание как форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа.




Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Выпускник научится:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Выпускник научится:

• осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.



Содержание курса

1 класс -33 часа


«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения » (9 часов)

Введение в предмет. Все люди любят рисовать. Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. Изображать можно линией. Волшебный мир красок. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художники и зрители.

«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» (8 часов)

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях.

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы.

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди. Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента. Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.

Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник.

Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогодней елки, использование законов композиции.

«Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» (11 часов)

Постройки в нашей жизни. Изображение сказочного дома для себя и своего товарища по воображению.

Домики, которая построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город. Конструирование игрового города.

Все имеет свое строение.

Постройка предметов (упаковок). Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек.

Город, в котором мы живем.

«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 часов)

Совместная работа трех Братьев - Мастеров.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги.

Разноцветные жуки.

«Здравствуй, лето!».

Композиция "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы.


2 класс (34 часа)


«Ты и искусство»

Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.

Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене

« Чем и как работают художники » (8 часов)

(художественные свойства материалов)

Основная задача – знакомство с выразительными возможностями художественных материалов. Открытие их своеобразия, красоты и характера материала.

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

«Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. (графические: пастель, мелки).

«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

«Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. Выполнение макета игровой площадки.

«Реальность и фантазия» (7 часов)

На этих уроках дети получают представление о природных истоках творчества художника и о значении в этом процессе фантазии и воображения.

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. Коллективная композиция «Подводный мир».

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

«Подводный мир». Постройка и реальность.

Постройка и фантазия. Конструктивное строение из бумаги.

«О чем говорит искусство» (11 часов)

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»).

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение.

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

«Как говорит искусство» (8 часов)

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета.

«Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («весенняя земля»).

Графические упражнения. Линия как средство выражения. Ритм линий.

«Дерево». Линия как средство выражения. Характер линий.

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация).

«Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка).

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности.

«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

3 класс (34 часа)


«Искусство вокруг нас»


Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры, и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.


« Искусство в твоем доме » (8 часов)

Внимание обращается не только на красоту природы, но и на красоту предметов, на красоту рукотворную, которая окружает нас в быту, в нашем доме, на улицах нашего города, в театрах, в музеях.

«Осенний вернисаж». Прощаемся с летом.

«Красота букетов из Жостово». Твоя посуда. Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

«Мамин платок». Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

«Обои и шторы в твоем доме». Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

«Твои игрушки» (озорной товар). Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

«Иллюстрация твоей книжки». Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

«Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки.

«Поздравительная открытка, декоративная закладка». Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

«Букет цветов».

«Искусство на улицах твоего города» (7 часов)

Все начинается "с порога родного дома". Эта четверть и посвящена этому "порогу". И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула – но именно родная улица, идущая "у лица" твоего дома, исхоженная ногами.

Итогом занятий должно стать не только представление о деятельности художника в этой области, но и осознанное видение красоты родного города, села, страны. Понимание важности сохранения памятников истории, архитектуры, материальной культуры, приобщение к истории культуры своего народа. Ребенок ощутит гордость за своих предков, за их художественный дар, ощутит себя их наследником.


Декор русской избы. Памятники архитектуры — наследие предков. В мире народного зодчества.

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары города. Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Транспорт в городе. В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Витрины магазинов. Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При наличии дополнительного времени можно сделать групповые объемные макеты.

«Художник и зрелище» (11 часов)

В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Ввести ученика в мир театра, дать ему представление о том, что изобразительное искусство является необходимой частью зрелища.

Образ театрального героя. Эскиз куклы. Эскиз персонажа кукольного театра (перчаточного или обычного). Ученики рисуют кукольный персонаж (обрисовывают свою руку в форме перчатки, где на указательный палец будет надеваться голова куклы) либо просто создают куклу — образ.

Образ театрального героя. Силуэт-загадка. Изобразить персонаж теневого театра — нарисовать силуэтный профиль.

Театр кукол (голова и костюм куклы). Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Карнавальные маски. Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Пальчиковый театр. Театральный занавес. Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Конструирование сувенирной куклы. Конструирование сувенирной куклы в русской национальной одежде из цветной бумаги; создание коллективной композиции «Веселый хоровод».

Афиша, плакат к спектаклю. Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение. Эскиз плаката-афиши к спектаклю.

Цирковое представление «Парад - алле». Художник и цирк. Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

«Музеи искусств» (8 часов)

Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, с разными прикладными формами искусства, мы завершаем год темой об искусстве, которое хранится в музеях. Каждый город может гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России – хранители самых великих произведений мирового и русского искусства. И к этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. Они хранятся именно в музеях. В Москве есть музей – святыня для русской культуры – Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромную роль сегодня играют Эрмитаж и Русский музей – центры международных художественных связей, есть много малых, также интересных музеев и выставочных залов.

Однако тема "Музеи" шире. Музеи бывают не только искусства, но всех сторон человеческой культуры. Бывают и "домашние музеи" в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, интересных этапах жизни. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей. Все это – часть нашей культуры. "Братья-Мастера" помогают в грамотной организации таких музеев.

Музей искусств (интерьер музея). Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Натюрморт. В музеях хранятся картины-натюрморты. Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Портрет друга. В музеях хранятся наиболее известные портреты. Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

.Лепка спортсмена (или кошки). В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Музеи архитектуры. Изображение древней архитектуры (крепость, башня, ворота и т.д.)

Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи народно-декоративного искусства. Изображение композиционной схемы на тему сказки и выполнение ее в технике бумажной аппликации (обрывная аппликация из цветной бумаги).

По мотивам народного творчества: керамика Гжели, бумажный змей, лев — аппликация. Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

Музеи искусств. Ступени художественного образования. Искусствоведческая викторина.

"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.


4 класс (34 часа)


«Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) »


Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.


« Истоки родного искусства» (8 часов)

Древо культуры твоего народа, его корни. Огромное воспитательное значение приобретает приобщение школьников к истокам народного искусства и художественных представлений народа.

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы.

Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года. Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа своей родной стороны. Выявление его особой красоты. Используя бумажную пластику, изобразить любимое время года.

Гармония жилья с природой. Знакомство с конструкцией избы, значения ее частей. Единство в работе "Трех Мастеров". Магические представления как поэтические образы мира. Изба – образ лица человека; окна – очи дома – украшались наличниками; фасад – "чело" – лобной доской, причелинами. Украшение "деревянных" построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально-коллективно). Дополнительно – изображение избы (гуашь, кисти).

Деревня — деревянный мир. Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни. Коллективное панно или индивидуальная работа.

Образ русского человека (женский образ). Нарисовать русскую красавицу. Передать в рисунке характерные особенности русской красавицы. Задание выполняется индивидуально на больших листах гуашью.

Образ русского человека (мужской образ). Изобразить портрет богатыря гуашью на больших листах бумаги.

Воспевание труда в искусстве. Учащиеся изображают гуашью на больших листах бумаги различные трудовые процессы: пахоту, сенокос или уборку урожая.

Народные праздники. Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка. Праздник – это образ идеальной, счастливой жизни. Создание работ на тему народного праздника. Ярмарка.


«Древние города нашей земли» (7 часов)

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер, каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово "город" произошло от "городить", "отгораживать" крепостной стеной – крепостить. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Раскрыть их красоту, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость. Изучение конструкций и пропорций крепостных башен. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант.

Древние соборы. Конструирование древнерусской церкви и древнерусской колокольни.

Древний город и его жители. Индивидуальное конструирование каменных палат древнерусского города; коллективное выполнение композиции «Образ древнерусского города» из изготовленных на предыдущих уроках церквей, колоколен, крепостных башен и каменных палат.

Древнерусские воины-защитники. Изобразить древнерусских воинов или княжескую дружину.

Города русской земли. Золотое кольцо России. Изобразить живописно древнерусский город.

Узорочье теремов. Изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью.

Праздничный пир в теремных палатах. Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» (изображение и вклеивание персонажей и предметного мира праздника).


«Каждый народ - художник» (11 часов)

"Братья-Мастера" ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Учитель может выбрать оптимальные культуры, чтобы успеть интересно прожить их с детьми. Мы предлагаем три в контексте их связей с культурой современного мира. Это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры Востока, но учитель может взять для изучения Египет, Китай, Индию, культуры Средней Азии и т.д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик – и это очень интересно, радостно. Через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов, сопереживаем им, становимся духовно богаче. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира – это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметный мир культуры, в котором выражается душа народа.

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа и характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Праздник как элемент художественной культуры страны. Образ японских построек. Изображение японских построек. Коллективное панно «Праздник цветения вишни — сакуры».

Отношение к красоте природы в японской культуре. Изобразить природу через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиком, стрекозами, ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор).

Образ человека, характер одежды в японской культуре. Изображение японок в кимоно.

Искусство народов гор и степей. Изобразить жизнь в степи и красоту пустых пространств.

Образ художественной культуры Средней Азии. Образ древнего среднеазиатского города. Выполнить обрывную аппликацию на цветной бумаге.

Образ красоты древнегреческого человека. Изображение фигуры олимпийских спортсменов (фигура в движении) в соответствии с пониманием греками красоты человеческого тела — физически совершенного, прекрасного и в покое, и в движении.

Древнегреческая архитектура. Изображение греческих храмов (объемное моделирование из бумаги).

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции. Коллективное панно «Олимпийские игры в Древней Греции».

Образ готических городов средневековой Европы. Средневековая архитектура. Конструирование средневековых готических зданий.

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. Панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади».

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение по теме «Каждый народ - художник».


«Искусство объединяет народы» (8 часов)

Все народы воспевают материнство. Изображение матери и ребенка, их единство, ласку, отношение друг к другу (изображение по представлению).

Все народы воспевают мудрость старости. Изображение любимого пожилого человека, стремиться выразить его внутренний мир.

Сопереживание — великая тема искусства. Рисунок с драматичным сюжетом (больное животное, погибшее дерево и т. п.).

Герои, борцы и защитники. Эскиз памятника герою (замысел и выполнение эскиза из пластилина).

Юность и надежда. Радость детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Искусство народов мира. Обобщение по теме.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование раздела и тем.

Часы учебного времени


1 класс – 33ч

1.

«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения »

9часов

2.

«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»

8 часов

3.

«Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки»

11 часов

4.

«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»

5 часов


2 класс - 34 часа


« Чем и как работают художники »

8 часов


«Реальность и фантазия»

7 часов


«О чем говорит искусство»


11 часов


«Как говорит искусство»


8 часов


3 класс - 34 часа


« Искусство в твоем доме »

8 часов


«Искусство на улицах твоего города»


7 часов


«Художник и зрелище»

11 часов


«Музеи искусств»

8 часов


4 класс - 34 часа


« Истоки родного искусства»

8 часов


«Древние города нашей земли»

7 часов


«Каждый народ - художник»

11 часов


«Искусство объединяет народы»

8 часов





























Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


п/п

Название методического материала

% оснащенности


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1

Книгопечатная продукция

Для ученика:


Учебники:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2011.

2. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

3.Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.

4. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2011.


Рабочие тетради

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь: 1 класс. 2013.

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь: 2 класс. 2013.

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь: 3 класс. 2014.

Н. А. Горяева, Л. А. Неменская. «Искусство вокруг нас». Рабочая тетрадь: 4 класс. 2014.


Для учителя:

1. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2011.

2. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.

3. Неменская Л.А, Неменский Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс - М.: «Просвещение», 2013.



100%

2

Печатные пособия

100%


Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.



Портреты художников; таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.



Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.



Схемы рисования предметов, растений, животных человека.



Открытки и календари с репродукциями.



Комплект художественных материалов.



Таблицы по ДПИ.


3.

Технические средства обучения

100%


Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Диапроектор

Компьютер

Принтер лазерный


4.

Электронные пособия

100%


Электронные пособия к учебникам «Изобразительное искусство», 1, 2, 3,4 классы

Записи классической и народной музыки.

Презентации к урокам (авторские, Интернет-материалы) на электронных носителях.


5

Оборудование класса

100%


Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.






Цифровые образовательные ресурсы


- Министерство образования и науки РФ www.mon.gov.ru

- Федеральное агентство по образованию www.ed.gov.ru

- Издательство «Просвещение» www.prosv.ru

- Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru

- Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей it-n.ru

- Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru

- Издательский центр «Вентана-Граф» Адрес сайта: http://www.vgf.ru

- Примерные программы начального общего образования. М., Просвещение, 2010.

- Информационно-публицистический бюллетень «Просвещение», Выпуск 2 (2) апрель 2007г. http://www.prosv.ru/ebooks/bulleten/pril_bul_2(17).pd

- http://www.zavuch.info/methodlib/68/

- http://www.uchportal.ru/load/46

- http://uroki-shkola.ru/category/nachalnaya-shkola


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ruНациональный фонд подготовки кадров. Приоритетный национальный проект «Образование» и проект «Информатизация системы образования» http://portal.ntf.ru

Статистика российского образования http://stat.edu.ru

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ http://www.apkppro.ru

Национальное аккредитационное агентство в сфере образования http://www.nica.ru

Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru

Федеральный совет по учебникам Министерства образования и науки РФ http://fsu.mto.ru

Федеральный центр тестированияhttp://www.rustest.ru

Федеральные информационно-образовательные порталы

Федеральный портал «Российское образование»http://www.edu.ru.

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru.

Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru.

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»http://www.ict.edu.ru.

Российский портал открытого образования ht://www.openet.edu.ru.

Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru.

Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!