№ | Тема урока | Тип урока | Учебно-творческое задание | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание |
1 тема «Древние корни народного искусства» - 9 часов |
1. | Древние образы в народном искусстве | Урок - усвоения новых знаний. | Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др. Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер. | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?» | Мифы Древней Руси | Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ |
2. | Орнамент как основа декоративного украшения | Комбинированный урок | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Орнамент как основа декоративного украшения. Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая). | Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе | Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ. | Стилизация. Зооморфный орнамент. | Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы. |
3. | Декор русской избы | Комбинированный урок | Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага. | Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы | Уметь использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. | Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментально композиции. | | Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора |
4. | Внутренний мир русской избы | Комбинированный урок | Коллективная работа «В русской избе» Материал: упаковочная коробка, пластилин, стеки, фольга, картон, цветная бумага, ножницы. | Единство пользы и красоты в организации пространства дома. Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища. | Принимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе | Фронтальный опрос. Самоанализ этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции. | | |
5. | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Комбинированный урок | Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ | | Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слон) |
6. | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Комбинированный урок | Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, акварель, бумага в клеточку) | Крестьянская вышивка - сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного художественного творчества | Связь вещи со всеми основными этапами становления человека, обрядовая роль полотенца в народном быту. | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание) |
7-8. | Народный праздничный костюм | Комбинированный урок | Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме. | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Просмотр и анализ работ | Разнообразие форм и украшений Р.н.праздничного костюма различных губерний ( цвет, декор, конструкция). Северорусский и южнорусский народный костюм. | Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены и как проходили? |
9. | Народные праздничные обряды, праздники | Повторительно-обобщающий урок | Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань | Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев,«Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представление о роли ДПИ в укладе жизни русского на рода | Экспресс-выставка | Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Синкретич ность народного искусства. | |
2 тема «Связь времен в народном искусстве» 9-часов |
10-11 | Древние образы в современных народных игрушках | Комбинированный урок | Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага. | Живучесть древних образов в современных народных игрушках. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек (филимо- новской, дымковской, каргопольской игрушек). | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание работ | | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки |
12-13 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Комбинированный урок | Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета | Опрос. Просмотр и анализ работ | | Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы |
14 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Комбинированный урок. | Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Взаимоанализ результатов творчества одноклассников (выборочно) | | Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ |
15-16 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | Комбинированный урок | Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Игра «Художники-зрители» | | Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?» |
17 | Роль народных промыслов в современной жизни | Комбинированный урок | Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой | Экспресс-выставка | | |
18 | Связь времён в народном искусстве | Повторительно -обощающий урок | (Соревновательная игра) Выполнение конкурсных заданий | Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновские игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного | Иметь представление о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального. | Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий | | |
3 тема «Декор – человек, общество, время» - 8 часов |
19 | Зачем людям украшения | Урок формирования новых знаний | Беседа | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Фронтальный опрос (устно) | | |
20 | Декор и положение человека в обществе | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков | Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти. | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом | Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата | | Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран |
21-22 | Одежда говорит о человеке | Комбинированный урок | (коллективная работа) Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти, клей | Одежда как знак положения человека в обществе. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть декора - выявить социальный статус людей | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ | Анализ результата коллективной работы | Эпоха и стиль | Найти изображение костюмов разных времён и разных народов |
23-24 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Комбинированный урок | Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти | История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба. | Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиция | Защита проекта, анализ результата | | |
25 | Символы и эмблемы в современном обществе. | Комбинированный урок | Выполнение композиции герба и флага Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы | Значение геральдического искусства в жизни современного общества | Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Презентацияпроектных работ. Анализ и оценивание результатов | Гербы городов России | Составить филворд на основе изученного материала (групповая работа) |
26 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Повторительно – обобщающий урок | (соревновательная игра) Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах | Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека. | Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора. | Подведение итогов соревновательной игры | | |
4 тема «Декоративное искусство в современном мире» - 9 часов |
27 | Современное выставочное искусство | Урок усвоения новых знаний | (на базе выставки декоративно-прикладного искусства) | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ | Выбрать наиболее понравившееся Произведение и объяснить свой выбор | | Подобрать изображения художественных изделий современного ДПИ |
28 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | Комбинированный урок | Изготовление тряпичной куклы-закрутки | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Игра «Художники-зрители» | | Подобрать изображения декоративных игрушек , выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности |
29-30 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | Комбинированный урок | Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Выставка творческих работ | | |
31 32 3334 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства | Урок творческого применения умений и навыков | Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | Этапы работы над произведением ДПИ | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Эстетическая оценка результата коллективной деятельности | | Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку |
35 | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Музейный урок или виртуальная экскурсия. Художественный музей. | Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире | Знать виды ДПИ, особенности языка. | | | |