СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел I. Пояснительная записка

1.1 Нормативная база

Рабочая программа по изобразительному искусству за курс основного общего образования составлена на основе:

  • ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом МО и науки РФ от 5 марта 2004 № 1089 (в ред. От 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39. от 31.01.2012 № 69).
  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
  • Примерной программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство, 5- 7 класс». Москва «Просвещение», 2009 г.
  • Положения МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева» О порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов».
  • Учебного плана МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева».

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена  на основе образовательной программы ФГОС « Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2011г. Класс:  5

            Стандарт ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

  • дать возможность научиться выполнять декоративные предметы, используя разные техники;
  • развивать конструктивное мышление;
  • тренировать внимание, память, воображение;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • научить экономному и разумному использованию материалов;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • учить самоанализу и умению представлять свой продукт, оценивать чужие успехи;

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс»

Тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»

 

Тема урока

Тип урока

Учебно-творческое задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

1 тема  «Древние корни народного искусства» - 9 часов

 

1.

Древние образы в народном искус­стве

Урок - усвоения новых знаний.

Зарисовать традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни и др.

Материалы: карандаш, гелевая ручка, фломастер.

Традиционные об­разы народного прикладного искус­ства как выражение мифопоэтических представлений че­ловека о мире, как память народа. Де­коративное изобра­жение как обозна­чение жизненно важных для челове­ка смыслов, их ус­ловно-символичес­кий характер

Понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства

Ответить на во­прос: «Как отра­зились в древних образах народно­го искусства поэтические представления наших предков о земле, её плодородии?»

Мифы Древней Руси

Подобрать иллюст­рации с изображе­нием древних обра­зов в произведениях народного  ДПИ

2.

Орнамент как ос­нова декоратив­ного украшения

 

Комбинированный урок

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе, росписи по дереву, орнаментах народной вышивки.

Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага

 

 

 

Орнамент как ос­нова декоративного украшения.

Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный).

Типы орнаментальных композиций  ( линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе

Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ.

Стилизация. Зооморфный орнамент.

Подобрать иллюстрации к русским народным сказкам с изображением избы.

3.

Декор русской избы

Комбинированный урок

Выполнение эскиза орнаментальной композиции для украшения избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска).

Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага.

Использование орнамента для декоративного оформления элементов архитектуры. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы

Уметь использовать в творческой работе символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции.

Презентация работ с объяснением символического значения декоративных элементов орнаментально композиции.

 

Обратить внимание на декор архитектурных элементов домов частного сектора

4.

Внутренний мир русской избы

Комбинированный урок

Коллективная работа «В русской избе»

Материал: упаковочная коробка, пластилин,  стеки, фольга, картон,  цветная бумага, ножницы.

Единство пользы и красоты в организации пространства дома.

Устройство и символика внутреннего пространства крестьянского жилища.

Принимать взаимосвязь пользы и красоты в организации пространства крестьянского дома, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе

Фронтальный опрос. Самоанализ  этапов работы, эстетическая оценка результата коллективной композиции.

 

 

5.

Конструкция, де­кор предметов на­родного быта и труда

 

Комбинированный урок

Выполнение эски­за выразительной формы предмета крестьянского бы­та и украшение его орнаменталь­ной композицией (прялка). Материалы: гу­ашь, кисти, нож­ницы, бумага

Органическое един­ство пользы и кра­соты, конструкции и декора предметов народного быта, вы­явление символиче­ского значения де­коративных элемен­тов

Уметь выстраивать декоративную ком­позицию, используя выразительные средства приклад­ного искусства: пло­скостность, обоб­щенность и лако­ничность изображе­ния, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы

 

Ответить на во­прос: «Что род­нит различные произведения крестьянских мастеров?». Про­смотр, анализ и оценивание работ

 

Составить кросс­ворд по пройден­ному материалу (5-7 слон)

6.

Образы и мотивы в орнаментах рус­ской народной вышивки

 

Комбинированный урок

Эскиз узора вы­шивки на поло­тенце в традициях народных масте­ров (фломастеры,  акварель, бумага в клеточку)

Крестьянская вы­шивка - сокровищ­ница древних обра­зов и мотивов. Ус­ловность языка ор­намента, его симво­лическое значение.

Уметь использовать в практической ра­боте графические материалы и образ­ную символику (цвета и изображе­ния) народного ис­кусства, условность языка орнамента

Обмен кроссвор­дами, решение и  взаимопроверка (оценивание). Анализ результа­тов собственного  художественного творчества

Связь вещи со всеми основными этапами становления человека, обрядовая роль полотенца в народном быту.

Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме

(опережающее задание)

7-8.

Народный празд­ничный костюм

 

Комбинированный урок

Выполнение эски­зов народного праздничного костюма с ис­пользованием различных техник и материалов

Народный празд­ничный костюм - целостный художе­ственный образ. Крестьянский костюм – образная модель мироздания. Защитно-охранительное значение орнамента в народном костюме.

Уметь работать с выбранным мате­риалом, используя выразительные воз­можности языка ДПИ: символика цвета и орнамен­тальных мотивов, целостность худо­жественного образа

Просмотр и ана­лиз работ

Разнообразие форм и украшений Р.н.праздничного костюма различных губерний

( цвет, декор, конструкция).

Северорусский и южнорусский народный костюм.

Расспросить своих близких старшего поколения о праздниках наших предков: чему были посвящены и как проходили?

9.

Народные праздничные обряды, праздники

Повторительно-обобщающий урок

 

Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань

Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев,«Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка»

Иметь представление  о роли  ДПИ в укладе жизни русского  на рода

Экспресс-выставка

Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Синкретич

ность  народного искусства.

 

2 тема  «Связь времен в народном искусстве» 9-часов

 

10-11

Древние образы в современных на­родных игрушках

 

Комбинированный урок

 

Выполнение иг­рушки (импрови­зация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: гли­на, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага.

Живучесть древних образов в современ­ных народных игрушках.  Особенно­сти пластической формы, цветового строя  и элементов росписи глиняных игрушек (филимо-
новской, дымков­ской, каргопольской игрушек).

Уметь использовать выразительные средства художест­венных материалов в творческой дея­тельности. Уметь ритмически выстраивать деко­ративные элементы росписи по форме предмета

Ответить на во­прос: «Что отли­чает глиняные игрушки, принад­лежащие к раз­ным художест­венным промыс­лам, и что между ними общего?» Просмотр, анализ и оценивание

ра­бот

 

Подбор открыток, книжных иллюст­раций с изображе­нием народной иг­рушки

12-13

Искусство Гжели. Истоки и совре­менное развитие промысла

 

Комбинирован­ный урок

 

Вырезание из бу­маги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и ук­рашение их рос­писью с исполь­зованием тради­ционных приемов письма. Материа­лы: бумага, нож­ницы, клей,  аква­рель, кисти

История развития промысла, его слия­ние с художествен­ной промышленно­стью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенно­сти гжельской рос­писи

Владеть навыками работы в конкрет­ном материале (ак­варель). Уметь пе­редавать единство формы и декора, взаимосвязь худо­жественно-выра­зительных средств  с функциональностью предмета

Опрос. Просмотр и ана­лиз работ

 

Подбор иллюстра­тивного материала гжельской посуды необычной формы

14

Искусство Городца. Истоки и со­временное разви­тие промысла

Комбинирован­ный  урок.

 

Выполнение фрагмента роспи­си по мотивам Го­родецкой роспи­си. Материалы: тонированная бу­мага, гуашь, кис­ти

История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основ­ные элементы деко­ративных компози­ций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изобра­жения, отточен­ность  линейного рисунка. Приемы росписи

Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искус­ства (форма, про­порции, линия, ритм, цвет, мас­штаб) в творческой работе

Ответить на во­прос: «Что значит образ в роспи­си?». Взаимоанализ ре­зультатов творче­ства однокласс­ников (выбороч­но)

 

Подобрать изобра­жение орнамен­тальной или сю­жетной композиции в произведениях ДПИ

15-16

Искусство Жостова. Истоки и современное раз­витие промысла.

 

Комбинированный  урок

 

Вырезание из бу­маги разверток различных форм подносов, укра­шение их роспи­сью. Материалы: гуашь, белая бу­мага, кисти

Из истории промы­сла. Разнообразие форм подносов и вариантов построе­ния цветочных ком­позиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жос­товской росписи и приемы письма

Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию опре­деленного типа, учитывая форму предмета

Игра «Художни­ки-зрители»

 

Подумать над во­просом: «Какие традиционные ху­дожественные про­мыслы нашей об­ласти вы знаете?»

 

17

Роль народных промыслов в со­временной жизни

Комбинированный урок

 

Изготовление карандашницы  в технике, имитиру­ющей просечную бересту. Матери­алы: цветная бу­мага, ножницы, клей

Прееммственность в народных промыслах. Использование традиционных при­емов народных про­мыслов в современ­ном искусстве

Уметь выстраивать декор в соответствии с формой пред­мета, используя ритм как основу ор­наментальной ком­позиции. Владеть навыком работы с бумагой

 

Экспресс-выставка

 

 

18

Связь времён в народном искусстве

 

Повторительно -обощающий урок

 

(Соревновательная игра)

Выполнение конкурсных заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

Связь времён в народном искусстве. Приёмы росписи и цветовые сочетания, традиционные для изученных промыслов (дымковская и филимоновские игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома). Отличие произведений традиционного искусства от профессионального декоративно-прикладного

 

Иметь представление  о разнице между произведениями традиционного народного искусства и профессионального.

Оценивание результатов выполнения конкурсных заданий

 

 

3 тема  «Декор – человек, общество, время»  - 8  часов

 

19

Зачем людям украшения

Урок формирова­ния новых знаний

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная роль декоративно-при­кладного искусства в жизни разных времен и народов

Уметь видеть в про­изведениях декора­тивно-прикладного искусства различ­ных эпох единство материала, формы и декора

 

 

Фронтальный оп­рос (устно)

 

 

20

Декор и положе­ние человека в обществе

Урок усвоения но­вых знаний, уме­ний, навыков

Выполнение эски­зов орнаменталь­ного украшения браслетов, ожере­лий по мотивам декоративного искусства Древ­него Египта. Ма­териалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти.

Украшение как по­казатель социально­го статуса человека. Символика изобра­жения и цвета в ук­рашениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнамен­тальные мотивы египтян. Различение национальных осо­бенностей русского орнамента и орна­мента Египта

Понимать, что об­разный строй вещи (ритм, рисунок ор­намента, сочетание цветов, компози­ция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным мате­риалом

Ответить на во­прос: «Какую роль играло деко­ративное искус­ство в Древнем Египте?». Пре­зентация своих работ учащимися и оценка резуль­тата

 

Подобрать зритель­ный ряд с изобра­жением украшений народов разных стран

 

21-22

Одежда говорит о человеке

Комбинированный  урок

(коллективная работа) Выполнение панно «Бал во дворце» по мотивам сказки  Ш. Перро «Золушка»

Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага белая и цветная, ножницы, кисти, клей

Одежда как знак положения человека в обществе. Отли­чие декоративно-прикладного искус­ства Западной Ев­ропы (эпоха барок­ко) от древнееги­петского, древнеки­тайского своими формами, орнамен­тикой, цветовой гаммой. Напоминание о том, что суть де­кора  - выявить социальный статус людей

Уметь творчески работать над пред­ложенной темой, используя вырази­тельные возможно­сти художествен­ных материалов и язык ДПИ

Анализ результа­та коллективной работы

Эпоха и стиль

Найти изображение костюмов разных времён и разных народов

23-24

О чем рассказы­вают гербы и эмблемы

Комбинированный урок

Проект собствен­ного герба или герба  своей се­мьи, класса (по выбору)

Материалы: цветная и белая бумага, клей, ножницы, гуашь, кисти

История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба.

Уметь работать в выбранном мате­риале, используя язык ДПИ: услов­ность, символич­ность, плоскост­ность изображения; учитывая ограниченность цветовой палитры, особенности композиция

Защита проекта, анализ  ре­зультата

 

 

25

Символы и эмб­лемы  в совре­менном общест­ве.

Комбинированный  урок

Выполнение ком­позиции герба и флага

Материа­лы: белая бумага формата A3, цвет­ная бумага, клей, ножницы

Значение геральдического искусства в жизни современного общества

Уметь создавать ус­ловное, символиче­ское изображение, работать с выбран­ным материалом

Презентацияпроектных ра­бот. Анализ и оценивание ре­зультатов

Гербы городов России

Составить филворд  на основе изученного материала

(групповая работа)

26

Роль декоратив­ного искусства в жизни человека и общества

Повторительно – обобщающий урок

(соревновательная игра) Решение кросс­вордов, участие в викторине, играх, конкурсах

Декоративно-при­кладное искусство в повседневной жиз­ни человека.

 

Понимать, что образный строй вещей определяется социальной ролью его хозяина. Уметь видеть в произведениях ДПИ различных эпох единство материала, формы и декора.

 

 

Подведение ито­гов соревновательной игры

 

 

4 тема  «Декоративное искусство в современном мире»  - 9 часов

 

27

Современное выставочное ис­кусство

Урок усвоения но­вых знаний

(на ба­зе выставки деко­ративно-приклад­ного искусства)

Многообразие ма­териалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при соз­дании произведения ДПИ. Изменение соотношения поль­зы и красоты.

Виды ДПИ

Знать виды декора­тивно-прикладного искусства, особен­ности его языка. Понимать роль вза­имосвязи материа­ла, формы и содер­жания при создании произведений ДПИ

Выбрать наиболее понравившееся

Произведение и объяснить свой выбор

 

Подобрать изображения художественных изделий

современного ДПИ

28

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

Комбинированный  урок

Изготовление тряпичной куклы-закрутки

Выразительное ис­пользование мате­риала. Условность, обобщенность об­раза.

Уметь использовать выразительные воз­можности материа­ла, принципы деко­ративного обобще­ния в творческой работе

Игра

«Художники-зрители»

 

Подобрать изображения

декоративных игрушек , выполненных из различных материалов. Обратить внимание на особенности средств выразительности

29-30

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

Комбинированный урок

Изготовление декоративной вазы для украшения  интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бу­тылка, клей, плотная бумага

Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ

Владеть практическими навыками выразительного ис­пользования фактуры, формы, объема

Выставка творческих работ

 

 

31

32

3334

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства

Урок творческого применения умений и навыков

 

Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по моти­вам народного искусства с твор­ческой интерпретацией. Коллек­тивное выполне­ние панно по наи­более удачному эскизу

Этапы работы над произведением  ДПИ

Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбран­ном материале, используя язык деко­ративно-прик­ладного искусства, принципы декора­тивного обобщения

Эстетическая оценка результата коллективной деятельности

 

Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итого­вой выставке. Подготовка к обоб­щающему уроку

35

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.

 

Урок обобщения и систематизации знаний.

Музейный урок или

виртуальная экскурсия.

Художественный музей.

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Де­коративное искусство в современном мире

 

 

Знать виды ДПИ, особенности языка.

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!