СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел I. Пояснительная записка

1.1 Нормативная база

Рабочая программа по изобразительному искусству за курс основного общего образования составлена на основе:

  • ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом МО и науки РФ от 5 марта 2004 № 1089 (в ред. От 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39. от 31.01.2012 № 69).
  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
  • Примерной программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство, 5- 7 класс». Москва «Просвещение», 2009 г.
  • Положения МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева» О порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов».
  • Учебного плана МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева».

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена  на основе образовательной программы ФГОС « Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2011г. Класс:  5

            Стандарт ориентирован на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

  • дать возможность научиться выполнять декоративные предметы, используя разные техники;
  • развивать конструктивное мышление;
  • тренировать внимание, память, воображение;
  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
  • научить экономному и разумному использованию материалов;
  • обогащать и активизировать словарный запас;
  • учить самоанализу и умению представлять свой продукт, оценивать чужие успехи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс»

Раздел I. Пояснительная записка

1.1 Нормативная база

Рабочая программа по изобразительному искусству за курс основного общего образования составлена на основе:

  • ФК ГОС начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утв. Приказом МО и науки РФ от 5 марта 2004 № 1089 (в ред. От 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39. от 31.01.2012 № 69).

  • Федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».

  • Примерной программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство, 5- 7 класс». Москва «Просвещение», 2009 г.

  • Положения МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева» О порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов».

  • Учебного плана МБОУ «СОШ им. Х.Намсараева».

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС « Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл. Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2011г. Класс: 5

Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

  • дать возможность научиться выполнять декоративные предметы, используя разные техники;

  • развивать конструктивное мышление;

  • тренировать внимание, память, воображение;

  • создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • научить экономному и разумному использованию материалов;

  • обогащать и активизировать словарный запас;

  • учить самоанализу и умению представлять свой продукт, оценивать чужие успехи;

Актуальность программы в том, что использование проектных и проблемно-поисковых технологий при проведении занятий, способствует успешной социализации обучающихся. Личностно ориентированный подход повышает творческую активность, создаёт условия для самореализации личности.

 Программа занятий рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю. Структура программы выстроена циклически: ежегодное повторение разделов и тем обусловлено усложнением изучаемого материала.

Занятия проводятся в индивидуально-групповой форме, с использованием проблемно-поискового, наглядно-демонстративного методов, рассказа, беседы, работы с книгой.

В этом возрасте активно развивается логическое и абстрактное мышление, любознательность. Ярко выражено стремление к самореализации, желание быть признанным и оцененным другими.

На занятиях дети получают теоретические знания, учатся анализировать, читать схемы, технологические карты и выполнять практические задания по ним. Полученные знания и умения воплощают в индивидуальной или групповой работе. При презентации изделий, дети учатся высказывать свое мнение, быть объективными, гуманными, доброжелательными, без обид выслушивать критику и быть самокритичными.

Занятия имеют большое воспитательное значение для развития художественного вкуса детей, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации учащихся.

Принципы построения программы:

  • культуросообразности

  • сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников

  • доступности

  • преемственности

  • дифференциации

  • свободы выбора

  • успешности

Программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса - первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.


Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

-преемственность начального и основного образования;

- концентрические возвращения к основам изобразительного искусства, их посто- янного углубления и расширения;

-межпредметные и внутрипредметные связи;

- продолжение формирования у учащихся эстетического отношения к миру на ос- нове визуальных художественных образов;

--реализация художественно-творческого потенциала учащихся на материале изо- бразительного искусства.

Описание ценностных ориентиров должно найти отражение в содержании учебного предмета «Изобразительное искусство» в основной школе.

Изучение изобразительного искусства направлено на:

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

-формирование морально-нравственных ценностей и представлений о реальной художественной картине мира;

-развитие и становление эмоционально-образного и художественного типа мыш- ления, что наряду с рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других учебных предметах, обеспечивает становление целостного мышления учащихся;

- формирование личности учащегося, овладение универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познании на всех этапах дальнейшего образования.

В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

- Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

- Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

- Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются раз- ные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:

- Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загораживание, изображения людей и животных, предметов).

- Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).

- Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ассоциаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормовое рисование, фантазии, невозможные фигуры).

- Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмывки, техники граттажа, монотипии, художественной росписи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).

- Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство. Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных материалов, содействуют формированию образного мышления. «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящено изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные содержательные линии

В рабочей программе по изобразительному искусству 5класс выделены 4 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Древние корни народного искусства»; «Связь времен в народном искусстве»; «Декор, человек, общество, время»; « Декоративное искусство в современном мире».

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

Программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется национально - региональный компонент, который представлен в следующих класса и разделах:

  • В 5 классе- 4 часа

В разделах «Древние корни народного искусства», «Декоративное искусство в современном мире», «Декор- человек- общество- время»


урока

Тема, содержание урока

Количество



часов

Урок 3.

Внутренний мир крестьянской избы. НРК Бурятская юрта

1

Урок 6.

Народный праздничный костюм. НРК Бурятский национальный

1


костюм


Урок 9.

Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.

1


НРК Игрушки бурятского народа


Урок 16

Интерес к народным художественным промыслам в нашей жизни.

1


НРК Бурятские промыслы



Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 5-м классе является формирование представления о декоративно-прикладном искусстве, многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 5-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 5-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

.

Раздел III. Место учебного предмета в учебном плане

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 34ч.

В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Реснублики Бурятии.

.

Раздел IV. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

Учащиеся должны знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);

  • семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

  • несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, Борисовская керамика).

Учащиеся должны уметь:

  • различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);

  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);

  • выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.

В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


Раздел V. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Данной программой предусмотрено использование следующих видов контроля. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. Стартовый контроль проводить в начале учебного года. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. В рубежном контроле учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню национального стандарта образования.

Каждый из перечисленных видов контроля может быть проведён с использованием следующих методов и средств:

- устный (беседа, викторины, контрольные вопросы);

- письменный (вопросники, кроссворды, тесты);

-практический (упражнения, художественно-творческие задания, индивидуальные карточки-задания).

Формы контроля знаний, умений, навыков ( стартовый,текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

  1. Имеются в наличии художественные материалы, в полном объеме выполнялась объемная поисково-исследовательская деятельность в форме д/з, рефератов и др., активно велась самостоятельно-творческая художественная деятельность

  2. Проявляет эмоциональное отношение к воспринимаемому и изображаемому явлению, доминирует внутренняя мотивация, которая доставляет удовольствие от работы

  3. Наличие волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения, его интерпретация

  4. Постоянная потребность к творчеству, интерес, выраженный в систематических выполнениях домашних и иных творческих работ

  5. Переданы чувства формы и фактуры. Образное решение сюжета с применением цветовых колористических сочетаний цветов, решено эмоционально-цветовое исполнение замысла

  6. Соответствие выбранной художественной техники темы замысла, разнообразие выразительных средств

  7. Присутствие оригинальности и индивидуальности в работе, выраженное через нешаблонное решение сюжета, доминирование своей точки зрения на решение заданной темы

  8. Адекватно развитая самооценка учащимся своей познавательно-созидательной деятельности (учащийся объективно оценивает свои успехи на уроке и обоснованно дает им характеристику)

Формы контроля уровня обученности:

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.


Раздел VI. Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

Высокие темпы обновления научных знаний и технологий являются отличительной чертой современности. В связи с этим необходимо научить школьника самостоятельно обновлять свои знания и навыки, т.е. формировать умение учиться. Это означает умение учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми.

Любое учебное умение школьника характеризуется набором взаимосвязанных конкретных учебных действий, которые являются предпосылкой формирования культурологических умений как способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий; отражают способность школьника работать с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?),и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?) возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий. Итак, умение учиться -это умение использовать «набор» универсальных учебных действий. В ФГОС нового поколения определяет такие виды УУД, как познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Личностные универсальные учебные действия

  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

  • мотивировать свои действия;

  • выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

  • воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражатьположительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • удерживать цель деятельности до получения ее результата;

  • планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

  • корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

  • осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

  • анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные универсальные учебные действия

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение

в пространстве и времени;

  • выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;

  • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

  • преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

  • составлять небольшие устные монологические высказывания;

  • оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• формирование основ художественной культуры обучающихся как

части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

 • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в

 художественном и нравственном пространстве культуры;

• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,

жанров и стилей как материального выражения        духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;

• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



Раздел VII. Содержание тем учебного курса.

Изобразительное искусство в жизни человека - 34 часов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание Кол-во часов

«Древние корни народного искусства» 9

«Связь времен в народном искусстве» 8

«Декор - человек, общество, время» 9

«Декоративное искусство в современном мире». 8

Всего 34

Древние корни народного искусства» (9 ч)

Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

• Древние образы в народном искусстве.

• Убранство русской избы.

• Внутренний мир русской избы.

• Конструкция, декор предметов народного быта.

• Русская народная вышивка.

• Народный праздничный костюм.

• Народные праздничные обряды.

1 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

2-3 тема. Дом космос. Единство конструкции и декора в народном жилище и Декор русской избы. Гуашь, кисти формат А3.

Юрта – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском и бурятском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир) и бурятской юрты.

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Ханза, hаба , деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

6 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..

7-8 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Бурятский костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

9 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского промысла. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

• Древние образы в современных народных игрушках.

• Искусство Гжели.

• Городецкая роспись.

• Хохлома.

• Жостово. Роспись по металлу.

• Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

• Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль бурятской игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

11 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

13 тема. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

14 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

15 тема Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы и декора борисовской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях борисовских мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи.

Материалы: пластилин, банка, стеки.

16 тема. Бурятские промыслы. Основные группы орнамента. Геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды….) "меандр",Зооморфные ( животные, птицы..) Растительные (листья, цветы, лотос…) Природные или космогонические (солнце, луна, вода…) Культовые 

Задание: Практическое задание

17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Декор – человек, общество, время. (9 ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами и эмблемами Самарской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

• Зачем людям украшения.

• Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

• Одежда «говорит» о человеке.

• Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

• О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.

• Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

18 тема. Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

24-25 тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

26 тема. О чём рассказывают нам гербы Самарской области.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Самары и городов области. История создания герба области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов Самарской области (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

27 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..

Декоративное искусство в современном мире. (8ч)

Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

• Современное выставочное искусство.

• Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

• Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

• Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

• 28-29 тема. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,.


34 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

Оформление школьной выставки по итогам года

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.

Раздел VIII. Учебно-тематический план.

5 класс

«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - 34 часов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


Наименование разделов, тем.

Кол-во часов

п

(в т. ч. НРК)


п



1

«Древние корни народного искусства»

9


Древние образы в народном искусстве.

1


Убранство русской избы. НРК Бурятская юрта.

2


Внутренний мир русской избы.

1


Конструкция, декор предметов народного быта.

1


Русская народная вышивка.

1


Народный праздничный костюм. НРК Бурятский национальный костюм

2


Народные праздничные обряды.

1

2

«Связь времен в народном искусстве»

8


Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. НРК Игрушки

1


Бурятского народа



Искусство Гжели.

1


Городецкая роспись.

1


Хохлома.

1


Жостово. Роспись по металлу.

1


Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие

1


. Бурятские промыслы

1


Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1




3

«Декор - человек, общество, время»

10


Зачем людям украшения.

1



Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2


Одежда «говорит» о человеке.

3


Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

2


О чём рассказывают нам гербы Ростовской области.

1


Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение

1


темы).


4

«Декоративное искусство в современном мире».

7


Современное выставочное искусство.

2


Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

2


Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

1


Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!». Тест.

2


Промежуточная аттестация.



Всего

34 часов



НРК: 4 часа





Раздел X. Учебно-методическое обеспечение

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

1. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2011. -129с.

2. Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса/Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2011.

3. Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – М.Просвещение, 2010. – 48с. – (Стандарты второго поколения).

Дополнительные пособия для учителя:

1. Алехин А.Д., Когда начинается художник. М 1993 г.

2.Виноградова Г.Г. Изобразительное искусство в школе.

3.И. П. Волков. Художественная студия в школе

4. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-159с.

5. В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. Изобразительное искусство в начальной школе

6. Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение,2006

7. Хосе М. Паррамон и Гилермо Фреске «Как писать акварелью» перевод:

Наталии Мультатули. Издательство «Аврора», Санкт-Петербург, 1995

8. И.Красильников. Искусство в школе. 2001, №3. Творческое задание на уроках искусства.

9.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. М., 1990.

10. Хворостов А. С., Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.

11. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе.

3-е изд. М., 1998.

12. Михайлов А.М. Искусство акварели. М., 1995.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе:

учебник. 3-е изд. М., 1997.

14. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1998. – 208 с.: ил..

15. Марысаев В.Б. Рисование: Теория. 3-5 классы. – М.: Рольф, 1999. – 80 с., с илл. – (Ступени).

16. Паррамон Эдисионес. Живопись пастелью, мелками, сангинами и цветными карандашами. Полный курс живописи и рисунка. Напечатано в Испании, январь 1992.

17. Ф.С. Рогинская. Передвижники. Издательство «Искусство», «АРТ-Родник», Москва 1997

Технические средства обучения

Компьютер, проектор

Методический фонд

Репродукции картин художников.

Муляжи для рисования

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Тела геометрические (конус, шар, цилиндр, призма)

Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.




















Тест по изобразительному искусству для 5 класса

1. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:

- печь, стол компьютер, лавка-конник, полати, домашний кинотеатр, прялка, вышитое полотенце, расписная посуда, телевизор.

2. Перечислите графические материалы в изобразительном искусстве

________, _______, ______, _______, ___________________, _______________


3. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые входят в народный женский наряд: .

- кокошник, лента, пальто, кичка, сорока, рубаха, юбка, сарафан, понева, передник – запон, душегрея.


4. Выберите верное определение и подчеркните его:

А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;

Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;

В) геральдика – наука о марках.


5. Какая композиция называется симметричной.

А) изображение слева подобно изображению справа

Б) выверенное чередование

В) изучение закономерностей

6. Какие цвета являются основными

А) красный, синий, зеленый

Б) красный, желтый, синий

В) красный фиолетовый, синий

7. Натюрморт – это изображение:

А) мертвой натуры

Б) живой натуры

8. Назовите ахроматические цвета?

______________, ____________, ___________

9. Приведите пример теплой цветовой гаммы:

А) красный, оранжевый, коричневый

Б) синий, голубой, фиолетовый, розовый. красный, желтый

В) зеленый, черный, серый, белый, красный

10. Что такое ритм?

А) выразительность и гармония

Б) Чередование изобразительных элементов

В) полноправный элемент композиции

11. Подчеркните правильное окончание определения:

В линейной перспективе все предметы при удалении а) увеличиваются

б) уменьшаются

в) остаются без изменений.

В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя

а) сходятся в одной точке

б) остаются параллельными

в) расходятся.

В воздушной перспективе предметы при удалении а) четкие б) покрыты дымкой, расплывчаты.






Скачать

© 2018 583 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!