Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" для детей с УО»
Пояснительная записка.
Программа по изобразительному искусству для 1 – 4 классов составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой и авторской программы И.А. Грошенкова «Изобразительное искусство» – М.; Просвещение, 2006.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.
Задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
на реализацию программы отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации; знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы; следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа;
размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради; следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки; рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу; различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре;
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
Содержание рабочей программы
Рисование с натуры (13 ч)
Умение правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Декоративное рисование (15 ч)
Умение проводить от руки прямые линии, делить отрезок на равные части, развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование на темы (3 ч)
Умение передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; а также передавать пространственные отношения предметов и их частей.
Беседы об изобразительном искусстве (3 ч)
Развитие умения узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, называть действующих лиц; называть и дифференцировать цвета.
Знакомство с иллюстрациями к народным сказкам (иллюстрации художников Ю.Васнецова, В.Ватагина, Е.Чарушина и др.).
Учебно-тематический план 1 час в неделю, 34 часа в год.
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Рисование с натуры | 13 |
-
| Рисование с натуры овощей | 1 |
-
| Рисование с натуры фруктов | 1 |
-
| Рисование с натуры грибов: белый, подосиновик, мухомор | 1 |
-
| Рисование школьных принадлежностей (папка, линейка, треугольник) | 1 |
-
| Рисование с натуры веточки ели | 1 |
-
| Рисование с натуры праздничных флажков | 1 |
-
| Рисование с натуры елочных игрушек | 1 |
-
| Веточка ели с елочными игрушками | 1 |
-
| Оформление новогодней открытки | 1 |
-
| Рисование с натуры рамки для картин | 1 |
-
| Рисование с натуры игрушки - рыбки | 1 |
-
| Рисование с натуры портфеля | 1 |
-
| Рисование дорожного знака «Впереди опасность» | 1 |
| Декоративное рисование | 15 |
-
| Рисование узора в полосе из листьев и ягод (по образцу) | 1 |
-
| Рисование узора в полосе из растительных форм | 1 |
-
| Рисование геометрического орнамента в квадрате | 1 |
-
| Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | 1 |
-
| Узор из цветов для коврика прямоугольной формы | 1 |
-
| Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике | 1 |
-
| Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера) | 1 |
-
| Узор в полосе для косынки треугольной формы | 1 |
-
| Рисование узора в круге – расписная тарелка | 1 |
-
| Рисование несложных предметов из геометрических форм (домик – квадрат, треугольник) | 1 |
-
| Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур | 1 |
-
| Рисование открытки «Ракета летит» | 1 |
-
| Рисование башенки из элементов строительного материала | 1 |
-
| Рисование узора в полосе из цветов и листочков | 1 |
-
| Узор из цветков в кружке | 1 |
| | |
| Рисование на тему | 3 |
-
| Рисование на тему: «Деревья осенью» | 1 |
-
| Рисование на тему: «Снеговики» | 1 |
-
| Рисование на тему: «Рыбки в аквариуме среди водорослей» | 1 |
| | |
| Беседы об изобразительном искусстве | 3 |
-
| Знакомство с Городецкой росписью | 1 |
-
| Беседа по картинам. Рисование рамки для картины | 1 |
-
| Знакомство с полхов-майданскими изделиями. Рисование узора в полосе | 1 |
6