СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе:

- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году;

- Примерной адаптированной основной  общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса.»

Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Чурсина М.В. /

Протокол №

от «____»______________

2019г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2

_____________/Макарова Л.Ю/



«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

_____________/Загайнов С.В./

Приказ № ______ от «____»____________ 2019г.




Адаптированная рабочая программа

для детей с умственной отсталостью

по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса

на 2019-2020 учебный год


Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,

специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида


Срок реализации:1год



Составитель: Кочукова Валентина Александровна,

учитель начальных классов





Топчиха 2019г


Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе:

- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году;

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

- Учебного плана МБОУ Топчихинская СОШ №2 на 2019-2020 учебный год.


Программа рассчитана на 0,25 часа в неделю, что составляет 1 час в месяц, или 9 часов в год.


Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Цель программы обучения - использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.


Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ


Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.

После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.


ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ


На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.

Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.

Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.


РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ


Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.

Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.


РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ


Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ


Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.

В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.

Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.

В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.


Требования у уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны уметь:

  1. правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

  2. передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

  3. использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

  4. передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

  5. подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

  6. пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

  7. анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

  8. употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов



Распределение программного материала в учебных часах


Разделы и темы программного материала.

Всего часов

Теория

Практика

    1. Рисование с натуры

2

1

1

    1. Декоративное рисование.

2

1

1

    1. Рисование по теме.

3

1

2

    1. Предметное рисование

2

1

1

ИТОГО

9

4

5


Тематическое планирование

ТЕМА

Вид урока

Основные знания

Формируемые умения и знания

Форма проверки

Кол – во часов

1.

Рисование с натуры

Ведение новых знаний. Комбинированный урок

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные свойства. Правильно размещать рисунок на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных худ.техник и материалов (акварель).

Знать правило работы с акварельными красками. Уметь работать кистью и акварельными красками. Уметь соотносить ширину и высоту частей целого, а также конструкцию предметов. Уметь сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы.

Текущий. Беседа. Самостоятельная работа.

2

2.

Декоративное рисование

Комбинированный урок

Знакомство с образцами декоративно – прикладного искусства, с узорами на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, с худ.резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Формирование технических и изобразительных умений. Выработать умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Упражнять в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка. Развивать умение пользоваться трафаретами – мерками, различать и называть цвета.

Уметь выполнять декоративные цепочки, выполнять простейшие элементы растительного узора кистью, используя линии, мазки, точки, как приемы рисования кистью декоративных элементов. Знать элементы узоров хохломы.

Самостоятельная работа. Текущий. Работа по образцу.

2

3.

Рисование по теме

Комбинированный урок

Знакомство с произведениями выдающихся художников (К. Юон). Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объема. Учить объединять предметы по признаку формы. Развивать умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки. Размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький). Отождествлять свой рисунок с каким – либо предметом.

Уметь самостоятельно выбирать материалы для творческой работы, самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке, уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования

Текущий. Творческая работа. Самостоятельная работа.

3

4.

Предметное рисование

Комбинированный урок

Изображение с натуры по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств,для реализации собственного замысла в рисунке.

Умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка.

Самостоятельная работа

2






Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.


Календарно-тематическое планирование


Тема урока


Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Рисование с натуры – 2 ч.

1

Рисование с натуры «Лист дерева»

1

03.09


2

Рисование с натуры «Ваза с осенними веточками».

1

01.10


Декоративное рисование -2 ч.

3

Беседа «Золотая хохлома»

1

26.11


4

Составление хохломского узора

1

24.12


Рисование по теме – 3 ч.

5

Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

1

21.01


6

Рисование на тему «Космос»

1

18.02


7

Рисование на тему «Весна»

1

17.03


Предметное рисование – 2 ч.

8

Предметное рисование «Снежинка»

1

14.04


9

Беседа по картинам Левитана. Рисование дерева.

1

12.5


























Методическое обеспечение.


  1. Сюжетные картинки.

  2. Предметные картинки.

  3. Дидактические игры.

  4. Схемы.

  5. Карточки с заданиями.

  6. Таблицы.

  7. DVD фильмы по предмету.

  8. Репродукции картин.

  9. Рабочие тетради «Учусь рисовать».

  10. Краски, цветные карандаши.


Материально-техническое обеспечение:

1.Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году.


















Лист внесения изменений

№ пп

№ урока


Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Причина (приказ № … от ...)































































Критерии оценивания

Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!