Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________ 2019г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2019г. |
Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью
по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 4 класса
на 2019-2020 учебный год
Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Срок реализации:1год
Составитель: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
Топчиха 2019г
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса создана на основе:
- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Учебного плана МБОУ Топчихинская СОШ №2 на 2019-2020 учебный год.
Программа рассчитана на 0,25 часа в неделю, что составляет 1 час в месяц, или 9 часов в год.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Цель программы обучения - использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом предмете существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи.
После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов, хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.
Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
Требования у уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов
Распределение программного материала в учебных часах
Разделы и темы программного материала. | Всего часов | Теория | Практика |
Рисование с натуры | 2 | 1 | 1 |
Декоративное рисование. | 2 | 1 | 1 |
Рисование по теме. | 3 | 1 | 2 |
Предметное рисование | 2 | 1 | 1 |
ИТОГО | 9 | 4 | 5 |
Тематическое планирование
№ | ТЕМА | Вид урока | Основные знания | Формируемые умения и знания | Форма проверки | Кол – во часов |
1. | Рисование с натуры | Ведение новых знаний. Комбинированный урок | Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные свойства. Правильно размещать рисунок на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных худ.техник и материалов (акварель). | Знать правило работы с акварельными красками. Уметь работать кистью и акварельными красками. Уметь соотносить ширину и высоту частей целого, а также конструкцию предметов. Уметь сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Уметь рисовать с натуры разнообразные цветы. | Текущий. Беседа. Самостоятельная работа. | 2 |
2. | Декоративное рисование | Комбинированный урок | Знакомство с образцами декоративно – прикладного искусства, с узорами на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, с худ.резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Формирование технических и изобразительных умений. Выработать умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Упражнять в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка. Развивать умение пользоваться трафаретами – мерками, различать и называть цвета. | Уметь выполнять декоративные цепочки, выполнять простейшие элементы растительного узора кистью, используя линии, мазки, точки, как приемы рисования кистью декоративных элементов. Знать элементы узоров хохломы. | Самостоятельная работа. Текущий. Работа по образцу. | 2 |
3. | Рисование по теме | Комбинированный урок | Знакомство с произведениями выдающихся художников (К. Юон). Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача настроения в творческой работе с помощью тона, цвета, композиции, пространства, линии, пятна, объема. Учить объединять предметы по признаку формы. Развивать умение передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки. Размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький). Отождествлять свой рисунок с каким – либо предметом. | Уметь самостоятельно выбирать материалы для творческой работы, самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке, уметь рисовать праздничный салют, используя различные техники рисования | Текущий. Творческая работа. Самостоятельная работа. | 3 |
4. | Предметное рисование | Комбинированный урок | Изображение с натуры по памяти и воображению. Выбор и применение выразительных средств,для реализации собственного замысла в рисунке. | Умение последовательно проводить работу над рисунком по представлению, использовать линию симметрии в построении рисунка. | Самостоятельная работа | 2 |
Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
Рисование с натуры – 2 ч. |
1 | Рисование с натуры «Лист дерева» | 1 | 03.09 | |
2 | Рисование с натуры «Ваза с осенними веточками». | 1 | 01.10 | |
Декоративное рисование -2 ч. |
3 | Беседа «Золотая хохлома» | 1 | 26.11 | |
4 | Составление хохломского узора | 1 | 24.12 | |
Рисование по теме – 3 ч. |
5 | Рисование на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | 21.01 | |
6 | Рисование на тему «Космос» | 1 | 18.02 | |
7 | Рисование на тему «Весна» | 1 | 17.03 | |
Предметное рисование – 2 ч. |
8 | Предметное рисование «Снежинка» | 1 | 14.04 | |
9 | Беседа по картинам Левитана. Рисование дерева. | 1 | 12.5 | |
Методическое обеспечение.
Сюжетные картинки.
Предметные картинки.
Дидактические игры.
Схемы.
Карточки с заданиями.
Таблицы.
DVD фильмы по предмету.
Репродукции картин.
Рабочие тетради «Учусь рисовать».
Краски, цветные карандаши.
Материально-техническое обеспечение:
1.Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году.
Лист внесения изменений
№ пп | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Критерии оценивания
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.