Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/Чурсина М.В. / Протокол № от «____»______________2018г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _____________/Макарова Л.Ю/ Протокол №______от_________2018г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 _____________/Загайнов С.В./ Приказ № ______ от «____»____________ 2018г. |
Адаптированная рабочая программа
для детей с умственной отсталостью
по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса
на 2018-2019учебный год
Разработана на основе авторской программы под редакцией В.В. Воронковой,
специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Срок реализации:1год
Составитель: Кочукова Валентина Александровна,
учитель начальных классов
с. Топчиха 2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса создана на основе:
- Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Учебного плана МБОУ Топчихинская СОШ №2 на 2018-2019 учебный год
Программа рассчитана на 8,5 часов в год, 0,25 часа в неделю.
Цель программы обучения - использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребёнка, на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.
Задачи программы обучения:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предмете, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно - двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно - прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально - эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно располагать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности:
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше: изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
Учащиеся должны знать:
цвета;
строение изображаемого предмета;
правила построения узора в полосе, квадрате, круге.
Содержание программы
На основании программы специальной коррекционной образовательной школы VIII вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года издания, учащиеся 3 класса усваивают: декоративное раскрашивание, рисование с натуры, рисование на темы, характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.
Раздел | Краткое содержание раздела |
Декоративное раскрашивание | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование с натуры | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы |
Декоративное раскрашивание | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Декоративное раскрашивание | Рисование узоров из геометрических форм в полосе, квадрате; анализ образца; структура узора (повторение или чередование элементов), форма и цвет составных частей; использование осевых линий при рисовании орнаментов в квадрате; расположение элементов в декоративных рисунках. |
Рисование на темы. Беседы об изобразительном искусстве. | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Рисование с натуры. Беседы об изобразительном искусстве. | Изображение предметов округлой, продолговатой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы; определение последовательности рисунка; использование темных и светлых оттенков цвета; применение средней (осевой) линии при изображении плоских предметов симметричной формы Узнавание в иллюстрациях книг и в репродукциях художников характерных признаков времен года, передаваемых средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. |
Рисование на темы. | Соединение в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; расположение изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка. |
Рабочая программа по учебному предмету составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и согласно рекомендациям специалистов ПМПК.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата |
План | Факт |
1 | Рисование с натуры осенних листьев. | 14.09 | |
2 | Рисование с натуры предметов различной формы и цвета. Яблоко, морковь, огурец, груша. | 12.10 | |
3 | Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки (тарелка - готовая форма) | 09.11 | |
4 | Рисование на тему «Нарядная елка». Беседа по картинам на тему: «Зима пришла» | 07.12 | |
5 | Рисование на тему: «Елка зимой в лесу». | 01.02 | |
6 | Декоративное рисование-оформление поздравительной открытки к 8 марта. | 01.03 | |
7 | Рисование на тему: «Деревья весной» | 26.04 | |
8,5 | Рисование на тему: «Праздник Победы» | 24.05 | |
Материально-техническое обеспечение:
1.Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2013году
Лист внесения изменений
№ пп | № урока | Дата проведения по плану | Дата фактического проведения | Причина (приказ № … от ...) |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Критерии оценивания
Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
2