СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 1 класса обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по ФГОС для 1 класса обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для 1 класса обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шелеховская средняя общеобразовательная школа






Рабочая программа

по учебному предмету:

«Мир природы и человека»

для 1 класса обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

на 2017-2018 учебный год








Составитель:

Васюкова Вера Владимировна

учитель начальных классов,

первой квалификационной категории









с. Шелехово

2017 год



Пояснительная

Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общеобразовательной школы.



Цели и задачи учебного предмета

Основная цель: развитие личности ребенка с нарушением интеллекта на основе более раннего восприятие им законов окружающего мира природы и способов их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.

Задачи:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;

  • конкретизировать понятийный аппарат, развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;

  • вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;

  • формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Мир природы и человека» отводится в 1 классе 66 часов в год

(2 часа в неделю).

Рабочая программа ориентирована на учебник

«Мир природы и человека» Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.

1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016


Учебно-методическое обеспечение

1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016

2. Рабочие тетради: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013

3. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации

4.Печатная продукция:

4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой

4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)

4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.

Личностные умения и навыки

- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;

- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия

(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);

- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;

- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.


Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.

Коммуникативные навыки

- умением всту­пать в контакт и работать в группах;

- умением использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;

- умение обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь;

- умение слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и све­рстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Регулятивные учебные действия:

- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);

- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);

- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;

- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;

- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);

- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.


Познавательные учебные действия

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,

- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);

- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;

- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);

- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;

- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.



Предметные результаты

Минимальным уровнем является формирование следующих умений:


- правильно и точно называть изученные объекты, яв­ления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на ри­сунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространённых диких и домаш­них животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объ­яснять их назначение;

- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;


Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:



- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;

- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;

- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;

- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;


Основное содержание учебного предмета


1 класс

Неживая природа (8 ч)

Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.

Деятельность человека в течение суток.

Земля: песок, камни, глина.

Солнце – источник тепла и света.

Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.


Сезонные изменения в природе (18ч)

Сезонные изменения в неживой природе

Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.

Знакомство с временами года и их названиями.

Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года :холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.

Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.



Растения и животные в разное время года

Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха1.

Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.

Животные зимой. Медведь, заяц.

Одежда людей, игры детей в разное время года


Живая природа (40 ч)



Растения (11 ч)

Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).

Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.

Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.


Животные(11 ч)

Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).

Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.

Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).

Человек. Безопасное поведение(18 ч)

Пол, возраст, имя, фамилия.

Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.

Первая помощь при порезах, ожогах кожи.

Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.

Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д . Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.



Тематическое планирование

1 класс

Содержание

К- во часов

Неживая природа

Сезонные изменения в природе.

18ч

Растения

11ч.

Животные

11ч.

Человек.

18ч

Итого:

66ч



Календарно – тематическое планирование для 1 класса

п/п

Наименование раздела, темы

К -во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

факт


1

2

3

4

5

6

I -четверть 18 ч


Неживая природа




1.

Земля и Солнце


05.09



2.

Значение Солнца


07.09



3.

Солнце и жизнь растений


12.09



4.

День и ночь


14.09



5.

Небо днем и ночью


19.09



6.

Сутки


21.09



7.

Занятия людей в течение суток


26.09



8.

Режим дня


28.09




Сезонные изменения в природе

18ч.




9.

Осень


03.10



10.

Признаки осени


05.10



11.

Признаки осени. Составление рассказа по рисунку.


10.10



12.

Занятия и одежда осенью.


12.10



13.

Погода. Календарь природы


17.10



14.

Зима


19.10



15.

Признаки зимы


24.10



16.

Признаки зимы. Составление рассказа по опорным схемам.


26.10



17.

Занятия и одежда зимой


07.11



18.

Погода. Календарь природы


09.11



II – четверть 14ч.

19.

Весна


14.11



20.

Признаки весны


16.11



21.

Занятия и одежда весной


21.11



22.

Погода. Календарь природы


23.11.



23.

Лето


28.11



24.

Признаки лета


30.11



25.

Занятия и одежда летом.


05.12



26.

Занятия летом. Составление рассказа по вопросам.


07.12




Растения

11ч.




27.

Растения


12.12



28.

Строение и сходство растений


14.12



29.

Различия растений


19.12



30.

Разнообразие цветов


21.12



31.

Семена


26.12



32.

Плоды растений


28.12



III – четверть 18ч

33.

Плоды растений. Составление рассказа.


11.01.18



34.

Приспособления растений к сезонным изменениям


16.01



35.

Уход за растениями


18.01



36.

Приспособления растений к условиям жизни


23.01



37.

Растения (обобщающий урок)


25.01




Животные

11 ч.




38.

Животные


30.01



39.

Строение и сходство животных


01.02



40.

Различие животных по внешнему виду.


06.02



41.

Различие животных по способам передвижения


08.02



42.

Детеныши животных


20.02



43.

Домашние животные


22.02



44.

Домашние животные. Составление описательного рассказа.


27.02



45.

Дикие животные


01.03



46.

Приспособление животных к различным условиям обитания


06.03



47.

Приспособление животных к временам года


13.03



48.

Животные (обобщающий урок)


15.03




Человек

18 ч.




49.

Человек


20.03



50.

Части тела человека


20.03



IV - четверть 16ч.

51.

Ориентировка в частях тела


03.04



52.

Гигиенические навыки


05.04



53.

Лицо человека


10.04



54.

Глаза


12.04



55.

Гигиена зрения.


17.04



56.

Уши


19.04



57.

Гигиена слуха.


24.04



58.

Нос


26.04



59.

Гигиена носа.


03.05



60.

Рот


08.05



61.

Гигиена полости рта.


10.05



62.

Кожа


15.05



63.

Гигиена кожи.


17.05



64.

Осанка


22.05



65.

Скелет человека


24.05



66.

Мышцы человека


29.05




ИТОГО:

66ч.








1