Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шелеховская средняя общеобразовательная школа
Рабочая программа
по учебному предмету:
«Мир природы и человека»
для 1 класса обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Васюкова Вера Владимировна
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
с. Шелехово
2017 год
Пояснительная
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» разработана на основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Шелеховской средней общеобразовательной школы.
Цели и задачи учебного предмета
Основная цель: развитие личности ребенка с нарушением интеллекта на основе более раннего восприятие им законов окружающего мира природы и способов их правильного применения, переноса этих знаний в практическую повседневную деятельность.
Задачи:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных ее элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
формировать первоначальные знания обучающихся о природе своего края;
конкретизировать понятийный аппарат, развивать аналитико-синтетическую деятельность обучающихся на основе предоставляемого материала;
вырабатывать умения делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Мир природы и человека» отводится в 1 классе 66 часов в год
(2 часа в неделю).
Рабочая программа ориентирована на учебник
«Мир природы и человека» Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О.
1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
Учебно-методическое обеспечение
1. Учебники: Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2016
2. Рабочие тетради: Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2013
3. Пособия для учителя: Н. Б. Матвеева М. А. Попова, Мир природы и человека, 1–4 классы образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с нарушением интеллекта, Методические рекомендации
4.Печатная продукция:
4.1Таблицы природоведческого содержания в соответствии с образовательной программой
4.2. Плакаты по основным естествоведческим темам магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, сада, огорода и т.п.)
4.3. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями очень важно, чтобы все обучение носило практический характер. Поэтому помимо предметных результатов освоения программы в курсе «Мир природы и человека» реализуется формирование личностных умениями и навыков.
Личностные умения и навыки
- осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
- владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
(т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и человека»;
- осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Для решения задачи социальной адаптации важнейшим является развитие коммуникативной функции речи, формирование культуры и стиля речи с тем, чтобы развивать у обучающихся с интеллектуальными нарушениями умение общаться и использовать полученные знания в различных социальных ситуациях в жизни. Умение задать вопрос, понять вопрос, ответить на вопрос помогает установить конструктивное общение, например, в поликлинике, аптеке, магазине и т.д.
Коммуникативные навыки
- умением вступать в контакт и работать в группах;
- умением использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками, сверстниками, учителями;
- умение обращаться за помощью и принимать помощь;
- умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из школьного здания, учебного помещения по условному сигналу (школьный звонок, разрешение учителя);
- самостоятельно ориентироваться в пространстве школьного двора, здания, класса (зала, учебного помещения);
- использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.) в учебное время;
- самостоятельно работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
- корректировать свои действия по выполнению задания в соответствии с инструкцией (под руководством учителя);
- принимать цели и инструкции, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Познавательные учебные действия
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов, явлений окружающей действительности,
- характеризовать предметы и явления по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу);
- находить задания, предложения, тексты в учебнике или другом предлагаемом материале;
- использовать условные знаки, символические средства с помощью учителя;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях);
- называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
- знать и употреблять названия и свойства изученных предметов и явлений, их частей;
- знать и применять обобщающие понятия изученных групп предметов и свойств.
Предметные результаты
Минимальным уровнем является формирование следующих умений:
- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
- различать объекты живой и неживой природы;
- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;
- называть наиболее распространённых диких и домашних животных своей местности;
- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;
- соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Достаточный уровень не является обязательным для всех обучающихся с интеллектуальными нарушениями и содержит следующие умения и навыки:
- овладение представлениями о взаимосвязях между изученными объектами и явлениями природы;
- узнавание и называние объектов живой и неживой природы в естественных условиях;
- отнесение изученных объектов природы к определенным группам по существенным признакам;
- знание правил гигиены органов чувств, безопасного поведения в соответствии со своими знаниями;
Основное содержание учебного предмета
1 класс
Неживая природа (8 ч)
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Небо днем и ночью: солнце, облака, луна, звезды. Наблюдения за сменой дня и ночи. Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце – источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времен года.
Сезонные изменения в природе (18ч)
Сезонные изменения в неживой природе
Влияние солнца на изменения в природе: зима – солнце светит мало, греет слабо, жизнь замирает; лето – солнце долго светит, греет сильно, все оживает. Солнце весной и осенью.
Знакомство с временами года и их названиями.
Формирование первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой природы в разное время года :холодно, тепло, жарко, облачно, ясно, ветер, дождь, снег, снегопад, таяние снега, сосульки.
Погода. Наблюдения за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня.
Растения и животные в разное время года
Наблюдения: изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, зимний покой деревьев, набухание почек, появление листьев, рост трав, первые цветы, цветение деревьев. Береза, клен, мать-и-мачеха1.
Наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей.
Животные зимой. Медведь, заяц.
Одежда людей, игры детей в разное время года
Живая природа (40 ч)
Растения (11 ч)
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения(различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времен года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные(11 ч)
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности. Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времен года (1–2 хорошо знакомых животных).
Человек. Безопасное поведение(18 ч)
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щеки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза – орган зрения, ухо – орган слуха и т. д . Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Тематическое планирование
1 класс
Содержание | К- во часов |
Неживая природа | 8ч |
Сезонные изменения в природе. | 18ч |
Растения | 11ч. |
Животные | 11ч. |
Человек. | 18ч |
Итого: | 66ч |
Календарно – тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Наименование раздела, темы | К -во часов | Дата проведения | Примечание |
по плану | факт | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I -четверть 18 ч |
| Неживая природа | 8ч | | | |
1. | Земля и Солнце | | 05.09 | | |
2. | Значение Солнца | | 07.09 | | |
3. | Солнце и жизнь растений | | 12.09 | | |
4. | День и ночь | | 14.09 | | |
5. | Небо днем и ночью | | 19.09 | | |
6. | Сутки | | 21.09 | | |
7. | Занятия людей в течение суток | | 26.09 | | |
8. | Режим дня | | 28.09 | | |
| Сезонные изменения в природе | 18ч. | | | |
9. | Осень | | 03.10 | | |
10. | Признаки осени | | 05.10 | | |
11. | Признаки осени. Составление рассказа по рисунку. | | 10.10 | | |
12. | Занятия и одежда осенью. | | 12.10 | | |
13. | Погода. Календарь природы | | 17.10 | | |
14. | Зима | | 19.10 | | |
15. | Признаки зимы | | 24.10 | | |
16. | Признаки зимы. Составление рассказа по опорным схемам. | | 26.10 | | |
17. | Занятия и одежда зимой | | 07.11 | | |
18. | Погода. Календарь природы | | 09.11 | | |
II – четверть 14ч. |
19. | Весна | | 14.11 | | |
20. | Признаки весны | | 16.11 | | |
21. | Занятия и одежда весной | | 21.11 | | |
22. | Погода. Календарь природы | | 23.11. | | |
23. | Лето | | 28.11 | | |
24. | Признаки лета | | 30.11 | | |
25. | Занятия и одежда летом. | | 05.12 | | |
26. | Занятия летом. Составление рассказа по вопросам. | | 07.12 | | |
| Растения | 11ч. | | | |
27. | Растения | | 12.12 | | |
28. | Строение и сходство растений | | 14.12 | | |
29. | Различия растений | | 19.12 | | |
30. | Разнообразие цветов | | 21.12 | | |
31. | Семена | | 26.12 | | |
32. | Плоды растений | | 28.12 | | |
III – четверть 18ч |
33. | Плоды растений. Составление рассказа. | | 11.01.18 | | |
34. | Приспособления растений к сезонным изменениям | | 16.01 | | |
35. | Уход за растениями | | 18.01 | | |
36. | Приспособления растений к условиям жизни | | 23.01 | | |
37. | Растения (обобщающий урок) | | 25.01 | | |
| Животные | 11 ч. | | | |
38. | Животные | | 30.01 | | |
39. | Строение и сходство животных | | 01.02 | | |
40. | Различие животных по внешнему виду. | | 06.02 | | |
41. | Различие животных по способам передвижения | | 08.02 | | |
42. | Детеныши животных | | 20.02 | | |
43. | Домашние животные | | 22.02 | | |
44. | Домашние животные. Составление описательного рассказа. | | 27.02 | | |
45. | Дикие животные | | 01.03 | | |
46. | Приспособление животных к различным условиям обитания | | 06.03 | | |
47. | Приспособление животных к временам года | | 13.03 | | |
48. | Животные (обобщающий урок) | | 15.03 | | |
| Человек | 18 ч. | | | |
49. | Человек | | 20.03 | | |
50. | Части тела человека | | 20.03 | | |
IV - четверть 16ч. |
51. | Ориентировка в частях тела | | 03.04 | | |
52. | Гигиенические навыки | | 05.04 | | |
53. | Лицо человека | | 10.04 | | |
54. | Глаза | | 12.04 | | |
55. | Гигиена зрения. | | 17.04 | | |
56. | Уши | | 19.04 | | |
57. | Гигиена слуха. | | 24.04 | | |
58. | Нос | | 26.04 | | |
59. | Гигиена носа. | | 03.05 | | |
60. | Рот | | 08.05 | | |
61. | Гигиена полости рта. | | 10.05 | | |
62. | Кожа | | 15.05 | | |
63. | Гигиена кожи. | | 17.05 | | |
64. | Осанка | | 22.05 | | |
65. | Скелет человека | | 24.05 | | |
66. | Мышцы человека | | 29.05 | | |
| ИТОГО: | 66ч. | | | |
1