1.Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено на основе:
1.Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
2.Приказа МО РФ от 10.04.2002г. №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии»;
3.«Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
4.Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
5.Учебного плана для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей МОУ «СОШ № 1 г. Ртищево Саратовской области», учебный план составлен на основании приказа Министерства образования РФ от 10.04.2002г. №29/ 2065 – п;
6.Федерального перечня учебников2016-2017 г, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе для специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Задачи:
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
5. Развитие собственной активности ребенка;
6. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
7. Формирование и развитие целенаправленных действий;
8. Развитие планирования и контроля деятельности;
Наряду с вышеуказанными задачами на уроках окружающего социального мира решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
2.Учебно-тематическое планирование по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)
Класс 1«к» класс
Количество часов:
Всего 17 часа;
Планирование составлено на основе:
1.«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
2.Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
№ п/п. | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррекционная работа |
1 | Здравствуй, школа! | 1 | 9.09 | развитие зрительного восприятия |
2 | Я-ученик. Школа | 1 | 23.09 | развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков |
3 | Правила поведения в школе (на уроке, на перемене) | 1 | 7.10 | развитие слухового внимания; |
4 | Мое рабочее место | 1 | 21.10 | развитие пространственных представлений; |
5 | Школьные принадлежности. | 1 | 11.11 | развитие зрительного восприятия |
6 | Предметы и материалы вокруг нас.
| 1 | 25.11 | развитие слухового внимания; |
7 | Игрушки (мягкие - твердые);
| 1 | 9.12 | развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков |
8 | Одежда. | 1 | 23.12 | развитие пространственных представлений; |
9 | Мебель (стол, стул, шкаф).
| 1 | 20.01. | развитие зрительного восприятия |
10 | Город. Улица. Двор (игровая площадка). | 1 | 3.02 | развитие пространственных представлений; |
11 | Квартира, дом, двор. Правила безопасности во дворе.
| 1 | 24.02 | развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков |
12 | Дом, в котором я живу (квартира)
| 1 | 10.03 | развитие слухового внимания; |
13 | Транспорт. Виды транспорта.
| 1 | 24.03 | развитие зрительного восприятия |
14 | Врач. Доктор-пациент (игра Больница»). | 1 | 14.04 | развитие пространственных представлений; |
15 | Помощники в доме (бытовые приборы).
| 1 | 28.04 | развитие слухового внимания; |
16 | Какие праздники мы знаем? День Победы.
| 1 | 12.05 | развитие зрительного восприятия |
17 | Россия- страна, в которой я живу.
| 1 | 19.05 | развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков |
4.Содержание тем учебного предмета по окружающему миру
1
Школа.
Ориентация в классе, его зонах и в местах расположения учебных принадлежностей. Ориентация в помещениях школы, в школьной территории; в распорядке школьного дня. Представления о профессиях людей, работающих в школе, о школьных принадлежностях.
2
Квартира, дом, двор.
Представление о частях дома. Ориентация в помещениях своего дома. Представление о типах домов. Представление о местах общего пользования в доме. Представление о помещениях квартиры. Представление о предметах мебели. Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола и для приготовления пищи. Представление об электроприборах. Представление о часах. Представление об электронных устройствах. Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни. Представление о территории двора. Ориентация во дворе. Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.).
3
Транспорт.
Представление о наземном транспорте. Соблюдение правил дорожного движения. Представление о воздушном транспорте. Представление о водном транспорте. Представление о космическом транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на транспорте. Представление об общественном транспорте. Соблюдение правил пользования общественным транспортом. Представление о специальном транспорте. Представление о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.
5
Город.
Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города.
6
Традиции, обычаи.
Представление о празднике..
7
Страна.
5.Требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету
Учащиеся должны знать:
Представления о мире, созданном руками человека
Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
О профессиях людей, окружающих их (учитель, повар, врач, водитель и т.д.), представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.
6.Перечень учебно-методического обеспечения
Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью». М., «Академия», 2003 год.
Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.В. Шипицина. - Санкт-Петербург. : Речь, 2004г. -354 с.
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта. С-Петербург, «Речь», 2005 год.
«Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011).
Бгажноковой, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / Под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2007.