СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа по предмету «окружающий социальный мир» 1-го года обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальная рабочая программа предмету «окружающий  социальный мир»1 года обучения  составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа по предмету «окружающий социальный мир» 1-го года обучения»

пояснительная записка


Индивидуальная рабочая программа предмету «окружающий социальный мир»1 года обучения составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой.




Цель:  максимальное включение обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения).

Задачи:

- создание речевой среды;

- побуждение детей вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах;

- обучениезнаниям объектов и предметов окружающей действительности;

- обучение воспроизведению цепочки игровых действий, фиксации результатов своих наблюдений в речевых высказываниях (по возможности).

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом;  

систематизации и обобщению изученного материала).

 Формы работы на уроке: фронтальная и индивидуальная работа; наблюдение за действиями взрослого и воспроизведение их при поддержке взрослого, подражая его действиям.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-

коммуникационные

В процессе формирования игровой деятельности целесообразно учить детей:

проявлять интерес и положительное отношение к знакомым играм и игрушкам;

адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки в процессе выполнения игровых действий;

выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, по образцу, а затем по словесной инструкции;

проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;

находить соответствующие предметы и игрушки по характерному образу, звучанию и использовать эти игрушки в процессе игровых действий;

использовать в игре, в ходе игры различные натуральные предметы и их модели;

производить простейшие воображаемые действия по подражанию действиям взрослого по ходу игры;

брать на себя роль и действовать в соответствии с нею при активной помощи со стороны взрослого;

ориентируясь на образец, который дает взрослый, выполнять простейшие трудовые действия, отражая представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений;

совместно с взрослым или по подражанию моделировать различные постройки из крупного строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых игр;

использовать в процессе ролевых и сюжетно-ролевых игрпродукты своей конструктивной,трудовойиизобразительной деятельности, которые выполнены с помощьювзрослого.


методическая литература:


  1. Э.М. Богуславская, Е. О. Смирнова.  «Развивающие игры для детей младшего возраста». «Просвещение», 1991 г.

  2. А.В.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду». Москва, «Просвещение», 1985г.

  3. М.А.Панфилова. «Игротерапия общения» Москва, 2005 г.

  4. Программно – методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М. Бгажноковой.

  5. Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова и др.; Под.ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011



Календарно-тематическое планирование




п/п

Кол-во

часов

Дата проведения

Тема

Цель занятия

1

1

Пред.

1.09

Фак.

Подвижная игра «Дождик, дождик - кап-кап-кап!»


Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по подражанию действиям взрослого, находить свое место с помощью педагога и самостоятельно

2

1

8.09


Подвижная игра «Поезд»


Учить детей ходить и бегать друг за другом, сначала держась друг за друга, затем не держась; приучать их начинать движение и останавливаться по сигналу педагога

3

1

15.09


«Животные и их детеныши»

Формирование опыта оречевления действий и умения произносить отдельные звукоподражания с разной силой голоса – громко, тихо.

4

1

22.09


Экскурсия к регулируемому пешеходному перекрестку.

Наблюдение за дорожным движением на улице. Практическое закрепление знаний и умений перехода регулируемого перекрестка.

5

1

29.09


Выполнение аппликации «Мой веселый светофор»

Активизация речи детей в беседе о назначении светофора. Повторение и закрепление цвета.

6

1

6.10


«Столовая»

Знакомство с основными игровыми действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами.

7

1

13.10


Поможем Кате накрыть на стол

Смена игровых ролей, активизация речи в процессе игрового действия.

8

1

20.10


Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный транспорт»

Познакомить детей с разными видами транспорта, поговорить о профессии водителя.

9

1

27.10


Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»

Активизация речи детей. Выявление правил общения по телефону.

10

1

10.11


Игра «Телефон»

Знакомство с основными действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами.

11

1

17.11


Сюжетно - ролевая игры «Семья»

Знакомство с основными игровыми действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами.

12

1

24.11


Сюжетно – ролевая игра «Экстренный вызов»

Смена игровых ролей, обживание нового игрового пространства. Привнесение в игру новых игрушек – заменителей.

13

1

1.12


Сюжетно – ролевая игра «Больница» № 1. «На приеме у врача в поликлиники»

Знакомство с основными игровыми действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами.

14

1

8.12


Сюжетно – ролевая игра «Больница» № 2. «Мама вызывает врача на дом»

Смена игровых ролей, обживание нового игрового пространства. Привнесение в игру новых игрушек – заменителей.

15

1

15.12


Сюжетно – ролевая игра «Больница» № 3. «Кукла заболела»

Формирование опыта ведения самостоятельных диалогов в парах во время игрового действия

16

1

22.12


Сюжетно – ролевая игра «Больница» № 4. «Скорая помощь едет лечить Катю»

Первые попытки планирования игры (предварительное проговаривание своих будущих действий). Подбор игрушек – заменителей.

17

1

12.01


Сюжетно – ролевая игра «Больница» № 5. «Скорая помощь увозит Катю в больницу»

Самостоятельная организация игрового пространства перед игрой.

18

1

19.01


Сюжетно – ролевая игра «Больница» № 6. «Покупка лекарств по рецептам в аптеке»

Закрепление всех полученных навыков в игре.

19

1

26.01


Сюжетно – ролевая игра «Больница» № 7 «Лечение дочки»

Формирование опыта ведения самостоятельных диалогов в парах во время игрового действия.

20

1

2.02


Чтение стихотворения «Пожар» С. Маршака

Уточнение и расширение знаний детей о работе пожарных. Формирование у детей понятия «пожарная безопасность». Активизация речи детей, расширение словарного запаса.

21

1

9.02


Рассматривание иллюстраций о действиях пожарных.

Формирование общих представлений о назначении (функциях) огня, о причинах возникновения пожара. Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.

22

1

16.02


Просмотр мультфильма из серии смешариков «Пожар»

Формирование элементарных умений и навыков в поведении при возникновении пожара. Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

23

1

2.03


Сюжетно – ролевая игра «Почта»

Познакомить со способами отправления и получения корреспонденции. Расширять словарный запас, учить быть вежливым, уважительно относиться к работникам почты.

24

1

9.03


«Делаем прически к празднику».


Знакомство с основными действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами,

поговорить о профессии парикмахера.

25

1

16.03


Игра «Наши сказки оживим»

Углублять знания о героях сказок, учить узнавать их на картинке.

26

1

23.03


Обсуждение проблемных ситуаций «Чтобы ты сделал, если бы случился пожар?»

Формировать умение определять, как выглядит опасность и почему она возникает. Воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью.

27

1

14.04


Дидактическая игра «Вызов пожарных»

Формировать умение правильно вызывать по телефону пожарную команду. Активизация речи детей, расширение словарного запаса.

28

1

6.04


Просмотр мультфильма из серии «Приключения Лелика и Болика, пожар»

Повторение правил пожарной безопасности. Обсуждение мультфильма с выявлением правильных и неправильных поступков Лелика и Болика.

29

1

13.04


Сюжетно – ролевая игра «Пожарные» № 1

Знакомство с основными действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами.

30

1

20.04


Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Знакомство с основными действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами.

31

1

27.04


«В магазин за школьными принадлежностями»

Смена игровых ролей, активизация речи в процессе игрового действия.

32

2

4,11-05


Сюжетно – ролевая игра «Школа»

Знакомство с основными действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами

33

1

18,25-05


Сюжетно – ролевая игра «Строительство»

Знакомство с основными действиями сюжетно – ролевой игры, знакомство детей с основными персонажами.





Сюжетно-ролевая игра «Почта»


Расскажите ребенку о том, что такое почта, о способах отправления и получения корреспонденции. Оборудуйте место для почты – отдельный столик, где можно отправить телеграммы, столик для отправки и получения посылок и бандеролей, переговорный пункт (телефон).

Распределяем роли: оператора, почтальона, грузчиков.

Расширяем словарный запас ребенка – посылка, письмо, бандероль, почтовый ящик.

Учим малыша быть вежливым, уважительно относиться к работникам почты.

Изготовьте из бумаги конверты, посылки, календари, почтовый ящик.

Развитие игры: правильно подготовить письма и бандероли к отправке, клеим марки (цветную бумагу) на конверт. Почтальон разносит письма по номерам домов. Можно давать ребенку задания: отнеси это письмо в квартиру, которая после №6, или между 7 и 9. Изучая цвета, можно предложить ребенку разнести разноцветные письма на свои улицы (письма с желтыми марками – на желтую улицу).

Доставляем корреспонденцию в другие города – едем на различных видах транспорта (машина, поезд, самолет).

«Газетный киоск». Строим киоск. Роли: шофер (привозит газеты, журналы, ручки, марки, конверты), киоскер (заказывает необходимое количество товара, принимает товар, считает, продает).


Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке»


Сходите с ребенком на экскурсию в библиотеку, чтобы у ребенка сформировалось представление о библиотеке, о работе библиотекаря, о вежливости и взаимном уважении библиотекаря и читателей.

Играем: возьмите разные книги и разберите их по жанрам: сказки, книги о машинах, стихи и т.д. Поставьте их на разные полки.

Знакомим ребенка с новыми терминами: формуляр, читальный зал.

Разделите роли: библиотекарь – помогает выбрать интересную книгу, учит правилам пользования библиотечными книгами, выдает их, записывает в формуляр читателя.

Читальный зал библиотеки: понравившиеся книги ребенок может просмотреть или почитать прямо в читальном зале.

Развитие игры. Игровое задание: заказать книгу с помощью загадки или угадать ее. Правила игры: рассказать о книге, не называя ее. Узнать книгу по картинкам, по рассказам о ней.

Проводит детскую игру «Наши сказки оживают». Цель: углубить знания детей о героях сказок, об их моральных характеристиках. Учимся узнавать их на картинках. Игровое задание: угадать, кто из какой сказки. Используем картинки с изображением героев сказок или играем на фланелеграфе.

Игра «Полечим наши книги». Учим ребенка бережному отношению с книгами. Если у вас есть порванные книги, то полечите их вместе с малышом – склейте их.

Сюжетно-ролевые игры играют немаловажную роль в развитии ребенка. В таких играх существуют определенные правила, которые воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, что способствует формированию характера.


Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместностроить и реализовывать планы. Предлагаем вам варианты различных ролевых игр.


Сюжетно-ролевая игра «Магазин»


Строим магазин. Его конструкция может быть любая – коробка, дом из конструктора и т.д. Рассказываем, какие магазины бывают (продуктовый, магазин игрушек, магазин мебели). Ставим на витрину товар. Знакомим малыша с работой продавцов, кассиров, грузчиков. Товар можно взять из игрушек малыша или слепить из пластилина. Обращаем внимание на культуру общения между покупателем и продавцом. Вводим новые слова: касса, чек, витрина. Расплачиваемся за товар деньгами.

Развитие игры – знакомство с ролью заведующего магазина. Заведующий принимает на работу, делает заявки на получение товара, следит за качественной работой.

Математическая тема. Рисуем ценники возле каждого товара. Покупатель должен дать такое же количество «денег» (пусть квадратиков). Закрепляем названия геометрических фигур и цветов. Например, ценники могут быть разной формы. Деньги – вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры. Они должны совпасть. Беседуем: сколько заплатили, сколько привезли товара, как разместили (выше, ниже).

Еще один вариант – покупка по описанию. Чтобы купить какой-либо товар в магазине, опишите его: этот предмет круглый, у него есть стрелки и цифры, говорит он «тик-так».


Сюжетно-ролевая игра «Больница»


Беседуем с ребенком о профессии врача. Читаем Чуковского «Айболит». Строим в нашем городе больницу, аптеку, поликлинику. Мишка заболел, у него болит горло. Он идет на прием к врачу. Врач осматриваем больного, назначает лечение, пишет рецепт. Называем приборы врача – статоскоп, шприц. Рассказываем о роли медсестры (она выполняет указания врача, помогает ему). Мишка идет в аптеку. Вводим новые термины – фармацевт, кассир. Он покупает там лекарства. Если Мишка сильно болен, то врач его кладет в больницу. Там его врач лечит. Обсуждаем, почему он попал в больницу, как этого можно было избежать. Рассказываем о профессии санитарки.

В следующий раз у Зайки заболел зубик. Он объелся конфет. Говорим о различных специальностях врача – терапевт, окулист, стоматолог, хирург. Лечит Зайку.

Скорая помощь помогает больным, отвозит их в больницу.



Сюжетно-ролевая игра «Автомобильный транспорт»


Знакомство с разными видами автомобильного транспорта. Загадываем загадки для детей о транспорте. Говорим о профессии водителя. Строим дороги, ставим дорожные знаки. Берем игрушечные машины: «Скорая помощь», «Милиция», «Почта», «Хлеб» и т.д. Они все едут по своему назначению. Обращаем внимание на пешеходный переход, светофор, дорожные знаки. Вот мы едем, а светофор не работает. Здесь знакомим с понятием «регулировщик». Чтобы на дорогах был порядок, существуют сотрудники ГБДД. Новые термины – милицейская фуражка, палочка, радар, водительское удостоверение, техталон.

Машина ехала-ехала и поломалась. Она едет на СТО. На СТО можно не только ремонтировать машину, но и помыть. Строим большой гараж, оборудуем место под мойку автомашин, выбираем сотрудников, обслуживающий персонал. Знакомим детей с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин.

Чтобы машина могла ехать, ей нужен бензин. Рассказываем про АЗС. Говорим о работе оператора, который отпускает бензин. Новые слова – бензоколонка, диспетчер, топливо.


Сюжетно-ролевая игра «Строительство»


Знакомим ребенка со строительными профессиями. Возьмите несколько игрушек. Скажите малышу: «Давай построим для них дом». Строительный материал может быть разный – конструктор, кубики. Знакомим со строительными специальностями – плотник, крановщик, сварщик, каменщик. Говорим о том, что на стройке нужен подъемный кран. Она поднимает тяжелые блоки и кирпичи вверх. Ею управляет крановщик. Распределяем роли – водители привозят строительный материал на стройку, строители – строят дом. Приезжает машина цементовоз (говорим о том, для чего).

Можно строить гаражи для игрушечных машинок. Они должны быть разного размера. По окончанию постройки проводим математическую игру – «Каждая машина в свой гараж». На гаражах можно повесить номера. Таким образом. Ребенок закрепляет знание про цифры и порядковый номер.

Пьет бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(Машина)



***

Ему нелегко, вероятно.

Он ездит туда и обратно,

Вперед и назад, и кругами,

Цепляясь за провод рогами.

(Троллейбус)


***

Еду в нем на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колеса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

(Поезд)


***

Четыре колеса,

Резиновые шины,

Мотор и тормоза…

И что это?

(Машина)


***

Что за дюжий великан

Строит дом то тут, то там?

Весь он сделан из железа.

Отгадал?…

(Подъёмный кран)


***

Вот стальная птица

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?

(Самолёт)


***

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином!

(Автобус)


***

Этот конь не ест овса.

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)


***

У него – два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.

(Велосипед)


***

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный…

(Вертолет)


***

Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала—побежала.

Глядите, побежала телега без коня!

(Грузовик)


***

Ходит город-великан

На работу в океан.

(Корабль)


***

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

(Лодка)


***

Великан стоит в порту,

Освещая темноту,

И сигналит кораблям:

- Заходите в гости к нам!

(Маяк)


***

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут.

(Метро)


***

Под водою дом плывет,

Смелый в нем народ живет.

Даже под полярным льдом

Может плавать этот дом.

(Подводная лодка)


***

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост –

И поднимется до звезд.

(Ракета)


***

На дыбы поставил кузов

И избавился от груза

(Самосвал)


***

Богатырь идет железный,

Но работник он полезный.

Тащит плуги за собой,

Разговор ведет с весной.

(Трактор)


***

Если он на дне лежит,

Судно вдаль не побежит.

(Якорь)


***

Машина быстро мчится

«Везу больного я в больницу,

И всех, кто вызовет меня,

К врачам доставлю быстро я!»

(Скорая помощь)
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!