СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение» 2011).
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение» 2011).Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён с учётом организации учебного процесса в МБОУ лицее №4, согласно школьному положению о рабочей программе.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
1)формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основное содержание программы
Курс состоит из следующих разделов: «Человек и природа», « Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
В разделе «Человек и природа», раскрываются следующее:
Что такое природа. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы. Звёзды и планеты. Времена года, их особенности. Особенности поверхности родного края. Водные богатства, их; использование человеком. Вода. Свойства воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе.
Гигиена систем органов. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
В разделе «Человек и общество» раскрывается, что такое общество, человек, семья, важность взаимоотношений между людьми. Значение труда в жизни человека и общества. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Права ребёнка.
В разделе «Правила безопасной жизни» раскрывается ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
2 класс 68 часов
Где мы живем (4ч)
Где мы живем. Имя родной страны. Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Промышленные предприятия своего города. Строительство в городе.
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правила экологической безопасности. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с незнакомыми людьми.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч (34 учебные недели).
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1. | Где мы живем | 4 ч |
2. | Природа | 20 ч |
3. | Жизнь города и села | 10 ч |
4. | Здоровье и безопасность | 9 ч |
5. | Общение | 7 ч |
6. | Путешествия | 18 ч |
| Итого | 68 ч |
Планируемые результаты освоения программы
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) постепенное овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
3) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
4) развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2-й класс
Личностные результаты:
• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
• Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Слушать и понимать речь других.
• Выразительно читать и пересказывать текст.
• Вступать в беседу на уроке и в жизни.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметные результаты:
• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
• наблюдать за погодой и описывать её;
• уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
• различать изученные группы растений и животных;
• приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
• оценивать правильность поведения людей в природе;
• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
– неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые,
рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
– строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
– имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
– правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды
естественных водоемов; части реки;
– названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
– различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы);
- вести наблюдения в природе под руководством учителя, родителей, выполнять правила поведения в природе;
– различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
– соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
– определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
– приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Календарно – тематическое планирование
2 класс (68 ч)
№ п/п | Наименования разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохож- дения | Скорректи рованные сроки прохож- дения |
Где мы живём? (4ч) | ||||
| Родная страна. | -Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; -различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; -анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; -работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Город и село. Проект «Родной город»
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -рассказывать о своем доме по плану; -работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своем городе по плану; -сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; -работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры от сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: -распределять обязанности по выполнению проекта; -подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей «малой родины»; -собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; -оформлять стенд, мультимедийную презентацию; - роводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; - ухаживать за памятниками; - помогать взрослым в благоустройстве; - проводить экскурсию в краеведческий (городской, школьный) музей. -оценить свои достижения в реализации проекта. |
|
|
| Природа и рукотворный мир. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - различать объекты природы и предметы рукотворного мира; - работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; -приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; -работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своем отношении к окружающему; -обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | - выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
|
Природа (20ч) | ||||
| Неживая и живая природа. | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - классифицировать объекты природы по существенным признакам; - различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; - приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; - работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Явления природы. | -Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; - приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; - анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; - рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Что такое погода. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; - приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); - работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. - работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи. |
|
|
| В гости к осени (экскурсия). | - Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; - наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; - определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе); - оценивать результаты своих достижений на экскурсии. |
|
|
| В гости к осени (урок). | - Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); - сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека; - работать со взрослыми: вести наблюдения в природе; -подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Звёздное небо. | - Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - находить на рисунке знакомые созвездия; - сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; - моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; - знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; - работать со взрослыми: наблюдать звездное небо, находить на нем изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Заглянем в кладовые земли. | - Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; -практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы; - работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; - читать и обсуждать отрывок из книги А.Е.Ферсмана («Моя коллекция»); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
|
|
| Про воздух...
| - Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности; - работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| ...И про воду. |
|
| |
| Какие бывают растения. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - устанавливать по схеме различия между группами растений; - работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; - приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; - определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека; - работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Какие бывают животные. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; - работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; - сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Невидимые нити. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; - работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Дикорастущие и культурные растения. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определенным признакам; - находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; - сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Дикие и домашние животные. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе ними; - находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»; - сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
|
|
|
| Комнатные растения. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - узнавать комнатные растения на рисунках осуществлять самопроверку; - работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить информацию о них; - оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; - практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Животные живого уголка. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними в своем доме; - работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; - рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Про кошек и собак. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; - приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; - обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; - работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Красная книга. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; - работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; - работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту». | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; - знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - извлекать информацию из различных источников; - готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); - составлять собственную Красную книгу; - презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов; - оценивать свои достижения в выполнении проекта. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность-неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку, опираясь на набранные баллы. |
|
|
Жизнь города и села (10ч) | ||||
| Что такое экономика. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; - работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города и готовить сообщения; - читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; - определять по фотографии деньги разных стран; - работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Из чего что сделано. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Как построить дом. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; - работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе (селе); - читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Какой бывает транспорт. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); - узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03; - работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Культура и образование. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать учреждения культуры и образования; узнавать их по фотографиям, - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе; - извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; - обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; - работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Все профессии важны. Проект «Профессии» | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; - работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; - читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределить обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); - интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; - подбирать фотографии их семейных архивов; - составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; - собирать материал в «Большую книгу профессий». - презентовать работы; - оценивать результаты выполнения проекта. |
|
|
| В гости к зиме (экскурсия). | - Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить; - наблюдать над зимними погодными явлениями; - обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; - исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; - определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»; - распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; - наблюдать поведение зимующих птиц; - формулировать выводы по материалу экскурсии; - оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии. |
|
|
| В гости к зиме (урок) | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; - работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; - обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; - работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность – неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
| Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии». | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
|
Здоровье и безопасность (9ч) | ||||
| Строение тела человека. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; - работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Если хочешь быть здоров. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; - обсуждать сбалансированное питание школьника; - работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; - формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; - демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Берегись автомобиля! | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять свое решение; - работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; -выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; - моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; - оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Школа пешехода. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Домашние опасности. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; - работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, - сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Пожар. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); - запомнить правила предупреждения пожара; - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; - работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костер» в книге «Великан на поляне»; - работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| На водоёме и в лесу. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; - запомнить правила поведения во время купания; - работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; - находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»); - определять с помощью атласа- определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Опасные незнакомцы. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать, потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; - моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС; - работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр; - работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность – неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
Общение (7ч) | ||||
| Наша дружная семья. | - Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; - формулировать понятие «культура общения»; - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; - моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Проект «Родословная». | В ходе выполнения проекта дети учатся: - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; - отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); - составлять родословное древо семьи; - презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; - оценивать свои достижения. |
|
|
| В школе. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; - обсуждать вопрос о культуре общения в школе; - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; - оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и общественных местах; - моделировать ситуации общения на уроке, переменах; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Правила вежливости. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; - формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; - моделировать ситуации общения в различных ситуациях; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Ты и твои друзья. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; - обсуждать проблему подарка в день рождения друга; - обсуждать правила поведения за столом; - моделировать правила поведения за столом (практич-я работа); - формулировать правила этикета в гостях; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Мы – зрители и пассажиры. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность – неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
Путешествия (18ч) | ||||
| Посмотри вокруг. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать иллюстрации учебника, показывающие линию горизонта; - освоить названия основных и промежуточных сторон горизонта; - моделировать стороны горизонта; - сопоставлять вид Земли с самолета (аэрофотосъемка) с видом Земли из космоса, показывающим шарообразность Земли; - актуализация знаний о форме Земли и глобусе как модели земного шара; - формулировать вывод о форме Земли; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Ориентирование на местности.
| - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - моделировать ориентирование в городе (селе) по рисунку учебника; - рассказывать, что является ориентированием в своем городе (селе) по дороге в школу; -знакомиться с устройством компаса, научиться находить по компасу направление на север в ходе практической работы; - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по густоте веток деревьев и камнях, по таянию снега на склонах оврага и т.д.; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Ориентирование на местности. Закрепление. |
|
| |
| Формы земной поверхности. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм рельефа; - анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе (физической карте); - сопоставлять признаки и составные части холма и горы, выявлять общее и отличия; - рассказывать о рельефе местности своего региона; - обсуждать эстетическое воздействие гор на человека по рассказу Н.И.Сладкова; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Водные богатства. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -различать водоемы естественного и искусственного происхождения; определять водоемы по описанию; - работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; работать со взрослыми: готовить фоторассказ «Красота моря»; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| В гости к весне (экскурсия). | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением первоцветов, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; - оценивать свои достижения на экскурсии. |
|
|
| В гости к весне (урок). | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - опираясь на наблюдения во время экскурсии, характеризовать весенние явления в неживой природе; - определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» весенние первоцветы; - обсуждать материалы книги «Зелёные страницы» о первоцветах; - определять с помощью атласа-определителя насекомых, перелетных птиц, появляющихся весной; - характеризовать взаимосвязь весенних явлений в неживой и живой природе, моделировать эти взаимосвязи в виде схем; - заполнять «Научный дневник», отмечая весенние явления в природе; - составлять фотоальбом весенних пейзажей. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Россия на карте. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить на карте стороны горизонта, границы России; - соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России; - анализировать цветовое выражение рельефа России на физической карте; - находить на физической карте России условные значки и соотносить их со значениями значков, данных в учебнике; - учиться правильно показывать объекты, работая у настенной карты; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Проект «Города России». | В ходе работы над проектом дети учатся: - распределять обязанности по выполнению проекта; - в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; - составлять презентацию своего исследования, снабдив ее фотографиями (открытками, слайдами); - презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); - оценивать достижения свои и товарищей; - оформлять стенд «Города России». |
|
|
| Путешествие по Москве. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с их местоположением на плане города; - рассказывать о достопримечательностях Москвы по своим впечатлениям или фотографиям; - отличать герб Москвы от гербов других городов; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Московский Кремль. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -опознавать достопримечательности Кремля и соотносить их с местоположением на плане Кремля; - сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинках А.Васнецова; - рассказывать о памятниках Кремля и Красной площади по своим впечатлениям или по фотографиям в учебнике и рабочей тетради; - извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Кремля и Красной площади и готовить о них сообщения по предложенному плану. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Город на Неве. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; -соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с их местоположением на карте города; -рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга по своим впечатлениям или по фотографиям учебника и рабочей тетради; - отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов, сходных с ним; - обсуждать рассказ «Петропавловская крепость»; - составлять план статьи об истории Медного всадника в виде вопросов к одноклассникам; - подготовить рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга, используя дополнительную литературу. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Путешествие по планете. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать на глобусе и карте изображения материков и океанов; - соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с их местоположением на карте мира; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Путешествие по материкам. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить положение континентов на карте мира; - характеризовать особенности каждого из континентов; - соотносить иллюстрации учебника с текстом; -опознавать континент по словесному описанию; - пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение об Антарктиде. -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Страны мира. Проект «Страны мира». | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить территорию России на политической карте мира и усвоить ее цветовое обозначение; - соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран (Франции, США, Китая, Индии, Японии, Венгрии) с местоположением этих стран на политической карте и цветовым обозначением; - находить на политической карте определенные страны (Канада, Бразилия, Ангола); - приводить примеры стран, расположенных на разных континентах, пользуясь политической картой мира; - пользуясь дополнительной литературой, определять, какой стране принадлежат флаги стран. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: - распределить обязанности по выполнению проекта; - подготовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; - подобрать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды). - презентовать свои исследования и их оценивание. |
|
|
| Впереди лето. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - определять цветущие летом травы, насекомых и животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне» («Разговор в лесу»); - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; - рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; - за лето подготовить фоторассказы «Красота лета», «Красота животных». - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
|
|
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность – неправильность предложенных ответов; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
|
|
| Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | - Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1─4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. ─ М.: Просвещение, 2011.
2. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А. А. Плешаков. ─ 5-е изд. ─ М. : Просвещение, 2014.
3. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. ─ 3-е изд. ─ М. : Просвещение, 2015.
4. Электронное сопровождение к учебнику "Окружающий мир", 2 класс.
5. Аудиторная доска.
6. Экспозиционный экран.
7. Телевизор.
8.Персональный компьютер.
9. Мультимедийный проектор.
10. Видеофильмы и аудиозаписи.
«Согласовано» «Согласовано»:
на заседании ШМО Зам. директора по УВР
протокол № ______
от «___» _______ 20___ г. ____________________
(подпись)
Председатель ШМО
___________________
_______________________ (ФИО)
(подпись)
_______________________ «____»_________20___г.
(Ф.И.О.)