СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету Окружающий мир. (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.              Программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение» 2011).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету Окружающий мир. (2 класс)»

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Плешакова А.А. (Сборник рабочих программ «Школа России» М. – «Просвещение» 2011).

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён с учётом организации учебного процесса в МБОУ лицее №4, согласно школьному положению о рабочей программе.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами явля­ются:

1)формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2)осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3)формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4)формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Основное содержание программы

Курс состоит из следующих разделов: «Человек и природа», « Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

В разделе «Человек и природа», раскрываются следующее:

Что такое природа. Неживая и живая природа. Примеры явлений природы. Звёзды и планеты. Времена года, их особенности. Особенности поверхности родного края. Водные богатства, их; использование человеком. Вода. Свойства воды. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Экологические проблемы и спо­собы их решения. Правила поведения в природе.

Гигиена систем органов. Личная ответ­ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува­жительное отношение к людям с ограниченными возмож­ностями здоровья.

В разделе «Человек и общество» раскрывается, что такое общество, человек, семья, важность взаимоотношений между людьми. Значение труда в жизни человека и общества. Ценност­но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз­на. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со­вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь­ника. Права ребёнка.

В разделе «Правила безопасной жизни» раскрывается ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.

2 класс 68 часов

Где мы живем (4ч)

Где мы живем. Имя родной страны. Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.


Природа (20)

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Промышленные предприятия своего города. Строительство в городе.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правила экологической безопасности. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с незнакомыми людьми.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Путешествия (18 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч (34 учебные недели).


п/п

Название раздела

Количество часов

1.

Где мы живем

4 ч

2.

Природа

20 ч

3.

Жизнь города и села

10 ч

4.

Здоровье и безопасность

9 ч

5.

Общение

7 ч

6.

Путешествия

18 ч


Итого

68 ч


Планируемые результаты освоения программы

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об­разования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) постепенное овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметные результаты:

1) формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

2) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

3) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

4) развитие умений устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2-й класс

Личностные результаты:

• Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

• Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

• Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

• В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

• Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

• Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

• Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

• Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Слушать и понимать речь других.

• Выразительно читать и пересказывать текст.

• Вступать в беседу на уроке и в жизни.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Предметные результаты:

• связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;

• наблюдать за погодой и описывать её;

• уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;

• пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;

• различать изученные группы растений и животных;

• приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.

• оценивать правильность поведения людей в природе;

• уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу 2 класса учащиеся должны знать:

– неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые,

рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;

– строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;

– имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;

– правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

– основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды

естественных водоемов; части реки;

– названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.

Учащиеся должны уметь:

– различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы);

- вести наблюдения в природе под руководством учителя, родителей, выполнять правила поведения в природе;

– различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;

– соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;

– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;

– определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

– приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.





















Календарно – тематическое планирование

2 класс (68 ч)

п/п

Наименования

разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий) по теме

Плановые

сроки

прохож-

дения

Скорректи

рованные

сроки

прохож-

дения

Где мы живём? (4ч)

Родная страна.

-Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить;

-различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации;

-анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Город и село. Проект «Родной город»













- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-рассказывать о своем доме по плану;

-работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своем городе по плану;

-сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;

-работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры от сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-распределять обязанности по выполнению проекта;

-подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей «малой родины»;

-собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования;

-оформлять стенд, мультимедийную презентацию;

- роводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

- ухаживать за памятниками;

- помогать взрослым в благоустройстве;

- проводить экскурсию в краеведческий (городской, школьный) музей.

-оценить свои достижения в реализации проекта.



Природа и рукотворный мир.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

- работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

-приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради;

-работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своем отношении к окружающему;

-обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем».

- выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



Природа (20ч)

Неживая и живая природа.

- Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию;

- приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях;

- работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Явления природы.

-Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях;

- приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений;

- анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям;

- рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева;

- практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Что такое погода.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

- характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

- приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.);

- работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

- работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи.



В гости к осени (экскурсия).

- Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить;

- наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними;

- определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц еще можно наблюдать в природе);

- оценивать результаты своих достижений на экскурсии.



В гости к осени (урок).

- Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу;

- рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений);

- сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека;

- работать со взрослыми: вести наблюдения в природе;

-подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Звёздное небо.

- Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

- находить на рисунке знакомые созвездия;

- сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий;

- моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея;

- знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

- работать со взрослыми: наблюдать звездное небо, находить на нем изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Заглянем в кладовые земли.

- Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

-практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

- различать горные породы и минералы;

- работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них;

- читать и обсуждать отрывок из книги А.Е.Ферсмана («Моя коллекция»);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




Про воздух...




- Понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить;

- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

- работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды;

- наблюдать небо за окном и рассказывать о нем, пользуясь освоенными средствами выразительности;

- работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае; наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления; готовить фоторассказы о красоте неба и воды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



...И про воду.



Какие бывают растения.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- устанавливать по схеме различия между группами растений;

- работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку;

- приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края;

- определять растения с помощью атласа-определителя;

- оценивать эстетическое воздействие растений на человека;

- работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Какие бывают животные.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки;

- работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями;

- сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зеленые страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Невидимые нити.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными;

- работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей;

- читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Дикорастущие и культурные растения.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определенным признакам;

- находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Дикие и домашние животные.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе ними;

- находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»;

- сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.




Комнатные растения.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- узнавать комнатные растения на рисунках осуществлять самопроверку;

- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить информацию о них;

- оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека;

- практическая работа в группе: осваивать приемы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Животные живого уголка.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними в своем доме;

- работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения;

- рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы;

- практическая работа в группе: осваивать приемы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Про кошек и собак.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем;

- приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

- работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Красная книга.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране;

- работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану;

- работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту».

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них;

- знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- извлекать информацию из различных источников;

- готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации);

- составлять собственную Красную книгу;

- презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных материалов;

- оценивать свои достижения в выполнении проекта.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность-неправильность предложенных ответов;

- оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

- формировать адекватную самооценку, опираясь на набранные баллы.



Жизнь города и села (10ч)

Что такое экономика.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану;

- работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определенных продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города и готовить сообщения;

- читать предложенный текст, находить в нем ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

- определять по фотографии деньги разных стран;

- работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Из чего что сделано.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Как построить дом.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов;

- работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своем городе (селе);

- читать текст учебника, находить названные в нем машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Какой бывает транспорт.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида);

- узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03;

- работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Культура и образование.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать учреждения культуры и образования; узнавать их по фотографиям, - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своем регионе;

- извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

- обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

- работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Все профессии важны.

Проект «Профессии»

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

- работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях;

- обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

- читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- распределить обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал);

- интервьюировать респондентов об особенностях их профессий;

- подбирать фотографии их семейных архивов;

- составлять рассказы о профессиях родных и знакомых;

- собирать материал в «Большую книгу профессий».

- презентовать работы;

- оценивать результаты выполнения проекта.



В гости к зиме (экскурсия).

- Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться ее выполнить;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

- обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни;

- исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

- определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»;

- распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

- наблюдать поведение зимующих птиц;

- формулировать выводы по материалу экскурсии;

- оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии.



В гости к зиме (урок)

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведенными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы;

- работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними;

- формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

- обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»;

- работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии».

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



Здоровье и безопасность (9ч)

Строение тела человека.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека;

- работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Если хочешь быть здоров.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о своем режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника;

- обсуждать сбалансированное питание школьника;

- работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку;

- формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными;

- демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Берегись автомобиля!

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать представленную на рисунке дорожную ситуацию, выбирать из предложенных подходящий дорожный знак, объяснять свое решение;

- работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию;

-выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу;

- моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

- формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку;

- оценивать свои достижения на уроке.



Школа пешехода.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

- практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Домашние опасности.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций;

- работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам,

- сравнивать свои знаки с представленными в учебнике;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Пожар.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать пожароопасные предметы (раскаленные предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь);

- запомнить правила предупреждения пожара;

- моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС;

- работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костер» в книге «Великан на поляне»;

- работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



На водоёме и в лесу.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

- запомнить правила поведения во время купания;

- работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию;

- находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»);

- определять с помощью атласа- определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Опасные незнакомцы.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать, потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами;

- моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС;

- работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр;

- работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Общение (7ч)

Наша дружная семья.

- Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

- формулировать понятие «культура общения»;

- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

- моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Проект «Родословная».

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях;

- отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате);

- составлять родословное древо семьи;

- презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа;

- оценивать свои достижения.



В школе.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- рассказывать о своем школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

- обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

- формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

- оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и общественных местах;

- моделировать ситуации общения на уроке, переменах;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Правила вежливости.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

- формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

- моделировать ситуации общения в различных ситуациях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Ты и твои друзья.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

- обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

- обсуждать правила поведения за столом;

- моделировать правила поведения за столом (практич-я работа);

- формулировать правила этикета в гостях;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Мы – зрители и пассажиры.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Путешествия (18ч)

Посмотри вокруг.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать иллюстрации учебника, показывающие линию горизонта;

- освоить названия основных и промежуточных сторон горизонта;

- моделировать стороны горизонта;

- сопоставлять вид Земли с самолета (аэрофотосъемка) с видом Земли из космоса, показывающим шарообразность Земли;

- актуализация знаний о форме Земли и глобусе как модели земного шара;

- формулировать вывод о форме Земли;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Ориентирование на местности.




- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- моделировать ориентирование в городе (селе) по рисунку учебника;

- рассказывать, что является ориентированием в своем городе (селе) по дороге в школу;

-знакомиться с устройством компаса, научиться находить по компасу направление на север в ходе практической работы;

- знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по густоте веток деревьев и камнях, по таянию снега на склонах оврага и т.д.;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Ориентирование на местности. Закрепление.



Формы земной поверхности.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм рельефа;

- анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе (физической карте);

- сопоставлять признаки и составные части холма и горы, выявлять общее и отличия;

- рассказывать о рельефе местности своего региона;

- обсуждать эстетическое воздействие гор на человека по рассказу Н.И.Сладкова;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Водные богатства.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-различать водоемы естественного и искусственного происхождения; определять водоемы по описанию;

- работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; работать со взрослыми: готовить фоторассказ «Красота моря»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



В гости к весне (экскурсия).

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением первоцветов, появлением первых птиц и т.д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека;

- оценивать свои достижения на экскурсии.



В гости к весне (урок).

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- опираясь на наблюдения во время экскурсии, характеризовать весенние явления в неживой природе;

- определять с помощью атласа-определителя «От земли до неба» весенние первоцветы;

- обсуждать материалы книги «Зелёные страницы» о первоцветах;

- определять с помощью атласа-определителя насекомых, перелетных птиц, появляющихся весной;

- характеризовать взаимосвязь весенних явлений в неживой и живой природе, моделировать эти взаимосвязи в виде схем;

- заполнять «Научный дневник», отмечая весенние явления в природе;

- составлять фотоальбом весенних пейзажей.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Россия на карте.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить на карте стороны горизонта, границы России;

- соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России;

- анализировать цветовое выражение рельефа России на физической карте;

- находить на физической карте России условные значки и соотносить их со значениями значков, данных в учебнике;

- учиться правильно показывать объекты, работая у настенной карты;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Проект «Города России».

В ходе работы над проектом дети учатся:

- распределять обязанности по выполнению проекта;

- в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

- составлять презентацию своего исследования, снабдив ее фотографиями (открытками, слайдами);

- презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе);

- оценивать достижения свои и товарищей;

- оформлять стенд «Города России».



Путешествие по Москве.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с их местоположением на плане города;

- рассказывать о достопримечательностях Москвы по своим впечатлениям или фотографиям;

- отличать герб Москвы от гербов других городов;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Московский Кремль.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-опознавать достопримечательности Кремля и соотносить их с местоположением на плане Кремля;

- сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинках А.Васнецова;

- рассказывать о памятниках Кремля и Красной площади по своим впечатлениям или по фотографиям в учебнике и рабочей тетради;

- извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Кремля и Красной площади и готовить о них сообщения по предложенному плану.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Город на Неве.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с их местоположением на карте города;

-рассказывать о достопримечательностях Санкт-Петербурга по своим впечатлениям или по фотографиям учебника и рабочей тетради;

- отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов, сходных с ним;

- обсуждать рассказ «Петропавловская крепость»;

- составлять план статьи об истории Медного всадника в виде вопросов к одноклассникам;

- подготовить рассказы о достопримечательностях Санкт-Петербурга, используя дополнительную литературу.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Путешествие по планете.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- различать на глобусе и карте изображения материков и океанов;

- соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с их местоположением на карте мира;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Путешествие по материкам.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить положение континентов на карте мира;

- характеризовать особенности каждого из континентов;

- соотносить иллюстрации учебника с текстом;

-опознавать континент по словесному описанию;

- пользуясь дополнительной литературой, подготовить сообщение об Антарктиде.

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Страны мира.

Проект «Страны мира».

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- находить территорию России на политической карте мира и усвоить ее цветовое обозначение;

- соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран (Франции, США, Китая, Индии, Японии, Венгрии) с местоположением этих стран на политической карте и цветовым обозначением;

- находить на политической карте определенные страны (Канада, Бразилия, Ангола);

- приводить примеры стран, расположенных на разных континентах, пользуясь политической картой мира;

- пользуясь дополнительной литературой, определять, какой стране принадлежат флаги стран.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- распределить обязанности по выполнению проекта;

- подготовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах;

- подобрать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды).

- презентовать свои исследования и их оценивание.



Впереди лето.

- Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- определять цветущие летом травы, насекомых и животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба»;

- обсуждать материалы книги «Великан на поляне» («Разговор в лесу»);

- приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

- рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

- за лето подготовить фоторассказы «Красота лета», «Красота животных».

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».

- Выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать правильность – неправильность предложенных ответов;

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

- Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.







Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1─4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. ─ М.: Просвещение, 2011.

2. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. / А. А. Плешаков. ─ 5-е изд. ─ М. : Просвещение, 2014.

3. Окружающий мир. 2 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. ─ 3-е изд. ─ М. : Просвещение, 2015.

4. Электронное сопровождение к учебнику "Окружающий мир", 2 класс.

5. Аудиторная доска.

6. Экспозиционный экран.

7. Телевизор.

8.Персональный компьютер.

9. Мультимедийный проектор.

10. Видеофильмы и аудиозаписи.







«Согласовано» «Согласовано»:

на заседании ШМО Зам. директора по УВР

протокол № ______

от «___» _______ 20___ г. ____________________

(подпись)

Председатель ШМО

___________________

_______________________ (ФИО)

(подпись)


_______________________ «____»_________20___г.

(Ф.И.О.)