Отдел по образованию администрации города Заринска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Заринска
Рассмотрена Согласована Утверждена
методическим Заместитель директора Директор
объединением учителей по УВР МБОУ СОШ №2
начальных классов ________/Букина И.В../ ________/Першин И.И./
Протокол №5 31.08.2016 Приказ № 211
от 26.05.2016 от 31.08.2016
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
образовательная область «Обществознание и естествознание»
уровень образования - начальное общее образование
2 класс
на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009г. №363;
авторской программы, автор: А.А. Плешаков. Сборник рабочих программ.
1-4 классы. Москва «Просвещение» 2014.
Составитель:
Юткина Людмила Ивановна
Заринск -2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи обучения предмета «Окружающий мир»
В результате обучения предмета окружающий мир реализуются следующие цели:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Данные цели достигаются решением следующих задач:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа разработана для проведения 70 уроков в течение учебного года (2 часа в неделю, 35 учебных недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;
-представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
-овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
-понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
-познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
-представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
-эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
-этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
-бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Обучающийся получит возможность для формирования *:
-умения осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;
-умения пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
-умения выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
-умения осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
-умения ориентироваться в важнейших для страны и личности, событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
-умения наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
-умения проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Метапредметные
РегулятивныеУУД
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
-планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем),
-объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
-соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
-контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться *:
-контролировать себя и своего партнёра.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
-находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
-использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
-анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
-сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
-осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
-моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Обучающийся получит возможность научиться *:
-извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, родном городе;
- составлять план рассказа и рассказывать по плану;
-моделировать созвездия;
-составлять собственную коллекцию;
-пользоваться дополнительной литературой: находить информацию и использовать её для сообщения;
-составлять общий план рассказа;
-записывать свои наблюдения.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
-включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
-высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
-поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
-понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
-готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
-составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Обучающийся получит возможность научиться *:
-готовить сообщение самостоятельно;
-обсуждать прочитанное и делать выводы;
-предлагать вопросы по содержанию текста.
Предметные
Обучающийся научится:
-находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
-называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
-различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
-приводить примеры народов России;
-сравнивать город и село, городской и сельский дома;
-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
-оценивать отношение людей к окружающему миру;
-различать объекты и явления неживой и живой природы;
-находить связи в природе, между природой и человеком;
-проводить наблюдения и ставить опыты;
-измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
-определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
-сравнивать объекты природы, делить их на группы;
-ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
-находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
-соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
-различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
-прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
-узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
-различать виды транспорта;
-приводить примеры учреждений культуры и образования;
-определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
-различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
-правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
-различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
-соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
-правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
-приводить примеры семейных традиций;
-соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
-ориентироваться на местности разными способами;
-различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
-различать водоёмы, узнавать их по описанию;
-читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
-находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
-различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Обучающийся получит возможность научиться *:
-обнаруживать связи между живой и неживой природой;
-выполнять правила безопасного поведения в природе;
-изображать производственные цепочки с помощью моделей;
-применять изученные правила дорожного движения;
-формулировать правила личной гигиены;
-осознавать ценность традиций своей семьи;
-рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;
-сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ п/п | Перечень и название разделов учебного предмета | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
I | Где мы живём? | 4 | В процессе работы над разделом младшим школьникам будут предоставлены возможности для реализации следующих видов деятельности: -учебное сотрудничество; -индивидуальная учебная деятельность; -игровая деятельность; -творческая и проектная деятельность; -исследовательская деятельность; -моделирование; -выполнение тестовых заданий учебника; -оценивание своих достижений; -анализирование информации учебника; -извлечения из различных источников необходимых сведений |
II | Природа | 20 |
III | Жизнь города и села | 10 |
IV | Здоровье и безопасность | 9 |
V | Общение | 7 |
VI | Путешествия | 18 |
| Итого: | 68 |
Содержание тем курса с определением основных видов учебной деятельности
| Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
| Раздел Где мы живем (4часа) 1.Родная страна | _Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять. -Различать государственные символы России(герб,гимн,флаг), отличать герб и флаг России от отгербов и флагов других государств ,исполнять гимн РФ. -анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России. -приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России. -работать со взрослыми : извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями)сведения о гербе своего региона и города, - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. |
| 2.Город и село 3.Природа и рукотворный мир. 4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; -сравнивать по фотографиям и наблюдениям город и село; -работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их фишками, контролировать и корректировать, рассказывать о городе по плану; - работать в паре: сравнивать городской и сельские дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать их преимущества и недостатки; -рассказывать о своем доме по плану; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: -распределять обязанности; - подбирать фотографии (открытки, слайды); - собирать информацию о земляках по краеведческой литературе; -оформлять стенд, презентацию; - проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; - ухаживать за памятниками; - помогать взрослым в благоустройстве; - проводить экскурсию в краеведческом музее; - оценить свои достижения в реализации проекта. различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре: Классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их фишками, контролировать и корректировать; -приводить примеры объектов природы, заполнять таблицу в тетради; - работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка нужные слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; - обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке. -выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и других учащихся. понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; - различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работать в паре: Классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их фишками, контролировать и корректировать; -приводить примеры объектов природы, заполнять таблицу в тетради; - работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка нужные слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; - обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке. -выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и других учащихся. |
| Раздел «Природа» (20 ч) 1.Неживая и живая природа. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать объекты природы по существенным признакам; — различать объекты неживой и живой природы, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — приводить примеры объектов живой и неживой природы, заполнять таблицу в тетради; — работать в паре: анализировать признаки живых существ, обсуждать выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке |
| 2. Явления природы. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях природных явлений; —приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений; — анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по природным явлениям; — Рассказывать о сезонных изменениях в жизни дерева; — практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела, фиксировать результаты измерений. - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке. |
| 3. Что такое погода? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; — характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; — приводить примеры погодных явлений; — работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по нему; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; - работать со взрослыми: наблюдать за погодой, фиксировать результаты с использованием метеорологических знаков, составить сборник народных примет о погоде. |
| 4.В гости к осени (экскурсия) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязи между ними; — определять природные объекты с помощью атласа-определителя; — оценивать результаты своих достижений на экскурсии. |
| 5.В гости к осени (урок) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изуч. Материалу; — рассказывать об осенних явлениях родного края; — сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями которые были сделаны на экскурсии, прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе, дополнять сведения своими наблюдениями над осенним трудом человека; — работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовит фоторассказ «красота осени»; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 6. Звёздное небо | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — находить на рисунке знакомые созвездия; — сопоставлять иллюстрации учебника с описанием созвездий; — моделировать созвездие; — знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; — работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить созвездия, пользоваться атласом-определителем, находить дополнительную информацию - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 7.Заглянем в кладовые земли | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; —различать горные породы и минералы; — работать в паре: приводить примеры горных пород и минералов, готовить сообщения о них; — читать и обсуждать отрывок из книги «Моя коллекция»; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 8-9 Про воздух и про воду (2 ч.) | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — рассказывать о значении воздуха и воды для растений, жив и чел; —работать в паре: анализировать схемы, показать источники загрязнения воздуха и воды — описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; —наблюдать небо и рассказывать о нём; — работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае, наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления, готовить фоторассказ о красоте неба и воды; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 10.Какие бывают растения? | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — устанавливать по схеме различия между группами растений; — работать в паре: называть и классифицировать растений, осуществлять самопроверку; —приводить примеры растений своего края; — определять с помощью атласа-определителя; — работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений. - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 11.Какие бывают животные? | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — работать в паре: соотносить группы животных и их признаки; — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; — работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них, выступать с сообщениями; — сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; —формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 12. Невидимые нити. | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями и животными, различными животными; — работать в паре: моделировать взаимосвязи выявлять роль человека в их сохранении или нарушении; — читать и обсуждать «про всех на свете», делать вывод о бережном отношении к природе; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 13.Дикорастущие и культурные растения | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; - находить новую информацию в текстах о растениях , обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; - сочинять и рассказывать сказочные истории о дикорастущем и культурном растении (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 14.Дикие и домашние животные | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; - работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; - приводить примеры домашних животных; - обсуждать роль домашних животных в хозяйстве человека, объяснять необходимость ответственного отношения к домашним питомцам; - работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет домашнего животного, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашних питомцах, и их роли в жизни человека); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 15.Комнатные растения | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; — устанавливать особенности комнатных растений и правила ухода за ними; — работать в паре: называть и классифицировать комнатные растения по их роли в жизни человека, узнать родину растений и особенности их произрастания в естественной среде; —приводить примеры комнатных растений своего класса; — определять с помощью атласа-определителя названия растений своего класса, названия растений, которые выращивают дома; — работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений, узнать наиболее полезные комнатные растения и растения, которые могут причинить вред здоровью человека; - составить перечень растения нашего класса; - формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 16.Животные живого уголка | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о значении животных живого уголка и уходе за ними; - приводить примеры животных, которых могут содержать в живом уголке или в квартире с помощью атласа-определителя; - обсуждать роль живого уголка для человека и создании благоприятной психологической обстановки в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к питомцу; - работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о питомце- обитателе живого уголка); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 17.Про кошек и собак | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; - приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; - обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической обстановки в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; - работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 18.Красная книга | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; - работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных ; предлагать и обсуждать меры по их охране; - работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редком растении и животном по составленному плану; - работать со взрослыми: узнать какие растения и животные родного края занесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы , Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 19.Будь природе другом. Проект «Красная книга» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: анализировать факторы угрожающие живой природе, рассказывать о них; —знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, предлагать соблюдать правила, рисовать условные знаки к ним; — читать и обсуждать «Сидел в траве кузнечик»; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; В ходе проекта дети учатся: - распределять обязанности, извлекать информацию, готовить фото, рис, составлять собственную красную книгу и презентовать её, оценивать свои достижения. |
| 20. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Проверка знаний и умений, формирование оценки своих достижений. | | — выполнять текстовые задания учебника; — оценивать правильность, неправильность предлож ответов; — оценивать бережное или потребительское отношение к природе; — формировать адекватную самооценку; |
| Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) 1.Что такое экономика? | Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; — рассказывать об отраслях экономики по плану ; — работать в паре: анализировать и моделировать взаимосвязи отраслей экономики ; — извлекать из различных источников сведения об экономике и предприятиях региона и своего города, готовить сообщение; — читать текст, находить в нём ответы на вопросы, формулировать свои вопросы, оценивать ответы одноклассников. — определять по фотографии деньги разных стран; — работать со взрослыми: находить доп. информацию о деньгах разных стран, готовить сообщения; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 2.Из чего что сделано? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать предметы по характеру материала, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию; — работа в группе: прослеживать производственные цепочки моделировать их, составлять рассказ; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 3. Как построить дом? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать по своим наблюдениям о строительстве городского и сельского домов; — работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского, узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе; — читать текст учебника, находить и рассказывать о машинах на рисунке, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 4.Какой бывает транспорт? | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — работать в паре: классифицировать средства транспорта, приводить примеры транспортных средств каждого вида; — узнавать по фото спецтранспорт, соотносить его с номерами телефонов, осущ контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов 01, 02. 03; — работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта; — формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке; |
| 5. Культура и образование. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; — извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников; —обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни; — работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору); — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; |
| 6. Все профессии важны. Проект «Профессии» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; — работать в паре: определять название профессий и находить их представителей на фото; — обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни - читать и обсуждать «Кто сделал хлеб» - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; В ходе выполнения проекта дети научатся: - распределять обязанности по подготовке проекта - интервьюировать - подбирать фото - составлять рассказы о профессиях - собирать материал в «Большую книгу профессий» - презентовать работы - оценивать результаты выполнения проекта. |
| 7.В гости к зиме (экскурсия) | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - наблюдать над зимними погодными явлениями; -исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; -распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; -наблюдать за поведением зимующих птиц. |
| 8.В гости к зиме (урок) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; -формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; -вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». |
| 9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; -выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
| 10. Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
| Раздел «Здоровье и безопасность?» (9 ч) 1. Строение тела человека | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - называть и показывать внешние части тела человека; -определять на муляже положение внутренних органов человека; -моделировать внутреннее строение тела человека. - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; |
| 2. Если хочешь быть здоров. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о своём режиме дня; -составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; -различать продукты растительного и животного происхождения; -формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. рассказывать о своём режиме дня; -составлять рациональный режим дня школьника; -обсуждать сбалансированное питание школьника; -различать продукты растительного и животного происхождения; -формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. |
| 3.Берегись автомобиля! | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - моделировать сигналы светофоров; -характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; -различать дорожные знаки и ; -формулировать правила движения по загородной дороге. - оценивать свои достижения на уроке. |
| 4.Школа пешехода | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; -учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 5.Домашние опасности | Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; -формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; -учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
| 6.Пожар | — Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; - характеризовать пожароопасные предметы; -запомнить правила предупреждения пожара; -моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; -находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 7.На воде и в лесу | - Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запомнить правила поведения во время купания; -различать съедобные и ядовитые грибы; -находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 8.Опасные незнакомцы | -Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; -моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр. - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | - выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
| Раздел «Общение» (7 ч) 1.Наша дружная семья | -Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулировать понятие «культура общения»; -обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок |
| 2.Проект «Родословная» | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирать фотографии из семейного архива; -составлять родословное древо семьи; -презентовать свой проект. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 3. В школе | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждать вопрос о культуре общения в школе; -формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивать с нравственных позиций формы поведения; -моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 4. Правила вежливости | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; -формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -моделировать ситуации общения в различных ситуациях. -отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 5.Ты и твои друзья | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; -обсуждать правила поведения за столом; -формулировать правила этикета в гостях. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 6. Мы – зрители и пассажиры | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 7. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
| Раздел «Путешест вия» (18 ч) | 1.Посмотри вокруг | | | | | | | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли. - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
| 2. 3.Ориентирование на местности (2 ч) | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; -различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; -анализировать текст учебника; -формулировать вывод о форме Земли. - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
| 4. Формы земной поверхности. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивать по схеме холм и гору; -характеризовать поверхность своего края. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 5.Водные богатства. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; -обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; -составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 6.В гости к весне (экскурсия). | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 7.В гости к весне. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; -моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. -формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 8.Россия на карте. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -сравнивать изображение России на глобусе и карте; -соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивать приёмы чтения карты; -учиться правильно показывать объекты на настенной карте. - -формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 9.Проект «Города России». | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - распределять обязанности по выполнению проекта; -в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; -составлять презентацию своего исследования; -презентовать свои проекты. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 10.Москва – столица нашей Родины. | - Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - находить Москву на карте России; -знакомиться с планом Москвы; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 11. Московский Кремль. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 12. Город на Неве. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - - находить Санкт-Петербург на карте России; -знакомиться с планом Санкт-Петербурга; -описывать достопримечательности по фотографиям; -отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 13. Путешествие по планете | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 14.Путешествие по материкам. | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - сравнивать глобус и карту мира; -находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 15. Страны мира. Проект «Страны мира». | - сравнивать физическую и политическую карты мира; -находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; -готовить сообщения о выбранных странах; -подбирать фотографии достопримечательностей |
| 16. Впереди лето. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; -определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
| 17. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | -выполнять тестовые задания учебника; -оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивать бережное или потребительское отношение к природе; -формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами |
18-20 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
Тематическое планирование |
№ | Перечень разделов и тем, последовательность их изучения | Количество часов | Примечания |
I. | РАЗДЕЛ «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ?» | 4 | |
1.1 | Родная страна | 1 | презентация, э/п |
1.2 | Город и село. Проект «Родной город (село)» | 1 | презентация, э/п |
1.3 | Природа и рукотворный мир | 1 | презентация, э/п |
1.4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» | 1 | |
II | РАЗДЕЛ «ПРИРОДА» | 20 | |
2.1 | Неживая и живая природа. | 1 | презентация, э/п |
2.2 | Явления природы. Практическая работа №1 | 1 | презентация, э/п |
2.3 | Что такое погода? | 1 | презентация, э/п |
2.4 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | |
2.5 | В гости к осени (урок) | 1 | презентация, э/п |
2.6 | Звёздное небо | 1 | презентация, э/п |
2.7 | Заглянем в кладовые земли Практическая работа №2. | 1 | |
2.8 2.9. | Про воздух и про воду | 2 | презентация, э/п |
2.10 | Какие бывают растения Практическая работа №3. | 1 | |
2.11 | Какие бывают животные | 1 | презентация, э/п |
2.12 | Невидимые нити | 1 | презентация, э/п |
2.13 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | презентация, э/п |
2.14 | Дикие и домашние животные | 1 | презентация, э/п |
2.15 | Комнатные растения Практическая работа №4. | 1 | презентация, э/п |
2.16 | Животные живого уголка Практическая работа №5 | 1 | |
2.17 | Про кошек и собак | 1 | презентация, э/п |
2.18 | Красная книга | 1 | |
2.19 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | |
2.20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | |
III | РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА» | 10 | |
3.1 | Что такое экономика | 1 | презентация, э/п |
3.2 | Из чего что сделано | 1 | презентация, э/п |
3.3 | Как построить дом | 1 | презентация, э/п |
3.4 | Какой бывает транспорт | 1 | презентация, э/п |
3.5 | Культура и образование | 1 | презентация, э/п |
3.6 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | презентация, э/п |
3.7 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | |
3.8 | В гости к зиме (урок) | 1 | презентация, э/п |
3.9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | |
3.10 | Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | |
IV | РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ» | 9 | |
4.1 | Строение тела человека | 1 | презентация, э/п |
4.2 | Если хочешь быть здоров | 1 | презентация, э/п |
4.3 | Берегись автомобиля! | 1 | презентация, э/п |
4.4 | Школа пешехода Практическая работа №6 | 1 | |
4.5 | Домашние опасности | 1 | презентация, э/п |
4.6 | Пожар | 1 | презентация, э/п |
4.7 | На воде и в лесу | 1 | презентация, э/п |
4.8 | Опасные незнакомцы | 1 | презентация, э/п |
4.9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | |
V | РАЗДЕЛ «ОБЩЕНИЕ» | 7 | |
5.1 | Наша дружная семья | 1 | презентация, э/п |
5.2 | Проект «Родословная» | 1 | презентация, э/п |
5.3 | В школе | 1 | презентация, э/п |
5.4 | Правила вежливости | 1 | презентация, э/п |
5.5 | Ты и твои друзья | 1 | презентация, э/п |
5.6 | Мы – зрители и пассажиры | 1 | презентация, э/п |
5.7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | |
VI | РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ» | 18 | |
6.1 | Посмотри вокруг | 1 | |
6.2 6.3 | Ориентирование на местности Практическая работа №7 | 2 | |
6.4 | Формы земной поверхности | 1 | |
6.5 | Водные богатства | 1 | |
6.6 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | |
6.7 | В гости к весне (урок) | 1 | |
6.8 | Россия на карте Практическая работа №8 | 1 | |
6.9 | Проект «Города России» | 1 | |
6.10 | Путешествие по Москве | 1 | |
6.11 | Московский Кремль | 1 | |
6.12 | Город на Неве | 1 | |
6.13 | Путешествие по планете | 1 | |
6.14 | Путешествие по материкам | 1 | |
6.15 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | |
6.16 | Впереди лето | 1 | |
6.17 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | |
6.18 6.19 6.20 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | |
| ИТОГО | 70 | |