СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009г. №363;

авторской программы, автор:  А.А. Плешаков.  Сборник рабочих программ.

1-4 классы. Москва «Просвещение» 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс»

Отдел по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Заринска


Рассмотрена Согласована Утверждена


методическим Заместитель директора Директор

объединением учителей по УВР МБОУ СОШ №2

начальных классов ________/Букина И.В../ ________/Першин И.И./


Протокол №5 31.08.2016 Приказ № 211

от 26.05.2016 от 31.08.2016




Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

образовательная область «Обществознание и естествознание»

уровень образования - начальное общее образование

2 класс

на 2016-2017 учебный год



Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10.2009г. №363;

авторской программы, автор: А.А. Плешаков. Сборник рабочих программ.

1-4 классы. Москва «Просвещение» 2014.



Составитель:

Юткина Людмила Ивановна












Заринск -2016





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель и задачи обучения предмета «Окружающий мир»


В результате обучения предмета окружающий мир реализуются следующие цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.


Данные цели достигаются решением следующих задач:


  • формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.




Рабочая программа разработана для проведения 70 уроков в течение учебного года (2 часа в неделю, 35 учебных недели)




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные

У обучающегося будут сформированы:

-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка;

-представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);

-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;

-овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;

-понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;

-познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;

-представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;

-эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;

-этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;

-способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;

-установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;

-бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.


Обучающийся получит возможность для формирования *:

-умения осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;- общих представлений о рациональной организации мыслительной деятельности;

-умения пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

-умения выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях

-умения осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

-умения ориентироваться в важнейших для страны и личности, событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

-умения наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

-умения проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.


Метапредметные


РегулятивныеУУД

Обучающийся научится:

-понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

-выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

-планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

-планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем),

-объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

-оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;

-соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;

-контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.


Обучающийся получит возможность научиться *:

-контролировать себя и своего партнёра.


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

-находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

-использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

-анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

-классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

-сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

-осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;

-устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;

-моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).


Обучающийся получит возможность научиться *:

-извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона, родном городе;

- составлять план рассказа и рассказывать по плану;

-моделировать созвездия;

-составлять собственную коллекцию;

-пользоваться дополнительной литературой: находить информацию и использовать её для сообщения;

-составлять общий план рассказа;

-записывать свои наблюдения.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

-включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

-формулировать ответы на вопросы;

-слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

-договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

-высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

-поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

-употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

-понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;

-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); 

-готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;

-составлять небольшие рассказы на заданную тему.


Обучающийся получит возможность научиться *:

-готовить сообщение самостоятельно;

-обсуждать прочитанное и делать выводы;

-предлагать вопросы по содержанию текста.


Предметные

Обучающийся научится:

-находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;

-называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;

-различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;

-приводить примеры народов России;

-сравнивать город и село, городской и сельский дома;

-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-оценивать отношение людей к окружающему миру;

-различать объекты и явления неживой и живой природы;

-находить связи в природе, между природой и человеком;

-проводить наблюдения и ставить опыты;

-измерять температуру воздуха, воды, тела человека;

-определять объекты природы с помощью атласа-определителя;

-сравнивать объекты природы, делить их на группы;

-ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;

-находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;

-соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;

-различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;

-прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;

-узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;

-различать виды транспорта;

-приводить примеры учреждений культуры и образования;

-определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;

-различать внешнее и внутреннее строение тела человека;

-правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;

-различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;

-соблюдать основные правила противопожарной безопасности;

-правильно вести себя при контактах с незнакомцами;

-оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;

-приводить примеры семейных традиций;

-соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-ориентироваться на местности разными способами;

-различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;

-различать водоёмы, узнавать их по описанию;

-читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;

-находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;

-различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.


Обучающийся получит возможность научиться *:

-обнаруживать связи между живой и неживой природой;

-выполнять правила безопасного поведения в природе;

-изображать производственные цепочки с помощью моделей;

-применять изученные правила дорожного движения;

-формулировать правила личной гигиены;

-осознавать ценность традиций своей семьи;

-рассказывать о своих наблюдениях в природе родного края;

-сравнивать изображение нашей страны на глобусе и на карте.




СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

п/п

Перечень и название разделов учебного предмета


Кол-во часов

Виды учебной деятельности

I

Где мы живём?



4

В процессе работы над разделом младшим школьникам будут предоставлены возможности для реализации следующих видов деятельности:

-учебное сотрудничество;

-индивидуальная учебная деятельность;

-игровая деятельность;

-творческая и проектная деятельность;

-исследовательская деятельность;

-моделирование;

-выполнение тестовых заданий учебника;

-оценивание своих достижений;

-анализирование информации учебника;

-извлечения из различных источников необходимых сведений

II

Природа



20

III

Жизнь города и села



10

IV

Здоровье и безопасность



9

V

Общение



7

VI

Путешествия



18


Итого:


68





Содержание тем курса с определением основных видов учебной деятельности



Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Раздел Где мы живем (4часа)

1.Родная страна

_Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнять.

-Различать государственные символы России(герб,гимн,флаг), отличать герб и флаг России от отгербов и флагов других государств ,исполнять гимн РФ.

-анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России.

-приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России.

-работать со взрослыми : извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями)сведения о гербе своего региона и города,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.


2.Город и село





































3.Природа и рукотворный мир.











4.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

- Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

-сравнивать по фотографиям и наблюдениям город и село;

-работать в паре: находить изображение города и села, обозначать их фишками, контролировать и корректировать, рассказывать о городе по плану;

- работать в паре: сравнивать городской и сельские дома, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома, оценивать их преимущества и недостатки;

-рассказывать о своем доме по плану;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.


В ходе выполнения проекта дети учатся:

-распределять обязанности;

- подбирать фотографии (открытки, слайды);

- собирать информацию о земляках по краеведческой литературе;

-оформлять стенд, презентацию;

- проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов;

- ухаживать за памятниками;

- помогать взрослым в благоустройстве;

- проводить экскурсию в краеведческом музее;

- оценить свои достижения в реализации проекта.

различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-работать в паре: Классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их фишками, контролировать и корректировать;

-приводить примеры объектов природы, заполнять таблицу в тетради;

- работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка нужные слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

- обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

-выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и других учащихся.

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;

- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

-работать в паре: Классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их фишками, контролировать и корректировать;

-приводить примеры объектов природы, заполнять таблицу в тетради;

- работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка нужные слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему;

- обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.

-выполнять тестовые задания учебника;

- оценивать свои достижения и других учащихся.


Раздел «Природа» (20 ч)

1.Неживая и живая природа.

 


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

классифицировать объекты природы по существенным признакам;

различать объекты неживой и живой природы, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

приводить примеры объектов живой и неживой природы, заполнять таблицу в тетради;

работать в паре: анализировать признаки живых существ, обсуждать выводы, осуществлять самопроверку;

- устанавливать связи между живой и неживой природой;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке



 2. Явления природы.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях  природных явлений;

приводить примеры явлений живой и неживой природы, сезонных явлений;

— анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по природным явлениям;

Рассказывать о сезонных изменениях в жизни дерева;

практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела, фиксировать результаты измерений.

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке.



3. Что такое погода?

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса;

характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра;

приводить примеры погодных явлений;

работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по нему;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

- работать со взрослыми: наблюдать за погодой, фиксировать результаты с использованием метеорологических знаков, составить сборник народных примет о погоде.



4.В гости к осени (экскурсия)

 


Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимосвязи между ними;

определять природные объекты с помощью атласа-определителя;

оценивать результаты своих достижений на экскурсии.



5.В гости к осени (урок)

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изуч. Материалу;

рассказывать об осенних явлениях родного края;

сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями которые были сделаны на экскурсии, прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе, дополнять сведения своими  наблюдениями над осенним трудом человека;

работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовит фоторассказ «красота осени»;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



6.  Звёздное небо

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

находить на рисунке знакомые созвездия;

— сопоставлять иллюстрации учебника с описанием созвездий;

моделировать созвездие;

знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку;

работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить созвездия, пользоваться атласом-определителем, находить дополнительную  информацию

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



7.Заглянем в кладовые земли

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

практическая работа: исследовать с помощью  лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды;

различать горные породы и минералы;

работать в паре: приводить примеры горных пород и минералов, готовить сообщения о них;

читать и обсуждать отрывок из книги «Моя коллекция»;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



8-9  Про воздух и про воду (2 ч.)

 


Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

рассказывать о значении воздуха и воды для растений, жив и чел;

работать в паре: анализировать схемы, показать  источники загрязнения воздуха и воды

описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека;

наблюдать небо и рассказывать о нём;

работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды в родном крае, наблюдать небо, водные пейзажи, описать свои впечатления, готовить фоторассказ о красоте неба и воды;

—  формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



10.Какие бывают растения?

 


Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

устанавливать по схеме различия между группами растений;

работать в паре: называть и классифицировать растений, осуществлять самопроверку;

приводить примеры растений своего края;

определять с помощью атласа-определителя;

работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений.

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



11.Какие бывают животные?

 


Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

работать в паре: соотносить группы животных и их признаки;

узнавать листья в осеннем букете, в герба­рии, на рисунках и фотографиях;

работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить информацию о них, выступать с сообщениями;

— сравнивать животных, выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни;

—формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



12.  Невидимые нити.

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой, растениями  и животными, различными животными;

— работать в паре: моделировать взаимосвязи выявлять роль человека в их сохранении  или нарушении;

читать и обсуждать «про всех на свете», делать вывод о бережном отношении к природе;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



13.Дикорастущие и культурные растения

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных  растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам;

- находить новую информацию в текстах о растениях , обсуждать материалы книги «Великан на поляне»;

- сочинять и рассказывать сказочные истории о дикорастущем и культурном растении (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на  итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



14.Дикие и домашние животные

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

- работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

 - приводить примеры домашних животных;

- обсуждать роль домашних животных  в хозяйстве человека, объяснять необходимость ответственного отношения к домашним  питомцам;

- работать в группе: использовать тексты  учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет домашнего животного, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашних питомцах, и их роли в жизни человека);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на  итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



15.Комнатные растения

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

устанавливать особенности  комнатных  растений и правила ухода за ними;

работать в паре: называть и классифицировать  комнатные растения по их роли в жизни человека, узнать родину растений и особенности их произрастания в естественной среде;

приводить примеры комнатных растений своего класса;

определять с помощью атласа-определителя названия растений своего класса, названия растений, которые выращивают дома;

работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ о красоте растений, узнать наиболее полезные комнатные растения и растения, которые могут причинить вред здоровью человека;

- составить перечень растения нашего класса;

- формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



16.Животные живого уголка

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-  рассказывать о значении  животных живого уголка и уходе за ними;

 - приводить примеры животных, которых могут содержать в живом уголке или в квартире  с помощью атласа-определителя;

- обсуждать роль живого уголка для  человека и создании благоприятной психологической обстановки в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к питомцу;

- работать в группе: использовать тексты  учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о питомце- обитателе живого уголка);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на  итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



17.Про кошек и собак

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-  рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними;

 - приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя;

- обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической обстановки в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу;

- работать в группе: использовать тексты  учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на  итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



18.Красная книга

Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- работать в паре: выявлять  причины исчезновения изучаемых растений и животных ; предлагать и обсуждать  меры по их охране;

- работать в группе: читать  тексты учебника и использовать  полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редком растении и животном по составленному плану;

- работать со взрослыми: узнать  какие растения и животные родного края занесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы , Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору);

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на  итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

 


19.Будь природе другом.

Проект «Красная книга»

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

работать в паре: анализировать факторы угрожающие живой природе, рассказывать о них;

знакомиться с правилами друзей природы и экологическими знаками, предлагать соблюдать правила, рисовать условные знаки к ним;

читать и обсуждать «Сидел в траве кузнечик»;

—  формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

В ходе проекта дети учатся:

- распределять обязанности, извлекать информацию, готовить фото, рис, составлять собственную красную книгу и презентовать её, оценивать свои достижения.



20. Проверим себя и

оценим свои

достижения по

разделу «Природа»

Проверка знаний и умений, формирование оценки своих достижений.


выполнять текстовые задания учебника;

оценивать правильность, неправильность предлож ответов;

оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

формировать адекватную самооценку;



Раздел «Жизнь города и села»

(10 ч)

1.Что такое экономика?

 


Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить;

рассказывать об отраслях экономики по плану ;

работать в паре: анализировать и моделировать взаимосвязи отраслей экономики ;

извлекать из различных источников сведения об экономике и предприятиях региона и своего города, готовить сообщение;

читать текст, находить в нём ответы на вопросы, формулировать свои вопросы, оценивать ответы одноклассников.

определять по фотографии деньги разных стран;

работать со взрослыми: находить доп. информацию о деньгах разных стран, готовить сообщения;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



2.Из чего что сделано?

 



Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

классифицировать предметы по характеру материала, обозначать фишками, осуществлять контроль и коррекцию;

работа в группе: прослеживать производственные цепочки моделировать их, составлять рассказ;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;

 



 3.  Как построить дом?

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

рассказывать по своим наблюдениям о строительстве городского и сельского домов;

работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского, узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и материалы,  объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе;

читать текст учебника, находить и рассказывать о машинах на рисунке, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



4.Какой бывает транспорт?

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

работать в паре: классифицировать средства транспорта, приводить примеры транспортных средств каждого вида;

узнавать по фото спецтранспорт, соотносить его с номерами телефонов, осущ контроль и коррекцию, запомнить номера телефонов 01, 02. 03;

работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, составлять план рассказа об истории различных видов транспорта;

— формулировать выводы, отвечать на итоговые вопросы оценивать свои достижения на уроке;



5.  Культура и образование.

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе;

извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;

—обсуждать роль учреждений культуры и образования в нашей жизни;

работать со взрослыми: посещать музеи и рассказывать о них; с помощью Интернета совершать виртуальную экскурсию в любой музей (по своему выбору);

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;



 6. Все профессии важны. Проект «Профессии»

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать;

работать в паре: определять название профессий и находить их представителей на фото;

обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни

- читать и обсуждать  «Кто сделал хлеб»

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

В ходе выполнения проекта дети научатся:

- распределять обязанности по подготовке проекта

- интервьюировать

- подбирать фото

- составлять рассказы о профессиях

- собирать материал в «Большую книгу профессий»

- презентовать работы

- оценивать результаты выполнения проекта.



7.В гости к зиме (экскурсия)

- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- наблюдать над зимними погодными явлениями;

-исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов;

-распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных;

-наблюдать за поведением зимующих птиц.



8.В гости к зиме (урок)

 




Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

—  обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

-формулировать правила безопасного поведения на улице зимой;

-вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике».



9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

-выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



10. Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии»

— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.



Раздел «Здоровье и безопасность?»

(9 ч)

1.  Строение тела человека

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-  называть и показывать внешние части тела человека;

-определять на муляже положение внутренних органов человека;

-моделировать внутреннее строение тела человека.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;



 2. Если хочешь быть здоров.

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.

рассказывать о своём режиме дня;

-составлять рациональный режим дня школьника;

-обсуждать сбалансированное питание школьника;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

-формулировать правила личной гигиены и соблюдать их.



3.Берегись автомобиля!

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- моделировать сигналы светофоров;

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах;

-различать дорожные знаки и ;

-формулировать правила движения по загородной дороге.

- оценивать свои достижения на уроке.



4.Школа пешехода


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



5.Домашние опасности


Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов;

-учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.



6.Пожар


Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- характеризовать пожароопасные предметы;

-запомнить правила предупреждения пожара;

-моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону;

-рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности;

-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



7.На воде и в лесу


- Понимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

 характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запомнить правила поведения во время купания;

-различать съедобные и ядовитые грибы;

-находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»;

-определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



8.Опасные незнакомцы


онимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

 характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми;

-предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях;

-моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



9.Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»


- выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.



Раздел «Общение» (7 ч)

1.Наша дружная семья


онимать учетную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях;

-формулировать понятие «культура общения»;

-обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи;

-моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на урок



2.Проект «Родословная»

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— - интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их  именах, отчествах, фамилиях;

-отбирать фотографии из семейного архива;

-составлять родословное древо семьи;

-презентовать свой проект.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



3.      В школе


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе;

-обсуждать вопрос о культуре общения в школе;

-формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её;

-оценивать с нравственных позиций формы поведения;

-моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



4.      Правила вежливости


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения;

-формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной;

-моделировать ситуации общения в различных ситуациях.

-отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



5.Ты и твои друзья


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России;

-обсуждать проблему подарка в день рождения друга;

-обсуждать правила поведения за столом;

-формулировать правила этикета в гостях.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



6.      Мы – зрители и пассажиры


- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их;

- обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника.

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



7.   Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами



Раздел «Путешест

вия» (18 ч)

 

1.Посмотри вокруг







Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли.

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами



2. 

3.Ориентирование на  местности (2 ч)


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта;

-различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;

-анализировать текст учебника;

-формулировать вывод о форме Земли.

- формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами




4.      Формы земной поверхности.

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности;

-анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе;

-сравнивать по схеме холм и гору;

-характеризовать поверхность своего края. — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



5.Водные богатства.


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию;

-анализировать схему частей реки;

- на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края;

-обсуждать эстетическое воздействие моря на человека;

-составлять фото-рассказ на тему «Красота моря».— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



6.В гости к весне (экскурсия).


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

— наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»;

- формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



7.В гости к весне.


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края;

-знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной;

-моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе;

-наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради.

-формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



8.Россия на карте.

 


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-сравнивать изображение России на глобусе и карте;

-соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России;

-осваивать приёмы чтения карты;

-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

- -формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



9.Проект «Города России».


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-  распределять обязанности по выполнению проекта;

-в дополнительных источниках находить сведения  об истории и достопримечательностях избранного для исследования города;

-составлять презентацию своего исследования;

-презентовать свои проекты.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



10.Москва – столица нашей Родины.

 


- Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- находить Москву на карте России;

-знакомиться с планом Москвы;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Москвы от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



11.  Московский Кремль.


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-   обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России;

-находить на фотографии достопримечательности Кремля;

- находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



12.  Город на Неве.







Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

- - находить Санкт-Петербург на карте России;

-знакомиться с планом Санкт-Петербурга;

-описывать достопримечательности по фотографиям;

-отличать герб Санкт-Петербурга  от гербов других городов;

- совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу  с помощью Интернета.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



13.  Путешествие по планете

Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

 - сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



14.Путешествие по материкам.


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

 - сравнивать глобус и карту мира;

-находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки;

-соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



15.  Страны мира. Проект «Страны мира».


- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

- определять, каким странам принадлежат представленные флаги;

- распределять обязанности по выполнению проекта;

-готовить сообщения о выбранных странах;

-подбирать фотографии достопримечательностей



16.  Впереди лето.


Понимать учебную задачу урока и стремить­ся её выполнить;

-определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя;

-приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе;

-рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям;

-за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных».

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке



17.  Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия».


-выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов;

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами


18-20 Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

 




подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами;

- обсуждать выступления учащихся;

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.













Тематическое планирование



Перечень разделов и тем, последовательность их изучения


Количество часов







Примечания






I.

РАЗДЕЛ «ГДЕ МЫ ЖИВЁМ?»

4


1.1

Родная страна

1

презентация, э/п

1.2

Город и село.

Проект «Родной город (село)»

1

презентация, э/п

1.3

Природа и рукотворный мир




1

презентация, э/п

1.4

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?»

1


II

РАЗДЕЛ «ПРИРОДА»

20


2.1

Неживая и живая природа.

1

презентация, э/п

2.2

Явления природы.

Практическая работа №1

1

презентация, э/п

2.3

Что такое погода?

1

презентация, э/п

2.4

В гости к осени (экскурсия)

1


2.5

В гости к осени (урок)

1

презентация, э/п

2.6

Звёздное небо

1

презентация, э/п

2.7

Заглянем в кладовые земли

Практическая работа №2.

1


2.8

2.9.

Про воздух и про воду

2

презентация, э/п

2.10

Какие бывают растения

Практическая работа №3.

1


2.11

Какие бывают животные

1

презентация, э/п

2.12

Невидимые нити

1

презентация, э/п

2.13

Дикорастущие и культурные растения


1

презентация, э/п

2.14

Дикие и домашние животные

1

презентация, э/п

2.15

Комнатные растения

Практическая работа №4.

1

презентация, э/п

2.16

Животные живого уголка

Практическая работа №5


1


2.17

Про кошек и собак

1

презентация, э/п

2.18

Красная книга

1


2.19

Будь природе другом.

Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту»

1


2.20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

1


III

РАЗДЕЛ «ЖИЗНЬ ГОРОДА И СЕЛА»

10


3.1

Что такое экономика

1

презентация, э/п

3.2

Из чего что сделано

1

презентация, э/п

3.3

Как построить дом

1

презентация, э/п

3.4

Какой бывает транспорт

1

презентация, э/п

3.5

Культура и образование

1

презентация, э/п

3.6

Все профессии важны.

Проект «Профессии»

1

презентация, э/п

3.7

В гости к зиме (экскурсия)

1


3.8

В гости к зиме (урок)

1

презентация, э/п

3.9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Жизнь города и села»

1



3.10

Презентация проектов

«Родной город (село)»,

«Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

1


IV

РАЗДЕЛ «ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ»

9


4.1

Строение тела человека

1

презентация, э/п

4.2

Если хочешь быть здоров

1

презентация, э/п

4.3

Берегись автомобиля!

1

презентация, э/п

4.4

Школа пешехода

Практическая работа №6


1


4.5

Домашние опасности

1

презентация, э/п

4.6

Пожар

1

презентация, э/п

4.7

На воде и в лесу

1

презентация, э/п

4.8

Опасные незнакомцы

1

презентация, э/п

4.9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

1


V

РАЗДЕЛ «ОБЩЕНИЕ»

7


5.1

Наша дружная семья

1

презентация, э/п

5.2

Проект «Родословная»

1

презентация, э/п

5.3

В школе

1

презентация, э/п

5.4

Правила вежливости

1

презентация, э/п

5.5

Ты и твои друзья

1

презентация, э/п

5.6

Мы – зрители и пассажиры

1

презентация, э/п

5.7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

1


VI

РАЗДЕЛ «ПУТЕШЕСТВИЯ»

18


6.1

Посмотри вокруг

1


6.2

6.3

Ориентирование на местности

Практическая работа №7


2


6.4

Формы земной поверхности

1


6.5

Водные богатства

1


6.6

В гости к весне (экскурсия)

1


6.7

В гости к весне (урок)

1


6.8

Россия на карте

Практическая работа №8

1


6.9

Проект «Города России»

1


6.10

Путешествие по Москве

1


6.11

Московский Кремль

1


6.12

Город на Неве

1


6.13

Путешествие по планете

1


6.14

Путешествие по материкам

1


6.15

Страны мира.

Проект «Страны мира»

1


6.16

Впереди лето

1


6.17

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия»

1


6.18

6.19

6.20

Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира».

1



ИТОГО

70