
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: рабочие программы.1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 2 класс . М.: «Просвещение»,2012г., Базисного учебного плана МБОУ Тайнинская ООШ на 2017-2018 учебный год; Положения о рабочей программе учителя МБОУ Тайнинская ООШ.
Согласно базисному (образовательному) плана МБОУ Тайнинская ООШ всего на изучение русского языка во 2 классе выделяется 5 ч в неделю, (34 учебные недели), 170 часов в год.
Цели и задачи изучения предмета
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Раздел 2. Содержание учебного курса
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)
Повторение курса 1 класса (5ч)
Наша речь (3 ч).
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (4 ч).
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч).
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.
Слова, слова, слова…(18 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (59ч).
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (43 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.
Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (16 ч).
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Раздел 3.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры
речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Раздел 4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1--5 | Повторение курса 1 класса | 5 |
6 | Наша речь (3 ч) Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения | 1 |
7 | Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи | 1 |
8 | Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая. | 1 |
9 | Текст (4ч) Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. | 1 |
10 | Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие | 1 |
11 | Части текста . Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. | 1 |
12 | Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | 1 |
13 | Предложение (12ч) Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. | 1 |
14 | Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). | 1 |
15 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. | 1 |
16 | Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе» | 1 |
17 | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения (без деления на виды | 1 |
18 | Главные члены предложения (основа). | 1 |
19 | Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. | 1 |
20 | Распространённые и нераспространённые предложения. | 1 |
22 | Связь слов в предложении . | 1 |
23 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». | 1 |
24 | Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение» | 1 |
25 | Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | 1 |
26 | Слова, слова, слова….(18ч ) Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. | 1 |
27 | Слово как общее название многих одно- родных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями | 1 |
28 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
29 | Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. | 1 |
30 | Синонимы Работа со словарём синонимов | 1 |
31 | Антонимы Работа со словарём антонимов | 1 |
32 | Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам | 1 |
33 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме | 1 |
34 | Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах. | 1 |
35 | Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов | 1 |
36 | Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. | 1 |
37 | Единообразное написание корня в однокоренных словах. | 1 |
38 | Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. | 1 |
39 | Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. | 1 |
40 | Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. Работа с орфоэпическим словарём. | 1 |
41 | Перенос слов. Правила переноса | 1 |
42 | Проверочная работа по теме «Слово и его значение» | 1 |
43 | Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | 1 |
44 | Звуки и буквы(59ч) Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. | 1 |
45 | Диктант по теме «Слово» | 1 |
46 | Работа над ошибками. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. | 1 |
47 | Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом» Проверочная работа | 1 |
48 | Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. | 1 |
49 | Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту. | 1 |
50 | Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме | 1 |
51 | Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова). | 1 |
52 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). | 1 |
53 | Способы проверки безударных гласных в корне | 1 |
54 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | 1 |
55 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | 1 |
56 | Упражнения в написании слов с безударными гласными | 1 |
57 | Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста | 1 |
58 | Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением | 1 |
59 | Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением | 1 |
60 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов | 1 |
61 | Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов Представление об орфограмме | 1 |
62 | Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» | 1 |
63 | Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением. | 1 |
64 | Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | 1 |
65 | Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. | 1 |
66 | Согласный звук [и'] и буква «и краткое» | 1 |
67 | Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными согласными. | 1 |
68 | Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Проект «И в шутку и всерьез» | 1 |
69 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | 1 |
70 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. | 1 |
71 | Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. | 1 |
72 | Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.. | 1 |
73 | Подробное изложение по коллективно составленному плану Стр.127-128 Проект «Пишем письмо» | 1 |
74 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). | 1 |
75 | Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч. | 1 |
76 | Развитие речи. Работа с текстом | 1 |
77 | Буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу | 1 |
78 | Правописание буквосочетаний жи—ши, ча— ща, чу—щу. | 1 |
79 | Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» | 1 |
80 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала. | 1 |
81 | Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. | 1 |
82 | Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. | 1 |
83 | Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. | 1 |
84 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | 1 |
85 | Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | 1 |
86 | Развитие речи. Составление поздравительной открытки. | 1 |
87 | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | 1 |
88 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | 1 |
89 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | 1 |
90 | Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова | 1 |
91 | Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. | 1 |
92 | Развитие речи. Изложение текста по вопросам | 1 |
93 | Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова | 1 |
94 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» | 1 |
95 | Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным» | 1 |
96 | Работа над ошибками. Обобщение изученного. | 1 |
97 | Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. | 1 |
98 | Использование на письме разделительного мягкого знака. | 1 |
99 | Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. | 1 |
100 | Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | 1 |
101 | Части речи ( 2ч) Общее представление о частях речи | 1 |
102 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. | 1 |
103 | Имя существительное(19ч) Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. | 1 |
104 | Общее представление об имени существительном как части речи | 1 |
105 | Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи | 1 |
106 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 |
107 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 1 |
108 | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных | 1 |
109 | Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту | 1 |
110 | Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. | 1 |
111 | Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя). | 1 |
112 | Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | 1 |
113 | Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) | 1 |
114 | Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных» | 1 |
115 | Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). | 1 |
116 | Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных единственном и во множественном числе | 1 |
117 | Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи. | 1 |
118 | Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста | 1 |
119 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение изученного. | 1 |
120 | Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное» | 1 |
121 | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном | 1 |
122 | Глагол (12ч) Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) | 1 |
123 | Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи | 1 |
124 | Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста | 1 |
125 | Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам | 1 |
126 | Число глагола. Изменение глагола по числам | 1 |
127 | Правильное употребление глаголов (одеть и надеть) в речи | 1 |
128 | Правописание частицы не с глаголом | 1 |
129 | Обобщение знаний о глаголе | 1 |
130 | Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 |
131 | Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» за 3 четверть | 1 |
132 | Работа над ошибками. Текст-повествование и роль в нём глаголов. | 1 |
133 | Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. Стр.83 | 1 |
134 | Имя прилагательное (13ч) Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. | 1 |
135 | Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные | 1 |
136 | Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании | 1 |
137 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению | 1 |
138 | Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению | 1 |
139 | Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. | 1 |
140 | Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. | 1 |
141 | Обобщение знаний об имени прилагательном Проверочная работа «Проверь себя» | 1 |
142 | Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное» | 1 |
143 | Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имён прилагательных в тексте-описании. | 1 |
144 | Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». | 1 |
145 | Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). | 1 |
146 | Местоимение (4ч) Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) | 1 |
147 | Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога. | 1 |
148 | Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно | 1 |
149 | Проверочная работа «Проверь себя» | 1 |
150 | Предлоги (6ч) Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. | 1 |
151 | Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи | 1 |
152 | Правописание предлогов с именами существительными. | 1 |
153 | Развитие речи. Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок» | 1 |
154 | Контрольный диктант № 9 за 2 класс | 1 |
155 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 |
156 | Проект «В словари за частями речи!» | 1 |
157 | Обобщение знаний о частях речи. | 1 |
158 | Повторение (16ч) Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа: | 1 |
159 | Предложение. Знаки препинания в конце предложений | 1 |
160 | Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении | 1 |
161 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. | 1 |
162 | Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи | 1 |
163 | Части речи их различение. Разбор слова как части речи | 1 |
164 | Контрольное списывание текста | 1 |
165 | Работа над ошибками. Части речи их различение. Разбор слова как части речи | 1 |
166 | Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов | 1 |
167 | Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. | 1 |
168 | Упражнения в применении изученных правил правописания | 1 |
169 | Упражнения в применении изученных правил правописания | 1 |
170 | Итоговый урок по курсу «Русский язык» | 1 |