СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: рабочие программы.1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 2 класс . М.: «Просвещение»,2012г., Базисного учебного плана МБОУ Тайнинская ООШ на 2017-2018 учебный год; Положения о рабочей программе учителя МБОУ Тайнинская ООШ.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Русский язык" 2 класс "Школа России"»








Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: рабочие программы.1-4 класс. М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 2 класс . М.: «Просвещение»,2012г., Базисного учебного плана МБОУ Тайнинская ООШ на 2017-2018 учебный год; Положения о рабочей программе учителя МБОУ Тайнинская ООШ.

Согласно базисному (образовательному) плана МБОУ Тайнинская ООШ всего на изучение русского языка во 2 классе выделяется 5 ч в неделю, (34 учебные недели), 170 часов в год.

Цели и задачи изучения предмета

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

  1. Ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  2. Формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  2. формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  3. формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.


Раздел 2. Содержание учебного курса

Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч.)

Повторение курса 1 класса (5ч)

Наша речь (3 ч).

Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.

Текст (4 ч).

Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединённых общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение её в плане. Красная строка в тексте.

Предложение (12 ч).

Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и их запись.

Слова, слова, слова…(18 ч)

Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.

Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.

Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов. Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов. Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.

Звуки и буквы (59ч).

Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.

Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарём.

Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.

Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.

Части речи (43 ч)

Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесённость к определённой части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имён существительных. Число имён существительных. Изменение имён существительных по числам. Употребление имён существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имён существительных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён существительных с изученными орфограммами.

Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами. Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текст-повествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании. Обучение составлению повествовательного текста.

Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имён прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имён прилагательных (их признаков), в правильном употреблении их в речи, в правописании имён прилагательных с изученными орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имён прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.

Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст – рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.

Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространённых предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.

Повторение изученного за год (16 ч).

Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч; 4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное письмо слов и предложений.



Раздел 3.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник на уровне начального общего образования:

научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка - фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать предложение, словосочетание, слово;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

  • классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

  • определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содержания курса);

  • определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

  • безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

  • писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • самостоятельно озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры

речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


Раздел 4.Тематическое планирование


п/п

Тема урока

Количество часов

1--5

Повторение курса 1 класса

5

6

Наша речь (3 ч)


Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения



1

7

Виды речевой деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи

1

8

Диалог и монолог

Речь диалогическая и монологическая.


1

9

Текст (4ч)

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.


1

10

Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие

1

11

Части текста . Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста.


1

12

Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

1

13

Предложение (12ч)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.


1

14

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

1

15

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении.

1

16

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройдённого в 1 классе»

1

17

Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения (без деления на виды

1

18

Главные члены предложения (основа).

1

19

Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения.

1

20

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

22

Связь слов в предложении


.

1

23

Развитие речи.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».


1

24

Проверочная работа по темам «Текст», «Предложение»


1

25

Контрольное списывание текста с дополнительным заданием

1

26

Слова, слова, слова….(18ч )

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения.


1

27

Слово как общее название многих одно- родных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями

1

28

Однозначные и многозначные слова

1

29

Прямое и переносное значения слов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.

1

30

Синонимы

Работа со словарём синонимов



1

31

Антонимы Работа со словарём антонимов

1

32

Развитие речи. Изложение текста воспринятого зрительно по данным к нему вопросам

1

33

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. Обобщение по теме

1

34

Родственные (однокоренные) слова.

Выделение корня в однокоренных словах.

1

35

Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов

1

36

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов

и слов с омонимичными корнями.

1

37

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

1

38

Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение.


1

39

Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения.

1

40

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Работа с орфоэпическим словарём.

1

41

Перенос слов. Правила переноса

1

42

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

1

43

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1

44

Звуки и буквы(59ч)

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов.


1

45

Диктант по теме «Слово»

1

46

Работа над ошибками.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со слова­рями.

1

47

Употребление прописной (заглавной) буквы.

Развитие речи. Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины З. Е.Серебряковой «за обедом»

Проверочная работа

1

48

Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.

1

49

Развитие речи. Работа с текстом. Запись отве­тов на вопросы к тексту.

1

50

Произношение ударного и безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме

1

51

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова).

1

52

Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

1

53

Способы проверки безударных гласных в корне

1

54

Упражнения в написании слов с безударными гласными

1

55

Упражнения в написании слов с безударными гласными

1

56

Упражнения в написании слов с безударными гласными

1

57

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением Восстановление деформированного текста

1

58

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением

1

59

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением

1

60

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

1

61

Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов

Представление об орфограмме

1

62

Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне»

1

63

Работа над ошибками. Обобщение о безударных гласных проверяемых и непроверяемых ударением.

1

64

Развитие речи.

Составление текста из предложений с нарушен­ным порядком повествования.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима при­шла. Детство»

1

65

Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

1

66

Согласный звук [и'] и буква «и краткое»

1

67

Слова с удвоенными согласными

Произношение и написание слов с удвоенными согласными.

1

68

Развитие речи.

Коллективное составление рас­сказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

Проект «И в шутку и всерьез»

1

69

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

1

70

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

71

Мягкий знак (ь) Правописание мягкого знака на конце и в сере­дине слова перед другими согласными.

1

72

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным..

1

73

Подробное изложение по коллективно составленному плану

Стр.127-128 Проект «Пишем письмо»

1

74

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).

1

75

Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн, нч.

1

76

Развитие речи. Работа с текстом

1

77

Буквосочетания жи—ши, чаща, чу—щу

1

78

Правописание буквосочетаний жи—ши, чаща, чу—щу.

1

79

Контрольный диктант № 4 за 2 четверть по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»

1

80

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Обобщение изученного материала.

1

81

Звонкие и глухие согласные звуки

Звонкие и глухие согласные звуки (парные и не­парные) и их обозначение буквами.

1

82

Произношение парного по глухости-звонко­сти согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

1

83

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу­хости-звонкости согласного звука на конце сло­ва и перед согласным.

1

84

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в кор­не (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

1

85

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в кор­не (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.

1

86

Развитие речи.

Составление поздравительной открытки.

1

87

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

1

88

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

1

89

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

1

90

Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

1

91

Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами.

1

92

Развитие речи.

Изложение текста по вопросам

1

93

Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова

1


94

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

«Проверь себя»

1

95

Контрольный диктант № 5

по теме «Правописание слов с парными согласным на конце слова и перед согласным»

1

96

Работа над ошибками. Обобщение изученного.

1

97

Разделительный мягкий знак (ь)

Наблюдение над произношением слов с разде­лительным мягким знаком.

1

98

Использование на письме разделительного мяг­кого знака.

1

99

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

1

100

Проверочная работа по теме «Правописание слов с мягким знаком» Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»

1

101

Части речи ( 2ч)


Общее представление о частях речи



1

102

Соотнесение слов-названий, вопросов, на кото­рые они отвечают, с частями речи.

Работа с графической информацией.

1

103

Имя существительное(19ч)


Расширение представлений о предметах и явле­ниях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления.



1

104

Общее представление об имени существительном как части речи

1

105

Имя существительное как часть речи: значе­ние и употребление в речи

1

106

Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные

1

107

Одушевлённые и неодушевлённые имена су­ществительные

1

108

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

1

109

Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту

1

110

Собственные и нарицательные имена суще­ствительные Заглавная буква в именах собственных.

1

111

Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей. Составление устного рассказа по репродукции В. М. Васнецова «Богатыри» (под руководством учителя).

1

112

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных)

Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

1

113

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

1

114

Проверочная работа по теме «Правописание имен собственных»

1

115

Число имён существительных. Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко).

1

116

Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных единственном и во множественном числе

1

117

Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как части речи.


1

118

Развитие речи.

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста

1

119

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Обобщение изученного.

1

120

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя существительное»

1

121

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

1

122

Глагол (12ч)


Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление)


1

123

Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов в речи

1

124

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

1

125

Развитие речи.

Составление рассказа по репро­дукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилете­ли» по данным вопросам

1

126

Число глагола. Изменение глагола по числам

1

127

Правильное употребле­ние глаголов (одеть и надеть) в речи

1

128

Правописание частицы не с глаголом

1

129

Обобщение знаний о глаголе

1

130

Развитие речи.

Восстановление текста с нару­шенным порядком предложений

1

131

Контрольный диктант № 7 по теме «Глагол» за 3 четверть

1

132

Работа над ошибками.

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

1

133

Развитие речи. Составление текста-повествова­ния на предложенную тему, составление пись­менного ответа на один из вопросов к заданно­му тексту.

Стр.83

1

134

Имя прилагательное (13ч)

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи.


1

135

Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные

1

136

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании

1

137

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

1

138

Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению

1

139

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.

1

140

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

1

141

Обобщение знаний об имени прилагательном

Проверочная работа «Проверь себя»

1

142

Контрольный диктант № 8 по теме «Имя прилагательное»


1

143

Работа над ошибками.

Понятие о тексте-описании.

Роль имён прилагательных в тексте-описании.

1

144

Развитие речи.

Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

1

145

Сравнение как одно из выразительных средств языка. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание до­машнего животного либо комнатного растения).

1

146

Местоимение (4ч)


Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представ­ление)



1

147

Редактирование текста с повторяющимися име­нами существительными.

Составление текста из предложений с нарушен­ной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.

1

148

Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения.

Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого зрительно

1

149

Проверочная работа «Проверь себя»

1

150

Предлоги (6ч)

Предлог как часть речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами.


1

151

Раздельное написание предлогов со словами. Функция предлогов в речи


1

152

Правописание предлогов с именами существи­тельными.

1

153

Развитие речи.

Редактирование текста: восстановление деформированного повествовательного текста по рассказу Б. Житкова «Храбрый утенок»

1

154

Контрольный диктант № 9 за 2 класс

1

155

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

156

Проект «В словари за частями речи!»

1

157

Обобщение знаний о частях речи.

1

158

Повторение (16ч)


Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа:



1

159

Предложение. Знаки препинания в конце предложений

1

160

Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении

1

161

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

1

162

Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи

1

163

Части речи их различение. Разбор слова как части речи

1

164

Контрольное списывание текста

1

165

Работа над ошибками.

Части речи их различение. Разбор слова как части речи

1

166

Звуки и буквы. Алфавит. Звуко-буквенный разбор слов

1

167

Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил.

1

168

Упражнения в применении изученных правил правописания

1

169

Упражнения в применении изученных правил правописания

1

170

Итоговый урок по курсу «Русский язык»


1