МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
(наименование учебного предмета)
Базовый уровень, начальное общее образование, 2 класс
(уровень образования)
136 часов
«Согласовано» Заместитель директора по УВР _______________ Денисова А.В. «___» ______________ 2018 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Хохлова В.Н. «___» ___________2018г. |
(количество часов, отводимых на реализацию программы)
Составлена на основе программы под редакцией В.П.Канакиной и учебника
«Русский язык 2 класс » ( авторы В.П. Канакина, В.П.Горецкийи др.)
Учитель начальных классов Оленникова Наталья Викторовна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
Мухоршибирь, 2018 г.
I.Планируемы предметные результаты освоения учебного предмета
«Русский язык» 2 класс
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
названия и порядок букв русского алфавита;
признаки гласных и согласных звуков;
ударные и безударные гласные;
согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
способы обозначения мягкости согласных на письме гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким знаком;
правила переноса слов
Учащиеся должны уметь:
безошибочно и каллиграфически правильно писать слова, предложения, текст из 35-45 слов без пропусков, вставок, искажений букв; сверять написанное с образцом;
делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, правильно произносить мягкие и твердые согласные звуки в слове, обозначать на письме мягкость согласного звука гласными буквами (и, е, ё, ю, я) и мягким (ь) знаком;
писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, названиях городов, деревень, улиц, кличках животных;
писать слова с буквосочетаниями жи – ши, ча – ща, чу –щу, чк, чн, щн;
правильно обозначать буквами безударные гласные звуки в словах и формах двусложных слов (вода – по воде), парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слов (чертеж, шалаш);
писать слова с двойными согласными, слова с разделительным ь знаком, слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в программе 1 и 2 классов;
писать раздельно предлоги со словами;
производить звуковой и звуко - буквенный разбор: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки (гласные ударные и безударные; согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие), определять и соотносить количество звуков и букв в словах;
распознавать изученные части речи;
различать слово и предложение, устанавливать связь слов в предложении, выделять главные члены предложения (подлежащее и сказуемое);
составлять предложение по вопросу, по опорным словам, по сюжетному рисунку, на определенную тему;
употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения;
писать изложение повествовательного текста из 35-45 слов по вопросам;
составлять текст по опорным словам, по сюжетному рисунку и записывать 3-4 предложения из составленного текста;
использовать в речи слова просьбы, благодарности, приветствия, прощения.
II.Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ п/п | Содержание учебного предмета | Характеристика основных видов деятельности и форм организации учебных занятий | Кол-во часов |
-
| Наша речь Виды речи. Язык и речь. Диалог и монолог. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная устная работа по учебнику – композиционно-тематический анализ, работа в группах – построение устного монологического высказывания | 4 ч |
-
| Текст Признаки текста. Тема и главная мысль. Части текста. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная беседа по вопросами учебника; выведение правила под руководством учителя | 4 ч |
-
| Предложение Признаки предложения. Знаки препинания в конце предложения. Связь слов в предложении главные и второстепенные члены предложения распространённые и нераспространённые предложения | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: проблемный диалог, выведение правила под руководством учителя; самостоятельная работа; фронтальная беседа с классом; составление алгоритма | 10 ч |
-
| Слова, слова, слова… Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы и антонимы. Однокоренные слова. Корень слова. Слог. Ударение. Перенос слов. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: подводящий диалог – определение предметов по общему названию; работа в парах – анализ слов – общих названий | 18 ч |
-
| Звуки и буквы Звуки ибуквы. Алфавит. Заглавная буква. Гласные звуки правописание слов с безударным гласным в корне. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным. Разделительный мягкий знак. | Формирование у учащихся умений и реализации новых знаний: работа в парах – составление монологического рассуждения об использовании алфавита; самостоятельная обработка изученного – расположение слов в алфавитном порядке; работа в парах | 49 ч |
-
| Части речи: Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных. Единственное и множественное число имён существительных. Глагол как часть речи. Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы не с глаголами. Текст-повествование и роль в нём глаголов Имя прилагательное как часть речи. Единственное и множественное число имён прилагательных. Текст-описание и роль в нём имён прилагательных Местоимение как часть речи. Текст-рассуждение. Предлог как часть речи. | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию предметного содержания: фронтальная работа – построение ответов на вопросы; работа в парах – составление алгоритма переноса слов с разделительным мягким знаком | 41 ч |
-
| Повторение и систематизация изученного | Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: работа в парах – комплексное повторение по вопросам учебника; самостоятельная работа | 10ч |
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шёл, щавель, яблоня, ягода, январь.
III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Сроки | Тема урока по русскому языку |
Наша речь(4ч) |
-
| 4.09 | Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Что можно узнать о человеке по его речи? |
-
| 5 |
-
| 6 | Как отличить диалог от монолога? |
-
| 8 | Проверка знаний |
Текст (4ч) |
-
| 11 | Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? |
-
| 12 | Части текста |
-
| 13 | Диктант |
-
| 15 | Работа над ошибками |
Предложение (10ч) |
-
| 18 | Что такое предложение? Как из слов составить предложение? |
-
| 19 | Что такое главные члены предложения? |
-
| 20 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
-
| 22 | Что такое второстепенные члены предложения? |
-
| 25 | Что такое распространенные и нераспространенные предложения? |
-
| 26 | Как установить связь слов в предложении? |
-
| 27 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине |
-
| 29.09 | Анализ сочинений |
-
| 02.10 | Контрольный диктант |
-
| 3 | Работа над ошибками Контрольное списывание |
Слова, слова, слова…(18ч) |
-
| 4 | Что такое лексическое значение слова? |
-
| 6 | Что такое однозначные и многозначные слова? |
-
| 9 | Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
-
| 10 | Что такое синонимы? |
-
| 11 | Что такое антонимы? |
-
| 13 | Обобщение знаний о значении слова. Изложение на основе зрит.восприятия текста по вопросам. |
-
| 16 | Проверка знаний |
-
| 17 | Что такое родственные слова? |
-
| 18 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
-
| 20 | Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
-
| 23 | Какие бывают слоги? |
-
| 24 | Контрольный диктант. Административный Работа над ошибками |
-
| 25. |
-
| 27.10 | Как определить ударный слог? |
-
| 7. 11 | Как определить ударный слог? |
-
| 8 | Как переносить слова с одной строки на другую? |
-
| 10 | Как переносить слова с одной строки на другую? |
-
| 13 | Проверочная работа |
Звуки и буквы (49ч) |
-
| 14.11 | Как различить звуки и буквы? |
-
| 15 | Как мы используем алфавит? |
-
| 17 | Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
-
| 20 | Как определить гласные звуки? |
-
| 21 | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
-
| 22 | |
-
| 24 |
-
| 27 |
42-43,44 | 28,29, 01.12 | Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне |
45 | 4 | Диктант. Проверочная работа |
46 | 5 | Работа над ошибками |
47 | 6 | Как определить согласные звуки? |
48 | 8 | Согласный звук (й) и буква И краткое |
49 | 11 | Слова с удвоенными согласными |
50 | 12 | Наши проекты. И в шутку и всерьез |
51-53 | 13, 15, 18 | Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
54-55 | 19, 20 | Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными |
56 | 22 | Контрольный диктант |
57 | | Проверочная работа |
58 | | Работа над ошибк. |
59 | | Наши проекты. Пишем письмо |
60 | | Обобщающий урок. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» |
61 | | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ |
62 | |
63-64 | | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя |
65 | | Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
66 | | Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
67 | | Проверка парных согласных в корне слова |
68 | | Контрольное списывание. |
69 | | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста |
70 | | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных |
71-73 | | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
74 | | Изложение повествовательного текста по вопросам плана |
75 | | Диктант |
76 | | Работа над ошибками. |
77 | | Обобщение изученного материала |
78-80 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком |
81 | | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала |
82 | | Контрольное списывание |
83 | | Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
84 | | Проверка знаний |
85 | | Обобщение изученного материала |
Части речи(41ч) |
86 | | Что такое части речи? |
87 | | Что такое имя существительное? |
88 | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
89-90 | | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей, в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет |
91 | | Заглавная буква в кличках животных.Развитие речи |
92 | | Заглавная буква в географических названиях |
93 | | Обучающее изложение |
94 | | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы |
95-96 | | Единственное и множественное число имен существительных |
97 | | Обучающее изложение |
98 | | Диктант |
99 | | Работа над ошибками |
100-101 | | Что такое глагол? |
102-104 | | Единственное и множественное число глаголов |
105 | | Правописание частицы НЕ с глаголами |
106 | | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» |
107 | | Что такое текст- повествование? |
108 | | Проверка знаний |
109 | | Что такое имя прилагательное? |
110 | | Связь имени прилагательного с именем существительным |
111 | | Прилагательные близкие и противоположные по значению 2 урока |
112 | | Единственное и множественное число имен прилагательных |
113 | | Что такое текст- описание? |
114 | | Проверка знаний |
115 | | Общее понятие о предлоге |
116 | | Раздельное написание предлогов со словами |
117 | | Восстановление предложений |
118 | | Проверка знаний |
119 | | Диктант |
120 | | Работа над ошибками |
121-122 | | Что такое местоимение? |
123 | | Что такое текст- рассуждение? |
124 | | Проверка знаний |
125 | | Контрольный диктант |
126 | | Работа над ошибками |
Повторение (10ч) |
127 | | Повторение по теме «Текст» |
128 | | Сочинение по картине |
129 | | Повторение по теме «Предложение» |
130 | | Повторение по теме «Слово и его значение» |
131 | | Повторение по теме «Части речи» |
132 | | Повторение по теме «Звуки и буквы» |
133 | | Повторение по теме «Правила правописания» |
134 | | Контрольный диктант |
135 | | Работа над ошибками Контрольное списывание |
136 | | Повторение и закрепление изученного материала. Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс |
IV.Реализация национально -регионального компонента
Национально-региональный компонент просматривается на уроках:
1. Составление и запись предложений о своем селе, о Бурятии,
2. Чтение, беседа и списывание текстов о своей малой Родине.
3. При изучении темы «Заглавная буква в названиях городов, сел, деревень, рек, кличках животных ит.д.» подробно остановиться на названиях городов, сел и деревень нашей малой Родины, названиях рек, которые протекают в нашем районе и Бурятии, животных, которые водятся на территории Бурятии.
4.Языковой материал: слова и фразеологизмы, которые отражают миропонимание и мироощущение жителей родной местности, живую речь и фольклор, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, ученых и т.п.,
5. Использовать на уроках местный фольклор.