СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10. 2009г. № 363;

авторской программы, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А Стефаненко, М.В. Бойкина.  Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2014.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Русский язык» 2 класс»


Отдел по образованию администрации города Заринска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2г. Заринска



Рассмотрена Согласована Утверждена

методическим Заместитель директора Директор

объединением учителей по УВР МБОУ СОШ №2

начальных классов ________/Букина. И.В/ ________/Першин И.И./


Протокол № 5 31 .08.2016г. Приказ №

от 25.05.2016г. 31 .08.2016г.



Рабочая программа

по предмету «Русский язык»

образовательная область

«Филология»

Уровень образования - начальное общее образование

2 класс

на 2016-2017 учебный год


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 06.10. 2009г. № 363;

авторской программы, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Н.А Стефаненко, М.В. Бойкина. Сборник рабочих программ. 1 – 4 классы. Москва «Просвещение» 2014.



Составитель:




Юткина Людмила Ивановна






Заринск-2016


Пояснительная записка


Цели и задачи обучения предмета «Русский язык»


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: 

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

  • осознание ребёнком себя как носителя русского языка;

  • развитие мотивов и средств речевой деятельности.

  • осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

  • сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка.



Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 175часов ( 5 часов в неделю, 35 учебные недели).







Планируемые результаты


Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У учащегося будут сформированы:

  • представление о своей этнической принадлежности;

  • развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

  • представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);

  • осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

  • осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

  • представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

  • положительное отношение к языковой деятельности;

  • заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

  • понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

  • этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;

  • развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;

  • представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.


Метапредметные результаты

 

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу;

  • высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

  • планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

  • проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

  • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

  • понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Обчающийся получит возможность научиться:

• принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;

• оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.


Познавательные УУД

Обучающийся научится:


  • осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);

  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);

  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;

  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

  • пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

  • осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);

  • составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

  • составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

  • анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

  • осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

  • ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

  • находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

  • обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,

• анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).


Коммуникативные УУД

  • слушать собеседника и понимать речь других;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

  • выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

  • задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;

  • признавать существование различных точек зрения;воспринимать другое мнение и позицию;

  • формулировать собственное мнение и аргументировать его;

  • работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;

  • строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;

• контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения.


Предметные результаты 


Общие предметные результаты освоения программы


  • понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

  • воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;

  • понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;

  • первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);

  • начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;

  • овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);

  • применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);

  • первоначальные умения проверять написанное;

  • овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;

  • формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).


Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);

  • строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

  • (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);

  • пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;

  • различать устную и письменную речь;

  • различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;

  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

  • понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;

  • читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;

  • составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

  • соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

  • озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;

  • распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;

  • замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

  • составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);

  • находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);

  • составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;

  • составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);

  • письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;

  • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.


Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;

  • определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

  • характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

  • понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);

  • анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;

  • определять функции букв е, ё, ю, я в слове;

  • определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];

  • определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;

  • определять ударный и безударные слоги в слове;

  • правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;

  • использовать знание алфавита при работе со словарями;

  • определять функцию мягкого знака (ь) как разделительного;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком — показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;

  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);

  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;

  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;

  • применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие–глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);

  • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);

  • иметь представление о синонимах и антонимах;

  • распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;

  • подбирать к предложенным словам 1—2 синонима или антонима;

  • наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;

  • наблюдать над словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;

  • на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;

  • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.


Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

  • осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;

  • владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;

  • распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;

  • определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).

Обучающийсяполучит возможность научиться:

  • различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

  • различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

  • подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.


Морфология

Обучающийся научится:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;

  • находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;

  • находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам кто? и что?, собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;

  • находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;

  • находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

  • находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;

  • подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;

  • выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;

  • различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);

  • выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;

  • использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

  • пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.

Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;

  • находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;

  • различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);

  • устанавливать связи слов между словами в предложении;

  • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

  • восстанавливать деформированные предложения;

  • составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;

  • находить предложения с обращениями.


Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;

  • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);

  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;

  • перенос слов;

  • прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

  • проверяемые безударные гласные в корне слова;

  • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;

  • разделительный мягкий знак (ь);

  • знаки препинания конца предложения (. ? !);

  • раздельное написание предлогов с именами существительными;

  • раздельное написание частицы не с глаголами;

  • — применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника объёмом 40—50 слов;

— писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами объёмом 30—40 слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;

  • определять разновидности орфограмм и соотносить их изученными с правилами;

  • разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;

  • обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;

  • применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

  • пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.


Содержание тем курса с определением основных видов учебной деятельности


Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Наша речь и наш язык (3 ч)

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать ее.

Различать устную , письменную речь и речь про себя.

Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложения.

Отличать диалогическую речь от монологической.

Использовать в речи диалог и монолог.

Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет ее вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог.

Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «проверь себя» по учебнику к электронному приложению.

Текст (3 ч)

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче.

Передавать устно содержание прочитанного текста0 образца или составленного текста.

Создавать письменный и устный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению.

Предложение (11ч.)

Отличать предложения от группы слов , не составляющее предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое ударение и интонацию в конце предложения. Составлять предложения из слов. Составлять устно и письменно ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце. Писать слова в предложении раздельно.

Слова, слова, слова(18ч.)



Уточнить и углубить представление о лексическом значении слова, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов. Выявлять слова, значение которых требует уточнения.

Работать с разными словарями. Овладеть понятием однокоренные слова. Различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Создавать тексты и корректировать заданные тексты с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать синонимы и антонимы. Знакомиться с основными видами изложений и сочинений .

Звуки и буквы (60ч.)






Слышать и произносить основные звуки речи, различать их на основе артикуляционных признаков.

Различать ударные и безударные гласные.

Слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове различать особенности гласных и согласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных.

Соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове.

Научиться русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах.

Различать звуки и буквы.

Обозначать на письме твердость и мягкость согласных звуков.

Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красная строка (абзац), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Знать алфавит: правильно называть буквы и их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове.

Научиться русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах.

Различать звуки и буквы. Обозначать на письме твердость и мягкость согласных звуков.

Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного).

Знать алфавит: правильно называть буквы и их последовательность.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Использовать на письме разделительный ь и ъ. Использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использовать орфографический словарь.

Применять правила правописания и пунктуации:

- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

- сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;

- перенос слов;

- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

- проверяемые безударные гласные в корне слова;

- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

- непроверяемые гласные

-Знакомство с основными видами изложений и сочинений .





Части речи (57ч.)






Различать одушевленные и неодушевленные

имена существительные, собственные и нарицательные,

имя прилагательное, изменять по числам.

Различать местоимение,

предлоги, раздельное написание предлогов с именами существительными;

- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

- раздельное написание предлогов с другими словами. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения.

Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.


Повторение (23ч.)


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Наименование разделов и тем

Всего часов

Контрольные работы

Проверочные работы

В том числе на работы по развитию речи

Проектная деятельность

Наша речь (3ч)

1

Виды речи

2





2

Диалог и монолог

1





Текст (3ч)

3

Текст (повторение и углубление представлений о тексте)

1





4

Части текста

2



1









ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11ч)

5

Предложение

3

1




6

Члены предложения

8

1

1

1


СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА… (18ч)

7

Слово и его значение

4





8

Синонимы и антонимы

4



1


9

Однокоренные слова

4





10

Слог. Ударение .Перенос слов.

6

1

1

1


ЗВУКИ И БУКВЫ (60ч)

11

Звуки и буквы

2





12

Русский алфавит, или азбука

3


1



13

Гласные звуки

2

1




14

Правописание слов с безударным гласным в корне

15

1


1


15

Согласные звуки. Согласный звук й и буква й.

2





16

Правописание слов с удвоенными согласными

2



1

1

17

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

2

1




18

Мягкий знак

3




1

19

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

8



1

1


Звонкие и глухие согласные звуки

1





20

Правописание слов с парным по глухости-звонкости на конце слова и перед согласным.

14

1

1

1


21

Обобщение знаний. Разделительный мягкий знак

6

1

1

1


Части речи (57ч)

22

Части речи

2





Имя существительное (17 ч)

23

Имя существительное как часть речи

2




1

31

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

3



1


32

Собственные и нарицательные имена существительные.

5





33

Число имён существительных

3



1


34

Обобщение знаний об имени существительном.

4


1



Глагол (12ч)

35

Глагол как часть речи

4





36

Число глаголов

2





37

Правописание частицы не с глаголами

1





38

Обобщение знаний о глаголе

2



1


39

Текст-повествование

3


1



Имя прилагательное (13ч)

40

Имя прилагательное как часть речи

6



1


41

Число имён прилагательных

2





42

Текст-описание

2





43

Обобщение знаний об имени прилагательном.

3


1



Местоимение (5ч)

44

Местоимение (личное) как часть речи

3





45

Текст-рассуждение

2


1



Предлоги (5ч)

46

Роль предлогов в речи

1





47

Правописание предлогов с именами существительными

4

1

1


1


Контрольный диктант

1





Повторение (18ч)

48

Повторение

18

1


1



Итого

175

10

10

14

5










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Перечень разделов и тем, последовательность их изучения

Количество часов, необходимое для изучения раздела

Примечания


I

Наша речь.

3 часа



1.1

Виды речи.

1 час

презентация


1.2

Виды речи.

1 час

э/п


1.3

Диалог и монолог.

1 час

презентация


II

ТЕКСТ

3 часа



2.1

Текст.

1 час

э/п


2.2.

Текст.

1 час

презентация


2.3.

Части текста. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

1 час



III

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

11часов



3.1.

Предложение.

1 час

э/п


3.2.

Предложение.

1 час



3.3.

Предложение.

1 час

презентация


3.4.

Главные члены предложения.

1 час

э/п


3.5.

Главные члены предложения.

1 час

э/п


3.6.

Второстепенные члены предложения (без деления на виды)

1 час

э/п


3.7.

Подлежащее и сказуемое- главные члены предложения.

1 час



3.8.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1 час

презентация


3.9.

Связь слов в предложении.

1 час

э/п


3.10.

Связь слов в предложении.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень».

1 час



3.11.

Проверочная работа.

(задания проверь себя)

1 час



IV.

СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА…

18 часов



4.1.

Слово и его значение.

1 час

презентация


4.2.

Слово и его значение.

1 час

э/п


4.3.

Слово и его значение.

1 час



4.4.

Слово и его значение.

1 час



4.5.

Синонимы и антонимы.

1 час

презентация


4.6.

Синонимы и антонимы.

1 час

э/п


4.7..

Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.

1 час



4.8

Синонимы и антонимы.

Проверочная работа. (задания проверь себя)

1 час

э/п


4.9.

Однокоренные слова.

1 час

презентация


4.10.

Однокоренные слова.

1 час

э/п


4.11.

Однокоренные слова.

1 час



4.12.

Однокоренные слова.

1 час

э/п


4.13.

Слог.

1 час



4.14.

Ударение.

1 час

э/п


4.15.

Перенос слов по слогам.

1 час

э/п


4.16.

Перенос слов по слогам.

1 час



4.17.

Проверочная работа. (задания проверь себя)

1 час



4.18.


Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.

1 час



V.

ЗВУКИ И БУКВЫ

60 часов



5.1

Звуки и буквы (повторение и углубление представлений).

1 час

э/п


5.2

Звуки и буквы (повторение и углубление представлений).

1час



5.3

Русский алфавит, или Азбука.

1 час

э/п


5.4..

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой "За обедом"

1 час



5.5

Проверочная работа

1 час



5.6.

Гласные звуки (повторение и обобщение представлений).

1 час

э/п


5.7..

Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.

1 час



5.8.

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1 час

презентация


5.9

Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1 час

э/п


5.10

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1 час



5.11.

Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме.

1 час



5.12.

Особенности проверяемых и проверочных слов

1 час

презентация


5.13.

Особенности проверяемых и проверочных слов

1 час



5.14.

Особенности проверяемых и проверочных слов

1 час



5.15.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1час

э/п


5.16.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1 час



5.17.

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова.

1 час



5.18.

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы

1 час

презентация


5.19.

Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука

1 час



5.20..

Проверочный диктант

1 час



5.21

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А.Тутунова "Зима пришла. Детство".

1 час



5.22.

Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. (задания проверь себя)

1 час

э/п


5.23.

Согласные звуки.

Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку

1 час

презентация


5.24.

Согласный звук [Й] и буква "И краткое"

1 час



5.25.

Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз».

(Упр.119).

1 час

презентация


5.26.

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова "Лоси"и опорным словам.

1 час



5.27

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1 час

э/п


5.28.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

1 час



5.29.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласными.

1 час

э/п


5.30.

Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.

1 час



5.31.

Проект «Пишем письмо».

1 час

презентация


5.32.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1 час

э/п


5.33.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1 час



5.34.

Развитие речи. Работа с текстом

1 час



5.35.

Проект «Рифма».

1 час

презентация


5.36.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1 час

э/п


5.37.

Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

1 час

э/п


5.38.

Проверочный диктант

(задания проверь себя)

1 час



5.39.

Развитие речи. Работа с предложением и текстом

1 час



5.40.

Звонкие и глухие согласные звуки.

1 час

презентация


5.41.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час

э/п


5.42.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

1 час



5.43.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час



5.44.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час

презентация


5.45.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час



5.46.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час

э/п


5.47.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час



5.48.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час



5.49.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час

презентация


5.50.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час



5.51.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час

э/п


5.52.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час



5.53.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час



5.54.

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным.

1 час

э/п


5.55.

Проверочный диктант

(задания проверь себя)

1 час



5.56.


Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам

1 час



5.57

Разделительный мягкий знак (ь)

1 час

презентация


5.58.

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков

1 час



5.59

Проверочная работа.

1 час



5.60

Разделительный мягкий знак (ь)

(задания проверь себя)

1 час



VI.

Части речи.

57 часов



6.1.

Части речи.

1 час

презентация


6.2.

Части речи.

1 час

э/п


6.3.

Имя существительное как часть речи.

1 час

презентация


6.4.

Имя существительное как часть речи.

1 час



6.5.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1 час

презентация


6.6.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1 час



6.7.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1 час



6.8.

Собственные и нарицательные имена существительные.

1 час

презентация


6.9.

Заглавная буква в именах собственных

1 час



6.10.

Заглавная буква в именах собственных

1 час

э/п


6.11.

Заглавная буква в именах собственных

1 час



6.12.

Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины В.М.Васнецова "Богатыри"

1 час



6.13.

Число имён существительных.

1 час

презентация


6.14.

Число имён существительных.

1 час

э/п


6.15.

Число имён существительных

1 час



6.16.

Обобщение знаний об имени существительном.

1 час



6.17.

Обобщение знаний об имени существительном.

1 час



6.18.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам

1 час



6.19.

Проверочная работа.

(задания проверь себя)

1 час



6.20.

Глагол как часть речи.

1 час

презентация


6.21.

Глагол как часть речи.

1 час

э/п


6.22.

Глагол как часть речи.

1 час



6.23.

Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

1 час



6.24.

Число глагола.

1 час

презентация


6.25.

Число глагола.

1 час



6.26-


Правописание частицы НЕ с глаголами.

1 час

э/п


6.27.

Обобщение знаний о глаголе.

1 час



6.28.

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений

1 час



6.29.

Текст-повествование и роль в нём глаголов

1час



6.30.

Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему.

1 час



6.31.

Проверочная работа.

(задания проверь себя)

1 час



6.32.

Имя прилагательное как часть речи.

1 час

презентация


6.33.

Имя прилагательное как часть речи.

1 час



6.34

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1 час

э/п


6.35.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1 час



6.36.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1 час

э/п


6.37.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1 час



6.38.

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1 час

презентация


6.39.

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1час



6.40

Понятие о тексте-описании.

1час

презентация


6.41.

.Роль имён прилагательных в тексте-описании.

1 час



6.42

Развитие речи. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».




6.43..


Обобщение знаний об имени прилагательном

1 час



6.44.

Проверочная работа.

1 час



6.45

Развитие речи. Составление текста описания на основе личных наблюдений.

1 час



6.46..

Местоимение (личное) как часть речи.

1 час

презентация


6.47

Местоимение (личное) как часть речи.

1 час

э/п


6.48.

Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными.

1 час



6.49.

Структура текста-рассуждения. Развитие речи. Работа с текстом диалога.

1 час



6.50.

Проверочная работа.

(задания проверь себя)

1 час



6.51.

Роль предлогов в речи.

1 час

э/п


6.52.

Роль предлогов в речи.

1 час



6.53

Развитие речи. Восстановление деформированного повествовательного текста

1 час



6.54.

Проверочная работа.

(задания проверь себя)

1 час



6.55

.

Проект «В словари - за частями речи».

1 час

презентация


6.56

6.57

Контрольный диктант

2 часа



VII.

Повторение.

18 часов



7.1

7.2..

Повторение по теме «Наша речь».

2 часа



7.3

7.4.


Повторение по теме «Текст».

2 часа



7.5.

7.6

Повторение по теме «Предложение».

2 час



7.7

7.8

7.9

7.10


Повторение по теме «Слова, слова, слова...».

4 час

Презентация


7.11

7.12

7.13

7.14


Повторение по теме «Звуки и буквы».

4 часа



7.15

7.16

7.17

7.18

7.19

Повторение по теме «Правила правописания».

5 часа



7.20

7.21

7.22

7.23

Повторение по теме «Части речи».

4 часа




ИТОГО

175 ЧАСОВ
















































20