
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу "Технология" составлена на основе:
1. ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с изменениями 5.1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09г. № 373, 5.2 Приказ МОиН РФ от 22.09.11г. №2357, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 12.12.11г. № 22540. Приказ МОиН РФ от 26.11.10г. №1241, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 04.02.11г. №19707
2.Примерной программы по технологии , 1 класс // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - Изд. 2-е, испр. - М. :Баласс, 2011. - 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Авторской программы «Технология» («Прекрасное рядом с тобой») (О.А.Куревина, Е.А. Лутцева. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.
4. Положении о рабочей программе МБОУ Нечкинской СОШ
Предмет «Технология» ведётся в 1-ом классе из расчёта 1час в неделю. Всего за год-33 часа.
Характеристика УМК
1. Учебник «Технология»(«Прекрасное рядом с тобой»). 1-ый класс. Авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева.
2. Куревина Технология 1кл. Р/т: Прекрасное рядом с тобой ФГОС /Ковалевская (БАЛАСС)
3. Методическое пособие для учителя Е.А. Лутцева. 2013г.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
– называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения предмета «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;
– с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
– готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на рисунки учебника;
– выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности;
– совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: замысел в изделия.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение чувствовать мир, его материальную культуру.
Коммуникативные УУД:
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделий;
– слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии предметно-практической творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения предмета «Технология» в 1-м классе является формирование следующих знаний и умений.
Ученик 1-ого класса должен знаь:
– виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия;
– конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей;
– названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
– технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
– способы разметки: сгибанием, по шаблону;
– способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
– виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
уметь под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий.
Уметь с помощью учителя реализовывать творческий замысел.
Ученик 1-ого класса получит возможность научиться:
- анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности с помощью учителя;
- самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону, аккуратно выполнять клеевое соединение деталей (мелких и средних по размеру), использовать пресс для сушки изделий;
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Раздел | Кол-во часов | Содержание | Формы организации учебных занятий |
1 | «Люди и их дела» 2ч. | 1 | Мастера и их работа. Урок-путешествие «В мире профессий». | Урок – путешествие |
2 | 1 | Собираем осенние листья (конструирование) Экскурсия в осенний парк. | Экскурсия |
3 | Работаем с природными материалами» 4 ч. | 1 | Рабочее место. Чудеса из листьев (конструирование, наклеивание) Урок—игра «Осенний калейдоскоп». | Урок—игра |
4 | 1 | Игрушки из природных материалов (конструирование, соединение) Урок- выставка «Лесные чудеса». | Урок- выставка |
5 | 1 | Птичка-невеличка (конструирование, соединение). Игра-конкурс «Птичьи перезвоны». | Игра-конкурс |
6 | 1 | Медвежонок Миша (конструирование, соединение | |
7 | «Работаем с пластилином» 4ч. | 1 | Непослушный цыплёнок (конструирование) | |
8 | 1 | Дымковские игрушки (конструирование). | |
9 | 1 | Резвая лошадка (конструирование) | |
10 | 1 | Весёлый музыкант (конструирование) | |
11 | «Работаем с цветной бумагой» 4ч. . | 1 | Рабочее место. Твой помощник ножницы (инструменты, материалы) | |
12 | 1 | Аленький цветочек (отрезание, наклеивание) | |
13 | 1 | Салфетка с узорами (вырезание, соединение) | |
14 | 1 | Салфетка под чашку | |
15 | "Работаем по шаблону"2ч. | 1 | Мозаика (шаблон, вырезание, конструирование) | |
16 | 1 | Скоро Новый год (резание, наклеивание) | |
17 | «Учимся аккуратно наклеивать детали» 2ч. | 1 | В лесу родилась ёлочка (разметка, сборка | |
18 | 1 | Снеговичок (разметка, сборка) | |
19 | «Сгибаем и складываем бумагу» 3ч | 1 | Симметрия (сгибание, складывание) | |
20 | 1 | Весёлые снежинки (складывание) | |
21 | 1 | Что узнали. Чему научились | |
22 | «Конструируем и моделируем» 7ч. | 1 | Изделие и его конструкция (конструирование) | |
23 | 1 | Работаем с набором «Конструктор» (конструирование) Подвижное и неподвижное соединение деталей (конструирование) | |
24 | 1 | Модель самоката (конструирование) | |
25 | 1 | Подарок к Дню защитника Отечества (разметка, сборка, отделка) | |
26 | 1 | Искусство оригами (конструирование, складывание) | |
27 | 1 | Подарок к Дню8 марта (разметка, сборка, отделка) | |
28 | 1 | Быстрые самолёты (конструирование) | |
29 | «Знакомимся с тканью и нитками» (5ч) | 1 | Рабочее место. Учимся шить и вышивать (приёмы подготовки к шитью) | |
30 | 1 | Иглы и игольницы (инструменты, соединение разных материалов) | |
31 | 1 | Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) | |
32 | 1 | Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) | |
33 | 1 | Что узнали. Чему научились | |
|
|
Система оценки планируемых результатов
Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практическую часть по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает, и поэтому зачастую не может быть одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребёнка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Оцениваются освоенные предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приёмов и операций и работы в целом. Показателем уровня сформированности универсальных учебных действий является степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения урока |
1 | Мастера и их работа. Урок-путешествие «В мире профессий». | 1 | Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий С помощью учителя –выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравни- вать, сопоставлять) изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства, конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными приспособлениями и инструментами; – анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное; – осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения; читать графические изображения (рисунки); – воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда; – планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания с помощью учителя контролем организовывать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. С помощью учителя осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона); – оценивать результат своей деятельности: точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников; – обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. С помощью учителя: – моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями по образцу и его рисунку; – определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы и инструменты. Называть - инструменты для шитья; - правило рабочего человека; - виды ткани, ниток. Уметь: - отмеривать нитку; - вставлять нитку в иголку; - вышивать швом «вперёд иголку" | |
2 | Собираем осенние листья (конструирование) Экскурсия в осенний парк. | 1 | |
3 | Рабочее место. Чудеса из листьев (конструирование, наклеивание) Урок—игра «Осенний калейдоскоп». | 1 | |
4 | Игрушки из природных материалов (конструирование, соединение) Урок- выставка «Лесные чудеса». | 1 | |
5 | Птичка-невеличка (конструирование, соединение). Игра-конкурс «Птичьи перезвоны». | 1 | |
6 | Медвежонок Миша (конструирование, соединение) | 1 | |
7 | Непослушный цыплёнок (конструирование) | 1 | |
8 | Дымковские игрушки (конструирование). | 1 | |
9 | Резвая лошадка (конструирование) | 1 | |
10 | Весёлый музыкант (конструирование) | 1 | |
11 | Рабочее место. Твой помощник ножницы (инструменты, материалы) | 1 | |
12 | Аленький цветочек (отрезание, наклеивание) | 1 | |
13 | Салфетка с узорами (вырезание, соединение) | 1 | |
14 | Салфетка под чашку | 1 | |
15 | Мозаика (шаблон, вырезание, конструирование) | 1 | |
16 | Скоро Новый год (резание, наклеивание) | 1 | |
17 | В лесу родилась ёлочка (разметка, сборка | 1 | |
18 | Снеговичок (разметка, сборка) | 1 | |
19 | Симметрия (сгибание, складывание) | 1 | |
20 | Весёлые снежинки (складывание) | 1 | |
21 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
22 | Изделие и его конструкция (конструирование) | 1 | |
23 | Работаем с набором «Конструктор» (конструирование) Подвижное и неподвижное соединение деталей (конструирование) | 1 | |
24 | Модель самоката (конструирование) | 1 | |
25 | Подарок к Дню защитника Отечества (разметка, сборка, отделка) | 1 | |
26 | Искусство оригами (конструирование, складывание) | 1 | |
27 | Подарок к Дню8 марта (разметка, сборка, отделка) | 1 | |
28 | Быстрые самолёты (конструирование) | 1 | |
29 | Рабочее место. Учимся шить и вышивать (приёмы подготовки к шитью) | 1 | |
30 | Иглы и игольницы (инструменты, соединение разных материалов) | 1 | |
31 | Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) | 1 | |
32 | Нитки. Закладки (отделка строчкой прямого стежка) | 1 | |
33 | Что узнали. Чему научились | 1 | |
| | | | |