СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Родной литературе для 5 класса ( ФГОС).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для учащихся 5 классов разработана на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

В  рабочей  программе  определена  последовательность  изучения  тем  по предмету «Родная  (русская) литература » для  учащихся  5 классов. Рассчитана на 1 час в неделю во втором полугодии. (УМК Г.С. Меркина).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Родной литературе для 5 класса ( ФГОС).»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ № 9



«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______________ Т.А. Лёгких

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

______________Л.И.Кулькова

приказ № _____

от _____________


«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

____________________________

Протокол №____ от ___________

Руководитель ШМО:

_______________ Ф.И.О.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета « Родная (русская) литература» для 5 класса.





Авторы-составители:

Милькова О.В., высшая квалификационная категория;

Ященко М.Б., первая квалификационная категория;

Груздева Н.А., высшая квалификационная категория














Екатеринбург

2017

Пояснительная записка.


Примерная рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для учащихся 5 классов разработана на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В рабочей программе определена последовательность изучения тем по предмету

«Родная (русская) литература » для учащихся 5 классов.


Цель примерной рабочей программы соотносится с главными задачами реализации Примерной основной образовательной программы основного общего образования:


- воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным (русским) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.


Количество учебных часов на предмет «Родная (русская) литература» в неделю в 5-ых классах –1 час со второго полугодия, всего – 18 часов.


В течение учебного периода планируется проведение следующих видов контрольных работ: анализ устных ответов и письменных работ в тетради (сочинение).


Примерные результаты освоения учебного предмета


Изучение предметной области «Родной язык и родная литература» — языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, должно обеспечить:

  • получение доступа к литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям цивилизации;

  • формирование основы для понимания особенностей разных культур и воспитания уважения к ним; осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному,

  • нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;

  • формирование базовых умений, обеспечивающих возможность дальнейшего изучения языков, c установкой на билингвизм;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса для достижения более высоких результатов при изучении других учебных предметов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

предмета «Родная литература»

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

• анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

Познавательные УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• выделять явление из общего ряда других явлений;

• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

• критически оценивать содержание и форму текста.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

• определять возможные роли в совместной деятельности;

• играть определенную роль в совместной деятельности;

• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

• выделять общую точку зрения в дискуссии;

• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

• использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

• выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты изучения предмета «Родная литература» должны отражать:

    1. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека

  • общества, многоаспектного диалога;

    1. понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

    2. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

    3. воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать

развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  1. развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  2. овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.


При планировании предметных результатов освоения программы следует учитывать, что формирование различных умений, навыков, компетенций происходит у разных обучающихся с разной скоростью и в разной степени и не заканчивается в школе.

I уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения как истории из реальной жизни (сферы так называемой «первичной действительности»). Понимание текста на этом уровне осуществляется на основе буквальной «распаковки» смыслов; к художественному миру произведения читатель подходит с житейских позиций. Такое эмоциональное непосредственное восприятие, создает основу для формирования осмысленного и глубокого чтения, но с точки зрения эстетической еще не является достаточным. Оно характеризуется способностями читателя воспроизводить содержание литературного произведения, отвечая на тестовые вопросы (устно, письменно) типа «Что? Кто? Где? Когда? Какой?», кратко выражать/определять свое эмоциональное отношение к событиям и героям – качества последних только называются/перечисляются; способность к обобщениям проявляется слабо. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей I уровня, относятся акцентно-смысловое чтение; воспроизведение элементов содержания произведения в устной и письменной форме (изложение, действие по действия по заданному алгоритму с инструкцией); формулировка вопросов; составление системы вопросов и ответы на них (устные, письменные). Условно им соответствуют следующие типы диагностических заданий:

  • выразительно прочтите следующий фрагмент;

  • определите, какие события в произведении являются центральными;

  • определите, где и когда происходят описываемые события;

  • опишите, каким вам представляется герой произведения, прокомментируйте слова героя;

  • выделите в тексте наиболее непонятные (загадочные, удивительные и т. п.) для вас места;

  • ответьте на поставленный учителем/автором учебника вопрос;

  • определите, выделите, найдите, перечислите признаки, черты, повторяющиеся детали и т. п.


  1. уровень сформированности читательской культуры характеризуется тем, что обучающийся понимает обусловленность особенностей художественного произведения авторской волей, однако умение находить способы проявления авторской позиции у него пока отсутствуют. У читателей этого уровня формируется стремление размышлять над прочитанным, появляется умение выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения, а также возникает стремление находить и объяснять связи между ними. Читатель этого уровня пытается аргументированно отвечать на вопрос «Как устроен текст?», умеет выделять крупные единицы произведения, пытается определять связи между ними для доказательства верности понимания темы, проблемы и идеи художественного текста. К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших II уровня, можно отнести устное и письменное выполнение аналитических процедур с использованием теоретических понятий (нахождение элементов текста; наблюдение, описание, сопоставление и сравнение выделенных единиц; объяснение функций каждого из элементов; установление связи между ними.

Понимание текста на этом уровне читательской культуры осуществляется поверхностно; ученик знает формулировки теоретических понятий и может пользоваться ими при анализе произведения (например, может находить в тексте тропы, элементы композиции, признаки жанра), но не умеет пока делать «мостик» от этой информации к тематике, проблематике и авторской позиции.


III уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, видеть воплощенный в нем авторский замысел. Читатель, достигший этого уровня, сумеет интерпретировать художественный смысл произведения, то есть отвечать на вопросы: «Почему (с какой целью?) произведение построено так, а не иначе? Какой художественный эффект дало именно такое построение, какой вывод на основе именно такого построения мы можем сделать о тематике, проблематике и авторской позиции в данном конкретном произведении?». К основным видам деятельности, позволяющим диагностировать возможности читателей, достигших III уровня, можно отнести устное или письменное толкование художественных функций особенностей поэтики произведения, рассматриваемого в его целостности, а также истолкование смысла произведения как художественного целого; создание эссе, научно-исследовательских заметок (статьи), доклада на конференцию, рецензии, сценария и т.п.



Содержание учебного курса, предмета


Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С.


Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения (названия произведений отражено в тематическом планировании).


Список В представляет собой перечень авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений названных в списке В авторов является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в гимназии, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано, например: А. Блок. 1 стихотворение; М. Булгаков. 1 повесть. В программы включаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В фигурой автора.


Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано, например: поэзия пушкинской эпохи: К.Н. Батюшков, А.А. Дельвиг, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский (2-3 стихотворения на выбор). В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокруг важных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для обучающихся в гимназии обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно-тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.


Рекомендуемая литература

Рассказы

1. Л.Н. Толстой

«Кавказский пленник». «Лев и собачка». «Девочка и грибы». «Как мальчик рассказывал про то, как его в лecy застала гроза». «Черёмуха». «Булька». «Булька и кабан». «Котёнок». «Акула». «Прыжок». «Рассказ аэронавта».

2. А.П. Чехов

«Злоумышленник».

3. Л.А. Андреев

«Петька на даче», «Ангелочек».

4. А.П. Платонов

«Неизвестный цветок», «Никита».

5. Н.Н. Носов

«Три охотника».

6. Е.И. Носов

«Как патефон петуха от смерти спас».

7. Л. Соболев

«Морская душа». «Чёрная туча». «Разведчик Татьян». «Батальон четверых». «Поединок». «Матросский майор». «Пушка без мушки». «Подарок военкома». «Привычное дело». «И миномёт бил...». «Воробьёвская батарея». «На старых стенах». «Держись, старшина...». «На торпедных катерах». «На подступах к Севастополю». «Севастополь».

8. А.И. Куприн

«Слон». «Белый пудель». «Сапсан». «Барбос и Жулька». «Завирайка» (Собачья душа). «Ю-ю». «Скворцы».«В зверинце». «На реке». «Чудесный доктор». «В недрах земли». «Тапер». «Храбрые беглецы». «Изумруд». «Мой полет».

9. Т. Крюкова

«Человек нового типа», «Собака Баскервилей», «Дежурство».

10. Ю. Казаков

«Тихое утро». «На полустанке». «Ночь». «Некрасивая». «Голубое и зеленое». «Тедди (История одного медведя)». «Арктур — гончий пес». «Никишкины тайны». «Оленьи Рога». «Манька». «Трали-вали». «Осень в дубовых лесах». «Двое в декабре». «Свечечка». «Во сне ты горько плакал».

11. И.С. Шмелев

«Яичко». «Полочка». Из воспоминаний моего приятеля. «Последний выстрел». «Мэри». «Мой Марс». «Светлая страница». «Русская песня». «Как мы летали». Из воспоминаний приятеля. «Весенний плеск». «Как я встречался с Чеховым»: I. «За карасями», II. «Книжники... но не фарисеи» , III. «Веселенькая свадьба». «Наполеон». Рассказ моего приятеля. «На морском берегу». Из воспоминаний моего приятеля.

12. Л. Трутнев

«Гроза». «Первая рыбалка». «Чужак». «Крылатый зверь». « Вертишейка». «Птичник». «Глупыш». «Особое мнение». «Наваждение». «Чужое зло».

13. К.Г. Паустовский

«Летние дни»; «Золотой линь»; «Последний черт»; «Заячьи лапы»; «Кот-ворюга»; «Резиновая лодка»; «Барсучий нос»; «Сивый мерин»; «Жильцы старого дома»; «Собрание чудес»; «Подарок»; «Прощание с летом».

14. М. Пришвин

«Лисичкин хлеб». «Изобретатель». «Ребята и утята». «Лесной доктор». «Еж». «Золотой луг». «Журка». «Говорящий грач». «Предательская колбаса». «Первая стойка». «Ужасная встреча». «Птицы под снегом». «Беличья память». «Лягушонок». «Остров спасения». «Лоси». «Этажи леса». «Берестяная трубочка». «О чем шепчутся раки». «Медведь». «Таинственный ящик». «Вася Веселкин». «Лесной хозяин».

15. В. Астафьев

«Гуси в полынье». «Гирманча находит друзей». «Песнопевица». «Бабушка с малиной». «Злодейка». «Зачем я убил коростеля?». «Капалуха». «Стрижонок Скрип». «Белогрудка». «Запах сена». «Монах в новых штанах». «Осенние грусти и радости». «Фотография, на которой меня нет». «Щурок-швырок». «Васюткино озеро».

16. П.П. Бажов


«Горный мастер». «Хрупкая веточка». «Приказчиковы подошвы». «Таюткино зеркальце». «Огневушка-Поскакушка». «Синюшкин колодец». «Серебряное копытце». «Чугунная бабушка». «Медной горы хозяйка».


Лирические произведения


  1. Н.А. Некрасов. «Тройка».

  2. И.А. Бунин. «Густой зелёный ельник у дороги», «Родник».

  3. С.А. Есенин. «Поёт зима, аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…».

  4. А.А. Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…».

  5. Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу».

  6. В.Д. Берестов. Сборники стихотворений «Подсолнух», «Зимние звезды», «Под деревом», «Дом у колодца».

7. И. Токмакова Сборники стихотворений «Зернышко», «Радость», «Скоро в школу», «Деревья», «Разговоры», «Сказочка о счастье».

8. А. Сурков «Человек склонился над водой...». «Бьется в тесной печурке огонь...». «Видно, выписал писарь мне дальний билет...».

  1. И. Уткин «Затишье». «Пейзаж». «Сестра». «Ты пишешь письмо мне».

  2. Д. Кедрин «Родина».



Сказки русских и зарубежных авторов

  1. Ю.К. Олеша «Три толстяка».

  2. Х.К. Андерсен « Снежная королева», «Соловей».


Драматические произведения


  1. К. Гоцци «Турандот».

  2. Маршак С. Я. «Петрушка-иностранец». «Двенадцать месяцев». «Горя бояться - счастья не видать». «Умные вещи».

  3. А. Толстой «Золотой ключик».

  4. К. Паустовский «Перстенек».

  5. Л. Филатов «Про Федота-стрельца, удалого молодца».



Зарубежная литература

Ж. Рони-Старший «Борьба за огонь».



3

Тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Основное содержание темы

Характеристика видов

учебной деятельности

Н.А. Некрасов

1

Н.А. Некрасов Стихотворение «Тройка».

Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; изобразительно-выразительные средства: эпитет, сравнение (развитие представлений).

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.


Л.Н. Толстой

2

Краткие сведения о Л.Н. Толстом. Историко - литературная основа рассказа «Кавказский пленник».

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа.

Рассказ «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. Основные эпизоды.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.


А.П.Чехов

3

А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение пи-

сателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Рассказ «Злоумышленник», тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам.


Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы второй половины XIX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


И.А. Бунин

4

Поэзия конца XIX - начала XX вв. И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги». Символическое значение природных образов.

Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).


Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XIX в.


Л.Н. Андреев

5

Проза конца XIX - начала XX вв. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Основная тематика и проблематика рассказа.

Проза конца XIX - начала XX вв. Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы ПЕРВОЙ половины XX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


А. А. Блок

6

Краткие сведения об А.А. Блоке. А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…».

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Теория литературы: антитеза.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX в.


С. А. Есенин

7

С.А. Есенин «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» единство человека и природы.

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина.

Теория литературы: изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение - развитие представлений о понятиях).

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XX в.


А.П. Платонов

8

А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка.

А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы ПЕРВОЙ половины XX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


П.П. Бажов

9

П.П. Бажов Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях.

П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы ПЕРВОЙ половины XX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


Ю.К. Олеша

10

Литературные сказки XIX-XX века. Ю.К. Олеша. «Три Толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке.

Литературные сказки XIX-XX века. Ю.К. Олеша. «Три Толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке Ю. К. Олеши. Фольклорные мотивы, их развитие и обогащение: образы Трех Толстяков, Тутти — мальчика с «железным сердцем», богатыря Просперо, ученого- волшебника доктора Гаспара Арнери. Пейзажи и портреты персонажей.


Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы ПЕРВОЙ половины XX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


Н.Н. Носов

11

Н.Н. Носов «Три охотника» Тема, система образов.

Проза о детях. Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы ПЕРВОЙ половины XX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


Н.М. Рубцов

12

Поэзия 2-й половины XX века. Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу». Особенности выразительных средств.

Поэзия 2-й половины XX века.

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу». Образ родной природы в стихотворении Н.М. Рубцова

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы второй половины XX в.


Е.И. Носов

13

Проза о детях. Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта

Проза о детях. Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы ПЕРВОЙ половины XX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


Родная природа в произведениях писателей XX века

14

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Тема и идея рассказа.

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»: тема и идея рассказа.

Теория литературы: художественная идея, тема, сюжет, композиция.

Воспринимать текст литературного произведения.

Характеризовать героя русской литературы ПЕРВОЙ половины XX в.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику.


Зарубежная литература (3 ч.)

15

Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Нравственные проблемы.

Г.Х. Андерсен. Сказки. Сказка «Снежная королева». Сказочные сюжеты, добрые и злые персонажи, волшебные предметы в литературной сказке. Нравственные проблемы и поучительный характер литературных сказок.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Читать выразительно наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

16

Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь»

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы. Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Читать выразительно наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

17

Гуманистическое изображение древнего человека.

Зарубежная проза о животных и взаимоотношениях человека и природы. Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Читать выразительно наизусть фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя

18

Защита проектов

Ведение самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформление ее результатов в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать энциклопедии, словари, справочники, специальную литературу.

Пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, поисковыми системами в Интернете.

Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы и коллективного образовательного проекта.









Н.А. Некрасов

1

1


Н.А. Некрасов Стихотворение «Тройка».

1



Л.Н. Толстой

1

2


Краткие сведения о Л.Н. Толстом. Историко - литературная основа рассказа «Кавказский

1



пленник».




А.П.Чехов

1

3


А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение пи-

1



сателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.




И.А. Бунин

1

4


Поэзия конца XIX - начала XX вв. И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги». Символическое значение природных образов.

1







Л.Н. Андреев

1

5


Проза конца XIX - начала XX вв. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Основная тематика и проблематика рассказа.

1






6


Краткие сведения об А.А. Блоке. А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…».




гом…».




С.А. Есенин

1

7


С.А. Есенин «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» единство человека и

1



природы.




А.П. Платонов

1

8


А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка.

1



П.П. Бажов

1

9


П.П. Бажов Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. П.П. Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Фольклорные традиции и образы талантливых людей из народа в сказах русских писателей.

1



Ю.К. Олеша

1

10


Литературные сказки XIX-XX века. Ю.К. Олеша. «Три Толстяка». Тема свободы и человеческого достоинства в сказке.

1



Н.Н. Носов

1

11


Н.Н. Носов «Три охотника» Тема, система образов.

1



Н.М. Рубцов

1

12


Поэзия 2-й половины XX века. Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу». Особенности выразительных средств.

1



Е.И. Носов

1

13


Проза о детях. Е.И. Носов. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта

1



Родная природа в произведениях писателей XX века

1

14


Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. В.П. Астафьев. «Васюткино озеро». Тема и идея рассказа.

1



Зарубежная литература

3

15


Х.К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Нравственные проблемы.

1

16-




17


Ж.Рони-Старший «Борьба за огонь» Гуманистическое изображение древнего человека.

2



Итого

17часов



5