Пояснительная записка.
Рабочая программа по родному языку и литературе (нанайский) основного общего образования для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007г. № 309 (ред. От 23.07.2013г) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19.12.2014 г.»1598;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, среднего общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г № 1897»;
- Санитарно–эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 10.07.2015 г.№26;
- адаптированной авторской программы «Нанайский язык»: программа для 1-4 классов начальной школы с изучением родного языка/ Киле А.С., ХК ИППК ПК, 2001.-
- Программа А.С.Киле, Л.Т.Киле, С.С.Бельды. Книга для учителя начальной школы (нанайский язык). СПб, Дрофа, 2007г
- Устав МБОУ ООШ села Джуен Амурского муниципального района Хабаровского края
- Годовой календарный план МБОУ ООШ села Джуен Амурского муниципального района Хабаровского края
УМК:
Учебный комплект для учителя
- авторская программа «Нанайский язык»: программа для 1-4 классов начальной школы с изучением родного языка/ Киле А.С., ХК ИППК ПК, 2001.
- Программа А.С.Киле, Л.Т.Киле, С.С.Бельды. Книга для учителя начальной школы (нанайский язык). СПб, Дрофа, 2007г
Учебный комплект для учеников
- Т.Г.Актанко, Г.Н.Оненко. Букварь. Учебное пособие по обучению грамоте на нанайском языке. 1 класс. СПб. Просвещение. 2007г.
Федеральный базисный план отводит 99 часов для образовательного изучения родного языка и литературы (нанайский) в 1 классе из расчета по 3 часа в неделю.
В соответствии с этим, согласно учебного плана и расписания МБОУ ООШ села Джуен Амурского муниципального района на 2016-2017 учебный год реализуется родной язык и литература (нанайский) в 1 классе в объеме 96 часов.
Основные цели и задачи
Главная цель обучения нанайскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Планируемые результаты изучения курса «Родной язык и литература(нанайский)»
Личностными результатами изучения предмета «Родной язык» являются следующие умения:
– осознавать роль языка и речи в жизни людей;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря.
Метапредметными результатами изучения курса «Родной язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Родной язык и литература» является сформированность следующих умений:
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– составлять устный рассказ по картинке;
– называть звуки, из которых состоит слово (гласные и согласные, их отличия, гласные фонемы ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные, дифтонги); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
– обозначать мягкость согласных звуков на письме;
– определять количество букв и звуков в слове;
– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
– ставить пунктуационные знаки конца предложения;
– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.
Содержание учебного курса
№ | Разделы | Кол-во |
| Добукварный период-12 часов | |
1 | Слово. Предложение. | 2 |
2 | Слоги. Деление на слоги. Ударение. | 1 |
3 | Звуки и буквы. | 1 |
4 | Гласные звуки | 2 |
5 | Согласные звуки | 3 |
6 | Предложение. Рассказ. | 3 |
| Букварный период | |
7 | Звук и буква Аа | 1 |
8 | Звук и буква Оо | 1 |
9 | Звук и буква Ии | 1 |
10 | Звук и буква Уу | 1 |
11 | Звук и буква Ээ | 1 |
12 | Звук и буква ы | 1 |
13 | Звук и буква Нн | 1 |
14 | Звук и буква Сс | 1 |
15 | Звук и буква Мм | 1 |
16 | Звук и буква Кк | 1 |
17 | Звук и буква Лл | 1 |
18 | Звук и буква Тт | 1 |
19 | Звук и буква Хх. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл- | 2 |
20 | Звук и буква Гг. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл- | 2 |
21 | Звук и буква Бб | 2 |
22 | Звук и буква Дд | 2 |
23 | Звук и букваРр. Единственное и множественное число. Слова дама-дамана | 2 |
24 | Звук и буква Вв. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл- | 2 |
25 | Звук и буква Йй. Уй? Хай? | 2 |
26 | Звук и буква Чч. Диалектные слова | 2 |
27 | Звук и буква Ңң. Единственное и множественное число | 2 |
28 | Звук и буква Пп | 2 |
29 | Звук и буква Ее | 2 |
30 | Звук и буква Ёё. | 1 |
31 | Звук и буква Шш. Друзья. Большая буква в именах собственных | 1 |
32 | Звук и буква Яя. Составление рассказа о рыбалке | 1 |
33 | Звук и буква Юю. Признаки предметов. Сравнение. | 1 |
34 | Звук и буква Зз. Разговорная речь "Нингман" | 1 |
35 | Звук и буква Щщ. Овощи. | 1 |
36 | Звук и буква Жж. Заимствованные слова | 1 |
37 | Звук и буква Фф. В-ф. Парные согласные | 1 |
38 | Звук и буква Цц. Циркаду. | 1 |
39 | буква ъ и ь | 1 |
| Послебукварный период | |
40 | Счет предметов. Имя числительное | 2 |
| Повторение изученного. Дёан нучи диасил. | 6 |
| Всего | 64 |
| Чтение | |
№ | Тема раздела | Кол-во |
| Добукварный период | |
1 | Школаду, классаду. | 3 |
2 | Купинсэл. Улэсиури купикэнсэл. | 3 |
3 | Най. Хони мэпи этэхиури. | 2 |
| Букварный период | |
4 | Дё. Дёнкан. Ми дёбомби. | 3 |
5 | Природа. Природава кэрэлэури. | 2 |
6 | Дуэнтэду урэй дякасал. | 3 |
7 | Бэюнсэл. Усэлтэсэл. Ниэчэнсэл. | 3 |
8 | Даи Мангбонгопу. Согдатасал. | 3 |
9 | Ихон. Хотон. Транспорт | 2 |
| Послебукварный период (чтение) | |
10 | Туэ. Ненне. Дёа, Боло. | 4 |
11 | Нинмансал. Мультфильмасал. | 2 |
12 | Нучикэндюэн | 1 |
13 | Дюэечигувури. | 1 |
| Всего | 32 |
Школаду, классаду. В школе, в классе (3 часа)
Школа. Классная комната. Школьник, его обязанности. Речь – основной способ общения людей. Использование нанайского слова для называния предмета, признака, действия. Нанайские запреты, законы.
Купинсэл. Улэсиури купикэнсэл. Игрушки, любимые игрушки (3часа)
Предметы и их признаки (большой, маленький). Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов (игрушек) по признакам. Описание игрушки.
Най. Хони мэпи этэхиури. Человек. Как за собой ухаживать (2 часа)
Тело человека. Органы чувств человека. Глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Понятия слов «бачигоапу», «илиро», «тэгуру», «баниха», «улэн», «тэрэкби», «ундусу», «алосимди», «пэдэмдэрэдигусу».
Дё. Дёнкан. Ми дёбомби. Дом. Семья. Моя семья (3 часа)
Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья.
Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми.
Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия.
Природа. Природава кэрэлэури. Природа. Защита природы. (2 часа)
Забота о природе.
Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Красная книга. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них. Собаки – помощники человека. Сельский дом и его обитатели – животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Садовые, огородные и полевые растения – кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений.
Дуэнтэду урэй дякасал. Что в лесу растёт. (3 часа).
Название деревьев.Тайга – наша кормилица. Сбор дикоросов в жизни нанайцев.
Бэюнсэл. Усэлтэсэл. Ниэчэнсэл. Дикие животные. Птицы. (3 часа).
Крупные звери. Пушные звери. Дальневосточные птицы.
Даи Мангбонгопу. Согдатасал. Амур-батюшка. Рыбы. (3 часа).
Реки, озёра Хабаровского края. Рыбы Амура. Рыбалка. Бережное отношение к благам природы.
Ихон. Моё село. Хотон. Транспорт. Город. Транспорт. (2 часа)
Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных.
Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий – основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.
Туэ. Ненне. Дёа, Боло. Времена года. (4 часа)
Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.
Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным.
Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы. Птицы и их гнёзда.
Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Ягоды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных и бережное отношение.
Нингмансал. Мультфильмэсэл. Сказки, мультфильмы.(2 часа)
Сказки и легенды нашего народа. Сказочные персонажи.
Нучикэндюэн. Дети. (1 час)
Дюэечигувури. Повторение пройденного материала –1 ч.
Календарно- тематическое планирование
№ | дата план | дата факт | Тема урока | Кол-во | Основные понятия (речевые образцы) | Программа развития | Учебник |
1 четверть (24 часов) |
Добукварный период (18 часов - 12 +6) |
Личностные: оценивают общечеловеческие и национальные ценности, в том числе человеколюбие, уважение к труду, культуре. Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций |
1 | 02.09 | | Первоначальное знакомство с первой нанайской книгой «Букварь».Слово. Предложение. | 1 | Алосимди, арчокан, наондекан, бачигоапу, дангса, тэгу, илиори (илиро), ичэури (ичэусу), нируку, нирури, отолихасо (отолихапу), пэдэм дэрэдигуру (-су), пэдэм энуру (энусу), тачиочиори, ундусу, холаори (холару), умбури, ученик, ученица, хай (- ва), уй (-вэ). | познакомятся с учителем и новым предметом (Букварь); - научатся реагировать на предложение, замечание, указание учителя (например, илиро, тэгуру), как здороваться и прощаться на нанайском языке. - познакомиться и обсудить правила поведения на уроке, в школе. С правилами обращения с учебником. - научиться работать в группах. - обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. | 3-4 |
2 | 07.09 | | Слово. Предложение. | 1 | 6-7 |
3(1) | 09.09 | | Школаду, классаду. Я-школьник. Распорядок дня. | 1 | |
4 | 13.09 | | Слоги. Деление на слоги. Ударение. | 1 | - Эй хай? - Эй класс (парта, нируку, бандан, дангса,… .) - Си ученик (ученица)? - Ми ученик (ученица). - Нучикэндюэн школаду хайва тайчи? - Нучикэндюэн школаду тачиочичи (холайчи, нируйчи, таомбори). | 8-9 |
5 | 14.09 | | Звуки и буквы. | 1 | 11-12 |
6(2) | 16.09 | | В классе. | 1 | |
7 | 20.09 | | Гласные звуки | 1 | |
8 | 21.09 | | Гласные звуки | 1 | |
9(3) | 23.09 | | Школьные принадлежности. ОБЖ №2 Правила обеспечения сохранности школьного имущества. | 1 | |
10 | 27.09 | | Согласные звуки | 1 | Акоан, акоачиори, баогори, баогохамби, боё, гучкули, гэлэгури, дяпаори, сэбдени, хупиури, хупикэн, хупин, пакан, пакачипу, паракан, соктади, сусуэкэчипу, тутуйни, улэсии, хайди, хони. | |
11 | 28.09 | | Согласные звуки | 1 | |
12(4) | 30.09 | | Купинсэл. Улэсиури купикэнсэл. Игры,любимые игрушки. | 1 | проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму. | |
13 | 04.10 | | Согласные звуки | 1 | Эй хупикэн. Неани гучкули, улэн. - Наондекан паканди хупини. - Наондекан параканди, соктади сусуэчини. - Арчокан хайди хупини? - Арчокан акоанди хупини. - Ми улэсии мэнэ хупикэмби. | |
14 | 05.10 | | Предложение. Рассказ. | 1 | |
15(5) | 07.10 | | Акоан. | 1 | |
16 | 11.10 | | Предложение. Рассказ. | 1 | |
17 | 12.10 | | Предложение. Рассказ. | 1 | | |
18(6) | 14.10 | | Давайте поиграем. Национальные игры | 1 | | |
Букварный период (44+ 21= 65 часов) |
Личностные: принимают и осваивают социальные роли обучающихся, приобретают мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения. Регулятивные: в диалоге с учителем определяют степень успешности выполнения своей работы и работы класса, исходя из имеющихся критериев; понимают причины своего неуспеха и находят способы выхода из этой ситуации. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами |
19 | 18.10 | | Звук и буква Аа | 1 | ангма (-и), бэгди (-и), бэе (-и), дарама (-и), дили (-и), дэрэл (би), зарядка (-ва), монгон (-би), мэпи, насал (-би), нуктэ (-и), нгала (-и), опоро (ноакса), посиори, пэмун, сармакта,сиан (-мби), силкори (-ро), хосакта (-и), хуктэ (-и), хэмдэ (-и), чипчан (адада, янгса), чумчуэн, этэхиури. | -научатся отвечать на вопрос утвердительно и отрицательно. - подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. - определять и называть части тела человека.. | 36-37 |
20 | 19.10 | | Звук и буква Оо | 1 | 38-39 |
21(7) | 21.10 | | Человек. Части тела | 1 | |
22 | 25.10 | | Звук и буква Ии | 1 | Си уй? - Най. - Эй хай? - Дили (нгала, бэгди, … ). - Эй уй ноаксани (опорони)? - Эй ми ноаксаи (опорои). - Нгала чипчан (янгсако)? - Аба. Нгалаи силкохамби. | 40-41 |
23 | 26.10 | | Звук и буква Уу | 1 | 42-43 |
24(8) | 28.10 | | Най. Хони мэпи этэхиури. Человек. Как за собой ухаживать | 1 | |
2 четверть (21 час) | | | |
25 | 08.11 | | Звук и буква Ээ | 1 | | 44-45 |
26 | 09.11 | | Звук и буква ы | 1 | | | 46-47 |
Личностные: проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари). Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи |
27(9) | 11.11 | | Дё. Дёнкан. Дом. Семья. | 1 | Ага (агби), алиосал(-ба), ама(амимби), биури(бипу), бурэхимбэ хаочии, бэлэчии, гэрбу( - и,-си,-ни), дама, даня, дё(дегдо), дебойни, денгкан, дэрэ, ихэрэвэ, таогойни, ичэдэйпу, ма, нэку, осигори, паламба, пулсиори (пулсии), депури (сиаори), сиксэ, таори (таи, тайпу), тэнгку, улпини, эгэ, эниэ, эрдэнгэ, эсэлиури (эсэлигу). | | |
28 | 15.11 | | Звук и буква Нн | 1 | | 48-49 |
29 | 16.11 | | Звук и буква Сс | 1 | | 50-51 |
30(10) | 18.11 | | Работа родителей. | 1 | | | |
31 | 22.11 | | Звук и буква Мм | 1 | Си гэрбуси уй? - Ми гэрбуи Майла. - Дегдо хайва тайси? - Дегдо энимби бэлэчии. - Денкансу эгди? - Амин, эниэ, ага, ми. Амин дебойни. Эниэ чоломба пуюрини. Ми школаду тачиочии. - Хайва сиксэ тайсу? - Сисэ тэиндэпу, теливизорба ичэдейпу. | | 52-53 |
32 | 23.11 | | Звук и буква Кк | 1 | | 54-55 |
33(11) | 25.11 | | Почитание и уважение старших. | 1 | | | |
34 | 29.11 | | Звук и буква Лл | 1 | | | 56-57 |
35 | 30.11 | | Звук и буква Тт | 1 | | | 58-59 |
Личностные: проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, умеют понимать и сопереживать чувствам других людей. Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари). Познавательные: составляют сложный план текста, умеют передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде. Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи |
36(12) | 02.12 | | Природа. Природава кэрэлэури. Природа. Береги природу. | 1 | Амтака,биран(-сал), бэюн(-сэлбэ), гэрбэури, гэрбэвэси,дуэнтэ, кандёри, кэку(-сэл), кэрэлэури, мо(-сал), мокточиваси, ниэчэн(-сэлбэ),нядяха(-ва), оркин,согдатава, такчиваси,тамаори,хурэ(-сэл), хэвэн(-сэл), чипчамбоваси. - Дуэнтэду мосал эгди. Мангбоду согдата эгди. -Ми амтакава улэсии. Си амтакава гэрбэйси. -Амтакава, кэкувэ такчочиваси. -Муэ гэнгиэн. Чипчамбоваси. Усэлтэсэлбэ кандёри. | Научатся находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. | |
37 | 06.12 | | Звук и буква Хх. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл | 1 | 60-61 |
38 | 07.12 | | Звук и буква Хх. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл | 1 | | 60-61 |
39(13) | 09.12 | | Лес наше богатство. Береги лес от пожара | 1 | | |
40 | 13.12 | | Звук и буква Гг. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл- | 1 | | Научатся классифицировать предложения по цели высказывания, | 62-63 |
41 | 14.12 | | Звук и буква Гг. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл- | 1 | | | 62-63 |
42(14) | 16.12 | | Красная книга. Я - защитник природы | 1 | Ангори, балди(-ни,-чи) баргиори, бокто, гакта, гогда, гучи, дяка(-сал), лугди, маси, мого, нёнгиан, нэмдэ, нярон, пиагдан, сахарин, синэктэ, сукту, сэгден, униктэ, урэй(-ни,-чи), хасикта,хоронкола,чагдян | Научатся давать внешнее описание деревьев, ягод | |
43 | 20.12 | | Звук и буква Бб | 1 | 64-65 |
44 | 21.12 | | Звук и буква Бб | 1 | 64-65 |
45(15) | 23.12 | | Дуэнтэду урэй дякасал. Что в лесу растёт. | 1 | | |
3 четверть () |
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами |
46 | 10.01 | | Звук и буква Дд | 1 | Дуэнтэду пиагдан балдини. Пиагдан – гогда мо. Нёани чагдян. Нёандоани эгди сукту. -Хоронкола – вами мо. Хасикта –нёнгиан мо. -Гакта – сэгден амтака. -Мова хайгой баргиори? – Моди ивачиори. -Моди хайва ангори? – Моди бандамба, дэрэвэ ангори. | Научатся выражать осведомлённость или неосведомлённость по теме разговора; - выражать согласие и несогласие с информацией. -понимать в целом речь учителя по ведению урока. - использовать переспрос или просьбу повторить для уточнения отдельных деталей. -узнать информацию о наличии домашних животных; - дать информацию о наличии домашних животных; - научиться описывать домашнее животное; - выразить отношение к домашнему животному; - выразить сожаление (радость) по поводу отсутствия или наличия того или иного домашнего животного. | 66-67 |
47 | 11.01 | | Звук и буква Дд | 1 | 66-67 |
48(16) | 13.01 | | Ягода Съедобные растения | 1 | |
49 | 17.01 | | Звук и букваРр. Единственное и множественное число. Слова дама-дамана | 1 | 68-69 |
50 | 18.01 | | Звук и букваРр. Единственное и множественное число. Слова дама-дамана | 1 | 68-69 |
51(17) | 20.01 | | Грибы, лекарственные травы | 1 | |
52 | 24.01 | | Звук и буква Вв. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл- | 1 | 70-71 |
53 | 25.01 | | Звук и буква Вв. Единственное и множественное число. Суффиксы -сал-/-сэл- | 1 | Агдапси, бай, бойкони, гаки, гормахон (токса), дидюйни, дэгдэчини (-чи), ебэ, еру, кури. Мапа, онголо, пунчилкэн, сакси, сахарин, согден, солим, то, уйпэ, улги, усэлтэсэл, хагдон. | 70-71 |
54(18) | 27.01 | | Бэюнсэл. Усэлтэсэл. Ниэчэнсэл. Дикие животные. Птицы. | | |
55 | 31.01 | | Звук и буква Йй. Уй? Хай? | | Эй хай бэюн? - Эй мапа (то, соли, …). - Эй хай? - Пунчилкэн (улги, хулу; сакси, эрчэн ниэчэн, …). - Унду, хулу хони бини? - Хулу нучи, кури. - Хулу хайдо аорини? - Хулу онголоду аорини. | 72-73 |
56 | 01.02 | | Звук и буква Йй. Уй? Хай? | | 72-73 |
57(19) | 03.02 | | Чьи следы? Кто что ест? | | |
58 | 07.02 | | Звук и буква Чч. Диалектные слова | | 74-75 |
59 | 08.02 | | Звук и буква Чч. Диалектные слова | | 75-76 |
60(20) | 10.02 | | Перелетные птицы. Осёдлые птицы. | | | |
61 | 14.02 | | Звук и буква Ңң. Единственное и множественное число | | | 76-77 |
62 | 15.02 | | Звук и буква Ңң. Единственное и множественное число | | | 76-77 |
63(21) | 17.02 | | Даи Мангбонгопу. Согдатасал. Река Амур. Рыбы. | | Адин, адоли, ботамди (-сал), ботаори (-й-чи), ваори, варичи, вата, ватайни, гучэн, дава, Даи Мангбо, качиакта, кэчи, лаха, мангбокан, они, саори, умэкэн, умэкэчиори, ханго, хэвэн. | |
64 | 28.02 | | Звук и буква Пп | | 78-79 |
Личностные: имеют эстетические потребности, ценности и чувства. Регулятивные: работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя. Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям). Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами |
65 | 01.03 | | Звук и буква Пп | | | | 78-79 |
66(22) | 03.03 | | Озеро Болонь. | | Даи Мангбо ватайни нгэлэпси! - Согдатава умэкэчиори улэн! - Адин – даи согдата. - Си ичэкэси? - Сарии согдатава унду … . | | |
67 | 07.03 | | Звук и буква Ее | | | 80-81 |
68 | 10.03 | | Звук и буква Ее | | | 80-81 |
69(23) | 14.03 | | На рыбалке. Рыбные блюда. | 1 | | |
70 | 15.03 | | Звук и буква Ёё. | 1 | | 82-83 |
71 | 17.03 | | Звук и буква Шш. Друзья. Большая буква в именах собственных | 1 | | | 84-85 |
72(24) | 21.03 | | Ихон. Хотон. | 1 | Бичиси (бичимби), боа, дарами, дяпаро, машина(-сал), троллейбусссал,тургэнди, площадь(-сал), хотон(-сал), эгди, энэгуэри. | | |
73 | 22.03 | | Звук и буква Яя. Составление рассказа о рыбалке | 1 | | 86-87 |
74 | 24.03 | | Звук и буква Юю. Признаки предметов. Сравнение. | 1 | | | 88-89 |
4 четверть |
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами |
75(25) | 04.04 | | Транспорт. Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | Ми хотончи пулсихэмби. - Чаду эгди найсал, машинасал. - Амин, ми – дэ хотончи энэйчэи. Мимбивэ дяпаро. Трамвайди пулсиури эрдэнгэ. | познакомятся с новой лексикой; - научатся задавать простые вопросы по теме и отвечать на них; - называть приметы времени года. - различать, определять и называть объекты природы | |
76 | 05.04 | | Звук и буква Зз. Разговорная речь "Нингман" | 1 | | 90-91 |
77 | 07.04 | | Звук и буква Щщ. Овощи. | 1 | | 92-93 |
78(26) | 11.04 | | Боло. Осень. Уборка урожая. Кетовая путина | 1 | Айнгани, анна, боа,боло, бологойни, бэлу, ваними, гарби, гэкчиури, гэкчихэни, дёа, дёагохани, долбо, дюкэ, ини, | |
79 | 12.04 | | Звук и буква Жж. Заимствованные слова | 1 | 94-95 |
80 | 14.04 | | Звук и буква Фф. В-ф. Парные согласные | 1 | 96-97 |
81(27) | 18.04 | | Туэ. | 1 | | |
82 | 19.04 | | Звук и буква Цц. Циркаду. | 1 | | 98-99 |
83 | 21.04 | | буква ъ и ь | 1 | | | 102-103 |
Послебукварный период |
Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осуществления. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Коммуникативные: при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами |
84(28) | 25.04 | | Ненне. Пробуждение весны | 1 | нонгди, няма, осигойни, пэку, сиксэгуй, симата, симанайни, сиун, тугдэ, тугдэйни, тугуйчи, туэ, туэгуйни, хабдата(-сал), хонго,хурми, хэдун, хэдундини, элбусипу, элбусиури. | | |
85 | 26.04 | | Счет предметов. Имя числительное | 1 | | 100-101 |
86 | 28.04 | | Счет предметов. Имя числительное | 1 | | | 100-101 |
87(29) | 02.05 | | Дёа, Скоро лето. | 1 | Боачи хупиндэгуэри? –Нонгди, гэкчиури. -Эси боло? –Аба, туэ. Симанайни. Хэдун хэдундини. -Эй улэн! Хонгоду, хупиури сэбдени! -Эси дёа. Сиун гарби. Боала пэку. Муэду элбусиури улэн. | | |
88 | 03.05 | | Повторение изученного. Дёан нучи диасил. | 1 | Амдаори, арганко, балдиори, балдихачи, бэлэчин, бэлэчиури, гадёйни, гадёри, гудиэлэ, гудиэсиури, гусэрэру, гусэрэури, инэктэури, инэму, кандёри, кандёйни, кэвэли, кэсулиури, мультфильмэсэл, мурунку, нингмамбори, нингмандо, нингмансал, нгэлэчиури,нгэлэпси, нгэлэхэни, туй таваси, улэсии, улэсивэси, чочагохани, чукин, чукисиури, энэи. | Научатся знакомиться с нанайским фольклором. - научиться слушать и понимать нанайские сказки - проявить свои творческие способности. - научиться работать в группе и в парах; - оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края. | |
89 | 05.05 | | Повторение изученного. Муэди ангохан таоха | 1 | |
90(30) | 10.05 | | Нинмансал. Мультфильмасал. | 1 | |
91 | 12.05 | | Повторение изученного. | 1 | Си хай нингмамба сариси? – Кутудиэди, тодди. -Гусэрэру. – Энгэи. - Уй синду улэн;: то, кутуэ? - Ми мультфильмэвэ ичэдехэмби. Инэму манга. | |
92 | 16.05 | | Повторение изученного. | 1 | |
93(31) | 17.05 | | Нинмансал. Мультфильмасал.Солиди, гормахонди. Мапади, соликанди | 1 | |
94 | 19.05 | | Диктант | 1 | | |
95 | 23.05 | | Повторение изученного. | 1 | | |
96(32) | 24.05 | | Нучикэндюэн. Дёари дярин | 1 | | |
Приложение
Контрольная работа
1 класс 20____г.
Задания.
Запись под диктовку.
1.1 - На первой рабочей строке написать заглавную букву А, строчную букву а, заглавную букву У, строчную букву у, заглавную букву О, строчную букву о, заглавную букву Э, строчную букву э. А а У у О о Э э
(максимум 8 баллов, по 1 б. за каждую правильно написанную букву)
1.2 - На второй рабочей строке написать заглавную букву Н, строчную букву н, заглавную букву М, строчную букву м, заглавную Х, строчную х, заглавную Т, строчную т. Н н М м Х х Т т
(максимум 8 баллов, по 1 б. за каждую правильно написанную букву)
1.3 - На третьей рабочей строке написать под диктовку предложение: «Нина, ма ота.»
(максимум 3 баллов, по 1 б. за каждое правильное слово + грамотность)
Составление схем.
- На четвертой рабочей строке составить схемы предложений: «Нина, ма ота.»
ǀ_______ , ________ ____________.
(максимум 3 балла, по 1 б. за указание начала предложений, конца предложений и за правильное количество слов в предложениях)
Составление схем.
- Составить схемы слов Нина, ота; указать количество слогов; поставить ударение.
/│ / /
│
(максимум 6 баллов, по 1 б. за каждую правильно составленную схему слов, правильно указать кол-во слогов – 2 б., правильно поставить ударение – 2 б.)
Составление слогов.
- Составить сочетания букв так, чтобы согласная стояла первой, а гласная второй. Даны буквы: а, н, м, у, о. на ну но ма му мо
(максимум 6 баллов, по 1 б. за каждый слог)
Счет предметов.
- Написать в строчку числа, показывающие количество букв на первой и второй рабочих строчках, количество предложений на третьей рабочей строчке. 8 8 1
(максимум 3 балла, по 1 б. за каждый правильный ответ)
Найди картинку к слову

кокони пава мо инда
(максимум 4 балла, по 1 б. за каждый правильный ответ)
Графический диктант.
- Поставить точку, *1 клетка вправо 2 клетки вниз, 1 клетку вправо, 2 клетки вверх, 1 клетку вправо, соединить начало и конец, что у вас получилось. Напиши. Мого
(максимум 1 балл)
Составить из слов предложение.
давава Ботамди вахани.
(максимум 4 балла)
Всего 45 баллов максимум.
Контрольная работа по родному языку за 1 полугодие 1 класс
Цель работы – проанализировать, как идет процесс формирования первоначального навыка чтения и письма.
1 задание: соедините картинку с соответствующим словом.

солги мапа инда кокони 4 б
2. Собери для Айоги друзей - диасил, в именах которых есть звук [н].
(Антон, Мара, Оло, Майла, Тимкэ, Мэргэн, Нина) 3 б
___________
___________
___________
Запиши эти имена. Выдели слоги. 3 б
3.Составь из слогов слова.
ти то ни на со но ты си ки са о ко та кэ чи
Запиши 2–3 слова.
________________________________________________________ 3 б
4. Прочитай предложения. Запиши их, изменив имена детей по своему желанию.
Соняду акоан би. (у Ани, у Кати). _______________________________
Алёшаду хупикэн би. (у Бори, у Никиты).__________________________
___________________________________________________________4 б
Анализ контрольной работы №1 по родному языку
1 класс 20___г.
№ | № задания/ кол-во баллов Ф.И. уч-ся | 1 4 б. | 2 3 б. | 3.1 3 б. | 3.2 3 б. | 4 4 б. | Итого баллов | уровень |
1. | Бельды Анатолий | | | | | | | |
2. | Бельды Арсений | | | | | | | |
3. | Бельды Варвара | | | | | | | |
4. | Киле Георгий | | | | | | | |
5. | Киле Кристина | | | | | | | |
6. | Киле Мария | | | | | | | |
7. | Киле Эльдар | | | | | | | |
8. | Киле Юрий | | | | | | | |
9. | Киля Валерия | | | | | | | |
10. | Ракитина Екатерина | | | | | | | |
11. | Ходжер Екатерина | | | | | | | |
12. | Ходжер Нина | | | | | | | |
| Уровень: Высокий –17 б Средний – 14 б. Достаточный –11 б. Низкий - ниже 9 б. | | | | | | В – чел. С – чел. Д - чел. Н - чел. |
Учитель: ___________________________
Контрольная работа по родному языку за 2 полугодие 1 класс