Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов автора В.В.Воронковой, рекомендованной Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации, выпущенной издательством «Просвещение» в 2010году; Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (I вариант), составленного на основании приказа Министерства образования РФ от 10. 04.2002г. №29/2065-п., учебника русского языка для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида авторов Э.В.Якубовской и Н.В. Павловой, выпущенного издательством «Просвещение» в 2010году.
В младших классах детям с ограниченными возможностями здоровья даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка.
Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Цель обучения: обеспечить целостный процесс обучения письму ребёнка с нарушением интеллекта, нуждающегося в комплексной реабилитации.
1. Адаптация учебной программы по чтению и письму для 2 класса к индивидуальным возможностям детей, нуждающихся в комплексной реабилитации.
2. Обеспечение овладения обучающимися конкретными навыками чтения и письма:
- умение отвечать на вопросы.
3. При обучении письму научить грамотному начертанию букв, соединению их в слоги, в слова.
4. Упражнения в написании элементов букв, слогов и слов на основе звуко-буквенного анализа.
5. На уроках значительное место отводится развитию речи.
Программа рассчитана на 170 часов в год, на 5 часов в неделю.
Повторение- 14 ч.
Звуки и буквы-73 ч.
Слово—48 ч.
Предложение-20 ч.
Повторение- 15 ч.
1. Звуки и буквы
2. Слово.
3.Предложение.
.
Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения.
Слова с гласной э.
Слова с буквами и и й, их различение.
Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных.
Согласные звонкие и глухие, артикулярно - сходные (р — л), свистящие и шипящие, аффрикаты, их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными.
Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ю, я.
Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова.
Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительными ь и ъ.
называние одного предмета и нескольких одинаковых предметов (стол — столы; рама — рамы);
различение основных частей хорошо знакомых предметов (стул — спинка, сиденье, ножки);
сравнение двух предметов и определение признаков различия и сходства (стакан — кружка, кушетка — диван).
Умение различать слова по их отношению к родовым категориям (игрушка, одежда, обувь и др.).
Большая буква в именах, фамилиях людей, в кличках животных.
умение согласовывать слова, обозначающие действия, со словами, обозначающими предметы.
Знакомство с предлогом как отдельным словом (в, из, на, у, с). Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится (под руководством учителя).
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря.
-составление предложения по вопросу, картинке, на тему, предложенную учителем;
-выделение предложения из текста.
Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения.
Рабочая программа составлена на основании изложения материала в учебнике.
В том случае, когда программой предусмотрен большой объем материала, основная тема в соответствии с материалом учебника, разделена на блоки.
Упражнения в связной устной и письменной речи, словарные слова, обозначенные в программе, изучаются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку. Упражнения по чистописанию проводятся на каждом уроке, содержание занятий связывается с материалом урока.
1. В.В.Воронкова Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида, - М., .»Просвещение», 2010.
2. В.В.Воронкова, «Русский язык» 2 класс, Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М., «ВЛАДОС», 2007.
№ п/п | Название раздела | Тема раздала | Кол-во часов | Из них |
Изучение нового и закрепление | Контроль и учет знаний |
| Повторение | | 18 ч | | |
1 | | Понятие о предложении. | 1 | 1 | |
2 | | Оформление предложения при письме. | 1 | 1 | |
3 | | Предложение и его схема. | 1 | 1 | |
4 | | Составление схемы предложения. | 1 | 1 | |
5 | | Распространение предложений. | 1 | 1 | |
6 | | Составление предложений. | 1 | 1 | |
7 | | Слово. | 1 | 1 | |
8 | | Составление предложений с данным словом. | 1 | 1 | |
9 | | Звуки и буквы. | 1 | 1 | |
10 | | Выделение первого и последнего звука в заданных словах. | 1 | 1 | |
11 | | Выделение первого звука в слове и обозначение его буквой. | 1 | 1 | |
12 | | Заглавные буквы. | 1 | 1 | |
13 | | Строчные буквы. | 1 | 1 | |
14 | | Алфавит. | 1 | 1 | |
15 | | Письмо слов и предложений. | 1 | 1 | |
16 | | Составление предложений из двух – трех слов. | 1 | 1 | |
17 | | Контрольное списывание. | 1 | | 1 |
18 | | Работа над ошибками. | 1 | 1 | |
| Звуки и буквы | | 33ч. | | |
19 | | Гласные звуки и буквы. | 1 | 1 | |
20 | | Гласные звуки и буквы. | 1 | 1 | |
21 | | Согласные звуки и буквы. | 1 | 1 | |
22 | | Согласные звуки и буквы. | 1 | 1 | |
23 | | Различение гласных и согласных звуков и букв. | 1 | 1 | |
24 | | Слово. Выделение звука из слова. Установление количества звуков и букв в слове. | 1 | 1 | |
25 | | Определение последовательности звуков и букв в слове (работа с условно-графической схемой). | 1 | 1 | |
26 | | Слова, которые отличаются одним звуком. | 1 | 1 | |
27 | | Слова, которые отличаются одним звуком. | 1 | 1 | |
28 | | Слова, которые различаются количеством звуков. | 1 | 1 | |
29 | | Слова, которые различаются количеством звуков. | 1 | 1 | |
30 | | Слова, которые отличаются последовательностью звуков. | 1 | 1 | |
31 | | Слова, которые отличаются последовательностью звуков. | 1 | 1 | |
32 | | Слова с гласной э. | 1 | 1 | |
33 | | Слова с гласной э. | 1 | 1 | |
34 | | Слова со стечением согласных. | 1 | 1 | |
35 | | Сравнение слов вида сон – слон, мосты – мост. | 1 | 1 | |
36 | | Диктант «Лиса». | 1 | | 1 |
37 | | Работа над ошибками. | 1 | 1 | |
38 | | Ударение в словах. | 1 | 1 | |
39 | | Ударение в словах. | 1 | 1 | |
40 | | Выделение ударного гласного в слове. Постановка знака ударения. | 1 | 1 | |
41 | | Выделение ударного гласного в слове. Постановка знака ударения. | 1 | 1 | |
42 | | Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения. | 1 | 1 | |
43 | | Ударные и безударные гласные. Постановка знака ударения. | 1 | 1 | |
44 | | Повторение пройденного материала по теме «Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения». | 1 | 1 | |
45 | | Повторение пройденного материала по теме «Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения». | 1 | 1 | |
46 | | Гласные ударные и безударные. Их различение в двусложных словах. Постановка знака ударения. Повторение. | 1 | 1 | |
47 | | Слог, как часть слова. | 1 | 1 | |
48 | | Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги. | 1 | 1 | |
49 | | Определение количества слогов в слове по числу гласных букв. Деление слов на слоги. | 1 | 1 | |
50 | | Слог. Деление слов на слоги. | 1 | 1 | |
51 | | Гласные в образовании слогов. | 1 | 1 | |
52 | | Перенос слов. Перенос части слова при письме. Перенос слов по слогам. | 1 | 1 | |
53 | | Варианты переноса слова. | 1 | 1 | |
54 | | Перенос слов по слогам. Правила переноса. | 1 | 1 | |
55 | | Слова с буквами и и й, их различие, деление слов на слоги | 1 | 1 | |
56 | | Слова с буквами и и й, их различие, деление слов на слоги | 1 | 1 | |
57 | | Согласные артикулярно сходные р – л. Их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными | 1 | 1 | |
58 | | Согласные артикулярно сходные р – л. Их различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными | 1 | 1 | |
59 | | Повторение пройденного материала по теме «Звуки и буквы». | 1 | 1 | |
60 | | Контрольное списывание «Кот Васька». | 1 | | 1 |
61 | | Работа над ошибками . | 1 | 1 | |
62 | | Определение звонких и глухих согласных | 1 | 1 | |
63 | | Дифференциация б - п. | 1 | 1 | |
64 | | Дифференциация в – ф. | 1 | 1 | |
65 | | Дифференциация г – к. | 1 | 1 | |
66 | | Дифференциация д – т. | 1 | 1 | |
67 | | Дифференциация ж – ш. | 1 | 1 | |
68 | | Дифференциация з – с. | 1 | 1 | |
69 | | Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных. | 1 | 1 | |
70 | | Обобщение дифференциации звонких и глухих согласных. | 1 | 1 | |
71 | | Повторение пройденного материала по теме «Согласные звонкие и глухие». | 1 | 1 | |
72 | | Повторение пройденного материала по теме «Согласные звонкие и глухие». | 1 | 1 | |
73 | | Повторение пройденного материала по теме «Согласные звонкие и глухие». | 1 | 1 | |
74 | | Диктант «Осень» | 1 | | 1 |
75 | | Работа над ошибками по теме «Согласные звонкие и глухие». | 1 | 1 | |
76 | | Шипящие согласные. Различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. | 1 | 11 | |
77 | | Шипящие согласные. Различение на слух и в произношении. Написание слов с этими согласными. | 1 | 1 | |
78 | | Свистящие согласные. Различение на слух и произношении. Написание слов с этими согласными. | 1 | 1 | |
79 | | Свистящие согласные. Различение на слух и произношении. Написание слов с этими согласными. | 1 | 1 | |
80 | | Дифференциация свистящих и шипящих согласных: (ч-ть-щ, щ-ть-с). | 1 | 1 | |
81 | | Дифференциация свистящих и шипящих согласных: (ч-ть-щ, щ-ть-с). | 1 | 1 | |
82 | | Слова с гласнымии, е, ю, я в начале слова и после гласных. Буквае вначале слова или слога. | 1 | 1 | |
83 | | Буквае вначале слова или слога. | 1 | 1 | |
84 | | Букваё вначале слова или слога. | 1 | 1 | |
85 | | Букваю вначале слова или слога. | 1 | 1 | |
86 | | Буква я вначале слова или слога. | 1 | 1 | |
87 | | Слова с гласнымии, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. | 1 | 1 | |
88 | | Слова с гласными и, е, ю, я в начале слова и после гласных. Деление слов на слоги. | 1 | 1 | |
89 | | Согласные твердые и мягкие, их различение на слух и в произношении. Обозначение мягкости согласных гласными буквами е.ё, и, ю, я. | 1 | 1 | |
90 | | Различение на слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных гласными буквами е, ё, и, ю, я. Гласные ы – и после твердых и мягких согласных. | 1 | 1 | |
91 | | Гласные о - ё после твердых и мягких согласных. | 1 | 1 | |
92 | | Гласные у - ю после твердых и мягких согласных | 1 | 1 | |
93 | | Гласные а - я после твердых и мягких согласных | 1 | 1 | |
94 | | Гласная е после мягких согласных. | 1 | 1 | |
95 | | Различение твердых и мягких согласных. | 1 | 1 | |
96 | | Различение твердых и мягких согласных | | | |
97 | | Контрольный диктант «Зимой». | 1 | | 1 |
98 | | Работа над ошибками. | 1 | 1 | |
99 | | Буква ь для обозначения мягкости согласных в конце слова. Различение на слух и произношению твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных в конце слова. | 1 | 1 | |
100 | | Сравнение пар слов типа угол – уголь по смыслу, произношению. | 1 | 1 | |
101 | | Правила правописания мягкого знака на конце слова. | 1 | 1 | |
102 | | Правописание слов с мягким знаком на конце слова. | 1 | 1 | |
103 | | Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным мягким знаком | 1 | 1 | |
104 | | Разделительный мягкий знак. | 1 | 1 | |
105 | | Практические упражнения в чтении и написании слов с разделительным твердым знаком. | 1 | 1 | |
106 | | Различение слов с твердыми и мягкими согласными на конце. | 1 | 1 | |
| Слово | | | | |
107 | | Предмет и его название. | 1 | 1 | |
108 | | Названия предметов, отвечающие на вопрос что это? | 1 | 1 | |
109 | | Различение названий частей предмета. | 1 | 1 | |
110 | | Различение сходных предметов и их названий. | 1 | 1 | |
111 | | Обобщающие слова для группы однородных предметов. | 1 | 1 | |
112 | | Названия предметов, отвечающие на вопрос кто это? | 1 | 1 | |
113 | | Обобщающие слова для группы однородных предметов. | 1 | 1 | |
114 | | Различение слов, отвечающих на вопросы кто это? что это? | 1 | 1 | |
115 | | Различение слов, обозначающих один и несколько одинаковых предметов. | 1 | 1 | |
116 | | Контрольное списывание «Лепка». | 1 | | 1 |
117 | | Работа над ошибками. | 1 | 1 | |
118 | | Большая буква в именах людей. | 1 | 1 | |
119 | | Большая буква в именах и фамилиях. | 1 | 1 | |
120 | | Правописание имен и фамилий людей, употребление их в предложении. | 1 | 1 | |
121 | | Большая буква в кличках животных. | 1 | 1 | |
122 | | Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | 1 | |
123 | | Контрольный диктант «Снег идёт». | 1 | | 1 |
124 | | Работа над ошибками по теме «Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных». | 1 | 1 | |
125 | | Действие и его название. | 1 | 1 | |
126 | | Название действий предметов по вопросам что делает? | 1 | 1 | |
127 | | Название действий предметов по вопросам что делают? | 1 | 1 | |
128 | | Название действий предметов по вопросам что делает? что делают? | 1 | 1 | |
129 | | Слова, обозначающие действия предметов. | 1 | 1 | |
130 | | Повторение пройденного материала по теме «Слово». | 1 | 1 | |
131 | | Группировка действий по признаку их однородности (кто как голос подает, кто как передвигается). | 1 | 1 | |
132 | | Различение предметов по их действиям (птица летает, а рыба плавает). | 1 | 1 | |
133 | | Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы. | 1 | 1 | |
134 | | Согласование слов, обозначающих действия со словами, обозначающими предметы. | 1 | 1 | |
135 | | Название предметов и действий. Выделение названий предметов и действий по вопросам. | 1 | 1 | |
136 | | Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. | 1 | 1 | |
137 | | Согласование слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы. | 1 | 1 | |
138 | | Контрольный диктант «Весной». | 1 | | 1 |
139 | | Работа над ошибками. | 1 | 1 | |
140 | | Предлог. Предлог - как отдельное слово. | 1 | 1 | |
141 | | Предлоги в, из, на, у, с. | 1 | 1 | |
142 | | Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся. | 1 | 1 | |
143 | | Раздельное написание предлогов со словами, к которым они относятся. | 1 | 1 | |
144 | | Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне, взятых из словаря учебника | 1 | 1 | |
145 | | Написание гласных в словах-родственниках. | 1 | 1 | |
| Предложение | | | | |
146 | | Понятие о предложении. | 1 | 1 | |
147 | | Выделение предложения из текста. | 1 | 1 | |
148 | | Правила записи предложения. | 1 | 1 | |
149 | | Правила записи предложения. | 1 | 1 | |
150 | | Предложение и его схема. | 1 | 1 | |
151 | | Связь слов в предложении. | 1 | 1 | |
152 | | Порядок слов в предложении. | 1 | 1 | |
153 | | Заканчивание начатого предложения. | 1 | 1 | |
154 | | Составление предложений по предметной картинке. | 1 | 1 | |
155 | | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | 1 | |
156 | | Составление предложения по вопросу. | 1 | 1 | |
157 | | Обобщение по теме «Предложение» | 1 | 1 | |
158 | | Контрольный диктант «Яшка». | 1 | | 1 |
159 | | Работа над ошибками. | | | |
| Повторение пройденного за год– 10ч | | | | |
160 | | Звонкие и глухие согласные. | 1 | 1 | |
161 | | Обозначение мягкости согласных (все случаи). | 1 | 1 | |
162 | | Слова, обозначающие название предметов и название действий. | 1 | 1 | |
163 | | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | 1 | |
164 | | Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных. | 1 | 1 | |
165 | | Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится. | 1 | 1 | |
166 | | Раздельное написание предлога со словом, к которому он относится. | 1 | 1 | |
167 | | Предложение. Написание прописной буквы в начале предложения и точки в конце предложения. | 1 | 1 | |
168 | | Подготовка к итоговому контрольному диктанту. | 1 | 1 | |
169 | | Итоговый контрольный диктант «Дружба» | 1 | | 1 |
170 | | Работа над ошибками | 1 | 1 | |