СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. "Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 2 класс. "Школа России"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык. 1-4 классы», являющейся составной частью системы учебников «Школа России».

Курс направлен на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности; становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения; познание ребёнком окружающего мира и самого себя.

В системе общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели.

Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся.

Социокультурная цель – изучение русского языка – включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Содержание программы представлено тремя содержательными линиями:

1. Основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология, синтаксис).

2. Орфография и пунктуация.

З. Развитие речи.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности предполагает осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (а затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу); формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.); развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в курсе как

  • осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие;

  • знание того, что слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;

  • сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка;

  • формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;

  • формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;

  • осознание ребёнком себя как носителя русского языка; развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задача речевого развития в курсе реализуется системой заданий, направленных на формирование правильности основных видов речевой деятельности – говорения, чтения и письма; речевого слуха детей, умения слышать и слушать себя и других; словарного состава и синтаксического строя речи младших школьников, её диалогической и монологической форм; способности и готовности самостоятельно строить небольшие по объёму сообщения.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Раздел

Кол-во часов

1.

Наша речь

Знакомство с учебником. Виды речи.

1

4

Что можно узнать о человеке по его речи?

1

Диалог и монолог.

1

Проверка знаний.

1

2.

Текст

Текст.

2

5

Что такое тема и главная мысль текста?

1

Диктант №1.

1

Работа над ошибками.

1

3.

Предложение

Предложение.

2

12

Контрольное списывание №1.

1

Члены предложения.

5

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.

1

Анализ сочинений.

1

Контрольный диктант №2.

1

Работа над ошибками.

1

4.

Слова, слова, слова…

Слово и его лексическое значение.

2

22

Что такое однозначные и многозначные слова?

1

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

1

Синонимы и антонимы.

3

Контрольный диктант №3.

1

Работа над ошибками.

1

Что такое родственные слова?

2

Что такое корень слова? Однокоренные слова.

2

Слог. Ударение. Перенос слова.

5

Обучающее сочинение по серии картинок.

1

Проверочная работа.

1

Контрольный диктант №4.

1

Работа над ошибками.

1

5.

Звуки и буквы

Звуки и буквы.

1

34

Русский Алфавит или Азбука.

2

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

1

Гласные звуки.

1

Контрольный диктант №4.

1

Работа над ошибками.

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

5

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

3

Развитие речи. Обучающее сочинение.

1

Диктант №6. Проверочная работа.

1

Работа над ошибками.

1

Как определить согласные звуки?

1

Согласный звук [йʼ] и буква Й.

2

Слова с удвоенными согласными.

1

Развитие речи.

1

Наши проекты. И в шутку и всерьёз.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2


Мягкий знак.

3

Контрольный диктант №7.

1

Работа над ошибками.

1

Проверочная работа.

1

Наши проекты. Пишем письмо.

1

Обобщающий урок.

1

6.

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

1

29

Развитие речи. Обучающее изложение.

1

Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные».

1

Контрольный диктант №8.

1

Закрепление знаний. Работа над ошибками.

1

Наши проекты. Рифма.

1

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя.

3

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

1

Проверка парных согласных в корне слова.

3

Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова.

4

Проверка знаний.

1

Диктант №9.

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком.

4

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

1

Контрольное списывание №2.

1

Обучающее сочинение «Зимние забавы».

1

Проверка знаний.

1

Обобщение изученного материала.

1

7.

Части речи


Части речи.

2

47

Имя существительное.

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

1

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква.

5

Обучающее изложение.

1

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

1

Диктант №10.

1

Работа над ошибками.

1

Единственное и множественное число имён существительных.

3

Обучающее изложение.

1

Проверка знаний.

1

Диктант №11.

1

Работа над ошибками.

1

Что такое глагол?

3

Единственное и множественное число глаголов.

2

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

1

Что такое текст-повествование?

1

Проверка знаний.

1

Что такое имя прилагательное.

1

Связь имени прилагательного с именем существительным.

1

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

1

Единственное и множественное число имён прилагательных.

1

Что такое текст-описание?

1

Проверка знаний.

1

Общее понятие о предлоге.

1

Раздельное написание предлогов со словами.

1

Восстановление предложений.

1

Проверка знаний.

1

Диктант №12.

1

Работа над ошибками.

1

Что такое местоимение.

2

Что такое текст-рассуждение?

1

Проверка знаний.

1

Контрольный диктант №13.

1

Работа над ошибками.

1

8.

Повторение.

Наши проекты. В словари – за частями речи!

1

17

Повторение по теме «Текст».

1

Сочинение по картине.

1

Повторение по теме «Предложение».

2

Повторение по теме «Слово и его значение».

1

Повторение по теме «Части речи».

2

Повторение по теме «Звуки и буквы».

1

Повторение по теме «Правила правописания».

1

Контрольное списывание №3.

1

Повторение и закрепление изученного материала.

5

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.

1


Модуль «Речь»



9.

Итого.


170


Примерный график проведения контрольно-измерительных работ


Период обучения

Словарные диктанты

Контрольное списывание

Контрольные диктанты

Проверочные работы

1 четверть

4

1



2 четверть

3

1



3 четверть

4

1



4 четверть

3

1



Итого:

14

4

13

10


Развитие речи



Изложения

Сочинения

1 четверть



2 четверть



3 четверть



4 четверть



Итого:

7

6





Виды контрольно-измерительных материалов


Вид работы

Количество за год

урока

Контрольное списывание

3

12, 103, 164

Обучающее изложение

7

28, 71, 79, 91, 95, 116, 123

Обучающее сочинение

6

18, 39, 59, 104, 141, 156

Контрольный диктант

13

8, 20, 29, 42, 49, 60, 74, 81, 97, 118, 125, 147, 153

Проект

4

65, 76, 83, 154

Словарный диктант

14

1 раз в две недели

Тест

5

4, 34, 41, 104, 146

Проверь себя

11

9, 19, 40, 73, 86, 96, 105, 124, 135, 142,146



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (170 часов)


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов или сочинений по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

• раздельное написание слов;

• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

• перенос слов по слогам без стечения согласных;

• знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.


Систематический курс


Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.

Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.

Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания и пунктуации:

• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;

• разделительные ъ и ь;

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);

• соединительные гласные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);

е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка);

• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на

-мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

• безударные падежные окончания имён прилагательных;

• раздельное написание предлогов с именами существительными;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

• раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);

• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

• запятая при обращении в предложениях;

• запятая между частями в сложном предложении.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Последовательность частей текста (абзацев).

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения русского языка во втором классе дети научатся:

- понимать, что предложение - это основная единица речи;

-понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;

- грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;

- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);

- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);

- различать главные члены предложения;

- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме; различать словосочетание и предложение;

- понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;

- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;

- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;

- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);

- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

- понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;

- различать деление слов на слоги и для переноса;

- понимать влияние ударения на смысл слова;

- различать звуки [и] и [йʼ] и буквы, их обозначающие;

- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

- понимать роль разделительного мягкого знака в слове;

- верно употреблять прописную букву.

В результате изучения русского языка во втором классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выразительности, грамматической правильности речи, развития активного словаря;

- составления предложений на заданную тему;

- употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;

- оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);

- самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования; поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);

- орфографической грамотности речи учащихся;

- проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова с помощью изменения числа и подбора однокоренных слов;

- деления слов на слоги и переноса слов;

- правильного написания слов с буквой й;

- обозначения мягкости согласных на письме;

- написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;

- употребления прописной буквы в именах собственных;

- работы со словарём (использование алфавита);

- каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;

- письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Данная программа обеспечивает продолжение достижения второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих личностных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, «чувства гордости» за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и условия общения;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и, прежде всего, в его словарном составе), и социокультурных изменений окружающею мира;

3) формирование уважительного отношения к «иному мнению», истории и культуре других народов;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих метапредметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: в учебниках и других учебных пособиях, в словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение осознанными навыками построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объекта системы русского родного языка, осознание учащимися двух реальностей окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии, осознание единства и различия этих реальностей;

13) овладение базовыми, предметными и межпредметными понятиями,

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Русский язык».

Во втором классе учитель продолжает создавать условия для достижения учащимися следующих предметных результатов изучения курса «Русский язык»:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);

5) умение ориентироваться в целях, задачах, «средствах и условиях общения», выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;

6) умение находить, сравнивать; классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение (в объёме изученного);

7) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

8) умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;

9) способность проверять написанное.


СИСТЕМА ОЦЕНКИДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по русскому языку должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка.

Оценивать диагностические и стандартизированные работы следует в соответствии с уровнем освоения второклассником программы по русскому языку. 70% сделанных верно заданий означает, что «стандарт выполнен». Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения русскому языку во втором классе. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по русскому языку. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по русскому языку осуществляется в письменной и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или словарного диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определённого умения.

Тематический контроль по русскому языку проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: проверка безударных гласных в корне слова, парных согласных, определение частей речи и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знания правил проверки безударных гласных, главных членов предложений и др. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, на выполнение которой отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой отметки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой обучающихся, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ.

Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты (объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т.д.), обучающие изложения и сочинения. В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из её целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по русскому языку во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующие учебники и учебные пособия:

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 1. – М.: Просвещение, 2013.

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: 2 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Часть 2. – М.: Просвещение, 2013.

Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013. – (В помощь школьному учителю.)



СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ

ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ


Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, завод, заяц, здравствуй (те), земляника, извините, иней, капуста карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, подлежащее, посуда, потому что, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, синонимы, сказуемое, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, так как, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.



НОРМЫ ОТМЕТОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся начальных классов предназначены для обеспечения прочности усвоения детьми учебного материала по каждому из предметов начального цикла на уровне, требуемом программами. Эти нормы позволяют осуществить систематический контроль успешного обучения учащихся, принимать меры к устранению пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Учитель применяет для оценивания цифровой балл (отметку) и оценочное суждение. Отметка как цифровое оформление оценки вводится учителем со второго класса.



ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идёт формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.



Объём диктанта:



1 – 2 четверть

3 – 4 четверть

1-й класс

15-17 слов

15-17 слов

2-й класс

25-35 слов

35-52 слова

3-й класс

45-53 слова

53-73 слова

4-й класс

58-77 слов

76-93 слова



КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЁТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ОТМЕТКИ


Организация и проведение диктанта


Текст диктанта диктуется учителем в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка в следующей последовательности. Сначала текст диктанта читается учителем целиком. Затем последовательно диктуются отдельные предложения. Учащиеся приступают к записи предложения только после того, как оно прочитано учителем до конца. Предложения в 6 - 8 слов повторяются учителем в процессе записи ещё раз.

После записи всего текста учитель читает диктант целиком, делая небольшие паузы после каждого предложения.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится 2 - 3 вида грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года, как правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

На проведение контрольных работ, включающих грамматические задания, отводится 35-40 минут, в 1-м классе - не более 35 минут.


Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (соблюдение правильного начертания букв, наклона, их одинаковой высоты, ширины и др.).


В 4-м классе допускается выставление отличной отметки при одном исправлении графического характера.


Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.


Отметка "3" ставится за диктант, если допущено 3-5 ошибок; работа выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм каллиграфии.


Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 ошибок; работа написана неряшливо.


Отметка "1" ставится, если в работе, более 8 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.


ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ТЕКУЩИХ И ИТОГОВЫХ ПРОВЕРОЧНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ СПИСЫВАНИЕ ТЕКСТА (С УЧЕБНИКА, ДОСКИ, С КАРТОЧКИ И Т.Д.), ПРИМЕНЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ НОРМЫ:



Отметки

Допустимое количество орфографических и пунктуационных ошибок, при которых выставляются отметки

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

"5"

без ошибок

без ошибок

без ошибок

1 исправление

"4"

1-2 ошибки и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

1 ошибка и 1 исправление

"3"

3 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

2 ошибки и 1 исправление

"2"

4 ошибки

3 ошибки

3 ошибки

3 ошибки





ПРИ ОЦЕНИВАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ РЕКОМЕНДУЕТСЯ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ:


- главными критериями отметки является обнаруженное учеником усвоение правил и определений;

- умение самостоятельно применять их на письме и при языковом анализе;

- умение приводить свои примеры на данное правило или определение.


Отметка "5" ставится, если все задания выполнены безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил, и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.


Отметка "4" ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил и определений, умеет применять знания в ходе разбора слов и предложений, правильно выполнил не менее 3/4 заданий (если допущено 1 - 2 ошибки).


Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части изученного материала, в работе правильно выполнил не менее половины заданий (если допущено 3 ошибки).


Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий (если допущено 4-5 и более ошибок).


В 1-4-х классах проводятся работы с целью проверки умения учащихся связно излагать мысли в письменной форме: обучающие изложения и сочинения. На эти работы рекомендуется отводить не менее одного часа. Периодичность проведения творческих работ обучающего характера – примерно один раз в 10-15 дней.

Объём текстов изложений должен примерно на 15-20 слов больше объёма текстов диктантов. В 4 классе вводятся элементы описания и рассуждения. При выборе тем сочинений необходимо учитывать их связь с жизнью, близость опыту и интересам детей, доступность содержания, посильность построения текста и его речевого оформления.

Основными критериями оценивания изложений (сочинений) являются достаточно полное, последовательное воспроизведение текста (в изложении), создание текста (в сочинениях), речевое оформление: правильное употребление слов и построение словосочетаний, предложений, орфографическая грамотность.


ПРИ ПРОВЕРКЕ ИЗЛОЖЕНИЙ И СОЧИНЕНИЙ ВЫВОДИТСЯ 2 ОТМЕТКИ:

ЗА СОДЕРЖАНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ.


Отметка "5" ставится за правильное и последовательное воспроизведение авторского текста (изложение), за логически последовательное раскрытие темы (сочинение), если в них отсутствуют недочёты в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, а также нет орфографических ошибок (допускаются 1-2 исправления).


Отметка "4" ставится, если в работе правильно, достаточно полно передаётся авторский текст (изложение), раскрывается тема (сочинение), но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также 1-2 ошибки в правописании, 1-2 исправления.


Отметка "3" ставится, если в работе имеются некоторые отступления от авторского текста (изложение), некоторые отклонения от темы (сочинение), допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, допущены 3-6 ошибок и 1-2 исправления.


Отметка "2" ставится, если в работе имеются значительные отступления от авторского текста (изложение), от темы (сочинение): пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, допущены более 6 ошибок, 3-5 исправлений.


Отметка "1" ставится, если в работе совсем не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.


Учитывая, что изложения и сочинения в начальных классах носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только при проведении итоговых контрольных изложений. Обучающие изложения и сочинения выполняются в классе под руководством учителя. Следует чередовать проведение изложений на основе текстов учебника и незнакомых текстов, читаемых учащимся (2-4-й классы).

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются её содержательность, анализ работы школьника, чёткая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причём эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные её стороны, а также пути устранения недочётов и ошибок.


Словарные диктанты проводятся в качестве текущих проверочных работ и контрольных (один раз в две недели). Содержание словарных диктантов составляют слова, написание которых не регулируется правилами.


Объём словарных диктантов:


2 класс 8 - 10 слов,

3 класс 10 - 12слов,

4 класс 12 -15 слов.


ОЦЕНИВАНИЕ СЛОВАРНЫХ ДИКТАНТОВ:


Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение работы;

Отметка "4" ставится, если допущена 1 ошибка, 1 исправление;

Отметка "3" ставится, если допущено 2 ошибки, 1 исправление;

Отметка "2" ставится, если допущено 3 - 5 ошибок.


ТЕСТ.


Отметка "5" если верно выполнено более 3/4 заданий.

Отметка "4" ставится, если верно выполнено 3/4 заданий.

Отметка "3" ставится, если верно выполнено 1/2 заданий.

Отметка "2" ставится, если верно выполнено менее ½ заданий.



ПРИМЕЧАНИЕ


При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок. Исправления, которые сделал учащийся, влияют на отметку в таком виде работ, как контрольное списывание. Учитывается только последнее написание. (Даже если правильное написание исправлено на неправильное написание буквы в слове).


































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

* КЭС - Код элемента содержания,

КПУ - Код требования к уровню подготовки выпускников

урока

Дата

Тема урока

КЭС

КПУ

Часть I

НАША РЕЧЬ (4 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

1

01.09

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?

Стр. 5-7, упр. 1-3.



1

02.09

Модуль. Слово. Значение слова.



2

05.09

Что можно узнать о человеке по его речи?

Стр. 8-9, упр. 4-5.



3

06.09

Как отличить диалог от монолога?

Стр. 10-13, упр. 6-10.

Словарь: прощай.



4

07.09

Тест № 1. Проверь себя.

Стр. 14.



ТЕКСТ (4 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

5

08.09

Что такое текст? (Словарный диктант.)

Стр. 15-18.

7.4


2

09.09

Модуль. Многозначные слова.



6

12.09

Что такое тема и главная мысль текста?

Стр. 18-19, упр. 15-17.

Словарь: сентябрь.

7.4


7

13.09

Части текста.

Стр. 20-21, упр. 18-19.

7.4


8

14.09

Обобщение знаний о тексте.

Диктант № 1 с дополнительным заданием.

7.4


ПРЕДЛОЖЕНИЕ (10 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

9

15.09

Работа над ошибками. Проверь себя.

Стр.22.

Что такое предложение?

Стр. 23-25, упр. 20-22.

Словарь: родина.

Как из слов составить предложение?

Стр. 25-28, упр. 24-27.

Словарь: скоро, быстро.



3

16.09

Модуль. Омонимы.



10

19.09

Контрольное списывание № 1.



11

20.09

Что такое главные члены предложения?

Стр. 29-30, упр. 29-31.

5.4


12

21.09

Что такое второстепенные члены предложения

(без деления на виды)?

Стр. 31, упр. 33-34.

Словарь: рисунок, рисовать.

5.5


13

22.09

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. (Словарный диктант.)

Стр. 32-34, упр. 35, 37-38.

Словарь: подлежащее, сказуемое.

5.4


4

23.09

Модуль. Омофоны. Омоформы.



14

26.09

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

Стр. 35-36, упр. 39-41.

5.4, 5.5


15

27.09

Как установить связь слов в предложении?

Стр. 37-38, упр. 43-45.

5.6


16

28.09

Обучающее сочинение № 1 по репродукции

И.С. Остроухова «Золотая осень».

7.4.9


17

29.09

Члены предложения. Закрепление. Проверь себя.

Стр. 40

5.4, 5,5


5

30.09

Модуль. Синонимы.



18

03.10

Контрольный диктант № 2.

«Предложение».



СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (16 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

19

04.10

Работа над ошибками.

Что такое лексическое значение слова?

Стр. 41-44, упр. 48-51.

Словарь: берёза.

Стр. 45-46, упр. 53-56.

Словарь: лопата, ягода.

3.1


20

05.10

Что такое однозначные и многозначные слова?

Стр. 47-49, упр. 58-60.

Словарь: дорога.

3.1


21

06.10

Что такое прямое и переносное значение слов? (Словарный диктант.)

Стр. 49-51, упр. 62-64.

3.1


6

07.10

Модуль. Антонимы.

3.1


22

10.10

Что такое синонимы?

Стр. 52-54, упр. 66-69.

Словарь: синонимы, осина.

Что такое антонимы?

Стр. 54-56, упр. 71-73.

Словарь: антонимы, до свидания.

3.1


23

11.10

Изложение № 1

на основе зрительного восприятия текста по вопросам.

Стр. 57, упр. 76.

7.4.9


24

12.10

Контрольный диктант № 3.



25

13.10

Работа над ошибками.

Что такое родственные слова?

Стр. 58-59, упр. 77-78.

Стр. 59-60, упр. 80-82.

2.1


7

14.10

Модуль. Фразеологизмы.



26

17.10

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Стр. 61-62, упр. 84-87.

2.1


27

18.10

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Стр. 63-64, упр. 89-92.

2.1


28

19.10

Обобщение. Тест № 2.

Стр. 64, упр. 93-94.



29

20.10

Какие бывают слоги? (Словарный диктант.)

Стр. 65-66, упр. 95-97.

1.6


8

21.10

Модуль. Пословицы.



30

24.10

Как определить ударный слог?

Стр. 67-68, упр. 99-102.

Словарь: извини (те).

Стр. 69-70, упр. 103-106.

Словарь: капуста.

1.7


31

25.10

Как переносить слова с одной строки на другую?

Стр. 71-72, упр. 107-111.

Словарь: жёлтый.

1.10


32

26.10

Обучающее сочинение №2 по серии сюжетных рисунков.

Стр. 74, упр. 114.



33

27.10

Упражнение в переносе слов. Проверь себя.

Стр. 75-76

Словарь: посуда.

Тест № 3.

Проверочная работа.

1.10


34

28.10

Контрольный диктант № 4 по темам раздела «Слова, слова, слова…»

1.6, 1.7, 1.10


ЗВУКИ И БУКВЫ (27 ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

9

07.11

Модуль. Загадки.



35

08.11

Работа над ошибками.

Как различить звуки и буквы?

(Словарный диктант.)

Стр. 77-80, упр. 115-119.

Словарь: октябрь.

1.1, 1.2


36

09.11

Как мы используем алфавит?

Стр. 81-82, упр. 121-124.

Словарь: алфавит.

Стр. 83-85 упр. 125-129.

Словарь: ноябрь.

1.11


37

10.11

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

Стр. 86-87 упр. 130-133.

1.11


10

11.11

Модуль. Изобразительные средства языка. Сравнение.



38

14.11

Как определить гласные звуки?

Стр. 89-91, упр. 134-138.

1.2


39

15.11

Контрольный диктант №5.



40

16.11

Работа над ошибками. Работа с текстом.

Стр. 92, упр. 140.



41

17.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Стр. 93-95, упр. 141-144.

1.5


11

18.11

Модуль. Изобразительные средства языка. Олицетворение.



42

21.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

Стр. 96-97, упр. 146-149.

Словарь: одежда.

Стр. 98-99, упр. 150-153.

1.5


43

22.11

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Закрепление. (Словарный диктант.)

Стр. 100-101, упр. 155-157.

Словарь: снегирь.

1.5


44

23.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Стр. 102-103, упр. 159-160.

Словарь: лягушка.

Стр. 103-105, упр. 162-166.

Словарь: земляника.

1.5


45

24.11

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Стр. 106-108, упр. 168-171.

Словарь: малина.

Стр. 109-110, упр. 173-175.

1.5


12

25.11

Модуль. Текст. Тема текста. Заглавие.



46

28.11

Обучающее сочинение №3 по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

7.4.9


47

29.11

Контрольный диктант № 6.



48

30.11

Работа над ошибками. Проверь себя.

Стр. 111.



49

01.12

Как определить согласные звуки?

Стр. 112-113, упр. 178-180.

Словарь: мороз.

Восстановление деформированного текста.

Стр. 114, упр. 182.

1.4


13

02.12

Модуль. Опорные слова.



50

05.12

Согласный звук [Йʼ] и буква И краткое.

(Словарный диктант.)

Стр. 114-116, упр. 183-186.

Словарь: урожай.

1.4


51

06.12

Слова с удвоенными согласными.

Словарь: суббота.



52

07.12

Наши проекты. «И в шутку и всерьёз».

Стр. 117, 119, упр. 188-189.



53

08.12

Коллективное составление рассказа по опорным словам и репродукции картины А.С. Степанова «Лоси».

Стр. 118, упр. 191.



14

09.12

Модуль. Проверочная работа.



54

12.12

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Стр. 120 – 121, упр. 192-196.

Словарь: декабрь.

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?

Стр. 124 – 125, упр. 202-204.

1.4, 1.8


55

13.12

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными.

Стр. 125 – 126, упр. 205-207.

Словарь: мебель, коньки.

1.8


56

14.12

Изложение № 2 по коллективно составленному плану.

Стр. 127, упр. 208.

7.4.6


57

15.12

Закрепление знаний о правописании мягкого знака в словах. (Словарный диктант.)

Проверь себя.

Стр. 128.

1.8


15

16.12

Модуль. План текста.

7.4.6


58

19.12

Контрольный диктант № 7.



59

20.12

Работа над ошибками. Работа с текстом.



60

21.12

Наши проекты. «Пишем письмо Деду Морозу».

Стр. 129.



61

22.12

Обобщающий урок.



16

23.12

Модуль. Виды плана.

7.4.6


Часть II

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ С ШИПЯЩИМИ ЗВУКАМИ (22 Ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

62

26.12

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ.

Стр. 4 – 5, упр. 1-4.

6.4


63

27.12

Повторение темы: «Твёрдые и мягкие согласные».

Стр. 6 – 7, упр. 6-9.

Словарь: тарелка.

1.4


64

28.12

Контрольный диктант № 8.



65

12.01

Работа над ошибками. Закрепление знаний.

Наши проекты. «Рифма».

Стр. 8 – 9.



17

13.01

Модуль. Связь между предложениями в тексте.

7.4.3


66

16.01

Обучающее изложение № 3.

Гнездо ласточек. (По Л.Н. Толстому)



67

17.01

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Стр. 10 – 11, упр. 11 - 14

Словарь: товарищ.

Закрепление. (Словарный диктант.)

Стр. 12 – 13, упр. 16 - 19

Словарь: щавель.

6.3


68

18.01

Буквосочетания ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ – ЩУ.

Проверь себя.

Стр. 14 – 15, упр. 22 – 23.

Словарь: метель.

6.3


69

19.01

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

Стр. 16 – 17, упр. 24 – 25.

Стр. 17 – 18, упр. 26, 28.

1.5.5


18

20.01

Модуль. Связь между частями текста.

7.4.3


70

23.01

Проверка парных согласных в корне слова.

Стр. 18 – 19, упр. 29 – 30.



71

24.01

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

Стр. 20 – 22, упр. 32 – 33.

Словарь: морковь.

1.5.6


72

25.01

Проверка парных согласных. Изложение № 4 повествовательного текста. Умная галка.

(по Л.Н. Толстому)

1.5, 7.4.9


73

26.01

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова.

Стр. 23 – 24, упр. 35 – 38.

Словарь: народ.

1.5


19

27.01

Модуль. Работа с деформированным текстом.

7.4.8


74

30.01

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Стр. 25 – 26, упр. 40 – 43.

Словарь: вдруг, завод.

Стр. 26 – 28, упр. 44 – 48.

Словарь: сапог.

1.5


75

31.01

Изложение № 5

повествовательного текста по вопросам плана.

Стр. 29, упр. 50.

7.4.9


76

01.02

Проверь себя.

Стр. 30



77

02.02

Контрольный диктант № 9 с грамматическим заданием по теме «Правописание парных согласных на конце слова».



20

03.02

Модуль. Редактирование текста.

7.4.8


78

06.02

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала.

Правописание слов с разделительным мягким знаком. (Словарный диктант.)

Стр. 31 – 33, упр. 51 – 54.

Словарь: обезьяна.

6.10


79

07.02

Правописание слов с разделительным мягким знаком

Стр. 33 – 34, упр. 56 – 58.

Стр. 34 – 36, упр. 59 – 62.

6.10


80

08.02

Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного

Стр. 36 – 38, упр. 63 – 67.

6.10


81

09.02

Контрольное списывание №2.



21

10.02

Модуль. Типы текста. Описание.

7.4.5


82

13.02

Обучающее сочинение №4 «Зимние забавы».

7.4.9


83

14.02

Проверь себя.

Стр. 38.

Обобщение знаний. (Словарный диктант.)



ЧАСТИ РЕЧИ (37 Ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

84

15.02

Что такое части речи?

Стр. 39 – 42, упр. 68 – 70.

Стр. 43, упр. 72 – 73.

Словарь: месяц.

4.1


85

16.02

Что такое имя существительное?

Стр. 44 – 46, упр. 74 – 78.

Словарь: январь, февраль.

4.2


22

17.02

Модуль. Текст - сравнительное описание.

7.4.5


86

20.02

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Стр. 48 – 50, упр. 80 – 85.

Словарь: картина.

4.2


87

21.02

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Стр. 51 – 53, упр. 87 – 85.

4.2


88

22.02

Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах отчествах, фамилиях людей.

Стр. 54 – 55, упр. 92 – 85.

Словарь: отец, фамилия.

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

Стр. 56 – 57,упр. 97 – 98.

4.2


89

27.02

Заглавная буква в написании кличек животных. (Словарный диктант.)

Стр. 58 – 59, упр. 99 – 101.

Заглавная буква в географических названиях.

Стр. 60, упр. 102.

Словарь: Россия, город, улица.

4.2


90

28.02

Обучающее изложение № 6.

7.4.9


91

01.03

Работа над ошибками.

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.



92

02.03

Контрольный диктант №10.



23

03.03

Модуль. Типы текста. Повествование.

7.4.5


93

06.03

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном.



94

07.03

Единственное и множественное число имён существительных.

Стр. 61 – 62, упр. 104 – 107.

4.2


95

09.03

Единственное и множественное число имён существительных.

Стр. 63 – 64, упр. 108 – 110.

Стр. 64 – 65, упр. 112 – 113.

Словарь: топор.

4.2


24

10.03

Модуль. Типы текста. Рассуждение.

7.4.5


96

13.03

Подробное обучающее изложение №7 повествовательного текста по данным вопросам.

Стр. 66, упр. 115.

7.4.9


97

14.03

Проверь себя.

Стр. 67.

4.2


98

15.03

Контрольный диктант № 11 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

4.2


99

16.03

Работа над ошибками. Закрепление знаний.

Что такое глагол? (Общее представление).

Стр. 68 – 69, упр. 116 – 119.

4.5


25

17.03

Модуль. Сочинение на тему «Мой выходной день».

7.4.9


100

20.03

Что такое глагол? Упражнения в распознавании глаголов. (Словарный диктант.)

Стр. 70 – 71, упр. 120 – 122.

Стр. 72 – 73, упр. 124 – 127.

4.5


101

21.03

Единственное и множественное число глаголов.

Стр. 74 – 75, упр. 128 – 129.

Стр. 76 – 77, упр. 131 – 133.

4.5


102

22.03

Правописание частицы НЕ с глаголами.

Стр. 78 – 79, упр. 135 – 137.

4.5


103

23.03

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол».

Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

Стр. 80 – 81, упр. 139 – 143.

Словарь: обед.

4.5


26

24.03

Модуль. Редактирование текста.

7.4.8


104

03.04

Что такое текст – повествование? Какова в нём роль глаголов?

Стр. 82 – 84, упр. 144 – 147.

Словарь: магазин.

7.4.5,


105

04.04

Проверь себя.

Стр. 85.



106

05.04

Что такое имя прилагательное? (Словарный диктант.)

Стр. 86 – 87, упр. 148 – 151.

4.3


107

06.04

Связь имени прилагательного с именем существительным.

Стр. 88 – 89, упр. 152 – 153.

4.3


27

07.04

Модуль. Редактирование текста.

7.4.8


108

10.04

Прилагательные близкие и противоположные по значению.

Стр. 90 – 91, упр. 155 – 156.

4.3


109

11.04

Единственное и множественное число имён прилагательных.

Стр. 92 – 91, упр. 158 – 161.

Словарь: облако, метро.

4.3


110

12.04

Что такое текст-описание?

Стр. 96 – 97, упр. 163 – 168.

7.4.5


111

13.04

Обучающее сочинение № 5. Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка».

Стр. 98, упр. 170.

7.4.9


28

14.04

Модуль. Повторение пройденного.



112

17.04

Проверь себя.

Стр. 99.

Что такое местоимение?

Стр. 100 – 102, упр. 171 – 173.

Словарь: платок.

4.4


113

18.04

Что такое местоимение? Закрепление.

Стр. 102 – 103, упр. 175 – 177.

4.4


114

19.04

Что такое текст-рассуждение?

Стр. 105 – 106, упр. 180 – 182.

Словарь: потому что, так как.

7.4.5


115

20.04

Проверь себя. Тест № 4.

Стр. 107.

4.4


29

21.04

Модуль. Повторение пройденного.



116

24.04

Контрольный диктант № 12 с грамматическим заданием по теме «Местоимения».

7.5


117

25.04

Работа над ошибками.

Общее понятие о предлоге.

Стр. 108 – 109, упр. 183 – 185.

Словарь: апрель.

Раздельное написание предлогов со словами.

Стр. 110 – 111, упр. 187 – 185.

4.7


118

26.04

Редактирование и восстановление деформированного повествовательного текста.

(Словарный диктант.)

Стр. 112, упр. 192.

7.4.8


119

27.04

Проверь себя.

Стр. 113



120

28.04

Контрольный диктант № 13.

«Части речи».

7.5


30

02.05

Модуль. Повторение пройденного.



ПОВТОРЕНИЕ (17 Ч)

Духовно-нравственные ценности: ценность знания, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье и здоровый образ жизни, взаимодействие с окружающим миром.

121

03.05

Работа над ошибками.

Наши проекты. «В словари – за частями речи!»



122

04.05

Повторение по теме «Текст».

Стр. 116 – 117, упр. 193 – 194 (1,2).

7.4


31

05.05

Модуль. Повторение пройденного.



123

10.05

Обучающее сочинение № 6 по картине.

Стр. 117, упр. 195.

7.4.9


124

11.05

Повторение по теме «Предложение».

(Словарный диктант.)

Стр. 117 – 118, упр. 196 – 198.

Стр. 119 – 120, упр. 199 – 202.



32

12.05

Модуль. Резервный урок. Материал для КВН, викторин.



125

15.05

Повторение по теме «Слово и его значение».

Стр. 120 – 121, упр. 203 – 207.



126

16.05

Повторение по теме «Части речи».

Стр. 122 – 121, упр. 208 – 212.

Стр. 124 – 125, упр. 213 – 214.

4.1


127

17.05

Повторение по теме «Звуки и буквы».

Стр. 126 – 127, упр. 216 – 219.

1.1


128

18.05

Повторение по теме «Правила правописания».

Стр. 127 – 128, упр. 220 – 223.



129

19.05

Контрольное списывание № 3 с грамматическим заданием.



130

22.05

Работа над ошибками. Повторение и закрепление изученного материала.

Стр. 129, упр. 225.



131

23.05

Повторение и закрепление изученного материала. Правила правописания.



132

24.05

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс.



33

25.05

Модуль. Резервный урок. Материал для КВН, викторин.



133-137


Резервные уроки





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!