Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса разработана на основе примерной авторской программы по предмету «Русский язык», Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой, УМК «Планета Знаний» под ред.И.А. Петровой, с учетом общих целей изучения курса, определенных Государственным стандартом содержания начального образования II поколения. Рассчитана на 3 часа в неделю, по календарному плану 102 ч. в год.
Нормативная база
Федеральный государственный стандарт начального образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 17785 от 22.12.2009;
Федеральный базисный учебный план и учебный план МБОУ «СОШ им. Э. Чоноскаева» на 2016 – 2017 уч.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2016-2017 учебный год.
Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса.
Виды и формы контроля
Текущий, письмо под диктовку, самостоятельная работа, диктант, самооценка, взаимооценка.
Виды письменных работ, которые используются во 2 классе:
диктанты: тематический, контрольный, словарный, выборочный, зрительный, предупредительный, объяснительный;
контрольное списывание;
письмо по памяти;
творческие работы: изложение, сочинение; диктанты(свободный и творческий);
тесты.
Проверочные задания направлены на закрепление и проверку знаний учащихся, сформированности у них общеучебных умений и навыков в соответствии с требованиями государственного стандарта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по русскому языку
к концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
осознание русского языка как явления культуры русского народа;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,
звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).
-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писать под диктовку тексты в 35-40 слов; излагать содержание исходных текстов в 40-55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст;
подробно пересказывать текст;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Примечание. Курсивом указаны умения, работа над формированием которых только
начинается.
Учебно-методическое обеспечение
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Примерная рабочая программа по русскому языку УМК «Планета знаний»
2 класс, учебник «Русский язык» автор Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина
1 четверть
№ п/п | Тема урока, страницы учебника, тетради | Планируемые результаты |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | Роль языка в жизни человека Часть 1. С.3-7 | Научится осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности. | Регулятивные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: Контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Осознание языка как основного средства мышления и общения людей. |
2 | Родной язык — русский С. 8—9 С. 10-11 | Научится наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: Осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Осознание русского языка как явления культуры русского народа, своей этнической принадлежности. |
3 | Особенности устной народной речи. С. 12—13 | Научится сравнивать тексты , написанные разными стилями. | Регулятивные: Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Познавательные: Осознанно строить сообщения в устной форме. Коммуникативные: Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка. |
4 | Слово. Предложение. Текст. С.14-15 | Научится обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка, анализировать словесное строение предложений с помощью схем, составлять предложения на основе набора слов, схем. | Регулятивные: Сопоставлять изученные элементы, находить сходства и различия. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны. |
5 | Строение слова Звуки и буквы С. 16—17 | Научится различать звуки и буквы, производить звуко-буквенный и звуко-слоговой анализы слов. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Использовать знако-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Адекватная самооценка учебной деятельности. |
6 | Слоги. Ударение. С. 18-19 | Научится осознавать роль словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами). | Регулятивные: Адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
7 | Алфавит С. 20-21 С.22-23 С. 24-25 | Научится использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации, применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения поставленных задач. | Навыки сотрудничества в детском коллективе. |
8 | Большая буква в словах. С. 26-27 | Научится сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах, применять правила правописания. | Регулятивные: Применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: Анализ информации. Коммуникативные: Аргументировать свою позицию. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
9 | Перенос слов С. 28-29 С. 30-31 | Научится сопоставлять слоговое строение слова и варианты его переноса. | Регулятивные: Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
10-11 | Обозначение парных твердых и мягких согласных на письме. С.32-33 С. 34-35 | Научится фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
12 13 | Обозначение непарных твердых и мягких (шипящих) согласных. С.36-37 С. 38-39 С. 40-41 | Научится обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
14 | Обозначение парных звонких и глухих согласных. С. 42-43 | Научится дифференцировать приёмы подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
15 16 | Обозначение на письме безударных гласных звуков. С. 44-45 С. 46-47 | Научится обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении звуков на письме. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Коммуникативные: Строить монологическую речь в процессе выполнения графических действий. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
17 | Слова-названия предметов, признаков, действий. С.48-49 | Научится «читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов, находить разные основания для группировки слов. | Регулятивные: Составлять план последовательности действий. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
18 | Слово и предложение. С.50-51 | Научится обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка, анализировать словесное строение предложений с помощью схем, составлять предложения на основе набора слов, схем. | Регулятивные: Сопоставлять изученные элементы, находить сходства и различия. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны. |
19 | Предложение и текст. С.52 Упражнение в редактировании текста. С.53 | Научится различать на слух набор предложений и текст. Научится редактировать текст, понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. |
20 | Обобщение о правописании слов. С.54-55 | Научится правильно писать слова на изученные правила. | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
21 | Изложение: «До свидания, журавли!» С.58 Анализ изложения. | Научится воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно. Научится составлять концовку текста по данному началу. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
резерв | Сочинение «Золотая осень» С.59 Анализ сочинения.С.59 | Научится различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
22 | Лексическое значение слова С. 62-63 С. 64-65 | Научится «читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Какими бывают лексические значения слов С.66-67 С. 68-69 | Научится оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов, наводить справки о значениях слов в толковом словар, наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | |
23 | Контрольный диктант за 1 четверть. | Научится писать предложения под диктовку, определять буквы на слух по заданному алгоритму. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
24 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. С.70-71 | Научится «читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
25 | Группы слов с общим значением. С.72-73 С. 74-75 | Научится различать лексические (конкретные) и общие значения слов, сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи). | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности. Коммуникативные: Строить монологические высказывания. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
26 | Корень слова. Однокоренные слова С.80-81 | Научится накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове. | Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
2 четверть
№ п/п | Тема урока, страницы учебника, тетради | Планируемые результаты |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 | Однокоренные слова. С.82-83 С. 84-85 | Научится уточнять значения слов с помощью этимологического словаря . | Регулятивные: В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: Осуществлять анализ объектов. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
2 | Суффикс. С.86-87 | Научится вычленять в словах суффикс. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Вести устный диалог, строить монологическое высказывание, слушать собеседника. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
3 | Приставка. С.88-89 | Научится вычленять в словах приставку. | Регулятивные: Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от нормы. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Навыки сотрудничества в детском коллективе. |
4 | Закрепление темы: «Суффиксы и приставки в слове». Упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. С.90-91 | Научится наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами. | Регулятивные: Сопоставлять изученные элементы, находить сходства и различия. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
5 | Окончание, как изменяемая часть слова. С.92-93 С. 94-95 | Научится отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове, изменять слова при связи слов в предложении. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
6 | Разбор слова по составу. С.96-97 | Научится анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем), действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов, синтезировать: составлять слова с опорой на модели группировать слова в соответствии с их составом . | Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. |
7 | Орфограммы в корне слова. С.98-101 | Научится обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки, синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Формулировать свои затруднения, ставить вопросы. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: на самоанализ и самоконтроль результата. |
8 9 | Безударные гласные в корне слова. С.102-103 С. 104-105 | Научится выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова, ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Применять общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. |
10 | Контрольный диктант по теме: «Состав слова» | Научится писать предложения под диктовку, определять буквы на слух по заданному алгоритму. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
11 | Работа над ошибками. Проверка безударной е гласной ё. С.106-107 | Научится продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы. | Регулятивные: Адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
12 | Изложение по готовому плану: «Радуга». №23 Анализ изложения. Проверка гласных в корне после шипящих. С.108-109 | Научится действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. | Регулятивные: Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: Оказывать помощь в сотрудничестве. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
13 | Непроверяемые безударные гласные. С. 110-111 | Научится действовать по алгоритму при решении орфографической задачи. | Регулятивные: Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: Оказывать помощь в сотрудничестве. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
14 15 16 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова. С. 112-113 С. 114-115 С. 116-117 | Научится ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Применять общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: на самоанализ и самоконтроль результата. |
17 18 19 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. С.118-119 С. 120-121 С. 122-123 С. 124-125 | Научится выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач Коммуникативные: Формулировать свои затруднения, ставить вопросы. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
20 21 | Систематизация материала о разных проверяемых орфограммах в корне слова. С.126-127 С. 128-129 | Научится обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы, дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки. | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Создавать алгоритмы деятельности. Коммуникативные: Определять общую цель и пути ее достижения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
22 | Упражнения в использовании разных способов и приемов поверки орфограмм. С.130-133 | Научится находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами, графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа. | Регулятивные: Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание. | Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: на самоанализ и самоконтроль результата. |
23 | Контрольный диктант по теме: «Орфограммы в корне слова». | Научится писать предложения под диктовку, определять орфограммы на слух по заданному алгоритму. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
24 | Работа над ошибками. Повторение тем. | | | |
25 | Предложение. Члены предложения С.6-7 С.8-9 | Научится составлять предложения, находить главные члены предложения. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Адекватная мотивация учебной деятельности |
26 | Текст. Тема текста. С. 10-11 | Научится читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов; ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3 четверть
№ п/п | Тема урока, страницы учебника, тетради | Планируемые результаты |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 2 | Текст. Тема текста. С.12-13 С. 14-15 С.16-17 | Научится добывать информацию о книге (понимать содержание) из названия, оглавления; осуществлять поиск книги по каталогам. | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Создавать алгоритмы деятельности. Коммуникативные: Формулировать свои затруднения, ставить вопросы. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
3 | Сообщение о любимой книге С.18 | Научится связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге). Собирать и отбирать материал для высказывания. Корректировать (редактировать) написанное. | Регулятивные: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: Создавать алгоритмы деятельности. Коммуникативные: Корректно вносить собственные замечания, предложения, ставить вопросы. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности |
4 | Сочинения о зимних забавах, историях. С.19. | Научится связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о зимних забавах); собирать и отбирать материал для высказывания. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Контролировать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
5 | Правописание слов С.22-23 | Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Адекватная мотивация учебной деятельности |
6 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм. С.24-25 С.26-27 | Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова. Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре | Регулятивные: Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от нормы. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Адекватная мотивация учебной деятельности |
7 | Непроверяемые орфограммы в корне слова. С.28 | Научится сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Самостоятельно создавать алгоритмы действий. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Навыки сотрудничества в детском коллективе. |
8 | Изложение «Птичья столовая» по готовому плану. № 20 с. 29 | Научится воспроизводить содержание текстов с опорой на план, оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
9 10 | Слова с двойными согласными С.30-31 С.32-33 | Научится писать двойные согласные в словах | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Контролировать , оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
11 | Двойные согласные в словах иноязычного происхожденияС.34-35 | Научится писать двойные согласные в словах иноязычного происхождения | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Контролировать , оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
12 13 | Слова с двойными согласными С.36-37 С.38-39 С.40-41 | Научится писать двойные согласные в словах | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Контролировать , оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
14 | Контрольный диктант по теме «Слова с двойными согласными». Анализ диктанта и работа над ошибками. | Научится писать под диктовку | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Контролировать , оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
15 | Обобщение по теме «Орфограммы в корне слова». С.42-43 | Научится писать слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными. | Регулятивные: Применять установленные правила. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения. |
16 | Обозначение твердых и мягких согласных звуков. С.44-45 | Научится писать слова иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Самостоятельно составлять алгоритмы деятельности. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
17 | Правописание непарных твердых и мягких согласных С.46 С.47 | Научится писать слова с непарными твердыми и мягкими согласными. | Регулятивные: Использовать установленные правила в контроле способа решения задач. Познавательные: Классификация по заданным признакам. Коммуникативные: Определять общую цель и пути ее достижения. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
18 | Упражнения в написании слов с непарными мягкими шипящими С.48-49 | Научится писать слова с непарными мягкими шипящими согласными | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
19 | Мягкий знак – показатель мягкости. С.50-51 С.52 С.53 | Научится верно писать слова с мягким знаком в корне слова. | Регулятивные: Вносить необходимые изменения и дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути ее достижения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
20 | Разделительный мягкий знак С.54-55 С.56-57 | Научится верно писать слова с разделительным мягким знаком в корне слова | Регулятивные: Вносить необходимые изменения и дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути ее достижения. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
21 22 | Особенности произношения и правописания слов. Фонетический разбор слова. С.60-61 С.62-63 | Научится анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному). | Регулятивные: Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
23 | Безударные гласные, непроверяемые ударением С.64-65 | Научится разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами | Регулятивные: Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
24 | Изложение по готовому плану. «Клестята» С.65 № 18 | Научится воспроизводить содержание текстов с опорой на план, оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
25 | Непроверяемые и труднопроверяемые орфограммы С.66-67 | Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному). | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
26 | Контрольное списывание по теме «Правописание слов». Работа над ошибками . Упражнения в редактировании текстов. №1 с.68 С68-69 | Научится грамотно писать предложения, определять орфограммы по заданному алгоритму | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
27 | Упражнения в выборе проверяемых и непроверяемых гласных и согласных. С.70 | Научится использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Уважительное отношение к иному мнению |
28 | Контрольный диктант за 3 четверть. Анализ диктанта. Упражнения в выборе гласных и согласных в корне слова. С.71 | Научится писать под диктовку, на слух определять орфограммы в словах. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
29 | Мастерская слова. Составление письма родным, поздравления с праздником. Анализ творческих работ. С.72-73 | Научится анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов. | Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от нормы. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Строить монологическое высказывание | Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
30 31 | Общие значения частей речи С.76-77 С.78-79 | Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Адекватная мотивация учебной деятельности |
32 | Имя существительное. С.80-81 | Научится определять грамматические признаки имени существительно го. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях |
33 34 35 | Одушевленные и неодушевлен ные имена существитель ные. С.82-83 С.84-85 С.86-87 | Научится систематизировать признаки имени существительного как части речи. | Регулятивные: Сопоставлять изученные элементы, находить сходства и различия. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Адекватная мотивация учебной деятельности |
4 четверть |
№ п/п | Тема урока, страницы учебника | Планируемые результаты |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
1 2 | Собственные имена существительные. С.88-89 С.90-91 С.92-93 | Научится переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
3 4 | Имя прилагательное С.94-95 | Определять грамматические признаки имени прилагательного. Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Выбирать наиболее эффективные способы решения задач. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
5 | Наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой? каков? С.96-97 | Научится различать полные и краткие формы имен прилагательных | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Контролировать, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Задавать вопросы для организации собственной деятельности. | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
6 | Упражнения в правильном написании окончаний имен прилагательных. С.98-99 | Научится правильно писать окончания имен прилагательных | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: Контролировать, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Осуществлять самоконтроль. | Адекватная мотивация учебной деятельности. |
7 8 | Глагол. Признаки отличия от других частей речи. С.100-101 С.102-103 | Научится отличать глагол от других частей речи | Регулятивные: Сопоставлять изученные элементы, находить сходства и различия. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
9 10 | Изменение частей речи по числам С.104-105 С.106-107 | Наблюдать над формами изменения частей речи по числам | Регулятивные: Сличать способ действий и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Определять общую цель и пути ее достижения. | Принятие образа «хорошего ученика» |
11 12 | Предлоги и союзы. Углубление представлений о словах-связках, как служебных частях речи. С.108-109 С.110-111 | Научится осознавать роль в предложении слов-связок. Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок | Регулятивные: Составлять план последовательности действий. Познавательные: Контролировать и оценивать процесс и результат действий. Коммуникативные: Определять общую цель и пути её достижения. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. |
13 14 | Работа частей речи в предложении. С.112-113 С.114-115 | Научится наблюдать над формами изменения частей речи. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
15 | Обобщение. Средства языка и речи. С.118-119 | Научится обобщать и систематизировать изученные языковые явления | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
16 | Обобщение. Слово – значение, строение, правописание. С.120-121 | Научится различать звуки и буквы, производить звуко-буквенный и звуко-слоговой анализы слов. | Регулятивные: Составлять план и последовательность действий. Познавательные: Использовать знако-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Адекватная самооценка учебной деятельности. |
17 18 | Обобщение. Орфограммы в корне слова. С.122-123 С.124-125 | Научится находить орфограммы в корне слова и правильно их записывать. | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
19 20 | Предложение. Текст. С.126-127 С.128-129 130-131 | Научится делению текста на предложения, в составлении текста из предложений, | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
21 | Речь. Сочинение-рассуждение о предстоящем летнем отдыхе. Представление творческих работ учащихся в классе | Выбирать тему и писать сочинение-рассуждение о предстоящем летнем отдыхе. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
22 | Контрольный диктант за год. | Научится писать предложения под диктовку, определять орфограммы на слух по заданному алгоритму. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью. | Самостоятельность и личная ответственность за свои действия. |
23 | Работа над ошибками. Упражнения в редактирова нии предложе ний. | Научится выбирать слова в соответствии с темой текста. Редактировать собственные и чужие тексты. | Регулятивные: Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач. Коммуникативные: Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач. | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
24 25 | Обобщение. Правописание гласных и согласных в корне слова | Научится разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами | Регулятивные: Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: Ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях |