СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (УМК "Планета знаний")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса  (УМК "Планета знаний", Желтовская Л.Я. Русский язык: 3-й кл.: учебник: В 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель) Календарно-тематическое планирование к этому курсу  можно посмотреть на моем сайте в категории "Рабочие программы"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса (УМК "Планета знаний")»

МКОУ Городокская СОШ № 2


«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________________________


Протокол № ___ от

«____»____________2017 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе ______________________


«____»____________2017 г.


«Утверждено»

Директор


____________________


« ___»__________2017 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Журавлевой Натальи Владимировны,

учителя высшей квалификационной категории,

по предмету «Русский язык»

3 класс


















с. Городок

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка


Курс по русскому языку разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)

Содержание курса полностью соответствует Примерной основной образовательной программе начального общего образования (утвержденной 8 апреля 2015 г., протокол заседания №1/15 от 08.04.2015 г.)

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с требованиями документов ФГОС НОО к содержанию начального образования, в частности с учётом содержания и целей базовых программ

1) программы курса русского языка,

2) междис­циплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий».

При отборе содержания курса учитывались необходимость преемственности с дошкольным периодом обучения, обеспечение учебным материалом школьников с разным уровнем подготовки, обеспечение возможностей развития способностей учащихся, создание прочной базы для успешного освоения программы на следующем этапе обучения.

Программа курса ориентирована на достижение основных целей реализации содержания предметной области «Филология», определенных в ФГОС НОО:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  • развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.


Общая характеристика учебного курса


Специфика начального курса русского языка заключа­ется в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. В программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения». В разделе «Речевое общение» указывается минимум речеведческих сведений. Акцентируется внимание на развитие индивидуальной речи учеников. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием формирования коммуникативно-речевых умений детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал. Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии. Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов. Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий, которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.


Место учебного предмета в учебном плане



В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса в каждом классе начальной школы отводится 5 часов в неделю.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

165 ч.

170 ч.

170 ч.

170 ч.

675 ч.




Ценностные ориентиры содержания курса


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.




Предполагаемые предметные, метапредметные и личностные результаты освоения курса


ЛИЧНОСТНЫЕ


У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приемов решения задач.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.


КОММУНИКАТИВНЫЕ


Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнера;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.



ПРЕДМЕТНЫЕ


Содержательная линия «СИСТЕМА ЯЗЫКА»


Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • различать и характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/ мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; соглас­ные звонкие/глухие; парные/ непарные звонкие и глухие;

  • использовать знание последовательности букв в ал­фавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях учебника.


Выпускник получит возможность научиться:

  • производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нём для упорядочива­ния слов и поиска нужной информации в различных словарях.


Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать произносительные нормы русского лите­ратурного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • при сомнении в правильности при постановке уда­рения или произношения слова находить ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обра­щаться за помощью к учителю, родителям и др.


Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

  • различать изменяемые и неизменяемые слова;

  • различать однокоренные слова и формы слова;

  • находить в словах с однозначно выделяемыми мор­фемами корень, окончание, приставку, суффикс.


Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять морфемный анализ слова в соответст­вии с предложенным учебником алгоритмом, оцени­вать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфем­ного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.


Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

  • выявлять слова, значение которых требует уточне­ния;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тек­сте.


Выпускник получит возможность научиться:

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • определять значения многозначных слов по слова­рику;

  • оценивать уместность использования слов в текс­те;

  • выбирать слова из ряда предложенных для успеш­ного решения коммуникативной задачи.


Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

  • распознавать грамматические признаки слов;

  • по совокупности грамматических признаков (что называет, на какие вопросы отвечает) относить

  • слова к определённой группе основных частей ре­чи (имя существительное, имя прилагательное, гла­гол);

  • определять: формы единственного и множественного числа имён существительных, прилагательных и глаголов; форму времени глаголов; род имён сущест­вительных и форму рода имён прилагательных и гла­голов прошедшего времени; тип склонения имён су­ществительных, форму падежа имён существитель­ных и прилагательных.


Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить морфологический разбор имён существи­тельных, имён прилагательных, глаголов по пред­ложенному в учебнике алгоритму, оценивать пра­вильность проведения морфологического разбора;

  • находить в тексте личные местоимения, опреде­лять значение лица и форму падежа личных место­имений;

  • находить в тексте наречия, предлоги вместе с су­ществительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.


Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

  • различать слово, словосочетание, предложение и текст;

  • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложе­нии;

  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мыс­ли, связь слов, интонационная законченность, рече­вая задача);

  • классифицировать предложения по цели высказыва­ния, находить повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения;

  • определять восклицательную / невосклицательную интонацию предложения;

  • находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

  • выделять предложения с однородными членами.


Выпускник получит возможность научиться:

  • различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;

  • выполнять в соответствии с предложенным в учеб­нике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

  • различать простые и сложные предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • применять правила правописания (в объёме содер­жания курса), определять (уточнять) написание сло­ва по орфографическому словарю учебника;

  • использовать при записи небуквенные графические средства: пробел, знак переноса, абзац;

  • использовать разные способы проверки орфограмм в зависимости от их местонахождения в слове;

  • использовать знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными перечисли­тельной интонацией, союзами;

  • безошибочно списывать тексты (с печатного и пись­менного шрифта) объёмом в 80—90 слов, писать под диктовку тексты в 75—80 слов в соответствии с из­ученными правилами правописания;

  • проверять собственный и предложенный текст, на­ходить и исправлять орфографические и пунктуаци­онные ошибки.


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать место возможного возникновения орфо­графической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • при составлении собственных текстов перефрази­ровать записываемое, чтобы избежать орфографи­ческих и пунктуационных ошибок;

  • при работе над ошибками осознавать причины по­явления ошибки и определять способы действий,

  • помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.


Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

  • оценивать правильность (уместность) выбора языко­вых средств на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого эти­кета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • выражать собственное мнение и аргументировать его;

  • понимать прочитанное при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании;

  • осознавать признаки предложения как коммуника­тивного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

  • осознавать признаки текста как более объёмного вы­сказывания;

  • самостоятельно выделять основную мысль текста, озаглавливать текст;

  • составлять план текста;

  • распознавать типы текстов по их назначению: пове­ствование, описание, рассуждение;

  • сочинять письма, поздравительные открытки, запи­ски и другие небольшие тексты для конкретных си­туаций общения.


Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать тексты по предложенному заголовку;

  • подробно или выборочно пересказывать текст, вос­производить содержание текста, оформляя запись в соответствии с изученными правилами;

  • пересказывать текст от другого лица;

  • составлять устные и письменные рассказы на определённую тему с использованием разных ти­пов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • анализировать и корректировать тексты с нару­шенным порядком предложений, находить в текс­те смысловые пропуски;

  • корректировать тексты, в которых допущены на­рушения культуры речи;

  • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинения­ми, соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной зада­чи: соотносить собственный текст с исходным (для изложения) и с назначением, задачами, условиями об­щения (для самостоятельно создаваемых текстов);

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при ин­терактивном общении (sms-сообщения, электрон­ная почта, Интернет и другие виды и способы связи).









Содержание курса



ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слушание. Осознание цели и ситуации устного обще­ния. Адекватное восприятие звучащей речи. Понима­ние на слух информации, содержащейся в предъявляе­мом тексте, определение основной мысли текста, пере­дача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного реше­ния коммуникативной задачи. Практическое овладе­ние диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными мо­нологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассужде­ние). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Со­блюдение орфоэпических норм и правильной интона­ции

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе ин­формации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ана­лиз и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиени­ческих требований к этому виду учебной работы. Спи­сывание, письмо под диктовку в соответствии с изучен­ными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, вы­борочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеоза­писи и т. п.).



ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и по­следовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёр­дости — мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предше­ствующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последователь­ностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонация­ми и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при пись­ме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свобо­ды движения руки. Развитие умения ориентировать­ся на пространстве листа в тетради и на простран­стве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (за­главных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочета­ний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигие­нических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношени­ем. Усвоение приёмов и последовательности правиль­ного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предло­жением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография. Знакомство с правилами правописа­ния и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча — ща; чу — щу ; жи — ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушива­нии. Составление небольших рассказов повествова­тельного характера по серии сюжетных картинок, ма­териалам собственных игр, занятий, наблюдений.



СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Содержательная линия «Система языка»

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и соглас­ных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых соглас­ных звуков, определение парных и непарных по твёр­дости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение ка­чественной характеристики звука: гласный — соглас­ный; гласный ударный — безударный; согласный твёр­дый — мягкий, парный — непарный; согласный звон­кий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русско­го литературного языка. Фонетический разбор слова. Соблюдение произносительных норм русского лите­ратурного языка в собственной речи, оценивание со­блюдения этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Ис­пользование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йоти­рованными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизно­симыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового слова­ря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. На­блюдение за использованием в речи синонимов и анто­нимов. Наблюдение над устойчивыми словосочетаниями (фразеологизмами).

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «род­ственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выде­ление в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различе­ние имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение суще­ствительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употре­блено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имён существи­тельных. Имя прилагательное. Значение и употребление в ре­чи. Изменение прилагательных по родам, числам и па­дежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов-, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в ре­чи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственно­го и множественного числа. Склонение личных место­имений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопреде­лённая форма глагола. Различение глаголов, отвечаю­щих на вопросы что сделать? и что делать? Изме­нение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спря­жение). Способы определения I и II спряжения глаго­лов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи Предлог. Знакомство с наиболее употребительны­ми предлогами. Функция предлогов: образование па­дежных форм имён существительных и местоиме­ний. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, её значе­ние

Синтаксис. Различение предложения, словосочета­ния, слова (осознание их сходства и различий). Разли­чение предложений по цели высказывания: повество­вательные, вопросительные и побудительные; по эмо­циональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подле­жащего и сказуемого. Различение главных и второсте­пенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в слово­сочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предло­жений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Орфография и пунктуация. Формирование орфогра­фической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу в положе­нии под ударением; сочетания чк — чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме при­ставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имён сущест­вительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имён существи­тельных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местои­мениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в фор­ме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, во­просительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с одно­родными членами.



РЕЧЬ КАК СПОСОБ ОБЩЕНИЯ.

Содержательная линия «Развитие речи»

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с ка­кой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой ре­чи. Выражение собственного мнения, его аргумента­ция. Овладение основными умениями ведения разгово­ра (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветст­вие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использова­нием разных типов речи (описание, повествование, рас­суждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство пред­ложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглав­ливают, корректирование порядка предложений и ча­стей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассужде­ние, их особенности.

Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, бо­гатства и выразительности письменной речи; использо­вание в текстах синонимов и антонимов. Толкование пословиц (в объёме программы), приме­нение их в речи. Знакомство с основными видами изложений и сочи­нений (без заучивания определений): изложения под­робные и выборочные, изложения с элементами сочи­нения; сочинения-повествования, сочинения-описа­ния, сочинения-рассуждения.



Учитывая, что блоки программы реализуются на практике в тесном взаимодействии, последовательность и количество часов изучения программного материала регу­лируются тематическим планом, разделы которого даются в соответствии с учебником.


Учебно-тематический план


Раздел программы Всего часов

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Подготовительный период (добукварный)

19




19

Букварный период

96




96

Речевое общение

12*

34

43

32

121

Круг сведений о речи как основе формирования рече­вых умений

6*

9

17

8

40

Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения)

6*

25

26

24

81

Язык как средство общения

38

136

127

138

439

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

29

65

75

64

233

Общие сведения о языке


4

1

2

7

Фонетика, орфоэпия и графика

18

9

*

3

30

Слово и его значение (лексика)

7

7

4

3

21

Слово и его строение (состав слова, морфемика)


8

8

*

16

Слово как часть речи (морфология)


29

32

43

104

Синтаксис

4

8

30

13

55

Орфография и пунктуация

9

71

52

74

206

ИТОГО

165

170

170

170

675


Материал разделов, отмеченных *, является сквозным, упражнения даются в ходе изучения других разделов



Требования к результатам освоения программы на конец 3 класса


ПРЕДМЕТНЫЕ


Учащиеся научатся:

  • осознавать слово, предложение как главные средства языка;

  • использовать правила обозначения гласных и соглас­ных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфа­вите для упорядочивания слов и поиска нужной информа­ции (в словарях и др.);

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слов;

  • осознавать свойства значений слов: однозначные и мно­гозначные, с прямым и переносным, с близким и противоположным значением;

  • осознавать основания (общее значение) для объедине­ния слов в группы по частям речи (существительное, прила­гательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);

  • осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;

  • осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русс­кого языка, их общность со словом в назначении — назвать предмет, явление;

  • осознавать признаки и назначение предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);

  • находить главные и второстепенные члены предложе­ния (без деления на виды) при анализе предложений и упот­реблять разные члены предложения при создании собствен­ного высказывания;

  • анализировать (производить разбор) словосочетаний, простых предложений;

  • вычленять общие способы решения орфографических задач и использовать их при письме;

  • применять правила правописания (в объёме содержа­ния курса 3 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфогра­фическому словарю учебника;

  • осознавать место возможного возникновения орфогра­фической ошибки;

  • подбирать примеры с определённой орфограммой;

  • каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 65­-70 слов, писать под диктовку тексты в 60-65 слов; излагать содержание исходных текстов в 60-75 слов.



Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить звуко-буквенный, морфемный, морфоло­гический анализы слов;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • использовать свойства значений слов (однознач­ность, многозначность, слова с прямым и переносным зна­чением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;

  • оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;

  • дифференцировать предложения по цели высказыва­ния, по силе выраженного чувства, по строению (простое, сложное);

  • при работе над ошибками осознавать причины появ­ления ошибки и определять способы действий, помогаю­щих предотвратить её в последующих письменных рабо­тах;

  • распознавать типы текстов по их назначению: по­вествование, описание, рассуждение;

  • создавать тексты /сочинения/ в 8-12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ


РЕГУЛЯТИВНЫЕ


Учащиеся научатся:

  • действовать самостоятельно по инструкции, учиты­вать ориентиры, данные учителем при освоении но­вого учебного материала;

  • планировать и организовывать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;


Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху;

  • вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;

  • прилагать волевое усилие для преодоления препятствий для достижения цели;

  • в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

  • осуществлять само и взаимопроверку, используя спо­соб сличения своей работы с заданным эталоном;

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учи­теля и алгоритмам, описывающем стандартные дей­ствия (памятки в справочнике учебника);

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий, применяя различные критерии оценки;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать её (в рамках проектной деятельности).

  • планировать собственную читательскую деятельность.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ


Учащиеся научатся:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • свободно ориентироваться в книге, используя инфор­мацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеоло­гический);

  • осуществлять фиксацию выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой;

  • работать с текстом: определять основную и второстепенную информацию, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров, выделять смысловые части, ключевые слова, главную мысль текста, его тему, составлять план);

  • получать информацию, используя таблицы, диаграммы, рисунки, схемы, карты;

  • соотносить данные таблицы и диаграммы;

  • самостоятельно моделировать процессы, задачи;

  • доказывать свойства изучаемых объектов;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным критериям;

  • строить логические рассуждения, устанавливать аналогии.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, ис­пользуя различные справочные материалы (учебные пособия, фонды библиотек и детские периодиче­ские печатные издания);

  • преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме.



КОММУНИКАТИВНЫЕ


Учащиеся научатся:

  • выслушивать друг друга и приходить к общему решению, рабо­тая в группе;

  • быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

  • при выполнении заданий в группе: слушать друг друга, договариваться, объединять полученные результаты при совместной презентации решения;

  • работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • формулировать и аргументировать собственную позицию;

  • владеть диалогической формой речи.


Учащиеся получат возможность научиться:

  • адекватно использовать речевые средства для реше­ния коммуникативных задач (извинения, пожелания, по­буждения других к действию);

  • участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения).




Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Нормативные документы

Примерная основная образовательная программа начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Литература

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 — 4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир :[сборник]. — М.: Астрель, 2012.

Русский язык: 1–4 классы: рабочая программа /Т.М. Андрианова, Л.Я. Желтовская, В.А. Илюхина, О.Б. Калинина. — М.: Дрофа; Астрель, 2017.

УМК «Планета знаний» 3 класс

Желтовская Л.Я. Обучение в 3-м классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой : програм­ма, методические рекомендации, тематическое пла­нирование / Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина. — Москва : ACT : Астрель, 2014.

Желтовская Л.Я. Русский язык: 3-й кл.: учебник: В 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.: Астрель, 2013.

Желтовская Л.Я. Русский язык: Контрольные и диагностические работы: 3-й класс: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык» / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2013.

Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 1: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»: В 2 ч. Ч.: 3-й класс / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2017.

Желтовская Л.Я. Русский язык: рабочая тетрадь № 2: к учебнику Л. Я. Желтовской, О. Б. Калининой «Русский язык»: В 2 ч. Ч.: 3-й класс / Л.Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М.:АСТ: Астрель, 2017.

Желтовская Л.Я. Русский язык: тесты и самостоятельные работы для текущего контроля: 3-й класс: к учебнику Л. Я. Желтовской, О.Б. Калининой «Русский язык» / О. Б. Калинина, Л. Я. Желтовская. – М.:АСТ: Астрель, 2017.

Итоговые проверочные работы: Русский язык: Математика: Итоговая комплексная работа. 3 класс / О.Б. Калинина, М.Г. Нефедова, О.Н. Журавлева. – М.:АСТ: Астрель, 2016.

Калинина О.Б. Обучающие комплексные работы. 3 класс / О.Б. Калинина. – М. : Дрофа; Астрель, 2016.

Русский язык: дидактические карточки-задания: к учебнику Л. Я. Желтовской,О. Б. Калининой «Русский язык»: 3-й класс /Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. —Москва: ACT: Астрель, 2014.

Демонстрационные плакаты

Комплект таблиц демонстрационных «Русский язык»

Лента букв

Оборудование

Магнитно-маркерная доска.

Технические средства обучения

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Принтер.

Электронные пособия:

Видеоуроки (CD)

Презентации

Интернет-ресурсы

http://planetaznaniy.astrel.ru, http://www.uchportal.ru, http://presentatio.ru, http://ped-kopilka.ru, http://prezentacii.com, http://www.zavuch.info, http://pedsovet.su, https://1september.ru, http://www.uchmet.ru, http://pedagogie.ru, http://infourok.ru, http://uchkopilka.ru, http://www.school.edu.ru, http://windows.edu/ru, http://nachalka.edu.ru, http://www.nachalka.com/biblioteka

http://минобрнауки.рф/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!