СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык 4 класс" УМК "Планета Знаний"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Русский язык» для четвертого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы Л. Я. Желтовской, Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной «Русский язык» (УМК «Планета Знаний»).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык 4 класс" УМК "Планета Знаний"»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 класс



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Рабочая программа курса «Русский язык» для четвертого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы Л. Я. Желтовской, Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной «Русский язык» (УМК «Планета Знаний»).



Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:

- у обучающегося будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

- обучающийся получит возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

-эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающийся научится на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.


Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Обучающийся научится:

различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.





2. Содержание учебного предмета, курса (170 часов)

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 ч)

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (30 ч)

Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем?зачем?при каких условиях?о чём?как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения) (20 ч)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное (6 ч).Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.).Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол (16 ч).Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание (3 ч).Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

— сжато (краткий пересказ);

— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.





















Учебно – тематический план


Количество часов в год -170ч

Количество часов в неделю - 5ч, (34 недели)


Наименование разделов и тем

Всего часов

I.ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО

28

Особенности устной речи.

3

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма.

8

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация.

17

II. АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

33

Выражаем мысли и чувства. Предложение.

2

Формы изменения и правописание глаголов.

11

Правописание безударных личных окончаний глагола.

24

III. РАЗВЕРТЫВАЕМ И РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ

21

Предложения с однородными членами.

9

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение).

8

IV.ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМА И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем)

60

Слово как часть речи.

3

Формы частей речи.

9

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи.

18

Безударные падежные окончания имен прилагательных.

15

Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного).

29

V. ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ

28

Язык мой — друг мой (итоговые уроки).

14

ИТОГО

170






Контроль знаний


Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный год

Формы контроля

Количество

Проверочная работа (тест)

2

0

0

0

2

Проверочный словарный диктант

0

0

0

1

1

Проверочный диктант

1

1

0

0

2

Свободный диктант

1

1

0

0

2

Предупредительный диктант

0

0

0

2

2

Контрольный диктант

1

0

2

1

4

Списывание

1

1

1

1

4

Изложение

0

1

1

1

3











Календарно – тематическое планирование по русскому языку

4 класс «Планета знаний»


п/п

Тема (количество часов)

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Реализация НРК

Формы текущего контроля

Корректировка

План

Факт

план

факт

  1. ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО (28ч.)

1-2

Особенности устной речи

(3ч.)

Вспоминаем качества русской речи.




2





Индивидуаль

ный и групповой опрос


3


Наблюдение над свойствами русского ударения


1




НРК

Индивидуаль

ный и групповой опрос


4

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

(8 ч)

Соблюдаем произносительные нормы и правила письма


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


5


О нормах произношения и правописания гласных в словах

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


6


Нормы произношения и пра­вописания согласных в словах

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


7


О нормах произношения и правописания согласных в словах.

1




НРК

Индивидуаль

ный и групповой опрос


8


Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твердый знак.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос. Карточки.


9


Нормы произношения и написания слов с удвоенными согласными.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


10


Входной диктант "В лесу"

1





Контрольная работа.


11


Анализ диктанта.

Обобщение по теме «Общаемся устно и письменно»

1





Письменный анализ работ.


12

В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация

(17ч.)


Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение


1




НРК

Индивидуаль

ный и групповой опрос


13-14


Средства пунктуации в письменной речи. Интонация.


2





Индивидуаль

ный и групповой опрос


15


Уточняем смысл высказывания



1




НРК

Деловая игра.


16


Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста.

1





Письменный опрос.


17


Средства пунктуации в письменной речи

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


18


Выделяем этикетные слова и фразы


1




НРК

Урок-игра.


19


Знаки препинания в конце предложения.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


20


Использование средств пунктуации

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


21


Обобщение по теме "В устной речи интонация, а в письменной пунктуация"

1




НРК

Самостоятельная работа


22


Письмо под диктовку

"Березовая роща"

1




НРК

Письменная работа


23


Анализ диктанта.

Закрепление по теме «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация»

1





Письменный коллективный анализ.


24


«Школа грамотея»

Орфограммы в приставках и в корне слова

1




НРК

Деловая игра


25


Орфограммы в приставках и в корне слова

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


26


Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений.


1





Самостоятельная работа


27


Творческая работа с текстом.

Сочинение-продолжение рассказа

1




НРК

Письменная творческая работа.


28


Мастерская слова. Составляем текст поздравления с днём рождения.


1





Творческая работа.


II. АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (33ч.)

29

Выражаем мысли и чувства. Предложение.

(2ч.)


Главные и второстепенные члены предложения


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


30


Части речи и члены предложения


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


31

Формы изменения и правописание глаголов.

(11ч.)

Формы глаголов и их работа в качестве сказуемого. Неопределенная форма глаголов

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


32


Формы времени глаголов.

Глаголы прошедшего времени.

1




НРК

Индивидуаль

ный и групповой опрос


33


Формы глаголов в настоящем

и в будущем времени.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


34


Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


35


Спряжение глаголов будущего времени.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


36


Контрольный диктант «Правописание личных окончаний глаголов».

1





Контрольный диктант.


37


Анализ диктанта.

Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов.

1





Письменный коллективный анализ.


38


Мягкий знак после шипящих в глаголах

Глаголы в повелительном наклонении.

1




НРК

Индивидуаль

ный и групповой опрос


39


Сопоставление правил написания глаголов и существительных с шипящими на конце.

1





Карточки


40


Контрольная работа «Спряжение глаголов».

1





Тесты


41


Анализ и коррекция ошибок.

1




НРК

Письменный коллективный анализ.


42

Правописание безударных личных окончаний глагола

(20ч.)

Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


43


Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


44


Гласные а(я)-у(ю) в безударных окончаниях глаголов множественного числа.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


45


Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


46


Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов.

1





Самостоятельная работа


47


Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в тексте.

1




НРК

Самостоятельная работа


48


Правописание безударных личных окончаний глагола.

Чередование ч/г/ж у глаголов.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


49


Проверочная работа

1





Тесты


50


Правописание безударных личных окончаний глаголов

Глаголы –исключения.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


51


Итоговый диктант за 1 четверть.

1





Контрольный диктант


52


Обобщение сведений о формах времени глаголов.


1





Самостоятельная работа


53


Выражение сказуемого разными формами времени глаголов.

1




НРК

Индивидуаль

ный и групповой опрос


54


Выражение сказуемого повелительными формами глаголов в побудительных предложениях.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


55


Контрольное списывание «Божья коровка».

1




НРК

Письменная контрольная работа


56


Работа над ошибками. Обобщение по теме «Формы изменения и правописание глаголов»

1





Письменный коллективный анализ. Карточки.


57


Обобщение сведений

о формах времени глаголов.

1





Тесты


58


Контрольный диктант «Правописание глаголов».

1





Контрольный диктант


59


Работа над ошибками.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1





Письменный коллективный анализ


60


Мастерская слова. Составление текста "На опушке леса"

1




НРК

Творческая работа


61


Мастерская слова. Рассказы о русской природе.

1




НРК

Творческая работа


III. РАЗВЕРТЫВАЕМ И РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ. (21ч.)

62


Второстепенные члены предложения.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


63


Падежные формы склоняемых частей речи.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


64


Падежи имен существительных, прилагательных.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


65


Склонение имен существительных, прилагательных, местоимений.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


66

Предложения с однородными членами (9ч.)

Однородные подлежащие

и сказуемые


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


67


Распространенные и

нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми.

1




НРК

Индивидуаль

ный и групповой опрос


68


Предложения с однородными членами, связанными союзами (а, но, да).

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


69


Однородные второстепенные члены предложения.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


70


Связь слов в предложении с однородными членами.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


71


Знаки препинания при однородных членах предложения.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


72


Правила пунктуации. Закрепление.

1





Карточки


73


Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения».

1





Контрольный диктант


74


Анализ диктанта и работа над ошибками. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения».

1




НРК

Письменный коллективный анализ. Тест.


75

Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение). (8ч.)

Сопоставление признаков

разных типов текста.


1




НРК

Деловая игра


76


Наблюдение над раскрытием темы, композицион­ным построением текста типа повествование.


1





Практическая работа


77-78


Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли»

2




НРК

Самостоятельная работа


79


Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения.

1





Письменная работа


80


Итоговый контрольный диктант за I полугодие.

1





Коллективный письменный анализ. Контрольный диктант


81


Работа над ошибками Мастерская слова. Изложение «Переправа».

1




НРК

Творческая работа.


82


Анализ и редактирование изложения. Обобщение знаний по теме «Развёртываем, распространяем мысли».

1





Коллективный анализ. Карточки.



IV. ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМА И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем). (60ч.)

83

Слово как часть речи. (3ч.)

Вспоминаем части речи.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


84


Связь слов в предложениях.

Употребление частей речи в разных формах.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


85


Роль частей речи в художественной речи.

Письмо и презентация творческих работ на зимние мотивы.

1




НРК

Творческая работа. Презентация.


86

Формы частей речи.(9ч.)

Изменение частей речи по числам.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


87


Изменение частей речи по родам. (Повторение)


1





Самостоятельная работа.


88


Изменение по числам личных местоимений.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


89


Спряжение и склонение.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


90


Спряжение глаголов.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


91


Склоняемые части речи.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


92


Проверочная работа. Решение орфографических задач.

1





Проверочная работа


93


Диктант «Правописание окончаний в разных формах частей речи».

1





Диктант


94


Анализ диктанта и работа над ошибками.

Склонение имён прилагательных

(с ударными окончаниями).

1




НРК

Письменный коллективный анализ. Карточки


95

Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. (18ч.)

Имена существительные 1, 2 и 3 склонений.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


96


Склонение имен существительных с мягкой и твердой основой.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


97


Правописание безударных гласных падежных окончаний склоняемых частей речи.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


98


Безударные падежные окончания имен существительных в ед.ч.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


99


1 и 2 склонение имен существительных.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


100


Падежные окончания имен существительных 3 склонения.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


101


Правописание безударных окончаний имен существительных в Д.п. и П.п.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


102


Выбор гласных Е-И в безударных окончаниях имён существительных.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


103


Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч. письмо под диктовку.

1





Объяснительный диктант


104


Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч.».

1





Проверочный диктант


105


Работа над ошибками. Безударные падежные окончания существительных во мн.ч.

1




НРК

Коллективный, письменный анализ. Карточки


106


Варианты окончаний существительных в винительном падеже.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


107-108


Варианты окончаний существительных в родительном падеже.

2





Индивидуаль

ный и групповой опрос


109


Окончания существительных дательного, творительного и предложного падежей.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


110


Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания имен существительных».

1





Контрольный диктант


111


Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

1





Тест


112


Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе».

1





Тест


113

Безударные падежные окончания имен прилагательных.(15ч.)


Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


114


Правописание ударных и безударных окончаний имен прилагательных.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


115


Проверка безударных окончаний.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


116


Безударные окончания прилагательных женского рода.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


117


Проверка безударных окончаний прилагательных с мягкой и твердой основой.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


118


Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


119


Закрепление написания падежных окончаний прилагательных и существительных.

1





Самостоятельная работа


120


Осложненное списывание (вариант-пересказ) текста с его предварительным анализом.

1




НРК

Творческая работа


121


Употребление и правописание падежных форм личных местоимений.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


122


Объяснительный диктант.

Закрепление написания падежных окончаний разных частей речи.

1





Объяснительный диктант


123


Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи. Обобщение.

1





Тест


124


Краткое изложение. Изложение «Первые шаги весны» (краткое).

1




НРК

Творческая работа


125


Анализ речевых и орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

1





Коллективный письменный анализ. Карточки.


126


Контрольный диктант по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи».

1





Контрольный диктант.


127


Анализ орфографических ошибок.

1





Коллективный письменный анализ. Карточки.


128

Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного). (15ч.)


Самостоятельные и служебные части речи. Имена числительные.

1




НРК

Деловая игра.


129-130


Полные и краткие имена прилагательные.

Морфологический разбор прилагательного. Причастие.

2





Индивидуаль

ный и групповой опрос


131


Морфологический разбор глагола. Наречия.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


132


Изменение и правописание частей речи. Деепричастие.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


133


Служебные части речи. Частицы.

Предлоги и приставки.

1





Самостоятельная работа


134


Служебные части речи.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


135


Обобщение по теме «Служебные части речи».

1





Тест


136


Контрольное списывание текста

с учебника.

1





Контрольное списывание.


137


Правописание слов разных частей речи.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


138


Правописание слов разных частей речи.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


139


Изложение под условным названием «Шаги весны».

1





Творческая работа


140


Анализ изложений и работа над ошибками. Сочинение «Подснежник».

1




НРК

Творческая работа


141


Анализ творческих работ.

1





Коллективный письменный анализ


142


Контрольный диктант «Части речи и их работа в предложении и тексте».

1





Контрольный диктант


V. ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ (28ч.)

143

(14ч.)

Язык и речь. Слово.

Слово в тексте. Монолог и диалог как формы речи.

1





Деловая игра.


144


Монолог и диалог как формы речи.

1





Деловая игра


145


Лексическое и грамматическое значение слова.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


146


Обобщение знаний о синтаксических средствах языка и их роли в речи.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


147


Орфограммы.

Способы проверки орфограмм в слове.

1





Индивидуальный опрос


148


Предупредительный диктант. (подготовка к контрольному диктанту.

1





Предупредительный диктант


149


Правописание слов

с проверяемыми

и непроверяемыми орфограммами-согласными.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


150


Предложение. Текст Синтаксический анализ предложений.


1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


151


Распространение мысли в предложении и тексте.

1





Индивидуаль

ный и групповой опрос


152


Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи. Связь частей речи в предложении и тексте.


1





Практическая работа


153


Разновидности текстов-повествований.

Составление текста инструкции, рецепта.

1





Коллективнаятворческая работа


154


Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению).


1




НРК

Творческая работа


155


История (рассказ)

о случившемся событии. Сочинение «Однажды…».


1





Творческая работа


156


Изложение текста-описания репродукции картины

А. Саврасова «Грачи прилетели».

1




НРК

Творческая работа


157

Язык мой — друг мой (итоговые уроки).

(14ч.)

О роли языка

в жизни человека.


1





Практическая работа


158-159


Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте».

2





Самостоятельная работа


160


Предупредительный или объяснительный диктант.

1





Предупредительный диктант


161


Диктант по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте».

1





Диктант


162


Работа над ошибками.

1





Коллективный анализ. Карточки


163


Повторение правил составления текста-письма.

1





Практическая работа


164


Итоговый контрольный диктант за II полугодие.

1





Контрольный диктант


165


Друзья мои — книги (составление отзыва

о прочитанной книге).


1




НРК

Творческая работа


166


Подготовка к проекту «Язык мой – друг мой».

1




НРК

Проект. Защита.


167


Проектная деятельность «Язык мой – друг мой».


1





Проект. Защита.


168


Обобщение по темам изученного курса.

1





Самостоятельная работа


169-170


Резервные уроки.

2





Индивидуаль

ный и групповой опрос





Ссылка ни литературу для использования на уроках русского языка при реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области:

  1. «В родном краю. Русский язык»: учебно-методическое пособие для учителя начального общего образования/ под ред. Н.Е.Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015.-60с.


  1. «В родном краю. Внеурочная деятельность»: учебно-методическое пособие для учителя начального общего образования / под ред. Н.Е.Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015.-56с.


  1. «В родном краю. Русский язык»: практикум для учащихся начального общего образования / А.Е.Котлярова, М.В.Стрекапова, Н.Е.Скрипова. – Челябинск: - ЧИППКРО, 2015.


  1. «Моя малая Родина». Атлас Челябинской области: 1-4 класс (с контурными картами); под ред. В.В.Латюшина. – Челябинск: «Край Ра», 2014. – 16с.


  1. «Моя малая Родина» : рабочая тетрадь 1,2,3,4. класс. Окружающий мир / Е.В.Гребнева, Е.Е.Бондарь, М.В. Панина. – Челябинск: «Край Ра», 2014. – (Моя малая Родина. Челябинская область).


  1. «Моя малая Родина» 2-4 класс+CD. НРК. Окружающий мир/ под ред.В.В.Латюшина. – Челябинск: «Край Ра», 2016. – 128с. –(Моя малая Родина. Челябинская область).


  1. «Моя малая Родина» Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс/ под ред. протоиерея Игоря Шестакова. Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.


  1. «История Урала в рассказах для детей /Т.Л.Корецкая. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-102с.


  1. «Природа Южного Урала» Учебник для 3-4 класса. / Е.В.Григорьева, А.З Трушникова. – Челябинск: АБРИС, 2015.


  1. «Интеллектуальный краеведческий марафон»: сборник заданий для младших школьников / Е.В.Григорьева, М.М.Бормотова, И.Г.Козлова, Н.В.Лукиных, И.Н.Титаренко. – Челябинск: АБРИС, 2014.-128с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!