РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 класс
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Рабочая программа курса «Русский язык» для четвертого класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы Л. Я. Желтовской, Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной «Русский язык» (УМК «Планета Знаний»).
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения курса «Русский язык»:
- у обучающегося будут сформированы:
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
- обучающийся получит возможность для формирования:
-эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающийся научится на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);
классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;
владеть общим способом проверки орфограмм в словах;
выделять существенную информацию из читаемых текстов;
строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
владеть диалоговой формой речи;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Обучающийся научится:
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;
применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.
2. Содержание учебного предмета, курса (170 часов)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (30 ч)
Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.
Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).
Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.
Виды речевой деятельности
(коммуникативно-речевые умения) (20 ч)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):
— слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
— читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
— выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;
— ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;
— понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;
— определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;
— анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;
— писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)
Круг сведений о языке
как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).
Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.
Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.
Лингвистика и разделы науки о языке.
Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.
Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа ш–м, к–х, л–я, н–ы, у–ц, и–ее, м–ле, щ–из, но–ю и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.
Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.
Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.
Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.
Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).
Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.
Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное (6 ч).Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.).Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол (16 ч).Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).
Словосочетание (3 ч).Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.
Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.
Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями
Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;
— в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):
— дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);
— близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);
— сжато (краткий пересказ);
— с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.
Составление текстов указанных выше жанров и тематики.
Учебно – тематический план
Количество часов в год -170ч
Количество часов в неделю - 5ч, (34 недели)
Наименование разделов и тем | Всего часов |
I.ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО | 28 |
Особенности устной речи. | 3 |
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма. | 8 |
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация. | 17 |
II. АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | 33 |
Выражаем мысли и чувства. Предложение. | 2 |
Формы изменения и правописание глаголов. | 11 |
Правописание безударных личных окончаний глагола. | 24 |
III. РАЗВЕРТЫВАЕМ И РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ | 21 |
Предложения с однородными членами. | 9 |
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение). | 8 |
IV.ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМА И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) | 60 |
Слово как часть речи. | 3 |
Формы частей речи. | 9 |
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. | 18 |
Безударные падежные окончания имен прилагательных. | 15 |
Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного). | 29 |
V. ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ | 28 |
Язык мой — друг мой (итоговые уроки). | 14 |
ИТОГО | 170 |
| |
Контроль знаний
Четверть | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Формы контроля | Количество |
Проверочная работа (тест) | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 |
Проверочный словарный диктант | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
Проверочный диктант | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Свободный диктант | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 |
Предупредительный диктант | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Контрольный диктант | 1 | 0 | 2 | 1 | 4 |
Списывание | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Изложение | 0 | 1 | 1 | 1 | 3 |
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
4 класс «Планета знаний»
№ п/п | Тема (количество часов) | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока | Реализация НРК | Формы текущего контроля | Корректировка |
План | Факт | план | факт |
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО (28ч.) |
1-2 | Особенности устной речи (3ч.) | Вспоминаем качества русской речи. | 2 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
3 | | Наблюдение над свойствами русского ударения | 1 | | | | НРК | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
4 | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (8 ч) | Соблюдаем произносительные нормы и правила письма | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
5 | | О нормах произношения и правописания гласных в словах | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
6 | | Нормы произношения и правописания согласных в словах | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
7 | | О нормах произношения и правописания согласных в словах. | 1 | | | | НРК | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
8 | | Упражнения в написании слов с разными типами орфограмм. Мягкий и твердый знак. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос. Карточки. | |
9 | | Нормы произношения и написания слов с удвоенными согласными. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
10 | | Входной диктант "В лесу" | 1 | | | | | Контрольная работа. | |
11 | | Анализ диктанта. Обобщение по теме «Общаемся устно и письменно» | 1 | | | | | Письменный анализ работ. | |
12 | В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (17ч.) | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение | 1 | | | | НРК | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
13-14 | | Средства пунктуации в письменной речи. Интонация. | 2 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
15 | | Уточняем смысл высказывания | 1 | | | | НРК | Деловая игра. | |
16 | | Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста. | 1 | | | | | Письменный опрос. | |
17 | | Средства пунктуации в письменной речи | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
18 | | Выделяем этикетные слова и фразы | 1 | | | | НРК | Урок-игра. | |
19 | | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
20 | | Использование средств пунктуации | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
21 | | Обобщение по теме "В устной речи интонация, а в письменной пунктуация" | 1 | | | | НРК | Самостоятельная работа | |
22 | | Письмо под диктовку "Березовая роща" | 1 | | | | НРК | Письменная работа | |
23 | | Анализ диктанта. Закрепление по теме «В устной речи интонация, а в письменной пунктуация» | 1 | | | | | Письменный коллективный анализ. | |
24 | | «Школа грамотея» Орфограммы в приставках и в корне слова | 1 | | | | НРК | Деловая игра | |
25 | | Орфограммы в приставках и в корне слова | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
26 | | Упражнения в лингвистических разборах слов, предложений. | 1 | | | | | Самостоятельная работа | |
27 | | Творческая работа с текстом. Сочинение-продолжение рассказа | 1 | | | | НРК | Письменная творческая работа. | |
28 | | Мастерская слова. Составляем текст поздравления с днём рождения. | 1 | | | | | Творческая работа. | |
II. АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (33ч.) |
29 | Выражаем мысли и чувства. Предложение. (2ч.) | Главные и второстепенные члены предложения | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
30 | | Части речи и члены предложения | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
31 | Формы изменения и правописание глаголов. (11ч.) | Формы глаголов и их работа в качестве сказуемого. Неопределенная форма глаголов | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
32 | | Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. | 1 | | | | НРК | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
33 | | Формы глаголов в настоящем и в будущем времени. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
34 | | Спряжение глаголов. Глаголы 1 и 2 спряжения. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
35 | | Спряжение глаголов будущего времени. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
36 | | Контрольный диктант «Правописание личных окончаний глаголов». | 1 | | | | | Контрольный диктант. | |
37 | | Анализ диктанта. Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов. | 1 | | | | | Письменный коллективный анализ. | |
38 | | Мягкий знак после шипящих в глаголах Глаголы в повелительном наклонении. | 1 | | | | НРК | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
39 | | Сопоставление правил написания глаголов и существительных с шипящими на конце. | 1 | | | | | Карточки | |
40 | | Контрольная работа «Спряжение глаголов». | 1 | | | | | Тесты | |
41 | | Анализ и коррекция ошибок. | 1 | | | | НРК | Письменный коллективный анализ. | |
42 | Правописание безударных личных окончаний глагола (20ч.) | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
43 | | Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
44 | | Гласные а(я)-у(ю) в безударных окончаниях глаголов множественного числа. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
45 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
46 | | Упражнение в написании безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | | | | Самостоятельная работа | |
47 | | Упражнения в написании личных окончаний глаголов, употребленных в тексте. | 1 | | | | НРК | Самостоятельная работа | |
48 | | Правописание безударных личных окончаний глагола. Чередование ч/г/ж у глаголов. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
49 | | Проверочная работа | 1 | | | | | Тесты | |
50 | | Правописание безударных личных окончаний глаголов Глаголы –исключения. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
51 | | Итоговый диктант за 1 четверть. | 1 | | | | | Контрольный диктант | |
52 | | Обобщение сведений о формах времени глаголов. | 1 | | | | | Самостоятельная работа | |
53 | | Выражение сказуемого разными формами времени глаголов. | 1 | | | | НРК | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
54 | | Выражение сказуемого повелительными формами глаголов в побудительных предложениях. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
55 | | Контрольное списывание «Божья коровка». | 1 | | | | НРК | Письменная контрольная работа | |
56 | | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Формы изменения и правописание глаголов» | 1 | | | | | Письменный коллективный анализ. Карточки. | |
57 | | Обобщение сведений о формах времени глаголов. | 1 | | | | | Тесты | |
58 | | Контрольный диктант «Правописание глаголов». | 1 | | | | | Контрольный диктант | |
59 | | Работа над ошибками. Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | | | | Письменный коллективный анализ | |
60 | | Мастерская слова. Составление текста "На опушке леса" | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
61 | | Мастерская слова. Рассказы о русской природе. | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
III. РАЗВЕРТЫВАЕМ И РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ. (21ч.) |
62 | | Второстепенные члены предложения. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
63 | | Падежные формы склоняемых частей речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
64 | | Падежи имен существительных, прилагательных. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
65 | | Склонение имен существительных, прилагательных, местоимений. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
66 | Предложения с однородными членами (9ч.) | Однородные подлежащие и сказуемые | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
67 | | Распространенные и нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. | 1 | | | | НРК | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
68 | | Предложения с однородными членами, связанными союзами (а, но, да). | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
69 | | Однородные второстепенные члены предложения. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
70 | | Связь слов в предложении с однородными членами. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
71 | | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
72 | | Правила пунктуации. Закрепление. | 1 | | | | | Карточки | |
73 | | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | | | | | Контрольный диктант | |
74 | | Анализ диктанта и работа над ошибками. Закрепление по теме: «Однородные члены предложения». | 1 | | | | НРК | Письменный коллективный анализ. Тест. | |
75 | Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение). (8ч.) | Сопоставление признаков разных типов текста. | 1 | | | | НРК | Деловая игра | |
76 | | Наблюдение над раскрытием темы, композиционным построением текста типа повествование. | 1 | | | | | Практическая работа | |
77-78 | | Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли» | 2 | | | | НРК | Самостоятельная работа | |
79 | | Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения. | 1 | | | | | Письменная работа | |
80 | | Итоговый контрольный диктант за I полугодие. | 1 | | | | | Коллективный письменный анализ. Контрольный диктант | |
81 | | Работа над ошибками Мастерская слова. Изложение «Переправа». | 1 | | | | НРК | Творческая работа. | |
82 | | Анализ и редактирование изложения. Обобщение знаний по теме «Развёртываем, распространяем мысли». | 1 | | | | | Коллективный анализ. Карточки. | |
IV. ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМА И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем). (60ч.) |
83 | Слово как часть речи. (3ч.) | Вспоминаем части речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
84 | | Связь слов в предложениях. Употребление частей речи в разных формах. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
85 | | Роль частей речи в художественной речи. Письмо и презентация творческих работ на зимние мотивы. | 1 | | | | НРК | Творческая работа. Презентация. | |
86 | Формы частей речи.(9ч.) | Изменение частей речи по числам. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
87 | | Изменение частей речи по родам. (Повторение) | 1 | | | | | Самостоятельная работа. | |
88 | | Изменение по числам личных местоимений. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
89 | | Спряжение и склонение. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
90 | | Спряжение глаголов. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
91 | | Склоняемые части речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
92 | | Проверочная работа. Решение орфографических задач. | 1 | | | | | Проверочная работа | |
93 | | Диктант «Правописание окончаний в разных формах частей речи». | 1 | | | | | Диктант | |
94 | | Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями). | 1 | | | | НРК | Письменный коллективный анализ. Карточки | |
95 | Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. (18ч.) | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
96 | | Склонение имен существительных с мягкой и твердой основой. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
97 | | Правописание безударных гласных падежных окончаний склоняемых частей речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
98 | | Безударные падежные окончания имен существительных в ед.ч. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
99 | | 1 и 2 склонение имен существительных. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
100 | | Падежные окончания имен существительных 3 склонения. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
101 | | Правописание безударных окончаний имен существительных в Д.п. и П.п. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
102 | | Выбор гласных Е-И в безударных окончаниях имён существительных. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
103 | | Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч. письмо под диктовку. | 1 | | | | | Объяснительный диктант | |
104 | | Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний в ед.ч.». | 1 | | | | | Проверочный диктант | |
105 | | Работа над ошибками. Безударные падежные окончания существительных во мн.ч. | 1 | | | | НРК | Коллективный, письменный анализ. Карточки | |
106 | | Варианты окончаний существительных в винительном падеже. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
107-108 | | Варианты окончаний существительных в родительном падеже. | 2 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
109 | | Окончания существительных дательного, творительного и предложного падежей. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
110 | | Контрольный диктант по теме «Безударные падежные окончания имен существительных». | 1 | | | | | Контрольный диктант | |
111 | | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. | 1 | | | | | Тест | |
112 | | Закрепление по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». | 1 | | | | | Тест | |
113 | Безударные падежные окончания имен прилагательных.(15ч.) | Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
114 | | Правописание ударных и безударных окончаний имен прилагательных. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
115 | | Проверка безударных окончаний. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
116 | | Безударные окончания прилагательных женского рода. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
117 | | Проверка безударных окончаний прилагательных с мягкой и твердой основой. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
118 | | Безударные окончания прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
119 | | Закрепление написания падежных окончаний прилагательных и существительных. | 1 | | | | | Самостоятельная работа | |
120 | | Осложненное списывание (вариант-пересказ) текста с его предварительным анализом. | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
121 | | Употребление и правописание падежных форм личных местоимений. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
122 | | Объяснительный диктант. Закрепление написания падежных окончаний разных частей речи. | 1 | | | | | Объяснительный диктант | |
123 | | Правописание безударных окончаний склоняемых частей речи. Обобщение. | 1 | | | | | Тест | |
124 | | Краткое изложение. Изложение «Первые шаги весны» (краткое). | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
125 | | Анализ речевых и орфографических ошибок. Закрепление по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». | 1 | | | | | Коллективный письменный анализ. Карточки. | |
126 | | Контрольный диктант по теме «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». | 1 | | | | | Контрольный диктант. | |
127 | | Анализ орфографических ошибок. | 1 | | | | | Коллективный письменный анализ. Карточки. | |
128 | Части речи и их работа в предложении и тексте (систематизация изученного). (15ч.) | Самостоятельные и служебные части речи. Имена числительные. | 1 | | | | НРК | Деловая игра. | |
129-130 | | Полные и краткие имена прилагательные. Морфологический разбор прилагательного. Причастие. | 2 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
131 | | Морфологический разбор глагола. Наречия. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
132 | | Изменение и правописание частей речи. Деепричастие. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
133 | | Служебные части речи. Частицы. Предлоги и приставки. | 1 | | | | | Самостоятельная работа | |
134 | | Служебные части речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
135 | | Обобщение по теме «Служебные части речи». | 1 | | | | | Тест | |
136 | | Контрольное списывание текста с учебника. | 1 | | | | | Контрольное списывание. | |
137 | | Правописание слов разных частей речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
138 | | Правописание слов разных частей речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
139 | | Изложение под условным названием «Шаги весны». | 1 | | | | | Творческая работа | |
140 | | Анализ изложений и работа над ошибками. Сочинение «Подснежник». | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
141 | | Анализ творческих работ. | 1 | | | | | Коллективный письменный анализ | |
142 | | Контрольный диктант «Части речи и их работа в предложении и тексте». | 1 | | | | | Контрольный диктант | |
V. ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ (28ч.) |
143 | (14ч.) | Язык и речь. Слово. Слово в тексте. Монолог и диалог как формы речи. | 1 | | | | | Деловая игра. | |
144 | | Монолог и диалог как формы речи. | 1 | | | | | Деловая игра | |
145 | | Лексическое и грамматическое значение слова. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
146 | | Обобщение знаний о синтаксических средствах языка и их роли в речи. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
147 | | Орфограммы. Способы проверки орфограмм в слове. | 1 | | | | | Индивидуальный опрос | |
148 | | Предупредительный диктант. (подготовка к контрольному диктанту. | 1 | | | | | Предупредительный диктант | |
149 | | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
150 | | Предложение. Текст Синтаксический анализ предложений. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
151 | | Распространение мысли в предложении и тексте. | 1 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
152 | | Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи. Связь частей речи в предложении и тексте. | 1 | | | | | Практическая работа | |
153 | | Разновидности текстов-повествований. Составление текста инструкции, рецепта. | 1 | | | | | Коллективнаятворческая работа | |
154 | | Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению). | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
155 | | История (рассказ) о случившемся событии. Сочинение «Однажды…». | 1 | | | | | Творческая работа | |
156 | | Изложение текста-описания репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
157 | Язык мой — друг мой (итоговые уроки). (14ч.) | О роли языка в жизни человека. | 1 | | | | | Практическая работа | |
158-159 | | Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте». | 2 | | | | | Самостоятельная работа | |
160 | | Предупредительный или объяснительный диктант. | 1 | | | | | Предупредительный диктант | |
161 | | Диктант по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте». | 1 | | | | | Диктант | |
162 | | Работа над ошибками. | 1 | | | | | Коллективный анализ. Карточки | |
163 | | Повторение правил составления текста-письма. | 1 | | | | | Практическая работа | |
164 | | Итоговый контрольный диктант за II полугодие. | 1 | | | | | Контрольный диктант | |
165 | | Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге). | 1 | | | | НРК | Творческая работа | |
166 | | Подготовка к проекту «Язык мой – друг мой». | 1 | | | | НРК | Проект. Защита. | |
167 | | Проектная деятельность «Язык мой – друг мой». | 1 | | | | | Проект. Защита. | |
168 | | Обобщение по темам изученного курса. | 1 | | | | | Самостоятельная работа | |
169-170 | | Резервные уроки. | 2 | | | | | Индивидуаль ный и групповой опрос | |
Ссылка ни литературу для использования на уроках русского языка при реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей Челябинской области:
«В родном краю. Русский язык»: учебно-методическое пособие для учителя начального общего образования/ под ред. Н.Е.Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015.-60с.
«В родном краю. Внеурочная деятельность»: учебно-методическое пособие для учителя начального общего образования / под ред. Н.Е.Скриповой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015.-56с.
«В родном краю. Русский язык»: практикум для учащихся начального общего образования / А.Е.Котлярова, М.В.Стрекапова, Н.Е.Скрипова. – Челябинск: - ЧИППКРО, 2015.
«Моя малая Родина». Атлас Челябинской области: 1-4 класс (с контурными картами); под ред. В.В.Латюшина. – Челябинск: «Край Ра», 2014. – 16с.
«Моя малая Родина» : рабочая тетрадь 1,2,3,4. класс. Окружающий мир / Е.В.Гребнева, Е.Е.Бондарь, М.В. Панина. – Челябинск: «Край Ра», 2014. – (Моя малая Родина. Челябинская область).
«Моя малая Родина» 2-4 класс+CD. НРК. Окружающий мир/ под ред.В.В.Латюшина. – Челябинск: «Край Ра», 2016. – 128с. –(Моя малая Родина. Челябинская область).
«Моя малая Родина» Основы православной культуры Южного Урала. 4 класс/ под ред. протоиерея Игоря Шестакова. Челябинск: «Край Ра», 2013.-56с.
«История Урала в рассказах для детей /Т.Л.Корецкая. – Челябинск: «Край Ра», 2013.-102с.
«Природа Южного Урала» Учебник для 3-4 класса. / Е.В.Григорьева, А.З Трушникова. – Челябинск: АБРИС, 2015.
«Интеллектуальный краеведческий марафон»: сборник заданий для младших школьников / Е.В.Григорьева, М.М.Бормотова, И.Г.Козлова, Н.В.Лукиных, И.Н.Титаренко. – Челябинск: АБРИС, 2014.-128с.