12
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Нестеровская средняя общеобразовательная школа» с учетом примерной программы начального общего образования, авторской программы Канакиной В.П., Горецкого В.Г., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2011).УМК «Школа России».Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч., 2013
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится
- в 3 классе 142 часа, из них 11 контрольные работы, внутрипредметный модуль «Умка» -25 часов
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Язык и речь (2 часа)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь — отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Тема 2. Текст, предложение, словосочетание (12 часов)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)
Знаки препинания в конце предложений.
Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Второстепенные члены. Связь слов в предложении. Распространенные и нераспространенные предложения. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Главное и зависимое слово в словосочетании.
Тема 3.Слово в языке и речи (12 часов + 6 часов внутрипредметный модуль «Умка»)
Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Омонимы (общее представление). Словосочетание как сложное название предмета. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) (общее представление). Упражнение в распознавании изученных лексических групп слов в речи, выборе наиболее точного слова для выражения мысли. Работа со словарями учебника.
Имя существительное, местоимение, имя прилагательное, глагол. Имя числительное как часть речи (общее представление).
Слово и слог. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Правописание слов с безударными гласными в корне слова и ударными гласными после шипящих. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне слова. Мягкий знак (Ь) как показатель мягкости согласного звука. Разделительный (Ь) мягкий знак. Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Перенос слов.
Тема 4. Состав слова (12 часов + 3 часа внутрипредметный модуль «Умка»).
Основа и окончание слова. Общее понятие о значимых частях слова — корне, приставке, суффиксе, окончании. Наблюдения над изменением формы слова с помощью окончаний и образованием слов с помощью приставок и суффиксов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова (сопоставление).
Тема 5. Правописание частей слова(20 часов + 4 часа внутрипредметный модуль «Умка»)
Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание парных звонких и глухих согласных. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова: пеку— печь, лицо — личный, бег — бежать, верх — вершина, вязать — вяжет и др. Распознавание орфограмм в разных частях слова и особенности проверки их написания. Способы проверки орфограмм в корне слова (сопоставление). Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Приставка как значимая часть слова. Правописание гласных и согласных в приставках о-, об-(обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-), вы-, пере-. Разделительный Ъ.
Тема 6. Части речи (52 часа + 11 часов внутрипредметный модуль «Умка» ).
Общее знакомство с частями речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлоги). Имя существительное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные. Заглавная буква в собственных именах существительных. Род имен существительных. Правописание безударных гласных в родовых окончаниях Склонение имен существительных с ударными окончаниями в единственном числе. Распознавание падежей. Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода (речь, вещь, рожь, мышь) и его отсутствие на конце имен существительных мужского рода (товарищ, мяч). Имена существительные, которые употребляются только в единственном числе (молоко, молодёжь) или только во множественном числе (очки, ножницы). Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Имена прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Употребление в речи прилагательных-антонимов. Изменение имен прилагательных по родам и числам при сочетании с именами существительными. Правописание окончаний -ий, -ый, -ая, -яя, -ое, -ее, -ие, -ые. Глагол как часть речи: общее значение, вопросы, роль в предложении. Начальная форма. Глаголы совершенного и несовершенного вида (ознакомление без термина). Изменение глаголов по числам и временам. Настоящее, прошедшее, будущее время. Окончания глаголов в прошедшем времени. Правописание не с глаголами. Глаголы, близкие и противоположные по смыслу (антонимы и синонимы). Выбор наиболее точного глагола для выражения мысли. Многозначность глаголов. Употребление глаголов в прямом и переносном значении.
Тема 7.Повторение изученного за год (8 часов).
Текст и предложение.Обобщение изученного о словах, предложениях.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание безударных гласных
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Количество часов |
Язык и речь(2 часа) |
1-2 | | Язык и речь, их значение в жизни людей. | 2 |
Текст. Предложение. Словосочетание. (12 часов) |
3 | | Текст. Типы текстов. | 1 |
4 | | Входная административная контрольная работа. | 1 |
5 | | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. | 1 |
6 | | Виды предложений по интонации. | 1 |
7 | | Предложения с обращением. | 1 |
8 | | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
9 | | Главные и второстепенные члены предложения | 1 |
10 | | Простое и сложное предложения | 1 |
11 | | Простое и сложное предложения | 1 |
12 | | Словосочетание | 1 |
13 | | Словосочетание | 1 |
14 | | Контрольное списывание по теме « Предложение» | 1 |
Слово в языке и речи(18часов) |
15 | | Анализ результатов контрольного списывания. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 |
16 | | Внутри предметный модуль «Умка» Синонимы и антонимы. | 1 |
17 | | Внутри предметный модуль «Умка» Омонимы. | 1 |
18 | | Слово и словосочетание. | 1 |
19 | | Внутри предметный модуль «Умка» Фразеологизмы. | 1 |
20 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | 1 |
21 | | Части речи(повторение) | 1 |
22 | | Имя существительное. | 1 |
23 | | Имя прилагательное. | 1 |
24 | | Глагол. | 1 |
25 | | Что такое имя числительное. | 1 |
26 | | Однокоренные слова Словарный диктант. | 1 |
27 | | Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 |
28 | | Звуки и буквы. Согласные звуки. | 1 |
29 | | Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. | 1 |
30 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | 1 |
31 | | Внутри предметный модуль «Умка» Проект «Рассказ о слове» | 1 |
32 | | Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи». | 1 |
Состав слова(15 часов) |
33 | | Работа над ошибками.Корень слова. | 1 |
34 | | Сложные слова.Словарный диктант. | |
35 | | Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | |
36 | | Окончание слова. | |
37 | | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | |
38 | | Значения приставок. | |
39 | | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | |
40 | | Значения суффиксов.Словарный диктант. | |
41 | | Внутри предметный модуль «Умка» Сочинение по картине А.А.Рылова. | |
42 | | Что такое основа слова? | |
43 | | Значение основы слова. | |
44 | | Обобщение знаний о составе слова. | |
45 | | Контрольный диктант по теме «Состав слова». | |
46 | | Анализ контрольного диктанта. Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | |
47 | | Внутри предметный модуль «Умка». Проект «Семья слов» | |
Правописание частей слов (24 часа) |
48 | | В каких значимых частях слова есть орфограммы? Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
49 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
50 | | Правописание слов с безударными гласными в корне. | |
51 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
52 | | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | |
53 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | |
54 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
55 | | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | |
56 | | Правописание слов с удвоенными согласными | |
57 | | Правописание слов с удвоенными согласными | |
58 | | Административная контрольная работа за полугодие | |
59 | | Внутри предметный модуль «Умка»Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | |
60 | | Работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | |
61 | | Правописание суффиксов и приставок. | |
62 | | Правописание суффиксов и приставок. | |
63 | | Правописание приставок и предлогов. | |
64 | | Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант. | |
65 | | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | |
66 | | Разделительные твёрдые и мягкие знаки. | |
67 | | Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаками. | |
68 | | Контрольный диктант по теме «Правописание частей слов» | |
69 | | Работа над ошибками. Разделительные твёрдые и мягкие знаки.Обобщение и систематизация знаний. | |
70 | | Внутри предметный модуль «Умка»Обучающее изложение. | |
71 | | Внутри предметный модуль «Умка» Проект «Составляем орфографический словарь» | |
Части речи(63 часа) |
72 | | Части речи. | |
| | Имя существительное (27 часов) | |
73 | | Имя существительное и его роль в речи. | |
74 | | Имя существительное и его роль в речи. | |
75 | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | |
76 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | |
77 | | Собственные и нарицательные имена существительные. | |
78 | | Внутри предметный модуль «Умка» Проект «Тайна имени» | |
79 | | Число имён существительных. | |
80 | | Число имён существительных. | |
81 | | Род имён существительных. | |
82 | | Род имён существительных. Словарный диктант. | |
83 | | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. | |
84 | | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Проверочная работа. Тест. | |
85 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | |
86 | | Склонение имен существительных. | |
87 | | Склонение имен существительных | |
88 | | Падеж имен существительных. | |
89 | | Внутри предметный модуль «Умка» Сочинение по картине И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | |
90 | | Именительный падеж. | |
91 | | Родительный падеж. | |
92 | | Дательный падеж. | |
93 | | Винительный падеж. | |
94 | | Творительный падеж. | |
95 | | Предложный падеж. | |
96 | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | |
97 | | Работа над ошибками. Обобщение знаний. | |
98 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | |
99 | | Внутри предметный модуль «Умка» Проект «Зимняя страничка» | |
| | Имя прилагательное (15 часов) | |
100 | | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | |
101 | | Значение и употребление имён прилагательных в речи. | |
102 | | Роль прилагательных в тексте. | |
103 | | Внутри предметный модуль «Умка» Текст-описание. Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» | |
104 | | Род имён прилагательных. | |
105 | | Изменение имён прилагательных по родам. | |
106 | | Изменение имён прилагательных по родам. | |
107 | | Число имён прилагательных | |
108 | | Число имён прилагательных | |
109 | | Изменение имён прилагательных по падежам | |
110 | | Изменение имён прилагательных по падежам | |
111 | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | |
112 | | Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени прилагательном | |
113 | | Внутри предметный модуль «Умка» Отзыв по картине А.А.Серова «Девочка с персиками» | |
114 | | Внутри предметный модуль «Умка» Проект «Имена прилагательные в загадках». | |
| | Местоимение (5 часов) | |
115 | | Личные местоимения. | |
116 | | Изменение местоимений по родам. | |
117 | | Изменение местоимений по родам. | |
118 | | Местоимение. Словарный диктант. | |
119 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | |
| | Глагол (15 часов) | |
120 | | Значение и употребление глаголов в речи. | |
121 | | Значение и употребление глаголов в речи. | |
122 | | Неопределённая форма глаголов. | |
123 | | Неопределённая форма глаголов. | |
124 | | Число глаголов. | |
125 | | Времена глаголов. | |
126 | | Времена глаголов. Второе лицо. | |
127 | | Комплексная контрольная работа. | |
128 | | Изменение глаголов по временам. | |
129 | | Внутри предметный модуль «Умка» Обучающее изложение. | |
130 | | Род глаголов в прошедшем времени | |
131 | | Правописание частицы не с глаголами. | |
132 | | Обобщение знаний о глаголе. | |
133 | | Контрольный диктант по теме «Глагол» | |
134 | | Работа над ошибками. Повторение изученного материала | |
Повторение (8 часов) |
135 | | Части речи | |
136 | | Обобщение изученного о слове, предложении. | |
137 | | Правописание окончаний имен прилагательных. | |
138 | | Мониторинг. | |
139 | | Правописание предлогов и приставок. | |
140 | | Правописание безударных гласных. | |
141 | | Правописание безударных гласных | |
142 | | Внутри предметный модуль «Умка» Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул?» | |
Итого часов | 142 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Дата проведения по факту |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |