СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК " Школа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК " Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку. 3 класс. УМК " Школа России"»

Казенное образовательное учреждение

Воронежской области

«Центр лечебной педагогики и дифферинцированного обучения»



«Рассмотрено» « Согласовано» «Утверждаю»

На заседании ШМО учителей_начальных классов На заседании КМС Директор КОУ ВО «ЦЛПДО»

Протокол № ___ от «____»____________201__ г от «____»____________201__ г. _______________ Л.В Аверченко

Руководитель ШМО______________ О.Н.Казьмина Председатель _______________Л.В. Шуваева Приказ № ___от «_______» 20____ г.


Рабочая программа


По предмету Русский язык

Класс _____3___

Учитель начальных классов _Казьмина О.Н.____________



Срок реализации программы 2017 -2018 учебный год


Пояснительная записка.


Нормативно – правовая база.


Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:


  • Федеральным законом от 29.12.12 №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • -Порядком организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015;

  • -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденного приказом МинобрнаукиРоссии от 06.10 2009 №373;

  • -Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12. 2010 № 1897;

  • -Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05. 2012 №413;

  • -Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования,утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897» от 31.12. 2015г. № 1577

  • авторской программы «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой, Н.А. Стефаненко, М.В. Бойкиной - М.: «Просвещение», 2012.

  • учебного плана КОУ ВО «ЦЛПДО» на 2017-2018 учебный год.


Цели  и  задачи  изучения  учебного  предмета.


Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.


Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:


• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:


1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи.

3. Развитие коммуникативных умений.

4. Развитие нравственных и эстетических чувств.

5. Развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

• пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Логика изложения, содержание обучения, перечень практических работ рабочей программы в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету, поэтому в программу не внесено изменений.

Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»


для 3 класса:


1.Учебник : «Русский язык»3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2014 г. 1 часть

2.Учебник : «Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий Москва,                          

         «Просвещение», 2014 г. 2 часть.

3. 2. В.П.Канакина. «Русский язык.». Рабочая тетрадь в 2-х частях. 3 класс. ФГОС Просвещение, 2014 год

                       

Для учителя :

1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,    

         «Просвещение», 2008г.

2.Е.А. Виноградова, В.А. Васина, В.Н. Максимочкина. «Технологические карты уроков для 3 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.-Волгоград:Учитель,2015 г.



Общая характеристика учебного предмета.


После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:

• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация;

• развитие речи.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).

Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования обще-учебных, логических и познавательных универсальных действий.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.


Основными формами организации образовательного процесса по русскому языку являются:

  • традиционный урок;

  • урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок театрализации, урок-проект, урок-практика, урок-конференция, урок-викторина и др.)


  • В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

  • технология формирования учебной самооценки;

  • технология продуктивного чтения;

  • технология формирования критического мышления;

  • технология проблемного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • проектная технология;

  • технологии личностно-ориентированного обучения и др.


Виды и формы контроля

- текущий контроль (устный опрос, письменная самостоятельная работа, диктанты, контрольное списывание, тестовые задания, графическая работа, изложение, проект, сочинение, словарный диктант);

- промежуточная аттестация (контрольная работа)

Описание места учебного предмета в учебном плане.

На изучение русского языка в 3 классе отводится 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 уч. недели).


В связи со спецификой работы КОУ ВО «ЦЛПДО» в структурных подразделениях по обучению детей , нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях и по обучению детей инвалидов, находящихся на надомном обучении с применением ДОТ, в КТП могут быть внесены изменения по количеству часов.

Результаты изучения курса.

Личностные результаты.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты.

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

· овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

· планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

· учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);

· выполнять учебные действия в материализованной, громко -речевой и умственной форме;

· контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

· оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД :

· осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

· самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

· понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

· использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

· воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

· анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

· осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

· использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

· анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

· осуществлять синтез как составление целого из их частей;

· овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;

· ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

· осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

· осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

· составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

· строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД :

· выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

· участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;

· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

· контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

· учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

· оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

· применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты.

Общие предметные результаты освоения программы

· осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;

· представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

· формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;

· понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;

· приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

· овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

· овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

· овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.

Предметные результаты освоения

основных содержательных линий программы.

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

· участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

· осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

· применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

· анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;

· строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;

· понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;

· понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;

· восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;

· распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;

· замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;

· знакомство с жанрами объявления, письма;

· строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Обучающийся получит возможность научиться:

· определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;

· пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

· письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

· составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;

· использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;

· пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;

· находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;

· проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

· характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);

· определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

· осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;

· произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);

· использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;

· применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;

· пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.

Обучающийся получит возможность научиться:

· осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;

· оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;

· соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

· пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

· находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;

· наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;

· иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;

· иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;

· наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;

· распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

· иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;

· пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

· осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

· замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);

· оценивать уместность использования слов в тексте;

· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

· размышлять над этимологией некоторых слов-названий;

· приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

· владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

· различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

· различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

· находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

· выделять нулевое окончание;

· подбирать слова с заданной морфемой;

· образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

Обучающийся получит возможность научиться:

· находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

· различать изменяемые и неизменяемые слова;

· узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

· сравнивать, классифицировать слова по их составу;

· соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

· осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

· наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

· разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

· подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

Морфология

Обучающийся научится:

· распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

· распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;

· распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);

· распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);

· распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

· узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;

· устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.

· узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;

· подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.

Обучающийся получит возможность научиться:

· производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;

· наблюдать над словообразованием частей речи;

· замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

· различать предложение, словосочетание и слово;

· выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

· определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;

· различать понятия «члены предложения» и «части речи»;

· находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

· устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

· соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

· различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;

· отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;

· разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.

Обучающийся получит возможность научиться:

· устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

· выделять в предложении основу и словосочетания;

· находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);

· опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;

· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

— применять ранее изученные правила правописания, а также:

· непроизносимые согласные;

· разделительный твёрдый знак (ъ);

· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

· безударные родовые окончания имён прилагательных;

· раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

· раздельное написание частицы не с глаголами;

— подбирать примеры с определённой орфограммой;

— обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

— определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

— применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);

— писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

— проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

— применять правила правописания:

· соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);

· е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

· запятая при обращении;

· запятая между частями в сложном предложении;

· безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;

— при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).

Содержание учебного предмета, курса

3 класс (170 ч)

Язык и речь ( 2ч)

Виды речи. Речь, ее назначение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заклю-чение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Диалог. Предложение. Виды предложений по цели высказывания: вопросительные, побу-дительные, повествовательные. Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные. Общее представление об обращении. Выде-ление обращения в письменной речи. Главные и второстепенные члены предложения Распространенные и нераспространенные предложения. Про-стое и сложное предложения. Запятая внутри сложного предложения. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимо-го слов при помощи вопроса.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Номинативная функция слова, понимание слова, как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении, синонимы, антонимы. Работа с толковым словарем, словарями синонимов и антонимов. Использование омони-мов в речи. Работа со словарем омонимов. Слово и словосочетание. Значение фразеологизмов и их использование в речи. Обобщение и углубление представление об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Общее представление об имени числительном. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, корне слова. Обобщение и углубление пред-ставлений о звуках и буквах. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с мягким разделительным знаком.

Состав слова ( 16 ч)

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарем однокоренных слов. Правописание сложных слов. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Значение значимых частей в слове.

Правописание частей слова ( 29 ч)

Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед соглас-ным в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком.

Части речи ( 76 ч)

Имя существительное.(31 ч)

Значение и употребление имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Представ-ление об устаревших словах в русском языке. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен существительных. Число имен существительных. Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. Падеж имен суще-ствительных. Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. ( 18 ч)

Лексическое значение имен прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте. Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. Фор-мы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прила-гательного от формы рода имени существительного. Родовые окончания имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагатель-ных.

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.( 5 ч)

Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений.



Глагол (22 ч)

Значение и употребление в речи. Число. Изменение глаголов по числам. Начальная (неопределенная) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? И что сделать? Изменение глаголов по числам. Изменение глаголов по временам. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаго-лами. Морфологический разбор глагола.

Повторение.( 14 ч)

Календарно – тематический план


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Язык и речь

2

2

Текст. Предложение. Словосочетание

14

3

Слово в языке и речи

19

4

Состав слова

16

5

Правописание частей слова

29

6

Части речи

76

7

Повторение

14


итого:

170 часов