№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности | Дата (по плану) | Дата (по факту) |
I. Язык и речь. 2 ч. | |
1 | Наша речь и наш язык. Виды речи. | знакомство с учебником; определение темы и главной мысли текста; работа над многозначностью слова «язык»; составление текста по иллюстрации в учебнике; работа над смыслом пословиц; соотнесение смысла высказываний и поэтических строк разных авторов; работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; | | |
2 | Для чего нужен язык. | | |
II. Текст. Предложение. Словосочетание. 15 ч. | |
3 | Текст как единица языка и речи. | правильно употреблять предложения в тексте; повторить известные виды текстов, выявить их основные признаки; распознавать виды текста; обсуждать смысловую нагрузку предложений и их отличие в зависимости от цели высказывания; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.); наблюдать над употреблением в речи обращений, обособление их запятыми; работать с фрагментами сказок (установление авторства, названий); определять основу предложения; распространять и конструировать предложения; работать с таблицей; систематизировать знания в ходе работы над таблицей; расставлять знаки препинания в зависимости от цели предложения; определять границы предложений; различать слова, словосочетания и предложения; различать предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. употреблять большую букву в начале предложения и знаки препинания в конце предложения; характеризовать предложения; составлять схемы предложения; подбирать предложения к заданным схемам; работать с памяткой; | | |
4 | Типы текстов. | | |
5 | Предложение, его назначение и признаки. | | |
6 | Виды предложений по цели высказывания. | | |
7 | Виды предложений по интонации. | | |
8 | Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. | | |
9 | Административная контрольная работа | | |
10 | Р.р. Изложение на основе зрительного восприятия по коллективно-составленному плану. | | |
11 | Разбор предложений по членам предложения. | | |
12 | Простое и сложное предложения. | | |
13 | Союзы в сложном предложении | | |
14 | Составление сложных предложений из двух простых. | | |
15 | Словосочетание. Связь слов в словосочетании. | | |
16 | Диктант №1 по теме «Предложение». | | |
17 | Обобщение знаний о предложении. | | |
III. Слово в языке и речи. 19 ч. | |
18 | Слово и его лексическое значение. | выяснять лексическое значение омонимов; работать с пословицами; работать над структурой словосочетания; составление словосочетаний; работа с синонимами, антонимами, омонимами; подбирать синонимы и антонимы; составление предложений; работа со словарями; объяснять значение фразеологизмов; составление словосочетаний; комментированная запись словосочетаний; знакомство с фразеологическим словарём; знать признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке, изученные орфографические правила; соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.). знать алгоритм действия при проверке написания безударной гласной в корне; подбирать проверяемое и проверочное слова; словесное рисование; работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения ). | | |
19 | Синонимы. Антонимы. | | |
20 | Р.р. Изложение на основе слухового восприятия по коллективно-составленному плану. | | |
21 | Омонимы. | | |
22 | Отличие словосочетания от слова. | | |
23 | Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) | | |
24 | Части речи и их значение. | | |
25 | Части речи: имя существительное, местоимение. | | |
26 | Части речи: имя прилагательное. | | |
27 | Части речи: глагол. | | |
28 | Имя числительное как часть речи. | | |
29 | Однокоренные слова. | | |
30 | Р.р. Изложение на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану | | |
31 | Слово и слог. Гласные звуки. | | |
32 | Согласные звуки. | | |
33 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне. Контрольное списывание | | |
34 | Разделительный мягкий (ь) знак. | | |
35 | Диктант по теме «Предложение и словосочетание». | | |
36 | Слово в языке и в речи. Наши проекты «Рассказ о слове» | | |
IV. Состав слова. 20 ч. | |
37 | Однокоренные слова. Корень слова. | обучать способу выделения окончания в слове; изменять форму слова в зависимости от предлога; знакомить с понятием «нулевое окончание»; выделять основу и окончание слова, согласовывать в словосочетании прилагательное с именем существительным; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.); знакомить с понятием «приставка»; работа с антонимами; образование слов с помощью приставок; наблюдать над значением приставки в слове; упражнение в образовании слов при помощи приставок; работа с загадками; подбор антонимов; знакомить со значением суффиксов; звукобуквенный разбор слова; образовывать новые слова с помощью суффиксов; выводить правило о написании гласной в суффиксах -ик, -ек.; совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развитие умения разбирать слова по составу; развитие орфографической зоркости; работать над значением слова словообразование; подбор слов с данной частью слова; знакомство со школьным словообразовательным словарём; работа над понятием «основа слова»; выделять значимые части слова; презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения ); анализировать допущенные ошибки. Знать гигиенические правила письма; | | |
38 | Чередование гласных и согласных звуков в корне однокоренных слов. | | |
39 | Общее представление о сложных словах с двумя корнями. | | |
40 | Р. р. Изложение на основе слухового восприятия по коллективно составленному плану. | | |
41 | Формы слова. Окончание. | | |
42 | Роль окончания в слове, в словосочетании и в предложении. | | |
43 | Все ли слова имеют окончания? | | |
44 | Приставка – значимая часть слова. | | |
45 | Значения приставок. | | |
46 | Суффикс – значимая часть слова. | | |
47 | Наблюдение над значением суффиксов | | |
48 | Нахождение значимых частей слова в простых по составу словах. | | |
49 | Образование слов с помощью приставок и суффиксов. | | |
50 | Основа слова. | | |
51 | Р.р. Изложение на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану. | | |
52 | Разбор слов по составу. | | |
53 | Ознакомление со словообразовательным словарем. | | |
54 | Правописание частей слова. | | |
55 | Проверочная работа по теме «Состав слова». | | |
56 | Обобщение и систематизация знаний о составе слова. | | |
V. Правописание частей слова. 27 ч. | |
57 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слов | уточнить представление о существенных признаках согласных звуков; наблюдать за произношением слов. Уметь проводить звуковой анализ слов; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.). контролировать написание слов с изученными правилами; выполнять грамматические задания; обосновывать способ проверки и подбора проверочного слова; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; построение синонимического ряда слов по нарастанию явления (пороша, снегопад, метель, вьюга); разбор сложного предложения по членам предложения; подбор слов с сочетаниями –оро-, -оло-, -ере- и их запись; словарно - орфографическая минутка; нахождение и объяснение значений старославянских слов; знать о проверяемых и проверочных словах; уметь проверять написание слов с парными согласными на конце путём изменения формы слова, подбирать к словам проверочные; сопоставление правил написания слов с парными по глухости – звонкости согласными и непроизносимыми согласными; ознакомление со словами, имеющими сочетание сн; подбор синонимов и антонимов; проводить самоанализ ошибок; использовать приобретенные знания при выполнении заданий; обмениваться впечатлениями; отвечать на вопросы; обсуждать структуру описательного текста; знать признаки предлога, роль предлогов в речи; употреблять предлоги в устной речи, правильно писать предлоги в речи; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; разграничивать понятия «приставка» и «предлог»; составлять словосочетания; работать с фразеологизмами; редактировать и составлять словосочетания; тест «Приставки и предлоги»; действовать по заданному и самостоятельно составленному план; различать слова с разделительными ъ и ь и обосновывать выбор при написании ъ и ь; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.). | | |
58 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | | |
59 | Правописание слов с двумя безударными гласными. | | |
60 | Слова с буквосочетаниями оро//ра, ере//ре, оло//ла. | | |
61 | Р.р. Сочинение текста с элементами описания по картине А. А. Рылова «В голубом просторе». | | |
62 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | |
63 | Написание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | | |
64 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным в конце слова и перед согласным в корне. | | |
65 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | | |
66 | Правописание сн в наиболее употребительных словах. | | |
67 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | | |
68 | Диктант №3 по теме «Правописание частей слова» | | |
69 | Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне. | | |
70 | Правописание слов с удвоенными согласными. | | |
71 | Перенос слов с удвоенными согласными. | | |
72 | Р.р. Изложение на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану. | | |
73 | Правописание суффиксов и приставок. | | |
74 | Правописание суффиксов -ик/-ек | | |
75 | Правописание суффиксов –ок, -оньк, -еньк. | | |
76 | Правописание приставок и предлогов. | | |
77 | Диктант №4 по теме «Правописание безударных гласных в корне и приставках». | | |
78 | Правописание слов с разделительным твердым (ъ)знаком. | | |
79 | Правописание слов с разделительными твердым (ъ) и мягким (ь) знаками. | | |
80 | Перенос слов с разделительным твёрдым знаком. | | |
81 | Р. р. Сочинение по репродукции картины В.М.Васнецова «Снегурочка». | | |
82 | Правописание приставок и предлогов. | | |
83 | Наши проекты «Составляем орфографический словарь» | | |
Части речи. (2 часть) VI. Имя существительное. 34 ч. | |
84 | Части речи. | сопоставление существительного и местоимения; составление текста – описания; упражнение в замене существительных местоимениями; знать основные признаки, на основе которых слова объединяются в части речи; уметь распознавать части речи; знать признаки им.сущ., уметь задавать вопросы к им.сущ.; называть признаки сущ.; подбирать и находить в тексте им. сущ.; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану; знакомство с понятием «начальная форма» им.существительного; образование одних частей речи из других; работа с устаревшими словами; работа со словарями; наблюдение над изменением им.сущ. по числам; распространение предложений; работа над образными средствами языка (сравнение, олицетворение; приём определения рода им.сущ.; классификация им.сущ.; работа в парах - продолжение рифмовок; презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения ). знать вопросы, на которые отвечают одушевлённые и неодушевлённые имена сущ., понятие «род»; определять род сущ.; называть признаки каждого рода; работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным; подбор слов к данным схемам; составление словосочетаний; работа с загадками; письмо по памяти; организация учебного диалога по изучению новой темы; запись слов буквами по звуковым моделям; работа с синонимами; знать понятие «»собственные» и «нарицательные имена; писать собственные имена с заглавной буквы, отличать имена собственные и нарицательные в тексте; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; соотносить фрагмент сказки и изображения; обсуждение известных иллюстраций художника к др.сказкам; словарно-орфографическая работа; формирование умения пользоваться цитатами при написании творческой работы; изменять имена существительные по падежам в соответствии с вопросами, устанавливать связь слов в предложении и определять падежи существительных в словосочетании; разграничивать В.п. и И.п. существительных; наблюдать над признаками, по которым можно определить сущ. в Т. п.; смысловой отбор слов для составления предложений; работа над образными средствами языка (сравнение); изменять имена существительные по падежам в соответствии с вопросами, устанавливать связь слов в предложении и определять падежи существительных в словосочетании; контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; применять изученные правила в самост. письменной работе, осуществлять самоконтроль при списывании; использовать приобретенные знания при выполнении заданий; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.) | | |
85 | Части речи и члены предложения. | | |
86 | Понятие об имени существительном как части речи. | | |
87 | Начальная форма имён существительных. | | |
88 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | | |
89 | Собственные и нарицательные имена существительные. Проект «Тайна имени» | | |
90 | Изменение имен существительных по числам. | | |
91 | Имена существительные, употребляемые в форме одного числа. | | |
92 | Род имен существительных. | | |
93 | Р. р. Изложение на основе слухового восприятия по коллективно составленному плану. | | |
94 | Определение рода имен существительных в косвенных падежах. | | |
95 | Имена существительные общего рода. | | |
96 | Мягкий (ь) знак на конце существительных женского рода после шипящих. | | |
97 | Имена существительные с шипящим звуком на конце. Контрольное списывание | | |
98 | Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце. | | |
99 | Имена существительные женского и мужского рода с шипящим звуком на конце. | | |
100 | Диктант №5 по теме «Правописание родовых окончаний имён существительных». | | |
101 | Правописание имен существительных с шипящим звуком на конце. | | |
102 | Р. р. Сочинение по репродукции картины И. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | | |
103 | Общее представление о склонении. | | |
104 | Изменение имен существительных по падежам. | | |
105 | Распознавание падежей имён существительных. | | |
106 | Несклоняемые имена существительные. | | |
107 | Именительный падеж имён существительных. | | |
108 | Родительный падеж имён существительных. | | |
109 | Дательный падеж имён существительных. | | |
110 | Винительный падеж имён существительных. | | |
111 | Р. р. Сочинение на тему «Моя любимая игра». | | |
112 | Сопоставление родительного и винительного падежей имён существительных. | | |
113 | Творительный падеж имён существительных. | | |
114 | Предложный падеж имён существительных. | | |
115 | Признаки падежей. | | |
116 | Диктант №6 по теме «Имя существительное». | | |
117 | Морфологический разбор имени существительного. Наши проекты «Зимняя страничка». | | |
VII.Имя прилагательное. 17 ч. | |
118 | Понятие об имени прилагательном как части речи. | определение роли имён прилагательных в речи; работа над выразительными средствами языка (эпитеты); характеризовать имена прилагательные и правильно употреблять их в речи; контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; составлять план рассказа; анализировать части и сокращение частей; краткий пересказ текста; орфографическая подготовка; определение темы, типа и стиля речи; сравнение описательных текстов; составление текстов по данным словосочетаниям; работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным уметь изменять прилагательные по родам, определять род прилагательных, употреблять прилагательные в речи, задавать вопросы. Знать словарные слова; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; построение синонимичных рядов оттенков, их градация; использовать приобретенные знания при выполнении заданий; правописание окончаний –ого-, его- работа с пословицами; письмо по памяти; определение начальной формы им. прил; правописание окончаний –ого-, его- работа с пословицами; письмо по памяти; определение начальной формы им.при;. уметь изменять прилагательные по родам, определять род прилагательных, употреблять прилагательные в речи, задавать вопросы. Знать словарные слова; обоснование правильного написания слов; подбор примеров на эти правила; редактирование словосочетаний; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.). выделение частей текста. | | |
119 | Связь имён прилагательных с именами существительными. | | |
120 | Общее представление о сложных именах прилагательных. | | |
121 | Р. р. Составление научного (или художественного) текста – описания растения. | | |
122 | Роль имён прилагательных в тексте. | | |
123 | Род имён прилагательных. | | |
124 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | | |
125 | Число имён прилагательных. | | |
126 | Правописание окончаний имен прилагательных множественного числа (-ые, -ие). | | |
127 | Изменение имён прилагательных по падежам. | | |
128 | Начальная форма имён прилагательных. | | |
129 | Морфологический разбор имени прилагательного. | | |
130 | Диктант №7 по теме «Правописание окончаний имён прилагательных». | | |
131 | Морфологический разбор имени прилагательного. | | |
132 | Р. р. Сочинение на по репродукции картины В.А.Серова «Девочка с персиками». | | |
133 | Правописание родовых окончаний имён прилагательных. | | |
134 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения ). | | |
VIII. Местоимение. 6 ч. | |
135 | Личные местоимения. Роль местоимений в речи. | наблюдение над взаимосвязью и взаимозаменяемостью им.сущ и местоимениями; письмо по памяти; знать общее понятие об местоимений, отличительные черты местоимений; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.). работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным; распространение предложений; обсуждение проблемы экологического равновесия в мире; грамматические загадки; уметь находить местоимения в предложениях; определять лицо, число определять личные местоимения (значение, вопросы). знать роль местоимений в предложении; | | |
136 | Личные местоимения 3-го лица. | | |
137 | Наблюдение над употреблением в тексте местоимений. | | |
138 | Диктант №8 по теме «Местоимение» | | |
139 | Правописание местоимений с предлогами. | | |
140 | Р. р. Сочинение по репродукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | | |
IХ. Глагол. 21 ч. | | |
141 | Глагол как части речи. | рассматривание репродукции и обмен впечатлениями; беседа по картине; составление словосочетаний; лексико - орфографическая работа; определять личные местоимения (значение, вопросы). Знать роль местоимений в предложении; понимать информацию, представленную разными способами ( текст, таблица, схема, диаграмма и др.). знать признаки глагола; уметь задавать вопросы к глаголам, находить их в тексте, объяснять значение , употреблять в речи; наблюдение над окончанием глагола 2 лица ед.числа в ходе организации учебного диалога; творчества и самобытности языка; работа с пословицами, загадками, русскими .народными песнями; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения орфоэпических норм; работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным актуализация знаний о личных местоимениях; уметь изменение местоимений и глаголов по лицам. находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю; отличать частицу не от предлога, писать отдельно от глагола; контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма; действовать по заданному и самостоятельно составленному плану; | | |
142 | Определение лексического значения глаголов. | | |
143 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | | |
144 | Распознавание глаголов в неопределённой форме. | | |
145 | Изменение глаголов по числам. | | |
146 | Единственное и множественное число глаголов. | | |
147 | Времена глаголов. | | |
148 | Изменение глаголов по временам. | | |
149 | Определение времени глаголов. | | |
150 | Р. р. Изложение текста с элементами рассуждения по коллективно составленному плану. | | |
151 | Определение времени глаголов и изменение глаголов по временам. | | |
152 | Род глаголов в прошедшем времени. | | |
153 | Родовые окончания глаголов. | | |
154 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. | | |
155 | Частица не. | | |
156 | Правописание глаголов с частицей НЕ. | | |
157 | Роль глаголов в предложении. | | |
158 | Диктант №9 по теме «Глагол». | | |
159 | Морфологический разбор глагола. | | |
160 | Р. р. Контрольное изложение на основе зрительного восприятия. | | |
Х. Повторение. 10 ч. | |
161 | Части речи. | понимать типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; проводить разбор предложений по членам предложения и частям речи, разбирать слова по составу; презентовать различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения ). анализировать и кратко характеризовать предложение, проводить самоанализ ошибок; обосновывать написание орфограмм в корне слова различать произношение и написание слов; находить способ проверки написания слова (в том числе по словарю; работать в группе, уметь оказывать помощь своим одноклассникам, быть внимательным. | | |
162 | Предложения и словосочетания. | | |
163 | Родовые окончания имён прилагательных. | | |
164 | Приставки и предлоги. | | |
165 | Диктант №10 по теме «Части речи и члены предложения». | | |
166 | Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слов. | | |
167 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | | |
168 | Состав слова. | | |
169 | Разбор слов по составу. | | |
170 | Текст. Определение темы и основной мысли текста. | | |