Класс: 3А
Количество часов: всего - 170ч, в неделю – 5ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО по русскому языку и составлена на основе программы А. В. Поляковой, Н. А. Песняевой «Русский язык» из сборника «Программы начального общего образования». Система Л.В.Занкова / Сост.Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011г.
Учебник: Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. А. В. Полякова. – М. : Просвещение, 2012.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация на принятие образца "хорошего ученика";
- интерес к познанию русского языка;
- ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
- осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- развитие чувства гордости за свою Родину, народ и историю;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания "Я" как гражданина России;
- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей;
- ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
- понимание чувств одноклассников, учителей;
- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с материалами курса по русскому языку.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
- учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
- способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- сопереживания другим людям;
- следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- осознание своей гражданской идентичности в форме осознания "Я" как гражданина России;
- чувства прекрасного и этических чувств на основе знакомства с материалом курса по русскому языку.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
- контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном, словесно-логическом уровне;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с учебным материалом;
- на основе результатов решения речевых задач делать выводы о свойствах изучаемых языковых явлений.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
- осуществлять запись указанной учителем информации о русском языке;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: предложение, главные члены предложения, второстепенные члены; подлежащее, сказуемое);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
- записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, группе);
- контролировать действия партнера;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
- оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- использовать речь для планирования своей деятельности.
Предметные результаты
Развитие речи
Обучающийся научится:
- осознавать взаимосвязь между целью, содержанием и формой высказывания в новых речевых ситуациях, выбирать адекватные средства: слова, интонации, темп речи, тембр голоса, жесты, мимику в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- выражать собственное мнение, обосновывать его;
- владеть начальными умениями ведения разговора, строить устное монологическое высказывание на определенную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;
- применять речевой этикет в ежедневных ситуациях учебного и бытового общения;
- определять последовательность частей текста, составлять план.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, повествование, рассуждение;
- сочинять письма, записки, рекламу, афишу, объявление и прочее;
- находить средства связи между предложениями;
- составлять содержательное и стилистически точное продолжение к началу текста;
- создавать тексты по предложенному заголовку, получить первичные умения в анализе написанных работ, в их редактировании;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пользоваться специальной и справочной литературой, словарями, газетами, журналами, Интернетом.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- актуализировать фонетический материал в соответствии с изучаемыми правилами правописания и орфоэпии: гласные безударные и ударные; согласные звонкие, глухие парные, непарные; согласные твёрдые, мягкие парные, непарные; шипящие, всегда твёрдые, всегда мягкие;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова в словах типа крот, пень; в словах с йотированными гласными е,ё,ю,я; в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел); в словах с непроизносимыми согласными;
- использовать алфавит для упорядочивания слов и при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- узнавать позиционные чередования звуков;
- проводить фонетико-графический разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения фонетико-графического разбора слов;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно либо обращаться за помощью к взрослым;
- совершенствовать навык клавиатурного письма.
Лексика
Обучающийся научится:
- воспринимать слово как единство звучания, значения и грамматических признаков;
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать этимологию мотивированных названий;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов и при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении;
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи;
- различать в тексте омонимы;
- понимать значение употребленных в текстах учебника фразеологизмов;
- ориентироваться в разнообразии словарей по русскому языку.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научиться:
- различать родственные слова и формы слова;
- находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс, постфикс, соединительные гласные в сложных словах;
- узнавать образование слов с помощью приставки, суффикса и сложения основ;
- понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
- оценивать правильность разбора слов по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
-различать изменяемые и неизменяемые слова;
- находить начальную форму имени существительного;
-определять грамматические признаки существительных - род, число, падеж, склонение;
- находить начальную форму имени прилагательного;
- определять грамматические признаки прилагательного - род, число, падеж;
- различать глаголы, отвечающие на вопросы "что делать?", "что сделать?", находить начальную форму глагола;
- определять грамматические признаки глаголов - форму времени, число, род (в прошедшем времени).
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнику алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- устанавливать связь между употребленным в тексте местоимением и существительным, на которое оно указывает;
- определять функцию предлогов: образование падежных форм имен существительных;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- находить главные и второстепенные члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
Обучающийся получит возможность научится:
- различать второстепенные члены предложения - дополнение, определение, обстоятельство;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения, оценивать правильность разбора;
- устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
- использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также: непроизносимые согласные, непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т. ч. с удвоенными согласными; гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ь и ъ знаки; безударные окончания имен прилагательных; не с глаголами; раздельное написание предлогов с другими словами;
- определять написание слов по орфографическому словарю;
- безошибочно списывать текст;
- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания: ь после шипящих на конце имен существительных; гласные в суффиксах -ик . -ек; соединительные гласные о, е в сложных словах; запятые при однородных членах предложения;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен существительных;
- объяснять правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных;
- осознавать место возможного возникновения орфограммы;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь;
- при работе над ошибками определять способы действий, помогающие предотвратить их в последующих письменных работах;
- различать разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря.
Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, и т.п.).
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков. Фонетическая транскрипция.
Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Различение гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Фонетический (звуковой) разбор слова: определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый -мягкий, парный - непарный; согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Фонетико-графический (звуко-буквенный) разбор: определение качественной характеристики звуков и обозначение их буквами. Ударение в слове, словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Графика. Различение звуков и букв. Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами я, ю, е, ё, и, ь. Использование на письме разделительных ъ и ь. Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков, обозначают два звука. Фонетическая транскрипция.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа «стол», «конь»; в словах с буквами е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Алфавит. Название и порядок букв русского алфавита. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Образные сравнения. Фразеологизмы.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Основа слова. Представление о значении суффиксов и приставок. Отличие предлога от приставки. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Признаки, значение и употребление в речи. Умение распознавать в речи имена собственные. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3склонению.
Имя прилагательное. Признаки, значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи.
Глагол. Признаки, значение и употребление в речи.
Имя числительное. Признаки, значение и употребление в речи. Количественные и порядковые числительные.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, да, их роль в речи.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения (основы предложения): подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, да. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания:
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
- сочетания чк, чн, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в конце слова;
- непроизносимые согласные;
- соединительные буквы о и е в сложных словах;
- буквы о и е после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц в окончаниях существительных;
- двойные согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных ( ночь, рожь );
- буквы е и и в суффиксах существительных –ек- и –ик-;
- безударные падежные окончания имён существительных ( кроме существительных на –мя, -ий, -ья, -ия, -ов, -ин);
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
- знаки препинания ( запятая ) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (рассуждение, описание, повествование).
Текст. Наблюдение за признаками текста. Заглавие текста как отражение главной мысли или темы текста. Последовательность предложений в тексте. Абзацы как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Восстановление деформированного текста.
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: рассуждение, описание, повествование, их структура. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов, антонимов, образных сравнений, фразеологизмов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения, сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение. Алгоритм написания изложения.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
Предложение ( 3ч ) |
1 | Виды предложений по цели высказывания | 1ч | | |
2 | Виды предложений по интонации | 1ч | | |
3 | Виды предложений по цели высказывания и интонации | 1ч | | |
Главные и второстепенные члены предложения (10ч) |
4 | Главные члены предложения | 1ч | | |
5 | Главные члены предложения – основа предложения | 1ч | | |
6 | Главные члены предложения | 1ч | | |
7 | Подлежащее, выраженное местоимением Словарный диктант | 1ч | | |
8 | Второстепенные члены предложения, их роль в предложении | 1ч | | |
9 | Распространённые и нераспространённые предложения | 1ч | | |
10 | Обучающее изложение | 1ч | | |
11 | Работа над ошибками. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание | 1ч | | |
12 | Связь слов в предложении. Разбор предложения по членам предложения и по частям речи. Словосочетание | 1ч | | |
13 | Стартовая диагностика. к/д | 1ч | | |
Состав слова. Корень (3ч) |
14 | Работа над ошибками Состав слова. Корень. Однокоренные слова. | 1ч | | |
15 | Однокоренные слова | 1ч | | |
16 | Однокоренные слова. Безударные гласные, подбор проверочных слов | 1ч | | |
Тема «Корень и суффикс» (8ч) |
17 | Состав слова. Суффикс Словарный диктант | 1ч | | |
18 | Написание слов с суффиксами – ек – и – ик – | 1ч | | |
19 | Суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов | 1ч | | |
20 | Сочинение | 1ч | | |
21 | Работа над ошибками. Закрепление. Образование новых слов при помощи суффиксов | 1ч | | |
22 | Диалог, монолог | 1ч | | |
23 | Мониторинг знаний и УУД к/р | 1ч | | |
24 | Анализ мониторинга | 1ч | | |
Тема «Приставка» (5 ч) |
25 | Состав слова. Приставка – часть слова | 1ч | | |
26 | Написание приставок: от -, об -, о -, по -, про -, до -, под - | 1ч | | |
27 | Правописание слов с приставками над -, на -, за - | 1ч | | |
28 | Разбор слов по составу Словарный диктант | 1ч | | |
29 | Разбор слов по составу. Проверочная работа. | 1ч | | |
Тема «Приставка и предлог» ( 6 ч) |
30 | Приставка и предлог | 1ч | | |
31 | Обучающее изложение | 1ч | | |
32 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов | 1ч | | |
33 | Правописание приставок и предлогов. | 1ч | | |
34 | Диктант по теме «Правописание предлогов и приставок» к/р | 1ч | | |
35 | Работа над ошибками. Правописание приставок и предлогов | 1ч | | |
Тема «Окончание» ( 3 ч) |
36 | Состав слова. Окончание | 1ч | | |
37 | Начальная форма имён существительных | 1ч | | |
38 | Разбор слов по составу. Окончание | 1ч | | |
Тема «Основа слова» (6 ч) |
39 | Состав слова. Основа слова Словарный диктант | 1ч | | |
40 | Разбор слов по составу | 1ч | | |
41 | Сочинение «Осень в парке» | 1ч | | |
42 | Работа над ошибками. Разбор слов по составу | 1ч | | |
43 | Безударные гласные в корне слова | 1ч | | |
44 | Разбор слов по составу | 1ч | | |
Тема «Слова с двойными согласными» (6ч) |
45 | Слова с двойными согласными | 1ч | | |
46 | Обозначение двойных согласных на письме. Перенос слов с двойными согласными | 1ч | | |
47 | Разбор слов с двойными согласными по составу Словарный диктант | 1ч | | |
48 | Повторение. Перенос слов с двойными согласными. Разбор слов с двойными согласными по составу | 1ч | | |
49 | Диктант по теме «Правописание слов с двойными согласными» | 1ч | | |
50 | Работа над ошибками. Разбор слов с двойными согласными по составу | 1ч | | |
Тема «Сложные слова» (6 ч) |
51 | Образование сложных слов | 1ч | | |
52 | Образование сложных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них | 1ч | | |
53 | Правописание сложных слов | 1ч | | |
54 | Правописание сложных слов | 1ч | | |
55 | Сочинение по картине | 1ч | | |
56 | Работа над ошибками. Правописание сложных слов. Закрепление | 1ч | | |
Тема «Парные согласные звуки в середине слова» (10 ч) |
57 | Парные согласные звуки в середине слова | 1ч | | |
58 | Правописание парных согласных звуков в середине слова | 1ч | | |
59 | Парные согласные звуки в конце слова Словарный диктант | 1ч | | |
60 | Парные согласные звуки в конце и в середине слова | 1ч | | |
61 | Правописание парных согласных звуков в конце и в середине слова | 1ч | | |
62 | Обучающее изложение «Кто живёт в дупле» | 1ч | | |
63 | Анализ изложений. Работа над ошибками. | 1ч | | |
64 | Правописание парных звонких и глухих согласных. | 1ч | | |
65 | Диктант по теме: «Правописание парных согласных» к/р | 1ч | | |
66 | Работа над ошибками. Правописание парных согласных | 1ч | | |
Тема «Слова с непроизносимыми согласными» (11ч) |
67 | Слова с непроизносимыми согласными | 1ч | | |
68 | Правописание слов с непроизносимыми согласными | 1ч | | |
69 | Слова с непроизносимыми согласными, которые нужно запомнить Словарный диктант | 1ч | | |
70 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. | 1ч | | |
71 | Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление | 1ч | | |
72 | Контрольный диктант за полугодие | 1ч | | |
73 | Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных | 1ч | | |
74 | Контрольная работа по теме «Непроизносимые согласные» Тест | 1ч | | |
75 | Работа над ошибками. Правописание непроизносимых согласных | 1ч | | |
76 | Сочинение «Школьная ёлка» | 1ч | | |
77 | Работа над ошибками | 1ч | | |
Тема «Словоизменение и словообразование» (5 ч) |
78 | Понятие о словоизменении | 1ч | | |
79 | Словообразование | 1ч | | |
80 | Сравнительная характеристика словоизменения и словообразования | 1ч | | |
81 | Сжатое изложение (№ 262) | 1ч | | |
82 | Работа над ошибками в изложении | 1ч | | |
Тема «Изменение имен существительных по падежам» (3 ч) |
83 | Изменение имён существительных по падежам | 1ч | | |
84 | Начальная форма имён существительных Словарный диктант | 1ч | | |
85 | Постановка вопросов к существительным | 1ч | | |
Тема « Три склонения имен существительных» (8 ч) |
86 | Три склонения имён существительных | 1ч | | |
87 | Первое склонение имён существительных | 1ч | | |
88 | Второе склонение имён существительных | 1ч | | |
89 | Третье склонение имён существительных | 1ч | | |
90 | Диктант по теме: «Проверка орфограмм в корне слова» к/р | 1ч | | |
91 | Работа над ошибками. Определение склонения существительных в косвенном падеже | 1ч | | |
92 | Сочинение «Мороз и солнце, день чудесный…» | 1ч | | |
93 | Работа над ошибками | 1ч | | |
Тема « Первое склонение имен существительных (17 ч) |
94 | Первое склонение существительных. Именительный и винительный падежи. Словарный диктант | 1ч | | |
95 | Первое склонение существительных. Отличие именительного падежа от винительного | 1ч | | |
96 | Определение падежа существительных первого склонения | 1ч | | |
97 | Окончания существительных первого склонения в родительном падеже | 1ч | | |
98 | Родительный падеж имён существительных первого склонения | 1ч | | |
99 | Написание имён существительных первого склонения в именительном, винительном и родительном падежах | 1ч | | |
100 | Окончания имён существительных первого склонения в дательном и предложном падежах | 1ч | | |
101 | Изложение с элементами сочинения | 1ч | | |
102 | Работа над ошибками. Окончания существительных первого склонения в дательном и предложном падежах | 1ч | | |
103 | Определение падежа имён существительных первого склонения | 1ч | | |
104 | Правописание окончаний имён существительных первого склонения в родительном, дательном и предложном падежах | 1ч | | |
105 | Контрольное списывание | 1ч | | |
106 | Работа над ошибками. Творительный падеж имён существительных первого склонения | 1ч | | |
107 | Правописание окончаний имён существительных первого склонения в творительном падеже. Словарный диктант | 1ч | | |
108 | Правописание окончаний имён существительных первого склонения. Разбор предложений по членам предложения | 1ч | | |
109 | Диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных первого склонения» к/р | 1ч | | |
110 | Работа над ошибками. Правописание окончаний имён существительных первого склонения | 1ч | | |
Тема « Множественное число имен существительных 1-го склонения» (2 ч) |
111 | Множественное число имён существительных первого склонения | 1ч | | |
112 | Склонение имён существительных первого склонения во множественном числе | 1ч | | |
Тема «Второе склонение имён существительных»( 6ч) |
113 | Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием | 1ч | | |
114 | Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных второго склонения | 1ч | | |
115 | Творительный и предложный падежи имён существительных второго склонения | 1ч | | |
116 | Сочинение «Мой самый родной человек» | 1ч | | |
117 | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний в творительном и предложном падежах имён существительных 2 склонения. | 1ч | | |
118 | Правописание безударных окончаний существительных второго склонения | 1ч | | |
Тема « Второе склонение имен существительных мужского рода на –й» ( 3 ч) |
119 | Склонение имён существительных мужского рода на –й | 1ч | | |
120 | Контрольная работа по теме: «Правописание окончаний имён существительных второго склонения» | 1ч | | |
121 | Работа над ошибками. Второе склонение имён существительных | 1ч | | |
Тема «Правописание о и е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц» (3 ч) |
122 | Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц | 1ч | | |
123 | Сочинение по картинке И.И.Левитана «Март» | 1ч | | |
124 | Работа над ошибками. Правописание о, и, е в окончаниях существительных после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц | 1ч | | |
Тема Второстепенный член предложения дополнение» (2 ч) |
125 | Второстепенный член предложения – дополнение | 1ч | | |
126 | Второстепенный член предложения – дополнение. Закрепление | 1ч | | |
Тема «Склонение имен существительных мужского рода во множественном числе» (4 ч) |
127 | Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе | 1ч | | |
128 | Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе. Закрепление | 1ч | | |
129 | Обучающее изложение с элементами сочинения | 1ч | | |
130 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных мужского рода во множественном числе | 1ч | | |
Тема « Второе склонение. Склонение имен существительных среднего рода» (4 ч) |
131 | Склонение имён существительных среднего рода в единственном числе Словарный диктант | 1ч | | |
132 | Склонение имён существительных среднего рода во множественном числе | 1ч | | |
133 | Правописание окончаний имён существительных второго склонения | 1ч | | |
134 | Правописание окончаний существительных второго склонения | 1ч | | |
Тема «Второстепенный член предложения определение» (5 ч) |
135 | Второстепенный член предложения – определение | 1ч | | |
136 | Второстепенный член предложения – определение. Схема предложений с второстепенными членами | 1ч | | |
137 | Второстепенный член предложения – определение. Закрепление. | 1ч | | |
138 | Мониторинг УУД (конец года) | 1ч | | |
139 | Анализ работ мониторинга | 1ч | | |
Тема «Однородные члены предложения» (3 ч) |
140 | Однородные члены предложения | 1ч | | |
141 | Однородные члены предложения. Словарный диктант | 1ч | | |
142 | Однородные члены предложения. Закрепление | 1ч | | |
Тема «Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения» (4 ч) |
143 | Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. | 1ч | | |
144 | Соединительные союзы и, да. Запятая при однородных членах предложения. Закрепление | 1ч | | |
145 | Контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения» | 1ч | | |
146 | Работа над ошибками в контрольной работе | 1ч | | |
Тема « Третье склонение имен существительных» ( 6 ч) |
147 | Третье склонение имён существительных | 1ч | | |
148 | Падежные окончания имён существительных третьего склонения | 1ч | | |
149 | Множественное число имён существительных третьего склонения | 1ч | | |
150 | Изложение (контрольное) | 1ч | | |
151 | Работа над ошибками. Падежные окончания существительных во множественном числе | 1ч | | |
152 | Падежные окончания существительных во множественном числе. Закрепление Словарный диктант | 1ч | | |
Тема «Мягкий знак (ь) на конце существительных 3-го склонения» (3 ч) |
153 | Мягкий знак на конце существительных третьего склонения | 1ч | | |
154 | Мягкий знак на конце существительных третьего склонения к/с | 1ч | | |
155 | Тест. Мягкий знак на конце существительных третьего склонения | 1ч | | |
Тема « Имя числительное» (4 ч) |
156 | Имя числительное | 1ч | | |
157 | Количественные и порядковые числительные | 1ч | | |
158 | Изложение | 1ч | | |
159 | Работа над ошибками. Числительные. Закрепление. | 1ч | | |
Тема « Текст» ( 2 ч) |
160 | Текст. Главная мысль текста | 1ч | | |
161 | Стили речи | 1ч | | |
Тема «Повторение пройденного» (9ч) |
162 | Повторение пройденного за год. Три склонения имён существительных | 1ч | | |
163 | Контрольный диктант по изученным в 3 классе темам | 1ч | | |
164 | Работа над ошибками. Парные согласные звуки | 1ч | | |
165 | Сочинение «Здравствуй, лето!» | 1ч | | |
166 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения. | 1ч | | |
167 | Словарный диктант. Повторение пройденного в 3 классе. Состав слова | 1ч | | |
168 | Повторение пройденного в 3 классе. Слова с непроизносимыми согласными | 1ч | | |
169 | Повторение. Второстепенные члены предложения | 1ч | | |
170 | Что я узнал в 3 классе? | 1ч | | |