Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе авторской программы по русскому языку Л.Ф.Климановой, Т.В. Бабушкиной (Сборник рабочих программ «Перспектива». 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место курса в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется всего 645 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — на уроки русского языка.
Во 2 - 4 классах на уроки русского языка отводится по 170 часов (5часов в неделю, 34 учебных недель в каждом классе).
По авторской программе на изучение русского языка в 4 классе отводится 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели), по базисному плану школы на русский язык отводится 4,5 ч в неделю – 153 ч в год (I полугодие – 4 часа в неделю, II полугодие – 5 часов в неделю).
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образования стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса следующим образом:
Соответствие тем и часов
№ | Раздел, тема | Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Повторяем – узнаем новое | 22ч | 20ч |
1.1 | Речевое общение. Речь устная и письменная | 2ч | 2ч |
1.2 | Цель речевого общения | 3ч | 3ч |
1.3 | Речевая культура. Обращение. | 8ч | 7 ч |
1.4 | Текст как речевое произведение. | 7ч | 6ч |
| Контрольная работа. Работа над ошибками | 2ч | 2ч |
2 | Язык как средство общения | 42ч | 35ч |
2.1 | Средства общения | 11ч | 8ч |
2.2 | Предложение | 4ч | 3ч |
2.3 | Главные и второстепенные члены предложения | 6ч | 5ч |
2.4 | Предложения с однородными членами | 4ч | 3ч |
2.5 | Простые и сложные предложения | 3ч | 3ч |
2.6 | Словосочетание | 2ч | 2ч |
| Контрольная работа. Работа над ошибками. | 2ч | 2ч |
2.8 | Слово и его значение | 8ч | 7ч |
| Проверочная работа по лексикологии. Работа над ошибками. | 2ч | 2ч |
3 | Состав слова | 18ч | 17ч |
3.1 | Состав слова. Однокоренные слова. | 16ч | 15ч |
| Контрольная работа. Работа над ошибками. | 2 ч | 2ч |
4 | Слово как часть речи | 78ч | 71ч |
4.1 | Слово как часть речи | 5ч | 3ч |
4.2 | Имя существительное | 23ч | 20ч |
4.2.1 | Повторяем, что знаем | 2 ч | 2ч |
4.2.2 | Три склонения имён существительных. Склонение имён существительных единственного числа | 12 ч | 11ч |
4.2.3 | Склонение имён существительных во множественном числе | 6ч | 4ч |
4.2.4. | Разбор имени существительного как части речи | 1 ч | 1ч |
| Контрольная работа. Работа над ошибками. | 2 ч | 2ч |
4.3. | Имя прилагательное | 10ч | 10ч |
4.3.1. | Повторяем, что знаем | 2ч | 2ч |
4.3.2. | Склонение имён прилагательных. | 5ч | 5ч |
4.3.3. | Разбор имени прилагательного как части речи | 1ч | 1ч |
| Контрольная работа. Работа над ошибками. | 2ч | 2ч |
4.4 | Местоимение | 6ч | 6ч |
4.4.1. | Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. | 3ч | 3ч |
4.4.2. | Правописание личных местоимений с предлогами. | 1ч | 1ч |
| Контрольная работа. Работа над ошибками. | 2ч | 2ч |
4.5 | Глагол | 28ч | 28ч |
4.5.1 | Повторяем, что знаем | 4 ч | 4 ч |
4.5.2 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов. | 5ч | 5ч |
4.5.3 | I и II спряжения глаголов. | 10 ч | 10 ч |
4.5.4 | Правописание глаголов на –тся и-ться | 2 ч | 2 ч |
4.5.5 | Глаголы-исключения | 5 ч | 5 ч |
| Контрольная работа. Работа над ошибками. | 2 ч | 2 ч |
4.6 | Имя числительное | 3 ч | 2 ч |
4.7 | Наречие | 3 ч | 2ч |
5. | Повторение | 10ч | 10ч |
| Всего | 170ч | 153ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
обучающиеся должны знать:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звуко-буквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Познавательные: выделение нужной информации, уметь анализировать речевые ситуации, представленные на рисунке и в тексте, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его, анализировать слова. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей. Ориентироваться в учебнике; формулировать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные:
•формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
•осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
•относиться с уважением к представителям других народов;
•понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
•развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;
•разрешать проблемные ситуации;
•реально оценивать свои успехи в освоении языка;
•эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;
•формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;
•осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
•стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
•формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
уметь формулировать собственное мнение и позицию, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, адекватная мотивация учебной деятельности, формирование алгоритма своего действия, осознание алгоритма своего действия. Усвоить науку общения. Учиться уважению к окружающим. Контролировать правильность и аккуратность выполнения работы. Работать самостоятельно на основе простейших заданий.
Коммуникативные: формировать умение объяснять свой выбор. Работа в группах, парах. Уметь формулировать собственное мнение и позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивно взаимодействовать со сверстниками. Строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность, выражать своё мнение.
Метапредметные:
• ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;
• понимать цели и задачи учебной деятельности;
• решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;
• уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки);
• уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
• развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;
• развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Наличие | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы Климанова Л.Ф., Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 4 класс. Климанова Л.Ф., Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. | 32 шт 32 шт | |
Печатные пособия |
Разрезной материал по русскому языку. Учебное пособие по русскому языку для 4 класса. Комплект таблиц для начальной школы: 4 класс Сюжетные картинки Индивидуальный раздаточный материал | 1компл. 1компл. 1компл. 1 компл. | |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Экспозиционный экран Телевизор. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. Ксерокс Цифровая фото и видеокамера | 1 1 1 - 1 1 1 - | |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
CD-диски Климанова Л.Ф.,Т. В. Бабушкина. Электронное приложение к учебнику русского языка Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку. | 1 1 компл. | |
Список используемой учебной литературы:
1. Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива». 1 – 4 классы. Москва «Просвещение». 2011
2. Климанова Л.Ф., Т. В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. 4 класс.
3. Климанова Л.Ф., Т. В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс.