СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК Школа России)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к программе  по русскому языку УМК Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс (УМК Школа России)»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе авторской программы В.Г. Горецкого, В.П. Канакиной, входящей в УМК «Школа России» (Сборник рабочих программ «Школа России», 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: - Просвещение, 2014), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Для реализации рабочей программы используется учебно–методический комплект:

  1. Сборник рабочих программ к УМК «Школа России» 1 – 4 классы. – М.: Просвещение, 2014

  2. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2014

  3. Русский язык. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Канакина В.П., Щеголева Г.С. - М.: Просвещение, 2014

  4. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 4 класс/Сост.В.В.Никифорова.-6-е изд.- М.:ВАКО, 2017.

  5. Комплект таблиц для начальной школы по обучению грамоте для 4 класса.

  6. Мультимедийный проектор

  7. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого



Программа реализует цели основной образовательной программы начального общего образования:

- достижение выпускником начальной общеобразовательной школы программных установок, знаний, умений, навыков и компетенций, обеспечивающих сознатель­ное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

- формирование и развитие личностной сферы выпускника начальной школы;

- формирование языковой личности учащегося средствами ведущего учебного предмета начальной школы – русского языка;

- реализация познавательной цели;

- развитие коммуникативных компетенций.

В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих задач:

- совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма;

- освоение системы языковых понятий из области фонетики, лексики, морфемики, грамматики;

- формирование познавательной деятельности средствами родного языка;

- совершенствование языковой интуиции, становление лингвистического мышления, учебной самостоятельности (в т.ч. умения работать с книгой, словарями, справочниками);

- обеспечение интереса к изучению русского языка, привитие уважения к языку и себе как его носителю, внимания к качеству своей устной и письменной речи;

- совершенствование психических функций ребёнка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.

Основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, не только полноценно владеющей устной и письменной речью, но и готовой и способной к саморазвитию на основе сформированной мотивации к учению и познанию, ценностных и мировоззренческих установок.

Именно в начальной школе ребёнок вступает в систему активных социальных отношений, для чего ему необходимо владеть социально значимыми средствами для развития личности и социализации. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребёнка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся в начальной школе: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия. Они необходимы для становления основ учебной самостоятельности, в том числе потребно­сти и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными слова­рями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.

На базе русского языка формируются важнейшие качества младшего школьника как субъекта учебной деятельности: ориентировка в учебной ситуации, планирование, контроль, оценка, обобщение, классификация, совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Особую значимость для общего и речевого развития учащихся имеет познание языка как одной из сторон культуры народа. Уровень владения языком (предметные результаты) во многом определяют формирование знаково-символического и логического мышления учеников.


МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы на 2017 – 2018 учебный год, рабочая программа рассчитана на 170 часов в год. Учебным планом определена продолжительность учебного года в 4 классе – 34 недели (5 часов в неделю – 170 часов).







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМ ЯЗЫКУ

В результате изучения курса русского языка по данной программе у четвероклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, ком­муникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.


Личностные результаты

У четвероклассника будут сформированы:

- первичное представление о русском языке как языке его страны;

- осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; жела­ние умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля над ней.


Четвероклассник получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуника­тивного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.


Метапредметные результаты


Регулятивные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

- принимать учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внут­ренней речи) свои действия для решения задачи;

- действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источ­никах информации: речь учителя, учебник и т.д.;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

- использовать речь для регуляции своих действий;

- оценивать свои достижения.


Четвероклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, пла­нировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.


Познавательные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

- осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, однокласс­ников), решая её;

- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представ­ленную в явном виде;

- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязатель­ной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму;

- владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

- осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;

- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.


Четвероклассник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных ис­точниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Четвероклассник научится:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбо­ра языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или слова­ми нарисовать увиденное, показать действия или признаки);

- поздравить кого-то или научить чему-то (в устной или письменной форме, адресат взрослый или сверстник и т.д.)

- выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуа­цию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выраже­ния мысли;

- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к другим точкам зрения;

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять добро­желательное отношение к партнёрам;

- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и кон­кретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.


Четвероклассник получит возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнооб­разные средства языка.


Предметные результаты

Общие результаты освоения программы:

- четвероклассники овладеют начальными представлениями о языке как средстве об­щения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о систе­ме средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразователь­ных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

- ученики освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструиро­вать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

- обучающиеся приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.


Результаты освоения основных содержательных линий курса

В области формирования речевых, коммуникативных умений, совершенство­вания речевой деятельности четвероклассник научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуж­даемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речево­го этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавли­вать текст по его теме и (или) главной мысли;

- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложе­ний в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выра­жения своего отношения к чему-либо);

- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (напри­мер, записку, письмо, поздравление);

- проверять правильность своей письменной речи.


Четвероклассник получит возможность научиться:

- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими рус­ским языком;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

- понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного ок­ружения;

- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, про­стые инструкции);

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улуч­шая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.


В результате обучения четвероклассники

узнают:

    • что такое предложение;

    • виды предложений по цели высказывания и интонации;

    • общее значение главных и второстепенных членов предложения;

    • звуко - буквенный анализ слов;

    • состав слова;

    • определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки;

    • орфограммы, изученные в курсе 4го класса и способы их проверки;

    • текст и его особенности.


научатся:

    • различать, выявлять, распределять части речи, виды предложений;

    • давать определение частям речи;

    • находить главные и второстепенные члены предложения;

    • уметь делать звуко-буквенный анализ слов;

    • морфемный анализ слов;

    • уметь находить орфограммы и проверять их.

    • устанавливать зависимость главных и второстепенных членов предложения;

    • анализировать предложения по цели высказывания, по интонации;

    • сравнивать части речи;

    • обосновывать изученные правила и уметь группировать слова по изученным орфограммам;

    • обобщать свойства частей речи с помощью схем;

    • уметь классифицировать части речи по определенным признакам.


К концу 4 класса учащиеся должны знать:

-изученные части речи и их признаки;

-признаки однородных членов предложения.

К концу 4 класса учащиеся должны уметь:

-находить в словах орфограммы на изученные правила и

- обосновывать их написание;

-безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст(75-80)

с изученными орфограммами (падежные окончания имён существительных и имён прилагательных, личные окончания глаголов, данных в учебнике по теме «I и II спряжение глаголов», мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица) и знаками препинания между однородными членами, соединёнными союзами а, но, и;

-производить фонетический разбор слова типа лодка, школьный, площадь;

-производить разбор слова по составу: находить в слове окончание. Выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);

-производить разбор слова как часть речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имён существительных;

-озаглавить текст с опорой на тему или основную мысль текста;

-составлять план текста; -распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение и использовать их в речи;

-в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, поздравление.

Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:

-писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);

-писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);

по структуре (распространённые и нераспространённые)

- распознавать простые распространённые и сложносочинённые предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.

-различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные),

-производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

-определять тему и основную мысль теста, в котором она прямо автором не сформулирована



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Содержание программы ( 170 часов)

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение как единица речи.

Виды предложений по цели высказывания и интонации.

Знаки препинания в конце предложений.

Диалог.

Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения. Составление предложений с обращением.

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.

Разбор предложения по членам предложения.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения. Предложения с однородными членами без союзов.

Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и без перечисления И, а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово в языке и речи (19 ч)

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов – фразеологизмы. Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.

Работа с лингвистическими словарями: толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов.

Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами языка.

Состав слова. Значимые части слова. Различие однокоренных слови различных форм одного и того же слова.

Правописание приставок и суффиксов, разделительных твердого и мягкого знаков.

Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Наречие как часть речи, значение, вопросы.

Роль наречий в предложении- второстепенный член предложения.

Имя существительное (41 ч)

Склонение имен существительных. Развитие навыка в склонении имён существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.

Основные типы склонения имён существительных.

Первое склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения.

Второе склонение имён существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения.

Третье склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных.

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке.

Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок и правильно употреблять их в речи.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное (31 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.

Склонение имен прилагательных кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин. Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.

Личные местоимения (9 ч)

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями к тебе, у тебя, к ним.

Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах тебя, меня, его, её, у него, с нею.

Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (32ч)

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.

Неопределенная форма глагола особенности данной формы. Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

Возвратные глаголы- общее представление. Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени - спряжение. Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов.

Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.

Глаголы I и II спряжения.

Глаголы-исключения.

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам что делает? что делать?.

Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы.

Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени видеть — видел, слышать — слышал

Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов.

Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат.

Развитие речи

Речь и её значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации.

Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста.

План. Составление плана к изложению и сочинению коллективно и самостоятельно.

Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.

Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учётом разновидностей речи о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях .

Изложение подробное, сжатое текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.

Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств: эпитетов, сравнений, олицетворений, глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов.

Сочинения устные и письменные по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.

Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (18ч)

Слова с непроверяемыми орфограммами для 4 класса


I четверть: одиннадцать, дорога, библиотека, аллея, прекрасный, здравствуйте, жёл­тый, здесь, костёр, восток, сентябрь, декабрь, февраль, карандаш, картина, газета, коллектив, пассажир, хозяйство, назад, автомобиль, вчера, потом; комбайн;

шоссе, самолёт, лагерь, дежурный, песок, одежда, обед, овощи, работа, район, ракета, жилище, агро­ном;

II четверть: гореть, горизонт, око­ло, календарь, берег, издалека, шестнад­цать, сейчас, теперь, сегодня, погода, вос­ток, комната, кварти­ра, адрес, вокзал, троллейбус, инженер, директор, килограмм, восемь;

III четверть: электричество, элект­ростанция, медленно, Россия, салют, трам­вай, картина, вагон, пассажир, пальто, завтра, календарь, километр, электровоз, расстояние, металл, двенадцать, шофёр, слева, направо;

экскурсия;

корабль, желать, газета, телевизор, чёрный;

IV четверть: путешествие, космо­навт, справа, сверху, снизу, везде, фами­лия, газета, квартира, овощи, морковь, по­мидор, капуста, картофель, завтрак;

сверкать, победа, сто­лица, свобода, оборо­на, хлебороб, до сви­дания.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Кол-во часов по программе

Кол-во часов в планирование

1.

Повторение

11 ч

11 ч

2.

Предложение

9 ч

9 ч

3.

Слово о языке и речи

19 ч

19 ч

4.

Имя существительное

41 ч

41 ч

5.

Имя прилагательное

31 ч

32 ч

6.

Личные местоимения

9 ч

9 ч

7.

Глагол

32 ч

32 ч

8.

Повторение

18 ч

13 ч


Итого:

170 ч

166 ч


В связи с особенностями календарного учебного графика школы на 2017-2018 уч.год (с учётом праздничных дней), тематическое планирование рассчитано на 166 часов, при этом содержание учебного материала оптимизировано и предполагает усвоение программы в полном объёме.



Контрольно-измерительные работы


Вид работы

Количество работ

Проверочные работы

2

Контрольные работы (комплексная, тематическая, тест)

10

Контрольные списывания

2

Словарные диктанты

10

Проекты

3

Обучающие работы по развитию речи:

изложения

сочинения



10

9


Критерии оценивания обучающихся 4 класса по русскому языку.

Контроль над уровнем учебных достижений учащихся по русскому языку проводится в форме различных письменных работ: диктантов, контрольных списываний, словарных диктантов, грамматических заданий, изложений, сочинений, тестовых заданий.

Для проведения диктанта подбирается текст, включающий достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст диктанта включает слова на изученные правила. Если встречаются новые слова, они заранее записываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения. Тематику текста следует подбирать такую, которая была бы интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением тех синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

*распределение по четвертям на усмотрение педагога

**проводится в течение года по материалам учебника

Формы организации проверочных работ (на усмотрение педагога):

  • диктант;

  • диктант с грамматическим заданием;

  • словарный диктант;

  • тест.

Проверка орфографических и пунктуационных умений (диктант)

Оценка «5» – нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (возможно одно исправление графического характера).

Оценка «4» – допущено 1 - 2 орфографические ошибки; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

Оценка «3» – допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.

Оценка «2» – допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Ошибкой в диктанте следует считать:

  • нарушение правил орфографии при написании слов;

  • пропуск и искажение букв в словах;

  • замену слов;

  • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;

  • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (изучаются в каждом классе).

За ошибку не считаются:

  • ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались ранее;

  • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

  • единичный случай замены одного слова без искажения смысла;

  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

За одну ошибку в диктанте считаются:

  • два исправления;

  • две пунктуационные ошибки;

  • повторение ошибок в одном и том же слове;

  • 2 негрубые ошибки.

Негрубыми ошибками считаются следующие:

  • повторение одной и той же буквы в слове;

  • недописанное слово;

  • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;

  • дважды записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматическое задание

Для проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений проводится выполнение грамматических заданий. Задания данного вида могут проводиться отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания или проводиться после диктанта (не более 4 видов грамматических разборов). В таком случае выставляются 2 отметки: за диктант и задание по отдельности.

Оценка «5» - выполнено без ошибок.

Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущена 1- 2 ошибки или 1 ошибка и 1-2 исправления.

Оценка «3» - допущены 2- 3 ошибки и 1 исправление.

Оценка «2» - допущено 4 и более ошибок.

Контрольное списывание

Контрольное списывание – способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.

Оценка «5» - выполнено без ошибок и исправлений.

Оценка «4» - допущены 1-2 исправления или 1 ошибка.

Оценка «3» - допущены 3-5 исправлений или 2 - 3 ошибки.

Оценка «2» - допущено 6 и более исправлений или 4 и более ошибок.

Изложение, сочинение

Для проверки формирования навыка письменной речи, умения понимать и передавать основное содержание текста проводятся изложения и сочинения.

Основными критериями оценки изложений и сочинений является полное, последовательное воспроизведение содержания авторского текста или составление собственного, правильное употребление слов и построение предложений, орфографическая грамотность. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

Сочинения и изложения в начальной школе носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка не выставляется и в классный журнал не заносится. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой – только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Контрольное изложение и контрольное сочинение оценивается двумя отметками: за содержание и грамотность (5/4).

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Оценка «5» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • правильное и последовательное воспроизведение авторского текста;

  • логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок;

  • богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

  • нет орфографических и пунктуационных ошибок;

  • допускается 1 -2 исправления.

Оценка «4» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

  • имеются отдельные фактические и речевые неточности;

  • допускается не более 3 речевых недочетов, недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

  • 1-2 орфографические и 1- 2 пунктуационные ошибки, 1-2 исправления.

Оценка «3» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • допущены некоторые отступления от авторского текста;

  • допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений;

  • беден словарь;

  • имеются речевые неточности;

  • есть недочёты в построении и употреблении слов (допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста);

б) грамотность:

  • 3 – 5 орфографических ошибок и 3 пунктуационные ошибки, 1–2 исправления.

Оценка «2» ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

  • работа не соответствует теме;

  • имеются значительные отступления от авторской темы;

  • много фактических неточностей;

  • нарушена последовательность изложения мыслей;

  • во всех частях работы отсутствует связь между ними;

  • словарь беден;

  • более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

  • более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3–5 исправлений.

Тесты

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Оценки:

«5» – верно выполнено более 3/4 заданий.

«4» – верно выполнено 3/4 заданий.

«3» – верно выполнено 1/2 заданий.

«2» – верно выполнено менее 1/2 заданий.

Оценка устных ответов

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. При оценке ответа ученика учитываются: полнота и правильность ответа, степень осознанности, понимания изученного, речевое оформление ответа. Ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения и правила.

Оценка «5»

Ученик обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные определения языковых понятий;

    • обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и составленные самостоятельно;

    • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4»

Ответ отвечает тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускаются единичные ошибки, которые ученик сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные погрешности в последовательности и языке изложения, некоторые неточности в формулировке правил.

Оценка «3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

    • излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

    • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

    • излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении изложения.

Оценка «2»

Ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Положительная оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока.


учебно-методическое обеспечение


Учебно-методический комплекс.

1.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1-4 кл. Рабочая программа

для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 г.

2.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы (в 2-х частях), М.: Просвещение, 2014 г.

3.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. Тетрадь (в 2-х частях) для упражнений по русскому языку и речи. М.: Просвещение, 2017 г.

4.В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 4 класс. Методическое пособие. М.: Просвещение, 2015 г.

Электронно- программное обеспечение:

1) компьютер (LCD Monitor V 193 acer, системный блок ПЭВМ «АйПи – Тех»);

2) презентационное оборудование (мультимедийный проектор Acer, интерактивная доска TRACE Board, ноутбуки ( портативный компьютер ученика) IRU Patriot; принтер Canon)

3) электронное приложение к учебнику «Русский язык. 4 класс» и методическая поддержка на сайте: www.1-4.prosv.ru

4) выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

5) целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использовани­ем диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

6) цифровые зоны: коммуникационная (документ-камера A VerVision на рабочем месте учителя),

7) Интерактивное пособие. Русский язык. 4 класс: В 2 ч. ЭКЗАМЕН-МЕДИА /Наглядная школа/ Москва, 2013г.

8) Электронные образовательные ресурсы.

Презентации с сайтов:

  • http://www.rusedu.ru/subcat_30.html

  • http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3

  • http://www.proshkolu.ru/

http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888

http://www.nachalka.info/about/193/

http://www.uchportal.ru/load/47


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ Новомирской СОШ Азовского района от 23.08.2017 №1

Руководитель МС

_____________ С.А. Ведерина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________ С.А. Ведерина

_______________2017 г.


22