СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

(МБОУ Калитвенская СОШ)














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку

начальное общее образование 4 класс


Количество часов 163 ч

Учитель: Недвига Елена Владимировна





















2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы по учебным предметам, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» (издательство: Смоленск «Ассоциация XXI век, 2011 год), утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и обеспечена УМК для 4 класса (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина).

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования обучающихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

Для достижения курсом русского языка поставленных целей необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.


Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в начальной школе отводится по 5 часов в неделю.

Календарно-тематическое планирование составлено на 163 ч. из расчёта 5 ч. в неделю (34 недели), в связи с праздничными днями. Программа выполнена за счёт уплотнения материала.



Планируемые предметные результаты освоения программы русского языка на конец 4-го класса

Предметные результаты изучения курса русского языка в 4-м классе складываются из совершенствования всех ранее приобретённых умений и формирования на их основе новых.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Выпускник научится:

– участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

– самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

– пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;

– замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника, в том числе нормы построения освоенных словосочетаний, образования отдельных глагольных форм, форм именительного и родительного падежей множественного числа имён существительных, написания слов с непроверяемыми орфограммами в пределах изученного;

– понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

– строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

– письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала; понимать, от какого лица (1-го или 3-го) ведётся рассказ;

– письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

– проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Выпускник получит возможность научиться:

– соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

–пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

–понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

–конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

–делить текст на части (ориентируясь на подтемы), самостоятельно составлять план;

–самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу

повествовательного текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала, а также внося отдельные изменения (в частности, изменяя лицо рассказчика);

–создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции, объявления, дневниковые записи, короткие рассказы), небольшие тексты, содержащие описание, рассуждение, выражение своего отношения, оценку чего-либо;

–редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

–соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и по возможности красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений

В области фонетики и графики

Выпускник научится:

– различать понятия «звук» и «буква»;

– определять характер каждого звука в слове (в объёме изученного), характеризовать звуки словесно и схематически (при предъявлении слова звучащим или написанным);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в мо-дельном виде;

– сравнивать и классифицировать указанные звуки речи по заданным параметрам; анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– осознавать и объяснять случаи несовпадения количества звуков и букв, в том числе в глаголах, оканчивающихся на -тся, -ться,в словах с непроизносимыми согласными;

– объяснять выбор способа обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’]; правильно обозначать твёрдость-мягкость согласных и звук [й’] при письме;

– определять количество слогов в слове и их границы (на основе освоенных критериев);

– определять в слове ударный слог; сравнивать и классифицировать слова по их слоговому составу, по расположению ударного слога, по количеству безударных;

– правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацным отступом («красной строкой»).

Выпускник получит возможность научиться:

–обозначать звуковой состав слова с помощью элементарной транскрипции;

–сравнивать, классифицировать звуки по самостоятельно определённым характеристикам;

классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

–письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области словообразования

Выпускник научится:

– владеть опознавательными признаками однокоренных слов для их выявления; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, от синонимов и слов с омонимичными корнями;

– выполнять общий способ действия для выделения в слове окончания, корня, приставки, суффикса; находить эти части в словах с однозначно выделяемыми морфемами;

– конструировать слова из заданных частей слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выбирать из предложенных слова к заданной модели;

– различать изменяемые и неизменяемые слова, в том числе относить к числу последних наречия.

Выпускник получит возможность научиться:

–выделять в словах основу (в простых случаях), понимать роль каждой из её частей (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

–отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

–понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (в пределах накопленного опыта), образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

–правильно употреблять отдельные приставки, соотнося их с предлогами (в объёме программы);

–самостоятельно подбирать слова к предложенной модели;

–выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия), выделять в слове нулевое окончание.

В области лексики

Выпускник научится:

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, значения которых требуют уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

– распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы (простые случаи);

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Выпускник получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

–наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи; подбирать к предложенным словам 1–2 синонима, антоним;

–понимать, что в языке есть слова с одним или несколькими значениями, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области морфологии

Выпускник научится:

– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного), в том числе опознавать как самостоятельные части речи имена числительные и наречия (яркие случаи);

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, склонение, число, падеж имени существительного; род, число, падеж имени прилагательного; время, число, спряжение, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарями учебника «Какого рода и числа слово?»,

«Как правильно изменить слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы);

– использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, в том числе использовать имена прилагательные, наречия для повышения точности, выразительности речи.

Выпускник получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

–находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

–выполнять полный морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия;

–выделять наречия среди слов других частей речи;

–соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

–видеть особенности изменения имён прилагательных на -ий, -ья, -ин;

–замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

–пользоваться именами числительными в речи, правильно изменять их;

–понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации

Выпускник научится:

– различать слова, словосочетания и предложения по освоенным

признакам;

– ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы;

– составлять из заданных слов словосочетания с учётом связи по смыслу и по форме;

– выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», выделять в предложении главные и второстепенные члены;

– различать виды предложений по цели (повествовательные, вопросительные, побудительные) и интонации (восклицательные и невосклицательные); находить такие предложения в тексте; строить разные по цели и интонации предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связь членов предложения, отражать её в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– распознавать предложения с однородными членами, строить такие предложения и использовать их в речи; пользоваться бессоюзной связью, союзами и, а, но;

ставить запятые перед союзами а, но, при бессоюзной связи (при перечислении);

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию

второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

– понимать особенности строения сложных предложений.

Выпускник получит возможность научиться:

–осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

–по смысловым вопросам определять значения словосочетаний;

–строить словосочетания разных видов;

–строить вопросы со словом «почему» и ответы на них; давать ответы на вопросы с учётом логического ударения;

–создавать побудительные предложения со значением просьбы, пожелания;

–различать виды второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство (простые случаи);

–различать простые предложения с однородными членами и сложные предложения (элементарные случаи);

–осознанно (с учётом смысла) использовать в сложных предложениях и при однородных членах союзы и, а, но; ставить в сложных предложениях перед словами что, чтобы, потому что, поэтому запятую.

Формирование орфографических умений

Выпускник научится:

– по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы), в том числе правила написания безударных падежных окончаний имён существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов;

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме, в том числе с учётом списка слов по программе 4-го класса);

– списывать текст и писать под диктовку;

– проверять написанное и вносить коррективы.

Выпускник получит возможность научиться:

–обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

–пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

–применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой);

–эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.


Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий

средствами предмета «Русский язык» на конец 4-го класса

В курсе русского языка 4-го класса происходит более полное становление всего комплекса универсальных учебных действий, формировавшихся на протяжении четырёх лет обучения. Итогом этого процесса должно стать достижение тех личностных и метапредметных результатов, которые планируются на конец начальной школы.

Личностные

результаты освоения предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

– представление о русском языке как языке его страны;

– осознание языка как средства общения;

– элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;

– понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека;

– желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.

Выпускник получит возможность:

–для появления чувства причастности к своей стране и её языку;

–понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

–формирования выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты освоения предмета «Русский язык»

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;

– действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (речь учителя, учебник и т. д.);

– выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

– контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;

– оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

–в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

–преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

–адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;

– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

– находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

– пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, табличной форме; переводить её в словесную форму;

– владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

– ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

– осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

– строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;

– подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

– находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

– осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

– анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

– проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

– участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

– задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

– понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то в устной или письменной форме; адресат – взрослый или сверст-ник и т. д.);

– выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

– осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

– вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

– воспроизводить информацию, доносить её до других;

– создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

– начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

– оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

– инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

– создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

– применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.












Содержание учебного предмета

Русский язык 4 класс

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.

Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и бытового общения, умением работать с текстами и справочными материалами учебника, представленными в виде таблиц, схем, алгоритмов: находить нужную информацию и осознанно ею пользоваться для решения учебно-познавательных задач.

Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.

Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и созданием различных видов текстов (в пределах изученного), с соблюдением требований к хорошему тексту, правил его обдумывания и улучшения после записи.

Построение несложного рассуждения (рассуждение-объяснение и рассуждение-размышление); способы выражения собственного мнения (использование слов: по-моему, я думаю, что… и др.).

Построение предложений при включении их в текст, развитие мысли, выбор порядка слов. Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление в текст собственных суждений. Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го, от 3-го лица). Общее представление о сжатом изложении.

Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их построения, выбора языковых средств, оформления; общее знакомство с новыми жанрами: объявление, дневниковая запись, рассказ, сказка. Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению своих текстов с точки зрения структуры, построения предложений, правильного, точного, выразительного использования языковых средств. Освоение понятия «сочинение» как общего названия создаваемых текстов, состава и последовательности операций, связанных с обдумыванием, написанием и корректировкой написанного текста.

Фонетика и графика.

Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.

Лексика.

Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и окончания (грамматическом); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором

точного слова. Общее представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.


Состав слова (морфемика).

Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи.

Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов (с акцентом среди последних на наречиях).

Морфология.

Совершенствование представления о частях речи как группах слов, отличающихся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения, а также о делении частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное: закрепление изученного, продолжение формирования всех приобретённых умений; накопление опыта использования словаря учебника «Какого рода и числа слово?» для правильного употребления слов в речи. Дальнейшее становление умения определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых вопросов.

Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных. Определение принадлежности имени существительного к 1-му, 2-му или 3-му склонению; овладение необходимым для этого способом действия.

Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот – рта, лоб – на лбу и др.), при образовании форм родительного падежа множественного числа от слов, типа: место, дело, ёж и т. п., форм именительного падежа множественного числа от слов, типа: учитель, повар, шофёр и др.; использование словаря учебника «Как правильно изменить слово?».

Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений. Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных. Продолжение работы над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.

Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении по падежам (практическая работа на уровне культуры речи и правописания).

Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.

Местоимение: закрепление общего представления об особенностях этой части речи, о личных местоимениях, их назначении, значении форм 1-го, 2-го, 3-го лица; овладение правилом употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Склонение личных местоимений, их использование для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи (продолжение работы).

Глагол: повторение изученного, совершенствование всех приобретённых умений. Сопоставление «работы» окончаний в формах настоящего, будущего и прошедшего времени; окончания глаголов личные и родовые.

Общее представление о понятии «спряжение». Два спряжения глаголов, способы определения спряжения; овладение необходимыми способами действия.

Продолжение работы над правильностью речи: над правильным ударением (звонúт, позвонúшь, послáла, началá…), над верным чередованием звуков (бежит – бегут, хочешь – хотят), а также наблюдений за использованием различных глагольных форм для повышения точности и выразительности речи.

Наречие как «помощник» глагола в речи; знакомство с особенностями этой части речи.

Использование наречий в предложениях и текстах при ответе на вопрос «Как пройти?». Написание наиболее частотных наречий (в словарном порядке).

Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи: повторение. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и правильное использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.

Синтаксис

Словосочетание. Представление о словосочетании как способе более точного называния предмета, признака, действия. Знакомство со строением словосочетания: наличием главного и зависимого слова; связь членов словосочетания по смыслу и по форме. Знакомство с некоторыми значениями словосочетаний (предмет и его признак; действие и место, время, способ его совершения), с их отражением в вопросах: какой? какая? где? куда? когда? как? и др. Подчинение имени прилагательного имени существительному в роде, числе и падеже, подчинение в падеже имени существительного другому имени существительному или глаголу.

Вычленение словосочетаний из предложения и их составление. Освоение принятых правил связи слов как условия правильности речи (предупреждение ошибок в словосочетаниях со словами типа: одеть, надеть; рассказывать, описывать; любить, гордиться; доехать до …; поехать в (на), приехать из (с) и т.п.).

Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения главных членов. Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определение, дополнение, обстоятельство. Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне). Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи («перечисления»), союзов и, а, но.

Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).

Орфография и пунктуация

Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач.

Освоение правил письма на месте следующих орфограмм: /не могу убрать жёлтый цвет/

безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ия, -ие, -ья, -ье, -ов, -ин);

безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;

раздельное написание не с глаголами;

ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.

Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения. Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи).

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: аллея, аптека, бассейн, бросить, вверх, влево, вниз, вокзал, волейбол, воскресенье, восток, впереди, вперёд, вправо, встретить, вторник, до свидания, ездить, заметить, запад, здесь, знакомиться, извините, исправить, календарь, комбайн, кончить, коридор, коричневый, красить, лазить, медленно, молоток, налево, направо, неделя, пассажир, помнить, понедельник,

портить, прекрасный, приветливо, прямо, пшеница, пятница, рано, растение, рюкзак, сверху, сегодня, сейчас, сзади, скоро, слева, снизу, снова, спокойно, справа, среда, топор, трактор, троллейбус, украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.











Календарно-тематическое планированипо русскому языку 4 класс



Темы курса,

тематика уроков

Кол-во ч

Дата

провед

Дата

перенес

I четверть 41 ч. Знаем – повторим, не знаем – узнаем 20ч



1. Перечитаем письмо.


2. Обо всём понемногу.


3.Систематизация основных орфографических правил.


4. Всё ли ты помнишь о речи?


5. Повторение изученного о речи.


6.Делаем дневниковые записи.


7. Что ты знаешь о словах?


8. Как ты умеешь анализировать слова?


9. Звуки и буквы в слове: значение и строение слова.


10. Состав слова и его значение.

Словарный диктант.


11.Разграничение слов по частям речи.


12. Повторение изученного о формах глагола.



1


1


1


1


1


1


1


1


1


1



1


1


01.09


04.09


05.09


06.09


07.09


08.09


11.09


12.09


13.09


14.09



15.09


18.09



13. Готовимся к проверке своих умений.


14. Готовимся к проверке своих умений.


15. Орфографические умения как правильные орфографические действия.


16. Орфографические умения как правильные орфографические действия.

17. Совершенствование грамматических и орфографических умений.


18.Диагностический контрольный диктант по теме

«Знаем – повторим, не знаем – узнаем».


19. Анализ контрольных работ. Учимся передавать рассказы других и говорить о себе.


20. Обучающее изложение. Пересказ текста от 3-го лица.


1


1


1



1


1



1



1



1



19.09


20.09


21.09



22.09


25.09



26.09



27.09



28.09




Знакомимся со словосочетаниями 13ч



21. Анализ творческих работ. Как предметы, признаки, действия назвать точнее?


22. Составление словосочетаний и включение их в предложение.

Списывание текста.


23. Составление словосочетаний и включение их в предложение.


24. Наблюдаем за значениями словосочетаний.


25. Обучение составлению словосочетаний и вычленению их из предложений


26. Что может приказывать главный член словосочетания?


27. Что приказывает имя существительное имени прилагательному?


28. Кому и в чём подчиняются имена существительные?


29. Кому и в чём подчиняются имена существительные?


30. Закрепление изученного о словосочетании и решение различных орфографических задач.


31. Учимся правильной речи.


32. Обучение выбору падежной формы имени существительного.


33. Как правильно построить словосочетания?

Словарный диктант.


1



1




1



1


1



1



1



1



1


1


1



1


1



29.09



02.10




03.10



04.10


05.10



06.10



09.10



10.10



11.10


12.10


13.10



16.10


17.10




Представляем ещё одну часть речи.



34. Знакомство с особенностями наречия как части речи.


35. Правописание наречий


36. Продолжение освоения наречия как части речи


37. Обучение употреблению наречий в речи.


38. Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.

1


1


1


1


1

18.10


19.10


20.10


23.10


24.10




Проверяем себя



39. Анализ творческих работ. Проверяем себя.


40. Контрольный диктант по теме

«Проверь себя»


41. Анализ контрольных работ. Решаем орфографические задачи. Контрольное списывание текста.



II четверть 37 ч

Пишем объявления

42. Знакомство с особенностями построения объявлений.

Словарный диктант.


43. Создание текстов-объявлений.




1


1



1





2 ч.


1



1


25.10


26.10



27.10







07.11



08.11





Продолжаем разговор об именах существительных

и именах прилагательных 35ч

44. Что ты знаешь об именах существительных?


45. Открываем новый секрет имён существительных.


46. Формирование умения определять склонение имени существительного.


47. Формирование умения определять склонение имени существительного.


48. Дополнение памятки анализа имени существительного как части речи.


49. Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных


50. Известное правило подсказывает новое.


51. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных


52. Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных


53. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.


54. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.


55. Закрепление изученного

в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.


56. Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?


57. Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного.


58. Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного.


59. Освоение способа определения безударных окончаний имён прилагательных. Закрепление изученного.


60. Обучающее изложение «Так приходит зима»


61. Обучающее написание этюда по картине

А. Пластова «Первый снег».


62. Анализ творческих работ. Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?


63. Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных во множественном числе.


64. Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.


65. Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.


66. Повторяем, тренируемся в правильном письме.


67. Повторяем, тренируемся в правильном письме.


68. Тренируемся в правильном письме.


69. Тренируемся в правильном письме.


70. Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных и имён прилагательных».

71. Анализ контрольных работ.

Открываем ещё несколько секретов правильной речи.

72. Открываем ещё несколько секретов правильной речи


73. Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных


74. Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных


75. Размышляем, фантазируем, рисуем…

Контрольное списывание текста.


76. Размышляем, фантазируем, рисуем…

Словарный диктант.


77. Размышляем, фантазируем, рисуем. Контрольное списывание текста


78.Готовим новогодние поздравления учителям, друзьям.


1


1


1



1



1



1



1


1



1



1



1



1




1



1



1



1




1


1



1




1



1




1




1


1


1


1


1



1


1


1



1



1



1



1



1


09.11


10.11


13.11



14.11



15.11



16.11



17.11


20.11



21.11



22.11



23.11



24.11




27.11



28.11



29.11



30.11




01.12


04.12



05.12




06.12



07.12




08.12




11.12


12.12


13.12


14.12


15.12



18.12


19.12


20.12



21.12



22.12



25.12



26.12



27.12



III четверть 49ч

Части речи: что мы о них знаем?


79. Части речи-имена.


80. Знакомство с понятием «выборочное изложение».


81. Написание выборочного изложения.


82.Анализ творческих работ. Секреты имён числительных.


83. Изменение имён числительных по падежам.


84.Сложные числительные и особенности их изменения.


85. Употребление имён числительных в речи.


86. Учимся пользоваться личными местоимениями.


87. Особенности местоимения как части речи.


88. Что известно о неопределённой форме глагола?


89. Образование неопределённой формы глагола.


90. Учимся находить неопределённую форму глагола и правильно её писать.


91. О чём рассказывают глагольные окончания?


92. Времена глагола и их опознавательные признаки. Словарный диктант.


14ч


1


1


1


1



1


1


1


1


1


1


1


1



1


1





11.01


12.01


15.01


16.01



17.01


18.01


19.01


22.01


23.01


24.01


25.01


26.01



29.01


30.01



Учимся писать личные окончания глаголов. 20 ч.



93. Имена склоняются, а глаголы…


94. Склонений – три. А спряжений?


95. Определение спряжения по ударным окончаниям.


96. Закрепление определения спряжения по ударным окончаниям.


97. Зачем и как узнавать спряжение глагола?


98.Как по неопределённой форме узнать спряжение глагола?


99. Закрепление умения узнавать спряжение по неопределенной форме.


100. Знакомство с 11 глаголами-исключениями.


101. Правильные действия – правильная буква


102.Формирование умения решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.


103. Совершенствование умения решать орфографические задачи в личных окончаниях глаголов.


104. Продолжение работы над правописанием личных окончаний глаголов.


105. Дополняем памятку характеристики глагола.


106. Применяем знания, совершенствуем умения.


107.Совершенствование комплекса формируемых умений.


108.Совершенствование комплекса формируемых умений.


109. Подробное изложение: обучение деловому повествованию


110.Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений


111. Закрепление изученного, проверка грамматических, орфографических и речевых умений


112. Контрольный диктант по теме

«Личные окончания глагола»


1


1


1


1



1


1



1



1


1


1



1



1



1


1


1



1



1



1



1



1


31.01


01.02


02.02


05.02



06.02


07.02



08.02



09.02


12.02


13.02



14.02



15.02



16.02


19.02


20.02



21.02



22.02



26.02



27.02



28.02



Новое о строении предложений 10ч


113. Анализ контрольных работ. Пополним знания о второстепенных членах предложения.


114. Знакомство с понятием «однородные члены предложения».


115. Союзы и знаки препинания при однородных членах.


116. Обучение выбору союза и построению предложений с однородными членами.


117. Предупреждение ошибок в построении предложений с однородными членами.


118.Использование в речи предложений с однородными членами.


119. Общее знакомство со сложными предложениями.


120.Сопоставление сложных предложений и простых с однородными членами.


121. Обучение построению и записи сложных предложений при ответе на вопрос «почему?»


122. Контрольный диктант по теме

«Строение предложений»

1



1



1


1



1



1



1


1



1



1



01.03



02.03



05.03


06.03



07.03



12.03



13.03


14.03



15.03



16.03


Учимся рассуждать

123. Анализ контрольных работ. Знакомство с построением рассуждения.


124.Контрольное списывание текста.


125. Обучение написанию объяснительной записки. Словарный диктант.


126. Письменный пересказ текста-рассуждения.


127. Создание текста-рассуждения.



IV четверть 36ч

1



1


1



1


1




19.03



20.03


21.03



22.03


23.03





И снова о главном работнике в языке – слове. 23ч

128. Анализ творческих работ. Много ли слов в языке и почему появляются новые слова?


129. О словах, которые выходят из употребления.


130. Объясняем происхождение некоторых слов.


131. Поговорим о значении слов. Обучение сжатому письменному пересказу текста.


132. Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться токовым словарём.


133. Синонимы и антонимы; выбор точного слова.


134. Подробное изложение: обучение словесному рисованию.


135. Анализ творческих работ. От значения слова – к правильному написанию.


136. История слова и непроверяемые безударные гласные в корне.


137. Рассказываем истории некоторых выражений.


138.Что мы знаем о словах?


139.Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора.


140.Систематизация знаний о слове; упражнение в различных видах разбора


141.Что надо уметь, чтобы писать грамотно?


142. Что надо уметь, чтобы писать грамотно?


143.Совершенствование комплекса орфографических умений.


144. Проверяем себя. Словарный диктант.


145. Проверяем свои умения с помощью текста.


146.Совершенствование комплекса орфографических умений.


147.Совершенствование комплекса орфографических умений.


148. Контрольный диктант по теме

«От значения слова к правильному написанию».


149. Анализ контрольных работ. Систематизация знаний о слове.


150. Культура речи. Знаешь, как правильно?


1



1


1


1



1



1


1



1



1



1


1


1



1



1


1


1



1


1


1



1



1



1



1


02.04



03.04


04.04


05.04



06.04



09.04


10.04



11.04



12.04



13.04


16.04


17.04



18.04



19.04


20.04


23.04



24.04


25.04


26.04



27.04



03.05



04.05



07.05















Размышляем, рассказываем, сочиняем 10ч

151. Наблюдения за способами связи предложений в тексте. Обучение связи предложений в тексте.


152. Повторение сведений об особенностях повествования, описания предмета, оценки и рассуждения.


153. Подробное изложение: обучение построению рассказа.


154. Подробное изложение: обучение словесному рисованию.


155. Анализ творческих работ. Введение термина «сочинение»; знакомство с памяткой «Как писать сочинение».

156. Письменные пересказы и создание сочинений-этюдов или сочинений-сказок.


157. Написание сочинений-рассуждений


158. Итоговый контрольный диктант по теме

«Проверь себя, чему ты научился в начальной школе».


159. Анализ контрольных работ. Продолжение работы над сочинением рассказов по серии сюжетных рисунков.


160. Совершенствование орфографических умений.




1



1




1



1



1




1



1


1




1



1






08.05



10.05




11.05



14.05



15.05




16.05



17.05


18.05




21.05



22.05










Перелистаем учебник 3ч


161. Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…


162. Спрашиваем друг друга, отвечаем на вопросы, отгадываем кроссворды…

Словарный диктант.


163. Раскрываем тайны русского языка.


1



1




1

23.05



24.05




25.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!