СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 5 класса к учебнику Тростенцовой Л.А.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку предназначена для работы в 5 классе по учебнику Тростенцовой Л.А. и рассчитана на 204 часа в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 5 класса к учебнику Тростенцовой Л.А.»

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС

ГАНУС А.В.


Марковский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области




РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30 августа 2016 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________ Г.Е.Горбатенкова

Приказ № 85 от 01 сентября 2016 года











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку


5 класса


учитель: Ганус Антонина Валентиновна

















2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку (5 класс) составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2014г.

Рабочая программа составлена из расчета 5 часов в неделю (170 часов в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013.


Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области.

  • Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.) / составитель Г.М.Вялкова. - 4-е изд. - М.: Планета, 2010. - 328 с. - (Образовательный стандарт).

  • Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.]. - М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения).

  • Учебный план МБОУ Глубокинской школы Краснинского района Смоленской области.

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Цели обучения русскому языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.

Задачи обучения русскому языку:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.


Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе в 5 классе – 170 часов, из расчета 5 часов в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ Глубокинской школы. Изменений в рабочую программу внесено не было.


Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., И.И.Кулибаба, Ладыженская Н.В. "Русский язык": учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. — М.: Просвещение, 2013г., 2-е изд. + CD диск.


Для приобретения практических навыков, повышения уровня знаний, их контроля и оценки в систему уроков включены письменные работы: контрольные диктанты — 8, контрольные тесты - 1, сочинения — 7, изложения — 7, предусмотренные Примерной программой.

предметные результаты освоения предмета "Руский язык":

- учащиеся должны знать:

определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

- учащиеся должны уметь:

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

ЧТЕНИЕ:

  • владеть техникой чтения;

  • выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

ГОВОРЕНИЕ:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • создавать письменное высказывание разных типов речи;

  • составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

  • определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

  • делить текст на абзацы;

  • писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • выражать свое отношение к предмету речи;

  • находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

  • подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

  • использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);

  • исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;

  • различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;

  • использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

ГРАФИКА:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита:

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

МОРФЕМИКА:

  • выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

  • подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

  • учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

  • пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

  • объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ:

  • объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое тол­кование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического зна­чения слова, словарями синонимов, антонимов;

  • распределять слова на тематические группы;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

  • различать прямое и переносное значение слов;

  • отличать омонимы от многозначных слов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

  • находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

  • владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

МОРФОЛОГИЯ:

  • различать части речи;

  • правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;

  • уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

ОРФОГРАФИЯ:

  • находить орфограммы в морфемах;

  • группировать слова по видам орфограмм;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • выделять словосочетания в предложении;

  • определять главное и зависимое слово;

  • составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • выделять основы предложений с двумя главными членами;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

  • составлять простые и сложные предложения изученных видов;

  • соблюдать верную интонацию конца предложений;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

  • устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.



Содержание учебного курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности обучающегося

Наименование раздела

Содержание учебного предмета

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Формы организации учебных занятий

Язык и общение (1 ч. + 1 ч.)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.

Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют, устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условии об­щения. Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенно­стями ознакомительного и изучающего чтения. Устанавливают принадлежность текста к определён­ной функциональной разновидности языка. Знакомятся с понятием речевого этикета.

  • тесты,

  • комплексный анализ текста

Вспоминаем, повторяем, изучаем (20 ч. + 4 ч.)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Пра­вописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разде­лительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существи­тельное. Имя прилагательное. Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окон­чаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное на­писание предлогов со словами.

Развитие речи (далее Р.Р.) Текст. Тема текста. Стили.

Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Знакомятся с по­нятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.

Читают текст, определяя ударные и безударные гласные.

Отличают проверяемые безударные в корне слова. Совершенствуют навыки проверки правописания безударных гласных в корне слова, графического обозначения условий выбора правильных написаний.

Отличают проверяемые и непроверяемые безударные в корне слова, правильно пишут знакомые словарные слова; работают с орфографическим словарем; графически обозначают изученные орфограммы.

Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова.

Различают проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно пишут знакомые словарные слова; работают с орфографическим словарем; графически обозначают изученные орфограммы

Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова.

Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих.

Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь.

Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами.

Определяют тему и основную мысль текста, составляют его план; пишут изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи

  • входной контроль в начале четверти;

  • контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников

  • изложения (выборочное, сжатое).

  • творческое списывание

  • редактирование текста

  • осложненное списывание

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

Синтаксис, пунктуация, культура речи (29 ч. + 5 ч.)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосоче­тание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предло­жений по цели высказывания: повествовательные, вопроситель­ные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предло­жения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однород­ными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные сло­ва и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложе­ния с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предло­жении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если,

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препина­ния при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологичес­кая. Основная мысль текста, Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать  интонацию  в  соответствии  с коммуникативной целью высказывания. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами. Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении. Анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов. Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи. Разграничивать  и  сопоставлять  предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом). Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов. Наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров. Понимать сущность обособления, общие условия обособления

  • контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников

  • изложения (выборочное, сжатое).

  • творческое списывание

  • редактирование текста

  • осложненное списывание

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч. + 3 ч.)


Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твер­дые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости со­гласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), от­бор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата вы­сказывания.

Овладевать основными понятиями фонетики.

Осознавать  (понимать)  смыслоразличительную функцию звука.

Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки.

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую.

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормативное произношение безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные).

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.

Использовать орфоэпический словарь

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений

  • контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников

  • изложения (выборочное, сжатое).

  • творческое списывание

  • редактирование текста

  • осложненное списывание

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

Лексика. Культура речи (8 ч. + 2 ч.)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.

Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложе­ние), членение его на части. Описание изображенного на карти­не с использованием необходимых языковых средств.

К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме "Лексика. Культура речи"

Овладеть основными понятиями лексикологии.

Понимать отличие слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Объяснять лексическое значение слов различными способами.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов.

Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов.

Группировать слова по тематическим группам.

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.

Проводить лексический анализ слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т. д.

Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов) и использовать ее в различных видах деятельности.

  • объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников

  • изложения (выборочное, сжатое).

  • творческое списывание

  • редактирование текста

  • осложненное списывание

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч. + 3 ч.)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как мини­мальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- , - лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структу­ра и разновидности

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова.

Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи.

Использовать морфемный, словообразовательный словари.

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов

  • контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников

  • изложения (выборочное, сжатое).

  • творческое списывание

  • редактирование текста

  • осложненное списывание

Морфология. Орфография. Культура речи (55 ч.)

Имя существительное (18 ч. + 3 ч.)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий тычками.

Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении.

К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме "Имя существительное

Анализировать и характеризовать общее грамматическое  значение,  морфологические  признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста

  • входной контроль в начале и в конце четверти;

  • контрольные диктанты с грамматическим заданием, итоговые, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти

  • тесты,

  • комплексный анализ текста;

  • сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников

  • изложения (выборочное, сжатое).

  • творческое списывание

  • редактирование текста

  • осложненное списывание

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

Имя прилагательное (9 ч. + 2 ч.)


Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с ос­новой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и чис­лам, а кратких — по родам и числам.

Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной   степени;   правильно   произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов

Глагол (20 ч. + 3 ч.)


Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопреде­ленной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряже­ние. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаго­лов –бер-, бир-, -дер-дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.

Правописание не с глаголами.

Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и сти­ля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным кар­тинкам.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

Повторение и систематизация изученного (8 ч.)


Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Анализируют тексты. Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, состав­ляют таблицы. Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Повторяют звания о системе правил употребления знаков препинания в предложении.

  • итоговый, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти

  • тесты,

  • комплексный анализ текста

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический)

Перечень практических работ

п/п

Тема

Дата по плану

Дата по факту

Р.р. № 1. Стили речи



Р.р. № 2. Текст. Тема текста



Р.р. № 3. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого (упр. 70)



Р.р. № 4. Сочинение по картине А.А. Пластова "Летом"



Р.р. № 5. Понятие об основной мысли высказывания. Сочинение на тему "Летние радости"



К.р. № 1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме"Вспоминаем, повторяем, изучаем".



Р.р. № 6. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П.Катаева "Старый пень" (упр.144)



Р.р. № 7. Написание изложения по тексту В.П.Катаева "Старый пень" (упр.144)



К.р. № 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Синтаксис простого предложения"



Р.р. № 8. Письмо



Р.р. № 9. Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова "Опять двойка!"



Р.р. № 10. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!"



К.р. № 3. Контрольное диктант с грамматическим заданием по теме "Синтаксис и пунктуация"



Р.р. № 11. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский "Шкатулка", упр. 283)



Р.р. № 12. Написание изложения (упр. 283)



Р.р. № 13. Описание предмета. Сочинение-миниатюра (упр. 302)



К.р. № 4. Контрольный тест по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика"



Р.р. № 14. Подготовка к изложению " Первый снег" по упр. № 375



Р.р. № 15. Изложение " Первый снег" по упр. № 375



Р.р. № 16. Рассуждение



Р.р. № 17. Описание "поэтических предметов"(по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине")



Р.р. № 18. Написание сочинения по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине" (упр.470)



К.р. № 5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Морфемика. Культура речи"



Р.р. № 19. Доказательства и объяснения в рассуждении



Р.р. № 20. Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка "Перо и чернильница" (упр. 513)



Р.р. № 21. Изложение с элементами сочинения по тексту В.П.Астафьева (упр. 547)



К.р. № 6. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное"



Р.р. № 22. Описание животного (по материалу упр. 587)



Р.р. № 23. Сочинение по картине А.Н. Комарова " Наводнение" (упр.587)



К.р. № 7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное"



Р.р. № 24. Рассказ



Р.р. № 25. Невыдуманный рассказ о себе "Как я однажды..." (устно упр. 652). Время глагола



Р.р. № 26. Сжатое изложение по тексту А.Савчука "Шоколадный торт" (упр. 688)



К.р. № 8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол"



К.р. № 9. Итоговый контрольный диктант




Учебно-тематический план


Наименование разделов и тем

Всего

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Язык и общение

2

1

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем

24

19

5

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

34

27

7

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

15

11

4

Лексика. Культура речи

10

8

2

Морфемика. Орфография. Культура речи

22

18

4

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

55

21

11

23

44

17

8

19

11

4

3

4

Повторение и систематизация изученного

8

7

1

ИТОГО

170

135

35




Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (1 + 1 Р.р.)

Язык и человек. Язык - важнейшее средство общения.



Р.р. № 1. Стили речи



РАЗДЕЛ 2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (20 + 4 Р.р.)

Звуки буквы произношение и правописание.



Орфография. Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова



Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова.



Правописание проверяемых согласных в корне слова.



Правописание непроверяемых гласных в корне слова.



Правописание непроверяемых согласных в корне слова



Правописание непроизносимых согласных.



Буквы и, у, а после шипящих.



Разделительные Ъ и Ь.



Разделительные Ъ и Ь.



Раздельное написание предлогов со словами.



Р.р. № 2. Текст. Тема текста



Р.р. № 3. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого (упр. 70)



Части речи.



Глагол.



Ться, - тся в глаголах.



Личные окончания глаголов.



Имя существительное.



Имя прилагательное.



Р.р. № 4. Сочинение по картине А.А. Пластова "Летом"



Местоимение.



Р.р. № 5. Понятие об основной мысли высказывания. Сочинение на тему "Летние радости"



К.р. № 1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме"Вспоминаем, повторяем, изучаем".



Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте



РАЗДЕЛ 3. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (29 + 5 Р.р.)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Строение словосочетаний



Разбор словосочетания.



Предложение. Грамматическая основа предложения.



Р.р. № 6. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П.Катаева "Старый пень" (упр.144)



Р.р. № 7. Написание изложения по тексту В.П.Катаева "Старый пень" (упр.144)



Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.



Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.



Сказуемое.



Сказуемое.



Тире между подлежащим и сказуемым



Тире между подлежащим и сказуемым.



Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения



Дополнение.



Определение.



Обстоятельство.



Однородные члены предложения.



Однородные члены предложения.



Обобщающие слова при однородных членах



К.р. № 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Синтаксис простого предложения"



Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте



Обращение.



Обращение.



Р.р. № 8. Письмо



Синтаксический разбор простого предложения.



Синтаксический разбор простого предложения.



Р.р. № 9. Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова "Опять двойка!"



Р.р. № 10. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!"



Простые и сложные предложения



Простые и сложные предложения



Синтаксический разбор сложного предложения



Прямая речь. Знакомство с косвенной речью.



Диалог



Закрепление изученного по теме "Синтаксис и пунктуация"



К.р. № 3. Контрольное диктант с грамматическим заданием по теме "Синтаксис и пунктуация"



РАЗДЕЛ 4. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА.

ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (12 + 3 Р.р.)

Фонетика. Гласные звуки.



Согласные звуки.



Изменение звуков в потоке речи.



Твердые и мягкие согласные



Р.р. № 11. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский "Шкатулка", упр. 283)



Р.р. № 12. Написание изложения (упр. 283)



Звонкие и глухие согласные.



Графика.



Алфавит.



Р.р. № 13. Описание предмета. Сочинение-миниатюра (упр. 302)



Обозначение мягкости согласных с помощью Ь



Двойная роль Е,Ё,Ю,Я.



Орфоэпия. Фонетический разбор слова.



Повторение и систематизация знаний по теме " Фонетика".



К.р. № 4. Контрольный тест по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика"



РАЗДЕЛ 5. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (8 + 2 Р.р.)

Слово и его лексическое значение



Однозначные и многозначные слова



Прямое и переносное значение.



Омонимы



Синонимы.



Синонимы.



Антонимы.



Повторение и систематизация знаний по теме " Лексика".



Р.р. № 14. Подготовка к изложению " Первый снег" по упр. № 375



Р.р. № 15. Изложение " Первый снег" по упр. № 375



РАЗДЕЛ 6. МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (19 + 3 Р.р.)

Понятие о морфеме. Изменение и образование слов.



Окончание и основа



Корень слова, однокоренные слова.



Корень слова, однокоренные слова



Р.р. № 16. Рассуждение



Суффикс как значимая часть слова



Приставка



Чередование звуков.



Беглые гласные.



Варианты морфем.



Морфемный разбор слова.



Правописание гласных и согласных в приставках.



Буквы З и С на конце приставок



Буквы З и С на конце приставок



Буквы о - а в корнях -лаг- – -лож-



Буквы о - а в корнях -раст- - -рос-



Буквы ё - о после шипящих в корне



Буквы ы- и после ц



Обобщение по разделу "Морфемика. Культура речи"



Р.р. № 17. Описание "поэтических предметов"(по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине")



Р.р. № 18. Написание сочинения по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине" (упр.470)



К.р. № 5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Морфемика. Культура речи"



РАЗДЕЛ 7. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (47 + 8 Р.р.)

Имя существительное (18 + 3 Р.р.)

Самостоятельные и служебные части речи. Анализ диктанта



Имя существительное как часть речи.



Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи



Р.р. № 19. Доказательства и объяснения в рассуждении



Имена существительные одушевленные и неодушевленные



Имена существительные собственные и нарицательные.



Имена существительные собственные и нарицательные.



Род имен существительных



Р.р. № 20. Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка "Перо и чернильница" (упр. 513)



Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа



Существительные, имеющие форму только единственного числа



Три склонения имён существительных



Падеж имен существительных



Падежные окончания существительных



Существительные на -ие, -ий, -ия



Падежные окончания существительных



Р.р. № 21. Изложение с элементами сочинения по тексту В.П.Астафьева (упр. 547)



Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных



Морфологический разбор



К.р. № 6. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное"



Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте



Имя прилагательное как часть речи (9 + 2 Р.р.)

Имя прилагательное как часть речи



Имя прилагательное как часть речи



Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных



Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных



Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных



Р.р. № 22. Описание животного (по материалу упр. 587)



Прилагательные полные и краткие. Краткие прилагательные с основой на шипящую.



Р.р. № 23. Сочинение по картине А.Н. Комарова " Наводнение" (упр.587)



Морфологический разбор имени прилагательного



Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное"



К.р. № 7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное"



Глагол (20 + 3 Р.р.)

Глагол как часть речи. Анализ диктанта



Не с глаголами



Р.р. № 24. Рассказ



Неопределенная форма глагола.



Правописание -тся и -ться в глаголах



Виды глагола.



Видовые пары



Буквы е-и в корнях с чередованием



Буквы е-и в корнях с чередованием



Р.р. № 25. Невыдуманный рассказ о себе "Как я однажды..." (устно упр. 652). Время глагола



Прошедшее время глагола



Настоящее время глагола



Будущее время глагола



Спряжение глаголов



Определение спряжения глагола с безударным личным окончание



Правописание безударных личных окончаний глаголов



Определение спряжения глагола с безударным личным окончание



Морфологический разбор глаола



Р.р. № 26. Сжатое изложение по тексту А.Савчука "Шоколадный торт" (упр. 688)



Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа



Употребление времён в устных и письменных рассказах.



Обобщение по теме "Глагол"



К.р. № 8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол"



РАЗДЕЛ 8. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (8 ч)

Разделы науки о языке.



Орфограммы в приставках и корнях слов



Орфограммы в окончаниях слов



Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания.



Знаки препинания в простом и сложном предложении



Знаки препинания в предложениях с прямой речью.



К.р. № 9. Итоговый контрольный диктант



Анализ ошибок, допущенных в итоговом диктанте.





~ 2 ~


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!