Рабочая учебная программа по русскому языку (5 класс) составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2014г.
Рабочая программа составлена из расчета 5 часов в неделю (170 часов в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2013.
Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе в 5 классе – 170 часов, из расчета 5 часов в неделю, что соответствует учебному плану МБОУ Глубокинской школы. Изменений в рабочую программу внесено не было.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., И.И.Кулибаба, Ладыженская Н.В. "Русский язык": учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений в 2-х частях. — М.: Просвещение, 2013г., 2-е изд. + CD диск.
Для приобретения практических навыков, повышения уровня знаний, их контроля и оценки в систему уроков включены письменные работы: контрольные диктанты — 8, контрольные тесты - 1, сочинения — 7, изложения — 7, предусмотренные Примерной программой.
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;
Наименование раздела | Содержание учебного предмета | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Язык и общение (1 ч. + 1 ч.) | Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи. | Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют, устные и письменные высказывания с точки зрения их цели, условии общения. Овладевают приёмами работы с учебной книгой; знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Устанавливают принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. Знакомятся с понятием речевого этикета. | |
Вспоминаем, повторяем, изучаем (20 ч. + 4 ч.) | Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Развитие речи (далее Р.Р.) Текст. Тема текста. Стили. | Читают текст, определяют его тему, анализируют содержание, высказывают и обосновывают своё мнение о тексте. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Знакомятся с понятием орфограммы, её признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове. Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Отличают проверяемые безударные в корне слова. Совершенствуют навыки проверки правописания безударных гласных в корне слова, графического обозначения условий выбора правильных написаний. Отличают проверяемые и непроверяемые безударные в корне слова, правильно пишут знакомые словарные слова; работают с орфографическим словарем; графически обозначают изученные орфограммы. Усваивают правило написания проверяемых согласных в корне слова. Различают проверяемые и непроверяемые согласные в корне слова; правильно пишут знакомые словарные слова; работают с орфографическим словарем; графически обозначают изученные орфограммы Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Активизируют правило написания букв и, у, а после шипящих. Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Определяют тему и основную мысль текста, составляют его план; пишут изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи | входной контроль в начале четверти; контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников изложения (выборочное, сжатое). творческое списывание редактирование текста осложненное списывание разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический) |
Синтаксис, пунктуация, культура речи (29 ч. + 5 ч.) | Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если, Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. Р.Р. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста, Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. | Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания. Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания. Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи. Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике. Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами. Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении. Анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов. Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи. Разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные. Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом). Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения. Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов. Наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров. Понимать сущность обособления, общие условия обособления | контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников изложения (выборочное, сжатое). творческое списывание редактирование текста осложненное списывание разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический) |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (12 ч. + 3 ч.) | Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. Р.Р. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. | Овладевать основными понятиями фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава. Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их. Выразительно читать прозаические и поэтические тексты. Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами. Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека. Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормативное произношение безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные). Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь. Использовать орфоэпический словарь Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений | контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников изложения (выборочное, сжатое). творческое списывание редактирование текста осложненное списывание разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический) |
Лексика. Культура речи (8 ч. + 2 ч.) | Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. Р.Р. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме "Лексика. Культура речи" | Овладеть основными понятиями лексикологии. Понимать отличие слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объяснять лексическое значение слов различными способами. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Группировать слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т. д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов) и использовать ее в различных видах деятельности. | объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников изложения (выборочное, сжатое). творческое списывание редактирование текста осложненное списывание разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический) |
Морфемика. Орфография. Культура речи (19 ч. + 3 ч.) | Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях –лож- , - лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц. Р.Р. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности | Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова. Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи. Использовать морфемный, словообразовательный словари. Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов | контрольные диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников изложения (выборочное, сжатое). творческое списывание редактирование текста осложненное списывание |
Морфология. Орфография. Культура речи (55 ч.) |
Имя существительное (18 ч. + 3 ч.) | Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий тычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Р.Р. Доказательства и объяснения в рассуждении. К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме "Имя существительное | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных. Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами. Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста | входной контроль в начале и в конце четверти; контрольные диктанты с грамматическим заданием, итоговые, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, сочинения на основе экскурсий, сочинения по наблюдениям, сочинения по опорным словам, сочинения по картинам художников изложения (выборочное, сжатое). творческое списывание редактирование текста осложненное списывание разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический) |
Имя прилагательное (9 ч. + 2 ч.) | Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам. Р.Р. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль. Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры. Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов |
Глагол (20 ч. + 3 ч.) | Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов –бер-, бир-, -дер-дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-. Правописание не с глаголами. Р.Р. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте. |
Повторение и систематизация изученного (8 ч.) | | Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Анализируют тексты. Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв ъ и ь. Повторяют звания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. | итоговый, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты, терминологические, самодиктант, письмо по памяти тесты, комплексный анализ текста разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический) |
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (1 + 1 Р.р.) |
-
| Язык и человек. Язык - важнейшее средство общения. | | |
-
| Р.р. № 1. Стили речи | | |
РАЗДЕЛ 2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (20 + 4 Р.р.) |
-
| Звуки буквы произношение и правописание. | | |
-
| Орфография. Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова | | |
-
| Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. | | |
-
| Правописание проверяемых согласных в корне слова. | | |
-
| Правописание непроверяемых гласных в корне слова. | | |
-
| Правописание непроверяемых согласных в корне слова | | |
-
| Правописание непроизносимых согласных. | | |
-
| Буквы и, у, а после шипящих. | | |
-
| Разделительные Ъ и Ь. | | |
-
| Разделительные Ъ и Ь. | | |
-
| Раздельное написание предлогов со словами. | | |
-
| Р.р. № 2. Текст. Тема текста | | |
-
| Р.р. № 3. Обучающее изложение по тексту Г. Скребицкого (упр. 70) | | |
-
| Части речи. | | |
-
| Глагол. | | |
-
| Ться, - тся в глаголах. | | |
-
| Личные окончания глаголов. | | |
-
| Имя существительное. | | |
-
| Имя прилагательное. | | |
-
| Р.р. № 4. Сочинение по картине А.А. Пластова "Летом" | | |
-
| Местоимение. | | |
-
| Р.р. № 5. Понятие об основной мысли высказывания. Сочинение на тему "Летние радости" | | |
-
| К.р. № 1. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме"Вспоминаем, повторяем, изучаем". | | |
-
| Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | | |
РАЗДЕЛ 3. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (29 + 5 Р.р.) |
-
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Строение словосочетаний | | |
-
| Разбор словосочетания. | | |
-
| Предложение. Грамматическая основа предложения. | | |
-
| Р.р. № 6. Подготовка к сжатому изложению по тексту В.П.Катаева "Старый пень" (упр.144) | | |
-
| Р.р. № 7. Написание изложения по тексту В.П.Катаева "Старый пень" (упр.144) | | |
-
| Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | | |
-
| Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | | |
-
| Сказуемое. | | |
-
| Сказуемое. | | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым | | |
-
| Тире между подлежащим и сказуемым. | | |
-
| Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения | | |
-
| Дополнение. | | |
-
| Определение. | | |
-
| Обстоятельство. | | |
-
| Однородные члены предложения. | | |
-
| Однородные члены предложения. | | |
-
| Обобщающие слова при однородных членах | | |
-
| К.р. № 2. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме Синтаксис простого предложения" | | |
-
| Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | | |
-
| Обращение. | | |
-
| Обращение. | | |
-
| Р.р. № 8. Письмо | | |
-
| Синтаксический разбор простого предложения. | | |
-
| Синтаксический разбор простого предложения. | | |
-
| Р.р. № 9. Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова "Опять двойка!" | | |
-
| Р.р. № 10. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка!" | | |
-
| Простые и сложные предложения | | |
-
| Простые и сложные предложения | | |
-
| Синтаксический разбор сложного предложения | | |
-
| Прямая речь. Знакомство с косвенной речью. | | |
-
| Диалог | | |
-
| Закрепление изученного по теме "Синтаксис и пунктуация" | | |
-
| К.р. № 3. Контрольное диктант с грамматическим заданием по теме "Синтаксис и пунктуация" | | |
РАЗДЕЛ 4. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (12 + 3 Р.р.) |
-
| Фонетика. Гласные звуки. | | |
-
| Согласные звуки. | | |
-
| Изменение звуков в потоке речи. | | |
-
| Твердые и мягкие согласные | | |
-
| Р.р. № 11. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Г.Паустовский "Шкатулка", упр. 283) | | |
-
| Р.р. № 12. Написание изложения (упр. 283) | | |
-
| Звонкие и глухие согласные. | | |
-
| Графика. | | |
-
| Алфавит. | | |
-
| Р.р. № 13. Описание предмета. Сочинение-миниатюра (упр. 302) | | |
-
| Обозначение мягкости согласных с помощью Ь | | |
-
| Двойная роль Е,Ё,Ю,Я. | | |
-
| Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | | |
-
| Повторение и систематизация знаний по теме " Фонетика". | | |
-
| К.р. № 4. Контрольный тест по теме "Фонетика. Орфоэпия. Графика" | | |
РАЗДЕЛ 5. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (8 + 2 Р.р.) |
-
| Слово и его лексическое значение | | |
-
| Однозначные и многозначные слова | | |
-
| Прямое и переносное значение. | | |
-
| Омонимы | | |
-
| Синонимы. | | |
-
| Синонимы. | | |
-
| Антонимы. | | |
-
| Повторение и систематизация знаний по теме " Лексика". | | |
-
| Р.р. № 14. Подготовка к изложению " Первый снег" по упр. № 375 | | |
-
| Р.р. № 15. Изложение " Первый снег" по упр. № 375 | | |
РАЗДЕЛ 6. МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (19 + 3 Р.р.) |
-
| Понятие о морфеме. Изменение и образование слов. | | |
-
| Окончание и основа | | |
-
| Корень слова, однокоренные слова. | | |
-
| Корень слова, однокоренные слова | | |
-
| Р.р. № 16. Рассуждение | | |
-
| Суффикс как значимая часть слова | | |
-
| Приставка | | |
-
| Чередование звуков. | | |
-
| Беглые гласные. | | |
-
| Варианты морфем. | | |
-
| Морфемный разбор слова. | | |
-
| Правописание гласных и согласных в приставках. | | |
-
| Буквы З и С на конце приставок | | |
-
| Буквы З и С на конце приставок | | |
-
| Буквы о - а в корнях -лаг- – -лож- | | |
-
| Буквы о - а в корнях -раст- - -рос- | | |
-
| Буквы ё - о после шипящих в корне | | |
-
| Буквы ы- и после ц | | |
-
| Обобщение по разделу "Морфемика. Культура речи" | | |
-
| Р.р. № 17. Описание "поэтических предметов"(по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине") | | |
-
| Р.р. № 18. Написание сочинения по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине" (упр.470) | | |
-
| К.р. № 5. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Морфемика. Культура речи" | | |
РАЗДЕЛ 7. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (47 + 8 Р.р.) |
Имя существительное (18 + 3 Р.р.) |
-
| Самостоятельные и служебные части речи. Анализ диктанта | | |
-
| Имя существительное как часть речи. | | |
-
| Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи | | |
-
| Р.р. № 19. Доказательства и объяснения в рассуждении | | |
-
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные | | |
-
| Имена существительные собственные и нарицательные. | | |
-
| Имена существительные собственные и нарицательные. | | |
-
| Род имен существительных | | |
-
| Р.р. № 20. Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка "Перо и чернильница" (упр. 513) | | |
-
| Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа | | |
-
| Существительные, имеющие форму только единственного числа | | |
-
| Три склонения имён существительных | | |
-
| Падеж имен существительных | | |
-
| Падежные окончания существительных | | |
-
| Существительные на -ие, -ий, -ия | | |
-
| Падежные окончания существительных | | |
-
| Р.р. № 21. Изложение с элементами сочинения по тексту В.П.Астафьева (упр. 547) | | |
-
| Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных | | |
-
| Морфологический разбор | | |
-
| К.р. № 6. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя существительное" | | |
-
| Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте | | |
Имя прилагательное как часть речи (9 + 2 Р.р.) |
-
| Имя прилагательное как часть речи | | |
-
| Имя прилагательное как часть речи | | |
-
| Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | | |
-
| Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | | |
-
| Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных | | |
-
| Р.р. № 22. Описание животного (по материалу упр. 587) | | |
-
| Прилагательные полные и краткие. Краткие прилагательные с основой на шипящую. | | |
-
| Р.р. № 23. Сочинение по картине А.Н. Комарова " Наводнение" (упр.587) | | |
-
| Морфологический разбор имени прилагательного | | |
-
| Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя прилагательное" | | |
-
| К.р. № 7. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Имя прилагательное" | | |
Глагол (20 + 3 Р.р.) |
-
| Глагол как часть речи. Анализ диктанта | | |
-
| Не с глаголами | | |
-
| Р.р. № 24. Рассказ | | |
-
| Неопределенная форма глагола. | | |
-
| Правописание -тся и -ться в глаголах | | |
-
| Виды глагола. | | |
-
| Видовые пары | | |
-
| Буквы е-и в корнях с чередованием | | |
-
| Буквы е-и в корнях с чередованием | | |
-
| Р.р. № 25. Невыдуманный рассказ о себе "Как я однажды..." (устно упр. 652). Время глагола | | |
-
| Прошедшее время глагола | | |
-
| Настоящее время глагола | | |
-
| Будущее время глагола | | |
-
| Спряжение глаголов | | |
-
| Определение спряжения глагола с безударным личным окончание | | |
-
| Правописание безударных личных окончаний глаголов | | |
-
| Определение спряжения глагола с безударным личным окончание | | |
-
| Морфологический разбор глаола | | |
-
| Р.р. № 26. Сжатое изложение по тексту А.Савчука "Шоколадный торт" (упр. 688) | | |
-
| Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа | | |
-
| Употребление времён в устных и письменных рассказах. | | |
-
| Обобщение по теме "Глагол" | | |
-
| К.р. № 8. Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Глагол" | | |
РАЗДЕЛ 8. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (8 ч) |
-
| Разделы науки о языке. | | |
-
| Орфограммы в приставках и корнях слов | | |
-
| Орфограммы в окончаниях слов | | |
-
| Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания. | | |
-
| Знаки препинания в простом и сложном предложении | | |
-
| Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | | |
-
| К.р. № 9. Итоговый контрольный диктант | | |
-
| Анализ ошибок, допущенных в итоговом диктанте. | | |