СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класса к учебнику Тростенцовой Л.А.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку предназначена для работы в 7 классе по учебнику Тростенцовой Л.А. и рассчитана на 136 часов в год.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класса к учебнику Тростенцовой Л.А.»

Русский язык 7 класс

Марковский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Глубокинская школа

Краснинского района Смоленской области






РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 28.08.2015 года

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Горбатенкова Г.Е.

Приказ № 120 от 01.09.2015 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по русскому языку


7 класса


учитель: Ганус Антонина Валентиновна



















2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по русскому языку (7 класс) составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2015г. Рабочая программа составлена из расчета 4 часа в неделю (136 часов в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

Нормативно-правовая база разработки рабочей программы

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (по ФГОС и ГОС).

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 5 марта 2004 года №1089;

  • Примерная программа по предмету (базовый уровень для среднего общего образования);

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;

  • Учебный план МБОУ Глубокинской школы;

  • Годовой календарный учебный график на текущий учебный год;

  • Методические письма о преподавании предмета;

  • Требования к оснащению учебного процесса по русскому языку;

  • Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;

  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.


Задачи обучения русскому языку:

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;

  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о международном значении русского языка, о функциях русского языка в современном мире; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся;

  • сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Содержание курса русского (родного) языка в 6 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.

Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.

Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.

Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.

Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).

Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.

Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане

Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе в 7 классе – 170 часов, из расчета 5 часов в неделю. Согласно базисному учебному плану МБОУ Глубокинская школа изучение русского языка в 7 классе рассчитано на 136 часов (4 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета "Русский язык 7 класс"

Школьный курс русского языка в 7 классе предполагает изучение лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.

Курс русского языка для 7 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.

Важнейшим направлением в работе учителя является формирование навыков грамотного письма. Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. В процессе обучения необходимо приобщать учеников к работе со справочной литературой.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.

Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий – в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных ("Проверяю себя"), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый – итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста.

Для приобретения практических навыков, повышения уровня знаний, их контроля и оценки в систему уроков включены письменные работы: контрольные диктанты — 5, сочинения — 6, изложения — 2, контрольные тесты - 9, предусмотренные Примерной программой.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);

  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

  1. представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  3. усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  4. освоение базовых основ лингвистики;

  5. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;

  6. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

  7. проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

  8. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  9. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Требования к уровню подготовки обучающихся

по русскому языку за курс 7 класса

учащиеся должны знать:

 определения основных изучаемых в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры;

учащиеся должны уметь:


РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

  • определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;

  • вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;

ЧТЕНИЕ:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;

  • дифференцировать в тексте главную и второстепенную информацию;

  • разбивать текст на составные части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);

ГОВОРЕНИЕ:

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и средства языковой выразительности;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

ПИСЬМО:

  • подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и средства выразительности;

  • строить письменные высказывания на заданную тему;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию;

  • правильно произносить широко употребляемые слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки звучащей речи;

ГРАФИКА:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита:

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;

  • давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;

  • выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • давать комментарии к словообразовательному гнезду;

  • объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;

  • употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации;

  • пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);

  • анализировать примеры использования слов в переносном значении;

  • проводить лексический разбор слова;

МОРФОЛОГИЯ:

  • указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

  • уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • опираться на морфологические признаки слов при решении задач правописания;

ОРФОГРАФИЯ:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;

  • свободно пользовать орфографическим словарем;

  • владеть приёмами поморфемного письма;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

  • анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • правильно применять изученные пунктуационные правила;

  • устно объяснять пунктуацию предложения и использовать на письме специальные графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.


Содержание учебного предмета

Русский язык как развивающееся явление (1ч)

Повторение изученного в V-VI классах (10ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Развитие речи (далее P.P.).

Тексты и стили (3ч)

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов.

Морфология и орфография. Культура речи (109ч)

Причастие (31ч)

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Сострадательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

P.P. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. Сочинение — описание внешности.

Деепричастие (13ч)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при причастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

P.P. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине.

Наречие (20ч)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на-о и -е. Описание действий. Буквы o и e после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

P.P. Творческое задание по картине. Сочинение-рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам.

Учебно-научная речь (2ч)

Учебно-научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

P.P. Текст учебно-научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада.

Категория состояния (4ч)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

P.P. Творческое задание по картине. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины.

Предлог (9ч)

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

P.P. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Союз (14ч)

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в сложном союзном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

P.P. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Частица (14ч)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни.

P.P. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение-рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины.

Междометие (2ч)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (13ч)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Орфография. Синтаксис. Пунктуация.

P.P. Текст. Стили речи.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Теория

Практика

РР

КР

Русский язык как развивающееся явление

1

1

-

-

Повторение пройденного в V - VI классах

10

9

-

1

Тексты и стили

3

-

3

-

Морфология и орфография. Культура речи

109

85

13

11

Причастие

31

26

3

2

Деепричастие

13

10

1

2

Наречие

20

17

1

2

Учебно-научная речь

2

-

2

-

Категория состояния

4

2

1

1

Предлог

9

7

1

1

Союз

14

11

1

2

Частица

14

12

1

1

Междометие

2

-

2

-

Повторение и систематизация пройденного в VII классе

13

9

2

2


ИТОГО:

136

104

18

14


Перечень практических работ


Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 6 класса:

диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты; тесты, комплексный анализ текста; сочинения разных жанров, изложения (выборочное, сжатое).


п/п

Тема

Дата

Контрольное тестирование № 1 по теме "Повторение изученного в 5-6 классах"


Р.Р. Выборочное изложение по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"


Р.Р. Сочинение-описание внешности товарища


Контрольное тестирование № 2 по теме "Причастие"


Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме "Причастие"


Контрольное тестирование №3 по теме "Деепричастие"


Р.Р. Сочинение-описание действий человека по картине С. Григорьева "Вратарь"


Контрольный диктант № 2 "Деепричастие" с грамматическим заданием


Р.Р. Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты "Учимся работать"


Контрольное тестирование №4 по теме "Наречие"


Контрольный диктант № 3 по теме "Наречие" с грамматическим заданием


Контрольное тестирование № 5 по теме "Категория состояния"


Р.Р. Категория состояния как способ сжатия текста. Сжатое изложение "Обыкновенная земля" (упр. 322)


Р.Р. Сочинение по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа"


Контрольное тестирование № 6 по теме "Предлог"


Р.Р. Сочинение на тему "Я сижу на берегу…"


Контрольное тестирование № 7 по теме "Союз"


Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по темам "Предлог. Союз"


Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.446)


Контрольное тестирование № 8 по теме "Частица"


Итоговое тестирование (№ 9) за курс 7 класса


Итоговый контрольный диктант (№ 5) за курс 7 класса



Календарно-тематическое поурочное планирование


п/п

Тема урока

Содержание урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Дата

РУССКИЙ ЯЗЫК КАК РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ЯВЛЕНИЕ (1 ч)

Русский язык как развивающееся явление

Русский язык – один из славянских языков. Славянские языки – родственные языки. Содержание и на­значение УМК.

Научиться пони­мать высказыва­ния на лингви­стическую тему и составлять рас­суждение на линг­вистическую тему


ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ (10ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор

Синтаксис. Слово­сочетание, его структура.

Научиться применять алгоритм проведения синтаксического разбора, пунктуационного разбора, фонетического и морфологического разборов слова.

Освоить алгоритм проведения комплексного анализа текста.

Научиться составлять и использовать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.

Научиться проектировать и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах.


Пунктуация. Пунктуационный разбор

Пунк­туация. Простые и сложные предложения.


Лексика и фразео­логия

Лексика. Фразеология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы.


Фонетика и орфо­графия. Фонетиче­ский раз­бор слова

Фонетика и графи­ка. Гласные и согласные звуки. Орфоэпия. Рифма.


Фонетика и орфо­графия. Фонетиче­ский раз­бор слова


Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

Словообразование. Орфография. Морфема.


Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Морфология. Части речи, их морфологические признаки.


Морфоло­гия и орфография. Морфоло­гический разбор слова


Морфоло­гия и орфография. Морфоло­гический разбор слова


Контрольное тестирование № 1 по теме "Повторение изученного в 5-6 классах"




ТЕКСТЫ И СТИЛИ (3ч)

Р.Р. Текст.

Текст. Языковые средства связи. Абзацы. Микротемы. Типы текста.

Научиться определять текст по форме, виду речи, типу речи, выявлять устойчивые стилистические признаки.

Научиться строить диалог и оформлять реплики.

Научиться определять и строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков


Р.Р. Диалог как текст. Виды диалогов

Диалог как текст. Виды диа­логов


Р.Р. Стили литературного языка. Публицистический стиль

Публицистический стиль. Признаки публицистического стиля.


Морфология и орфография. Культура речи (109ч)

Причастие (31ч)

Причастие как часть речи

Причастие. Морфологические и синтаксические признаки причастия.

Научиться определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных.

Научиться применять правило написания гласных в падежных окончаниях причастий.

Научиться обособлять распространенное согласованное определение, выраженное причастным оборотом.

Научиться по грамматическим признакам различать действительные и страдательные причастия.

Научиться определять и различать полные и краткие причастия.

Научиться составлять и применять алгоритм проверки написания гласных в суффиксах действительных причастий

Научиться применять алгоритм написания гласных перед н в полных и кратких причастиях.

Научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму.


Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Склонение причастий. Алгоритм определения падежного окончания причастий.


Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий


Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Причастный оборот. Одиночное причастие. Обособление причастного оборота.


Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми


Р.Р. Описание внешности человека

Основные виды описания внешности человека. Работа с текстами.


Действительные и страдательные причастия

Действительные и страдательные причастия


Краткие и полные страдательные причастия

Краткие и полные страдательные причастия. Синтаксическая роль причастий в тексте.


Действительные причастия настоящего времени.

Действительные причастия настоящего времени.

Суффиксы действительных причастий настоящего времени.


Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени


Действительные причастия прошедшего времени

Действительные причастия прошедшего времени.

Суффиксы действительных причастий прошедшего времени.


Действительные причастия прошедшего времени


Страдательные причастия настоящего времени.

Страдательные причастия настоящего времени.

Суффиксы страдательных причастий настоящего времени.


Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени


Страдательные причастия прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени.

Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.


Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях

Страдательные причастия полные и краткие. Суффиксы полных и кратких страдательных причастий.


Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия. Отглагольные прилагательные. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Полные и краткие страдательные причастия. Полные и краткие прилагательные.


Одна буква н в отглагольных прилагательных


Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных


Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных



Р.Р. Выборочное изложение по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека"

Выборочное изложение


Морфологический разбор причастия

Морфологический разбор причастия. Морфологические и синтаксические признаки причастия. Порядок морфологического разбора.


Р.Р. Сочинение-описание внешности товарища

Описание внешности человека.


Слитное и раздельное написание не с причастиями



Слитное и раздельное написание не с причастиями

Причастия полные и краткие. Причастный оборот. Противопоставление с союзом а.


Контрольное тестирование № 2 по теме "Причастие"



Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени. Суффиксы страдательных причастий прошедшего времени


Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени


Повторение изученного по теме "Причастие"



Повторение изученного по теме "Причастие"



Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме "Причастие"



Деепричастие (13ч)

Деепричастие как часть речи

Деепричастие. Глагол. Наречие. Глагольные и наречные признаки деепричастия.

Научиться различать деепричастия, глаголы и наречия.

Научиться объяснять обособление деепричастных оборотов

Научиться применять правила написания не с деепричастиями

Научиться определять деепричастия несовершенного вида по грамматическим признакам

Научиться применять способы сжатия текста

Научиться применять технологию самокоррекции при перепроектировании индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.


Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте


Раздельное написание не с деепричастиями

Глагол. Деепричастие. Правописание НЕ с деепричастиями и другими частями речи.


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте



Деепричастия несо­вершенного вида

Глагол. Деепричастие несовершенного вида. Суффиксы деепричастий несовершенного вида.


Деепричастия совершен­ного вида

Глагол. Деепричастие совершенного вида. Суффиксы деепричастий совершенного вида.


Деепричастия совершен­ного вида


Контрольное тестирование №3 по теме "Деепричастие"



Морфологический разбор деепричастия

Морфологические признаки деепричастия, его синтаксическая роль.


Р.Р. Сочинение-описание действий человека по картине С. Григорьева "Вратарь"

Сочинение по картине. Завязка, развитие действия, кульминация.


Обобщающее повторение по теме "Деепричастие"



Контрольный диктант № 2 "Деепричастие" с грамматическим заданием



Наречие (20ч)

Наречие как часть речи

Самостоятельные части речи. Наречие - неизменяемая часть речи.

Научиться определять наречия по их грамматическим признакам

Научиться применять алгоритм образования степеней сравнения наречий

Научиться применять правила написания не с наречиями на-о и -е

Научиться применять алгоритм написания не- и ни- в отрицательных наречиях

Научиться применять правило написания одной или двух букв н в суффиксах наречий на о- и е

Научиться применять правила написания о и е после шипящих на конце наречий

Научиться применять правила написания о и а на конце наречий

Научиться применять правило написания наречий через дефис

Научиться выявлять и объяснять композиционно-языковые признаки текста учебно-научного стиля

Научиться применять алгоритм построения текста учебного доклада


Разряды наречий

Смысловые группы наречий. Словосочетания с наречиями. Синонимические ряды.


Разряды наречий


Степени сравнения наречий

Качественные прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных и наречий. Сравнительная степень наречий. Простая и составная форма сравни тельной степени. Превосходная степень сравнения наречий. Составная форма превосходной степени наречий.


Морфологический разбор наречий

Морфологический разбор наречия


Слитное и раздельное написание не с наречиями на-о и -е

Правописание НЕ с наречиями. Синонимы. Противопоставление с союзом а. Словообразование наречий.


Слитное и раздельное написание не с наречиями на-о и -е


Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий

Отрицательные наречия. Вопросительные наречия. Правописание Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.


Одна и две буквы н в наречиях на-о и -е

Прилагательные. Причастия. Наречие. Словообразование наречий.


Р.Р. Описание действий. Сочинение о труде для рубрики школьной газеты "Учимся работать"

Заголовок текста. Тема текста. Основная мысль. Средства выразительности.


Буквы о и е после шипящих на конце наречий

Правописание наречий, оканчивающихся на шипящую


Буквы о и а на конце наречий

Способы образования наречий (суффиксальный, приставочно-суффиксальный). Однокоренные слова. Антонимы.


Дефис между частями слова в наречиях

Однокоренные слова. Дефис в наречиях. Неопределенные местоимения и наречия. Отличие наречий с приставками от сочетаний предлогов с существительными, прилагательными и местоимениями.


Дефис между частями слова в наречиях


Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

Приставки в наречиях. Имя существительное. Количественные числительные.


Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных


Контрольное тестирование №4 по теме "Наречие"



Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание Ь знака на конце наречий


Обобщающее повторение по теме "Наречие"

Орфография. Пунктуация. Грам­матические раз­боры.


Контрольный диктант № 3 по теме "Наречие" с грамматическим заданием


Учебно-научная речь (2 ч)

Р.Р. Отзыв

Признаки учебно-научной речи. Отзыв, правила его написания. Структура учебного доклада.

Научиться выявлять и объяснять композиционно-языковые признаки текста учебно-научного стиля, а также составлять текст отзыва по алгоритму выполнения задания


Р.Р. Учебный доклад


Категория состояния (4ч)

Категория состояния как часть речи

Категория состояния. Наречие. Способы выражения сказуемого.

Научиться определять слова категории состояния по грамматическим признакам

Научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора слов категории состояния

Научиться составлять и корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах

Научиться применять изученные правила в ходе написания сочинения-рассуждения по картине


Категория состояния как часть речи


Морфологический разбор категории состояния.

Контрольное тестирование № 5 по теме "Категория состояния"

Категория состояния. Наречие.


Р.Р. Категория состояния как способ сжатия текста. Сжатое изложение "Обыкновенная земля" (упр. 322)

Принципы сжатия текста. Сжатое изложение.


Предлог (9ч)

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. Научный стиль. Однозначные и многозначные предлоги. Падежи.

Научиться применять правила написания предлогов

Научиться отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи

Научиться применять алгоритм выполнения самодиагностики

Научиться различать простые и составные предлоги

Научиться применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов


Употребление предлогов


Производные и непроизводные предлоги

Непроизводные предлоги. Производные предлоги. Самостоятельные части речи. Служебные части речи.


Производные и непроизводные предлоги


Простые и составные предлоги

Простые и составные предлоги. Предложные словосочетания.


Морфологический разбор предлога

Морфологический разбор предлога.


Р.Р. Сочинение по картине А. Сайкиной "Детская спортивная школа"



Слитное и раздельное написание производных предлогов

Производные предлоги. Слитное и раздельное написание производных предлогов.


Контрольное тестирование № 6 по теме "Предлог"



Союз (14 ч)

Союз как часть речи

Союз. Морфологический разбор союза.

Научиться различать союзы простые и составные

Научиться определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам

Научиться различать сочинительные и подчинительные союзы, определять их роль в предложении

Научиться определять роль подчинительных союзов в предложении

Научиться составлять текст репортажа

Научиться применять полученные знания о союзах при выполнении практических заданий


Простые и составные союзы

Простые и составные союзы.


Союзы сочинительные и подчинительные

Союзы подчинительные и сочинительные.


Запятая между простыми предложениями в сложном союзном предложении

Сложные предложения. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Простые предложения с однородными членами. Знаки препинания в простых и сложных предложениях.


Сочинительные союзы

Сочинительные союзы. Соединительные союзы. Противительные союзы. Разделительные союзы.


Сочинительные союзы


Р.Р. Сочинение на тему "Я сижу на берегу…"

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочи­нению


Подчинительные союзы

Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзов: причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные.


Морфологический разбор союза

Морфологический разбор союза.


Слитное написание союзов также, тоже, чтобы

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ. Наречие с частицей (ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ).


Слитное написание союзов также, тоже, чтобы


Повторение сведений о предлогах и союзах

Предлоги. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Союзы простые и составные, подчинительные и сочинительные.


Повторение сведений о предлогах и союзах. Контрольное тестирование № 7 по теме "Союз"


Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по темам "Предлог. Союз"



Частица (14 ч)

Частица как часть речи.

Частица как часть речи.

Научиться отличать частицу от других частей речи

Научиться определять формообразующие, смыслоразличительные частицы

Научиться применять правило слитного и раздельного написания частиц

Научиться различать написание отрицательных частиц не и ни

Научиться рассматривать слово с точки зрения его морфемного состава, различать написание отрицательных частиц ни, приставки ни-, союза ни

Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах


Разряды частиц. Формообразующие частицы

Разряды частиц. Формообразующие частицы. Условное и повелительное наклонение глагола. Степени сравнения прилагательных и наречий.


Смыслоразличительные частицы

Частица. Разряды частиц. Смысловые частицы. Разговорный, публицистический, художественный стили речи.


Смыслоразличительные частицы


Раздельное и дефисное написание частиц

Раздельное и дефисное написание частиц.


Раздельное и дефисное написание частиц


Морфологический разбор частицы

Морфологический разбор частиц.


Отрицательные частицы не и ни

Отрицательные частицы НЕ и НИ.


Отрицательные частицы не и ни


Различение приставки не- и частицы не

Приставки НЕ- и НИ-.


Различение приставки не- и частицы не


Р.Р. Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.446)

Тема сочинения. План сочинения. Материалы к сочи­нению


Частица ни, приставка ни-, союз ни... ни

Частица НИ, приставка НИ-, союз НИ-НИ.


Контрольное тестирование № 8 по теме "Частица"



Междометие (2 ч)

Междометие как часть речи.

Междометие. Производные и непроизводные междометия.

Научиться определять междометие по его грамматическим признакам

Научиться применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях


Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Дефис в междометиях.


Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (13 ч)

Р.Р. Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

Разделы науки о языке (фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис). Виды текстов

Научиться применять алгоритмы объяснения орфограмм

Научиться составлять текст определенного стиля речи

Научиться применять полученные знания в практической деятельности на уроке


Р.Р. Учебно-научная речь


Фонетика. Графика

Фонетика. Звуки. Ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Фонетический разбор слов.


Лексика и фразеология

Лексикология. Фразеология. Лексическое и грамматическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Заимствованные и исконно русские слова.


Морфемика. Словообразование.

Морфемика. Словообразование. Строение слов. Образование слов.


Морфология

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Междометия. Синтаксическая роль частей речи.


Морфология


Орфография.

Орфография. Орфограмма.


Синтаксис.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Члены предложения. Обращение. Однородные члены предложения. Простое предложение. Сложное предложение.


Итоговое тестирование (№ 9) за курс 7 класса



Пунктуация.

Пунктуация. Знаки завершения, разделения. Пунктуация при однородных членах предложения, причастных и деепричастных оборотах, в сложных предложениях. Пунктуация при прямой речи и диалоге.


Итоговый контрольный диктант (№ 5) за курс 7 класса



Анализ ошибок, допущенных в итоговом диктанте и тестировании



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности


Для учителя:


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., И.И.Кулибаба. «Русский язык»: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2015г.

  2. Г.А. Богданова Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.

  3. Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку, 7 класс. ­ М.: Экзамен, 2006г.

  4. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 7 класс. — М.: Вако, 2008г.

  5. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.) / составитель Г.М.Вялкова. - 4-е изд. - М.: Планета, 2010. - 328 с. - (Образовательный стандарт).

  6. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова идр.. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.]. - М.: Просвещение, 2012 (Стандарты второго поколения).

  7. Селезнева В.Е.Тесты по русскому языку. 7 класс. Часть 2. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой "Русский язык. 7 класс". ФГОС, 2016 г.

  8. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.В.Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС, 2016 г.


Для обучающихся:


  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., И.И.Кулибаба. «Русский язык»: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2015г.

  2. Селезнева В.Е.Тесты по русскому языку. 7 класс. Часть 2. К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой "Русский язык. 7 класс". ФГОС, 2016 г.

  3. Янченко В.Д., Латфуллина Л.Г., Михайлова С.В.Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 7 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС, 2016 г.


ГАНУС А.В. Страница 13