Русский язык 9 класс
Марковский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Глубокинская школа Краснинского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30 августа.2017 года | УТВЕРЖДАЮ Директор школы __________ Горбатенкова Г.Е. Приказ № 97 от 01сентября 2017 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
9 класса
учитель: Ганус Антонина Валентиновна
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку (9 класс) составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2014г.
Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:
Русский язык. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений./ ( Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2014.
Нормативно-правовая база разработки рабочей программы
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации, утверждённый 29 декабря 2012 года №273-ФЗ";
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года №1897);
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ Глубокинской школы (по ФГОС и ГОС).
Примерная программа по предмету (базовый уровень для среднего общего образования);
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Учебный план МБОУ Глубокинской школы;
Годовой календарный учебный график на текущий учебный год;
Методические письма о преподавании предмета;
Требования к оснащению учебного процесса по русскому языку;
Федеральный перечень учебников, учебных пособий, рекомендованных или допущенных к использованию в учебном процессе.
Целью реализации программы по предмету «Русский язык» является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Задачи обучения русскому языку:
развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
познакомить с синтаксическими единицами «сложносочинённое», «сложноподчинённое предложение», «бессоюзное предложение», их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;
формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные синтаксические единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; расставлять знаки препинания в сложном предложении; работать с текстом;
совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;
воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о международном значении русского языка, о функциях русского языка в современном мире; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся;
сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в 9 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Место учебного предмета "Русский язык" в учебном плане
Федеральный базисный (общеобразовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 735 ч. В том числе в 9 классе – 68 часов, из расчета 2 часа в неделю. Согласно базисному учебному плану МБОУ Глубокинская школа изучение русского языка в 9 классе рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю).
Для приобретения практических навыков, повышения уровня знаний, их контроля и оценки в систему уроков включены письменные работы: контрольные диктанты — 3, контрольные тесты - 3, сочинения — 3, изложения — 4, предусмотренные Примерной программой.
Планируемые результаты изучения учебного материала
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров,
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Содержание учебного предмета
Международное значение русского языка
Повторение пройденного в 5 - 8 классах
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения
Союзные сложные предложения.
Сложносочиненные предложения
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем | Всего Количество часов |
Всего часов | Теория | Практика |
Международное значение русского языка | 2 | 2 | - |
Повторение изученного в 5-8 классах | 9 | 7 | 2 |
Сложное предложение. Культура речи | 7 | 5 | 2 |
Сложносочиненные предложения | 11 | 8 | 3 |
Сложноподчиненные предложения | 28 | 23 | 5 |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 8 | 5 | 3 |
Бессоюзные сложные предложения | 12 | 9 | 3 |
Сложные предложения с различными видами связи | 9 | 6 | 3 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах | 16 | 14 | 2 |
ИТОГО | 102 | 79 | 23 |
Перечень практических работ
Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 9 класса:
Диктанты с грамматическим заданием, объяснительные, предупредительные, словарные диктанты; тесты, комплексный анализ текста, сочинения разных жанров, изложения (выборочное, сжатое, подробное)
№ п/п | Тема | Дата |
| Р.р. Написание изложения с продолжением (упр. 40) | |
| Р.р. Написание сочинения по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве" (упр.52) | |
| Р.р. Написание сочинения по картине В.Г.Цыплакова "Мороз и солнце" (упр. 74) | |
| Контрольный диктант № 1 по теме "Сложносочиненное предложение" | |
| Р.р. Написание отзыва о прочитанном произведении | |
| Р.р. Написание изложения с элементами сочинения "Прощание с Пушкиным" (методичка с. 73) | |
| Контрольный диктант № 2 по теме "Виды придаточных предложений" | |
| Р.р. Написание подробного изложения текста "Сергей Иванович Ожегов" (упр. 177) | |
| Контрольное тестирование № 1 по теме "Сложное предложение" | |
| Р.р. Написание сочинения по картине Н.М. Ромадина "Село Хмелёвка" (упр. 202) | |
| Контрольный диктант № 3 по теме "Бессоюзное сложное предложение" | |
| Р.р. Подробное изложение отрывка из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" (упр. 219) | |
| Контрольное тестирование № 2 по теме "Сложные предложения с различными видами связи" | |
| Итоговое тестирование по курсу русского языка 5-9 классов | |
| Итоговое тестирование по курсу русского языка 5-9 классов | |
Календарно-тематическое поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
| Международное значение русского языка | | |
| Понятие о литературном языке | | |
Повторение изученного в 5-8 классах (9 ч.) |
| Р.р. Устная и письменная речь. §1 | | |
| Р.р. Монолог, диалог. §2 | | |
| Р.р. Стили языка. §3 | | |
| Простое предложение и его грамматическая основа. §4 | | |
| Предложения с обособленными членами. §5 | | |
| Предложения с обособленными членами. §5 | | |
| Обращения, вводные слова и вставные конструкции. §6 | | |
| Р.р. Подготовка к изложению с продолжением (упр. 40) | | |
| Р.р. Написание изложения с продолжением (упр. 40) | | |
Сложное предложение. Культура речи (7 ч.) |
| Понятие о сложном предложении. §7 | | |
| Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | | |
| Союзные и бессоюзные сложные предложения. §8 | | |
| Р.р. Подготовка к сочинению по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве" (упр. 52) | | |
| Р.р. Написание сочинения по картине Т. Назаренко "Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве" (упр.52) | | |
| Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. §9 | | |
| Интонация сложного предложения. §10 | | |
Сложносочинённые предложения (11 ч.) |
| Понятие о сложносочиненном предложении (ССП). Смысловые отношения в ССП. §11-12 | | |
| Сложносочиненные предложения с соединительными союзами. §13 | | |
| Сложносочиненные предложения с разделительными союзами. §14 | | |
| Сложносочиненные предложения с противительными союзами. §15 | | |
| Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.Г.Цыплакова "Мороз и солнце" (упр. 74) | | |
| Р.р. Написание сочинения по картине В.Г.Цыплакова "Мороз и солнце" (упр. 74) | | |
| Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. §16 | | |
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения. §17 | | |
| Повторение по теме "Сложносочиненные предложения" | | |
| Контрольный диктант № 1 по теме "Сложносочиненное предложение" | | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | | |
Сложноподчинённые предложения (28 ч.) |
| Понятие о сложноподчиненном предложении (СПП). §18 | | |
| Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19 | | |
| Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. §19 | | |
| Р.р. Подготовка к написанию отзыва о прочитанном произведении | | |
| Р.р. Написание отзыва о прочитанном произведении | | |
| Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. §20 | | |
| Отличие подчинительных союзов от союзных слов. §20 | | |
| Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. §21 | | |
| Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. §21 | | |
| Р.р. Подготовка к изложению с элементами сочинения "Прощание с Пушкиным" (методичка с. 73) | | |
| Р.р. Написание изложения с элементами сочинения "Прощание с Пушкиным" (методичка с. 73). | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. §22 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. §22 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. §23 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. §23 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. §23 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. §24-25 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места. §24-25 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными причины. §26 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. §26 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными уступки. §26 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. §26 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия. §26 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры, степени. §27 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. §27 | | |
| Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными. §27 | | |
| Контрольный диктант № 2 по теме "Виды придаточных предложений" | | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | | |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (8 ч.) |
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | | |
| Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. §28 | | |
| Синтаксический разбор СПП. Пунктуационный разбор СПП. §29-30 | | |
| Р.р. Подготовка к подробному изложению текста "Сергей Иванович Ожегов" (упр. 177). | | |
| Р.р. Написание подробного изложения текста "Сергей Иванович Ожегов" (упр. 177) | | |
| Повторение и обобщение по теме "Сложное предложение" | | |
| Повторение и обобщение по теме "Сложное предложение" | | |
| Контрольное тестирование № 1 по теме "Сложное предложение" | | |
Бессоюзные сложные предложения (12 ч.) |
| Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Интонация в БСП. §31-32 | | |
| БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП. §33 | | |
| БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | | |
| БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП. §34 | | |
| БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП. §35 | | |
| Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. §36 | | |
| Р.р. Подготовка к сочинению по картине Н.М. Ромадина "Село Хмелёвка" (упр. 202) | | |
| Р.р. Написание сочинения по картине Н.М. Ромадина "Село Хмелёвка" (упр. 202) | | |
| Повторение и обобщение изученного по теме "Бессоюзное сложное предложение". | | |
| Повторение и обобщение изученного по теме "Бессоюзное сложное предложение". | | |
| Контрольный диктант № 3 по теме "Бессоюзное сложное предложение" | | |
| Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | | |
Сложные предложения с различными видами связи (9 ч.) |
| Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | | |
| Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в СП. §37 | | |
| Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. §38 | | |
| Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи. §39 | | |
| Р.р. Подробное изложение отрывка из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" (упр. 219) | | |
| Р.р. Публичная речь. §40 | | |
| Р.р. Публичное выступление (упр. 222) | | |
| Повторение и закрепление изученного по теме "Сложные предложения с различными видами связи" | | |
| Контрольное тестирование № 2 по теме "Сложные предложения с различными видами связи" | | |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (16 ч.) |
| Фонетика и графика. §41 | | |
| Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | | |
| Лексикология (лексика) и фразеология. §42 | | |
| Морфемика. §43 | | |
| Словообразование §44 | | |
| Морфология. §45 | | |
| Морфология. §45 | | |
| Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46 | | |
| Синтаксис. Способы передачи чужой речи. §46 | | |
| Орфография. Пунктуация. §47 | | |
| Орфография. Пунктуация. §47 | | |
| Итоговое тестирование по курсу русского языка 5-9 классов | | |
| Итоговое тестирование по курсу русского языка 5-9 классов | | |
| Орфография. Пунктуация. §47 | | |
| Анализ ошибок, допущенных в итоговом контрольном диктанте | | |
| Итоговое повторение курса русского языка | | |
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя
Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. М.: ВАКО, 2010.
Зачётные работы по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой и др. Никулина М.Ю. (2016, 96с.)
Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс – М.: Дрофа, 2013.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2013.
Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 9 класс: к учебнику Тростенцовой Л.А. и др. - Черногрудова Е.П. (2017, 160с.)
Проверочные работы по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой. - Груздева Е.Н. (2015, 48с.)
Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебнику Тростенцовой Л.А. и др. - Ерохина Е.Л. (2015, 96с.)
Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.) / составитель Г.М.Вялкова. - 4-е изд. - М.: Планета, 2010. - 328 с. - (Образовательный стандарт).
Русский язык. 9 класс. Дидактические материалы. Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М. (2011, 237с.)
Русский язык. Поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой и др. 9 класс. / авт.-сост. Т.М. Амбушева. Волгоград, 2010..
Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской «Русский язык. 9 класс». Черногрудова Е.П. (2013, 160с.)
Тростенцова Л.А. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2014.
Для учащихся
Капинос В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 9 класс – М.: Дрофа, 2013.
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2013.
Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. К учебнику Тростенцовой Л.А. и др. - Ерохина Е.Л. (2015, 96с.)
Русский язык. Типовые тестовые задания: 9 класс/ Сост. Н.В.Егорова. М.: ВАКО, 2013.
Тесты по русскому языку. 9 класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской «Русский язык. 9 класс». Черногрудова Е.П. (2013, 160с.)
Тростенцова Л.А. Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2017.
Ганус А.В. Страница 16