Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования и авторской программой «Обучение грамоте» Н.Г.Агарковой, Ю.А. Агаркова, Н.М. Лавровой, по русскому языку для 1-4 классов Н.Г. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа», учебного плана, образовательной программы школы.
Цели обучения русскому языку в основной школе:
1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:
чтения, письма, слушания, говорения;
2) формирование элементарной лингвистической компетенции.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
-формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом.
-развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: (учебник авторы Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука, 1 класс: Учебник. Под ред. М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник, 2015 ,учебник «Русский язык» 1 кл., Чуракова Н.А.— М.: Академкнига/Учебник, 2015.), тетради «Азбука. Тетради по письму № 1,2,3» М.: Академкнига/Учебник, 2016.).
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Обучение русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.
Отличие данной программы от других заключается в том, что:
Содержание всего курса представлено как взаимосвязанное развитие основных содержательных линий: «Система языка», состоящая из разделов: «Фонетика и графика», «Орфоэпия», «Синтаксис» и содержательной линии «Орфография и пунктуация».
Сделать все три вида анализа слова и предложения (три вида разбора) функционально необходимыми, добиться того, чтобы школьник обнаружил, что разбор помогает ему решать практические задачи правописания.
Требования к учебникам касаются структурной организации содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание), методики разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес), организационных форм работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.). Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
Сведения о происхождении слов (их этимологический анализ — 4-й вид анализа, и данные о том, из какого именно языка пришли слова в русский язык) используются не только для того, чтобы расширить представления школьников об истории языка. Процедура исторического (этимологического) анализа (разбора) помогает обнаружить меняющуюся со временем структуру слова, и — самое главное — привлечь значение слова (т. е. его лексический анализ) для решения орфографической задачи. Суть проводимого все усложняющегося синтаксического анализа простого предложения состоит в том, чтобы помочь школьнику обнаружить функции разных членов предложения и понять зависимость между смыслом высказывания и структурой предложения
Программа 1-го класса выбирает для звукового анализа слова, в которых гласные звуки находятся в сильной позиции, или слова, где гласный звук [а] в предударной позиции обозначается буквой А. Начиная со 2-го класса программа обозначает разницу произношения слов с первым и вторым предударными звуками на месте буквы О в разных регионах страны как проблему.
Основание для непротиворечивого использования понятия «орфограмма» для безударных (предударных) гласных в учебниках нашего комплекта — это не констатация того, что в данных случаях написание не может быть подтверждено на слух. Основанием является то, что есть сомнение в написании, поскольку существуют РАЗНЫЕ варианты произношения (есть регионы, где написание подтверждается на слух, а есть другие регионы, где оно не подтверждается на слух, более того, эти вторые регионы и представляют общегосударственную норму произношения), а значит, такое написание можно считать орфограммой.
Организация фонетической работы (начиная с 1-го класса), позволяющей значительно уменьшить количество дисграфических ошибок, становится одним из важнейших оснований для решения орфографических задач.
Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах М.В. Панова «Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения»; П.С. Жедек «Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова»; П.С. Жедек, М.И. Тимченко «Списывание в обучении правописанию»; Е.С. Скобликовой «Синтаксис простого предложения»; В.В. Репкина «Принципы развивающего обучения русскому языку»; Л.В. Занкова «Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения»; М.С. Соловейчик «Требования к современному уроку русского языка»; Н.И. Жинкина «Развитие речи младших школьников».
Сроки реализации рабочей программы- 1 год, 2017-2018 учебный год.
Форма промежуточной аттестации – контрольный диктант.
Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану школы и Примерной программе начального общего образования по курсу «Русский язык» в 1 классе отводится 132 часов (4 часа в неделю, 33 недели). Количество тем регионального содержания – 25. Для первого года обучения предложено 8 проверочных и 2 контрольные работы, позволяющих организовать тематический и итоговый контроль, заключающийся в проверке усвоения программного материала по всем основным темам курса. Каждая работа представлена в 2 вариантах. Последнее задание каждой проверочной работы (выделено курсивом) является дополнительным, это задания повышенной трудности, их выполнение предлагается отдельным учащимся, но не всему классу.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные УУД:
- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет (задания типа «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей
Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):
- работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой, анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c целью обнаружения существенных признаков
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «звук» через анализ моделей;
- установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого - твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука; между использованием в именах собственных прописных.
Коммуникативные УУД:
– В области коммуникативных учебных действий школьник должен уметь:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.
В области контроля и самоконтроля учебных действий школьник должен:
• понимать, что необходимо выполнения работы над ошибками;
• выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Предметными результатами изучения курса « Обучение грамоте и чтению» и «Русский язык» является сформированность следующих умений:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Учащиеся должны знать/понимать:
- Структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
- Графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
- Форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
- Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.
Уметь:
- читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);
- озаглавливать прослушанный текст;
- связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
- ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. А именно:
- выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: ЧК, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящихся в сильной позиции, то есть под ударением;
- анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
- применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
- применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й,]
Таблица требований
к умениям учащихся по русскому языку 1 класс
Требования подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода |
Учащиеся должны знать/понимать: • на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст; • знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита. Уметь: • составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек; • правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их. |
Требования подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода |
Учащиеся должны знать/понимать: различать звуки и буквы русского языка; различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды; определять на слух ударные и безударные гласные; делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью; определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие; уметь: акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику; обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему-модель слова; читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически; !обозначать звуки буквами и условными значками; читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически; перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот; правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; выполнять три вида соединения букв в слогах и словах; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов; определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения; членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически; правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте. |
Требования подготовки учащихся по курсу «Русский язык» |
Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Учащиеся должны знать/понимать: различать звуки и буквы; различать буквы и их основные звуковые значения; различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные; делить слова на слоги, определять ударный слог; пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака; пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я); пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке. Раздел «Орфоэпия» Учащиеся получат возможность научиться: Раздел «Синтаксис» Учащиеся должны знать/понимать: различать предложение и слово; определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии). Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Учащиеся должны знать/понимать: определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения); писать прописную букву в именах собственных; делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую; писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением; писать словарные слова, определенные программой; писать под диктовку текст объемом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания; списывать небольшой текст по правилам списывания; читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения. Словарь Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово). |
Содержание учебного предмета 1 класс
132 ч (4 часа в неделю)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
1. Чтение
Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.
Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста. Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.
Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту. Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.
Первичное представление о словах как структурных единицах языка.
Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв (анализ поэлементного состава букв).
2. Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.
Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.
ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
1. Чтение
Гласные звуки
Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении. Упражнение в различении гласных звуков на слух.
Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическая фиксация слогов в слове с помощью дуг.
Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем – знака транскрипции.
Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.
Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.
Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.
Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости)
Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели.
Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).
Противопоставление сонорных1 (сноска: Термин «сонорные» детям не дается. Он заменяется словом «звонкие») согласных звуков по твердости-мягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и «и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой. Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом ’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа ) — твердые звонкие звуки.
Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с их смыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил— ныл.
Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.
Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).
Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.
Звук [й’] в начале слова и между гласными.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»
«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’ан]—баян, [р’исуй’у] — рисую).
Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).
Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.
Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов. Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв). Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.
Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ё Ё, ю Ю, е Е, ь.
Парные звонкие и глухие согласные звуки
Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков[д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима—Тима, Даня—Таня. Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.
Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, ж Ж, ш Ш.
Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар—шар, Луша—лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].
Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи‑ши.
Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.
Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.
Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.
Звук [й’] после разделительных «ь» и «ъ» знаков
Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).
Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.
Конструирование печатных знаков «ь», «ъ», усвоение их форм.
Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]
Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше (жесть, шесть); шо, шё (шорох, шёлк); жо, жё (обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё (чох, т. е. чихание, чёлка); ще (щепка); що, щё (трещотка, щётка), чк (ручка, дочка), чн (точный, мучной), чт (мачта, почта), щн (хищник), щр (поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.
Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.
2. Письмо
Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в
памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.
Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.
Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.
Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, т. е. письма букв под счет.
Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»
1. Чтение
Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению) возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.
Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось; б) главная часть: что произошло с героями; в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.
2. Письмо
Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).
Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.
Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.
Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й,]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.
Построение звуковой схемы слова
Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.
Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).
«Азбука вежливости»: несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми.
Тематическое планирование уроков по курсу «Русский язык»
(132 ЧАСА, 4 ЧАСА В НЕДЕЛЮ).
п\п | Тема урока | Кол-во часов | Региональное содержание предмета | Дата проведения |
план | факт |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» |
1. | Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Точка начала письма (Т-1, с.2-3) | 1 | НРК | 1.09 | |
2 | Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические правила. (Т-1 с.4) Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений. Гигиенические правила. (Т-1 с.4) | 1 | НРК | 2.09 | |
3 | Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила. (Т-1 с.5) Наклонная прямая с закруглением с двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г). Гигиенические правила. (Т-1 с.6) | 1 | | 5.09 | |
4 | Наклонные прямые с петлей вверху и внизу. Гигиенические правила письма Т-1, с. 7 Письмо полуовала с петлей в рабочей строке. Гигиенические правила письма Т-1, с. 8 | 1 | НРК | 7.09 | |
5 | Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху. Гигиенические правила. Т-1, с.9 | 1 | НРК | 8.09 | |
6 | Письмо овалов: малого и большого. Гигиенические правила. Т-1, с. 10 | 1 | | 9.09 | |
7 | Письмо полуовалов: справа и подобного-слева. Гигиенические правила. Т-1, с. 11 | 1 | | 12.09 | |
8 | Письмо короткой прямой линии с половинным овалом: ь. Гигиенические правила. Т-1, с. 12 | 1 | НРК | 14.09 | |
ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» |
9 | Строчная «а». Т-1, с. 13. Введение звукобуквенной схемы. | 1 | НРК | 15.09 | |
10 | Прописная А. Т -1, с. 14. Письмо букв А а. Т-1, с. 13-14 | 1 | | 16.09 | |
11 | Строчная О. ( Т-1, с. 15) | 1 | | 19.09 | |
12 | Прописная О. Т-1, с. 16 | 1 | | 21.09 | |
13 | Строчная у. Т-1, с. 17 | 1 | НРК | 22.09 | |
14 | Прописная У. Т-1, с. 18. Закрепление письма букв гласных в сочетаниях УА, АУ. Введение алгоритма письма под диктовку. Т-1, с. 17-18 | 1 | НРК | 23.09 | |
15 | Строчная Э. Т-1, с. 19 | 1 | | 26.09 | |
16 | Прописная Э. Работа над алгоритмом письма под диктовку Т-1, с. 20 | 1 | НРК | 28.09 | |
17 | Строчная ы. Т-1, с. 21 | 1 | | 29.09 | |
18 | Строчная и. Т-1, с. 22. Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль | 1 | | 30.09 | |
19 | Прописная И (Т 1, с.23) | 1 | НРК | 03.10 | |
20. | Введение представления о зрительном диктанте по памяти (последовательность гласных букв дается на основе алфавита – без сообщения об этом детям): а, и, о, у, ы, э. (Т- 1, с.24) | 1 | НРК | 5.10 | |
21. | Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением | 1 | НРК | 6.10 | |
22 | Строчная м. Письмо соединений букв. Введение алгоритма записи слов под диктовку и самопроверки. (Т 2, с.3) .Закрепление письма соединений букв. Работа над алгоритмом записи под диктовку и самопроверки. | 1 | НРК | 7.10 | |
23 | Прописная М. Работа над алгоритмом списывания слова и самопроверки. (Т 2, с.4) | 1 | | 10.10 | |
24 | Строчная н. Прописная буква в именах собственных. Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп. (Т 2, с.5) | 1 | | 12.10 | |
25 | Прописная Н. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. (Т 2, с.6) | 1 | НРК | 13.10 | |
26 | Строчная л. (Т 2, с.7). Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | НРК | 14.10 | |
27. | Прописная Л. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам. (Т 2, с.8) | 1 | НРК | 17.10 | |
28 | Строчная р. (Т 2, с.9) | 1 | НРК | 19.10 | |
29. | Прописная Р. Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам. (Т 2, с.10) | 1 | НРК | 20.10 | |
30. | Буква й. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. (Т 2, с.11) | 1 | | 21.10 | |
31 | Буква Й (Т 2, с.12). Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам. | 1 | НРК | 24.10 | |
32. | Строчная я. (Т 2, с.13) | 1 | НРК | 26.10 | |
33 | Прописная Я. (Т 2, с.14) | 1 | | 27.10 | |
34 | Строчная ё. (Т 2, с.15). Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп письма. | 1 | | 28.10 | |
2 четверть |
35 | Прописная Ё. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. (Т 2, с.16) | 1 | НРК | 07.11 | |
36 | Строчная ю. (Т 2, с.17) | 1 | НРК | 09.11 | |
37 | Прописная Ю. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. (Т 2, с.18) | 1 | НРК | 10.11 | |
38 | Строчная е. (Т 2, с.19). Зрительный диктант (предложение), взаимопроверка | 1 | | 11.11 | |
39 | Прописная Е. (Т 2, с.20) | 1 | НРК | 14.11 | |
40 | Буква ь. (Т 2, с.21) | 1 | НРК | 16.11 | |
41 | Строчная д. (Т 2, с.22) | 1 | НРК | 17.11 | |
42 | Прописная Д. (Т 2, с.23) . Составление предложений из данных слов, списывание одного из предложений с именем. Взаимопроверка | 1 | НРК | 18.11 | |
43 | Строчная т (Т 2, с.24) | 1 | | 21.11 | |
44 | Прописная Т. (Т 2, с.25) | 1 | | 23.11 | |
45 | Строчная з. (Т 2, с.26) | 1 | НРК | 24.11 | |
46 | Прописная З. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. (Т 2, с.27) Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам | 1 | НРК | 25.11 | |
47 | Строчная с. (Т 2, с.28) | 1 | | 28.11 | |
48 | Прописная С. (Т 2, с.29) | 1 | НРК | 30.11 | |
49 | Буквы С, с и З, з | 1 | | 01.12 | |
50 | Строчная г. (Т 3, с.3) | 1 | НРК | 02.12 | |
51 | Прописная Г. (Т 3, с.4) | 1 | НРК | 05.12 | |
52 | Строчная к. (Т 3, с.5) | 1 | НРК | 07.12 | |
53 | Прописная К. (Т 3, с.6) Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам | 1 | | 08.12 | |
54 | Строчная в. (Т 3, с.7) | 1 | | 09.12 | |
55 | Прописная В. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. (Т 3, с.8) | 1 | НРК | 12.12 | |
56 | Строчная ф. (Т 3, с.9) | 1 | | 14.12 | |
57 | Прописная Ф. (Т 3, с.10). Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | НРК | 15.12 | |
58 | Строчная буква б (с.11) | 1 | | 16.12 | |
59 | Прописная буква Б (с.12) | 1 | НРК | 19.12 | |
60 | Строчная буква п (с.13) | 1 | НРК | 21.12 | |
61 | Прописная П. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков (с14) Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков, работа над алгоритмом списывания предложений и самопроверки (с. 12-14) | 1 | | 22.12 | |
62 | Строчная Ж ;жи пиши с буквой и (с. 15) | 1 | | 23.12 | |
63 | Прописная ж, «жи пиши с и» (с.16) | 1 | НРК | 26.12 | |
64 | Строчная ш; «ши пиши с и» (ТПО-3 с.17). | 1 | | 28.12 | |
3 четверть |
65 | Прописная Ш, «жи-ши пиши с буквой и» (ТПО, с.18). Жи-ши. Составление текста диктанта с жи-ши (ТПО, с.19). | 1 | | 12.01 | |
66 | Ья, ье, ьё, ью. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки (ТПО, с.20). | 1 | | 13.01 | |
67 | Ъя, ъе, ъё, ъю. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков (ТПО, с.21). | 1 | НРК | 16.01 | |
68 | Ъя, ъе, ъё, ъю (ТПО, с.21). Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки | 1 | НРК | 18.01 | |
69 | Строчная х (ТПО, с.22). | 1 | | 19.01 | |
70 | Прописная Х (ТПО с.23) | 1 | НРК | 20.01 | |
71 | Строчная ч; ча, чу (ТПО, с.24) | 1 | | 23.01 | |
72 | Прописная Ч, ча, чу. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки (ТПО с.25). Письмо ча, чу (ТПО, с.24-25). | 1 | | 25.01 | |
73 | Строчная щ, ща, щу. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки (ТПО, с.26). | 1 | НРК | 26.01 | |
74 | Прописная Щ, правописание ща, щу (ТПО, с.27). | 1 | | 27.01 | |
75 | Строчная ц (ТПО, с.28). | 1 | НРК | 30.01 | |
76 | Прописная Ц. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки (ТПО, с.29). Выборочный диктант. Взаимопроверка. | 1 | | 01.02 | |
77 | Запись слов под диктовку. | 1 | | 02.02 | |
78 | Составление словарного диктанта с буквосочетаниями ча – ща, чу- щу. Контрольный урок | 1 | НРК | 03.02 | |
«РУССКИЙ ЯЗЫК» |
79 | Знакомство с новым учебником «Русский язык». Алфавит. | 1 | НРК | 06.02 | |
80 | Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. Закрепление знаний об алфавите. | 1 | | 08.02 | |
81 | Слова-названия предметов, слова-названия действий | 1 | НРК | 09.02 | |
82 | Слова – названия признаков. Закрепление знаний о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках | 1 | | 10.02 | |
83 | Слова-предметы неглавные (дополнительные). | 1 | НРК | 13.02 | |
84 | Слова- помощники | 1 | | 15.02 | |
85 | Устная и письменная речь. | 1 | НРК | 16.02 | |
86 | Упражнение в распознавании устной и письменной речи. | 1 | НРК | 17.02 | |
87 | Предложения по цели высказывания и интонации. | 1 | | 27.02 | |
88 | Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи. | 1 | НРК | 01.03 | |
89 | Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек. | 1 | | 02.03 | |
90 | Знакомство со звуковым столбиком | 1 | | 03.03 | |
91 | Звонкие и глухие парные согласные звуки | 1 | | 06.03 | |
92 | Закрепление знаний о звонких и глухих согласных звуках. | 1 | НРК | 07.03 | |
93 | Звук и буква Й. | 1 | | 09.03 | |
94 | Звук [й]. Буква й. Правила переноса слов | 1 | НРК | 10.03 | |
95 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 1 | НРК | 13.03 | |
96 | Упражнение в различении твердых и мягких согласных звуков. | 1 | | 15.03 | |
97 | Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса слов. | 1 | НРК | 16.03 | |
98 | Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение на письме гласных звуков. | 1 | НРК | 17.03 | |
99 | Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я | 1 | НРК | 20.03 | |
100 | Распознавание мягких и твёрдых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных. | 1 | | 22.03 | |
101 | Упражнение в распознавании гласных звуков, определение роли букв гласных. | 1 | НРК | 23.03 | |
102 | Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше. | 1 | | 24.03 | |
103 | Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше. | 1 | НРК | 03.04 | |
104 | Слова с сочетаниями ци, це, цы. | 1 | | 05.04 | |
105 | Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це. | 1 | | 06.04 | |
106 | Сочетания чу-щу, ча-ща. | 1 | НРК | 07.04 | |
107 | Правописание слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Правила переноса слов. | 1 | | 10.04 | |
108 | Мягкий знак на конце слов. | 1 | НРК | 12.04 | |
109 | Мягкий знак в середине слова. | 1 | НРК | 13.04 | |
110 | Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Упражнение в написании слов с разделительными твёрдым и мягким знаками | 1 | | 14.04 | |
111 | Развитие умения писать слова с разделительными твёрдым и мягким знаками. Проверочная работа. | 1 | | 17.04 | |
112 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | НРК | 19.04 | |
113 | Списывание текста. Составление схем предложений. Подбор слов по звуковой схеме и составление звуковых схем к словам. | 1 | | 20.04 | |
114 | Звонкие и глухие согласные на конце слов. | 1 | НРК | 21.04 | |
115 | Способы проверки слов с парными согласными на конце слова. | 1 | | 24.04 | |
116 | Написание слов с парными согласными на конце. | 1 | НРК | 26.04 | |
117 | Написание слов с парными согласными на конце. Проверочная работа. | 1 | | 27.04 | |
118 | Закрепление знаний учащихся о предложении. | 1 | | 28.04 | |
119 | Обобщение знаний о предложении. | 1 | | 02.05 | |
120 | Итоговое контрольное списывание. | 1 | НРК | 03.05 | |
121 | Проверочная работа - словарный диктант. Схемы предложений. | 1 | | 04.05 | |
122 | Обобщение изученного материала. | 1 | НРК | 05.05 | |
123 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | 08.05 | |
124 | Азбука вежливости. Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым . | 1 | | 10.05 | |
125 | Азбука вежливости. Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым. | 1 | | 11.05 | |
126-127 | Азбука вежливости. В гостях. Общение хозяйки с гостями. | 2 | НРК | 12.05 15.05 | |
128-129 | Азбука вежливости. В гостях. Правила поведения за столом. | 2 | | 17.05 18.05 | |
130 | Оформление писем и анкет. | 1 | НРК | 19.05 | |
131- 132 | Резерв. | 2 | | 22.05 24.05 | |
Список литературы.
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс. Учебник по обучению грамоте и чтению. Академкнига/Учебник 2015
Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. Тетрадь по письму. 1 класс. В 3-х частях. Академкнига/Учебник 2016
Лаврова Н.М.Азбука. Пишу и проверяю себя. Тетрадь. 1 класс. В 2-х частях. Академкнига/Учебник 2016
Лаврова Н.М.Азбука. Обучение грамоте и письму. Поурочно-тематические разработки. Методическое пособие. 1 класс
Чуракова Н.А. Русский язык. Учебник. 1 класс Академкнига/Учебник 2015
Гольфман Е.Р. Русский язык. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. Академкнига/Учебник 2016
Лаврова Н.М. Русский язык. Тетрадь для проверочных работ. 1 класс Академкнига/Учебник 2016
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс