СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочапрограмма по математике для 4 класс УМК "Перспективная начальная школа" . Содеожит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с авторской программой по обучению грамоте Н.Г. Агарковой, Н.М.Лавровой и программа по систематическому курсу русского языка М.Л. Каленчук, Н. А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2018 г. – Ч.1: 240 с) - Проект «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД. Программа по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г). Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2019/2020 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
«Русский язык» относится к образовательной области «Русский язык и литературное чтение».
В соответствии с Учебным планом школы № 72 на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю. В соответствии с учебным графиком и расписанием на 2021-2022 учебный год на изучение предмета «Русский язык» отводится 170 часов в год.
Программа обеспечена соответствующим программе УМК:
1.Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 1, 2, 3. 4 класс. - М.: Академкнига, 2019.
2.Байкова, Т. А., Малаховская, О. В., Ерышева, Е. Р. Рабочие тетради для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига, 2019.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Ожидаемые результаты формирования (сформированности) УУД к концу 4-го года обучения.
Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является формирование (сформированность) следующих умений.
Самоопределение и смыслообразование:
- формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии, которая называется «Азбука вежливости»;
- формирование ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате), наряду с анализом их видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т.д.), обсуждаются нравственные и ценностные проблемы;
- формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т.д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие как любовь к Родине и к тому месту, где ты живёшь, любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны;
- формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстах, но и на основе заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями;
- формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта "индивидуальных примерок": воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться на социальный и личностный опыт ребёнка;
- формирование ответственного отношения к учебе;
- формирование устойчивых познавательных интересов.
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Формирование приоритетно выделенных образовательных результатов.
Общие универсальные умения (способности) | Регулятивные УУД | Умение строить свои действия по определенному правилу, слушать и точно выполнять указания |
Познавательные УУД | Способность понимать прочитанный текст и находить информацию | |
Коммуникативные УУД | Умение передавать информацию в доступной форме (четко, ясно, понятно) | |
Качества личности | Личностные УУД | 1. Ответственное отношение к учебе; 2. Мотивация к учебной деятельности. |
Процедуры и критерии оценивания | | Внешняя оценка: КДР, ВПР. Внутренняя оценка: защита индивидуальных и групповых проектов, заполнение листов достижений |
Применяемые технологии, формы организации и способы работы | | Фронтальная и групповая формы работы, игровые технологии, проектная деятельность |
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является формирования следующих умений:
- умение строить свои действия по определенному плану, слушать и точно выполнять указания;
- способность понимать прочитанный текст и находить информацию;
- умение передавать информацию в доступной форме (четко, ясно и понятно).
В области познавательных УУД (общеучебных) выпускник научится:
- работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
- ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
- работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
В области коммуникативных УУД выпускник научится:
- в рамках инициативного сотрудничества - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);
- в рамках коммуникации как взаимодействия: понимать основание разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения;
- уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
- использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
В области регулятивных УУД выпускник научится:
- осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;
- контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметными результатами изучение курса «Русский язык» в 4 классе являются формирование следующих умений
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
- зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
- правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;
- правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;
- соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
- сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
- определять три типа склонения существительных;
- определять названия падежей и способы их определения;
- определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
- определять однородные члены предложения;
- составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
- различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять общее правило написания:
о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова;
безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;
- применять правила правописания:
безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки;
безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
суффиксов глаголов в прошедшем времени;
суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
- использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря);
- определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
- определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
- различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
- обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
- составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
- доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
- владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
- составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
- находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
- писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать тексты по предложенному заголовку;
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- наблюдение.
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы;
- рисунки;
- дидактический материал;
-технологии: информационные (ИКТ), здоровьесбережение, деятельностный подход, РКМЧП (критическое мышление).
Содержание тем учебного предмета «Русский язык. 4 класс»
Материал курса «Русский язык» представлен следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): фонетика, графика, орфоэпия, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Языковой материал призван сформировать научное представление о системе и структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описания, повествования, рассуждения.
Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текста с элементами описания, повествования и рассуждения.
Различение художественного и научно-популярного текстов.
Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.
Создание текста по предложенному заголовку.
Подробный или выборочный пересказ текста.
Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков.
Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи.
Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом.
Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Словарь
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов).
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела | Практические, лабораторные, экскурсии и др. формы внеурочной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся к концу изучения раздела |
| Фонетика и орфография Лексика | 25 ч | Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных). Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения. Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверки подобных написаний. Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-). Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -ливи -ов-). Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения. Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение). Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-. Звукобуквенный разбор слова.
Лексика Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи. Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач. Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений. |
| Основные виды учебной деятельности обучающихся Упражнения в различении звуков и букв. Характеристика звуков русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие).
Основные виды учебной деятельности обучающихся Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение с помощью толкового словаря учебника. Подбор синонимов для устранения повторов в речи; использование их для объяснения значений слов. Подбор антонимов для точной характеристики предметов при их сравнении. Различение употребления в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи). Выбор слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи. |
| Морфемика и словообразование | 15 ч | Система способов словообразования в русском языке. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии. Морфемная структура русского слова. Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). «Чередования звуков, видимые на письме» (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов. Разбор слов разных частей речи по составу. |
| Основные виды учебной деятельности обучающихся Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ. Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывание способа словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным). |
| Морфология | 70 ч | Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи (повторение). Имя существительное. Категориальное значение имен существительных (значение предметности). Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении. Морфологический разбор имени существительного. Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных (значение признака). Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе. Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении. Местоимение. Категориальное значение местоимений (значение указания на имя). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола (значение действия). Грамматическое значение глагола и система его словоизменения. Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени. Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголовисключений. Правописание глаголов в прошедшем времени. Наблюдения за значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа «выпишете-выпишите». Синтаксическая функция глаголов в предложении. Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами. |
| Основные виды учебной деятельности обучающихся Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза. Упражнения в определении трех типов склонения существительных. Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола. Проведение морфологического разбора имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора. Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частица не при глаголах. |
| Синтаксис и пунктуация
Лексикография | 25 ч | Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения. Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами. Разбор простого предложения по членам предложения. Представления о сложном предложении (наблюдения). Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Лексикография Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов), словообразовательного для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям. |
| Основные виды учебной деятельности обучающихся Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение). Определение однородных членов предложения. Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям. Различение второстепенных членов предложения — дополнения, обстоятельства, определения. Выполнение разбора простого предложения в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом (по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора. Различение простых и сложных предложений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений). |
| Развитие речи с элементами культуры речи | 35 ч | Освоение изложения как жанра письменной речи. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования. Определение в реальных научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям. Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основной идеи (мысли) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии), без введения термина «рецензия». Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения. Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога. Правила употребления предлогов о и об (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом). Правила употребления числительных ОБА и ОБЕ в разных падежных формах. |
| Основные виды учебной деятельности обучающихся Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение). Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющих: описания, повествования, рассуждения. Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текста с элементами описания, повествования и рассуждения. Различение художественного и научно-популярного текстов. Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений. Создание текста по предложенному заголовку. Подробный или выборочный пересказ текста. Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков. Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи. Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом. Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов). |
| Словарь |
| Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (всего 45 слов). |
|
|
ЛИТЕРАТУРА
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения). - М.:Академкнига/Учебник.
2.Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
3.Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения/ Под ред. Р.Г. Чураковой - М.: Академкнига/Учебник.
4.Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник.
5.Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.
6.Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. Часть 3. — М.: Академкнига/Учебник.
7.Байкова Т.А., Малаховская О.В., Ерышева Е.Р. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
8.Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
9.Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
10.Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3–4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Инструмент по отслеживанию результатов работы:
1.Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 3-4 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Число |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | Учебно-методические комплекты по русскому языку для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) Стандарт начального образования по русскому языку. Примерная программа начального образования по русскому языку. | К Д Д |
Печатные пособия | ||
2 | Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв). Касса букв и сочетаний (по возможности) Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандарте начального образования по русскому языку. Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой , определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). Словари всех типов по русскому языку. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе и в цифровой форме). | Д Ф Д
Д
Ф/Д Д |
Технические средства обучения | ||
3 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности) Видеомагнитофон/ видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр/ магнитофон. Диапроектор Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности) Компьютер (по возможности) Сканер (по возможности) Принтер лазерный (по возможности) Принтер струйный цветной (по возможности) Фотокамера цифровая (по возможности) Видеокамера цифровая со штативом (по возможности) Лингафонные устройства, обеспечивающие связь между преподавателем и учащимися, между учащимися (по возможности). | Д Д Д Д Д
Д Д Д
Д
К
К |
Экранно-звуковые пособия | ||
4 | Аудиозаписи в соответствии с программой обучения Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности). Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике, данной в стандарте начального общего образования по русскому языку (по возможности) Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения | Д Д
Д
Д |
Игры и игрушки | ||
5 | Куклы в русской (национальной) одежде и другие предметы окружающего мира ребенка, передающие этнический облик русских и других представителей Российской Федерации. Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: Дом, Зоопарк, Ферма, Транспорт, Магазин, и др.) Настольные развивающие игры (типа "Эрудит") и др. | Д
П Ф |
Оборудование класса | ||
6 | Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п. | К Д Д Д Д |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "РУССКИЙ ЯЗЫК" 4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности / элементы содержания | Дата/ план | Дата/ факт |
Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке. | |||||
| Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. | 1 | «Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке» состоит в том, чтобы школьники распространили уже знакомые им закономерности («безударный гласный в корне, а также безударный гласный в окончании можно проверить, поставив его под ударение») на другие части слова – суффикс и приставку. Школьники должны усвоить, что гласные в одних и тех же частях слова пишутся под ударением и не под ударением одинаково. | 01.09 |
|
| Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова. | 1 | 02.09 |
| |
| Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова. | 1 | 03.09 |
| |
Знакомимся с текстом-рассуждением. | |||||
| Текст-рассуждение. | 1 | Повторить цели и особенности построения таких типов текстов, как ОПИСАНИЕ и ПОВЕСТВОВАНИЕ. Обратить внимание учеников на преобладание глаголов в тексте-повествовании и прилагательных – в тексте-описании. Познакомить школьников с такими понятиями, как «цитата», «цитировать текст», и ввести эти понятия в обиход. | 06.09 |
|
Различение суффиксов. Значения суффиксов. | |||||
| Различение суффиксов. Значения суффиксов. | 1 | Необходимость различать суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы связана не только с повышением общей лингвистической культуры школьников (т. е. не относится исключительно к области лексики или области развития речи), но и напрямую связана с упражнениями в области морфемики и словообразования. Задумываясь над значением суффиксов, дети начинают выделять их не формально, но с учетом состава слова (например, в словах кулич/ик и стакан/чик разные суффиксы с одним и тем же уменьшительно-ласкательным значением: «-ик-» и «-чик-»; в словах стакан/чик и мотив/чик один и тот же суффикс «-чик-» с уменьшительно-ласкательным значением; в словах стакан/ чик и пулемет/чик разные суффиксы «-чик-»: в первом случае он имеет уменьшительно-ласкательное значение, а в другом указывает на род занятий человека). | 07.09 |
|
Учимся рассуждать. | |||||
| Текст-рассуждение. | 1 | Продолжить формировать у школьников представление о таком понятии, как РАСС УЖДЕНИЕ. | 08.09 |
|
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | |||||
| Правописание слов с удвоенной буквой согласного. | 1 | Особенность работы с иноязычной лексикой состоит в том, чтобы школьники не формально запоминали и заучивали написание этой группы слов (ибо такое знание недолговечно), но понимали этимологическую или словообразовательную природу этих написаний. Для этого необходимо привести какое-либо лингвинистическое обоснование | 09.09 |
|
| Склонение слов ОБЕ, ОБА. | 1 |
| 10.09 |
|
Однородные члены предложения. | |||||
| Однородные главные члены предложения. | 1 | Находить и различать однородные члены предложения: и однородные главные члены, и однородные второстепенные члены предложения. И только на втором этапе уделяется внимание знакам препинания в предложениях с однородными членами. | 13.09 |
|
| Р/р. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец». Письменное сочинение. | 1 | | 14.09 |
|
Учимся рассуждать. | |||||
| Входной контрольный диктант. | 1 | Продолжить учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ. Учить школьников рассуждать, подтверждая свое мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Ивана Фирсова «Юный живописец». | 15.09 |
|
| Работа над ошибками. | 1 | Продолжить формировать у школьников представление о таком понятии, как РАСС УЖДЕНИЕ, осваивать этот вид текста на практике. Учить школьников рассуждать, доказательно объясняя свое мнение и опираясь на социальный и жизненный опыт. | 16.09 |
|
| Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 |
| 17.09 |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | |||||
| Связь однородных членов предложения с помощью союзов И, А, НО. | 1 | Учебник знакомит со знаками препинания (запятыми) при однородных членах на самых простых примерах, побуждая школьников составлять схемы предложений. | 20.09 |
|
Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | |||||
| Знаки препинания при однородных членах предложения связанных союзами. | 1 | Главная задача этой главы – познакомить школьников с союзами «и», «а», «но» и показать разницу их значений. | 21.09 |
|
| Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания. | 1 |
| 22.09 |
|
Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания. | |||||
| Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. | 1 | Освоения написания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям, состоит из нескольких шагов. 1. Запомнить особенности личных окончаний глаголов I и II спряжения (-Е и -У в I спряжении; -И и -Я – во II спряжении) и научиться различать эти Освоить самый общий алгоритм глаголы по ударным личным окончаниям. 2. различения глаголов I и II спряжения по глагольному суффиксу и научиться определять безударные личные окончания глаголов. 3. Запомнить глаголы-исключения и научиться распространять особенности их написания на все глаголы, образованные от них с помощью приставок. 4. Познакомиться с частными особенностями написания личных окончаний глаголов: а) глаголов на -я/ть (с глагольным суффиксом «-я-»); б) глаголов, имеющих формообразующий суффикс «-чь-» в неопределенной форме; в) разноспрягаемых глаголов «бежать» и «хотеть» | 23.09 |
|
| Контрольный диктант (по результатам повторения) | 1 |
| 24.09 |
|
Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям. Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. | |||||
| Учимся рассуждать | 1 | Определить, в чем специфика окончаний внутри каждого спряжения (буквы Е и У в окончаниях глаголов I спряжения, буквы И и Я в окончаниях глаголов II спряжения). Далее сравнить окончания глаголов разного спряжения и выяснить, в чем их отличия (в ед.ч. в окончаниях разные буквы: Е и И, во мн.ч. – разные буквы У и Я) и в какой форме есть сходство (в форме 1 л. ед.ч.). | 27.09 |
|
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов. | |||||
| Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Общий алгоритм: если личные окончания глагола безударные, надо смотреть на глагольный суффикс в начальной форме; и если это суффикс -и-, значит, глагол относится ко II спряжению. Держать в памяти прежнее знание: спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по этим ударным окончаниям: здесь НЕ НУЖНО смотреть на глагольный суффикс. | 28.09 |
|
Учимся рассуждать. | |||||
| Правило употребления предлогов О и ОБ | 1 | | 29.09 |
|
Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов | |||||
| Определение спряжения глагола по начальной форме. | 1 | Общий алгоритм: если личные окончания глагола безударные, надо смотреть на глагольный суффикс в начальной форме; и если это суффикс -и-, значит, глагол относится ко II спряжению. Держать в памяти прежнее знание: спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по этим ударным окончаниям: здесь НЕ НУЖНО смотреть на глагольный суффикс. | 30.09 |
|
| Определение спряжения глагола по начальной форме. | 1 | Учить школьников грамотно, вежливо и последовательно оценивать доклады и выступления своих одноклассников. Приви вать детям внимательное и уважительное отношение к работе товарищей. | 01.10 |
|
Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | |||||
| Глаголы-исключения 2-го спряжения. | 1 | Общий алгоритм: если личные окончания глагола безударные, надо смотреть на глагольный суффикс в начальной форме; и если это суффикс -и-, значит, глагол относится ко II спряжению. Держать в памяти прежнее знание: спряжение глаголов с ударными личными окончаниями определяется по этим ударным окончаниям: здесь НЕ НУЖНО смотреть на глагольный суффикс. | 04.10 |
|
| Учимся делать научное сообщение. Словарный диктант. | 1 |
| 05.10 |
|
| Определение спряжения глагола по начальной форме. Глаголы-исключения 2-го спряжения. | 1 |
| 06.10 |
|
| Написание ударных и безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Учить школьников составлять научный доклад и делать сообщение в классе. Познакомить школьников с понятием «тезисы»; учить детей составлять тезисы и использовать их при подготовке научного доклада. Применять знания о том, как грамотно, вежливо и последовательно оценивать доклады и выступления товарищей, на практике. На материале учебника «Окружающий мир», 4 класс, часть 1. | 07.10 |
|
| Текст-рассуждение. | 1 |
| 08.10 |
|
| Характеристика предложения и разбор слова как части речи. | 1 |
| 11.10 |
|
Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | |||||
| Характеристика прилагательного и глагола как части речи и члена предложения. | 1 | Учить школьников находить в тексте главную мысль, повествование и рассуждение и обосновывать свою точку зрения, опираясь на цитаты из текста. Продолжить знакомить школьников с логикой и структурой рассуждения. | 12.10 |
|
Характеристика предложения и разбор слова как части речи. | |||||
| Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. | 1 | Систематизировать сведения о членах предложения и на примере одного предложения показать, что дать характеристику слову как части речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении. Таким образом, основная проблема этой главы – учить давать характеристику слову как части речи и как члену предложения, то есть с учетом его постоянных характеристик (род, склонение), меняющихся характеристик (падеж, число) и его работы в предложении (работает подлежащим, или дополнением, или сказуемым, или обстоятельством, или определением). | 13.10 |
|
| Глаголы с суффиксом –я- в начальной форме. | 1 |
| 14.10 |
|
Глагол. | |||||
| Письменное изложение. | 1 | Обратить внимание школьников на прием олицетворения, который используется в тексте. Напомнить различие между сказками, созданными в разные периоды древности. Продолжить работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план. Обращать внимание детей на случаи трудных написаний и знаки препинания. | 15.10 |
|
| Учимся делать научное сообщение. | 1 | Продолжить учить школьников составлять научный доклад и делать сообщение в классе. Учить школьников составлять тезисы и использовать их при подготовке научного доклада. На материале из учебника «Окружающий мир», 4 класс, часть 1. Учить школьников на практике применять знания о том, как грамотно, вежливо и последовательно оценивать доклады и выступления товарищей. | 18.10 |
|
| Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. | 1 | Написание безударных личных окончаний глаголов брить и стелить объясняется тем, что это глаголы-исключения, что написание безударных личных окончаний данных глаголов подчиняется общему правилу. | 19.10 |
|
| Тест "Глагол". | 1 | | 20.10 |
|
Написание безударных суффиксов глаголов в форме прошедшего времени. | |||||
| Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
| 21.10 |
|
| Правописание безударного глагольного суффикса перед суффиксом прошедшего времени. | 1 | Знакомит школьников с написанием глаголов в форме прошедшего времени. Трудность возникает тогда, когда перед суффиксом прошедшего времени «-л-» стоит безударный гласный. Что форма прошедшего времени глаголов образуется от основы начальной формы путем прибавления суффикса «-л-». | 22.10 |
|
| Текст-рассуждение. | 1 |
| 25.10 |
|
| Суффиксы повелительной формы глагола. | 1 |
| 26.10 |
|
Описание, повествование и рассуждение. | |||||
| Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица. | 1 | Учить находить в тексте повествование, описание и рассуждение. Продолжить знакомить с логикой и структурой рассуждения. Развивать умение подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста. | 27.10 |
|
Суффиксы повелительной формы глагола. | |||||
| Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица. | 1 | Знакомятся с образованием повелительной формы ед.ч. и мн.ч. | 28.10 |
|
Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | |||||
| Р/р. Работа с картиной Исаака Левитана «Тихая обитель». Устное сочинение. | 1 |
| 29.10 |
|
| Написание глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. | 1 |
| 8.11 |
|
| |||||
| Написание глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. | 1 | | 09.11 |
|
Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. | |||||
| Написание глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени. | 1 | Умения писать глагольные формы глаголов лаять, веять, таять и образованных от них с помощью приставок глаголов.
| 10.11 |
|
| Монолог и диалог . Словарный диктант. | 1 | Познакомить детей с понятиями «диалог» и «монолог». Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах. | 11.11 |
|
| Трудности написания глаголов на -ять в прошедшем времени. | 1 |
| 12.11 |
|
| Р/р. Письменное изложение. | 1 | Продолжить работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план. На материале рассказа Б. Сергуненкова «Одуванчик». | 15.11 |
|
Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь. | |||||
| Спряжение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь. | 1 | Научить правильно употреблять в речи личные формы глаголов с суффиксом -чь. | 16.11 |
|
Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | |||||
| Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 | Научить писать слова с удвоенной буквой согласного, но и попытаться объяснить ребятам, почему в этих словах есть удвоенные согласные. | 17.11 |
|
| Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 | Научить писать слова с удвоенной буквой согласного, но и попытаться объяснить ребятам, почему в этих словах есть удвоенные согласные. | 18.11 |
|
| Р/р. Научное сообщение «Солнечная система» | 1 | Продолжить работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план. | 19.11 |
|
Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | |||||
| Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | 1 | Отрабатывать навык правописания безударных личных окончаний глаголов. | 22.11 |
|
| Определение спряжения глагола по виду основы. | 1 | Определять спряжения глагола по виду основы | 23.11 |
|
Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. | |||||
| Спряжение глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ. | 1 | Понаблюдав за личными окончаниями глагола бежать, ребята делают вывод: этот глагол называется разноспрягаемым потому, что в форме 3 л. мн.ч. он изменяется как глагол I спр. (окончание «-ут»), в остальных формах – как глагол II спр. | 24.11 |
|
Учимся делать научное сообщение. | |||||
| Научное сообщение. Оценка сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. | 1 | Продолжить учить школьников готовить научный доклад и делать сообщение в классе. Учить детей составлять тезисы и использовать их при подготовке научного доклада. На материале учебника «Окружающий мир», 4 класс, часть 1. Учить школьников на практике применять знания о том, как грамотно, вежливо и последовательно оценивать доклады и выступления товарищей. | 25.11 |
|
| Научное сообщение. Оценка сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей. | 1 | 26.11 |
| |
Написание О и Ё (Е) после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). | |||||
| Написание О и Е после шипящих (в суффиксах существительных и прилагательных). | 1 | Повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (Е) после шипящих. | 29.11 |
|
| Написание О и Е после шипящих в корнях (в окончаниях существительных и прилагательных). | 1 | Повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (Е) после шипящих. | 30.11 |
|
| Написание О и Ё после шипящих (в корнях существительных). | 1 | Повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (Е) после шипящих. | 01.12 |
|
| Написание О и Ё после шипящих (в корнях существительных). | 1 | Повторить и расширить знания учащихся о правописании О и Ё (Е) после шипящих. | 02.12 |
|
| Контрольный диктант по разделу " Написание О и Ё (Е) после шипящих". | 1 | Проверить умения учащихся в правописании О и Ё (Е) после шипящих. | 03.12 |
|
| Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий. | 1 |
| 06.12 |
|
| Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий. | 1 |
| 07.12 |
|
| Работа с картиной Вилли Джеймса «Кот на окне». Устное сочинение-рассуждение на тему «О чём размышляет кот, сидя на окне?» | 1 | Продолжить учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ. Учить школьников рассуждать, подтверждая свое мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Вилли Джеймса «Кот на окне». | 08.12 |
|
| Контрольная работа | 1 | Развивать умение детей подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста. Готовить школьников к написанию сочинения описания о природе той местности, где они живут. | 09.12 |
|
| Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание. | 1 |
| 10.12 |
|
| Предложения с однородными членами. | 1 |
| 13.12 |
|
| Учимся писать сочинение. Словарный диктант. | 1 | Учить четвероклассников писать сочинение, в котором есть описание и рассуждение. | 14.12 |
|
| Контрольное списывание. | 1 | Учить четвероклассников списывать текст, в котором есть пропущенные орфограммы. | 15.12 |
|
Части речи. Имя существительное. | |||||
| Имя существительное. | 1 | Повторить и обобщить сведения об имени существительном как о части речи . Отрабатывать умение ставить существительное в начальную форму, определять род и тип склонения. | 16.12 |
|
| Имя существительное. | 1 | 17.12 |
| |
Части речи. Имя прилагательное. | |||||
| Имя прилагательное. | 1 | Повторить и обобщить сведения об имени прилагательном как о части речи. | 20.12 |
|
| Изменение имени прилагательного по родам и падежам Как устроена книга. | 1 | Рассмотреть вместе со школьниками, как устроена книга, и выяснить, какие сведения помещаются на обложке, на страницах СОДЕРЖАНИЕ или ОГЛАВЛЕНИЕ , что такое ФОРЗАЦ, ТИТУЛ и где обычно расположена АННОТАЦИЯ. Познакомить детей с новым видом текста – с АННОТАЦИЕЙ к книге. | 21.12 |
|
| Краткая форма прилагательных. | 1 | Формируется умение правильно произносить краткие прилагательные. Учить правильно употреблять краткие прилагательные в речи. | 22.12 |
|
Синонимы. | |||||
| Синонимы. | 1 | Синонимы – слова одной части речи, которые имеют одинаковое или близкое значение, но звучат и пишутся по-разному. | 23.12 |
|
| Итоговый диктант за 2-ю четверть | 1 |
| 24.12 |
|
| Тест "Имя существительное". | 1 |
| 27.12 |
|
Глагол. | |||||
| Глагол. Повелительная форма глагола | 1 | Повторить и обобщить сведения о глаголе как о части речи. | 28.12 |
|
3 четверть | |||||
| Времена глагола. Определение спряжения глагола | 1 | Повторить и обобщить сведения о глаголе как о части речи. | 10.01 |
|
Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением | |||||
| Текст-рассуждение . (Рассуждаем о нашем прошлом). | 1 | Продолжить обсуждение темы «Рассуждаем о нашем прошлом». Формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны через опыт знакомства с предметами древнего искусства. | 11.01 |
|
Устойчивые выражения. | |||||
| Устойчивые выражения. Словарный диктант. | 1 | Продолжают знакомство детей с устойчивыми выражениями. | 12.01 |
|
Части речи. Глагол. | |||||
| Простая и сложная формы будущего времени глаголов. | 1 | Повторить и обобщить сведения о глаголе как о части речи . Познакомить школьников со сложной формой будущего времени; учить находить эту форму; формировать умение образовывать данную форму глаголов. | 13.01 |
|
| Простая и сложная формы будущего времени глаголов. | 1 |
| 14.01 |
|
| Проверочная работа № 3 "Части речи". | 1 |
| 17.01 |
|
| Различение 2-го л. мн. ч. будущего (настоящего) времени и повелительной формы глагола. | 1 | Повторить и обобщить сведения о глаголе как о части речи . Познакомить школьников со сложной формой будущего времени; учить находить эту форму; формировать умение образовывать данную форму глаголов. | 18.01 |
|
| Контрольный диктант по разделу "Части речи". | 1 | 19.01 |
| |
| Правописание орфограмм в окончаниях глаголов. | 1 | 20.01 |
| |
Части речи. Личные местоимения. | |||||
| Личные местоимения. | 1 | Продолжаем знакомить школьников с категориальным значением местоимений, с грамматическими признаками и синтаксической ролью личных местоимений. | 21.01 |
|
| Личные местоимения. | 1 |
| 24.01 |
|
Разбор слова по составу. | |||||
| Разбор глагола по составу. | 1 | Формировать умение разбирать по составу слова разных частей речи. | 25.01 |
|
| Что такое аннотация и как её составить. | 1 | Повторить, где расположены и какую информацию содержат основные элементы книги: обложка, форзац, титул, оборот титула. | 26.01 |
|
Орфограммы в корнях слов. | |||||
| Орфограммы в корнях слов. | 1 | Систематизировать знания учащихся о корневых орфограммах и способах их проверки. | 27.01 |
|
| Орфограммы в корнях слов. | 1 | 28.01 |
| |
| Орфограммы в корнях слов. | 1 | 31.01 |
| |
| Проверочная работа № 4 "Разбор глагола по составу". | 1 |
| 01.02 |
|
| Письменное изложение. | 1 | Продолжить работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план. Обращать внимание детей на случаи трудных написаний, знаки препинания и особенности оформления монолога. | 02.02 |
|
Орфограммы в суффиксах слов. | |||||
| Значение суффикса -ник-. | 1 | В этом разделе основной акцент сделан на проверяемых и непроверяемых орфограммах в суффиксах слов, относящихся к разным частям речи. Школьники еще раз смогут убедиться, что для разных частей речи свойственны свои суффиксы, и, кроме того, они узнают о том, что не все орфограммы в данной части слова могут быть проверены – написание некоторых суффиксов надо запомнить. | 03.02 |
|
| Беглый гласный в суффиксе -ек-. | 1 | 04.02 |
| |
| Контрольный диктант "Орфограммы в корнях и суффиксах слов". | 1 | 07.02 |
| |
| Правописание окончаний в существительных после суффикса -ищ-. | 1 | 08.02 |
| |
| Что такое монолог и диалог. | 1 | Продолжить знакомить детей с тем, что такое диалог и монолог. Учить их различать эти способы передачи речи героев в литературных текстах. Обратить внимание школьников на то, что монолог и диалог помогают показать характеры героев, передают их переживания | 09.02 |
|
| Буквы О/Е после шипящих и Ц. Удвоенная НН в именах прилагательных. | 1 | Формирование умения писать суффиксы «-ек-» и «-ок-» после шипящих в именах существительных. | 10.02 |
|
| Безударный гласный в суффиксах прилагательных. | 1 | Повторяют суффиксы имен прилагательных, учатся правильно их писать. | 11.02 |
|
Глагольные суффиксы. | |||||
| Глагольные суффиксы. | 1 | Вывод формы глаголов могут быть образованы как с помощью окончаний, так и с помощью суффиксов. | 14.02 |
|
| Учимся составлять аннотации. Словарный диктант. | 1 | Учить детей составлять аннотацию к книге. В данном случае – к поэтическому сборнику «Времена года» | 15.02 |
|
Орфограммы в окончаниях слов. | |||||
| Безударный гласный в окончаниях существительных. | 1 | Учатся определять склонение имен существительных и в зависимости от типа склонения правильно писать безударные падежные окончания. | 16.02 |
|
| Безударный гласный в окончаниях прилагательных. | 1 | Учатся проверять безударные падежные окончания прилагательных ударным окончанием вопроса. | 17.02 |
|
| Безударные личные окончания глаголов. | 1 | Умение писать безударные личные окончания глаголов. | 18.02 |
|
| Безударные личные окончания глаголов. | 1 | Умение писать безударные личные окончания глаголов. | 21.02 |
|
| Безударные личные окончания глаголов. | 1 | 22.02 |
| |
Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн. ч. | |||||
| Орфограммы в окончаниях глаголов. | 1 | Формировать умение писать безударные личные окончания глаголов в форме 2 л. ед.ч. и мн.ч. | 24.02 |
|
| Орфограммы в окончаниях глаголов. | 1 |
| 25.02 |
|
| Текст-рассуждение. | 1 | Учить детей находить в тексте рассуждение и продолжить знакомить их с логикой и структурой этого вида текста. | 28.02 |
|
| Контрольный диктант по разделу "Безударные личные окончания глаголов". | 1 |
| 01.03 |
|
| Работа над ошибками. | 1 |
| 02.03 |
|
Орфограммы в приставках . | |||||
| Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок на 3/С. | 1 | Повторяются все известные детям орфограммы в приставках и способы их проверки. Формирование умения писать слова с приставками, оканчивающимися на З/С, и с приставкой «-с-» | 03.03 |
|
| Правописание разделительных Ъ и Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я. | 1 | Повторить еще раз уже знакомый материал, но и обратить внимание школьников на трудность, которая возникает при разборе слов с разделительным Ь по составу. А трудность связана с тем, что буквы корня, следующие за разделительным Ь (Е, Ё, И, Ю, Я), обозначают не один, а два звука, первый из которых – [й’] – относится к корню, а второй является собственно окончанием слова. | 04.03 |
|
| Правописание разделительного Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. | 1 | 05.03 |
| |
| Повторение пройденного Словарный диктант. | 1 |
| 09.03 |
|
| Письменное изложение. | 1 |
| 10.03 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 11.03 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 14.03 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 15.03 |
|
| Тест по разделу "Правописание разделительных Ъ и Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я". | 1 |
| 16.03 |
|
| Повторение пройденного. | 1 | 17.03 |
| |
| Повторение пройденного. | 1 | 18.03 |
| |
| Повторение пройденного. | 1 |
| 21.03 |
|
Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | |||||
| Прилагательные, отвечающие на вопрос чей? | 1 | Знакомство с притяжательными прилагательными (без введения термина) важно для школьников по разным основаниям: 1) дети учатся понимать и чувствовать семантическую (по значению) разницу между прилагательными, которые обозначают качество предметов, и теми, что обозначают, кому предмет принадлежит (или к кому имеет какое-либо отношение); 2) школьники учатся понимать и показывать разный состав качественных и притяжательных прилагательных, что помогает им не делать ошибок при написании форм притяжательных прилагательных в косвенных падежах; 3) всё вместе является одним из механизмов формирования той самой орфографической зоркости – предмета постоянной заботы учителя. | 22.03 |
|
| Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 | 23.03 |
| |
4 четверть | |||||
| Работа с картиной Н. Богданова-Бельского «Дети». Письменное сочинение. | 1 | Продолжить учить школьников письменно составлять повествование и описание с опорой на зрительный образ. Учить школьников рассуждать, подтверждая свое мнение деталями живописного произведения. На материале репродукции картины Николая Богданова-Бельского «Дети». | 24.03 |
|
| Работа разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 | Знакомство с притяжательными прилагательными (без введения термина) важно для школьников по разным основаниям: 1) дети учатся понимать и чувствовать семантическую (по значению) разницу между прилагательными, которые обозначают качество предметов, и теми, что обозначают, кому предмет принадлежит (или к кому имеет какое-либо отношение); 2) школьники учатся понимать и показывать разный состав качественных и притяжательных прилагательных, что помогает им не делать ошибок при написании форм притяжательных прилагательных в косвенных падежах; 3) всё вместе является одним из механизмов формирования той самой орфографической зоркости – предмета постоянной заботы учителя. | 04.04 |
|
| Работа разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 | 05.04 |
| |
Слова, которые легко перепутать. | |||||
| Слова, которые легко перепутать. | 1 | Учить правильно использовать в речи слова паронимы. | 06.04 |
|
| Письменное изложение. | 1 | Продолжить работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план. При помощи системы вопросов обращать внимание ребят на особенности построения и смысл каждой части текста. | 7.04 |
|
Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. | |||||
| Существительные. Правописание Ь после шипящих на конце основы. | 1 | Систематизируются знания учащихся о правилах правописания Ь после шипящих на конце слов разных частей речи. | 8.04 |
|
| Прилагательные. Краткая форма. Глаголы. | 1 | Вспомнить учащимся, на какие вопросы отвечают прилагательные в краткой форме. | 11.04 |
|
| Глагол как часть речи. Правописание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах. | 1 | Повторяют правописание глагольных форм с постфиксом «-ся». | 12.04 |
|
Учимся составлять аннотации. | |||||
| Учимся составлять аннотации. Словарный диктант. | 1 | Познакомить детей со специальными словарями, в которых помещаются сведения о писателях, их биографии. | 13.04 |
|
Рассматриваем старые фотографии. | |||||
| Рассматриваем старые фотографии. | 1 | Продолжить обсуждение темы «Рассуждаем о нашем прошлом», которая входит в единый проект с предметами гуманитарного цикла – окружающим миром и литературным чтением. Формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны через опыт знакомства со старинными фотографиями. Учить школьников рассматривать старые фотографии, на которых изображены их сверстники: видеть детали, вглядываться в лица, пытаться понять их переживания. Подвести четвероклассников к выводу, что старые фотографии ценны для нас тем, что мы можем представить себе переживания и характеры людей, которые жили много раньше нас. Готовить школьников к письменному сочинению по фотографии. | 14.04 |
|
| Рассматриваем старые фотографии. | 1 | 15.04 |
| |
| Контрольное списывание. | 1 | Продолжить работу над письменным пересказом текста: учить школьников внимательно читать текст, составлять его план и пересказывать текст с опорой на план. При помощи системы вопросов обращать внимание ребят на особенности построения и смысл каждой части текста. | 18.04 |
|
Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. | |||||
| Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. | 1 | Показать школьникам, какими частями речи могут быть выражены второстепенные члены предложения. | 19.04 |
|
| Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. | 1 | Учить находить однородные члены предложения; учить делать словообразовательный анализ слов | 20.04 |
|
Учимся писать сочинение. | |||||
| «О чем мне рассказала старая фотография» (по семейным фотографиям). | 1 | Продолжить обсуждение темы «Рассуждаем о нашем прошлом», которая входит в единый проект с предметами гуманитарного цикла – окружающим миром и литературным чтением. Формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны через опыт знакомства со старинными фотографиями. Учить школьников рассматривать старые фотографии, на которых изображены их сверстники: видеть детали, вглядываться в лица, пытаться понять их переживания. Подвести четвероклассников к выводу, что старые фотографии ценны для нас тем, что мы можем представить себе переживания и характеры людей, которые жили много раньше нас. Готовить школьников к письменному сочинению по фотографии. | 21.04 |
|
Учимся давать характеристику предложению. | |||||
| Характеристика предложения. | 1 | Учиться давать характеристику предложению | 22.04 |
|
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | |||||
| Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | Учить отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами | 25.04 |
|
| Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 | 26.04 |
| |
| Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 | 27.04 |
| |
| Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. | 1 | Продолжить учить школьников пользоваться разделом «Сведения о писателях». Учить детей составлять краткое сообщение о творчестве писателя или поэта | 28.04 |
|
| Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта. Словарный диктант. | 1 | 29.04 |
| |
| Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 | Учить отличать сложные предложения от простых; учить обособлять на письме однородные члены. | 4.05 |
|
| Тест "Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях". | 1 |
| 5.05 |
|
| Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. | 1 | Работа по формированию умения отличать сложные предложения от простых предложений с однородными подлежащими и сказуемыми | 6.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 11.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 12.05 |
|
| Итоговая контрольная работа в ракмках промежуточной аттестации | 1 |
| 13.05 |
|
| Работа над ошибками. | 1 |
| 16.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 17.05 |
|
| Проверочная работа № 5 по разделу "Простые и сложные предложения.". | 1 |
| 18.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 19.05 |
|
| Контрольный диктант за 4 класс. | 1 |
| 20.05 |
|
Учимся рассуждать. | |||||
| Р/р. Устное сочинение на тему «Рассуждаем о нашем прошлом». | 1 | Продолжить обсуждение темы «Рассуждаем о нашем прошлом», которая входит в единый проект с предметами гуманитарного цикла – окружающим миром и литературным чтением. Формировать у детей интерес к прошлому, к истории страны через опыт знакомства с достопримечательностями, культурными и историческими памятниками тех мест, где они живут. | 23.05 |
|
| Р/р. Устное сочинение на тему «Рассуждаем о нашем прошлом». | 1 | 24.05 |
| |
| Повторение пройденного. | 1 |
| 25.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 26.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 27.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 30.05 |
|
| Повторение пройденного. | 1 |
| 31.05 |
|
Примечание.
В рамках ЭКК на уроках русского языка систематически из урока в урок ведется работа со словарями (Толковым словарём, словарём «Пиши правильно», обратным словарем, словарем «Произноси правильно», Словарем происхождения слов).
Критерии оценки:
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Оценка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" - выполнено без ошибок.
"4" - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
"3" - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
"2" - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5" - работа выполнена без ошибок;
"4" - 1-2 исправления или 1 ошибка;
"3" - 2-3 ошибки;
"2" - 4 ошибки и более.
Аналогично оцениваются словарные диктанты (объём – 10 слов).
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка. Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
"5"- правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
"4" - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
"2" - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.
Сочинение
"5" - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.
"4" - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).
"3" - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
45