№ урока | Тема урока | Планируемая дата урока | Фактическая дата урока | Примечание |
1. | Слово о русском языке. Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского народа. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон). Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Текст как речевое произведение. Место текста в системе языка и речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Деление на абзацы; абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста – упр.1 | | | | |
2. | Стили и типы речи. | | | |
3. | Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Их соблюдение в речевой практике. Речевое общение как форма взаимодействия людей. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения (упр. 23, 24, 25). Текст (план) – упр.16. | | | |
Лексика 4 ч. | | | |
4 – 5. | Слово и его лексическое значение. Однозначность и многозначность слова. Лексические нормы: употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения (упр.29) Лексика, обозначающая предметы и явления русского быта: историзмы, фразеологизмы, русские имена, фамилии, пословицы и поговорки. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы как выразительные средства языка. Фигуры речи как выразительные средства языка. | | | | |
6. | Омонимы и их употребление. Синонимы, антонимы и их употребление. Работа со словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов. | | | | |
| | | | |
Орфоэпия 1 ч. | | | |
7. | Фонетика. Фонетический разбор слова. Орфоэпические нормы современного русского языка (произносительные и акцентологические). Роль орфоэпии в устном общении. Варианты произношения и ударения. Работа с орфоэпическим словарем, справочниками. | | | | |
8. | Контрольная работа № 1. Лексические нормы. Орфоэпические нормы. | | | | |
Морфемика. Словообразование. Орфография 10 ч. | | | |
9. | Принципы русской орфографии. Правописание морфем; слитное, дефисное, раздельное написания; строчная и прописная буквы; правила переноса; правила графического сокращения слов. Употребление Ь для обозначения на письме мягкости и для обозначения грамматических форм. | | | | |
| | | | | |
10 - 11. | Состав слова. Морфемный анализ слова. Основные способы образования слов. Международные словообразовательные элементы. Словообразовательный разбор слова. Работа со «Школьным словообразовательным словарем». Предупреждение недочетов в употреблении однокоренных слов (паронимия), ошибок в словообразовании (упр.130, 131). Определение стилевой принадлежности текста: стиль художественной литературы (упр. 132) | | | |
12. | Правописание безударных и чередующихся гласных в корне слова. | | | | |
13. | Правописание гласных после шипящих и Ц в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. Правописание двойных согласных (в корне слова). Типы речи; сочетание типов речи в тексте; информационная переработка текста – пересказ с изменением лица (упр. 145, 149) . | | | | |
14. | Р/Р. Публицистический стиль. Признаки публицистического стиля. Жанры публицистического стиля. Проблемный очерк. Эссе. Практическая работа. Стилевой и содержательно-композиционный анализ текста – проблемного очерка. | | | |
15. | Р/Р. Обучающее сочинение – эссе. | | | | |
16. | Правописание приставок. Употребление разделительных Ъ и Ь. Гласные Ы-И после приставок. Определение стиля (художественной литературы) и типа (описание) речи (упр.169). | | | |
17. | К/Р. № 2. Контрольный диктант по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография». | | | | |
Морфология 18 ч. | | | |
| Самостоятельные части речи | | | | |
18. | Систематизация знаний о частях речи. Морфологический разбор имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Именительный и родительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода – грамматические нормы употребления. | | | | |
19. | Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. | | | | |
20. | Р/Р. Функционально-смысловые типы речи. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста – рассуждения (проблемный очерк – упр. 222). | | | |
21. | Морфологический разбор имени прилагательного. Правописание суффиксов имен прилагательных. Грамматические нормы употребления прилагательных - паронимов. Правописание сложных имен прилагательных. Отзыв о рассказе А.И. Солженицына (упр.258) | | | | |
22. | Повторение, обобщение материала по теме «Публицистический стиль; сферы его использования; назначение». Чтение и информационная переработка текста публицистического стиля. Обучающее сочинение-рассуждение (часть С ЕГЭ). | | | |
23. | Морфологический разбор числительных. Правописание числительных. Нормы употребления порядковых, собирательных числительных. Особенности текста публицистического стиля – упр.263. | | | | |
24. | Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Употребление местоимений. Текст-рассуждение. Роль местоимений в установлении связи предложений и их частей (упр.273) | | | |
25. | К/Р. №3. Контрольное сочинение- рассуждение (проблемный очерк). | | | | |
26. | Морфологический разбор глагола. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов глаголов. Соблюдение грамматических норм при употреблении глаголов (упр. 299). Анализ выразительных средств языка в произведении художественной литературы (упр. 286). | | | |
27. | Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Краткие и полные страдательные причастия. Соблюдение грамматической нормы согласования причастия с существительным (упр. 313). Стиль текста. План литературоведческого текста (упр.327). | | | | |
28. | Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. | | | |
29. | Значение и употребление деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. | | | | |
30. | Образование наречий. Морфемный и словообразовательный разбор наречий. Слова категории состояния. Правописание наречий. Информационная переработка текста – сжатый пересказ (упр.352, 353). | | | |
31. | Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов. Соблюдение грамматических норм при употреблении предлогов. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов. | | | | |
32. | Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание частицы НЕ со словами разных частей речи. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Сочетание типов речи в тексте (упр. 369). | | | | |
33 - 34 | К/Р. № 4. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ. | | | | |
| | | | |