СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составленна для детей с ограниченными возможностями здоровья для 3 класса. Данная программа включает в себя: пояснительную записку, КТП.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 3 класса для детей с ОВЗ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрена на заседании

методического совета школы

Протокол от «30»августа 2017 г.

№ 1

_________А.А. Ярусова



УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

от «30» августа 2017 г.

№ 255

_________И.В. Боровинская





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЫК»

обучающегося 3 класса

на 2017/2018 учебный год

для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью.



Составила:

Учитель начальных классов

Вавилкина Екатерина Сергеевна





п. Алябьевский, 2017 г.

Содержание



1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………3

    1. Нормативная база…………………………………………………………………………………………………………..3

    2. Психолого – педагогическая характеристика…………………………………………………………………………….4

    3. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………………….5

    4. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………………….6

  1. Содержательный раздел

    1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………………...6

    2. Планируемые результаты учебного предмета……………………………………………………………………………9

    3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов…………………………………………….10

  2. Организационный раздел

    1. Учебный план……………………………………………………………………………………………………………..11

    2. Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..11

    3. Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью…………………………………………………………………………………………………………………12

  3. Приложение

    1. Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..14

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по чтению, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.


1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы

Федерального уровня:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).

Регионального уровня:

- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;

- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»

Уровень общеобразовательной организации:

- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;

- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.




1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического по­ражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ни­ями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, на­ли­чи­ем отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой по­с­ту­па­тельный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (сла­бостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием ус­ло­в­ных связей, тугоподвижностью нервных про­цессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.

На­ру­ше­ние объема и те­мпа во­с­п­ри­я­тия, не­до­статочная его диф­фе­ре­н­ци­ровка, не могут не ока­зы­вать от­ри­ца­тель­ного влияния на весь ход развития ре­бенка с умственной отсталостью (интеллектуаль­ны­ми нарушениями).

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интелле­к­туальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, ос­но­ву которого составляют такие операции, как анализ, си­нтез, сравнение, обо­б­щение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым ря­дом сво­е­об­ра­з­ных черт, про­яв­ля­ю­щи­хся в трудностях установления отношений между ча­с­тя­ми предмета, вы­де­ле­нии его существенных признаков и дифференциации их от не­су­ще­с­т­ве­н­ных, нахо­ж­дении и сравнении предметов по признакам схо­дства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-дей­с­т­венного, наглядно-образного и сло­весно-ло­гического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это вы­ра­жа­ет­ся в слабости обобщения, труд­но­с­тях понимания смысла явления или факта. Обу­ча­ю­щи­м­ся присуща сни­же­н­ная активность мыслительных про­це­с­сов и слабая регулирующая роль мы­ш­ления: зачастую, они начинают вы­по­л­нять работу, не до­слушав инструкции, не поняв це­ли задания, не имея внут­ре­н­него плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала нера­з­рывно свя­заны с особеннос­тями их памяти. Запоми­нание, сохранение и во­с­произведение по­лу­че­нной информации обучающимися с умственной отста­лостью (ин­те­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ниями) также отличается целым рядом спе­ци­фических особенностей: они луч­ше за­по­ми­нают внешние, иногда слу­чай­ные, зрительно воспринимаемые при­знаки, при этом, труд­нее осознаются и запоминаются внутренние ло­ги­че­с­кие связи; позже, чем у нормаль­ных свер­стников, формируется про­из­воль­ное запоминание, которое требует мно­го­к­ратных по­вторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной от­сталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое от­личается сужением объе­ма, малой устойчивостью, трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности. Представле­ниям и во­об­ра­жению детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­туальными на­ру­ше­ни­ями) свой­ственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление об­ра­зов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного ма­те­риала. Во­об­ра­же­ние как один из наиболее сложных процессов отли­чается значительной не­с­фо­р­ми­ро­ва­н­нос­тью, что выражается в его примитивности, не­точности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (ин­те­л­ле­к­туальными нарушениями) от­ме­ча­ются недостатки в раз­ви­тии речевой деятельности, физиологической осно­вой которых яв­ляется на­рушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой, лексической, грам­ма­тической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (инте­л­ле­к­ту­аль­ны­ми на­ру­ше­ниями), как пра­вило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие труд­но­сти обучающиеся испытывают при выполнении заданий, свя­за­н­ных с точной ко­ор­ди­на­ци­ей мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на ов­ла­де­нии письмом и некоторыми трудовыми опе­рациями. Проведение специальных упра­ж­не­ний, включенных как в со­держание коррекционных занятий, так и используемых на от­дель­ных уроках, способствует раз­ви­тию координации и точности движений пальцев рук и ки­сти, а также позволяет под­го­то­вить обучающихся к овладению учебными и трудовыми дей­ствиями, тре­бу­ю­щими определенной моторной ловкости.

В классе 1 обучающийся. Согласно заключению, территориальной ПМПК имеет умственную отсталость. Обучение организовано очное, согласно рекомендациям, территориальной ПМПК № 29 от 11.09.2015 года и ИПРА № 102.16.86 от 2017 года.



1.3.Цели и задачи программы:


Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

Задачи:

  • Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.

  • Заложить основы для овладения устной и письменной речи.

  • Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.

  • Развивать познавательную деятельность школьника, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.

  • Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.


Основные направления коррекционной работы:

  • развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

  • развитие навыков каллиграфии;

  • развитие фонетико-фонематических представлений;

  • формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

  • развитие высших психических функций;

  • развитие речи, владение техникой речи;

  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащегося. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.

Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).

Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащегося, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.



1.4. Общая характеристика учебного предмета.


Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы


Рабочая программа в соответствии с Региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 4 часа в неделю и составляет 136 часов в год.

Типы уроков:

  • Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);

  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);

  • Комбинированный урок;

  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок)

Методы:

  • Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;

  • Наглядные – наблюдение, демонстрация;

  • Практические – упражнения;

  • Методы изложения новых знаний;

  • Методы повторения, закрепления знаний;

  • Методы применения знаний;

  • Методы контроля.


Повторение – 14ч.

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

Звуки и буквы – 74 ч.

  • Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков обучающихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

  • Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.

  • Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.

  • Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ѐ, ю, я.

  • Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ѐ, я, ю, и.

  • Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

  • Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

Слово – 28 ч.

  • Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

  • Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

  • Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

  • Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:

  • называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

  • нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

  • подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

  • согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.


  • Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.

Предложение – 13 ч.

  • Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

  • Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

  • Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Повторение – 13 ч.

Связная письменная речь.

  • Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.

  • Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).

  • Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.

  • Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.

Письмо и чистописание.

  • Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.

  • Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений: 1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з; 4-я группа — с, е, ѐ, ч, ъ, я; 5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв:

  • 1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.

  • Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.

  • Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.

  • Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.

Устная речь.

  • Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.

  • Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).

  • Повторение пройденного за год.


2.2. Планируемые результаты учебного предмета.


Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:

- личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению
и познанию, и отражают умения:

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки

как хорошие или плохие;

Метапредметными результатами изучения курса «русский язык» является формирование учебных действий (УД).

Регулятивные УД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы со словом, предложением, текстом;

Познавательные УД:

- ориентироваться в учебнике;

- отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: списывание с печатного текста.

Коммуникативные УД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);

- слушать и понимать речь других;

- осознанное, правильное чтение слов, предложений и текста целыми словами;

Предметным результатом изучения курса «Русский язык»

- является сформированность следующих умений:

- осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры;

- отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;

- умения составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;

- умения анализировать слова по звуковому составу;

- умения различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;

- умения определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;

- умения списывать текст целыми словами;

- умения писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.



2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов.



Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.

Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:

III класс — 20-25 слов;

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у ребёнка.

Диктанты

«5» — работа выполнена без ошибок;

«4» — 1 -3 ошибки;

«3» — 4 – 5 ошибок;

«2» — 6 – 8 ошибок;

Грамматические задания

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;

«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;

«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.

Контрольные списывания

«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;

«4» — 1 ошибка и одно исправление;

«3» — 2 ошибки и одно исправление;

«2» — 3 ошибки и 1 – 2 исправления.



3. Организационный раздел.

    1. Учебный план.


Тема раздела учебника

Количество часов

К. р.

Контрольное списывание

Контрольный диктант

р/р

1

Повторение

14 ч.

-

1

1

-

2

Звуки и буквы

74 ч.

-

9

4

7

3

Слово

28 ч.

-

3

2

2

4

Предложение

13 ч.

-

-

1

-

5

Повторение

7 ч.

1

-

-

-


Итого

136

1

13

8

9



    1. Тематическое планирование.


Тематическое содержание

Характеристика основных видов деятельности

1

Повторение

Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

2

Звуки и буквы

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).

3

Слово

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

4

Предложение

Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком?о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

5

Повторение

Повторение пройденного за год.



3.3. Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.

Материально-технические условия

Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.

Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП.

Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:

  • организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;

  • организации временного режима обучения;

  • техническим средствам обучения;

  • специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:

  • соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;

  • обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;

  • соблюдения пожарной и электробезопасности;

  • соблюдения требований охраны труда;

  • соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.


Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методический комплект:

-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой.- 6 издание.-«Просвещение», 2013г.


-А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва: «Просвещение», 2014г.


-Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ 8 вида.-Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 г.


  • О.И. Волошина «Тесты. Русский язык. Начальная школа 1 – 4 класс».- Москва, «Дрофа»,


2000 г.


  • Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи».- «Аквариум», 2000 г.


-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII вида».- Москва, «Владос», 2003г.


-Д. Ушаков «Большой толковый словарь».- Москва, «Астрель», 2008г.


Учебно-методический комплект для обучающегося:

-А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва: «Просвещение», 2014г.






  1. Приложение.

    1. Календарно - тематическое планирование уроков русского языка.

Темы разделов, уроков

Кол-во часов

Дата

План

Факт


Повторение.

14 ч.



1

Выделение предложения из речи и его графическое изображение.

1



2

Количество слов в предложении.

1



3

Большая буква в начале предложения.

1



4

Большая буква в начале предложения.

1



5

Завершение начатого предложения.

1



6

Работа с деформированным предложением.

1



7

Деление текста на предложения.

1



8

Чтение диалогов, запись ответов, знаки в конце предложения.

1



9

Составление и запись предложений.

1



10

Составление и запись рассказа из данных вразбивку предложений.

1



11

Контрольное списывание «Для чего нужны хвосты?»

1



12

Повторение пройденного

1



13

Диктант по теме «Предложение».

1



14

Работа над ошибками.

1




Звуки и буквы.

74 ч.



15

Звуки и буквы.

1



16

Количество звуков и букв в словах.

1



17

Сходные и различные по написанию слова.

1



18

Контрольное списывание «У кого есть гнезда?»

1



19

Порядок букв в русской азбуке. Алфавит.

1



20

Расположение слов в алфавитном порядке.

1



21

Расположение слов в алфавитном порядке.

1



22

Контрольное списывание «Как правильно начать разговор по телефону?»

1



23

Гласные и согласные звуки и буквы.

1



24

Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных.

1



25

Согласные звуки и буквы. Выделение в словах согласных и гласных букв.

1



26

Контрольное списывание «Правила беседы»

1



27

Повторение и обобщение по теме «Гласные и согласные звуки и буквы».

1



28

Диктант по теме «Алфавит»

1



29

Р/р Составление текста иллюстрации.

1



30

Работа над ошибками.

1



31

Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я

1



32

Гласные и, е, в начале слов.

1



33

Гласные и, е после согласных.

1



34

Гласная ё в начале слов.

1



35

Гласная ё после согласных.

1



36

Гласная я в начале слов.

1



37

Гласная я после согласных.

1



38

Гласная э в начале слов и после согласных.

1



39

Р/р Составление текста по предложениям.

1



40

Контрольное списывание «Правила игры».

1



41

Ударение в словах. Знак ударения.

1



42

Определение ударных и безударных гласных в словах.

1


43

Определение ударных и безударных гласных в словах.

1



44

Р/р Составление рассказа по иллюстрации.

1



45

Контрольное списывание «Птицы в наших краях».

1



46

Слог как часть слова. Деление слов на слоги.

1



47

Слова с разным количеством слогов.

1



48

Слогообразующая роль гласных.

1



49

Р/р Составление рассказа по картинкам.

1



50

Контрольное списывание «Чем можно и чем нельзя кормить птиц».

1



51

Перенос слов при письме.

1



52

Деление слов на слоги для переноса. Перенос слов.

1



53

Упражнения в переносе слов.

1



54

Р/р Составление рассказа по картинке.

1



55

Контрольное списывание «Чудо птичка».

1



56

Закрепительные упражнения по пройденному материалу.

1



57

Контрольный диктант.

1



58

Работа над ошибками.

1



59

Твёрдые и мягкие согласные. Различение на слух и при письме твердых и мягких согласных.

1



60

Обозначение твердости и мягкости согласных гласными буквами а, о, у, ы, е, ё, и, ю, я.

1



61

Определение твердых и мягких согласных в словах.

1



62

Р/р Составление рассказа по картинке.

1



63

Контрольное списывание «Красные бусы».

1



64

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

1



65

Правописание слов с мягкими согласными на конце и в середине слова.

1



66

Обозначение мягкости согласных буквами и, я, ю, е, ё, ь.

1



67

Повторение и обобщение по теме «Твёрдые и мягкие согласные». Контрольное списывание «Сладкая морковка»

1



68

Диктант по теме: «Твердые и мягкие согласные»

1



69

Работа над ошибками.

1



70

Гласные после шипящих. Правописание жи-ши.

1



71

Правописание ча-ща, чу-щу.

1



72

Правописание гласных после шипящих, слов с твердыми и мягкими согласными.

1



73

Контрольное списывание «Маленькие змейки».

1



74

Парные звонкие и глухие согласные.

1



75

Сравнение слов с парными звонкими и глухими согласными по смыслу и произношению.

1



76

Правила проверки написания слов с парными согласными на конце.

1



77

Правописание звонких и глухих согласных на конце слов.

1



78

Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

1



79

Закрепительные упражнения в написании слов с парными согласными.

1



80

Контрольное списывание «Волк у проруби».

1



81

Р/р Сочинение «Мой друг».

1



82

Разделительный мягкий знак.

1



83

Дифференциация слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласных и слов с разделительным ь знаком.

1



84

Закрепительные упражнения по пройденному материалу.

1



85

Закрепительные упражнения по пройденному материалу.

1



86

Повторение и объяснение изученных орфограмм.

1



87

Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».

1



88

Работа над ошибками.

1




Слово

28 ч.



89

Слова, обозначающие предмет. Разделение слов по вопросам кто? Что?

1



90

Употребление названий предметов в различных формах (кто где? что где? кого? что?)

1



91

Употребление названий предметов в различных формах (кому? чему? кем? чем?)

1



92

Употребление названий предметов в различных формах (кого? чего?)

1



93

Выделение из текста названий предметов при помощи вопросов. Контрольное списывание «Дуб на поляне».

1



94

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных.

1



95

Дифференциация слов типа Белка (кличка животного) - белка (название животного).

1



96

Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц.

1



97

Повторение и обобщение пройденного по теме «Слова, обозначающие предмет».

1



98

Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие предмет».

1



99

Работа над ошибками.

1



100

Названия действий. Выделение слов, обозначающих действия предметов по вопросам.

1



101

Изменение формы слова в зависимости от вопроса (что делал? что сделал? что сделает?)

1



102

Закрепление изученных орфограмм. Контрольное списывание «Пришла весна».

1



103

Названия признаков. Выделение слов, обозначающих признаки предметов: цвет, форму, вкус, величину.

1



104

Расширение круга слов, обозначающих признаки предмета (материал, черты характера)

1



105

Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами, обозначающими предмет.

1



106

Р/р Составление рассказа по картинкам.

1



107

Дифференциация изученных орфограмм.

1



108

Контрольное списывание по теме: «Слова, обозначающие предмет, признак и действие».

1



109

Предлоги. Правописание предлогов.

1



110

Употребление предлогов в речи.

1



111

Различение слов с предлогами, со словами, с разделительным знаком.

1



112

Р/р Сочинение. Весна.

1



113

Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Предлоги».

1



114

Повторение пройденного по теме: «Слово».

1



115

Контрольный диктант по теме «Слово»

1



116

Работа над ошибками.

1




Предложение.

13 ч.



117

Предложение. Порядок слов в предложении.

1



118

Связь слов в предложении.

1



119

Работа с деформированным текстом.

1



120

Деление текста на предложения.

1



121

Работа с деформированным текстом.

1



122

Употребление формы винительного падежа в предложении по вопросам кого? что?

1



123

Употребление формы родительного падежа по вопросам кого? чего?

1



124

Употребление формы дательного падежа по вопросам кому? чему?

1



125

Употребление формы творительного падежа по вопросам кем? чем?

1



126

Употребление формы предложного падежа по вопросам о ком? о чем?

1



127

Установление порядка предложений в тексте.

1



128

Контрольный диктант по теме: «Предложение»

1



129

Работа над ошибками.

1




Повторение.

7 ч.



130

Слова, обозначающие предмет, действие, признак.

1



131

Большая буква в именах собственных.

1



132

Предлоги. Раздельное написание предлогов.

1



133

Закрепление изученных орфограмм.

1



134

Контрольная работа за год.

1



135

Работа над ошибками.

1



136

Повторение и закрепление пройденного.

1




Итого

136 ч.









2