Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Алябьевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического совета школы Протокол от «30»августа 2017 г. № 1 _________А.А. Ярусова | УТВЕРЖДЕНА приказом директора от «30» августа 2017 г. № 255 _________И.В. Боровинская |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЫК»
обучающегося 3 класса
на 2017/2018 учебный год
для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы с умственной отсталостью.
Составила:
Учитель начальных классов
Вавилкина Екатерина Сергеевна
п. Алябьевский, 2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………………………3
Нормативная база…………………………………………………………………………………………………………..3
Психолого – педагогическая характеристика…………………………………………………………………………….4
Цели и задачи……………………………………………………………………………………………………………….5
Общая характеристика учебного предмета……………………………………………………………………………….6
Содержательный раздел
Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы………………………………………...6
Планируемые результаты учебного предмета……………………………………………………………………………9
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов…………………………………………….10
Организационный раздел
Учебный план……………………………………………………………………………………………………………..11
Тематическое планирование……………………………………………………………………………………………..11
Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью…………………………………………………………………………………………………………………12
Приложение
Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по данному предмету сформирована и реализуется на основе федерального государственного образовательного Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (Приказ № 1599 от 19.12.2014). Заключения территориальной ПМПК и специальной образовательной Программы под редакцией В.В. Воронковой по чтению, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. - М., 2013г.
1.1. Нормативно-правовая база для разработки программы
Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПин 2.4.2.3286-15 Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы…) (зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 № 38528).
Регионального уровня:
- письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2015 года №10-Исх-8193 «О формировании учебных планов образовательными организациями, расположенными на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и реализующими адаптированные основные образовательные программы общего образования в 2015-2016 учебном году»;
- приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.08.2015г. №1087 «Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий»
Уровень общеобразовательной организации:
- Устав МБОУ «Алябьевская средняя общеобразовательная школа»;
- Локальные нормативные акты, регламентирующие образовательные отношения.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза.
Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Представлениям и воображению детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи. Моторная сфера детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
В классе 1 обучающийся. Согласно заключению, территориальной ПМПК имеет умственную отсталость. Обучение организовано очное, согласно рекомендациям, территориальной ПМПК № 29 от 11.09.2015 года и ИПРА № 102.16.86 от 2017 года.
1.3.Цели и задачи программы:
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьника, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащегося. Развиваются умения анализировать, сравнивать, классифицировать языковой материал, применять его в речевой практике.
Конечным результатом изучения языка является применение изучаемых языковых знаний в речевой практике, т. е. в процессе общения (коммуникации).
Предложение, части речи, каждая морфема изучается для того, чтобы повысился уровень речевого общения учащегося, возросла возможность грамматически правильного и точного выражения своих мыслей.
1.4. Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания обучающихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей с интеллектуальным недоразвитием обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание учебного предмета, количество часов, формы и методы работы
Рабочая программа в соответствии с Региональным базисным учебным планом для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида рассчитана на 4 часа в неделю и составляет 136 часов в год.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала);
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок);
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно – проверочный урок);
Комбинированный урок;
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно – обобщающий урок)
Методы:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой;
Наглядные – наблюдение, демонстрация;
Практические – упражнения;
Методы изложения новых знаний;
Методы повторения, закрепления знаний;
Методы применения знаний;
Методы контроля.
Повторение – 14ч.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы – 74 ч.
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков обучающихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ѐ, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ѐ, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово – 28 ч.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя). Разделительный ъ.
Предложение – 13 ч.
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Повторение – 13 ч.
Связная письменная речь.
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание.
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений: 1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з; 4-я группа — с, е, ѐ, ч, ъ, я; 5-я группа — э, х, ж, к; письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я; 3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь.
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
2.2. Планируемые результаты учебного предмета.
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»:
- личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению
и познанию, и отражают умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки
как хорошие или плохие;
Метапредметными результатами изучения курса «русский язык» является формирование учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы со словом, предложением, текстом;
Познавательные УД:
- ориентироваться в учебнике;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по тексту, иллюстрации;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: списывание с печатного текста.
Коммуникативные УД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- осознанное, правильное чтение слов, предложений и текста целыми словами;
Предметным результатом изучения курса «Русский язык»
- является сформированность следующих умений:
- осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры;
- отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
- умения составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- умения анализировать слова по звуковому составу;
- умения различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- умения определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- умения списывать текст целыми словами;
- умения писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
2.3. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 3 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2 – 3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ:
III класс — 20-25 слов;
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у ребёнка.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1 -3 ошибки;
«3» — 4 – 5 ошибок;
«2» — 6 – 8 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
«2» — не выполнено большинство грамматических заданий.
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление;
«2» — 3 ошибки и 1 – 2 исправления.
3. Организационный раздел.
Учебный план.
№ | Тема раздела учебника | Количество часов | К. р. | Контрольное списывание | Контрольный диктант | р/р |
1 | Повторение | 14 ч. | - | 1 | 1 | - |
2 | Звуки и буквы | 74 ч. | - | 9 | 4 | 7 |
3 | Слово | 28 ч. | - | 3 | 2 | 2 |
4 | Предложение | 13 ч. | - | - | 1 | - |
5 | Повторение | 7 ч. | 1 | - | - | - |
| Итого | 136 | 1 | 13 | 8 | 9 |
Тематическое планирование.
№ | Тематическое содержание | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Повторение | Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. |
2 | Звуки и буквы | Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме. Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные. Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и. Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы). |
3 | Слово | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.). Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. |
4 | Предложение | Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком?о чем?), творительного падежа (кем? чем?). Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему. Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ. |
5 | Повторение | Повторение пройденного за год. |
3.3. Система условий реализации, адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью.
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение – это общие характеристики инфраструктуры организации, включая параметры информационно-образовательной среды.
Материально-технические условия реализации АООП должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения АООП.
Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Структура требований к материально-техническим условиям включает требования к:
организации пространства, в котором осуществляется реализация АООП;
организации временного режима обучения;
техническим средствам обучения;
специальным учебникам, рабочим тетрадям, дидактическим материалам, компьютерным инструментам обучения.
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта и др.
Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методический комплект:
-Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный и 1-4 классы под редакцией В.В. Воронковой.- 6 издание.-«Просвещение», 2013г.
-А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва: «Просвещение», 2014г.
-Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ 8 вида.-Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 г.
2000 г.
-С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII вида».- Москва, «Владос», 2003г.
-Д. Ушаков «Большой толковый словарь».- Москва, «Астрель», 2008г.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
-А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская. Русский язык 3 класс. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва: «Просвещение», 2014г.
Приложение.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка.
№ | Темы разделов, уроков | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
| Повторение. | 14 ч. | | |
1 | Выделение предложения из речи и его графическое изображение. | 1 | | |
2 | Количество слов в предложении. | 1 | | |
3 | Большая буква в начале предложения. | 1 | | |
4 | Большая буква в начале предложения. | 1 | | |
5 | Завершение начатого предложения. | 1 | | |
6 | Работа с деформированным предложением. | 1 | | |
7 | Деление текста на предложения. | 1 | | |
8 | Чтение диалогов, запись ответов, знаки в конце предложения. | 1 | | |
9 | Составление и запись предложений. | 1 | | |
10 | Составление и запись рассказа из данных вразбивку предложений. | 1 | | |
11 | Контрольное списывание «Для чего нужны хвосты?» | 1 | | |
12 | Повторение пройденного | 1 | | |
13 | Диктант по теме «Предложение». | 1 | | |
14 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Звуки и буквы. | 74 ч. | | |
15 | Звуки и буквы. | 1 | | |
16 | Количество звуков и букв в словах. | 1 | | |
17 | Сходные и различные по написанию слова. | 1 | | |
18 | Контрольное списывание «У кого есть гнезда?» | 1 | | |
19 | Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. | 1 | | |
20 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | | |
21 | Расположение слов в алфавитном порядке. | 1 | | |
22 | Контрольное списывание «Как правильно начать разговор по телефону?» | 1 | | |
23 | Гласные и согласные звуки и буквы. | 1 | | |
24 | Гласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. | 1 | | |
25 | Согласные звуки и буквы. Выделение в словах согласных и гласных букв. | 1 | | |
26 | Контрольное списывание «Правила беседы» | 1 | | |
27 | Повторение и обобщение по теме «Гласные и согласные звуки и буквы». | 1 | | |
28 | Диктант по теме «Алфавит» | 1 | | |
29 | Р/р Составление текста иллюстрации. | 1 | | |
30 | Работа над ошибками. | 1 | | |
31 | Гласные буквы е, ё, и, э, ю, я | 1 | | |
32 | Гласные и, е, в начале слов. | 1 | | |
33 | Гласные и, е после согласных. | 1 | | |
34 | Гласная ё в начале слов. | 1 | | |
35 | Гласная ё после согласных. | 1 | | |
36 | Гласная я в начале слов. | 1 | | |
37 | Гласная я после согласных. | 1 | | |
38 | Гласная э в начале слов и после согласных. | 1 | | |
39 | Р/р Составление текста по предложениям. | 1 | | |
40 | Контрольное списывание «Правила игры». | 1 | | |
41 | Ударение в словах. Знак ударения. | 1 | | |
42 | Определение ударных и безударных гласных в словах. | 1 | | |
43 | Определение ударных и безударных гласных в словах. | 1 | | |
44 | Р/р Составление рассказа по иллюстрации. | 1 | | |
45 | Контрольное списывание «Птицы в наших краях». | 1 | | |
46 | Слог как часть слова. Деление слов на слоги. | 1 | | |
47 | Слова с разным количеством слогов. | 1 | | |
48 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | | |
49 | Р/р Составление рассказа по картинкам. | 1 | | |
50 | Контрольное списывание «Чем можно и чем нельзя кормить птиц». | 1 | | |
51 | Перенос слов при письме. | 1 | | |
52 | Деление слов на слоги для переноса. Перенос слов. | 1 | | |
53 | Упражнения в переносе слов. | 1 | | |
54 | Р/р Составление рассказа по картинке. | 1 | | |
55 | Контрольное списывание «Чудо – птичка». | 1 | | |
56 | Закрепительные упражнения по пройденному материалу. | 1 | | |
57 | Контрольный диктант. | 1 | | |
58 | Работа над ошибками. | 1 | | |
59 | Твёрдые и мягкие согласные. Различение на слух и при письме твердых и мягких согласных. | 1 | | |
60 | Обозначение твердости и мягкости согласных гласными буквами а, о, у, ы, е, ё, и, ю, я. | 1 | | |
61 | Определение твердых и мягких согласных в словах. | 1 | | |
62 | Р/р Составление рассказа по картинке. | 1 | | |
63 | Контрольное списывание «Красные бусы». | 1 | | |
64 | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. | 1 | | |
65 | Правописание слов с мягкими согласными на конце и в середине слова. | 1 | | |
66 | Обозначение мягкости согласных буквами и, я, ю, е, ё, ь. | 1 | | |
67 | Повторение и обобщение по теме «Твёрдые и мягкие согласные». Контрольное списывание «Сладкая морковка» | 1 | | |
68 | Диктант по теме: «Твердые и мягкие согласные» | 1 | | |
69 | Работа над ошибками. | 1 | | |
70 | Гласные после шипящих. Правописание жи-ши. | 1 | | |
71 | Правописание ча-ща, чу-щу. | 1 | | |
72 | Правописание гласных после шипящих, слов с твердыми и мягкими согласными. | 1 | | |
73 | Контрольное списывание «Маленькие змейки». | 1 | | |
74 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | | |
75 | Сравнение слов с парными звонкими и глухими согласными по смыслу и произношению. | 1 | | |
76 | Правила проверки написания слов с парными согласными на конце. | 1 | | |
77 | Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 | | |
78 | Подбор проверочных слов путем изменения формы слова. | 1 | | |
79 | Закрепительные упражнения в написании слов с парными согласными. | 1 | | |
80 | Контрольное списывание «Волк у проруби». | 1 | | |
81 | Р/р Сочинение «Мой друг». | 1 | | |
82 | Разделительный мягкий знак. | 1 | | |
83 | Дифференциация слов с мягким знаком для обозначения мягкости согласных и слов с разделительным ь знаком. | 1 | | |
84 | Закрепительные упражнения по пройденному материалу. | 1 | | |
85 | Закрепительные упражнения по пройденному материалу. | 1 | | |
86 | Повторение и объяснение изученных орфограмм. | 1 | | |
87 | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | 1 | | |
88 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Слово | 28 ч. | | |
89 | Слова, обозначающие предмет. Разделение слов по вопросам кто? Что? | 1 | | |
90 | Употребление названий предметов в различных формах (кто где? что где? кого? что?) | 1 | | |
91 | Употребление названий предметов в различных формах (кому? чему? кем? чем?) | 1 | | |
92 | Употребление названий предметов в различных формах (кого? чего?) | 1 | | |
93 | Выделение из текста названий предметов при помощи вопросов. Контрольное списывание «Дуб на поляне». | 1 | | |
94 | Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных. | 1 | | |
95 | Дифференциация слов типа Белка (кличка животного) - белка (название животного). | 1 | | |
96 | Большая буква в названиях городов, сел, деревень, улиц. | 1 | | |
97 | Повторение и обобщение пройденного по теме «Слова, обозначающие предмет». | 1 | | |
98 | Контрольный диктант по теме: «Слова, обозначающие предмет». | 1 | | |
99 | Работа над ошибками. | 1 | | |
100 | Названия действий. Выделение слов, обозначающих действия предметов по вопросам. | 1 | | |
101 | Изменение формы слова в зависимости от вопроса (что делал? что сделал? что сделает?) | 1 | | |
102 | Закрепление изученных орфограмм. Контрольное списывание «Пришла весна». | 1 | | |
103 | Названия признаков. Выделение слов, обозначающих признаки предметов: цвет, форму, вкус, величину. | 1 | | |
104 | Расширение круга слов, обозначающих признаки предмета (материал, черты характера) | 1 | | |
105 | Согласование слов, обозначающих признаки предметов со словами, обозначающими предмет. | 1 | | |
106 | Р/р Составление рассказа по картинкам. | 1 | | |
107 | Дифференциация изученных орфограмм. | 1 | | |
108 | Контрольное списывание по теме: «Слова, обозначающие предмет, признак и действие». | 1 | | |
109 | Предлоги. Правописание предлогов. | 1 | | |
110 | Употребление предлогов в речи. | 1 | | |
111 | Различение слов с предлогами, со словами, с разделительным знаком. | 1 | | |
112 | Р/р Сочинение. Весна. | 1 | | |
113 | Повторение и закрепление изученного материала по теме: «Предлоги». | 1 | | |
114 | Повторение пройденного по теме: «Слово». | 1 | | |
115 | Контрольный диктант по теме «Слово» | 1 | | |
116 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Предложение. | 13 ч. | | |
117 | Предложение. Порядок слов в предложении. | 1 | | |
118 | Связь слов в предложении. | 1 | | |
119 | Работа с деформированным текстом. | 1 | | |
120 | Деление текста на предложения. | 1 | | |
121 | Работа с деформированным текстом. | 1 | | |
122 | Употребление формы винительного падежа в предложении по вопросам кого? что? | 1 | | |
123 | Употребление формы родительного падежа по вопросам кого? чего? | 1 | | |
124 | Употребление формы дательного падежа по вопросам кому? чему? | 1 | | |
125 | Употребление формы творительного падежа по вопросам кем? чем? | 1 | | |
126 | Употребление формы предложного падежа по вопросам о ком? о чем? | 1 | | |
127 | Установление порядка предложений в тексте. | 1 | | |
128 | Контрольный диктант по теме: «Предложение» | 1 | | |
129 | Работа над ошибками. | 1 | | |
| Повторение. | 7 ч. | | |
130 | Слова, обозначающие предмет, действие, признак. | 1 | | |
131 | Большая буква в именах собственных. | 1 | | |
132 | Предлоги. Раздельное написание предлогов. | 1 | | |
133 | Закрепление изученных орфограмм. | 1 | | |
134 | Контрольная работа за год. | 1 | | |
135 | Работа над ошибками. | 1 | | |
136 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | | |
| Итого | 136 ч. | | |
2