Пояснительная записка.
Настоящая рабочая образовательная программа составлена на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1 вариант) и программ СКОУ VIII вида:
«Русский язык» А.К. Аксёнова , Э.В.Якубовская .Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации ,5-е издание Москва «Просвещение»2007г.-Программы специальных образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой ; 1-4 классы ;
Москва « Просвещение» , 2008г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета
В соответствии с целями изучения предмета.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Отличительные особенности курса:
В младших классах школьникам с трудностями в развитии даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной
и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной
связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать
даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Виды контроля: контрольные и проверочные работы.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Уроки | Контрольные работы |
1 | Повторение.Предложение. | 6 ч | 5 | 1 |
2 | Звуки и буквы. | 34 ч | 31 | 3 |
3 | Слово. . | 21ч | 19 | 2 |
4 | Повторение. | 7ч | 6 | 1 |
Всего | | 68 ч | 61 | 7 |
Содержание тем учебного курса
Повторение
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
Слово
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
Предложение
Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Связная и письменная речь
Умение восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам.
Последовательное расположение данных учителем предложений по смыслу (в более легких случаях — самостоятельно).
Коллективное составление текстов изложений с последовательной записью предложений, сформулированных под руководством учителя.
Коллективные ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем.
Письмо и чистописание
Выработка навыка правильного письма и списывания с постепенным ускорением темпа письма.
Четкое и графически правильное написание строчных букв и их соединений:
1-я группа — и, й, ш, п, т, н, г, р, у;
2-я группа — л, м, ц, щ, ь, ы;
3-я группа — б, а, ю, ф, б, в, д, з;
4-я группа — с, е, ё, ч, ъ, я;
5-я группа — э, х, ж, к;
письмо заглавных букв:
1-я группа — И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А;
2-я группа — О, С, 3, X, Е, Ж, Э, Я;
3-я группа — У, Н, К, Ю, Р, В;
4-я группа — Г, П, Т, Б, Ф, Д.
Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием.
Списывание сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями.
Списывание слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов.
Выборочное списывание по указанию учителя.
Письмо под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.
Восстановление нарушенного порядка слов в предложении.
Устная речь
Правильное составление простых распространенных предложений и сложных с союзом и.
Связное высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному плану (серии картинок).
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
анализировать слова по звуковому составу;
различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит.
Используемая литература:
1. Учебник «Русский язык» А.К. Аксёнова , Э.В.Якубовская
5-е издание . Москва « Просвещение» , 2007г.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Интернет ресурсы:
http://parohod.kg/trud/page/7/
http://www.uroki.net/docpage/doc8.htm
http://festival.1september.ru/articles/503599/
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
Повторение предложение-6 часов |
1 | Повторение знаний о предложении. | 1 | |
2 | Большая буква в начале предложения, точка в конце. Входная контрольная работа «Большая буква в начале предложения, точка в конце». | 1 | |
3 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Составление предложений по картинке. | 1 | |
4 | Составление предложений из данных слов. | 1 | |
5 | Составление предложений по вопросу. | 1 | |
6 | Составление предложений по картинке. Проверочная работа «Составление предложений из данных слов». | 1 | |
Звуки и буквы-34 часа |
7 | 3вуки и буквы. Отличие звука от буквы. | 1 | |
8 | Анализ слов по звуковому составу. Проверочная работа по теме. | 1 | |
9 | Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. | 1 | |
10 | Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 1 | |
11 | Нахождение слов в словаре. | 1 | |
12 | Составление списков учащихся по алфавиту | 1 | |
13 | Звуки гласные и согласные. | 1 | |
14 | Контрольная работа за I четверть. | 1 | . |
15 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Перенос части слова при письме. | 1 | |
16 | Слогообразующая роль гласных. | 1 | |
17 | Деление слова на слоги. Проверочная работа по теме. | 1 | |
18 | Гласные буквы и,е,ё,ю,я.э в начале слова и после гласных. | 1 | |
19 | Перенос части слова при письме. | 1 | |
20 | Гласные ударные и безударные | 1 | |
21 | Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах | 1 | |
22 | Согласные твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я. | 1 | |
23 | Обозначение мягкости согласных в конце слова буквой ь. | 1 | |
24 | Обозначение мягкости согласных в середине слова буквой ь. | 1 | |
25 | Восстановление деформированного текста по картинкам. | 1 | |
26 | Правописание жи-ши,ча-ща и чу-щу | 1 | |
27 | Контрольная работа за II четверть. | 1 | |
28 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Разделительный ь перед буквами и, е, ё, ю, я. | 1 | |
29 | Составление текста изложения. | 1 | |
30 | Работа над ошибками. Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | |
31 | Написание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | |
32 | Проверка написания парных согласных на конце слова путём изменения формы слова. | 1 | |
33 | Разделительный ь перед буквами и, е, ё, ю, я. | 1 | |
34 | Перенос слов с разделительным мягким знаком. | 1 | |
35 | Работа с деформированным текстом.. | 1 | |
36 | Работа над ошибками. Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак». | 1 | |
37 | Разделительный твёрдый знак. | 1 | |
38 | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. | 1 | |
39 | Контрольная работа за III четверть. | 1 | |
40 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |
Слово-22 часа |
41 | Слова, которые обозначают названия предметов. | 1 | |
42 | Слова, обозначающие один или несколько одинаковых предметов. | 1 | |
43 | Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов. | 1 | |
44 | Практическое употребление слов, обозначающих названия предметов. | 1 | . |
45 | Прописная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень и т.п. | 1 | |
46 | Работа с текстом. Ответы на вопросы. | 1 | |
47 | Работа над ошибками. Прописная буква в названиях городов, сёл, деревень, улиц. | 1 | |
48 | Слова, которые обозначают действия предметов. | 1 | |
49 | Согласование слов, обозначающих действия предметов, со словами, обозначающими названия предметов. | 1 | |
50 | Контрольное списывание. | 1 | |
51 | Работа над ошибками. Практическое употребление слов, обозначающих действия предметов. | 1 | |
52 | Работа над ошибками. Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов. | 1 | |
53 | Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. | 1 | |
54 | Работа с текстом. Дополнение предложений. | 1 | |
55 | Работа над ошибками. Практическое употребление слов, обозначающих признаки предметов. | 1 | |
56 | Проверочная работа по теме «Слова, которые обозначают признаки предметов». | 1 | |
57 | Предлоги. | 1 | |
58 | Правописание предлогов со словами. Проверочная работа по теме «Деление слов на слоги». | 1 | |
59 | Практическое знакомство с построением простого предложения. | 1 | |
60 | Составление предложений с употреблением существительных винительного, родительного, дательного, творительного падежей. | 1 | |
61 | Контрольное списывание. | 1 | |
Повторение-7 часов |
62 | Работа над ошибками. Правописание твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
63 | Правописание твёрдых и мягких согласных. | 1 | |
64 | Контрольная работа за год. | 1 | |
65 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | |
66 | Правописание слов с шипящими согласными. | 1 | |
67 | Составление предложений. | 1 | |
68 | Алфавит. | 1 | |
9