Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нестеровская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____________/Кравченко М.М../ «__»____________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ г. Нестерова _____________/Макеева Т.А./ Приказ № ___ от «__»________2012г. |
Рабочая программа 8 вида
обучения на дому 2 класс
по письму и развитию речи
Петкун Татьяна Николаевна, первая квалификационная категория
2012 - 2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой.
Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования в классах VIII вида и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.
Основной целью курса являются формирование и совершенствование знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.
Задачи:
Обучать навыкам грамотного письма и культуры речи.
Заложить основы для овладения устной и письменной речи.
Формировать основные орфографические и пунктуационные навыки.
Развивать познавательную деятельность школьников, способствовать коррекции мышления, их умственному и речевому развитию.
Воспитывать любовь к родному языку и его изучению, эстетическое отношение к языку и речи.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие фонетико-фонематических представлений;
формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
развитие речи, владение техникой речи;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Отличительные особенности курса:
В младших классах школьникам с трудностями в развитии даются самые
элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для
выработки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной
и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса.
Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной
связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать
даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа неделю.
Виды контроля: контрольные и проверочные работы.
Учебно-тематический план.
№ | Кол-во часов | Тема | Уроки | Контрольные работы |
1 | 7 ч | Повторение. | 6 | 1 |
2 | 23 ч | Звуки и буквы. | 19 | 4 |
3 | 32 ч | Слово | 30 | 2 |
4 | 16 ч | Предложение | 15 | 1 |
Всего | 68ч | | 60 | 8 |
Содержание программы:
ПОВТОРЕНИЕ (7 ЧАСОВ)
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ (23 часа)
Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.
Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.
Гласные ударные и безударные.
Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).
СЛОВО (32 часа)
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;
-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),
-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
-согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (16 часов)
Практическое знакомство с построением простого предложения.
Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
Основные требования к умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
— различать сходные по начертанию буквы;
— дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
— делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
— списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
— писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
— писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
—составлять предложение по картинке;
— подбирать по вопросам названия предметов и действий;
— называть свой домашний адрес.
Используемая литература:
1. Учебник «Русский язык» А.К. Аксёнова , Э.В.Якубовская
5-е издание . Москва « Просвещение» , 2007г.
Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Интернет ресурсы:
http://parohod.kg/trud/page/7/
http://www.uroki.net/docpage/doc8.htm
http://festival.1september.ru/articles/503599/
Календарно-тематическое планирование по предмету письмо и
развитие речи
(2 часа в неделю, 68 часов)
.
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ 6 часов | | |
1 | Повторение | 1 | 04.09. |
2 | Предложение. | 1 | 06.09. |
3 | Распространенные предложения | 1 | 11.09. |
4 | Слово. | 1 | 13.09. |
5 | Предложение и текст. | 1 | 18.09. |
6 | Контрольное списывание №1. | 1 | 20.09. |
| ЗВУКИ И БУКВЫ 5 часов | | |
7 | Звуки и буквы | 1 | 24.09. |
8 | Гласные звуки и буквы | 1 | 27.09. |
9 | Согласные звуки и буквы. | 1 | 02.10. |
10 | Звуки и буквы | 1 | 04.10. |
11 | Контрольное списывание №2. | 1 | 09.10 |
| СЛОГ. УДАРЕНИЕ. 5 часов | | |
12 | Ударение. | 1 | 11.10. |
13 | Уточнение представлений о слоге. | 1 | 16.10. |
14 | Слог | 1 | 18.10. |
15 | Перенос слов по слогам. | 1 | 23.10. |
16 | Контрольное списывание №3. | 1 | 25.10. |
| ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ 17часов | | |
17 | Различай Р-Л | 1ч | 30.10. |
18 | Парные согласные Б-П | 1ч | 01.11. |
19 | Парные согласные В-Ф | 1ч | 13.11. |
20 | Парные согласные Г-К | 1ч | 15.11. |
21 | Звонкие и глухие согласные | 1ч | 20.11. |
22 | Шипящие согласные | 1ч | 22.11. |
23 | Свистящие согласные | 1ч | 27.11. |
24 | Различай шипящие и свистящие согласные | 1ч | 29.11. |
25 | Контрольное списывание № 4. | 1ч | 04.12. |
26 | Гласные буквы Е,Ё,Я,Ю | 1 ч | 06.12. |
27 | Твердые и мягкие согласные | 1ч | 11.12. |
28 | Различай твердые и мягкие согласные | 1ч | 13.12. |
29 | Твердые и мягкие согласные | 1ч | 18.12 |
30 | Различай твердые и мягкие согласные | 1ч | 20.12 |
31 | Гласные буквы Е,Ё,Я,Ю | 1ч | 25.12. |
32 | Гласные буквы Е,Ё,Я,Ю | 1ч | 27.12. |
33 | Контрольное списывание №5. | 1ч | 10.01. |
| Мягкий знак на конце слов 2 часа | | |
34,35 | Мягкий знак на конце слов | 2ч | 15.01. 17.01. |
| ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 6 часов | | |
36,37,38,39,40 | Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы «кто?». «что?» | 5ч | 22.01. 24.01. 29.01. 01.02. 05.02. |
41 | Повторение | 1ч | 08.02. |
| ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ 4 часа | | |
42,43 | Заглавная буква в словах: в именах; фамилиях; кличках животных | 2ч | 12.02. 15.02. |
44 | Повторение | 1ч | 19.02. |
45 | Контрольное списывание №6 | 1ч | 22.02. |
| ГЛАГОЛ 4часа | | |
46,47,48,49 | Понятие о словах, отвечающих на вопрос «что делает?». | 4ч | 26.02. 01.03. 05.03. 12.03. |
| ПРЕДЛОГИ 3 часа | | |
50 | Понятие предлога | 1ч | 15.03. |
51 | Написание предлогов | 1ч | 19.03. |
52 | Контрольное списывание №7 | 1ч | 02.04. |
| Непроизносимые согласные 2 часа | | |
53,54 | Непроизносимые согласные | 2ч | 05.04. 09.04. |
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ 14 часов | | |
55 | Предложения. | 1ч | 12.04. |
56,57,58,59 | Понятие о тексте. Выделение предложения из текста | 4ч | 16.04. 19.04. 23.04. 26.04. |
60 | Начало предложения. | 1ч | 30.04. |
61,62 | Составление текста по картинке | 2ч | 07.05. 14.05. |
63 | Вопросительные предложения. | 1ч | 17.05. |
64 | Контрольное списывание №8 | 1ч | 21.05. |
65,66,67,68 | Повторение за год | 4ч | 23.05. |
8