I.Планируемые результаты на конец 3 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
понимание сопричастности к языку своего народа (я - носитель языка);
осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке.
Учащиеся получат возможность для формирования:
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
осознания русского языка как основного средства мышления и общения;
восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь знаком для обозначения мягкости, разделительным ь знаком; владеть способами проверки букв гласных и согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь знаком;
находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок;
подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;
распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;
разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;
составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;
читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;
письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).
Учащиеся получат возможность научиться:
производить звуко-буквенный, морфемный, морфологический анализы слов;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и);
осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;
читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
осознавать цели и задачи раздела курса;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебнуюзадачу;
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
вносить необходимые дополнения, исправления в своюработу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме попамяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот;
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды предложений, типы текстов;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные
Учащиеся научатся:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
выделять существенную информацию из читаемыхтекстов;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро.
Учащиеся получат возможность научиться:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливыеслова);
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); озаглавливатьтекст;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их всовместной работе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектнойдеятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
понимать тему и основную мысль высказывания (текста) по содержанию, по заголовку; озаглавливать текст по основной мысли текста;
подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно).
II.Содержание учебного предмета.
Вводный урок
Повторение.
Слово.
1. Совершенствование умений звуко-буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.
Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).
Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.
Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов. Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне). Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.
Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа вкусный, чудесный.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.
2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.
Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).
3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).
4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.
Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.
Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.
Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.
Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.
Понятие о наречии. Наречие как часть речи.
Предложение и текст.
Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.
Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.
Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.
Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.
Повторение.
Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.
Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.
Материал курса «Русский язык» представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
овладение функциональной грамотностью (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
приобретение и систематизация знаний о языке;
дальнейшее овладение родным языком;
овладение орфографией и пунктуацией;
раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
развитие чувства языка.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы духовно-нравственного развития ООП, т.к. несет особое отношение к слову, к языку, его колориту и мудрости, духовно-нравственному содержанию, воспитывает толерантность, учит решать коммуникативные задачи, осваивать этикетные формы обращения и поведения, развивает уважение и интерес к творческой работе.
Содержание учебного предмета способствует реализации программы экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни за счет заданий, мотивирующих учащихся на здоровый образ жизни. Ряд заданий акцентируют внимание на физическом здоровье. Они даются на материале пословиц, текстов о спорте, занятиях физической культурой, режиме дня. (Например, составь устный рассказ о своём режиме дня; придумай упражнения для утренней зарядки и разучи их с друзьями; составь письменный рассказ о своих занятиях спортом и т.д.) При выполнении заданий на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой. Задания помогают детям осваивать этикетные формы обращения и поведения. Обучение вежливому обращению, решению коммуникативных задач (в том числе отказ, просьба) способствует бесконфликтному выходу из ситуаций, нацеливает учащихся на выстраивание добрых отношений с людьми, на сохранение нравственного и психологического здоровья.
Учебный предмет «Русский язык» является приоритетным для формирования следующихУУД:
- личностных,так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека;
- коммуникативных,так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач»1.
Также на уроках русского языка в процессе освоения системы понятий и правил у учеников формируются познавательные универсальные учебные действия.
Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» ООП НОО реализуется средствами различных учебных предметов, в том числе русского языка. Таким образом, в данной рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется освоение материала программы «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов, которая соответствует ООП НОО школы№42:
В соответствии с методическим письмом «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19. 11. 98 №1561/14-15 в 3 классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков.
В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:
- списывание (3);
- сочинения (8);
- изложения (7);
- творческие работы(3)
- проверочные работы (6);
- диктанты (11 )
В авторской программе Бунеевых предусмотрено проведение 13 проверочных работ после изученных тем, они были объединены и переработаны в 6проверочных работ, количество диктантов увеличено (в сравнении со стандартом) до 11,проверочных списываний до 3.
Общая характеристика учебного предмета и ценностныеориентирысодержания учебногопредмета представлены в основной образовательной программе начального общего образования МОУ СШ №42.
Тематический план и система учёта знаний по темам
№ | Разделы | |
Программа | Фактически | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Диктанты | Проверочные работы | Творческие работы | Изложение | Сочинение | Списывание |
Старт | контр | темат |
1. | Повторение | 11+10 | 11 | Знакомиться с новым учебником, вычитывать информацию из иллюстраций, с обложки, из оглавления; прогнозировать содержание и виды работы по учебнику. Называть отличительные признаки слова, пред-ложения, текста. Отличать текст от набора предложений, запи-санных как текст.Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов одноклассников. Классифицировать изученные орфограммы (буквенные – небуквенные; буквы гласных, буквысогласных, буквы ъ и ь Находить в словах изученные орфограммы, составлять и писать самодиктанты. Группировать слова с зученными орфограммами. Графически обозначать выбор написания,писать графические диктанты. | 1 | - | - | - | - | - | - | 1 |
2. | Слово | 116 | 131 | Находить корень в группе однокоренных слов, аргументировать правильность выбора. Обнаруживать чередующиеся согласные звуки в корне однокоренных слов, выделять эти корни. Составлять связный текст из деформированных предложений. Наблюдать за словами с изучаемыми орфограм- мами, устанавливать несоответствие произно- шения и написания. Участвовать в «открытии» и формулировании орфографических правил, работать в группе (паре), представлять результат работы в виде текста, схемы, опорных сигналов. Находить в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам, правильно писать слова, графически объяснять выбор написаний, находить и исправлять орфогра фические ошибки. Осознавать, что удвоенная буква согласного обозначает один долгий звук, отражать это при фонетическом разборе слова. Формулировать обобщённое правило правописания букв, обозначающих согласные звуки на конце и в середине слова. Писать сочинение по опорным словам с изучен- ными орфограммами. Писать свободный диктант после предварительной подготовки. Находить в предложении (тексте) сложные слова путём выделения двух корней и соединительной буквы о (е). Осознавать лексическое значение сложного слова, которое складывается из значения двух корней. Использовать в речи и правильно писать слож- ные слова разных тематических групп, в том числе характеризующих человека (внешность, характер Находить в словах корень, суффиксы, приставки, различать омонимичные приставки и предлоги. Мотивировать слитное – раздельное написание (по- – это приставка, так как ... поэтому пишется слитно; по – это предлог, так как ... поэтому пишется раздельно; это орфограмма-пробел). Различать приставки по- и па-, про- и пра-. Различать и правильно писать слова с удвоен- ной буквой согласного в корне и на стыке при- ставки и корня. Анализировать состав слова, осознанно выбирать разделительный ъ или ь, исходя из состава слова и фонетических опознавательных признаков. Выделять в слове окончание и основу, действо- вать по алгоритму. Систематизировать знания о составе слова ввиде схемы, таблицы. Участвовать в открытии нового знания о составе слова, работать в группе, участвовать в учеб- ном диалоге, сотрудничать с одноклассниками. | | 3 | 4 | 4 | 3 | 7 | 7 | 1 |
3. | Предложение | 25 | 25 | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. Составлять в группе обобщённую схему «Части речи», сопоставлять свой вариант с вариантом учебника. Открывать, участвуя в проблемном диалоге, при знаки имени существительного как части речи. Определять грамматические признаки имён существительных.Определять начальную форму имени существительного. Наблюдать за использованием имён существительных в речи. Анализировать текст с преимущественным упо- треблением имён существительных. Употреблять имена существительные в речи: выполнять творческую работу – составление текста-описания с помощью имён существительных. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления; – разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой; – видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и); – составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи; – осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении; | | 1 | 1 | 2 | - | 1 | 2 | 1 |
| Итого: | 161 | 170 | | 5 | 5 | 6 | 3 | 8 | 9 | 3 |
Система учёта знаний по учебным четвертям
Четверть | Диктанты | Проверочные работы | Творческие работы | Изложение | Сочинение | Списывание |
Контрольные | тематические |
1 | 1 (диагн) +2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 |
2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | - |
3 | 1 | 2 | - | - | 3 | 3 | 1 |
4 | 1 | 1 | 2 | - | 2 | 2 | 1 |
Год | 5 | 5 | 6 | 3 | 8 | 9 | 3 |
Поурочное планирование учебного материала
№ | Тема урока | дата |
| Повторение (8 ч) | |
1 | Знакомство с новым учебником «Русский язык». Повторение знаний о слове. | |
2 | Повторение знаний о тексте: тема, заголовок, части текста. | |
3 | Признаки текста. Основная мысль текста. ИКТ-компетентность: Клавиатурный тренажер | |
4 | Стартовая диагностика. | |
5 | Систематизация знаний об изученных орфограммах, их графическое обозначение. | |
6 | Списывание№ 1. Правописание слов с изученными орфограммами. | |
7 | Правописание заглавной буквы в словах. | |
8 | Диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение». | |
С Л О В О (106 часов) 1.Части слова. Корень слова. Чередование согласных звуков в корне (3ч) |
9 | Анализ работ и коррекция знаний «Пишу правильно». Корень слова, однокоренные слова. Чередование согласных звуков в корне. | |
10 | Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне слова. ИКТ-компетентность: Повторение правил клавиатурного письма | |
11 | Развитие речи№1 Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений. | |
2. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова (3часа) |
12 | Правописание проверяемых согласных букв в корне слова. | |
13 | Развитие речи№2 Сочинение по опорным словам по теме: « На уроке» ( упр.55). Работа со словарём синонимов. | |
14 | Работа над ошибками. Проверяемые согласные буквы в корне слова. Обобщение знаний по теме «Корень слова». | |
| 3. Удвоенные буквы согласных в корне слова (5 часов) | |
15 | Понятие об удвоенных согласных буквах. Перенос слов с удвоенными согласными | |
16 | Правописание слов с удвоенными согласными в корне. | |
17 | Развитие речи№3 Изложение зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану. Работа с орфографическим словарём. | |
18 | Правописание слов с изученными орфограммами. Обобщение знаний по теме «Удвоенные согласные» | |
19 | Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с удвоенной согласной в корне. | |
| 4.Буквы непроизносимых согласных в корне слова (8ч) | |
20 | Наблюдение над словами с непроизносимым согласным звуком в корне | |
21 | Правописание непроизносимым согласным в корне слова. | |
22 | Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. | |
23 | Упражнения в правописании проверяемых согласных в корне слова. | |
24 | Развитие речи№4 Сочинение по опорным словам «Осенняя картинка» ( упр.99) Работа с орфографическим словарём. | |
25 | Работа над ошибками. Правописание проверяемых согласных в корне слова | |
26 | Проверочная работа № 1 по теме «Написание согласных в корне слова». | |
27 | Диктант по теме «Непроизносимые согласные» | |
| 5. Безударные гласные в корне слова (7 часов) | |
28 | Работа над ошибками. Правописание безударных гласных в корне слова. ИКТ-компетентность:Технология письменных коммуникаци | |
29 | Слова с двумя безударными гласными в корне. | |
30 | Безударные гласные в корне, подбор проверочных слов. Развитие речи№5. Свободный диктант (упр.120) | |
31 | Контрольный диктант № 1 за 1 четверть. | |
32 | Проверочная работа № 2 по теме «Безударные гласные в корне слова». | |
33 | Работа над ошибками. Развитие речи№6 Сочинение по опорным словам (упр. 121) | |
34 | Правописание слов с безударными гласными в корне. ИКТ-компетентность:Создание письменного текста для сопровождения проекта с применением ИКТ | |
| 6. Сложные слова и их правописание (6 часов) | |
35 | Знакомство с понятием «Сложные слова». | |
36 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах. | |
37 | Образование сложных слов. | |
38 | Правописание сложных слов, их использование в речи для характеристики людей. | |
39 | Употребление в речи и правописание сложных слов. Проверочная работа № 3по теме «Сложные слова». | |
40 | Развитие речи№7 Изложение зрительно воспринятого текста. ( упр.142) | |
| 7. Части слова. Приставка. (6 часов) | |
41 | Работа над ошибками. Приставка, ее роль в слове. Отличие приставок от предлогов. | |
42 | Правописание безударных приставок в слове | |
43 | Развитие речи№8 Сочинение по опорным словам по теме «О школе».Правописание безударных гласных в приставках. | |
44 | Приставки ПРО-, ПО-, ПА-, их правописание. ИКТ-компетентность:Клавиатурное письмо | |
45 | Удвоенные согласные на стыке приставки и корня. | |
46 | Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне и на стыке приставки и корня. Работа над ошибками. Приставка, ее роль в слове. Отличие приставок от предлогов. | |
|
| 8. Разделительные Ъ и Ь знаки (4 часа) | |
47 | Звук [Й,] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительных ъ и ь. | |
48 | Правописание слов с разделительными ъ и ь. Редактирование текста. | |
49 | Развитие речи№9 Изложение на слух воспринятого текста. | |
50 | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительными ъ и ь. Обобщение знаний по теме «Разделительные ь и ъ знаки» | |
| 9.Части слова. Окончание и основа (4 часа) | |
51 | Понятие об окончании и основе слова. | |
52 | Упражнения в нахождении окончания в слове. ИКТ-компетентность: Виртуальное моделирование | |
53 | Развитие речи№10 Сочинение по опорным словам «Зимний вечер». Основа слова. | |
54 | Упражнения в нахождении в слове основы и окончания | |
| 10.Части слова. Суффикс (3 часа) | |
55 | Суффикс и его роль в слове. Упражнения в нахождении в слове суффикса. | |
56 | Обобщение знаний о частях слова. | |
57 | Диктант по теме «Разделительный ъ и ь знаки» | |
11. Разбор слова по составу (4 часа) | |
58 | Работа над ошибками. Порядок разбора слова по составу. Составление слов по схемам ИКТ-компетентность: Оперативный ввод и редактирование информации ИКТ-проекта | |
59 | рРазбор слов по составу. Проверочная работа № 4 по теме «Состав слова». | |
60 | Административная рубежная контрольная работа. | |
61 | Контрольный диктант № 2 за 1 полугодие | |
12.Части речи. Имя существительное как часть речи (4 часа) | |
62 | Работа над ошибками. Части речи в русском языке. | |
63 | Имя существительное как часть речи | |
64 | Роль имен существительных в речи. Развитие речи№11 Творческая работа: составление текста. | |
65 | Обобщение знаний об имени существительном. | |
| 13. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. (3 часа) | |
66 | Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. | |
67 | Обобщение знаний об имени существительном | |
68 | Развитие речи№12 Изложение по коллективно составленному плану. | |
| 14. Род имён существительных (4часа) | |
69 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода. | |
70 | Род – постоянный признак имен существительных | |
71 | Окончания имен существительных мужского, женского и среднего рода. | |
72 | Списывание№ 2. | |
| 15. Число имён существительных (4часа) | |
73 | Изменение имен существительных по числам. | |
74 | Образование множественного числа существительных. | |
75 | Окончания имен существительных в единственном и множественном числе. Разбор имени существительного как части речи. ИКТ-компетентность: Памятка средствами ИКТ. Вывод на печать | |
76 | Диктант по теме «Части речи» с грамматическим заданием. | |
| 16.Словообразование имён существительных (6 часов) | |
77 | Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке. | |
78 | Образование существительных от основ существительных и глаголов. | |
79 | Развитие речи№13 Сочинение «Сказочные тучки». Использование в речи имен существительных с различными суффиксами.(упр.280) | |
80 | Работа над ошибками. Разбор имен существительных по составу. | |
81 | Развитие речи№14 Изложение «Мурлыка»зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану. (упр.288) | |
82 | Диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием. | |
| 17. Местоимение как часть речи.( 6 часов) | |
83 | Работа над ошибками. Понятие о местоимении. Личные местоимения. ИКТ-компетентность:Набор текста и его проверка с использованием полуавтоматического орфографического контроля | |
84 | Роль личных местоимений в речи | |
85 | Развитие речи№15 Сочинение «О себе» (упр.302). | |
86 | Работа над ошибками. Разбор местоимения как части речи. | |
87 | Местоимения 1, 2, 3 лица. Правописание предлогов с местоимениями. Значение местоимений в речи | |
88 | Закрепление знаний о местоимении. | |
| 18. Имя прилагательное как часть речи.(3 часа) | |
89 | Имя прилагательное как часть речи. | |
90 | Роль имен прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с существительными. | |
91 | Разбор имени прилагательного как части речи. ИКТ-компетентность: Использование ресурсов текстового редактора | |
| 19. Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных (3 часа) | |
92 | Окончания имен прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе. | |
93 | Проверка правописания безударных гласных в окончаниях прилагательных. | |
94 | Упражнения в правописании безударных гласных в окончаниях прилагательных. Знакомство с антонимами. | |
| 20. Разбор имени прилагательного по составу (6 часов) | |
95 | Словообразование имен прилагательных. | |
96 | Разбор имен прилагательных по составу | |
97 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». ИКТ-компетентность: Повторение основных правил оформления текста и его редактирования. | |
98 | Контрольный диктант № 3 за 3 четверть. | |
99 | Работа над ошибками. Закрепление правописания слов с изученными орфограммами | |
100 | Развитие речи№16 Сочинение «В лесу» по опорным сочетаниям слов (упр.343) | |
| 21. Глагол как часть речи (4 часа) | |
101 | Глагол как часть речи. | |
102 | Изменение глаголов по временам. Работа с научно-учебным текстом. | |
103 | Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | |
104 | Изменение глаголов по числам. | |
| 22. Правописание частицы НЕ с глаголами (2 часа) | |
105 | Употребление и правописание частицы не с глаголами. | |
106 | Упражнения в правописании частицы не с глаголами. ИКТ-компетентность: Печатные публикации | |
| 23. Неопределённая форма глагола. (6 часов) | |
107 | Работа над ошибками. Понятие о неопределенной форме глагола. | |
108 | Неопределенная форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределенной формы. | |
109 | Диктант по теме «Глагол как часть речи» с грамматическим заданием. | |
110 | Работа над ошибками. Разбор глагола как части речи. | |
111 | Проверочная работа № 5 по теме «Части речи». | |
112 | Работа над ошибками. Обобщение по теме «Глагол» | |
| 24. Наречие как часть речи (2 часа) | |
113 | Понятие о наречии как части речи. ИКТ-компетентность:Клавиатурное письмо | |
114 | Развитие умения отличать наречия от других частей речи. | |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 1.Виды предложений по цели высказывания и интонации(3 часа) |
115 | Административный контроль. Контрольный диктант № 4 за год с грамматическим заданием. | |
116 | Виды предложений по цели высказывания. Интонация. Логическое ударение. | |
117 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | |
2.Главные и второстепенные члены предложения (5 часов) |
118 | Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. | |
119 | Развитие речи№17 Изложение зрительно воспринятого текста по коллективно составленному плану. | |
120 | Работа над ошибками. Упражнения в выделение главных членов в предложении. Второстепенные члены предложения. | |
121 | Проверочная работа № 6 по теме «Повторение». | |
122 | Составление схем предложений и предложений по схемам. Упражнения в разборе предложений. Распространенные и нераспространенные предложения. | |
| 3. Предложения с однородными членами. (6 часов ) | |
123 | Однородные подлежащие и сказуемые. | |
| Нахождение однородных членов предложения и их графическое обозначение. | |
124 | Запятая в предложении с однородными членами. Роль знаков препинания в письменной речи. | |
125 | Развитие речи № 18 Сочинение по опорным словам по теме «Весенние картинки». Упражнения в постановке запятой в предложениях с однородными членами | |
126 | Диктант по теме «Предложение» с грамматическим заданием | |
127 | Работа над ошибками. Главные и второстепенные члены предложения | |
128 | Списывание № 3 | |
| 3. Простые и сложные предложения . (4 часа) | |
129 | Понятие о простом и сложном предложении. | |
130 | Разбор простого предложения. Отличие простого предложения с однородными членами от сложного предложения. | |
131 | Запятая в сложном предложении Упражнения в постановке знаков препинания в сложном предложении и в простом предложении с однородными членами | |
132 | Проверочная работа № 6 по теме «Предложение» | |
| 3. Повторение . (4 часа) | |
133 | Работа над ошибками. Составление схем предложений и предложений по схемам. Упражнение в написании слов и предложений с изученными орфограммами. | |
134 | Упражнение в написании слов и предложений с изученными орфограммами. |
135 | Обобщение и повторение изученного за год. |
136 | Обобщение и повторение изученного за год. | |
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы начального образования курса «Русский язык» на 34 учебные недели из расчёта 4 часа в неделю, что составляет 136 часов в год. Курсивом в тематическом и поурочном планировании выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих третий класс.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373.