Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староустинская основная школа
Принято: на заседании Педагогического совета Протокол №1 от 29.08.2017 г. | Утверждено: Приказ №65 от 01.09.2017 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для 4 класса
УМК «Школа 2100»
Учитель: Куликова Н.В.
2017 г.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 4 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 года №373) и программы «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (М.:Баласс, 2011).
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
Задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять(называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Средством развития коммуникативных УУД служат работа в малых группах, материалы учебника.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
- подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
- изменять имена существительные и прилагательные по числам;
- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
- производить разбор слова как части речи:
- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст со необходимыми знаками препинания между однородными членами.
- находить местоимения в предложениях;
- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;
- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;
- спрягать глаголы.
Обучающиеся должны знать:
– звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;
– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;
– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;
– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;
должны уметь:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов; разбирать простое предложение с однородными членами;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– правильно пунктуационно оформлять на письме простое предложение: ставить знаки завершения, запятую между однородными членами в изученных случаях;
– писать подробное изложение доступного текста;
– писать сочинение о себе на заданную тему.
Кроме того, выпускники начальной школы, обучающиеся по данной программе, помимо базовых, овладевают следующими умениями:
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарем; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из 2 частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из 2 частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, подробное сочинение на предложенную тему после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю).
Содержание учебного предмета
Повторение. (19 ч)
Предложение. Текст. (35 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзами, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью . Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (45 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (20 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (36 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределенной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (9 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
Резерв. ( 6 ч)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка 4 кл.
№ П.п | Кол-во час | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение (19 ч) | | |
1 | 1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке | 04.09 | |
2 | 1 | Контрольное списывание №1 | 05.09 | |
3 | 1 | Повторение фонетики и графики | 06.09 | |
4 | 1 | Повторение фонетики. Слог и ударение | 07.09 | |
5 | 1 | Что такое графика | 08.09 | |
6 | 1 | Фонетический разбор слова | 11.09 | |
7 | 1 | Повторение орфографии | 12.09 | |
8 | 1 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | 13.09 | |
9 | | Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | 14.09 | |
10 | 1 | Повторение состава слова | 15.09 | |
11 | 1 | Повторение изученного о частях слова | 18.09 | |
12 | 1 | Повторение изученного по синтаксису | 19.09 | |
13-14 | 2 | Обучающее изложение «Золотой рубль» | 20.09, 21.09 | |
15 | 1 | Что мы знаем о пунктуации | 22.09 | |
16 | 1 | Что мы знаем о пунктуации | 25.09 | |
17 | 1 | Обобщение по разделу «Повторение» | 26.09 | |
18 | 1 | Контрольный диктант №1 | 27.09 | |
19 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 28.09 | |
| | Предложение. Текст (35) | | |
1 | 1 | Как отличить простое предложение от сложного | 29.09 | |
2 | 1 | Однородные члены без союзов и с союзом и. предложения с однородными членами в художественном тексте | 02.10 | |
3-4 | 2 | Обучающее изложение «Что я люблю» (учебник, упр. 64) | 03.10, 04.10 | |
5 | 1 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 05.10 | |
6 | 1 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но | 06.10 | |
7-8 | 2 | Обучающее сочинение «Что я люблю» (учебник, упр. 65) | 09.10, 10.10 | |
9 | 1 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами | 11.10 | |
10 | 1 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | 12.10 | |
11 | 1 | Развитие пунктуационных умений | 13.10 | |
12 | 1 | Контрольный диктант №2 | 16.10 | |
13 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 17.10 | |
Сложные предложения с союзами и, а, но (11 ч) | | |
1 | 1 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | 18.10 | |
2 | 1 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но | 19.10 | |
3 | 1 | Составление устного рассказа на грамматическую тему по плану. Свободный диктант (упр. 80) | 20.10 | |
4 | 1 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но | 13.10 | |
5 | 1 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» (упр.82) | 24.10 | |
6 | 1 | Контрольный диктант №3. | 25.10 | |
7 | 1 | Упражнения на повторение | 26.10 | |
8 | 1 | Запятая в сложном предложении | 27.10 | |
9 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 07.11 | |
10 | 1 | Повторение. Контрольный словарный диктант №1 | 08.11 | |
11 | 1 | Повторение. | 09.11 | |
Понятие о прямой речи (11 ч) | | |
1 | 1 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | 10.11 | |
2-3 | 2 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора | 13.11, 14.11 | |
4 | 1 | Обучающее сочинение «Что сказала мама» (упр. 93). Использование в тексте предложений с прямой речью | 15.11 | |
5 | 1 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | 16.11 | |
6 | 1 | Обучающее изложение «В здоровом теле здоровый дух» (учебник, упр.100) | 17.11 | |
7-8 | 2 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | 20.11, 21.11 | |
9 | 1 | Контрольный диктант №4 | 22.11 | |
10 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 23.11 | |
11 | 1 | Повторение изученного материала | 24.11 | |
Слово. Части речи и члены предложения (101 ч) Имя существительное (45ч) Что мы уже знаем об имени существительном (5 ч) | | |
1 | 1 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 27.11 | |
2 | 1 | Постоянные и непостоянные признаки имён существительных | 28.11 | |
3 | 1 | Роль имён существительных в предложении, в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» (упр. 108) | 29.11 | |
4 | 1 | Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы | 30.11 | |
5 | 1 | Роль имён существительных в предложении и в речи. | 01.12 | |
Изменение имён существительных по падежам (12 ч) | | |
1 | 1 | Наблюдение за словоизменением имён существительных | 04.12 | |
2 | 1 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | 05.12 | |
3 | 1 | Изменение по падежам имён существительных в единственном и множественном числе | 06.12 | |
4 | 1 | Именительный и винительный падежи | 07.12 | |
5 | 1 | Родительный падеж | 08.12 | |
6 | 1 | Дательный падеж | 11.12 | |
7 | 1 | Творительный падеж | 12.12 | |
8 | 1 | Предложный падеж | 13.12 | |
9 | 1 | Обобщение знаний о падежах. Составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имён существительных по падежам» (упр. 157) | 14.12 | |
10 | 1 | Обобщение знаний о падежах | 15.12 | |
11 | 1 | Проверочная работа №3 | 18.12 | |
12 | 1 | Упражнение на повторение | 19.12 | |
Три склонения имён существительных (7 ч) | | |
1 | 1 | Что такое склонение? Три склонения имён существительных | 20.12 | |
2 | 1 | Развитие умения определять склонение имён существительных. | 21.12 | |
3 | 1 | Развитие умения опр6еделять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного | 22.12 | |
4 | 1 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | 25.12 | |
5 | 1 | Обучающее сочинение «Пальчики оближешь» (упр. 172). Употребление в письменной речи несклоняемых существительных с разными предлогами, предложений с однородными членами | 26.12 | |
6-7 | 2 | Повторение о склонении имён существительных | 27.12 | |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных (8 ч) | | |
1 | 1 | Мягкий знак после шипящих у существительных женского рода | 28.12 | |
2 | 1 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в конце имён существительных», графически обозначать выбор написания | 29.12 | |
3 | 1 | Упражнения на повторение | 11.01 | |
4 | 1 | Проверочная работа № 4 | 12.01 | |
5 | 1 | Развитие орфографических умений | 15.01 | |
6 | 1 | Контрольный диктант №5 | 16.01 | |
7 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 17.01 | |
8 | 1 | Упражнения на повторение | 18.01 | |
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных (11 ч) | | |
1 | 1 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имён существительных | 19.01 | |
2 | 1 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных, действовать по алгоритму | 22.01 | |
3 | 1 | Обучающее изложение «Первая газета» (учебник, упр. 198) | 23.01 | |
4 | 1 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Контрольный словарный диктант №2 | 24.01 | |
5 | 1 | Обучающее сочинение-описание «Прогулка» (учебник, упр. 199) | 25.01 | |
6 | 1 | Упражнения на повторение | 26.01 | |
7 | 1 | Проверочная работа №5 | 29.01 | |
8 | 1 | Развитие орфографических умений, повторение | 30.01 | |
9 | 1 | Контрольный диктант №6 | 31.01 | |
10 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 01.02 | |
11 | 1 | Упражнения на повторение | 02.02 | |
Что мы уже знаем об имени прилагательном (5 ч) | | |
1-2 | 2 | Повествование и описание – два типа речи. Роль имён прилагательных в речи | 05, 06.02 | |
3 | 1 | Роль прилагательных-антонимов в речи | 07.02 | |
4-5 | 2 | Морфологический разбор имени прилагательного | 08, 09.02 | |
Словоизменение имён прилагательных (4 ч) | | |
1-2 | 2 | Изменение имён прилагательных по падежам | 12, 13.02 | |
3-4 | 2 | Словосочетания сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | 14, 15.02 | |
Правописание безударных окончаний имён прилагательных (11ч) | | |
1 | 1 | Правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных | 16.02 | |
2 | 1 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания. Р/р Свободный диктант | 19.02 | |
3 | 1 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | 20.02 | |
4-5 | 2 | Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» | 21, 22.02 | |
6 | 1 | Развитие орфографических умений | 26.02 | |
7 | 1 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | 27.02 | |
8 | 1 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 6 | 28.02 | |
9 | 1 | Повторение, подготовка к диктанту | 01.03 | |
10 | 1 | Контрольный диктант № 7 | 02.03 | |
11 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование творческих работ | 05.03 | |
Что мы уже знаем о глаголе (4 ч) | | |
1 | 1 | Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не | 06.03 | |
2-3 | 2 | Значение и грамматические признаки глагола | 07, 09.03 | |
4 | 1 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе | 12.03 | |
Словоизменение глаголов (3 ч) | | |
1 | 1 | Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения | 13.03 | |
2-3 | 2 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное | 14, 15.03 | |
Правописание безударных личных окончаний глаголов (18 ч) | | |
1 | 1 | Как определить спряжение глагола, если окончание безударное | 16.03 | |
2-3 | 2 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму | 19, 20.03 | |
4-5 | 2 | Глаголы-исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | 21, 22.03 | |
6-7 | 2 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 02.04, 03.04 | |
8 | 1 | Р/р Обучающее сочинение по картинкам | 04.04 | |
9 | 1 | Разбор глагола как части речи | 05.04 | |
10 | 1 | Контрольный диктант № 8 | 06.04 | |
11 | 1 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся и -ться | 09.04 | |
12 | 1 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа» и орфографическим правилом | 10.04 | |
13-14 | 2 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание | 11,12.04 | |
15-16 | 2 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | 13, 16.04 | |
17 | 1 | Р/р Обучающее изложение «Первые школы» | 17.04 | |
18 | 1 | Работа над ошибками в изложении | 18.04 | |
Разбор глагола по составу (11 ч) | | |
1 | 1 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом | 19.04 | |
2-3 | 2 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов | 20, 23.04 | |
4 | 1 | Р/р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени | 24.04 | |
5 | 1 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Работа над ошибками в сочинении | 25.04 | |
6 | 1 | Р/р Обучающее сочинение «День моей мамы» | 26.04 | |
7 | 1 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста | 27.04 | |
8 | 1 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 7 | 30.04 | |
9 | 1 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», подготовка к диктанту | 02.05 | |
10 | 1 | Контрольный диктант № 9 | 03.05 | |
11 | 1 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | 04.05 | |
Повторение (17 ч) | | |
1-7 | 7 | Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» | 07.05-16.05 | |
8 | 1 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» | 17.05 | |
9-12 | 4 | Комплексное повторение изученного материала. Р/р Обучающее сочинение «О чём рассказывает слово» | 18-23.05 | |
13-17 | 5 | Итоговый контроль и работа над ошибками | 24.05- 30.05 | |