СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 5 классов "Культура речи"( 35 часов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана основе Федерального  государственного образовательного  стандарта основного общего образования  и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы»  - М.: Просвещение, 2011г.

Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека.Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 5 классов "Культура речи"( 35 часов)»

  1. Пояснительная записка.

Нормативные ссылки.

Данная программа разработана основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерных программ по учебным предметам «Русский язык 5-9 классы» - М.: Просвещение, 2011г.

Общая характеристика учебного предмета.

Культура речи – понятие сложное и неоднозначное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, а с другой – совокупность определенных знаний, речевых умений и навыков каждого человека.Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень культуры речи.

Главным понятием культуры речи является «норма». Норма – это принятые на данном этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования, произношения и т.д.

Норма имеет объективный характер: она проистекает из законов языка. Норма имеет регламентирующий характер: она предписывает всем носителям литературного языка следовать ей.

Фактически любая грамматика, любой словарь, любой учебник русского языка есть не что иное, как его нормирование. Таким образом, культуре речи учат в процессе обучению родному языку.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам и является составляющим звеном в усвоении родного языка.

Предлагаемый курс значительно расширяет возможности учащихся в совершенствовании речевых умений, вооружает школьников столь необходимыми в личной жизни навыками речевого общения. Помимо этого, любой дополнительный курс родного языка направлен на развитие индивидуальных лингвистических интересов и склонностей, познавательных способностей и творческих возможностей каждого школьника.

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность. Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии факультатива целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече­вые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.

Именно в 5 классе закладывается основа для комплексной работы с текстом, поэтому центральной единицей обучения становит­ся текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности учащихся.

Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуника­тивных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин­формации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив­ных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

Структура спецкурса:

Занятия курса начинаются с вводного урока, на котором учащимся предлагается комплексная проверочная работа по оценке уровня сформированности отдельных коммуникативно - речевых умений (входящий контроль). Курс состоит из 4 больших разделов: «Речь и речевое общение», «Функциональные разновидности языка. Стилистика», «Виды речевой деятельности», «Текст как продукт речевой деятельности». Изучение материала тем в каждом разделе предусматривает двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение изученного на уроках русского языка, знакомство с новыми понятиями и их особенностями).

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений,
    помогающих сформировать речевые навыки и коммуникативно-речевые умения, совершенствовать культуру речи пятиклассников).

В целях осуществления текущего контроля за речевыми умениями пятиклассников, в каждом разделе запланированы занятия –практикумы.

Завершается курс итоговой контрольной работой.

Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.

Методы и приемы.

Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:

  • беседа;

  • объяснение учителя;

  • исследование;

  • наблюдение;

  • сопоставление и анализ;

  • учебные дискуссии;

  • творческие задания;

  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

  • создание и редактирование текстов;

  • использование разных каналов поис­ка информации;

На развитие коммуникативно - речевых умений и навыков учащихся направлена целая система специально подобранных упражнений.

Коммуникативные ситуации создаются при работе по методикам коллективных учебных занятий ( методика Ривина и методика взаимопередачи тем) ( приложение 1 )

При работе по методике взаимопередачи тем ученик проходит через три типа ситуаций:

  1. самостоятельно изучить текст, прочитать его с пониманием;

  2. учить этому других, т.е. излагать материал устно, активно контактируя с товарищем;

  3. учиться у другого, т.е. слушать напарника с пониманием.

Методика Ривина и методика взаимопередачи тем органично дополняют друг друга. Благодаря работе по методике взаимопередачи тем развивается умение учить другого и учиться у другого, а в методике Ривина – изучать что-то совместно с другим человеком, обсуждать, приходить к согласию.

Цели обучения.

Цель курса: создание условий для формирования речевых навыков и основанных на них коммуникативно-речевых умений школьников, повышения уровня их речевой культуры.

Задачи обучения.

  1. Совершенствование у детей умений в основных видах речевой деятельности: говорении, слушании,  письме и чтении.

  2. Формирование умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли в устной и письменной форме и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих способностей.

  3. Сформировать у детей коммуникативную потребность - стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения.

  4. Овладение умениями проводить элементарный комплексный анализ текста.

  5. Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

  6. Развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

  7. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.

  8. Формирование умений работать в сотрудничестве, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умений использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

Программа предназначена для обучающихся 5 класса.

Количество часов – 35 (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Личностными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются следующие умения и качества:

  • осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения учащимися 5 класса программы факультативного курса являются:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);

  • умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;

  • умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;

  • умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Предметными результатами освоения учащимися 5 класса программы спецкурса являются:

1. Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, речевая деятельность, речевые ошибки и недочёты, типы и функциональные стили речи, текст.

2. Сформированность следующих умений:

  • различать устную и письменную, разговорную и книжную речь;

  • вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы; отбирать и использовать языковые средства при устном общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы);

  • находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; редактировать собственные и чужие тексты;

  • различать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль текста;

  • читать учебно-научный текст изучающим чтением;

  • владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста;

  • выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план;

  • определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения:

  • пересказывать текст подробно, сжато;

  • понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов;

  • письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст;

  • последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы;

  • озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

2.Учебно-тематический план.


Название темы


Количество часов




ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ТЕОРИЯ_-ПРАКТИКА

ПРАКТИКА

КОНТРОЛЬ


1. Вводное занятие


1




1


2. Речь и речевое общение


9

3

4

2



3. Функциональные разновидности языка. Стилистика


4

2

1

1



4. Виды речевой деятельности


9

2

4

3


5. Текст как продукт речевой деятельности



10

2

7

1


6. Итоговый контроль



2




2

Итого:



35

9

16

7

3











3. Содержание учебного предмета.

Вводное занятие. Диагностическая работа: определение уровня речевых навыков и коммуникативно – речевых умений учащихся.

РАЗДЕЛ I: Речь и речевое общение.

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека Речевая ситуация и её основные компоненты: участники (адресант и адресат), обстоятельства речевого общения, личное и неличное, официальное и неофициальное, подготовленное и спонтанное общение. Условия речевого общения.

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи. Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность. Речевые ошибки и недочёты.

Практическая работа №1. Учимся строить диалог и монолог.

Практическая работа №2. Учимся редактировать свои и чужие тексты

РАЗДЕЛ II. Функциональные разновидности языка. Стилистика.

Разговорная и книжная речь. Виды книжной речи: художественная и научно-деловая.

Различение текстов разных функциональных стилей (разговорного, художественного, научного, официально-делового).

Практическая работа № 3. Создание письменных высказываний разных стилей.

РАЗДЕЛ III. Виды речевой деятельности.

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать? Понимание текста, предъявляемого на слух в нормальном темпе.

Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое. Овладение приёмами работы с учебной книгой и другими источниками информации, включая СМИ и ресурсы Интернет.

Практическая работа № 4. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый. Создание устных диалогических и монологических высказываний на актуальные бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуациями общения.

Практическая работа № 5. Учимся пересказывать текст подробно.

Письмо как вид речевой деятельности. Овладение умениями передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свёрнутости (изложение подробное, выборочное, сжатое; план), составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление).

Практическая работа № 6. Учимся писать сжатое изложение.

РАЗДЕЛ IV. Текст как продукт речевой деятельности.

Понятие текста, признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Тема текста. Широкие и узкие темы. Основная мысль текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста.

План как вид информационной переработки текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Практическая работа № 7. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи.



Итоговая контрольная работа: проверка уровня сформированности речевых навыков и коммуникативно – речевых умений пятиклассников.





























4.Календарно-тематическое планирование

Количес-тво часов

Тема урока

Основное содержание

Дата

1.

1

Вводное занятие. Культура речи.

Уметь определять тему, главную мысль текста; ориентироваться в структуре текста; составлять план текста; пересказывать подробно текст; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя, давать на них ответы; уметь работать в парах, договариваться со своими товарищами.


2.

1

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека

Знать и различать понятия «речь», «речевое общение»; называть условия, необходимые для речевого общения; осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека


3.

1

Речевая ситуация.

Называть основные компоненты речевой ситуации; анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте; характеризовать коммуникативные цели говорящего; строить собственное высказывание с учётом целей и адресата речи


4.

1

Речь устная и письменная. Особенности устной и письменной речи

Знать основные особенности устной и письменной речи; различать устную и письменную речь


5.

1

Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога.

Различать диалог и монолог; владеть нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения; вести диалог-расспрос, диалог на бытовые и учебные темы, отбирать и использовать языковые средства при устном


6.

1

Практикум. Учимся строить диалог и монолог

общении; моделировать правила участия в диалоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы)


7.

1

Свойства хорошей речи: правильность, последовательность, богатство, точность, выразительность, уместность

Знать основные свойства хорошей речи; уметь чувствовать красоту и выразительность речи; оценивать свою собственную речь



8 – 9.

2

Речевые ошибки и недочёты



Знать виды речевых ошибок; различать речевые ошибки и недочёты; находить речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные и чужие тексты


10.

1

Практикум. Учимся редактировать свои и чужие тексты

Практическое занятие (сочетание индивидуальной и групповой форм работы)


11.

1

Стилистика. Разговорная и книжная речь


Знать, что изучает «Стилистика»; называть основные признаки разговорной и книжной речи;

различать разговорную и книжную речь



12-13.

2

Виды книжной речи: художественная и научно-деловая




Различать и создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль данного текста, аргументировать своё суждение Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы)


14.

1

Практикум. Создание письменных высказываний разных стилей

Различать и создавать тексты разных функциональных стилей (разговорный, художественный, научно-деловой); определять стиль данного текста, аргументировать своё суждение Практическое занятие (сочетание индивидуальной и коллективной форм работы)


15.


1

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо


Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия обще­ния (умение говорить и писать).


16.

1

Аудирование как вид речевой деятельности. Для чего необходимо слушать? Каковы факторы эффективного слушания? Как слушать?

Знать факторы эффективного слушания; осознанно воспринимать и понимать звучащую речь; удерживать в памяти основное содержание услышанной информации

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы


17.

1

Чтение как вид речевой деятельности. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое


Читать тексты разных стилей и жанров; пользоваться разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое); обобщать изложенные в тесте факты; делать выводы на основе содержащейся в тексте информации; различать главную и второстепенную информацию

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы


18.

1

Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы





Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет – ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; владеть приёмами работы с книгой

Практическое занятие (групповая форма работы)


19.

1

Практикум. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ.

Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, Интернет – ресурсы; пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой; владеть приёмами работы с книгой



20.

1

Говорение как вид речевой деятельности. Все виды пересказа: сжатый, выборочный, развёрнутый

Начать и поддерживать разговор в конкретной ситуации общения, правильно используя формы обращения к собеседнику;

передавать в устной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания; 

вести диалог на учебные и бытовые темы

Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы


21.

1

Практикум. Учимся пересказывать текст подробно

Излагать свои мысли в письменной форме


22.

1

Письмо как вид речевой деятельности


Излагать свои мысли в письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

излагать в письменной форме содержание прослушанного или


23

1

Практикум.

Учимся воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (сжатое изложение)


прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, плана;

составлять некоторые виды деловых бумаг (объявление, заявление)


24


1

Текст как продукт речевой деятельности. Признаки текста


Знать признаки текста, композиционные элементы целого текста (зачин, средняя часть, концовка);

соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

выделять главную и второстепенную информацию



25.



1

Что значит говорить и писать на тему?

Определять тему текста;

различать широкие и узкие темы;

соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных;

создавать текст на заданную тему. Сочетание индивидуальной и коллективной форм работы


26.

1

Главное в тексте - идея, основная мысль

Определять основную мысль текста;находить ключевые слова и выражения



27.


1

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно – стилистического членения текста

Делить текст на абзацы, знать композиционные элементы абзаца, анализировать структуру текста

Сочетание коллективной и парной форм работы


28.

1

План как вид информационной переработки текста

Осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого и сложного);

соотносить текст и несколько вариантов плана текста; обосновывать выбор наиболее удачного плана Коллективная форма работы


29.

1

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

Знать признаки функционально-смысловых типов текста (повествования, описания, рассуждения);

определять функционально-смысловой тип речи



30.

1

Описание как тип речи. Виды описаний

Знать композиционную схему описания;

называть виды описаний;

находить в текстах описания, аргументировать свой выбор.

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы


31.

1

Повествование. Повествовать – значит рассказывать

Знать композиционную схему повествования;

находить в целом тексте фрагменты повествования;

различать повествование и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и отдельным языковым характеристикам



32.

1

Рассуждение. Рассуждать - значит доказывать

Знать композиционную схему рассуждения;

находить в целом тексте фрагменты рассуждения;

Различать рассуждение и другие функционально-смысловые типы текста по цели, объекту речи и языковым характеристикам;

составлять рассуждения: выдвигать тезис, обосновывать его, аргументировать, приводить примеры, формулировать вывод.


33.

1

Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи

Уметь производить элементарный комплексный анализ текста;

работать самостоятельно по заданному плану;

обсуждать и доказывать свою точку зрения в группе


33-34.

2

Итоговый контроль

Уметь определять тему, главную мысль текста;

озаглавливать текст; ориентироваться в структуре текста; видеть и понимать используемые в тексте языковые средства; составлять план текста; подробно излагать текст типа рассуждения в письменной форме с сохранением стиля речи; извлекать нужную информацию из текста; пользоваться разными видами чтения; отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; понимать вопросы учителя,

давать на них ответы; уметь договариваться со своими товарищами

Самостоятельная работа

















5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения

  1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)

  2. Львова С. И. Язык в речевом общении. Книга для учащих ся. — М., 1992.

  3. Львова С.И. Уроки словесности в 7-9 классах: программа, планирование, материалы к урокам. – М.,1996.

  4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.

  5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуника­ции. - М., 1997.

  6. Казарцева ОМ. Культура речевого общения: теория и прак­тика обучения. — М., 1998.

  7. Ладыженская ТА. Живое слово. Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986.

  8. Гойхман ОЛ., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

  9. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.

  10. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского

языка. - М.- 1977.

  1. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования.* Сельская школа.- 2006.-№ 6.

  2. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. * Школьные

технологии.- 2005.-№ 1.

  1. Научно-методический журнал * Русский язык и литература в средних

учебных заведениях Украины.-1990.-№ 11, 1991.- № 1, 1992.- № 3-4.

  1. Елистратов В.С. Древние рецепты хорошей речи // Русский язык и литература для школьников. – 2003 - №4.- С. 23-27.

  2. Воителева Т.М. Работа над речевыми ошибками // Русская словесность. – 2003 - №2.- С.47-50.

  3. Литература для обучающихся:

  1. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб.пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993

  2. Разумовская М.М. Русский язык 5 класс.- М.-2002.

  3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

  4. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.

  5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.