СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику Львовой С.И.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, контрольно-измерительные материалы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в VIII  классе в объеме 103 часов (3 часа в неделю).

Количество часов в неделю - 3ч  в год 102 ч

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику Львовой С.И.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 60»

города Магнитогорска


Утверждено

директором МОУ «СОШ № 60»

г. Магнитогорска

_______________Ж.К. Орешко

Приказ №

Рассмотрена и принята на

Педагогическом совете Учреждения

Протокол №г.

Рабочая программа по русскому языку

для 8 класса

на 2016 / 2017 учебный год

Программу составила

Громова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы



Магнитогорск

2016




Структура рабочей программы



Структура документа



1. Пояснительная записка

2. Тематический план

3 Практическая часть

4 Национальные региональные и этнокультурные особенности

5 Календарно-тематический план

6 Перечень компонентов учебно-методического комплекса

7 Система оценивания результатов обучения.

8 Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

9 Характеристика контрольно-измерительных материалов

10 Приложение







1. Пояснительная записка

1.1 Статус документа

Настоящая Рабочая программа по предмету «Русский язык» для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы по русскому языку. 5-9 классы Львова С.И, М. :«Мнемозина»,2009. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:


Федеральный уровень

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://vvvvvv.consullant.ru/: http://vvvvvv.garant.ru/

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) // http://wvvvv.consultant.ru/; http://vvvvvv.garant.ru/

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81) // http://vvww.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность поадаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России14.08.2015 г. № 38528) // http://wwvv.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // http://vvvvvv.consultant.ru/; http://www.garant.ru/

7. Приказ Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года № 459 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»


Региональный уровень

1. Закон Челябинской области от 29.08.2013 г. № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014 г.) «Об образовании в Челябинской области» (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

3. Методическое письмо "О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2016-2017 учебном году" № 03-02/ 5361 от 17 июнь 2016г. (Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО)


Методические рекомендации

1.Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.

2.Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов / http://ipk74.ru/news.



Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта


Федеральный уровень

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Региональный уровень

1.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».

2. Письмо от 31.07.2009 г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

3.Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №60»города Магнитогорска на 2016-2017 учебный год


Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

1.2 Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как языка русского народ, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для VIII класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

1.3. Основное содержание

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников, контрольно-измерительные материалы. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в VIII классе в объеме 103 часов (3 часа в неделю).

Количество часов в неделю - 3ч в год 102 ч

По календарно-тематическому плану школы -105 часов

2. Тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Русский язык-национальный язык русского народа

2

Основные разделы лингвистики

7

Функциональные разновидности русского языка

10

Синтаксис и пунктуация

1

Словосочетание как единица синтаксиса

3

Предложение как единица синтаксиса

5

Структура предложения

10

Односоставные предложения

10

Простое осложнённое предложение

11

Предложения с обособленными членами

18

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями

12

Повторение изученного

16


  Итого

105




3. Практическая часть.

Практическая часть-не менее 15 % от общего количества часов

НРЭО- не менее 10% от общего количества часов

вид работ

количество работ

количество часов

обучающие сочинения и изложения, комплексная работа с текстом, работа с учебными лингвистическими словарями

Контрольный диктант – 4

Контрольное изложение – 3

Контрольное сочинение -1

Обучающее изложение-1

Контрольная работа (зачет)- 3

8

4.Национально региональные и этнокультурные особенности.

Реализация НРЭО по русскому языку в 8 классе осуществляется в курсе учебного предмета с привлечением материалов хрестоматии: Литература. Южный Урал. Хрестоматия 5-9 класс. /Составит. Капитонова Н.А., Крохалёва Т.Н., Соловьёва Т.В.- Челябин.: ООО» Издательский центр «Взгляд»,2010г. Рекомендовано главным управлением образования и науки Челябинской области в качестве учебного пособия для основной школы.

Тема урока

Содержание НРЭО

Литература

Язык художественной литературы

природы Сочинение-описание«Осень в родном городе» Описание любимого уголка природы

Описание любимого уголка

Понятие о предложении

Роль инверсии в стихотворных текстах (на примере стихотворения В.А. Суслова, «Златоуст»).

Суслов В.А. «Златоуст» // Литература России. Южный Урал. Чел.: Взгляд, 2007

Тире между подлежащим и сказуемым

Функция тире в стихотворениях М.Д. Львова «Чтоб стать мужчиной...», «Откликной гребень».

Львов М.Д. «Чтоб стать мужчиной...» –

С. 166. Львов М.Д. «Откликной гребень».

Определение как второстепенный член

предложения. Виды определений

Роль определений в стихотворении Б. Ручьева «Песня о брезентовой палатке».

Ручьев Б. «Песня о брезентовой палатке». – С. 81-184.

Культура речи. Употребление однородных

членов предложения

Роль неполных предложений в стихотворении Н.Г. Кондратковской «Камни».

Кондратковская Н.Г.«Камни»..

Культура речи. Употребление однородных

членов предложения

РК Роль однородных членов в шутливом стихотворении  Дышаленковой «Собака и мальчик»

Литература России. Южный Урал. Чел.: Взгляд, 2007

Предложения с вводными и вставными

конструкциями

Особенности использования вводных слов в стихотворении Н. Годины «Окликаю по имени рощу»

Литература России. Южный Урал. Чел.: Взгляд, 2007

Повторение и обобщение по теме "Предложения

вводными конструкциями, обращениями и

междометиями"

Функциональная нагрузка обращений в стихотворных текстах (на примере ст-ния И. Банникова «Сияй, сияй, моя Россия»)

Литература России. Южный Урал. Чел.: Взгляд, 2007



5.Календарно-тематический план

Ко-во часов

Тема учебного занятия

Основные компетенции филологического

образования

(содержание и виды работы учащихся)

НРЭО

Форма контроля



Коммуникативная (Р/р)

Лингвистическая

Культуроведче-

ская




Русский язык – национальный язык русского

народа (уроки 1—2)

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

Использование на письме специальных графических обозначений.

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.



Основные разделы лингвистики ( на основе изученного в 5 – 7 классах) (7 часов)

Слово как основная единица языка






Русское правописание: орфография и

пунктуация






Контрольный диктант .Нулевой срез с

языковым анализом

Продуцирование устных монологических высказываний на культурные, нравственно-этические, учебные темы. Работа с орфографическими словарями. Объяснение значения языковых единиц с помощью толкового словаря.


КР

Функциональные разновидности русского языка (10 часов)

Понятие о функциональных разновидностях

русского языка






Разговорная речь

Опознавать, правильно строить и употреблять СО разных видов

Распознование и моделирование СО разных видов.




Стили речи

Проводить синтаксический анализ простого предложения.


Работа с учебным словарем сочетаемости слов.



Официально-деловой стиль речи




Научный стиль речи




Публицистический стиль речи




НРЭО РРЯ зык художественной литературы


НРЭО РР Сочинение-описание«Осень в родном городе» Описание любимого уголка природы


Контрольная работа № 2 -зачёт по разделу

"Текстоведение"

Продуцирование устных монологических высказываний на культурные, нравственно-этические, учебные темы. Работа с орфографическими словарями. Объяснение значения языковых единиц с помощью толкового словаря.


КР

Синтаксис и пунктуация.(73 часа)

Синтаксис и пунктуация как разделы лингвистики






Словосочетание как единица синтаксиса(3 часа)

Виды словосочетаний

Опознавать, правильно строить и употреблять СО разных видов

Распознование и моделирование СО разных видов.




РР Культура речи. Правильное употребление словосочетаний. Контрольное сжатое изложение художественного текста (на основе упражнения 154

Проводить синтаксический анализ простого предложения.


Работа с учебным словарем сочетаемости слов.


РР

Предложение как единица синтаксиса (15 часов)

НРЭО Понятие о предложении


Определение границ предложений.


НРЭО Роль инверсии в стихотворных текстах (на примере стихотворения В.А. Суслова, «Златоуст»). Суслов В.А. «Златоуст» // Литература России. Южный Урал. Чел.: Взгляд, 2002.2 – С. 353


Основные виды предложений

Проводить синтаксический и интонационный анализ простого предложения.





Интонация предложения


Устно объяснить пунктуацию сложных предложений.




Повторение и обобщение по теме «Основные признаки предложения»


Умение строить схемы предложений.




Структура предложения (10 часов)

Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и способы его выражения

Выделять основы простых и сложных предложений.





Виды сказуемого и способы его выражения


Различение разных видов сказуемого.




НРЭО Тире между подлежащим и сказуемым

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

Использование на письме специальных графических обозначений.

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

НРЭО Функция тире в стихотворениях М.Д. Львова «Чтоб стать мужчиной...»,


Культура речи. Связь подлежащего и

сказуемого в предложении

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.



Второстепенные члены предложения.

Выделять второстепенные члены предложений.





НРЭО Определение как второстепенный член

предложения. Виды определений

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

Использование на письме специальных графических обозначений.

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

НРЭО Роль определений в стихотворении Б. Ручьева «Песня о брезентовой палатке».


Дополнение как второстепенный член

предложения. Виды дополнений






Обстоятельство как второстепенный член

предложения


Уместное и правильное использование обособленных обстоятельств в текстах разных стилей.




Культура речи. Употребление

второстепенных членов предложения



Объяснение значения слов по словарю.



Односоставные предложения (10 часов)

НРЭО Понятие об односоставном предложении.

Виды односоставных предложений




НРЭО Роль неполных предложений в стихотворении Н.Г. Кондратковской «Камни».


Назывное предложение






Определённо-личное предложение

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.



Неопределённо-личное предложение

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.



Обобщённо-личное предложение






Безличное предложение

Выделять безличные предложения в тексте.





РР Обучающее изложение на основе упр.411

Продуцирование устных монологических высказываний на культурные, нравственно-этические, учебные темы. Работа с орфографическими словарями. Объяснение значения языковых единиц с помощью толкового словаря.


РР

Повторение и обобщение по теме

"Односоставные предложения"

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

Использование на письме специальных графических обозначений.

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.



Контрольная работа № 3 -- зачёт по теме "Односоставные предложения»

Продуцирование устных монологических высказываний на культурные, нравственно-этические, учебные темы. Работа с орфографическими словарями. Объяснение значения языковых единиц с помощью толкового словаря.


КР

III четверть (10 недель -- 30 часов)

Простое осложнённое предложение43 часа)

Простое осложнённое предложение и его

признаки

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.



Предложения с однородными членами (10 часов)

Понятие об однородных членах

предложения

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

Использование на письме специальных графических обозначений.

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.



Способы связи однородных членов

предложения






Однородные и неоднородные определения






РР Подготовка к домашнему сочинению (на основе упражнения 347)

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.


РР Домашнее сочинение

Обобщающие слова при однородных членах

предложения






НРЭО РР Культура речи. Употребление однородных

членов предложения




НРЭО Роль однородных членов в шутливом стихотворении Р.А. Дышаленковой «Собака и мальчик»


Повторение и обобщение по теме «Предложения

с однородными членами»






Контрольная работа № 4 - диктант с языковым анализом по теме «Предложения с однородными членами»

Продуцирование устных монологических высказываний на культурные, нравственно-этические, учебные темы. Работа с орфографическими словарями. Объяснение значения языковых единиц с помощью толкового словаря.


КР

Предложения с обособленными членами (22 часа)

Понятие об обособленных членах

предложения


Уместное и правильное использование обособленных обстоятельств в текстах разных стилей.





РР Контрольное изложение (на материале упр. 368)

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.


КИ

Обособление определений и приложений






РР Контрольная работа № 5 -- изложение с

элементами сочинения (на основе упражнения

503)

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.


КР

Обособление обстоятельств






Обособление дополнений


Уместное и правильное использование дополнений в текстах разных стилей.




Обособление сравнительных оборотов






Уточняющие и присоединительные члены

предложения

Наблюдение за использованием уточняющих и присоединительных членов П.





Культура речи. Употребление обособленных

членов предложения


Типичные ошибки в построении предложений с обособленными членами.






Повторение и обобщение по теме

"Обособленные члены предложения" (на основе упражнения 432)

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.

Использование на письме специальных графических обозначений.

 Умение пересказывать.

Составление плана текста.



Контрольная работа № 6 – диктант с языковым

анализом по теме "Предложения с

обособленными членами"

Продуцирование устных монологических высказываний Работа с орфографическими словарями. Объяснение значения языковых единиц с помощью толкового словаря.


КР

Предложения с вводными конструкциями, обращениями и междометиями (10 часов)

НРЭО Предложения с вводными и вставными

конструкциями

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.

НРЭО Особенности использования вводных слов в стихотворении Н. Годины «Окликаю по имени рощу»


Предложения с обращениями


Стилистически оправданное использование различных форм обращения.




Предложения с междометиями и словами да,

нет

Составление связного текста. Морфемный разбор слова. Составление связного текста.




НРЭО Повторение и обобщение по теме "Предложения

вводными конструкциями, обращениями и

междометиями"


Анализ примеров употребления поэтического обращения вхуд. Речи.


НРЭО Функциональная нагрузка обращений в стихотворных текстах (на примере ст-ния И. Банникова «Сияй, сияй, моя Россия»)


Повторение изученного (11 часов)

Пунктуация






Функциональные разновидности языка






Контрольная работа № 7 – диктант с языковым анализом и творческим заданием по итогам повторения

Продуцирование устных монологических высказываний на культурные, нравственно-этические, учебные темы. Работа с орфографическими словарями. Объяснение значения языковых единиц с помощью толкового словаря.


КР

Анализ итоговой контрольной работы (диктанта с

языковым анализом и творческим заданием) и

подведение итогов изучения курса русского языка

в 8-м классе






Резерв 2ч

Мое открытие на уроках русского языка в 8 классе. Задание на лето







6. Перечень компонентов учебно-методического комплекса


Название программы: Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5- 11 классы. Основной курс. Автор-составитель: С.И.Львова. 3-е издание. М.: «Мнемозина».2009г.


1)Учебник. Русский язык8 класс . В 2-х ч. С.И. Львова С.С. Львов «Мнемозина»

2)Сборник диктантов с языковым анализом 8-9 классы. Пособие для учителя С.И. Львовой.

3) Русский язык. 8 класс. Тематичекий и итоговый контроль / под. ред. И.П. Цыбулько

4) Русский язык. 8 класс. Текущий контроль / Е.Ю. Геймбух, Н.М.Девятова; под. ред. И.П.Цыбулько

5) Уроки с «Просвещением». Пунктуационный тренинг. Простое предложение Кузнецова Н.Е.

6) Уроки с «Просвещением». Пунктуационный тренинг. СПП. Кузнецова Н.Е.

7) Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке ОУ основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования. В.Н. Кеспикова и др.

8)Литература России. Южный Урал: хрестоматия. 5-9 классы /сост. Н.А.Капитонова, Т.Н.Крохалёва, Т.В.Соловьёва

ЦОР


2) Презентации учителя: Презентации учителя: «Тропы как изобразительно-выразительные средства», «Сложные предложения», «Лексикология», «Фразеологиязмы».


Интернет-ресурсы для учителя и учащихся

http://www.philologos.narod.ru - Филологический портал, содержащий различную информацию, которая касается филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека монографий, статей и методических пособий по языкознанию и литературоведению. http://www.gramma.ru - портал, посвященный культуре письменной речи. Содержит литературу по этой теме и словари. http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ.

Крылатые слова и выражения

http://slova.ndo.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm



7. Система оценивания результатов обучения.


Устный опрос.

Устный опрос является одним из основных способов проверки знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа надо учитывать следующие критерии:

  1. правильность ответа;

  2. его полноту;

  3. степень осознанности изученного;

  4. последовательность сообщения;

правильность языкового оформления ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик:

  1. полно излагает изученный материал, даёт правильные определения языковых понятий и формулировки правил;

  2. обнаруживает понимание материала: может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

  3. излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-3 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или в формулировках правил;

  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;

  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировании как определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает незнание и непонимание материала


Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащихся данного класса.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической и ли одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при наличии 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при наличии 5 орфографические и 4 пунктуационных ошибок. Оценки «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографические и 6 пунктуационных ошибок, если тех и других имеются однотипные и негрубые.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографические и 7 пунктуационные ошибки, или 6 орфографические и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических ошибок и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выставлении оценки за диктант.


При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 шибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

- разнообразие словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последовательно.

  4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

  3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

  4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

  5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических неточностей.

  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.


8. Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу

В результате изучения русского языка ученик должен

  • знать/понимать

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • уметь

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • объяснять с помощью словаря лексическое значение слова;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • говорение и письмо

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.




9. Характеристика контрольно-измерительных материалов

1)Учебник. Русский язык8 класс . В 2-х ч. С.И. Львова С.С. Львов «Мнемозина»

2)Сборник диктантов с языковым анализом 8-9 классы. Пособие для учителя С.И. Львовой.

3) Русский язык. 8 класс. Тематичекий и итоговый контроль / под. ред. И.П. Цыбулько

4) Русский язык. 8 класс. Текущий контроль / Е.Ю. Геймбух, Н.М.Девятова; под. ред. И.П.Цыбулько

5) Уроки с «Просвещением». Пунктуационный тренинг. Простое предложение Кузнецова Н.Е.

6) Уроки с «Просвещением». Пунктуационный тренинг. СПП. Кузнецова Н.Е.


  1. Приложение

КИМ

Контрольная работа (зачет)

  1. вариант

1 Вставить пропущенную букву:

Р..весник, р..ванш, свер..ник, д..корация, пр..зидиум, приор..тет, прив..легия, дел..катный, пр..следование, спец..альность, профе..ия, сп..циальность, р..гулировать, ол..цетворять, уд..влять, ид..ал, ст..пендия, преда..ость, мит..нг.


  1. Составить 3 словосочетания к каждой схеме:

Прилаг.+сущ.


Сущ. + сущ. в Р.п.


Гл. + сущ. в В.п.


  1. Синтаксический разбор словосочетаний:

Ураганный ветер,

жить на взморье,

присутствовать на собрании,

работать лопатой,

принимать решение,

чертить тушью,

весенняя гроза,

рисовать плакат,

уехать лечиться,

радоваться удаче.


2 вариант

  1. Вставить пропущенную букву:

Р..весник, р..ванш, ол..цетворять, уд..влять, свер..ник, д..корация, профе..ия, сп..циальность, пр..зидиум, приор..тет, прив..легия, преда..ость, мит..нг. дел..катный, пр..следование, спец..альность, р..гулировать, ид..ал, ст..пендия,


  1. Составить 3 словосочетания к каждой схеме:


Гл. + сущ. в Тв.п.


Нареч. + гл.


Нареч. + нареч.


  1. Синтаксический разбор словосочетаний:


Быстро идти,

суп с грибами,

сразу признаться,

правильно информировать,

работа на компьютере,

новый директор,

пойти тренироваться,

постоянно заботиться,

справедливое решение,

уехать зимой.



      Контрольные диктанты

      I

      Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные кусты. Ни шума, ни шорохов.
      На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром, сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
      Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек: окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
      Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)

      (По В. Солоухину)

      II

      Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.
      Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан попался».
      Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана, прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться, неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и, казалось, не замечал людей.
      Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу — любимую пищу кота на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица, обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162 слова)

      (По Е. Спангенбергу)

      III

      Кирилл и Мефодий — славянские просветители

      Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.
      Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни — знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась недоступной роскошью.
      Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью, приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у Фотия — литературе, у Льва Математика — механике, астрономии.
      Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику, риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139 слов)

      (По В. Янченко)

      IV

      Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пестрый дятел. Всюду: в лесу, ближе и дальше — торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
      Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
      Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)

      (По И. Соколову-Микитову)


11. Лист коррекции

Уроки, которые требуют коррекции

Уроки, содержащие коррекцию

дата

№ урока

тема урока

причины коррекции

дата

форма коррекции



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!