Могоенок, 2016г.
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2014 год.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 05.03. 2004 №1089)
3. Адаптированной образовательной программы на уровне основного общего образования для детей с ОВЗ ( Учебного плана МБОУ Могоеновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год)
4. Учебника, Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных), включенного в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31 марта 2016 г. №253
Программа детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
1.Научить учащихся правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
2.Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
3.Повысить уровень общего развития учащихся.
4.Научить учащихся последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
5.Развивать нравственные качества учащихся.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
Развитие представлений о времени.
Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Умение планировать деятельность.
Воспитание правильного отношения к критике.
Развитие лексико-грамматических средств языка.
В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у учащихся специфических нарушений. Также при планировании учитываются:
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся осуществляется в ходе выполнения закрепительных упражнений, самостоятельных, контрольных работ. Контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце каждой четверти и в конце учебного года проводятся итоговые контрольные диктанты по изученным темам.
«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике.
«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.
«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.
«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.
Предмет русский язык является обязательным для изучения в общеобразовательной школе и входит в состав образовательной области «Филология».
В соответствии с учебным планом МБОУ Могоёновская СОШ на 2016 – 2017 учебный год на изучение данного предмета отводится 102 часа в год из расчета 3 часа в неделю.
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но,со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Звонкие и глухие. гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ
знаки. Количество звуков и букв в слове.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных. Сложносокращённые слова.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400, 90,100.
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространённые, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год.
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
Наиболее распространённые правила правописания слов.
Пользоваться школьным орфографическим словарём.
1. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2010.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2010 г
№ урока | Дата | Тема урока | Цели (образовательные и воспитательные) | Коррекционная основа урока | Оборудование | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | 05.09 | | Русский язык как развивающееся явление. Знакомство с учебником. | Кратко ознакомить учеников с программой 9 класса, с учебником. Дать понятие о русском языке как развивающемся явлении. Прививать любовь к родному языку; | Создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к русскому языку и его изучению. | Презентация | Написать мини-сочинение о роли родного языка в своей жизни. |
Повторение 9 часов |
2 | 06.09 | | Простое предложение. Распространённые и нераспространённые предложения. | Систематизировать знания о простом предложении. Отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений. Отрабатывать умение правильно объединять слова в предложении. Повторить знания о распространённых и нераспространённых умениях; | Коррекция мышления путём выполнения заданий, направленных на осуществление сравнительно-сопоставительного анализа языковых явлений. | Дидактический материал | Упр.1, стр. 4. |
3 | 07.09 | | Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | Повторить особенности однородных членов предложения. Совершенствовать умения постановки знаков препинания при однородных членах предложения; | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | Дидактический материал | Упр. 3, стр. 6 |
4 | 12.09 | | Р.р. Текст. Основная мысль текста. | Познакомить учащихся с повествовательным, описательным текстами и текстом-рассуждением. Сформировать у учащихся понятие о тексте, его структуре и типах; | Коррекция мышления и внимания путем создания на уроке ситуаций, способствующих речевой активности. | | Выучить записи в тетради. |
5 | 13.09 | | Предложения с обращениями. Знаки препинания при обращении. | Совершенствовать умение использовать обращения в речи. Формировать умение находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего. Совершенствовать умение составлять предложения с обращением; | Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением. | Дидактический материал | Упр. 6, стр. 8 |
6 | 14.09 | | Сложное предложение. Отличие сложного предложения от простого. Запятая в сложном предложении. | Совершенствовать умение различать простые и сложные предложения. Определять границы частей в сложном предложении. Совершенствовать умение правильно ставить знаки препинания между частями СП; читать схемы простых и сложных предложений. | Формировать умение отличать простые предложения от сложных, определять границы частей сложного предложения, ставить знаки препинания в сложных предложениях, строить их схему, давать характеристику. | Дидактический материал | Упр.10, стр. 10. |
7 | 19.09 | | Контрольный тест по теме «Повторение изученного в 7 классе». | Выявить уровень знаний учащихся на начало года. Определить слабо усвоенный материал. | Анализ ЗУН на начало учебного года. Определение ЗБР каждого учащегося. | Тест | Повторить правила. |
8 | 20.09 | | Сложные предложения с союзами и союзными словами что, где, когда, который. Употребление в речи. | Совершенствовать знания о сложном предложении с союзами и союзными словами. Активизировать умение употребления сложных предложений с союзами и союзными словами в речи; | Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока) | | Упр.16, стр. 13. |
9 | 21.09 | | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного о простом и сложном предложении» | Подвести основные итоги повторения. Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | | Повторить правила. |
10 | 26.09 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение изученного о простом и сложном предложении» и работа над ошибками. | Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Провести работу по устранению пробелов в знаниях учащихся. | Коррекция мышления посредством нахождения своих ошибок и их анализа. | | Завершить работу. |
| Звуки и буквы 9 часов |
11 | 27.09 | | Звуки и буквы. Отличие звука от буквы. | Обобщить знания учащихся о звуко – буквенном составе слова. Повторить, что изучает фонетика. Научить различать гласные и согласные звуки. Показать различие букв и звуков. | Коррекция логического мышления через разв. умения производить сравнительно-сопоставительный анализ звука и буквы. | Дидактический материал | Упр.21, стр. 17. |
12 | 28.09 | | Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. | Знать алфавит; правильно называть буквы алфавита; | Коррекция слухового внимания через работу по дифференциации звуков в словах. | | Упр.23, стр.18. |
13 | 03.10 | | Разделительные Ъ и Ь знаки. Правописание Ъ и Ь. | Помочь уяснить роль разделительных Ъ и Ь, условия выбора этих букв. Формировать умение применять правило их написания. | Корр. мышления путём развития умения самостоятельно ана-лизировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формирование языковых обобщений. | | Упр.25, стр.19. |
14 | 04.10 | | Правописание парных звонких и глухих согласных. | Дать представление о сомнительных и непроизносимых согласных в корне слова. | Коррекция логического мышления через развитие умения производить сравнительно-сопоставительный анализ звука и буквы. | Дидактический материал | Упр. 27, стр. 20. |
15 | 05.10 | | Непроизносимые согласные. | Уметь применять соответветствующее правило. | Коррекция слухового внимания через работу по дифференциации звуков в словах | | Упр.30, стр. 22. |
16 | 10.10 | | Р.р. Деловые бумаги. Объявление. Составление текста объявления с использованием простых и сложных предложений. | Учить учащихся составлять деловые бумаги, объявления с использование простых и сложных предложений. Закрепить на практике полученное умение. Самостоятельно составить текст деловых бумаг; | Коррекция мыслит деятельности путём работы над семантикой слов. Коррекция памяти и логического мышления через анализ предложенных учителем тем. Коррекция устной речи путём создания речевой ситуации, побуждающей к высказыванию собственных мыслей на заданную тему | | Завершить работу. |
17 | 11.10 | | Обобщение и систематизация по теме «Звуки и буквы». | Обобщить знания учащихся о звуко – буквенном составе слова. Повторить, что изучает фонетика. | Коррекция слухового внимания через работу по дифференциации звуков в словах | Дидактический материал | Приготовиться к диктанту. |
18 | 12.10 | | Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». | Подвести итоги изучения материала по теме «Звуки и буквы». Проверить знания учащихся, выявить пробелы и наметить основные направления в работе по их устранению. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | | Повторить правила в разделе «Звуки и буквы». |
19 | 17.10 | | Анализ контрольного диктанта по теме «Звуки и буквы» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Оказать помощь в разборе инд. ошибок. Выполнить работу над ошибками диктанта. | Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деят-сти. | | Завершить работу. |
Состав слова 13 часов |
20 | 18.10 | | Состав слова. Роль корня, приставки, суффикса и окончания в слове. | Закреплять умения учащихся о словообразующей роли приставок и формообразующей роли окончания. Отрабатывать умение выполнять разбор слова по составу, подбирать однокоренные слова; Развивать умение осознанно проверять и писать слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными в корне.; | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | | Упр. 34, стр. 26. |
21 | 19.10 | | Разбор слова по составу. Порядок разбор. | Отрабатывать умение выполнять разбор по составу. Совершенствовать умения проверять написание безударных гласных корня. Развивать навыки проверки написания парных глухих и звонких согласных | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | Дидактический материал | Упр.35, стр.27. |
22 | 24.10 | | Правописание гласных и согласных в корне слова. | Совершенствовать умение выделять приставки в словах; определять их значение. | Коррекция логического мышления путём нахождения слов с изучаемой орфограммой и её графическим обозначением. | | Упр.36, стр. 27. |
23 | 25.10 | | Способы проверки гласных и согласных в корне. | Совершенствовать умение различать варианты морфем; соблюдать порядок морфемного разбора; | Коррекция логического мышления путём нахождения слов с изучаемой орфограммой и её графическим обозначением | | Упр.37, стр.28. |
24 | 26.10 | | Правописание приставок. Гласные и согласные в приставках. | Совершенствовать умение различать предлоги и приставки. Познакомить с орфограммой-пробелом. | Коррекция логического мышления путём нахождения слов с изучаемой орфограммой. | | Упр.42, стр. 31. |
Части речи |
Имя существительное |
25 | 29.10 | | Имя существительное как часть речи. Повторение изученного об имени существительном. | Повторить основные сведения о существительном как части речи. Расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имён существительных в речи (без названия терминов). | Коррекция образного мышления через работу над семантикой существительных с абстрактным значением. | Дидактический материал | упр. 68, стр. 51. |
26 | 30.10 | | Смысловые группы имён существительных. Значение предметности Кто? Что? | Закрепить умение определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль. | Коррекция внимания и речи путём выполнения заданий на определение синтаксической роли существительных и их грамматических признаков. | | Упр.70, стр. 52. |
27 | 09.11 | | Грамматические признаки имён существительных. | Закрепить умение определять грамматические признаки имён существительных, их синтаксическую роль. | Коррекция внимания и речи путём выполнения заданий на определение синтаксической роли существительных и их грамматических признаков. | Дидактический материал | Упр.72, стр.54. |
28 | 14.11 | | Правописание собственных и нарицательных существительных. | Вспомнить правила написания окончаний существительных Е-И, правило правописания Ь на конце существительных после шипящих. | Коррекция грамматического строя речи учащихся путём отработки навыка написания падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. | | упр. 75, стр. 57. |
29 | 15.11 | | Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | Развитие навыка правильного написания окончаний существи-тельных 1,2,3 склонений и существите-льных на -ИЯ, -ИЙ, ИЕ. | Коррекция словеснологического мышления через выполнение упражненийий сравнительно-сопоставительного плана (сопоставлениеие существительныхх 2 и 3склонения с шипящей на конце) | | Выучить записи в тетради. |
30 | 16.11 | | Склонение имён существительных. | Формировать умение склонять имена существительные. | Коррекция самоконтроля над речевыми высказываниями. | | Упр. 77, стр. 59 |
31 | 21.11 | | Имена существительные 2 и 3 склонения. | Совершенствовать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду; | коррекция грамматического строя языка методом выполнения упражнений аналитико-синтетического характера. | | Упр. 79, стр. 60 |
32 | | | Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного числа. | Совершенствовать умение различать и проверять безударные окончания имён существительных. | Коррекция грамматического строя речи учащихся путём отработки навыка написания падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. | Дидактический материал | Упр.82, стр. 62. |
33 | | | Правописание безударных падежных окончаний существительных множественного числа. | Формировать навык правописания окончаний существительных. | Коррекция словесно-логического мышления через выполнение упражнений сравнительно-сопоставительного плана. | | Упр. 88, стр. 65. |
34 | | | Р.р. Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень». | Закрепить и углубить знания учащихся об описании как типе текста. Вспомнить отличия художественного описания от делового. Подготовить учащихся к описанию картины, обратив внимание на особенности природы зимой. Вырабатывать умение составлять текст-описание. Развивать творческие способности учащихся, внимательное отношение к художественному полотну. Воспитание эстетического вкуса учащихся. | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания (построение текста) по картине И. Левитана. Коррекция речевого недоразвития путём создания текста описательного характера. | | Завершить работу. |
35 | | | Существительные с шипящей на конце. | Закрепить знания учащихся о правописании Ь после шипящих в именах существительных. | Коррекция словесно-логического мышления через выполнение упражнений сравнительно-сопоставительного плана (сопоставление существительных 2 и 3склонения с шипящей на конце). | | Упр. 90, стр. 67. |
36 | | | Несклоняемые имена существительные. Роль несклоняемых существительных. | Познакомить учащихся с несклоняемыми существительными и особенностями их употребления в косвенных падежах. Формирование умения правильно определять падеж несклоняемых существительных и употреблять несклоняемые существительные в речи. | Коррекция речевой патологии через составление словосочетаний с несклоняемыми существительными в косвенных падежах и – далее – составление предложений с получившимися словосочетаниями. | | Упр.96, стр. 71. |
37 | | | Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. | Формировать умении склонять имена существительные. Совершенствовать умение распознавать тип склонения по окончанию и роду. Проверить умение учащихся определять склонение; | Коррекция речевой патологии через составление словосочетаний с несклоняемыми существительными в косвенных падежах и – далее – составление предложений с получившимися словосочетаниями. | | Ответить на вопросы, стр. 72. |
38 | | | Р.р. Заметка. Составление заметки в школьную газету. | Совершенствовать умение различать и проверять безударные окончания имён существительных. Формировать навык правописания окончаний существительных. | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением плана заметки и отбора лексического материала | | Завершить работу. |
39 | | | Обобщение и систематизация по теме «Имя существительное» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Имя существительное» | Коррекция абстрактного мышления путём построения словообразовательных цепочек. Коррекция недостатков речевого развития путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера по данной теме. | Дидактический материал | Приготовиться к диктанту. |
40 | | | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | Проверить знания учащихся по теме «Имя существительное». Выявить слабо усвоенный материал. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | | Повторить правила по разделу «Имя существительное». |
41 | | | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в работе. Помочь разобрать индивидуальные и (при наличии) дисграфические ошибки. Выполнить работу над ошибками. | Коррекция мыслительных процессов через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | | Завершить работу. |
Имя прилагательное 15 часов |
42 | | | Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного. | Вспомнить основные знания об имени прилагательном, полученные ранее. Закрепить навык нахождения имён прилагательных и определения их морфологических признаков. | Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока. | | Упр. 100, стр. 77. |
43 | | | Значение признаков, свойств, качеств предмета, обозначаемых прилагательными. | Развитие умения подбирать синонимы к прилагательным; обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; использовать в речи фразеологические обороты, в состав которых входят имена прилагательные | Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока. | | Упр.101, стр.78. |
44 | | | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | Совершенствовать умение правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова. | Коррекция устной речи через построение логичного высказывания на лингвистическую тему (рассуждение о выборе букв). | Дидактический материал | Упр.105, стр. 81. |
45 | | | Проверка безударных окончаний имен прилагательных по вопросу. | Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного. | Коррекция логического мышления через выполнение упражнений на нахождение слов с изученной орфограммой и её графическое обозначение. | | Упр.108, стр. 83. |
46 | | | Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи. | Дать понятие о притяжательных прилагательных (без определения понятия), их значении и грамматических признаках. Развитие умения правильно образовывать, писать и употреблять притяжательные прилагательные в речи, а также уметь отличать их от относительных и качественных прилагательных. | Коррекция речевой патологии методом составления предложений с использованием притяжательных прилагательных. | | Упр. 110, стр. 84. |
47 | | | Р.р. Составление портретной характеристики с опорой на картину Корина «Александр Невский» | Учить детей составлять план. Наблюдать над ролью описания в тексте. Подготовить учащихся к созданию собственного произведения. Составить самостоятельно портретную характеристику. Формирование навыка употребления прилагательных в речи, определение его морфологических признаков | Строить связный текст на основе личных наблюдений. Использовать в своём сочинении изобразительно-выразительные средства языка. | | Завершить работу. Упр. 114, стр. 86. |
48 | | | Составление текста-описания. Роль имён прилагательных в описании как типе речи. | Формирование навыка употребления прилагательных в речи, определение его морфологических признаков. | Коррекция речевой патологии через обогащение речи учащихся именами прилагательными. | | Упр. 116, стр. 87. |
49 | | | Р.р. Подробное изложение «Основание Москвы». | Вспомнить композицию рассуждения как типа текста. Подготовить учащихся к написанию изложения текста-рассуждения с элементами сочинения. Развитие умения высказывать свою точку зрения по проблеме, изложенной в тексте. | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания (элементы сочинения). | | Упр. 117, стр. 88. |
50 | | | Р.р. Написание деловых бумаг. Объяснительная записка. | Дать понятие об объяснительной записке, её композиционных частях. | Коррекция контрольно-оценочных действий учащихся путём привлечения их внимания к особенностям собственной речи в процессе работы над сочинением. | | Завершить работу. |
51 | | | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | Подвести основные итоги изучения темы «Имя прилагательное». Проконтролировать степень усвоения учащимися изученного материала. Выявить слабо понятый материал. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | | Повторить правила по разделу «Имя прилагательное». |
52 | | | Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные в диктанте. Оказать помощь в разборе индивидуальных ошибок. Выполнить работу над ошибками. | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | Дидактический материал | Повторить правила |
Личные местоимения 12 часов |
53 | | | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. | Дать понятие о местоимении как части речи, о роли местоимения как средстве связи предложений в тексте, о синтаксической функции местоимений. | Коррекция внимания и речи через выполнение заданий на нахождение местоимений в тексте и определение их синтаксической роли. | Дидактический материал | Упр. 122, стр. 95. |
54 | | | Лицо и число местоимений. | Развитие умения находить местоимения в тексте, определять их синтаксическую роль. | Коррекция внимания и речи через выполнение заданий на нахождение местоимений в тексте и определение их синтаксической роли. | | Упр.124, стр.96. |
55 | | | Склонение личных местоимений. | Показать особенности склонения личных местоимений. | Коррекция недостатков речевого развития путём монологических высказываний учащихся о личных местоимениях и их правописании. | | Упр. 125, стр. 97. |
56 | | | Личные местоимения с предлогами. | Познакомить уч-ся с нормами употребления местоимений в речи. | Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными местоимениями, употреблёнными в различных падежных формах. | | Упр.128, стр. 100. |
57 | 19.01 | | Правописание личных местоимений 3-его лица. | Развитие умения правильно употреблять личные местоимения в речи, образовывать падежные формы с предлогами и писать их. Формирование навыка осмысленного использования местоимений в связной речи. | Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными местоимениями, употреблёнными в различных падежных формах. | Дидактический материал | Упр.130, стр.101. |
58 | | | Употребление в речи личных местоимений. Исправление в тексте. | Развитие умения правильно употреблять личные местоимения в речи, образовывать падежные формы с предлогами и писать их. | Коррекция грамматического строя речи через построение предложений с личными местоимениями, употреблёнными в различных падежных формах. | | Упр. 139, стр. 107. |
59 | | | Р.р. Подробное изложение текста «Мохнатая семейка» с опорой на план и с использованием местоимений. | Вспомнить композицию рассуждения как типа текста. Подготовить учащихся к написанию изложения текста-рассуждения с элементами сочинения. Развитие умения высказывать свою точку зрения по проблеме, изложенной в тексте. | Коррекция недостатков речевого развития путём построения связного высказывания (элементы сочинения). | | Упр. 144, стр. 110. |
60 | | | Р.р. Письмо. Письмо бабушке. | Помочь осознать роль писем в жизни человека. Дать представление о видах писем. Развивать навыки правильного оформления письма. | Коррекция мышления и внимания путем создания на уроке ситуаций, способствующих речевой активности. | | Завершить работу. |
61 | | | Обобщение и систематизация по теме «Местоимение» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Местоимение» | Коррекция абстрактного мышления путём построения словообразовательных цепочек. Коррекция недостатков речевого развития путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера по данной теме. | | |
62 | | | Контрольный диктант по теме «Местоимение». | Проверить знания учащихся по теме «Местоимение». Выявить слабо усвоенный материал. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | | Повторить правила по разделу «Местоимение». |
63 | | | Анализ контрольного диктанта по теме «Личные местоимения» и работа над ошибками. | Проанализировать типичные ошибки, допущенные учащимися в диктанте. Помочь разобрать индивидуальные ошибки. Выполнить работу над ош. | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | | Завершить работу. |
64 | | | Р.р. Сочинение – описание по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском». | Вспомнить типы текстов и особенности их строения. Подготовить уч-ся к самостоятельному составлению текста сочинения по картине. Развивать творческие способности, умение наблюдать и описывать увиденное. | Коррекция недостатков речевого развития и образного мышления через работу по составлению текста сочинения с использованием подобранного лексического материала. | | Завершить работу. |
Глагол 18 часов |
65 | | | Глагол как часть речи. Повторение изученного. | Повторить знания о глаголе, полученные в 5-8 классах. Закрепить умение правильно выбирать орфограммы в написании безударных личных окончаний глаголов; определять его синтаксическую роль и роль в речи. | Коррекция мыслительных процессов путём дифференциации языковых явлений и установления между ними взаимосвязи. | Дидактический материал | Упр.150, стр. 116. |
66 | | | Лексические группы глаголов. Грамматические признаки глагола. | Вспомнить грамматические признаки глагола как части речи. Закрепить навык выделения глагола в тексте. | Коррекция мыслительных процессов путём дифференциации языковых явлений и установления между ними взаимосвязи. | | Упр.151, стр.117. |
67 | | | Неопределённая форма глагола. Число, род. Правописание глаголов неопределённой формы на –чь. Правописание –ТСЯ- -ТЬСЯ- в глаголах неопределённой формы. | Познакомить с условиями наличия и отсутствия Ь в глаголах. Учить находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, правильно произносить и писать глаголы с –ТСЯ и –ТЬСЯ. | Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над орфографическим правилом и его применением на практике. | | Упр. 155, стр. Упр.158, стр.122. |
68 | | | Правописание НЕ с глаголами. | Продолжить знакомить с условиями наличия и отсутствия Ь в глаголах. Закрепить полученные знания по правильному произношению и написанию глаголов с –ТСЯ и –ТЬСЯ. | Коррекция внимания и смысловой памяти методом работы над орфографическим правилом и его применением на практике. | Дидактический материал | Упр. 163, стр. 125. |
69 | | | Изменение глаголов по лицам и числам. Личные окончания. | Вспомнить категорию лица и числа глаголов. Развивать умение изменять глаголы по лицам и правильно употреблять глаголы в собственной речи | Коррекция мышления через выполнение упражнений, направленных на определение лица и числа глаголов. | Дидактический материал | Упр.166, стр. 127. |
70 | | | Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа | Познакомить учащихся с написанием Ь в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа. Учить правильно писать окончания –ешь, -ишь. | Коррекция мышления и внимания путём составления письменного плана теоретического материала учебника. | Дидактический материал | Упр. 169, Упр.171 стр. 129. |
71 | | | Глаголы I и II спряжения с ударными и безударными личными окончаниями. | Познакомить со способом определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределённой форме глагола. | Коррекция грамматического строя речи уч-ся путём конструирования предложений с использованием глаголов. | | Упр.177, стр. 133. |
72 | | | Окончания глаголов I и II спряжения. | Развивать умение определять спряжение глагола. Учить различать глаголы I и II спряжения, правильно выбирать буквы в окончании. | Коррекция грамматического строя речи уч-ся путём конструирования предложений с использованием глаголов. | | Упр.упр.179, стр.134. |
73 | | | Повелительная форма глагола в просьбах, приказах, инструкциях. | Продолжить изучение глаголов повелительного наклонения. Развивать умения находить глаголы в повелит наклонении, отличать их от глаголов др наклонений, образовывать их формы и правильно использовать в речи. | Коррекция недостатков устной речи через выполнение упражнений, связанных со стилистическими особенностями использования глаголов повелительного наклонения в речи. | | Упр.198, стр. 145. |
74 | | | Р.р. Сочинение-рассуждение «Настоящий друг» с использованием глаголов. | Написать сочинение – рассуждение с элементами описания внешности человека. | Коррекция письменной речи путём изложения текста с использованием портретной лексики. | | Завершить работу. |
75 | | | Правописание Ь в глаголах в повелительной форме, в неопределённой форме, в форме 2 лица. | Познакомить с условиями употребления Ь на конце глаголов в повелит наклонении. | Коррекция недостатков интонационной стороны речи учащихся через работу над правильным произнесением и употреблением гл повелит накл. | | Упр.203, стр.148. |
76 | | | Р.р. Анкета. Автобиография. | Познакомить учащихся со строением автобиографии. Подготовить учащихся к созданию собственной автобиографии. | Коррекция мышления через внимание к худ детали. Коррекция смыслового восприятия через работу над содержанием текста автобиографии. | | Написать автобиографию. |
77 | | | Обобщение и систематизация по теме «Глагол» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Глагол» | Коррекция абстрактного мышления путём построения словообразовательных цепочек. Коррекция недостатков речевого развития путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера по данной теме. | Дидактический материал | Приготовиться к диктанту. |
78 | | | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Проверить знания учащихся по теме «Глагол». Выявить слабо усвоенный материал. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | | Повторить правила по разделу «Глагол». |
79 | | | Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол» и работа над ошибками. | Проанализировать основные ошибки, допущенные учащимися в работе. Выполнить работу над ошибками. Развитие навыка осуществления анализа собственных ошибок и их исправления. | Коррекция мышления через нахождение и анализ собственных ошибок. Коррекция самостоятельности учебной деятельности. | | Завершить работу. |
Наречие 10 часов |
80 | | | Наречие как часть речи. Значения и вопросы для выделения наречий. | Познакомить учащихся с новой частью речи – наречием. | Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока. | | Упр.215, стр. 157. |
81 | | | Роль наречий в тексте. Составлении словосочетаний «глагол + наречие» для описания. | Показать роль наречий в тексте. Учить составлять словосочетания «глагол + наречие» для описания. | Коррекция монологической речи учащихся методом развёрнутого ответа на вопросы учителя по теме урока. | | Упр. 216, стр.158. |
82 | | | Наречия, которые обозначают время, место, способ действия. | Познакомить с наречиями, обозначающими время, место, способ действия. Учить задавать вопросы к местоимениям. | Коррекция мышления путём развития умения самостоятельно анализировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формирование языковых обобщений. | Дидактический материал | Упр. 218, стр. 159. |
83 | | | Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге. | Познакомить с наречиями, которые характеризуют глаголы речи в диалоге. Закрепить умение находить наречия в тексте. | Коррекция мышления путём развития умения самостоятельно анализировать учебный материал и самостоятельно делать выводы. Формирование языковых обобщений. | | Упр.220, упр.161. |
84 | | | Правописание наречий с А-О на конце. Использование наречий движения в речи. | Познакомить с условием выбора правописания О и А на конце наречий. Повторить способы образования слов. | Коррекция мыслительных процессов (отбор материала, определение условий написания, дифференциация учебного материала). | | Упр.230, стр.167. |
85 | | | Контрольный диктант по теме «Наречие». | Проверить знания учащихся по теме «Наречие». Выявить слабо усвоенный материал. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | Повторить правила по разделу «Наречие». |
Имя числительное 10 часов |
86 | | | Понятие об имени числительном. Правописание числительных от 5 до 20 и 30.. | Дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи. | Коррекция логического мышления путём сравнительно-сопоставительного анализа языковых явлений (выполнение упражнений на разграничение числительных и других частей речи с числовым значением.) | Упр.240, стр. 174. |
87 | | | Правописание числительных от 50 до 80, от 500 до 900 | Познакомить с общим значением, морф признаками и синтаксической ролью числительных. Показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением. | Коррекция логического мышления путём сравнительно-сопоставительного анализа языковых явлений (выполнение упражнений на разграничение числительных и других частей речи с числовым значением.) | Упр.248, стр.179. |
88 | | | Правописание числительных с Ь на конце и в середине. | Формирование умения находить числительные в тексте. | Коррекция логического мышления путём сравнительно-сопоставительного анализа языковых явлений (выполнение упражнений на разграничение числительных и других частей речи с числовым значением.) | Упр.250, стр.181. |
89 | | | Количественные и порядковые числительные. Различение количественных и порядковых числительных | Дать понятие о количественных и порядковых числительных. Формирование умения определять разряд количественных числительных. Познакомить учащихся с порядковыми числительными. Показать их синтаксическую роль и назначение в речи. | Коррекция логического мышления через развитие умения производить сравнит-сопоставит анализ языкового материала (разрядов числительных) и правильно определять разряд числительного. | Упр.244, стр. 176. |
90 | | | Правописание числительных 90, 200, 300, 400. | Сформировать умение правильно употреблять падежные формы числительных, обозначающих целые числа. | Коррекция недостатков речевого развития через формирование умения правильно использовать в речи имена числительные. | Упр.255, стр. 183. |
91 | | | Р.р. Числа в деловых бумагах. Объявление, телеграмма. | Учить составлять тексты объявления и телеграммы. Самостоятельно составить текст объявления и телеграммы, используя числительные; | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением деловых бумаги отбора лексического материала | Написать телеграмму. |
92 | | | Р.р. Доверенность. Заявление, расписка. | Учить составлять тексты доверенностей. Самостоятельно составить текст доверенности, используя числительные. Учить писать заявление, расписку. Самостоятельно составить текст заявления, расписки, используя числительные. | Коррекция недостатков речевого развития и мышления через работу над составлением деловых бумаги отбора лексического материала | Написать расписку. |
93 | | | Обобщение и систематизация по теме «Имя числительное» | Обобщить и систематизировать знания уч-ся по теме «Имя числительное» | Коррекция абстрактного мышления путём построения словообразовательных цепочек. Коррекция недостатков речевого развития путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера по данной теме. | |
94 | | | Контрольный диктант по теме «Имя числительное». | Проверить знания учащихся по теме «Имя числительное». Выявить слабо усвоенные темы. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | Повторить правила по разделу «Имя числительное». |
Предложение 11 часов |
95 | \ | | Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. | Показать отличие нераспространённых и распространённых предложений. Формировать умение различать распространённые и распространённые предложения. Повторить предложения с одним главным членом (пока без термина «односоставные предложения»). | Коррекция мышления путём выполнения заданий, направленных на осуществление сравнтельно-сопоставительного анализа языковых явлений. | Упр. 276, стр. 204 |
| | | | | | |
96 | | | Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. | Познакомить учащихся с опознавательными признаками однородных членов предложения, постановкой знаков препинания и правильным чтением предложений с однородными членами. Формировать навык определения однородных членов предложения, обоснования постановки знаков препинания. | Коррекция логического мышления и памяти путём выполнения упражнений комплексного характера. | Упр.281, стр.208. |
97 | | | Обращение. Знаки препинания при обращении. | Познакомить учащихся с понятием обращение, его ролью в речи, постановкой знаков препинания. Развивать умение составлять предложения с обращениями. | Коррекция интонационной стороны речи учащихся путем работы над соблюдением интонации при произнесении предложений с обращением. | Упр. 296, стр. 217. |
98 | | | Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. | Обобщить материал о сложном предложении. Формировать умение постановки знаков препинания в сложных предложениях перед союзами и, а, но. | Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока) | Упр.305, стр. 224. |
99 | | | Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Знаки препинания перед этими словами. | Развивать умение определять границы частей сложного предложения. Развивать умение постановки знаков препинания в СПП (без определения понятия). | Коррекция мышления путём выполнения упражнений аналитико-синтетического характера (анализ языкового материала по теме урока) | Упр.316, стр.230. |
100 | | | Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью | Познакомить учащихся с понятиями «прямая речь», «слова автора». Формировать умения составлять предложения с прямой речью. | Коррекция абстрактного мышления через работу над схематическим изображением структуры предложений с прямой речью. | Упр.331, стр. 239. |
101 | | | Контрольный диктант по теме «Предложение» | Подвести итоги изучения предложений. Закрепить навык постановки знаков препинания. | Коррекция ЗУН. Коррекция самостоятельности УД | Повторить правила по разделу «Предложение». |
102 | | | Резерв. Повторение. | | | |