СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы под редакцией В.П. Канакиной и В. Г. Горецкого (Концепция и программы для начальных классов УМК « ШКОЛА РОССИИ» М.: Просвещение, 2014г.).
Нормативно-правовые документы, на основе которых составлена рабочая программа:
1.Федеральный Закон № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 №08-548 «О Федеральном перечне учебников».
3.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897.
4.Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2014-2015, (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010г. №164-мр ( в ред. от 30.12.2010г. № 1235-мр).
5. Учебный план МОБУ ООШ №12 с. Червянка на 2017-2018 г
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
- система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.
Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма). Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи. Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
3. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе выделяется 675 часов. В 4 классе - 170 часов (5 часов в неделю, 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность научиться для формирования следующих общих личностных результатов:
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, к языковой деятельности, к чтению и читательской деятельности;
осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;
восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей российского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
осознание основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
развитие этических чувств (стыда, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости), понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие и сопереживание людям;
развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе материалов курса «Русский язык»;
развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности), к созданию собственных информационных объектов и др., к работе на результат;
установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и развивать способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Коммуникативные УУД:
уметь слушать и слышать собеседника, вести диалог;
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
стремиться к точному выражению собственного мнения и позиции;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
уметь выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Познавательные УУД:
уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и Интернета); пользоваться словарями и справочниками различных типов;
записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ);
ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразовывать модели и схемы для решения учебных и практических лингвистических задач;
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, используя аудио-, видеосопровождение и графическое сопровождение;
осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Ученик научится
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
– понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
– делить текст на части, озаглавливать части;
– подробно и выборочно пересказывать текст;
– правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;
– делить слова на части для переноса;
– производить звуко-буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;
– правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;
– писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;
– видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
– писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;
– находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
– находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
– обращать внимание на особенности употребления слов;
– ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;
– составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
– предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
– составлять текст по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его
- склонять имена существительные в единственном числе;
- определять и различать падежи имен существительных по совокупности их признаков; правильно употреблять существительные в различных падежах;
- распознавать тип склонений имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;
- различать безударные окончания существительных одного и того склонения; правильно употреблять в речи существительные во множественном числе.
- определять род, число, падеж имени прилагательного в единственном числе;
-употреблять в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
- определять и распознавать падежи единственного числа имен прилагательных;
- правильно писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе;
- различать сходные по произношению окончания имен прилагательных и правильно писать;
- склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
- определять и распознавать падежи множественного числа имен прилагательных.
- различать временные формы глагола и правильно их употреблять;
- определять род и число глаголов прошедшего времени; правильно ставить вопросы «что делать? что сделать?»;
- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы;
- различать временные формы глагола;
- распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
- спрягать глаголы, распознавать лицо и число глагола;
- писать мягкий знак в окончаниях 2-го лица единственного числа;
- точно употреблять глаголы в предложении;
- соотносить безударные окончания глаголов одного и того же спряжения в разных лицах;
правильно писать безударные личные окончания глаголов; обосновывать написание окончаний глаголов; определять у глагола спряжение, лицо, число, время; распознавать спряжение глагола по неопределенной форме
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
Ученик получит возможность научиться
- проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
- оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах.
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
- оценивать правильность проведения разбора слова по составу;
6. Содержание программы учебного курса
Раздел Тема | Кол-во ч. | Содержание |
Повторение | 11ч | Язык и речь. Наша речь и наш язык. Формулы вежливости. Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
|
Предложение | 9ч | Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
|
Слово в языке и речи | 19ч | Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи. |
Имя существительное | 41ч | Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи. |
Имя прилагательное | 31 ч | Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов. |
Местоимение
| 9ч | Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте. |
Глагол | 32 ч | Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал) Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). |
Повторение | 18ч | |
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Темы разделов и подразделов | Максимальная нагрузка | Из них | ||||
Теорит. Часть | К/р | Повер.р | проекты | Развитие речи | |||
1 | Повторение | 11 | 9 | 1 |
|
| изл.-1
|
2 | Предложение | 9 | 5 | 1 |
| 1
| соч.- 1 изл.-1 |
3 | Слово в языке и речи | 19 | 16 |
1 |
|
| изл.-1 соч. - 1
|
4 | Имя существительное | 41 | 34 | к.д. -2
|
| 1
| соч. - 2 изл. – 2 |
5 | Имя прилагательное | 31 | 25 | к.д.- 1
|
|
1
| соч.-3 изл. -1
|
6 | Местоимение | 9 | 7 | к.д.-1
|
|
| Изл. – 1 |
7 | Глагол | 32 | 26 | к.д. -1
|
|
1
| изл. -3 соч. -1 |
8 | Повторение | 18 | 15 | к.д-1 |
|
| соч.-1 изл.-1 |
| Итого | 170 | 137 | 9 |
| 4 | 20 |
8. Описание материально-технического обеспечения
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Технические средства обучения | |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов и картин. | 1 |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 7 1 2 |
Наглядно-учебные пособия |
|
1. Таблицы по русскому языку для 1-4 классов 2. Словарные слова для 1- 4 классов 3. Репродукции с описанием «Времена года» 4. Орфографические и толковые словари. |
|
Календарно – тематическое планирование по русскому языку
4 класс (170 часов, 5 ч в неделю)
№ | Дата | Тема | Количество часов | Домашнее задание | ||||||
По плану | Факт | |||||||||
Повторение (11ч) | ||||||||||
1 |
|
| Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | 1 | Упр. 2 с.6 – написать сочинение по пословице. | |||||
2 |
|
| Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 | Упр. 3 с. 7 – подготовить сообщение | |||||
3 |
|
| Текст и его план. | 1 | Прочитать рубрику «Страничка для любознательных» - с.9 | |||||
4 |
|
| Обучающее изложение | 1 | Написать сочинение на тему «Мои каникулы» | |||||
5 |
|
| Анализ изложения. Типы текстов | 1 | Упр. 11 с.12 написать сочинение на выбранную тему | |||||
6 |
|
| Предложение как единица речи | 1 | Упражнение из р.т | |||||
7 |
|
| Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | Упр.19 с.16 | |||||
8 |
|
| Диалог. Обращение | 1 | Сделать карточку: придумать или выписать из текстов худ. Литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения, знаки препинания пропустить. | |||||
9 |
|
| Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения | 1
| Упр. 27 с.20 | |||||
10 |
|
| Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | Прочитать рубрику «Страничка для любознательных »- с.21 по желанию | |||||
11 |
|
| Словосочетание | 1 | Упражнение из р.т | |||||
Предложение (9ч) | ||||||||||
12 |
|
| Однородные члены предложения (общее понятие) | 1 | Упр. 36 с. 28; упр. 37 с.29 – устно | |||||
13 |
|
| Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Упр. 41 с.31 | |||||
14 |
|
| Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
1 | Упр. 46 с.31 | |||||
15 |
|
| Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | 1 | Переписать сочинение на чистовик; познакомиться с другими картинами И.И. Левитана | |||||
16 |
|
| Наши проекты | 1 |
| |||||
17 |
|
| Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного | 1 | Упр. 52 с.37 | |||||
18 |
|
| Сложное предложение и предложение с однородными членами |
1 | Задание из р.т. | |||||
19 |
|
| Обучающее изложение | 1 | Задание из р.т | |||||
20 |
|
| Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 |
| |||||
Слово в языке и речи (19ч) | ||||||||||
21 |
|
| Слово и его лексическое значение | 1 | Упр. 61 с.43 | |||||
22 |
|
| Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | 1 | Упр. 64 с.45, упр. 68 с.46 | |||||
23 |
|
| Синонимы, антонимы, омонимы | 1 | Упр. 73 с.48 | |||||
24 |
|
| Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов |
1 | Упр. 76 с.50 – составить рассказ | |||||
25 |
|
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 | Выучить определения частей слова с.52, упр. 81 с.53 | |||||
26 |
|
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 | Упр. 85 с. 54 , выучить одну скороговорку | |||||
27 |
|
| Состав слова. Распознавание значимых частей слова | 1 | Упр. 88 с.56 | |||||
28 |
|
| Правописание гласных и согласных в корнях слов. | 1 | Упр. 93 с. 58; подобрать проверочные слова, подчеркнуть орфограммы | |||||
29 |
|
| Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах | 1 | Упр.99 с.60; прочитать материал рубрики «Страничка для любознательных» - с.61 | |||||
30 |
|
| Правописание приставок и суффиксов | 1 | Упр. 105 с.63 | |||||
31 |
|
| Разделительный твёрдый и мягкий знаки | 1 | Упр. 109 с.66 | |||||
32 |
|
| Обучающее изложение | 1 | Задание из р.т | |||||
33 |
|
| Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи | 1 | Упр. 114 с.68 | |||||
34 |
|
| Склонение имён существительных и имен прилагательных |
1 | Упр. 120 с.71 | |||||
35 |
|
| Имя числительное. Глагол | 1 | Найти скороговорки и пословицы с именами числительными. Записать, подчеркнуть орфограммы. | |||||
36 |
|
| Наречие как часть речи | 1 | Упр.129 с.75 | |||||
37 |
|
| Правописание наречий | 1 | Упр. 133 с.77 – рассмотреть репродукцию картины В.М. Васнецова и устно ответить на вопросы. | |||||
38 |
|
| Сочинение – отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | Переписать сочинение на чистовик; познакомиться с другими картинами В.М. Васнецова. | |||||
39 |
|
| Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | Задание 1 с.78 – индивидуально | |||||
Имя существительное (41ч) | ||||||||||
40 |
|
| Распознавание падежей имен существительных | 1 | Упр. 140 с.83 | |||||
41 |
|
| Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имен существительных | 1 | Подготовиться к словарному диктанту. | |||||
42 |
|
| Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже | 1 | Задание из р.т. | |||||
43 |
|
| Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | 1 | Упр. 150 с.87; записать в словарик слово аллея, составить с ним предложение | |||||
44 |
|
| Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | 1 | Сделать карточку: составить и записать шесть словосочетаний с сущ., в разных падежах. На обратной стороне карточки написать ответы – указать падеж сущ-ых. | |||||
45 |
|
| Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных | 1 | Задание из р.т. | |||||
46 |
|
| Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения |
1 | Задание из р.т. | |||||
47 |
|
| Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | 1 | Переписать сочинение на чистовик; познакомиться с друними картинами А.А. Пластова | |||||
48 |
|
| 2- склонение имен существительных | 1 | Упр. 165 с.94; записать в словарик слово агроном, составить с ним предложение. | |||||
49 |
|
| Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения | 1
| Упр. 168 с.96 | |||||
50 |
|
| 3-е склонение имен существительных | 1 | Упр. 172 с. 97 | |||||
51 |
|
| Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения |
1 | Упр. 176 с. 99 | |||||
52 |
|
| Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | 1 | Упр. 179 с.101 | |||||
53 |
|
| Обучающее изложение | 1 | Задание из р.т. | |||||
54 |
|
| Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Упр. 183 с. 103 | |||||
55 |
|
| Именительный и винительный падежи | 1 | Упр. 190с.107 | |||||
56 |
|
| Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | 1 | Упр.200 с.110 | |||||
57 |
|
| Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | 1 | Упр. 207 с.113 | |||||
58 |
|
| Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | 1 | Упр. 210 с.114 | |||||
59 |
|
| Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 | Упр.215 с.116 | |||||
60 |
|
| Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | 1 | Упр. 218 с.117 | |||||
61 |
|
| Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | Придумать и записать словосочетания с именами сущ-ми в творительном падеже | |||||
62 |
|
| Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | 1 | Упр. 226 с.120 | |||||
63 |
|
| Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | Сделать карточку: написать десять словосочетаний с именами сущ-ми 1,2 и 3 –го склонения в предложном падеже с пропущенными окончаниями. На обратной стороне карточки написать окончания. | |||||
64 |
|
| Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | 1 | Упр. 232 с. 123 | |||||
65 |
|
| Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах | 1
| Упр. 238 с. 126 | |||||
66 |
|
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Упр. 242 с. 128 – составить текст на тему «Берегите лес от пожара» | |||||
67 |
|
| Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | 1 | Упр. 246 с.130 | |||||
68 |
|
| Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» |
1 | Переписать сочинение на чистовик; записать в словарик слово портрет, составить с ним предложение | |||||
69 |
|
| Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | 1 |
| |||||
70 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | Выписать из учебника литературного чтения одну строфу стихотворения с именами существительными с безударными падежными окончаниями, определить падеж и склонение имен существительных. | |||||
71 |
|
| Склонение имен существительных во множественном числе |
1 | Упр. 252 с.132 | |||||
72 |
|
| Именительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | Упр. 254 с.133 – списать слова, поставить ударение, запомнить произношение. | |||||
73 |
|
| Родительный падеж имен существительных множественного числа | 1 | Упр. 261 с. 136 | |||||
74 |
|
| Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имен существительных множественного числа | 1 | Упр. 262 с.137; записать в словарик слово газета, составить с ним предложение | |||||
75 |
|
| Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | 1 | Упр. 271 с.140 | |||||
76 |
|
| Обучающее изложение | 1 | Задание из р.т | |||||
77 |
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе | 1 | Упр. 275 с.142 | |||||
78 |
|
| Контрольный диктант за первое полугодие | 1 |
| |||||
79 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа | 1 | Задания 1,2 с.143 | |||||
80 |
|
| Наши проекты | 1 |
| |||||
Имя прилагательное (31ч) | ||||||||||
81 |
|
| Имя прилагательное как часть речи | 1 | Упр. 5 с.6 | |||||
82 |
|
| Род и число имен прилагательных | 1 | Упр. 13 с.9; записать в словарик слова электростанция, электровоз, электричество, электрический, составить с ними предложение. | |||||
83 |
|
| Описание игрушки | 1 | Оформить сочинение на листе для выставки | |||||
84 |
|
| Склонение имен прилагательных | 1 | Упр. 20 с.12 | |||||
85 |
|
| Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»» | 1 | Переписать сочинение на чистовик; упр. 21 с.13 – выполнить грамматические разборы | |||||
86 |
|
| Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | 1 | Упр. 28 с.17 | |||||
87 |
|
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | 1 | Упр. 31 с.18; записать в словарик слово правительство. | |||||
88 |
|
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | 1 | Упр. 37 с.20 | |||||
89 |
|
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | 1 | Упр. 41 с.21 | |||||
90 |
|
| Именительный, винительный, родительный падежи | 1 | Упр. 49 с.24; записать в словарик слова космос, космический , составить с ними предложения. | |||||
91 |
|
| Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | 1 | Упр. 54 с. 26 | |||||
92 |
|
| Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Упр. 56 с.26-27 | |||||
93 |
|
| Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | 1 | Выполнить проект | |||||
94 |
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Индивидуальные задания на карточках | |||||
95 |
|
| Склонение имен прилагательных женского рода | 1 | Упр. 59 с.29 | |||||
96 |
|
| Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | Упр. 64 с.31 | |||||
97 |
|
| Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода | 1 | Задание из р.т | |||||
98 |
|
| Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода |
1 | Упр. 75 с. 35 | |||||
99 |
|
| Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Упр. 76 с. 36 | |||||
100 |
|
| Изложение описательного текста | 1 |
| |||||
101 |
|
| Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | 1 | Упр. 79 с. 37 | |||||
102 |
|
| Склонение имен прилагательных во множественном числе | 1 | Упр. 83 с.39 | |||||
103 |
|
| Сочинение – отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» |
1 | Переписать сочинение на чистовик; упр. 85 с.40 – выполнить разбор слов как частей речи | |||||
104 |
|
| Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1 | Упр. 89 с. 42 | |||||
105 |
|
| Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | 1
| Упр. 93 с. 44; записать в словарик слово ботинки, составить с ним предложение. | |||||
106 |
|
| Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | 1
| Упр. 99 с.46 – подготовится к изложению | |||||
107 |
|
| Обобщение по теме «имя прилагательное» | 1 | Упр. 104 с.48 | |||||
108 |
|
| Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Переписать сочинение на чистовик | |||||
109 |
|
| Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний | 1
| Задание 2 с.50 | |||||
110 |
|
| Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1
|
| |||||
111 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1
| Индивидуальные задания на карточках | |||||
Местоимение (9ч) | ||||||||||
112 |
|
| Местоимение как часть речи | 1 | Упр. 111 с.53 | |||||
113 |
|
| Личные местоимения | 1 | Упр. 117 с.55 | |||||
114 |
|
| Изменения личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | 1 | Упр. 124 с.59 | |||||
115 |
|
| Изменения личных местоимений 3-го лица по падежам | 1 | Упр. 131 с.62 | |||||
116 |
|
| Изменение личных местоимений по падежам | 1 | Упр. 136 с.64 | |||||
117 |
|
| Изложение повествовательного текста с элементами описания | 1 | Упр. 137 с. 65; упр. 138 с. 65 – выполнить разбор слова (перед) Леной как части речи | |||||
118 |
|
| Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» | 1
| Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Местоимение» | |||||
119 |
|
| Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 |
| |||||
120 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1
| Индивидуальные задания на карточках | |||||
Глагол (32ч) | ||||||||||
121 |
|
| Роль глаголов в языке |
| Упр. 145 с. 70; записать в словарик слова гореть, сверкать , составить с ними предложения | |||||
122 |
|
| Изменение глаголов по временам | 1 |
| |||||
123 |
|
| Неопределенная форма глагола | 1 | Упр. 153 с. 74 | |||||
124 |
|
| Неопределенная форма глагола | 1 | Упр. 156 с. 75 | |||||
125 |
|
| Изменение глаголов по временам | 1 | Упр. 161 с.78 | |||||
126 |
|
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | Записать в словарик слова сверху, снизу, составить с ними предложения | |||||
127 |
|
| Анализ изложения. Спряжение глаголов | 1 | Упр. 166 с.82 | |||||
128 |
|
| Спряжение глаголов | 1 | Упр. 170с.84 | |||||
129 |
|
| 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | Упр. 177 с.87 | |||||
130 |
|
| Сочинение по картине И.И. Левитана «Веса. Большая вода» | 1 | Переписать сочинение на чистовик; упр. 176 с. 86 | |||||
131 |
|
| I и II спряжение глаголов настоящего времени | 1 | Найти и выписать из стихотворения С.А. Есенина «Поёт зима, аукает…» глаголы настоящего времени, указать их спряжение, лицо и число | |||||
132 |
|
| I и II спряжение глаголов будущего времени | 1 | Упр. 188 с. 91 | |||||
133 |
|
| Наши проекты | 1 | Выполнить проектную работу | |||||
134 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Упр. 194 с.95 | |||||
135 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Упр. 201 с. 99 | |||||
136 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Упр. 205 с.100 | |||||
137 |
|
| Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | 1 | Упр. 206 с. 100 | |||||
138 |
|
| Возвратные глаголы | 1 | Упр. 213 с. 103; записать в словарик слово командир, составить с ним предложение. | |||||
139 |
|
| Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | 1 | Упр. 219 с.105 | |||||
140 |
|
| Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах | 1 | Упр. 224 с.107 | |||||
141 |
|
| Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок | 1 | Найти пословицы и поговорки с глаголами I и II спряжения настоящего и будущего времени с безударными окончаниями | |||||
142 |
|
| Правописание глаголов в прошедшем времени | 1 | Упр. 233 с.111 | |||||
143 |
|
| Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | Упр. 236 с.112 | |||||
144 |
|
| Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | 1 | Найдите в стихотворении глаголы, определите время, лицо, число, род | |||||
145 |
|
| Изложение повествовательного текста по вопросам | 1 | Упр. 241 с.114 – выполнить грамматические разборы; упр. 242 с. 114 | |||||
146 |
|
| Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
| |||||
147 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение | 1 | Индивидуальные задания на карточках | |||||
148 |
|
| Обобщение по теме «Глагол» | 1 | Упр. 246 с. 116 составить устный рассказ на предложенные в упражнении темы. | |||||
149 |
|
| Обобщение по теме «Глагол» | 1 | Упр. 250 с.117 | |||||
150 |
|
| Изложение повествовательного текста | 1 | Подготовиться к проверочной работе по теме «Глагол» | |||||
151 |
|
| Проверка знаний по теме «Глагол» | 1 |
| |||||
152 |
|
| Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | 1 | Индивидуальные задания на карточках | |||||
Повторение (18ч) | ||||||||||
153 |
|
| Язык. Речь. Текст | 1 | Упр. 259 с.123 | |||||
154 |
|
| Предложение и словосочетание |
1 | Дополните словосочетания так, чтобы получились предложения. Составьте из них текст | |||||
155 |
|
| Предложение и словосочетание |
1 | Найти в учебнике литературного чтения и выписать четыре предложения с однородными членами, указать названия произведений и авторов | |||||
156 |
|
| Предложение и словосочетание |
1 | Упр. 273 с.127 | |||||
157 |
|
| Лексическое значение слова | 1 | Упр. 277 с.129 | |||||
158 |
|
| Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь» » | 1 | Переписать сочинение на чистовик; упр. 278 с. 129 – выполнить грамматические разборы | |||||
159 |
|
| Состав слова | 1 | Упр. 283 с. 131 ; | |||||
160 |
|
| Состав слова | 1 | Выпишите из текста шесть слов с приставками и шесть слов с предлогами | |||||
161 |
|
| Состав слова | 1 | Составить словарный диктант из 10 слов по теме «Безударные гласные в корне, проверяемые ударением» | |||||
162 |
|
| Состав слова | 1 | Упр. 291 с.134 | |||||
163 |
|
| Части речи | 1 | Упр. 297 с. 136 | |||||
164 |
|
| Части речи | 1 | Упр. 308,309 с. 139 | |||||
165 |
|
| Изложение повествовательного текста по цитатному плану | 1 | Упр. 311 с. 140 упр. 312 с.141 | |||||
166 |
|
| Анализ изложения. Части речи | 1 | Упр. 322 с. 143 | |||||
167 |
|
| Итоговый контрольный диктант | 1 |
| |||||
168 |
|
| Анализ контрольного диктанта. Повторение |
1 |
| |||||
169 |
|
| Звуки и буквы | 1 |
| |||||
170 |
|
| Игра «По галактике Частей Речи» | 1 |
|
9. Лист регистрации изменений, вносимых в рабочую учебную программу.
№ изменений | Дата | Страница с изменениями | Основание для внесения изменений | Содержании о корректировке разделов, тем | подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|