СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык. Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина – 2-е издание., дораб. – М.: АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2010.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку УМК "Планета знаний" 2 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа


Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса « Русский язык»

Класс:___2___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 8 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2016/2017 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык. Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина – 2-е издание., дораб. – М.: АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2010.

Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2012/2013 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2013/2014 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2014/2015 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2015/2016 уч.г.



В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:

  • Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4 . Учебно-методический комплект «Планета знаний»: русский язык. Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.А.Илюхина – 2-е издание., дораб. – М.: АСТ: Астрель; Владимир:ВКТ, 2010.

  • Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина. Русский язык: учебник для 2 класса: в 2 частях.- М.: АСТ: Астрель,2012год

  • Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина/ Рабочая тетрадь по русскому языку для учебника 2 класса в 2 ч.

  • Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина/ Методическое пособие «Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык», М.:Астрель, 2012 год



Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  1. Формирование умений сознательно и грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в речевой практике, развитие интуиции и "чувства" языка;

  2. Воспитание уважения к языку родного народа, чувства сопричастности к сохранению его самобытности и чистоты, стремления познавать свойства родного слова и совершенствовать свою речь.

       Достижение указанных целей возможно через решение следующих задач:
      - дать представление о роли языка в жизни человека, о богатстве и выразительности средств русского языка, свойствах родного слова;
      - обеспечить усвоение первоначальных знаний о системе русского языка, в частности из области лексики, фонетики и графики, грамматики русского языка, а также формирование умений применять эти знания на практике;
      - сформировать орфографические и пунктуационные умения и навыки (в рамках программы);
      - развивать речь учащихся: обогащать их словарный запас, грамматический строй речи, способствовать усвоению орфоэпических норм литературного языка, формировать речевые умения, позволяющие адекватно воспринимать, воспроизводить чужую речь и создавать собственную в устной и письменной форме;
      - способствовать развитию интереса к родному языку, познавательных и творческих способностей детей.   



Общая характеристика учебного предмета

     Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа курса «Русский язык» 2 класса (автор Л.Я.Желтовская, О. Б. Калинина) используется без изменений

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ведущее место предмета “Русский язык” в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения.

Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.


     Планирование результаты освоения программы по русскому языку.

К концу 2 класса.

ЛИЧНОСТНЫЕ.

У учащихся будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника и на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду принятие ценности познавательной деятельности;

  • Понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне , соответствующем возрасту);

  • Осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории всего народа, интерес к русскому языку, как к родному;

  • Адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ



РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • Самостоятельно организовывать своё рабочее место;

  • Понимать цель выполняемых действий;

  • В сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

  • Понимать важность планирования работы;

  • Осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи

( орфограммы в корне слов);

  • Выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;

  • Осуществлять само – и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

  • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать справочный материал учебника;

  • Ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

  • Использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;

  • Выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

  • Строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;

  • Находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

  • Осуществлять синтез как составленного целого из частей (составление слов);

  • Владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научаться:

  • Выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;

  • Уметь слышать, точно реагировать на реплики;

  • Понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  • Быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

  • Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.



Предметные



Учащиеся научатся:

  • Осознавать слово как главное средство языка;

  • Осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

  • Различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/ безударные; согласные твердые/ мягкие, звонкие / глухие);

  • Использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • Использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска нужной информации (в словарях и др.)

  • Производить звуко – буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  • Соблюдать произносительные нормы в собственной речи(в объеме представленного в учебнике материала);

  • Различать родственные (однокоренные) слова;

  • Осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

  • Осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка(выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

  • Применяя правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

  • Определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • Осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединенных одной темой и связанных друг с другом);

  • Каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты ( с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40 – 45 слов, писать под диктовку тексты35 – 40 слов.


Слова с непроверяемыми орфограммами (словарь):
      автобус, адрес, аллея, библиотека, велосипед, вокзал, город, дежурный, деревня, дорога, до свидания, дятел, желание, женщина, здравствуй, золото, иней, календарь, капуста, карандаш, класс, коллекция, конверт, космонавт, космос, лестница, лимон, малина, машина, мебель, месяц, молоко, морковь, народ, облако, овощи, одежда, орех, осина, отец, Отечество, Отчизна, пальто, пассажир, пожалуйста, поздравление, посуда, праздник, Родина, ромашка, рюкзак, рябина, сентябрь, синица, снегирь, соловей, спасибо, столица, теннис, трамвай, троллейбус, февраль, футбол, хоккей, человек, чеснок, чувство, шоссе, энциклопедия, яблоко, ягода, январский, январь.



Контроль и оценка результатов обучения во2 классе по учебному курсу «Русский язык»


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Контрольные работы

Списывание

1

1

1

1

Диктант

1

1

2

2, в том числе итоговый

Проверочная работа

1

1

1

1

Комплексная работа (диагностическая)

1

-

-

1

Обучающие работы

Изложение

1

1

1

1

Сочинение

1

1

1

1


Словарные диктанты проводятся 1 раз в две недели (2 класс 8-10 слов)










Тематическое планирование и содержание учебного предмета


урока

Дата

Тема урока,

страницы учебника

Разделы, темы.

Основные задачи изучения, доминирующие виды деятельности

Основные понятия.

Слова из словарей1

Характеристика деятельности учащихся

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, ЦОР и т.д.



1

2

3

4

5

6

7

1-я четверть

О ДАРЕ СЛОВА (введение) (5 ч)

1





Слово — главное средство языка и речи.

  • Зачем человеку

слово дано.

Часть 1

С. 3—7

Дать представление о роли языка слов в жизни человека: возможность общаться, познавать мир, становиться человеком разумным

Дар речи

Общение

Информация

Осмысливать цели и задачи изучения предмета «Русский язык».

Осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности.

Наблюдать над особенностями русской народной речи: мелодичностью, ритмичностью, образностью.

Находить основную мысль читаемых текстов.

Сравнивать тексты, написанные разными стилями.

Следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов.

Отбирать факты на основе летних воспоминаний для устного сообщения


















Памятки








Использование ИКТ

2





О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.).

  • Родной язык — русский С. 8—9

Дать понятие о русском языке как родном языке русского народа. Дать общее представление об образности, точности, краткости, меткости русского языка, художественном и научном текстах

Слово

русский

язык

народ

3



Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения.

  • Родной язык — русский С. 10—11

4





Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.

  • Особенности устной народной речи

С. 12—13

Дать представление о ритмичности, напевности, мелодичности русской народной речи посредством анализа произведений устного народного творчества

Слово-образ

Ритм

Устная речь

Письменная речь

5



Р./р.Устное сочинение «Вспоминаем о лете». Общение как обмен смыслами.

Учить составлять устные воспоминания о летнем отдыхе

Сравнение

Образные слова


СЛОВО, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ТЕКСТ (повторение) (26 ч)

Слово и его строение (9 ч)

6





Звуковое, буквенное, слоговое строение слов.

  • Строение слова

С. 14—15

Акцентировать внимание на звуковом, буквенном, слоговом строении слова

лимон

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

Соотносить количество звуков и букв в словах, объяснять причины расхождения количества звуков и букв.

Производить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализы слов.

Преобразовывать звуковой образ слова в буквенный.

Синтезировать: составлять слова из слогов, звуков, букв.

Определять положение заданной буквы в алфавите.

Сопоставлять случаи употребления прописной и строчной буквы в именах собственных и нарицательных омонимах.

Применять знание алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Составлять списки, располагая в алфавитном порядке названия (слова, фамилии, названия книг, их авторов).

Наблюдать за ролью словесного ударения, правильно произносить слова (в соответствии с акцентологическими нормами).

Систематизировать знания о звуках русского языка с помощью таблицы, находить отсутствующие компоненты в таблице.

Моделировать звуковое и слоговое строение слова.

Сопоставлять слоговое строение слова и варианты переноса слова.

Читать тексты с историческими материалами: понимать и воспроизводить содержание с помощью вопросов

Таблица букв и звуков



Звуковые схемы слов

Транскрибирование.






Алфавит







Презентация «Создание письменности на Руси»

















Схемы слогов




Правила переноса слов

7




Обозначение на письме звуков согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) и гласных.

  • Звуки и буквы

С. 16—17.

Систематизировать сведения о звуковой системе русского языка с помощью таблицы, отдельные разделы которой нужно «заполнить» детям. Упражнять в выявлении смыслоразличительной роли звуков/букв, в отчетливом произношении звуков в словах.

Дать общее представление о палиндромах (одинаково читающиеся слова и предложения с первой и с последней буквы)

Звуки буквы

Гласные, согласные звуки и буквы этих звуков


чтобы [ш]

8

Смыслоразличительная роль звуков, букв.

  • Звуки и буквы

С. 18—19

9





Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков.

  • Алфавит

С. 20—23

Углубить представления о практической значимости знания алфавита.

Дать историческую справку о рождении алфавита, о создании письменности на Руси, об исторических изменениях в русской азбуке, о важности овладения грамотностью

Письменность

Азбука

алфавúт

10



Урок-исследование. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв.

  • Алфавит

С. 21, 24-25.

11




Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных.

  • Большая буква

в словах

С. 26—27

Повторить через анализ предложений и текстов правила употребления большой буквы в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, ряде географических названий (селений, рек, стран).

Учить записывать высказывания о себе, о своём мохнатом или пернатом друге

Имя

Отчество

Фамилия

Кличка


12





Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.

  • Слоги. Ударение

С. 18—19

Углубить представление о слоговом строении слов, о возможной структуре слога русского слова, о выделении голосом при произнесении слова одного из слогов (ударного слога).

Организовать наблюдение над смыслоразличительной ролью ударения в словах (пéрепел-перепéл, зáмки-замкú), ударными слогами с буквой ё

Ударный слог

Гласный

под ударением

Безударный

гласный

[щ]

считалка, счёт

13







Строение слога.

  • Перенос слов

С. 28—29

Повторить основное правиле переноса слов по слогам. Организовать наблюдение над более трудными вариантами переноса слов: со слогом, состоящим из одной гласной, с мягким знаком в середине, разделительными знаками, удвоенными согласными

Сентябрь

Хоккей

14



Правила переноса слова.

  • Перенос слов

С. 30—31





Обозначение согласных и гласных звуков на письме (7 ч)

15





Способы обозначения твёрдых и мягких согласных на письме.

  • Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме

С. 32—33


Повторить способы обозначения твёрдых (с помощью гласных) и мягких (с помощью гласных или ь) согласных.

Упражнять в письме под диктовку и свободной записи слов по рисункам, загадкам и пр.


[шн]

конечно

скучно

булочная

скворечник

подсвечник

Фиксировать случаи расхождения произношения и обозначения буквами согласных и гласных звуков.

Обнаруживать ориентировочные признаки, обеспечивающие припоминание и обобщение изученных правил об обозначении

звуков на письме.

Дифференцировать приёмы подбора проверочных слов в зависимости от обозначения гласных или согласных.

Обращаться за справкой к словарику учебника по поводу слов с непроверяемыми написаниями













Словарь









































Использование ИКТ

16







Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ.

  • Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных С. 34—35

Выявить группы шипящих, непарных по твёрдости и мягкости: ц, ж, ш ч, щ.

Провести наблюдение над употреблением гласных е, и после непарных твёрдых шипящих; над употреблением гласных а, у после непарных мягких шипящих согласных


17



Написание буквосочетаний чк, чн, щн.

  • Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных С. 38—39.

18



Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов).

  • Обозначение парных звонких и глухих согласных

С. 42- 43

Повторить пары звонких и глухих согласных.

Провести наблюдение над способностью звонких звуков оглушаться на конце слов и повторить приемы проверки таких звуков

Проверяемое,

проверочное

слово

сшить [шш]

19







Обозначение безударных гласных (в двусложных словах).

  • Обозначение на письме безударных гласных звуков

С. 44—45

Повторить правило о безударных гласных, проверяемых ударением. Упражнять в выборе гласной по данным проверочным словам, подборе проверочных слов с опорой на образец.

Учить обращаться к словарям при записи слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением. Повторить слова из словаря, изученные в первом классе


хозяин

сентябрь

тетрадь


20





Обозначение безударных гласных в двусложных словах (отработка навыков выделения орфограмм).

  • Обозначение на письме безударных гласных звуков

С. 46—47

21





Урок – соревнование. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо). С. 52 – 53.

Обобщить знания о правописании слов. Можно использовать тексты из рубрики «Проверочные работы»


Слова-названия предметов, признаков, действий (1 ч)


22





Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.

  • Слова–названия предметов, признаков, действий

С. 48—49

Повторить с помощью опорной таблицы основные группы слов — названия предметов, их признаков, действий. Ввести синонимические глаголы — «называть», «обозначать».

Учить использовать разные признаки при группировке слов (лексическое значение, общее значение)

Название

Обозначение

«Читать» таблицу и обобщать по ней сведения об общих значениях слов.

Находить разные основания для группировки слов.

Таблица «Основные группы слов»

Слово и предложение (3 ч)


23







Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).


  • Слово и предложение

С. 50—51


Систематизировать признаки предложения (выражение мысли, интонационная законченность, особое оформление на письме). Упражнять в составлении предложений с опорой на разного типа схемы, в произнесении предложений с разной интонацией в зависимости от речевой задачи, в употреблении большой буквы в начале и знаков препинания в конце предложения, связь слов с помощью предлогов




Использование тренинговых упражнений («Школа Грамотея»)

Предложение

Обнаруживать и объединять разные признаки для квалификации предложения как коммуникативной единицы языка.

Анализировать словесное строение предложений с помощью схем.

Синтезировать: составлять предложения на основе набора слов, схем

Индивидуальные карточки с заданиями

24



Урок – игра по теме «Слово и предложение».


  • Слово и предложение

С. 54—56


25





Проверочная работа по теме «Слово и предложение».

  • Проверка усвоения материала, анализ

С. 54-56.

Возможно использование работы № 4 и диктанта (№ 5) из рубрики «Проверочные работы».


Предложение и текст (6 ч)


26




Анализ проверочной работы.

Признаки текста.

  • Предложение и текст

С. 57.


Анализ письма под диктовку

Повторить признаки текста в отличие от набора отдельных предложений. Упражнять в делении текста на предложения, в составлении текста из предложений, восстановлении их логической последовательности с опорой на план-рисунки (устно), в редактировании текста, в создании текста посредством ответов на вопросы с использованием их лексики (можно использовать материал из раздела «Проверочные работы»)

Текст

Различать на слух набор предложений и текст.

Понимать тему и особенности строения текста с помощью плана-вопросника






иллюстрация

27



Р./р. Изложение «Отлёт журавлей» составление концовки текста по данному началу. С.58.

28







Р./р. Составление текста на основе наблюдения, воображения (устно и письменно). С. 59

Формировать умение письменно излагать содержание авторского текста по готовому плану-вопроснику, а также редактировать свой текст.

Примечание. Текст воспринимается визуально. Можно воспользоваться текстом «До свидания, журавли» («Мастерская слова»). При анализе изложения в качестве дополнительного материала можно использовать упражнение в составлении концовки текста по данному началу (см. разворот, указанный выше)

Формировать умение составлять текст об осени (устно и письменно) на основе наблюдения, воображения (по аналогии с сюжетом мультфильма «Дед Мороз и дети»). Презентация творческих работ детей. Учить замечать речевые недочёты и пробовать их устранять. (На базе материала разворота «Мастерская слова»)


Изложение

до свидания

прощай

здравствуй


Сочинение («приведение мыслей в порядок»)


Воспроизводить содержание чужой речи с опорой на подробный план-вопросник устно и письменно

Составлять текст, логически правильно выстраивая собственное высказывание в устной форме


План пересказа текста



Использование ИКТ: просмотр мультфильма «Дед Мороз и дети»

29



Р/р Презентация творческих работ

С.59

30







Контрольное списывние по теме «Предложение и текст»

Проверить сформированность знаний, умений, навыков



Списывать предложения в соответствии с заданным алгоритмом. Контролировать и корректировать свою работу




31



Анализ списывания. Обобщение по теме «Предложение и текст».

ЯЗЫК, РЕЧЬ И ОБЩЕНИЕ (мотивационный блок) (4 ч)


Если хочешь понимать и быть понятым (2 ч)


32







Понимание слова как единства звучания и значения.

  • Правила общения

С. 62—63

Учить анализировать ситуации, выявлять причины непонимания людьми информации при устном и письменном общении. Ознакомить с некоторыми правилами общения и вызвать интерес к познанию особенностей средств русского языка

Понятно

Грамотно

Разборчиво

крошúт и крóшит

бетон

бидон [д]

Выявлять причины ситуаций непонимания людьми друг друга при их устном и письменном общении.

Осознавать мотив к более глубокому изучению русского языка и цели выполнения разнообразных

упражнений.










Индивидуальные карточки с заданиями

33



Творческая мастерская «Лаборатория по исправлению речевых ошибок».

Ежели вы вежливы… (2 ч)


34





Этикетные высказывания; просьба, вопрос, благодарность.

  • Правила этикета

С. 76—77

Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности

спасибо

здравствуй

до свидания

пожалуйста

Использовать разные этикетные языковые формулы


35



Р./р. Составление текста письма с использованием слов вежливости. «Письмо моему другу», «Письмо моей бабушке»


СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ (10 ч)


Какими бывают лексические значения слова (4 ч)


36








Словарное богатство русского языка. Знакомство с толковым словарём. Нахождение в толковом словаре значения слова.

  • Лексическое

значение слова

С. 64—65

Дать общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях посредством анализа вводной (презентативной) таблицы. Познакомить с толковыми словарями, в которых разъясняется лексическое значение слова, в частности, со словарём В.И. Даля.

Углубить представление о пословицах как «лучших примерах живой мудрой народной речи» (по Далю). Упражнять в выявлении особенностей значения русского слова многозначности, переносного значения, синонимов, антонимов, омонимов
























Проверить уровень знаний обучающихся

Толковый

словарь

(толк — «смысл»)

орех

кузовок

осина



«Читать» таблицу: добывать и обобщать информацию о свойствах слова из таблицы.

Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания.

Оценивать степень понимания значения воспринимаемых слов, предпринимать усилия к установлению значений «непонятных» слов.

Наводить справки о значениях слов в толковом словаре.

Наблюдать в речи употребление слов с переносным значением, синонимов, антонимов


















Оценивать соответствие написания слов орфографическим нормам, находить до­пущенные в тексте ошибки.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.


Толковый словарь В.И.Даля и др.









Словарь синонимов, антонимов

37



Слова, имеющие одно, два и несколько значений.

Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Толковый словарь В.И.Даля.

  • Лексическое

значение слова

С. 66—68


38



Использование слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Прямое и переносное значение слова. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка.


  • Лексическое

значение слова

С. 69—71

39



Контрольный диктант по теме «Слово и его значение»

Группы слов с общим значением (части речи) (2 ч)


40





Анализ диктанта.

Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление).

  • Группы слов с общим значением

С. 72—73

Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол


Различать лексические (конкретные) и общие значения слов.

Сопоставлять главные отличительные признаки групп слов с общим значением (частей речи).

Определять слово как часть речи, группировать слова по частям речи.

«Пробовать перо» в употреблении разных частей речи с разными значениями при создании текста в жанре загадки











Использование ИКТ

41





Слово как часть речи ( введение терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).

  • Части речи

С. 74—75

Упражнять в группировке слов по частям речи, определении частей речи в составе предложений.

Учить составлять текст загадки о капусте

Часть речи

моркόвь

оранжевый

погода

капуста

Учимся пересказывать и создавать тексты (3 ч)


42





Р./р. Выборочный

пересказ текста с использованием разнообразных языковых средств, выражающих сравнительные отношения.

С. 78, № 1

Формировать умения по анализу и воспроизведению текста.

Провести наблюдения над разнообразием языковых средств, выражающих сравнительные отношения: похожий на, сходен с, подобен, словно, точно, как, метафора (употребление в переносном значении)

Изобразительные средства языка

Сравнение

облако


Наблюдать над использованием синонимических конструкций для выражения сравнительных отношений.

Различать особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам.

Создавать собственные высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств


43






Р/р. Творческая работа. «Моя загадка про облака», «Моё стихотворение про облака». Высказывания с использованием «сравнительных» языковых средств.

С. 79, № 5

Провести наблюдение над языком загадок и стихов об облаках. Проба пера




44



Анализ творческой работы. Особенности текстов на одну тему, разных по функциям и жанрам.

45



Проектная работа «Чтобы узнать истоки слова, найду его исторический корень». (Работа со словарями)



Наводить справки о значениях слов в толковом словаре.


Толковые словари

2-я четверть

СЛОВО И ЕГО ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ (9 ч)

Родственные слова. Корень слова (3 ч)

46





Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова.

  • Корень слова

С. 80—81

Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться)

Корень

Однокоренные слова

Исторический

корень


Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Квалифицировать объект (корень слова) с позиций совокупности его отличительных признаков

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря


47






Понятие о родственных (однокоренных) словах.

  • Однокоренные слова

С. 82—83

Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).

Дать общее представление об историческом корне слова

Отечество

Отчизна

(от отче — отец)

столица

город

деревня

48




Однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова с омонимичными корнями.

  • Однокоренные слова

С. 84—85

Суффиксы и приставки в слове (3 ч)

49





Значащая роль суффикса в слове, его словообразовательная роль.

  • Суффикс

С. 86—87

Дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением)

Уменьшительно-ласкательное

значение


Наблюдать над оттенками значений (проявлять языковое «чутьё»), вносимых в слова приставками и суффиксами

Конструктор слов

50





Значащая роль приставки в слове, её словообразовательная роль.

  • Приставка

С. 88—89

Дать представление о значащей роли приставок в словах, их словообразовательной роли (образуют однокоренные слова с новым лексическим значением)


51





Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок.

  • Закрепление

С. 90—91

Упражнять в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов, приставок (отдельно и одновременно)


Окончание слова (3 ч)

52






Окончание – изменяемая часть слова.

  • Окончание слова

С. 92—93

Дать понятие об окончании как изменяемой части слова.

Провести наблюдение над значением окончания — указывать на части речи и их формы (числа, падежа, лица и др.), над его ролью — помогать вместе с предлогами связывать слова в предложении (2-й урок)

чеснок

хвóя

хвóей

Отличать назначение окончания от роли других значимых частей в слове.

Изменять слова при связи слов в предложении


53




Основа слова. Однокоренные слова и различные формы

одного и того же слова.

  • С.94-95


54





Разбор слов по составу.

  • Анализ слов

по составу (морфемный разбор)

С. 96—97

Формировать умение по анализу (разбору) слов с точки зрения его значащих частей — корня, суффикса, приставки, окончания


Анализировать строение слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).

Действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы).

Группировать слова в соответствии с их составом

Алгоритм разбора слова по составу

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (24 ч)

Орфограммы в корне слова (3 ч)

55




Общее представление об орфограмме.

  • Понятие

об орфограмме

С. 98—99

Повторить известные орфограммы в корне через призму нового понятия — орфограмма. Дать представление о слабой и сильной позициях (местоположении) звуков в словах, об обозначении звуков, находящихся в слабых позициях, буквами (орфограммами)

Форма слова

Обнаруживать в звучащем слове «слабые» звуки.

Синтезировать признаки условий наличия в слове орфограммы.

Продумывать алгоритм (порядок) проверки орфограммы.

Действовать по алгоритму при решении орфографической задачи














Использование ИКТ

56





Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. Исрпользование орфографического словаря.

  • Орфограмма

в корне слова

С. 100—101

Учить решать орфографические задачи (обнаруживать звуки в слабых позициях и выбирать буквы для их обозначения) с опорой на памятку.

Упражнять в решении орфографических задач при записи слов по слуху (диктовке, записи слов по рисункам, отгадок)

Разбор слова по составу

Орфограмма

Орфографическая задача

человек

иней

серебро

берег

57



Списывание по теме «Орфограммы в корне слова».

Безударные гласные в корне слова (6 ч)

58







Анализ списывания. Способ проверки безударных гласных подбором однокоренных слов

  • Безударная гласная в корне слова.

С. 102—103

Расширить представление о способах подбора проверочных слов: 1) изменение формы слова, 2) подбор однокоренного слова. Формулировка общего правила проверки безударных гласных. Провести наблюдение над единообразием написания корней однокоренных слов. Упражнять в подборе проверочных слов среди разных частей речи, в графическом обосновании (доказательстве) слова как проверочного

Способы

проверки

невежда

невежа


Выбирать рациональный способ проверки безударных гласных в корне слова.

Ориентироваться в условиях выбора проверочного слова при сходстве признаков разных орфограмм


59




Единообразное написание корней однокоренных слов.

  • Безударная гласная в корне слова.

С. 104—105

60





Проверка безударной е в корне слова — гласной ё

С. 106—107

Упражнять в проверке слов с безударной е в корне однокоренными словами с гласной ё.

Использование при проверке способа поиска исторического корня

рябина (рябь)

61





Правописание гласных в корне после шипящих

С. 108—109


железо

62







Изложение текста по готовому плану. «Парк отдыха». Использование красной строки при выделении смысловых частей текста.

С. 109, № 22

Учить излагать текст (две микротемы) по готовому плану с последующим анализом


Понимать содержание читаемого текста и воспроизводить его с опорой на план


План изложения

63



Анализ изложения. Смысловое единство структурных частей. Из истории появления выражения «красная строка».

Согласные в корне слова (5 ч)

64




Способы проверки парных звонких и глухих согласных в середине слова

С. 112—113

Расширить представление об оглушении парных согласных в словах: не только в конце слов, но и в середине — перед глухими согласными, о способах проверки: не только с помощью гласных, но и с помощью согласных м, н, р, л, в

Оглушение

Озвончение

Ориентироваться в новых позициях проявления согласных орфограмм в корне слова.

Выбирать более экономные способы и приёмы проверки согласных орфограмм в слове















Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки.


Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи).


Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа

Алгоритм подбора проверочного слова












Таблица -помощник





65



Проверяемые и проверочные слова.

Закрепление

С. 114—117

Формирование умений проверки слов с разными орфограммами.

Упражнять в соотнесении проверяемых и проверочных слов, в графическом обосновании орфограммы и ее проверке.

календарь

66







Слова с непроизносимыми согласными д, т, н, в

С. 118—119

Познакомить с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, н, в и др. на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств].

Учить переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов. Анализировать слова радостный, чудесный, в которых непроизносимые согласные на стыке суффиксов.

Упражнять в нахождении «опасного звучания» в словах и проверке для выбора правильного написания




Упражнять в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм. Провести упражнения проверочного характера из разворота «Проверочные работы»

праздник

солнце

лучше [тш]

сердечные [чн]

(капли)

сердешный [шн]

(друг)

67





Непроизносимые согласные на стыке суффиксов. Урок – игра «Будь внимателен, «опасное звучание». Проверочное слово для выбора правильного написания.


С.120 -125.

68






Проверочная работа по теме «Безударные гласные и согласные в корне слова».


Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) (5 ч)

69







Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение)

С. 126—129

Учить систематизировать материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова с помощью таблицы с пропущенными смысловыми частями.

Упражнять в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм.


Дифференцировать типы орфограмм в корне слова и подбирать адекватные приёмы проверки.

Находить в тексте, обнаруживать на слух слова с орфограммами.

Графически обосновывать наличие в слове орфограммы определённого типа


70





Упражнения в использовании разных способов и приемов проверки орфограмм.

С. 130 – 131

71



Обобщение по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Обобщить материал о разных проверяемых орфограммах в корне слова


Обобщать материал о способах проверки орфограмм с помощью таблицы.



72



Контрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов.

Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы проверки, иллюстрировать аналогичными примерами. Учить устанавливать причины выявления пробелов.


Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм (памятку по решению орфографической задачи) в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками




73



Анализ контрольного диктанта. Тренировочные упражнения по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова».

С. 128-133.

Учимся пересказывать и создавать тексты (5 ч)

74





Р./р. Изложение текста по самостоятельно составленному плану «Русский лес зимой».


Учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию с помощью ответов на вопросы. (При анализе работ можно использовать текст № 5 из «Проверочных работ»)


Анализировать строение и содержание читаемого и воспринимаемого на слух текстов.

Воспроизводить содержание текстов с опорой на план.

Оценивать правильность выбора языковых средств в целях сохранения авторского отношения к описываемому.

Осознавать и разделять традиции народа, поздравлять друг друга с праздниками.

Создавать собственное высказывание определённого жанра: поздравление с Новым годом.

Использовать нормы речевого этикета в тексте-поздравлении.

Редактировать тексты.

Обсуждать участие в реализации проекта, работать совместно в паре, группе


Иллюстрации зимнего леса








Поздравления С Новым годом







Новогодние открытки

75



Анализ изложения. Исправление речевых и орфографических ошибок.

76





Р./р.Создание текста поздравления «С Новым годом». Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуации написания поздравления

С. 135.

Учить составлять тексты поздравительных открыток с Новым годом с использованием разных языковых средств поздравлений и пожеланий.

Побудить детей поздравить родных и друзей

поздравляю

(здравие)

пожелание

желаю

77



Инструктаж по проектным работам. Выбор темы проектной работы.


Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников


78





Проектная рабрта «Чтобы поздравить родных, сделай новогоднюю открытку».


3-я четверть

ТЕКСТ (8 ч)

Тема и заголовок (3 ч)

79





Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст.

  • Слово в предложении. Члены предложения.

С. 4 – 9.

Речевая и языковая темы рассматриваются на едином речевом материале об умении читать.

Дать представление о теме текста (на описательном тексте о январе).

Учить угадывать название месяца по ключевым словам, фразам.

Формировать умение озаглавливать текст по его теме.

Дать общее представление о широких и узких темах (вариации темы «Зима»).

Учить устным связным высказываниям о детских забавах, о прочитанной книге

Тема

Заголовок

январь

каникулы


Учиться читать, адекватно воспринимать содержание познавательных и художественных текстов.

Ориентироваться в содержании и теме текста по его заголовку, ключевым словам, иллюстрациям.

Подбирать заголовок к тексту, исходя из его темы.

Наблюдать над отбором фактов и языковых средств мастерами слова, сопоставлять их при создании текстов на узкие и широкие сопредельные темы



№№№№№№


















Русская народная сказка «Маша и Медведь».



Части сказки

80




Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте.

  • Тема текста. Заголовок

Часть 2

С. 10—11

81



Р./р. Составление текста из отдельных элементов на основе русской народной сказки «Маша и Медведь» Озаглавливание его.

С. 16

Углубить представление о теме текста (на произведениях устного народного творчества). Упражнять в выборе более точного заголовка.

Учить устным элементарным рассуждениям по поводу содержания пословиц.

Формировать умения, необходимые при работе с энциклопедиями

Загадка

Пословица

энциклопедия


Важное умение — понимать текст (2 ч)


82









Использование красной строки при выделении смысловых частей текста.

Тексты с одной и двумя микротемами.

  • Тема текста с двумя микротемами

С. 14—15

Учить добывать информацию (понимать содержание) по ориентировочной основе: по заголовку, плану, ключевым словам, иллюстрациям, рисункам (на базе текстов о рождении книги на Руси). Определение частей текста и их микротем.

Учить высказывать мнения по поводу пословиц о книге.

Углубить работу над темой повествовательного текста (на базе текстов о библиотеке, каталоге)

Части (абзацы, главы) текста

Красная строка


Добывать информацию о книге (понимать содержание) из названия, оглавления.

Осуществлять поиск книги по каталогам



Пословицы о книге












Презентация «Библиотека – хранилище книг»

83






Урок- экскурсия «Библиотека - хранилище книг». Работа с каталогом. Подбор книг по теме. Описание книги.

Тема текста и средства её раскрытия

С. 16—17

Упражнять в понимании тем текстов по опорным материалам.

Усилить акцент на познавательной и воспитательной роли книги, стимулировать интерес к чтению книг, справочников, энциклопедий, к обмену информацией, почерпнутой из них.

Дать через словарные слова и рисунки представление о хранении информации в книгах, как их систематизируют, как ведут поиск книг.

Учить правильно записывать названия книг и их авторов (пропедевтически)

Ключевые слова

стеллаж

библиотéка

картотéка

каталóг

инициалы

Учимся читать и создавать тексты (3 ч)

84






Р./р. Устное сочинение по предложенному плану «Моя любимая книга»

  • Сообщение о любимой книге

С. 18, у.2


Учить: 1) читать и анализировать языковые средства текстов, выражающих одинаковое и разное отношение авторов к одним и тем же явлениям, событиям; 2) с помощью плана-вопросника делать сообщение о любимой прочитанной книге и редактировать его


Связно высказываться с опорой на план-вопросник (сообщения о любимой книге, о зимних забавах).

Собирать и отбирать материал для высказывания.

Корректировать (редактировать) написанное.

Проводить презентацию проекта.

Корректно вносить собственные замечания, предложения


План - вопросник

85






Р./р. Сочинение о зимних забавах, историях по темам: «Встреча Нового года», «Прогулка в лес», «Зимние забавы», «Интересная экскурсия».

С. 19, у. 3

Учить письменно рассказывать о событиях зимних каникул, выражая свое отношение к предмету речи. Дать примерные формулировки тем сочинений, ориентирующих на создание разных функциональных типов текстов

Повествование

Рассказ

Описание

Рассуждение


86






Анализ творческих работ.

Закрепление изученного материала по теме «Текст».

Презентация результатов «проб пера» одноклассникам. Учить тактично давать советы юным авторам, редактировать письменные тексты


ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА (продолжение) (27 ч)

Проверяемые орфограммы в корне (повторение) (6 ч)

87






Правила записи слов

С. 22—23

Повторить разные способы действий при записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу по нормам (орфоэпически-графическим), 3) слышу и/но пишу, выбирая букву

Орфограмма

Звук в слабой позиции


Сопоставлять и выбирать рациональный способ записи слов, способ проверки орфограмм в зависимости от их типов.

Решать орфографические задачи в соответствии с памяткой.

Графически обосновывать наличие орфограммы в слове и подбор проверочного слова.

Наводить справку о написании слова в орфографическом словаре, в этимологическом словаре


88




Повторение способов и приемов проверки орфограмм в корне слова (проверяемых и непроверяемых)

С. 24

Повторить три правила, которые «учат писать корень»: о безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Упражнять в решении орфографических задач, в графическом обосновании орфограмм и проверочного слова

Графическое обоснование орфограммы, проверочного слова



Алгоритм проверки орфограммы в корне слова

89




Урок – практикум . Решение орфографических задач с графическим обоснованием орфограмм и подбором проверочного слова.с.25

90




Р./р.Подробное изложение текста по плану «Клестята»

С. 65, у.17

Учить извлекать информацию о содержании текста из заголовка и плана, частей текста и воспроизводить содержание близко к тексту по готовому плану (на примере текста «Клестята»)


Воспринимать смысл прочитанного с опорой на заголовок и план.

Письменно передавать содержание текста с опорой на готовый план

Иллюстрация клеста

План изложения

91




Анализ изложения. Работа над орфографическими и речевыми ошибками. Повторение по теме «Проверяемые орфограммы в корне»

.

92



Урок – загадка. «Составляем свой ребус или кроссворд» (с использованием орфографического и толкового словарей).




Правила составления кроссворда

Примеры кроссвордов, толковые словари

Непроверяемые орфограммы в корне слова (13 ч)

93






Разные случаи появления в словах непроверяемых гласных и согласных.

  • Введение в тему (вводно-презентативный урок)

С. 26

Познакомить с разными случаями появления в словах непроверяемых гласных и согласных. Ознакомить с орфографическими словарями непроверяемых слов, с этимологическими словарями, возможностью проверить слово с помощью исторического корня

Непроверяемые,

труднопроверяемые орфограммы

лестница

эскалатор

агроном

искусный

искусство

колли

шофёр

киломéтр

кóмпас

маршрут

Разграничивать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Использовать различные приёмы запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Извлекать и обобщать информацию из таблицы об иноязычных словах.

Находить основание для группировки слов (по лексическому значению, по наличию орфограмм).

Группировать слова по наличию в них двойных согласных


94






Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц


Повторить и дать новые слова — названия птиц, написание которых можно объяснить подражанием звукам, которые производят птицы («вор-вор-вор, синь-синь»)

ворона

воробей

сорока

синица

снегирь




Орфографические словари
















Индивидуальные карточки с заданиями


























Презентация




















Иллюстрации Билибина к сказкам А.С.Пушкина.

95






Правописание слов с труднопроверяемыми гласными

С. 27

Совершенствование навыка правописания труднопроверяемых слов с помощью этимологического анализа. Упражнять в употреблении слов с изучаемыми орфограммами в предложениях и тексте

дятел

барабан

февраль

месяц

перила

(от др.-рус.

переть, опираться)

96







Правописание слов с непроверяемыми гласными

С. 28

Упражнять в написании слов с непроверяемыми гласными. ть общее представлениес помощью этимологического анализа.

Дать общее представление о разных путях пополнения слов в языке (анализ таблицы «Откуда вы приходите, слова?»)

футбол

портфель

велосипед

автобус

97




Урок – практикум. Упражнение в написании слов с непроверяемыми гласными.с.29

98






Непроверяемые непроизносимые согласные


Формировать умение писать слова с непроверяемыми непроизносимыми согласными

праздник

чувство


99






Непроверяемые звонкие и глухие согласные


Упражнять в написании слов иноязычного происхождения с непроверяемыми звонкими и глухими согласными (по темам: «Транспорт», «Туризм»). Учить описывать собственный рюкзак

трамвай

троллейбус

вокзал

рюкзак

100



Двойные согласные

в русских словах

С. 30—31

Познакомить с фактом наличия в словах двойных (удвоенных) согласных. Провести наблюдение: 1) над произношением долгого звука (ванна) в русских словах, в таких словах наличие двойных согласных можно определить по слуху; 2) над смыслоразличительной ролью двойных согласных (балбалл, дрожжидрожи); 3) над наличием двойных согласных на стыке корня и суффикса (карманный), корня и приставки (рассвет)


101








Двойные согласные

в словах иноязычного происхождения

С. 32—33

Понаблюдать над словами иноязычного происхождения: двойные согласные обозначают один звук, так что написание таких слов нужно запоминать. Упражнять в написании и употреблении слов с двойными согласными

суббота

шоссе

коллектив

коллекция

телеграмма

пассажир

перрон

102




Урок – практикум. Упражнение в написании и употреблении слов с двойными согласными.

С.34 – 35.

103












Контрольное списывание Упр.32, с.40.

Закрепление написания слов с двойными согласными

С. 36—37

Упражнять в написании слов с двойными согласными на темы «Спорт», коллекции, телеграмма, учить составлять небольшие тексты на этутему

хоккей

теннис

бассейн

кросс

аллея

антенна

иллюстрация


104




Творческая мастерская. Создание текста – описания по иллюстрациям Билибина к сказкам А.С.Пушкина. с.40-41

105



Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные

в корне слова»

С. 42—43


Совершенствование орфографического навыка правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

Упражнять в группировке слов по наличию в них двойных согласных.

Учить писать безошибочно под диктовку и в свободном письме при составлении связных высказываний на основе личных впечатлений.

Обобщение раздела «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова» (8 ч)

106






Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.Обобщение

С. 68, у.1,2

Совершенствование орфографического навыка правописания непроверяемых гласных и согласных в корне слова.

Упражнения проверочного характера: можно использовать №№1,2 из разворота «Проверочные работы».

Предупредительный диктант (№3, «Проверочные работы»).

Проверочный диктант и его анализ*.

Тренинговые упражнения (см. разворот «Школа Грамотея»). Упражнение в восстановлении целостности частей текста (№4, «Проверочные работы»)


Применять изученные правила с использованием алгоритма решения орфографической задачи.

Выбирать верные ответы при решении орфографических тестов.

Работать в парах: отстаивать свою точку зрения, убеждать партнёра, прислушиваться к мнению собеседника, вырабатывать общее решение, преобразовывать в словесную форму


107



Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.Списывание с творческим заданием.

Упр.5, с.69

108



Закрепление по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова». с.70 – 71.

109



Контрольный диктант по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова»

110



Анализ контрольного диктанта. Тренировочные упражнения по теме «Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова».

111



Р./р. Устное составление текста письма по данным вопросам.

Упр.3, с.72-73.

Учить составлять элементарные письма родным. Познакомить с вариантами записи названия праздника (при необходимости): С 8 Марта! С Восьмым марта!



План - вопросник

112








Проектная работа. Оформление поздравительной открытки «С 8 Марта!»

Адресат

Адресант

адрес


Составлять тексты в жанре письма

Открытки «С 8 Марта!»




Примеры поздравлений

113




Р./р. Составление текста поздравления в жанре письма. Подписываем открытку.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (7 ч)

114








Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков

С. 44—45

Повторить способы обозначения мягкости согласных: с помощью гласных и мягкого знака. Учить производить звуковую запись слов.

Упражнять в нормативном произнесении слов с е: музей, крем, рейс (мягкий согласный перед буквой е); антенна, пюре, свитер, шоссе, стенд, модель, тест (твёрдый согласный перед е)


Выделять новые случаи, позиции обозначения твёрдых и мягких согласных звуков в середине слова

Устанавливать причины «неподчинения» ряда фактов написания общему принципу обозначения звуков на письме















Использование ИКТ

115




Урок практикум. Звуковая запись слова. Фонетический разбор слова.

116







Употребление гласных после шипящих и буквы ц

С. 46—47


Наблюдение над фактами письма, когда после непарных твёрдых шипящих и ц употребляются гласные и, е, ё, ю, я и наоборот. Повторить написание жи-ши.

Повторить употребление гласных после мягких согласных (ча-ща, чу-щу)

цирк

аттракцион


щавéль


117




Урок-практикум. Правописание жи-ши. Употребление гласных после мягких согласных (ча-ща, чу-щу)

118






Правописание сочетаний чк, чн, щн

С. 48—49

Повторить написание сочетаний чк, чн, щн.

Наблюдение над многозначностью слова ручка

горчичник [шн]

молочник [чн] и [шн]

119







Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков

С. 50—51

Повторить употребление мягкого знака на конце и в середине слова. Перенос слов с мягким знаком. Упражнять в использовании мягкого знака после л (перед твёрдыми и перед мягкими согласными)

салат

январский

пальто

свёкла, но свекóлка

свекóльник

120




Перенос слов с мягким знаком. Использование мягкого знака после л перед твёрдыми и мягкими согласными.с.52-53

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК и ОБОБЩЕНИЕ (10 ч)

Разделительный мягкий знак (5 ч)

121











Разделительный мягкий знак.

С. 54—55

Формирование умения употреблять разделительный мягкий знак в словах.

Упражнять в употреблении разделительного мягкого знака перед и (олени-оленьи), в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос чьи?), в отчествах.

Провести наблюдение над употреблением разделительного мягкого знака перед о (ьо) в словах французского происхождения: почтальон, павильон, шампиньон

компьютер

обезьяна

соловей


Различать функции мягкого знака при записи слов и группировать слова.

Обобщать сведения о ролях употребления мягкого знака в словах



122




Употреблениие разделительного мягкого знака перед и, в притяжательных прилагательных, в отчествах.

С. 56 – 58.

123




Разделительный мягкий знак перед о (ьо) в словах французского происхождения.

124








Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах

С. 60—61

Обобщить сведения о ролях мягкого знака в словах. Использование упражнений проверочного характера из раздела «Проверочные работы».

красненький

125




Урок- практикум. Фонетический разбор слов с разделительным мягким знаком.

Обобщение по обозначению гласных и согласных звуков на письме (5 ч)


126






Обобщение-тренинг

Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков.

Обобщить способы обозначения гласных и согласных звуков буквами


Анализировать слова по строению с разных позиций (звуко-буквенному, слоговому, морфемному).

Использовать правила написания слов при записи по слуху


127



Мягкий знак – показатель мягкости\ и разделительный мягкий знак. Разбор слов по составу.

128









Контрольный диктант по теме «Разделительный мягкий знак»

Использовать при анализе упражнения тренингового характера (разворот «Школа Грамотея»)


129




Анализ контрольного диктанта. Тренировочные упражнения по теме «Разделительный мягкий знак».

130



Урок – экскурсия. Устное описание весенних первоцветов.





4-я четверть

ЧАСТИ РЕЧИ (30 ч)

131






Обобщение сведений о частях речи Слово как часть речи .

  • Общие значения частей речи

С. 76—79

Углубить представление о частях речи как языковой модели реального мира (по тексту Л. Тростенцовой). Дать алгоритм распознавания (общее значение, вопрос)


Распознавать группы слов (части слова) по их отличительным признакам


Алгоритм распознания частей речи


Имя существительное (10 ч)


132





Имя существительное.

Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса

  • Имя существительное

С. 80—81

Упражнять в определении имен существительных среди других частей речи


Определять грамматические признаки имени существительного.

Систематизировать признаки имени существительного как части речи.

Переносить общее правило об употреблении большой буквы в собственных существительных на написание названий книг, газет и пр.


Понимать содержание текста, воспринимаемого на слух, и воспроизводить его содержание с помощью плана

























































Презентация








конверты













133










Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

  • Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

С. 82—83

Углубить представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных (вопросы, термины). Организовать наблюдения над одушевлёнными именами существительными: названиями людей (кем могут тебя называть); названиями животных (зверей, птиц, рыб, насеко мых и пр.).

Организовать наблюдение над неодушевлёнными именами существительными: 1) названиями вещёй, растений, слов с обобщенным значением (мебель); 2) названиями чувств, явлений природы и т.п. (абстрактными существительными)

женщина

племянник

племянница

овощи

посуда

мебель

инструмéнты

134



Неодушевлённые имена существительные: названия вещёй, растений, слова с обобщенным значением. Абстрактные существительные.

С.84 – 85.

135



Урок- практикум. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

С.86 – 87.

136














Правописание большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей (повторение).

С.88 .

Повторить правило употребления большой буквы в кличках животных, именах, отчествах, фамилиях людей. Дать представление об именах собственных как наименованиях единичных предметов (лиц).

Показать связь наличия имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека. Стимулировать составление учащимися собственного «родословного дерева». Дать пропедевтические сведения об использовании кавычек и большой буквы в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей.

Упражнять в употреблении большой буквы в географических названиях (названиях областей, районов, населённых пунктов, улиц). Учить подписывать конверты

Родословное

дерево

Район


космос

космонавт

планета

отчество

фамилия

конверт


137



Собственные имена существительные как наименования единичных предметов (лиц).

С. 89.

138



Творческая мастерская.

Связь имен, отчеств, фамилий с историей развития наименования русского человека.

Составление собственного «родословного дерева».

139



Урок- практикум «Учимся подписывать конверт». Пишем и отправляем письмо домой, другу.

С.90 -91.

140



Использование кавычек и большой буквы в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей.

141



Наблюдение над изменением имён существительных по числам.







Имя прилагательное (4 ч)

142





Повторение. Признаки имён прилагательных. Значение, вопросы как средство его выявления.

С. 94—95

Повторить известные детям признаки имен прилагательных (общее значение, вопросы). Организовать наблюдение над разнообразными значениями имен прилагательных. Учить использованию прилагательных для характеристики человека (персонажа)


Определять грамматические признаки имени прилагательного.

Систематизировать признаки имени прилагательного как части речи


143








Полная и краткая формы имён прилагательных

С. 96.

Совершенствование знаний об имени прилагательном. Провести наблюдение над употреблением в речи полных и кратких форм имен прилагательных, сопоставление вопросов какой?, каков? и т. п. Упражнять в правильном написании окончаний имен прилагательных

пусты

пусты


144



Значение признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру.).

С. 97.

145



Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.



Глагол (3 ч)

146








  • Глагол. Отличие глаголов от других частей речи.

С. 100—101

Повторить признаки отличия глаголов от других частей речи. Формировать умение вычленять глаголы в речи.

Обратить внимание на важность роли глаголов в речи (динамизм фразы, информационность) посредством анализа художественных текстов.

Организовать наблюдение над функционированием в текстах глаголов в формах разных времен, разных наклонений (без терминов). Использование глаголов в переносном значении

красúвее

Определять грамматические признаки глагола.

Систематизировать признаки глагола как части речи


147




Смысловая и грамматическая связь глагола с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.

С. 102 – 103.

148



Глагол в формах разных времен, разных наклонений (без терминов).

Изменение частей речи по числам (обобщение) (2 ч)

149






Изменение по числам имен существительных и имён придлагательных. Связь существительного с прилагательным. Общее представление о словосочетании, его номинативной роли

С. 104—106

Наблюдение над формами изменения по числам имен существительных. Упражнения в узнавании формы единственного и множественного числа существительных, употребленных в формах косвенных падежей.

Наблюдение над изменением по числам имен прилагательных и глаголов (в форме прошедшего времени), вариативностью окончаний форм множественного числа (ы-и, а-я). Установить зависимость изменения от имени существительного (признак предмета, действие предмета)

шофёры

инженеры



Наблюдать над формами изменения частей речи по числам


150



Изменение по числам имён существительных и глаголов. Связь существительного и глагола.



Предлоги и союзы — слова-связки (4 ч)

151





Предлоги. Их роль в речи. С. 108 – 110.

Углубить представление о словах-связках как служебных частях речи. Организовать наблюдение над смысловыми оттенками предлогов и союзов. Упражнения в выборе предлогов, установлении синонимичности значений предлогов, составлении предложений и текстов по рисункам с указанием пространственных отношений между предметами (лицами)

магазúн

из магазина

из школы

с рынка

в Украину

Осознавать роль в предложении слов-связок.

Синтезировать: составлять предложения с использованием слов-связок


152



Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно),

153



Роль предлогов и союзов в речи. С.110-111.




Использование ИКТ

154






Проверочная работа.

Отличительные признаки синтаксических единиц — предложения, текста.

С.112 - 113


Повторить отличительные признаки синтаксических единиц — предложения, текста (можно использовать работы № 1—3 с разворота «Проверочные работы»)




Строим предложения, тексты (6 ч)


155









Предложение. Текст. Подготовка к изложению

С. 114—115

Провести наблюдение за «работой» в синтаксических единицах частей речи на основе анализа текстов по теме «Победа». Учить восстанавливать логичность (последовательности частей) текста

ветеран

Великая

Отечественная война


Анализировать содержание текста из нескольких микротем.

Наблюдать над языковыми образными средствами авторского текста.

Сравнивать синонимические языковые средства, выражающие сравнительные отношения,

осознанно выбирать их при создании собственных высказываний.

Редактировать собственные и чужие тексты




















Иллюстрации одуванчика

156




Практическая работа.

Работа с деформированным детстом. Востановление логичности (последовательности частей) текста.

157





Р./р. Изложение текста: восстановление его содержания на основе выписанных образных слов и выражений. «Золотой луг»

С. 116.

Учить анализировать языковые особенности и строение текста («Золотой луг» И.С. Тургенева), восстанавливать его содержание на основе выписанных образных слов и выражений


158






Подготовка к творческой работе по описанию одуванчика.с.117

Подготовить к творческой работе по описанию одуванчика. Провести наблюдение над использованием разных изобразительных языковых средств (дополнительно использовать материал №5 из раздела «Повторение»).

«Проба пера». Представление творческих работ учащихся в классе. Учить давать оценку, советы по улучшению описаний предмета

нарочно [ш]




159



Р./р. Сочинение – описание

«Одуванчик золотой постарел и стал седой».

160



Презентация творческих работ учащихся.



ПОВТОРЯЯ, ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ (общее повторение курса) (10 ч)

161









Отличительные признаки основных средств языка, образность русского слова, богатство русского языка.

  • Слово. Предложение. Текст

С. 118—121

Совершенствовать знания об отличительных признаках основных средств языка, об образности русского слова, богатстве русского языка


Обобщать и систематизировать изученные языковые явления.

«Читать» дидактический рисунок о роли языка и речи.

Наблюдать над особенностями высказывания типа рассуждения.

Выбирать тему и участвовать в проектной деятельности

























Презентация «Народные праздники»

162



Части речи

  • Части речи

С. 126—127

Совершенствовать знания учащихся о частях речи. Работа с текстом о красноярских «Столбах»


163






Правописание гласных и согласных в корне слова (повторение)

С. 122—123

Повторить и проверить уровень сформированности умения решать орфографические задачи.

Контрольный диктант и его анализ. Работа с тренинговыми упражнениями


164



Итоговый контрольный диктант.

165



Анализ контрольного диктанта. Тренировочные упражнения по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». с.124-125

166






Р./р. Устное сочинение по рисунку. «Народные праздники».

  • «Речь

С. 128—129

Организовать наблюдение по рисунку о назначении языка и речи.

Сочинение по рисунку. Рассуждения о предстоящем летнем отдыхе


167



Р./р. Написание сочинения на основе собственных знаний и наблюдений «Русские народные летние праздники»

168



Презентация детских работ.

Детские журналы и газеты


Презентация «Чему мы научились во 2 классе»

169



Урок – путешествие «Мир детства». Детские журналы и газеты. Жанр публицистики.

170



Обобщение по теме «Слово, предложение, текст». Подведение итогов за год.







1

55



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!