ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(индивидуальное домашнее обучение)
Рабочая программа по русскому языку для 2а класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32);
- Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 212, от 23.12.2002 №919, от 01.02.2005 №49, от 18.08.2008 №617, от 10.03.2009 №216);
- Письма Министерства образования РФ от 30 мая 2003 г. N 27/2881-6 «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов для детей с задержкой психического развития»;
- Приказа Минобразования РФ от 10.04.2002 №29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии»;
- Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.07.2002г. №1277 «Об утверждении примерных региональных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.07.2012№ 623 «Об утверждении учебных планов для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ (классов) Ростовской области на 2012-2013 учебный год;
-Приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Приказа Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373».;
-Приказа Министерства общего и профессионального образования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
-Приказа Минобрнауки России от 22.09.2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
-Приказа Минобрнауки России от 27.12.2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;
-Программы по русскому языку авторы: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык», издательство Москва. Просвещение. 2009 год
- Годового календарного графика МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка на 2012 – 2013 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка на 2012 - 2013 на изучение русского языка отводит 70 часов в год (2 раза в неделю).
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка на 2012 - 2013 учебный год и индивидуальным расписанием Ушакова Тимофея, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 69 часов. Из общего количества часов, отведенных на изучение курса математика, мною было сокращено количество часов на 1 час в 4 четверти за счет уплотнения учебного материала по теме: «Повторение пройденного за год».
Количество часов в I четверти –18 .
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти –20 .
Количество часов в IV четверти –17 .
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 86 с. Шаблиевка. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству и авторской программе учебного курса (за счет уплотнения и блоковой подачи материала)
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос: виды - текущий и итоговый контроль; формы – диктант, словарная работа, грамматическое задание и устный опрос.
Учебно-методическое сопровождение
Зеленина, Л. М. Русский язык : учеб.для 2 кл. нач. шк. : в 2 ч. / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2011.
Зеленина, Л. М. русский язык 2 класс. Рабочая тетрадь. – М. : Просвещение, 2011.
Зеленина, Л. М. русский язык 2 класс. Проверочные работы. – М. : Просвещение, 2011.
Зеленина, Л. М. Русский язык в начальной школе. 2 класс : кн. для учителя / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М. : Просвещение, 2012.
Цель курса – открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного языка, пробудить интерес и стремление к его изучению.
Задачи курса:ознакомление учащихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строением родного языка. Дети должны усвоить системы грамматических понятий, закрепить принципы письма, типичные правила правописания, расширить представление об особенностях двух форм языка – устной и письменной.
Требования к уровню подготовки оканчивающих II класс
В результате изучения русского языка ученик должен знать / понимать:
- предложение как единицу речи;
- термины и грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания (предложения повествовательные, вопросительные и побудительные);
- предложения, различные по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
оформление предложений в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания — точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- признаки текста и типы текстов (повествование описание);
- главные члены предложения;
- связь слов в предложении;
- различие словосочетания и предложения;
- термины, лексическое значение и основные грамматические признаки (вопрос, число) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
-употребление в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
-термины и понятия «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
- различение слабой и сильной позиций гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
- способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
основные гласные звуки;
- назначение букв е, ё, ю, я обозначают два звука;
- различие деления слов на слоги и для переноса;
- влияние ударения на смысл слова;
- различие звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих;
- парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твердости и мягкости; обозначение мягкости согласных на письме;
- роль разделительного мягкого знака (ь) в слове;
- алфавит, название букв русского алфавита;
- употребление прописной буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. Д.;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
составления предложений на заданную тему;
использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
орфографической правильности речи учащихся;
проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
деления слов на слоги и переноса слов;
правильного написания слов с буквой й;
обозначения мягкости согласных на письме;
написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
использования прописной буквы в именах собственных;
использования алфавита в работе со словарем;
каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
письма под диктовку текстов (40—45 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
Содержание программы Фундаментальное ядро.
Фонетика и графика
Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика.
Основные гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков [йэ], [йо], [йу], [йа] в начале слова, после гласных и после разделительного мягкого знака.
Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Звук [й] и буква й. Различение звуков [й] и [и] и букв, их обозначающих.
Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове (без терминологии). Соотношение произношения и обозначения их на письме.
Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове. Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по твердости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме ь (мягким знаком) и буквами е, ё, ю, я.
Разделительный мягкий знак (ь).
Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д.
Лексика
Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний.
Уточнение, сравнение и различение лексического значения изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное и глагол).
Толкование значения слов через подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова и речевые ситуации их употребления.
Особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.).
Морфология и морфемика
Части речи
Имя существительное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам.
Имя собственное.
Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по числам.
Имя прилагательное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы какой? какая? какое? какие? Изменение имен прилагательных по числам.
Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Состав слова
Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Слова, близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные. Многозначные слова.
Безударные гласные и их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные в слове.
Парные согласные и их обозначение на письме.
Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова (изменение числа, подбор однокоренных слов). Понятие об орфограмме.
Синтаксис и пунктуация
Смысловая и интонационная законченность предложения. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Оформление предложения в устной и письменной речи. Пауза. Интонация. Знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Главные члены предложения. Связь слов в предложении. Словосочетание (практическое ознакомление).
Текст. Типы текстов (повествование, описание).
Повторение пройденного за год
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Россия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык.
Знания, умения и навыки в соответствии с ФГОС НОО
№ п/п |
Раздел | Знания, умения и навыки в соответствии с ФГОС НОО |
Знать | Уметь |
1 | Предложение | – типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; – о предложении как единице высказывания. | – составлять предложения из слов и словосочетаний; – делить предложения на слова; – выделять предложения из сплошного текста; – оформлять предложения на письме; – ставить соответствующие знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и интонации; – каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты, без пропусков, вставок, искажения букв; – воспринимать звучащую речь (высказывания учителя и сверстников); – работать со словарями; – соблюдать орфоэпические нормы |
2 | Звуки и буквы | Знать о роли звуков в различении смысла слов; – признаки и роль гласных и согласных звуков в русском языке; – орфографические правила; - правила написания безударных гласных; словарные слова; - признаки согласных звуков; - правило написания парных звонких и глухих согласных на конце слов; - правило написания сочетаний жи – ши, ча-ща, чу-щу; - правило о написании сочетаний чн, чк, щн;
| – различать и сравниватьзвуки и буквы, признаки гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, парных и непарных, твёрдых и мягких согласных, сравнивать слова; – письменно отвечать на вопросы; – анализировать и кратко характеризовать звуки речи; – различать произношение и написание слов; – находить способы проверки написания слов (в том числе по словарю); - писать безударные гласные в корне и словарные слова с безударной гласной, не проверяемой ударением; - писать слова с сочетаниями жи – ши, чу – щу, ча – щапод диктовку; - правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, щн. |
3 | Части речи | - признаки имен существительных; -признаки глагола; - понятие «время глагола»; признаки имени прилагательного; – признаки предлога; – роль предлогов в речи.
| – задавать вопросы к именам существительным; – называть признаки существительных; – подбирать и находить в тексте имена существительные; – задавать вопросы к глаголам; – находить в тексте глаголы; – объяснять значение глаголов; – употреблять глаголы в речи; – задавать вопросы; – находить прилагательные в тексте; – употреблять предлоги в устной речи; – правильно писать предлоги |
4 | Состав слова | - понятия «основа» и «окончание» слова; - понятие «корень» слова; - правило написания безударных гласных в корне; - способы проверки парных согласных в корне слова. | - выделять основу и окончание слова; – подбирать однокоренные слова; – выделять корень в родственных (однокоренных) словах; - подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова; |
5 | Повторение пройденного за год | - знания, умения и навыки, приобретенные в течении года | - применять знания, умения и навыки, приобретенные во 2 классе |
Годовой календарно – тематический план по русскому языку.
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов | Сроки | Контроль |
1 | Предложение | 7 | 03.09-24.09 | 19.09. «Предложение» |
2 | Звуки и буквы | 27 | 26.09-16.01 | 03.10- контрольное списывание 15.10- словарный диктант 22.10- контрольный диктант за 1 четверть 28.11- диктант по теме «Безударные гласные» 17.12- контрольное списывание 24.12- контрольный диктант за 2 четверть |
3 | Части речи | 16 | 21.01-13.03 | 21.01- словарный диктант 30.01-диктант по теме «Имя существительное» 13.02- контрольное списывание 11.03-контрольный диктант за 3 четверть |
4 | Состав слова | 12 | 18.03-06.05 | 03.04- словарный диктант 17.04-контрольный диктант «Правописание безударных гласных в корне слова» 06.05.- контрольное списывание |
5 | Повторение пройденного за год | 7 | 08.05-29.05 | 13.05- словарный диктант 15.05-итоговый контрольный диктант |
| Итого | 69 | | |