Общеобразовательное учреждение «Карповская школа» Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______20____г. | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И.Кормакова «____» ________ 20__г | Утверждаю: Директор школы ________З.И.Петрова Приказ № ______ от ______ 20__ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По социально – бытовой ориентировке (СБО) 6 класс
Количество часов в неделю - 1
для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Настоящая программа составлена на основе рабочая программа обучения СБО учащихся 5-9 классов специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы Vlll вида под ред. В.В. Воронковой М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.г
Учитель 1 квалификационной категории Василюк Валентина Николаевна
2016 – 2017 учебный год
СБО |
Учебный год | 2016 - 2017 |
Класс | 6 |
Количество часов в год | 34 |
Количество часов в неделю | 1 |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по СБО для средней общеобразовательной школы 6 класс составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17.10.2010 № 1897;
2. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".
3. Учебного плана МАОУ Богандинской СОШ №1, утвержденного 28.05.2014 приказом № 124/ОД директором И.С. Масловой и принятого педагогическим советом от 22.05.2014г. протоколом №11.
4. Рабочая программа обучения СБО учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Vlll вида под ред. В.В. Воронковой М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
Целью данной программы является:
- формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию и повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи:
- систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного труда и самообслуживания;
- организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях;
- учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся.
К концу 6 класса учащиеся должны знать:
- способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца;
- правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ;
- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани;
- место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье;
- правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия;
- виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета;
- виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов;
- перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте;
- меры по предупреждению глистных заболеваний, виды доврачебной помощи;
- виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества.
уметь:
- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи;
- закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены;
- пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки;
- зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани;
- рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье;
- культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми;
- производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом;
- знать виды междугороднего и железнодорожного транспорта, стоимость проезда и порядок приобретения билетов, правила дорожного движения;
- выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города;
- заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу.
Распределение учебного времени в течение учебного года.
Четверть
количество недель в четверти | Количество часов в неделю | Количество часов в четверти |
1 четверть | 8 | 1 | 8 |
2 четверть | 8 | 1 | 8 |
3 четверть | 10 | 1 | 10 |
4 четверть | 9 | 1 | 9 |
Итого в год | 35 | 1 | 35 |
Тематический план.
№ п/п
Раздел, тема | Кол-во часов |
1 | Личная гигиена | 3 |
2 | Одежда | 4 |
3 | Питание | 7 |
4 | Семья | 2 |
5 | Культура поведения | 2 |
6 | Жилище | 4 |
7 | Транспорт | 3 |
8 | Торговля | 2 |
9 | Средства связи | 3 |
10 | Медицинская помощь | 3 |
11 | Учреждения и организации | 2 |
Учебно-методический комплекс
программа
класс | учебник | Пособие для учителя | Пособие для учащихся |
Программа обучения СБО учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Vlll вида под ред. В.В. Воронковой М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. | 6 | | СБО учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы Vlllвида. | 1. Комплекты таблиц «домоводство» 2. Комплекты технологических карт по темам: «Приготовление блюд» «Техника безопасности» «Медицинская помощь» 3. Комплекты оборудования: Стол Стул Кровать Шкаф Электроплита Холодильник Посуда |
Календарно-тематическое планирование предмета «СБО» на 2016-2017 учебный год
№
Дата | | Тема урока | | Содержание урока | |
Формы контроля |
|
Коррекционная работа | план | факт | | | | | | | | | | | |
|
| Личная гигиена (3 ч | | | | | | | | | | Закаливание организма. Способы закаливания. | | Расширить знания о закаливание организма. |
| устный опрос | внимание | 2 | | | | | | Уход за руками. | | Формировать навыки соблюдения правил личной гигиены, учить правилам безопасного обращения с маникюрными ножницами. | | устный опрос | внимание | 3 | | | |
| | Уход за ногами. Профилактика грибковых заболеваний. |
| Повторить навыки соблюдения правил личной гигиены. | | устный опрос | внимание | | | Одежда (4 часа) | | | 4 | | | | | | Мелкий ремонт одежды | | Формировать навыки по правилам техники безопасности с колющими и режущими инструментами. | | устный опрос | внимание | 5 | | | |
| | Правила и приемы стирки изделий из цветных х/б тканей. | | Познакомить с правилами и приемами стирки изделий. | | устный опрос | внимание | 6 | | | | | | Правила и приемы стирки изделий из шелковых тканей | | Познакомить с правилами и приемами стирки изделий. | | устный опрос | внимание | 7 | | | | | | Правила и приемы глажения изделий из х/б и шелковыхтканей | | Формировать правила пользования утюгом. | | устный опрос | внимание | | | Питание (7 часов) | | | 8 | | | | | | Гигиена приготовления пищи. | | Вспомнить и закрепить гигиенические правила и требования по приготовлению пищи. | | устный опрос | внимание | 9 | | | | | | Хранение продуктов и готовой пищи. | | Показать способы хранения продуктов и готовой продукции. | | устный опрос | внимание | 10 | | | | | | Замораживание и размораживание продуктов и готовой пищи | | Закрепить знания по замораживанию и размораживанию продуктов и готовой пищи. | | устный опрос | внимание | 11 | | | | | | Определение срока годности продуктов |
| Научится правильно определять срок годности продуктов. | | устный опрос | внимание | 12 | | | | | | Приготовление блюд из круп | | Дать представление о значении продуктов питания для здоровья человека, витаминах, содержащихся в основных продуктах питания. | | устный опрос | внимание | 13 | | | | | | Приготовление простейших блюд из картофеля. | | Дать представление о значении продуктов питания для здоровья человека, витаминах, содержащихся в основных продуктах питания. | | устный опрос | внимание | 14 | | | | | | Блюда из овощей. | | Дать представление о значении продуктов питания для здоровья человека, витаминах, содержащихся в основных продуктах питания. | | устный опрос | внимание | | | Семья (2 часа) | | | 15 | | | | | | Состав семьи. Родственные отношения. |
| Дать представление о составе семьи и родственных отношениях. | | устный опрос | внимание | 16 | | |
| | | Права и обязанности каждого члена семьи. | | Закрепить права и обязанности всех членов семьи. | | устный опрос | внимание | 17 | | Культура поведения (2 часа) | | | | 18 | | | | | | Правила поведения в общественных местах. Театр, кинотеатр. | | Отработать навыки поведения в театре, кинотеатре, залах музея ,читальном зале. | | устный опрос | внимание | | | | | | | Правила безопасности при посещении массовых мероприятий | | Закрепить правила безопасности при посещении массовых мероприятий. | | устный опрос | внимание | 19 | | Жилище (4 часа) | | | | | | | | | | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. | | Объяснить и закрепить, навыки поддержания чистоты и порядка в доме. | | устный опрос | внимание | 20 | | | | | | Основные правила организации рабочего места школьника. | | Сформировать навыки рабочего места школьника. | | устный опрос | внимание | 21 | | | | | | Повседневная уборка квартиры | | Знакомство с правилами ухода за мебелью,содержанием и уходом за домашними животными. | | устный опрос | внимание | 22 | | |
| | | Уход за полом. | Знакомство со средствами для уборки пола. | | устный опрос | внимание | 23 | | Транспорт (3 часа) | | | | | | | | | Основные транспортные средства. | | Познакомить с основными видами транспорта. | | устный опрос | внимание | 24 | | | | | | Наиболее рациональные маршруты передвижения по городу. | | Познакомить с рациональным маршрутом передвижения по городу. | | устный опрос | внимание | 25 | | | | | | Пригородные поезда. Расписание направления. Приобретение билетов на пригородные поезда. | | Познакомить с таким видом транспорта, как поезд и закрепить правила передвижения по дороге. | | устный опрос | внимание | 26 | | | торговля | (2 часа) | | Продовольственные магазины. | | Познакомить с видами продовольственных магазинов и порядком приобретения товаров. | | устный опрос | внимание | 27 | | | | | | Виды товаров, их стоимость | | Познакомить с видами товаров и их стоимостью. | | устный опрос | внимание | | | | | | | 28 | | | | Средства связи (3часа) | | Основные средства связи, их назначение. ( почта, телефон, телеграф, компьютер). |
| Познакомить с основными средствами связи и видами почтовых отправлений. | | устный опрос | внимание | 29 | | | | | | Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма). | | Познакомить с основными средствами связи и видами почтовых отправлений. | | устный опрос | внимание | 30 | | | | | | Телеграф. Виды телеграфных услуг. | | Познакомить с видами телеграфных услуг. | | устный опрос | внимание | | | Медицинская помощь (3 часа) | | | 31 | | | | | | Медицинские учреждения, их назначение |
| Дать сведения о видах медицинских учреждений их назначении. | | устный опрос | внимание | 32 | | | | Работники медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. | | Дать сведения о видах медицинской помощи и работниках медучреждений. | | устный опрос | внимание | 33 | | | | Вызов «скорой помощи» и врача на дом | | Научить вызывать «скорую помощь» и врача на дом. | | устный опрос | внимание | | | | | | | 34 |
| | Учреждения и организации (2 часа) | | | Дошкольные и школьные учреждения, их назначение. |
| Сформировать представление о назначении детских садов, школ, лицеев ,колледжей ,о правилах поведения и общения в них. | | устный опрос | внимание | 3 | | | | | | Учреждения дополнительного образования. |
| Сформировать представление о учреждениях дополнительного образования. |
| устный опрос | внимание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|