Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
-в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
-получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся специальной (коррекционной) школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение общетрудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы.
В тематическом планировании курса предусматриваются: уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Календарно тематический план 8 класс.
П/№ | Тема урока | Ко-во часов | Тип урока Вид деятельности | Элементы содержания урока | Виды контроля | Вид контроля | Дата проведения |
Планов. | Фак. |
I четверть- 18 часов. |
Личная гигиена-2 ч. |
1 | Приемы ухода за кожей | 1 | Введе-ние новых знаний | Значения косметики для девушки и юношей. Типы кожи лица. Подбор лосьона, отвара из трав, нанесения крема, пудры с учетом состояния кожи. Упражнения в протирании кожи лица. Использования масок из фруктов и овощей. Словарная работа: косметика, лосьон. | Знать: -виды косметических салфеток; -правила ухода за кожей лица. Уметь: - правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног; - использования подручных средств дополнительно к кремам ,лосьонам; - в меру пользоваться косметикой. | Ответы на вопросы | | |
2 | Средства и способы укрепления | 1 | Комбинированный | «Солнце воздух и вода- наши лучшие друзья!» Способы укрепления здоровья: физкультура и спорт; закаливание, свежий воздух. Словарная работа: средства, способы | Знать : - средства и способы сбережения здоровья.. Уметь: - беречь свое здоровье. | Фронтальный опрос. Контроль действий учащихся | | |
Культура поведения- 4 ч. |
3 | Общение юношей и девушек. | 1 | Практическая работа. | Основные правила культурного общения юношей и девушек. Запись основных правил в тетрадь. Словарная работа: общественное место. | Знать: -правила поведения при встречи и расставании. Уметь: - культурно вести себя при знакомстве в общественных местах. | Контроль действия учащихся. Взаимопроверка. | | |
4 | Внешний вид. | 1 | Комбинированный. | Беседа о необходимости следить за внешним видом. Словарная работа: внешность. | Знать: -требования внешнему виду молодых людей. Уметь: - выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности. | Контроль качества знаний учащихся. | | |
5 | Выбор одежды. | 1 | Урок практикум | Виды одежды: повседневная, праздничная , рабочая, спортивная. Назначения и виды одежды. Словарная работа: моделирование | Уметь: - выбрать одежду в зависимости от ситуации. | Ответы на вопросы. Контроль действий учащихся | | |
6 | Практическая работа. | 1 | Урок- игра | Закрепление правил культуры поведения. Словарная работа: моделирование | Знать: - требования внешнему виду молодых людей; Уметь: - выбирать косметические средства, украшения, прическу, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности. | Проверка рассказа по схеме | | |
Семья- 6 ч. | |
7 | Грудной ребенок в семье. | 1 | Введение новых знаний | Правила ухода за младшими детьми в течение дня. Повторение правил умывания, порядка одевания и обувания, причесывания. Игра « Собери малыша на прогулку» с разрезным материалом. Словарная работа: одежда, обувь. | Знать: - гигиенические правила; -правила ухода за младшими детьми. Уметь: - ухаживать за младшими детьми; - помогать малышам при уборке игрушек | Текущий контроль | | |
8 | Периодичность кормления ребенка. | 1 | Комбинированный | Лучшая пища для малыша –молоко матери, так как в нем содержатся все питательные вещества, необходимые для его роста и развития. Кроме того, они защищают ребенка от болезни. Периодичность кормления. Нормы кормления, назначенные врачом. Посуда для кормления. Словарная работа: периодичность | Знать: - правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки. Уметь: - кормить куклу из соски и ложечки. | Контроль действий учащих- ся в игре | | |
9 | Правила купания ребенка | 1 | Урок практикум | Предметы для купания, уход за ними, хранения. Подготовка к купанию Правила купания. Словарная работа: водный термометр | Знать : - правила купания малышей. Уметь: - купать уклу. | Текущий | | |
10 | Одевания и пеленание ребенка | 1 | Комбинированный | Предметы для пеленания и одевания ребенка. Порядок одевания. Словарная работа: пеленание | Знать : -правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка. Уметь: - уметь пеленать куклу | Текущий | | |
11 | Уход за ребенком | 1 | Комбинированный | Упражнения для одевания ,пеленания, купания куклы. | Знать : -правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка. Уметь: - уметь пеленать куклу | | | |
12 | Правила содержания детской посуды, игрушек | 1 | Комбинированный | Показ детской посуды, средства ухода за ней. Правила ухода за игрушками. Словарная работа: Ежедневный, безупречный | Знать: - санитарно–гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек. Уметь: - содержать в порядке детскую посуду, постель, игрушки. | | | |
Одежда и обувь- 6 ч. |
13 | Шерстяные и синтетические ткани | 1 | Введение новых знаний | Показ вещей из шерстяных и синтетических тканей. Различие между ними. Определение вида ткани по этикеткам и на ощупь. Словарная работа: шерсть, синтетика | Знать: - правила сушки и стирки одежды из шерстяных и синтетических тканей. Уметь: - стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей | Опрос. Текущий контроль. | | |
14 | Стиральные порошки | 1 | Комбинированный | Правильный подбор средств для стирки. Стиральное средство различается для видов тканей, а также для белого и цветного белья. Изучение инструкции на упаковке. Правила безопасности в использовании стирального порошка. Словарная работа: синтетический порошок | Знать: - виды СМС -правило безопасности в использовании стирального порошка | Фронтальный опрос. Контроль действий учащихся | | |
15 16 | Утюжка рубашек и блузок | 2 | Комплексное применение ЗУН | Изучение пиктограмм на ярлыках одежды. Правила ТБ при работе утюгом. Последовательность утюжки рубашки. Словарная работа: блузка | Знать: - правила и последовательность глажения изделия Уметь: - гладить блузки ,рубашки | Фронтальный опрос. Контроль действий учащихся | | |
17 18 | Практическая работа | 2 | Практическая работа | Практическая работа: стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей, соблюдая правила ТБ при работе со СМС. Словарная работа: стирка | Знать: - виды штопки Уметь: - ремонтировать разорванные места на одежде (разными видами заплат) | Проверка знаний. | | |
II четверть- 14 часов. |
Жилище – 4 ч |
19 | Моющие средства для уборки | 1 | Введение новых знаний | Правильный подбор моющих средств. Моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла: порошки, пасты, гели, жидкости. Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при уборки кухни и санузла. Словарная работа: санузел | Знать: - . моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла - Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при уборки кухни и санузла. | Фронтальный опрос . | | |
20 | Уборка кухни, санузла, ванны | 1 | Комбинированный | Значение чистоты раковины, унитаза, ванны для здоровья человека. Требования к режиму уборки кухни, санузла Словарная работа: периодичность | Знать: - правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны Уметь: - Мыть кафель, стены, чистить раковины | Фронтальный опрос | | |
21 | Печатные инструкции | 1 | Комбинированный | Инструкции по применению МС: -способ применения; - время действия; -правила ТБ; -предостережение, что предпринять при попадании средства в глаза. Словарная работа: инструкции | Уметь: - уметь пользоваться инструкциями - соблюдать ТБ с МС | Контроль действий. | | |
22 | Виды моющих средств | 1 | Комбинированный | Бытовые химические средства. Виды моющих средств. Распылители, аэрозоли (показ). Чтение инструкции по применению. Инструктаж по ТБ при работе с бытовыми средствами. Словарная работа: химические средства. | Знать: - виды моющих средств, используемых при уборке. Уметь: - использовать бытовые химические средства. | Взаимопроверка. Контроль знаний правил ТБ при работе с химическими средствами | | |
Медицинская помощь – 7 ч. |
23 | Первая помощь при ожогах | 1 | Введение новых знаний | Ожоги огнем или кипятком разно степени. Помощь. Обработка поврежденного участка кожи при ожоге. Словарная работа: ожог | Знать: - правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях Уметь: - оказать первую помощь при ожоге | Текущий | | |
24 | Первая помощь при обморожении | 1 | Комбинированный | Определение степени обморожения. оказания первой помощи при обморожении Словарная работа: обморожение | Знать: - правила и приемы оказания первой помощи при обморожении Уметь: - оказать первую помощь при обморожении | Текущий контроль, ответы на вопросы. | | |
25 | Первая помощь при отравлении | 1 | Комбинированный | Наиболее частые причины отравления – употребление недоброкачественных или ядовитых продуктов. Оказания первой помощи при отравлении Словарная работа: отравление | Знать: - правила и приемы оказания первой помощи при отравлении Уметь: - оказать первую помощь при отравлении | Текущий контроль, ответы на вопросы. | | |
26 | Первая помощь при тепловом и солнечном ударе | 1 | Комбинированный | Солнечный , тепловой удар, причины ,сравнения. Словарная работа: тепловой и солнечный удар Оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе. | Знать: - правила и приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударе Уметь: - оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе | Текущий контроль, ответы на вопросы. | | |
27 | Первая помощь утопающему | 1 | Комбинированный | Помощь утопающему, извлечение человека из воды. Оказания первой помощи спасенному из водоема. Словарная работа: утопающий | Знать: - правила и приемы оказания первой помощи спасенному из водоема. Уметь: - оказать первую помощь утопающему | Текущий контроль, ответы на вопросы. | | |
28 | Меры по предупреждению несчастных случаев в быту | 1 | Комбинированный | Несчастные случаи в быту: поражение эл. Током. Приемы оказания первой помощи. Профилактика несчастных случаев. Словарная работа: профилактика | Знать: - меры по предупреждению несчастных случаев Уметь: - оказать первую помощь | Текущий контроль, ответы на вопросы. | | |
29 | Практическая работа | 1 | Урок игра | Сюжетная игра «Оказание помощи при несчастном случае» Словарная работа: профилактика | Знать: - правила оказания помощи при несчастном случае Уметь: - оказать первую помощь | Текущий контроль, ответы на вопросы. | | |
Транспорт-3 ч |
30 | Междугородний автотранспорт | 2 | Комбинированный | Вокзал, его назначения. Междугородний автотранспорт. Вид поезда. Словарная работа: Междугородный, автовокзал | Знать: -функции автотранспорта. Уметь: - ознакомиться с правилами пользования автотранспортом | Фронтальный опрос. | | |
31 | Маршруты. Билеты | 1 | Комбинированный | Службы автовокзала. Справочная. Билетная касса. Предварительная продажа билетов. Касса возврата билетов. Словарная работа: предварительный | Знать: - виды справочных служб, сроки и место возврата приобретенного билета. Уметь: - обращаться за справкой в справочное бюро вокзала | Контроль действий учащихся. | | |
32 | Водный транспорт. Порт. | 1 | Комплексное применение ЗУН | Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы. Расписание, порядок приобретения билетов. Стоимость проезда до условного пункта назначения. Словарная работа: порт, пристань | Знать: -основные маршруты водного транспорта -правила безопасности поезди на речном и морском видах транспорта. Уметь: - выполнять правила безопасности поезди на речном и морском видах транспорта | Фронтальный | | |
III четверть 18 часов. |
|
Торговля- 4 ч. |
33 | Виды рынков | 1 | Введение новых знаний | Рынок – торговое предприятие. Виды рынков. Значение рынка в жизни человека. Словарная работа: опт | Знать: - значение рынка Уметь: - называть виды рынков и их назначения | Текущий | | |
34 35 | Различие рынка и магазинов | 2 | Комбинированный | Различие рынка и магазина: право покупателя предлагать продавцу снизить стоимость. Правила поведения на рынке. Словарная работа: торговать | Знать: -стоимость различных товаров - Уметь: - приобретать товары с учетом потребности в них и финансовых возможностей. | Текущий | | |
36 | Практическая работа | 1 | Комбинированный | Сравнение рыночных и магазинных цен на одно и тоже наименования товара. Сюжетная игра «Покупаем на рынке» Словарная работа: овощи- фрукты | Знать: -стоимость различных товаров - Уметь: - приобретать товары с учетом потребности в них и финансовых возможностей. | Текущий | | |
Средство связи – 4 ч. |
37 38 | Телефон | 2 | Введение новых знаний | Телефон. Виды телефонной связи. Оплата за телефон. Словарная работа: Телефон, таксофон | Знать: - виды телефонной связи -периодичность оплаты телефона, оплата за телефон Уметь: - пользоваться средствами общения | Фронтальный опрос | | |
39 | Телефонный справочник | 1 | Комбинированный | Расположение информации в справочнике. Правила пользования телефонным справочником. Словарная работа: справочник | Знать: - правила пользования телефонным справочником. Уметь: - получить по телефону справку | Ответы на вопросы. Проверка практической работы учащихся. | | |
40 41 | Культура разговора по телефону | 2 | Комбинированный | Культура разговора по телефону. Запись основных номеров. . Словарная работа: номера экстренных служб | Знать: - номера экстренных служб Уметь: - кратко объяснить причину звонка по телефону срочного вызова - культурно разговаривать по телефону | Контроль качества знаний учащихся. | | |
Учреждения, организации- 4 ч. |
42 | Департамент | 1 | Введение новых знаний | Департамент (управление) - основная административно- территориальная единица. Словарная работа: Департамент , управление | Знать: - куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи | Текущий | | |
43 | Муниципалитет. Префектура. | 1 | Комбинированный | Муниципалитет- орган местного самоуправления. Отделы по учету распределения жил площади, соцобеспечения, народного образования, по трудоустройству молодежи. Префектура ее назначение. Словарная работа: Муниципалитет, префектура | Знать: - куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи Уметь: - обращаться с вопросами и просьбами к работникам департамента | Текущий контроль | | |
44 45 | Полиция | 2 | Комбинированный | Полиция- административно-исполнительный орган, занимающийся борьбой с преступностью и правонарушениями, охраной порядка, а также личной безопасностью граждан и имущества. Словарная работа: Преступность , правопорядок | Знать: - адрес по полиции, паспортной службы Уметь: - обращаться с вопросами и просьбами к работникам полиции, паспортного стола | Текущий контроль | | |
Экономика домашнего хозяйства- 8 ч |
46 | Бюджет семьи | 1 | Введение новых знаний | Бюджет семьи- планирование доходов и расходов на определенный период времени. Виды источников доходов зарплата, пенсия, стипендия, гос дотации. Условии их получения. Словарная работа: Бюджет, расход, доход | Знать: - Составные части бюджета семьи | Текущий контроль | | |
47 | Основные статьи расходов семьи. | 1 | Комбинированный | Работа по таблице . Основные статьи расходов: Словарная работа: Статьи расходов, коммунальные расходы | Знать: - основные статьи расходов: размер кварплаты, тарифы, газ, электроэнергия, телефон. Уметь: - подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день. | Текущий контроль | | |
48 49 | Экономика домашнего хозяйства. | 2 | Практическая работа | Практическая работа: определение суммы доходов семьи за месяц, полгода, года. Планирование расходов на месяц по статьям расходов на месяц по статьям расходов с выбором наиболее необходимого в данный период : зимой, весной, летом, осенью. Словарная работа: планировать | Знать: - основные статьи расходов - Уметь: - планировать и подсчитать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки. | | | |
50 | Правила экономии | 1 | Комбинированный | Контроль расходов. Экономия. Правила экономии. Запись расходов. Словарная работа: экономия | Знать: - правила экономии Уметь: - соблюдать правила экономии в семье | | | |
51 | Содержании жилища, его оплата | 1 | Комбинированный | Оплата коммунальных услуг, телефон, газ, отопления. Словарная работа: тариф | Знать: - размер кварплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты за электроэнергию, газ, телефон. Уметь: - снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды и т.д. заполнять квитанции | | | |
52 53 | Сбережение. Виды вкладов. | 2 | Комбинированный | Виды вкладов . Порядок помещения сбережений с сбербанк. Словарная работа: Сбережения, сбербанк | Знать: - порядок помещения сборежений в сбербанк | | | |
IV четверть- 18 часов. |
Питание– 10 ч. |
54 | Виды теста | 1 | Введение новых знаний | Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи. Виды теста. Словарная работа: дрожжевое, пресное | Знать: - виды теста. Уметь: -приготавливать тесто для выпечки пирогов, печенья, для пельменей | Контроль качества знаний | | |
55 56 | Тесто пресное | 2 | Комбинированный | Запись рецепта лепешки домашней Способ приготовления пресного теста. Подбор продуктов по рецепту. Подготовка рабочего места, инструментов, посуды. Словарная работа: выпечка | Знать: - способ приготовления пресного теста Уметь: - приготовить пресное тесто | Контроль действий учащихся | | |
57 | Приготовлении лапши | 1 | Комплексное применение ЗУН | Запись рецепта теста для лапши и рецепта лапши молочной. Способ приготовления теста. Словарная работа: лапша | Знать: - способ приготовления изделия из теста Уметь: - приготовить пресное тесто для лапши | Текущий | | |
58 59 | Тесто дрожжевое | 2 | Комбинированный | Запись рецепта дрожжевых булочек. Способ приготовления дрожжевого теста. Подбор продуктов по рецепту. Подготовка рабочего места, инструментов, посуды. Словарная работа: Разрыхлитель, духовой шкаф | Знать: - способ приготовления дрожжевого теста Уметь: - приготовить дрожжевое тесто | Текущий | | |
60 | Тесто для блинов | 1 | Комбинированный | Чтение рецепта Подбор продуктов по рецепту. Подготовка рабочего места, инструментов, посуды. Словарная работа: полуфабрикат | Знать: - способ приготовления изделий теста Уметь: - приготовить изделие из тесто | Текущий | | |
61 62 | Выпечка печенья . | 2 | Комбинированный | Чтение рецептов по кулинарной книге. Составление и запись рецепта. Словарная работа : духовой шкаф | Знать: - способ приготовления изделий теста Уметь: - приготовить изделие из тесто | Проверка записей | | |
63 64 | Заготовка продуктов впрок | 2 | Урок практикум | Хранение продуктов. Консервирование. Компот. Варение . Маринад . Словарная работа: впрок , консервирование | Знать: - способ заготовки продуктов впрок Уметь: - уметь записать рецепт варения и консервирования | Текущий | | |
65 66 | Запись рецепта | 2 | Комбинированный | Запись рецептов соления ,варения , консервирование . Чтение кулинарной книги .Запись рецепта овощного салата . Словарная работа : варение | Знать: - способ заготовки продуктов впрок овощей и фруктов Уметь: - уметь записать рецепт варения и консервирования | Текущий | | |
67 | Сушка продуктов | 1 | комбинированный | Способ заготовки фруктов и ягод впрок , способ сушки . Сушки ягод , фруктов , овощей и зелени . Словарная работа : сушка | Знать: - способ заготовки впрок ягод , фруктов , овощей и зелени Уметь: - уметь заготавливать ягоды ,зелень без тепловой обработки | Текущий | | |
68 | Повторение пройденного материала | 1 | Практическая работа | Подведение итогов . Изучения предмета . Анкетирование по выяснению уровня знаний . Словарная работа : набор словарных снов | Знать: - изученный материала по СБО . Уметь: - заполнить анкету | Итоговый контроль знаний | | |