СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по СБО (социально - бытовая ориентировка) 5 - 9 классы для детей с умственной отсталостью.
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе по СБО 5-9 классов
Настоящая рабочая программа по социально–бытовой ориентировке (СБО) для 5-9 классов создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9 кл.». Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2009. Данная учебная Программа оснащена пособием под редакцией А.М.Щербаковой, контрольно-измерительными материалами под редакцией С.П.Дерябиной.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения СБО отводится по 1 часу в 5-х классах и по 2 часа в неделю в 6-9 классах.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО. Рабочая программа по СБО представляет собой целостный документ, включающий: аннотацию; количество учебных часов (в том числе практических и контрольных работ); цели; задачи; перечень обязательной и дополнительной литературы для учителя и обучающихся; формы промежуточной аттестации; основное содержание программы; требования к уровню подготовки обучающихся; диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой; учебно-тематический планирование.
Рабочая программа по СБО является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО, которые определены типовой программой.
Цель предмета СБО – совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.
Задачи СБО:
формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников;
повышать уровень общего развития обучающихся, способствующий всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни;
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности;
корректировать недостатки психофизического развития для формирования самостоятельности в домашнем труде у обучающихся с нарушением интеллекта.
Программа курса СБО для 5класса рассчитана на 35 часов, для 6 класса на 70 часов, для 7 класса на 70 часов, для 8 класса на70 часов, для 9 класса на 68 часов учебного времени и построена по принципу систематичности и последовательности в обучении: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем.
Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением следующих разделов:
Семья. 7. Культура поведения.
Транспорт. 8. Медицинская помощь.
Торговля. 9. Средства связи.
Личная гигиена. 10. Питание.
Одежда. 11. Учреждения и организации.
Жилище.
Каждый раздел имеет своё продолжение с 5 по 9 класс. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими обучающихся.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие памяти;
коррекция – развитие внимания;
развитие пространственных представлений и ориентации.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления.
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
выделять сходство и различие понятий;
умение работать по инструкциям, алгоритму;
планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование адекватности чувств;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
диалогической речи;
обогащение словаря.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащегося к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия формируют и совершенствуют у учащегося необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащегося, уровня его знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащегося. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащегося как базу для расширения его знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.
Цель обучения:
Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе;
Усвоение обучающимися общепринятых норм и правил;
Формирование практически значимых знаний и умений;
Задачи обучения:
Формирование доступных учащимся знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности;
Максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые и производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются: практические работы, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Ученик должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Особое внимание обращается на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Учащийся приучается к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, в отделения связи, в различные учреждения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком чётко и лаконично.
Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т. д.)
Межпредметные связи:
СБО – русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);
СБО – математика (математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.);
СБО – география(знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);
СБО – биология(знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);
СБО – трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).
Личностными результатами изучения курса являются:
Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Тематический план. 5-9 классы.
Тема
|
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Личная гигиена | 4
| 6 | 6 | 6 |
|
Одежда и обувь | 2
| 8 | 8 | 6 | 6 |
Питание | 7 | 12 | 12 | 8 | 12 |
Семья | 3 | 4 | 4 | 6 | 6 |
Культура поведения | 2 | 4 | 4 | 6 | 4 |
Жилище | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 |
Транспорт | 3 | 4 | 4 | 4 | 2 |
Торговля | 7 | 6 | 6 | 4 | 4 |
Средства связи |
| 6 | 8 | 8 | 4 |
Медицинская помощь |
| 10 | 8 | 8 | 8 |
Учреждения, организации и предприятия |
| 2 | 2 | 2 | 4 |
Экономика домашнего хозяйства |
|
|
| 6 |
|
Трудоустройство |
|
|
|
| 6 |
Контрольные работы | 2
| 2 | 4 | 2 | 4 |
Итого
|
34 |
70 |
70 |
70 |
64 |
Календарно - тематический план уроков СБО 5 класс 1 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема №1.Личная гигиена.
Вводное занятие. Занятие личной гигиены для Здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически. Практическая работа: (чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, ног, расчесывание и т.д.) Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов.
| 1 |
|
1.2 | Содержание в чистоте и порядке личных вещей. Практическая работа: стирка личных вещей.
| 1 |
|
1.3 | Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению. Практическая работа: установление настольной лампы на рабочем столе.
| 1 |
|
1.4 | Влияние курения и алкоголя на развитие детского организма и окружающих. Воспитание силы воли. | 1 |
|
2
2.1 | Тема №2. Одежда и обувь.
Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение. Практическая работа: подбор одежды по сезону, в зависимости от назначения.
| 1
|
|
2.2 | Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью. Практическая работа: чистка и сушка одежды и обуви.
| 1 |
|
3
3.1 | Тема №3.Семья.
Родственные отношения в семье. Практическая работа: составление родового древа
| 1
|
|
3.2 | Состав семьи учащегося.Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи и их дни рождения. Практическая работа: определение состава семьи.
| 1 |
|
3.3 | Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. Сюжетно-ролевая игра: «Взаимоотношения в семье».
| 1 |
|
4 | Повторение. Тест за 1 четверть.
|
|
|
| Итого | 9 |
|
Календарно - тематический план уроков СБО 5 класс 2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1. | Тема №1. Питание.
Значение питания в жизни и деятельности людей. Практическая работа. Чтение рецептов. Подбор продуктов на приготовление блюд.
| 1 |
|
1.2. | Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Практическая работа. Первичная обработка сырых и вареных продуктов.
| 1 |
|
1.3. | Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей. Практическая работа. Приготовление винегрета.
| 1 |
|
1.4. | Место приготовления пищи и оборудование его. Практическая работа. Приготовление напитка из варенья.
| 1 |
|
1.5. | Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. Практическая работа. Приготовление бутербродов (холодных и горячих).
| 1 |
|
1.6. | Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу. Практическая работа. Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.
| 1 |
|
1.7. | Сервировка стола. Практическая работа. Сервировка стола с учетом меню.
| 1 |
|
| Итого | 7 |
|
Календарно - тематический план уроков СБО 5 класс 3 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Жилище.
Виды жилых помещений в городе, селе. Виды отопления в городе, селе. Практическая работа: дидактическая игра «Жилой дом». Рассказ о своём жилье. | 1 |
|
1.2 | Виды жилья (собственное, государственное). Варианты квартир. Практическая работа: Организация рабочего места школьника. Соблюдение порядка в жилом помещении.
| 1 |
|
1.3 | Почтовый адрес дома, школы. Практическая работа: составление почтового адреса дома, школы. Написание индекса по шаблону.
| 1 |
|
1.4 | Почтовый адрес жилого помещения. Практическая работа: запись адреса на конверте, открытке.
| 1 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Транспорт.
Виды транспортных средств. Проезд в школу, интернат. Практическая работа: дидактическая игра «Пассажирский, грузовой транспорт». Составление маршрута от дома до школы.
| 1
|
|
2.2 | Поведение в транспорте. Практическая работа: ролевая игра «Автобус». Оплата проезда в транспорте. Экскурсия: коллективная поездка в транспорте.
| 1 |
|
2.3 | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. Практическая работа: изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге к дому, интернату.
| 1 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Культура поведения.
Значение осанки для общего здоровья. Формы исправления осанки. Практическая работа: составление правил для выработки правильной осанки. Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.
| 1
|
|
3.2 | Формы обращения к старшим и сверстникам (при встрече, расставании, обращение с просьбой, вопросом). Практическая работа: дидактическая игра «Волшебные слова». Проблемные ситуации.
| 1 |
|
3.3 | Тестирование за 3 четверть.
| 1 |
|
| Итого | 10 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 5 класс 4 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Торговля.
Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных. Практическая работа: виды торговых предприятий (запись в тетрадь).
| 1 |
|
1.2 | Отделы продовольственных магазинов: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия и т.д. Практическая работа: дидактическая игра «Отделы продуктового магазина. Выбор продуктов по заданию».
| 1 |
|
1.3 | Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Кондитерская», «Овощи – фрукты» и др. Практическая работа: дидактическая игра «Специализированный магазин. Выбор продуктов по заданию».
| 1 |
|
1.4 | Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Правила поведения в магазине. Практическая работа: дидактическая игра «Магазин».
| 1 |
|
1.5 | Виды товаров : фасованные, на развес, на розлив. Правила покупки товаров. Практическая работа: дидактическая игра «Магазин». Выбор товара, подсчёт стоимости покупки.
| 1
|
|
1.6 | Срок годности продуктов питания. Правила хранения товаров. Практическая работа: определение по этикетке срока годности товара.
| 1 |
|
1.7 | Торговля. Продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимость, срок годности. Экскурсия в магазин: приобретение продуктов в магазине, проверка чека, сдачи.
| 1 |
|
1.8 | Тестирование за 4 четверть.
| 1 |
|
| Итого | 8 |
|
Обучающиеся должны знать:
Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.
Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.
Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)
Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.
Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.
Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы,ю правила организации рабочего места школьника.
Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.
Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.
Обучающиеся должны уметь:
Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами
Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.
Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.
Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.
Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,
Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.
Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.
Календарно - тематический план уроков СБО 6 класс 1 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема №1.Личная гигиена.
Значение закаливания организма для общего состояния здоровья. Способы закаливания. Практическая работа: обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн, выполнение утренней зарядки, выбор сезонной одежды, головного убора и обуви. | 2 |
|
1.2 | Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Практическая работа: уход за глазами
| 2 |
|
1.3 | Губительное влияние наркотиков, токсических веществ на живой организм детей и взрослых. Воспитание силы воли и настойчивости. Практическая работа: показ учебного фильма, тестирование.
| 2 |
|
2 2.1 | Тема №2. Одежда и обувь.
Значение опрятного вида человека. Практическая работа: поддержание одежды в порядке: пришивание пуговиц, крючков.
| 2 |
|
2.2 | Поддержание одежды в порядке. Практическая работа: зашивание одежды по распоровшемуся шву, пришивание вешалок.
| 2 |
|
2.3 | Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Практическая работа: стирка белья из хлопчатобумажных тканей (фартук, косынка, носовой платок).
| 2 |
|
2.4 | Глажение изделий из хлопчатобумажных тканей. Приборы и приспособления для глажения белья. Практическая работа: глажение изделий из хлопчатобумажных тканей (фартук, косынка, носовой платок).
| 2 |
|
3
3.1 | Тема №3.Семья.
Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность. Практическая работа: заполнение таблицы «Место работы членов семьи».
| 2 |
|
3.2 | Права и обязанности каждого члена семьи. Практическая работа: распределение хозяйственно – бытовых обязанностей между членами семьи.
| 2 |
|
4 | Повторение. Тест за 1 четверть.
|
|
|
| Итого | 18 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 6 класс 2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1. | Тема №1. Питание.
Гигиена приготовления пищи. Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов.
| 2 |
|
1.2. | Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Практическая работа. Мытье посуды. | 2 |
|
1.3. | Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. Практическая работа. Приготовление каш (молочных и рассыпчатых).
| 2 |
|
1.4. | Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля (пюре, фри)
| 2 |
|
1.5. | Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите. Практическая работа. Приготовление блюд из яиц (варка, омлет).
| 2 |
|
1.6. | Составление рецепта приготовления блюда. Практическая работа. Заварка чая.
| 2 |
|
1.7. | Повторение. Тестирование.
| 2 |
|
| Итого | 14 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 6 класс 3 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Жилище.
Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Практическая работа: подготовка помещений к зимнему сезону. Утепление окон.
| 2 |
|
1.2 | Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Использование электропылесоса в уборке. Практическая работа: устройство, приёмы работы электропылесосом Соблюдение порядка в жилом помещении, правила и приёмы повседневной уборки помещения.
| 2 |
|
1.3 | Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Практическая работа: чистка мебели, мытьё зеркал.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Транспорт.
Городской транспорт. Оплата за проезд. Маршрут передвижения по городу. Практическая работа: соблюдение правил проезда, расчёт стоимости проезда от дома до школы, выбор рационального маршрута передвижения до школы.
| 2 |
|
2.2 | Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. Практическая работа: расписание движения пригородных поездов. Схема «Зоны, направления», стоимость билета
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Культура поведения.
Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, на дискотеке, музее, библиотеке). Практическая работа: запись правил поведения, сюжетная игра «Мы в театре».
| 2 |
|
3.2 | Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. Практическая работа: дидактическая игра «Волшебные слова, слова помощники». Ситуационные диалоги.
| 2 |
|
4
4.1 | Тема № 4. Торговля.
Магазины промышленных товаров и их отделы. Практическая работа: дидактическая игра «Отдел магазина, товар».
| 2 |
|
4.2 | Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы. Практическая работа: дидактическая игра «Специализированный магазин».
| 2 |
|
4.3 | Порядок приобретения товара, оплата. Гарантийный срок, правила обмена товара. Экскурсия в магазин: знакомство с отделами магазина, видами товаров, приобретение товара, проверка чека.
| 2 |
|
| Итого | 20 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 6 класс 4 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Медицинская помощь.
Виды медицинских учреждений, их значение в оказании медицинской помощи. Практическая работа: структура медицинского учреждения.
| 2 |
|
1.2 | Работники медицинских учреждений. Специализация врачей. Практическая работа: запись на приём к врачу
| 2 |
|
1.3 | Виды медицинской помощи: доврачебная, врачебная. Практическая работа: вызов врача на дом.
| 2 |
|
1.4 | Состав домашней аптечки. Экскурсия в аптеку: знакомство с отделами, медицинским оборудованием, с видом отпуска товаров, приобретение лекарств в аптеке.
| 2 |
|
1.5 | Меры предупреждения глистных заболеваний. Практическая работа: меры по предупреждению глистных заболеваний
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Средства связи.
Основные средства связи и их назначение (почта, телеграф, телефон, компьютер). Почта. Виды почтовых отправлений. Практическая работа: ознакомление с телефонным справочником, нахождение индекса почтового отделения по справочнику.
| 2 |
|
2.2 | Виды писем. Порядок отправления письма различного вида, стоимость пересылки. Практическая работа: заполнение адреса на конверте, открытке.
| 2 |
|
2.3 | Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг, тарифы. Практическая работа: составление текста телеграммы, заполнение телеграфного бланка, подсчёт стоимости телеграммы.
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Учреждения, организации и предприятия.
Детские дошкольные и образовательные учреждения их виды и назначение. Практическая работа:
| 2 |
|
| Итого | 18 |
|
Обучающиеся должны знать:
Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца
Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ
Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани
Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье
Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками
Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия
Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета
Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.
Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте
Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях
Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи
Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ
Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки
Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани
Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье
Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми
Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом
Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов
Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города
Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу
Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки
Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения
Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 1 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Личная гигиена.
Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Практическая работа: мытье тела и волос.
| 2 |
|
1.2 | Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства. Особенности ухода за волосами. Практическая работа: подбор шампуня для мытья волос с учетом их состояния.
| 2 |
|
1.3 | Особенности ухода за кожей лица. Определение типа кожи. Практическая работа: подбор мыла для мытья кожи с учетом ее состояния.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2.Одежда и обувь.
Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплаты. Практическая работа: ремонт одежды (штопка и наложение заплаты).
| 2 |
|
2.2 | Использование бытовой техники при стирке белья из х/б тканей. Стирка изделий из шёлка вручную. Практическая работа: стирка изделий из шелка вручную.
| 2 |
|
2.3 | Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Практическая работа: глажение белья, брюк, спортивной одежды.
| 2 |
|
2.4 | Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной. Экскурсия в прачечную.
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3. Семья.
Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Практическая работа: уход за младшими детьми.
| 2 |
|
3.2 | Разучивание тихих и подвижных игр. Практическая работа: разучивание тихих и подвижных игр.
| 2 |
|
| Итого | 18 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1. | Тема №1. Питание.
Виды питания. Рациональное питание. Практическая работа. Чтение рецептов, подбор продуктов.
| 2 |
|
1.2. | Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Практическая работа. Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.
| 2 |
|
1.3. | Значение первых и вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. Практическая работа. Приготовление блюд из овощей. Приготовление щей из свежей капусты.
| 2 |
|
1.4. | Приготовление первых и вторых блюд из рыбы. Требования к качеству готовых блюд. Практическая работа. Приготовление рыбных котлет.
| 2 |
|
1.5. | Приготовление первых и вторых блюд из мяса. Практическая работа. Приготовление мясных котлет. Приготовление картофельной запеканки.
| 2 |
|
1.6. | Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. Требования к составлению меню. Практическая работа. Приготовление киселя, компота.
| 2 |
|
1.7. | Повторение. Тестирование.
| 2 |
|
| Итого | 14 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 3 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Жилище.
Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Санитарная обработка помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. Практическая работа: сухая и влажная уборка помещения, использование пылесоса. Подбор моющих средств.
| 2 |
|
1.2 | Способы и средства ухода за полом в зависимости от покрытия. Практическая работа: мытьё полов.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Транспорт.
Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал, его назначение, основные службы. Расписание поездов. Экскурсия на железнодорожный вокзал: службы вокзала, определение пункта назначения.
| 2 |
|
2.2 | Виды пассажирских вагонов, их назначение, устройство. Формы приобретения железнодорожных билетов, стоимость. Практическая работа: сюжетная игра «Билетная касса».
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Культура поведения.
Правила приёма приглашения в гости и формы отказа. Практическая работа: запись правил приглашения в гости, сюжетная игра «Приглашение в гости», составление текста письменного приглашения.
| 2 |
|
3.2 | Подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарок. Правила поведения в гостях. Практическая работа: сюжетная игра «В гости к……»
| 2 |
|
4
4.1 | Тема № 4. Торговля.
Универмаги, универсамы, сельмаг, сельпо их значение. Практическая работа: дидактическая игра «Магазин».
| 2 |
|
4.2 | Отделы магазинов. Распродажа товара по сниженным ценам. Стоимость товаров. Практическая работа: дидактическая игра «Магазин».
| 2 |
|
4.3 | Порядок приобретения товара, оплата, хранение чека. Экскурсия в магазин: знакомство с отделами магазина, видами товаров, приобретение товара, проверка чека.
| 2 |
|
4.4 | Тестирование за 3 четверть Подведение итогов.
| 2 |
|
| Итого | 20 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 4 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Медицинская помощь.
Виды доврачебной помощи. Практическая работа: оказание первой медицинской помощи: вызов скорой помощи, измерение температуры, обработка ран.
| 2 |
|
1.2 | Первая помощь при травмах: вывих, растяжение. Практическая работа: наложение тугой повязки.
| 2 |
|
1.3 | Меры по предупреждению переломов. Первая помощь при переломах. Практическая работа: Экскурсия в травмпункт, наблюдения за накладыванием гипса.
| 2 |
|
1.4 | Лекарственные растения в домашней аптечке. Практическая работа: приготовление настоя, отвара из лекарственных растений.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Средства связи.
Виды бандеролей, порядок их отправления, упаковка. Практическая работа: заполнение описи, бланков на отправку бандероли.
| 2 |
|
2.2 | Посылка. Порядок отправления стоимость пересылки. Практическая работа: определение стоимости отправки посылки
| 2 |
|
2.3 | Посылка. Виды и способы упаковки. Порядок отправления стоимость пересылки. Практическая работа: заполнение описи, бланков на отправку посылки, определение стоимости отправки.
| 2 |
|
2.4 | Экскурсия на почту.
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Учреждения, организации и предприятия.
Промышленные предприятия города, района, их значение для жителей города. Экскурсия на ближайшее промышленное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями. | 2 |
|
| Итого | 18 |
|
Обучающиеся должны знать:
Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.
Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.
Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.
Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.
Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.
Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.
Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.
Назначение и различие универмага и универсама.
Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.
Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.
Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.
Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.
Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.
Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.
Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.
Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.
Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.
Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.
Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.
Обращаться с вопросами к работникам предприятия.
Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 1 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема №1. Личная гигиена.
Значение косметики для юноши и девушки. Подбор косметических средств и правила их нанесения. Практическая работа: подбор косметических средств
| 2 |
|
1.2 | Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием природных средств: отваров, масок. Практическая работа: использование масок из фруктов и овощей.
| 2 |
|
1.3 | Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Средства и способы его сбережения: воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других положительных качеств. Практическая работа: способы сохранения здоровья.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2. Одежда и обувь.
Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей. Практическая работа: стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.
| 2 |
|
2.2 | Правила и приёмы глажения блузок, рубашек, платков.
Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков. Практическая работа: глажение рубашки – сорочки.
| 2 |
|
2.3 | Химчистка. Знакомство с предприятием и правилами пользования её услугами. Практическая работа: подготовка вещей к сдаче в химчистку.
| 2 |
|
3
3.1 | Тема №3. Семья.
Грудной ребенок в семье. Кормление. Практическая работа: кормление из соски, с ложечки куклы.
| 2 |
|
3.2 | Грудной ребенок. Купание. Одевание. Пеленание. Уборка постели. Практическая работа: купание, одевание, пеленание куклы.
| 2 |
|
3.3 | Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек. Практическая работа: мытье детской посуды и игрушек.
| 2 |
|
| Итого | 18 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1. | Тема №1. Питание.
Виды теста: дрожжевое, пресное. Продукты, используемые для приготовления теста. Практическая работа. Приготовление пресного теста, из него лапши.
| 2 |
|
1.2. | Приготовление изделий из теста. Практическая работа. Выпечка печенья.
| 2 |
|
1.3. | Заготовка продуктов впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зелени. Практическая работа. Нарезка зелени и фруктов для сушки. Приготовление овощного салата.
| 2 |
|
1.4. | Рецепты на заготовку продуктов впрок. Практическая работа. Запись рецептов на соления, варенья, консервирование, сушку овощей, фруктов и ягод.
| 2 |
|
2
2.1. | Тема №2. Культура поведения.
Культура общения юноши и девушки. Практическая работа. Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей»
| 2 |
|
2.2. | Внешний вид молодых людей. Практическая работа. Подбор косметических средств, украшений, одежды, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности для турпохода и посещения танцев.
| 2 |
|
2.3. | Правила поведения в зрелищных и культурных просветительских учреждениях. Сюжетно-ролевая игра «Способы ведения разговора»
| 2 |
|
| Итого | 14 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 3 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Жилище.
Моющие средства для уборки кухни, санузла, ванны. Инструкции по применению моющего средства. Практическая работа: запись рекомендаций по выбору моющих средств. Работа с упаковкой, инструкцией. | 2 |
|
1.2 | Уборка кухни, санузла, ванны. Значение чистоты, требования к режиму уборки. Правила уборки. Практическая работа: мытьё кафельных стен, чистка раковин.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Транспорт.
Междугородний автотранспорт, автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты Расписание движения, порядок приобретения билетов, стоимость. Экскурсия на автобусную станцию.
| 2 |
|
2.2 | Водный транспорт. Порт, основные службы, маршруты. Расписание движения, порядок приобретения билетов, стоимость. Практическая работа: выбор пункта назначения, определение время и место отправления, расчёт стоимости проезда. Правила безопасной поездки на водном транспорте.
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Экономика домашнего хозяйства.
Бюджет семьи. Виды источников дохода, условия и порядок их получения. Практическая работа: определение суммы дохода семьи за месяц.
| 2 |
|
3.2 | Основные статьи расходов семьи. Оплата жилья. Правила экономии. Практическая работа: подсчёт расходов на день, неделю, месяц. Снятие показаний счётчика, заполнение квитанции.
| 2 |
|
3.3 | Сбережение. Значение и способы экономии расходов, Назначение сбережений, виды хранения. Виды вкладов в сбербанк. Экскурсия в сбербанк.
| 2 |
|
4
4.1 | Тема № 4. Торговля.
Рынки. Виды рынков. Экскурсия на рынок: выявление системы расположения продаваемой продукции, выявление низких цен.
| 2 |
|
4.2 | Различие рынка и магазина. Правила поведения на рынке. Права покупателя. Практическая работа: сюжетная игра: «Покупаем на рынке».
| 2 |
|
4.3 | Тестирование за 3 четверть Подведение итогов 3 четверти.
| 2 |
|
| Итого | 20 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 4 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Медицинская помощь.
Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживании) Практическая работа: оказание первой медицинской помощи
| 2 |
|
1.2 | Первая помощь при несчастном случае (отравление, тепловой, солнечный удар). Практическая работа: оказание первой медицинской помощи
| 2 |
|
1.3 |
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Приёмы оказания первой помощи. Практическая работа: оказание первой помощи при поражении электрическим током, попадании инородного тела.
| 2 |
|
1.4 | Первая помощь утопающему. Практическая работа: оказание первой помощи утопающему.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Средства связи.
Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном – автоматом, таксофоном, квартирным аппаратом. Оплата за телефон. Практическая работа: правила пользования телефонным справочником.
| 2 |
|
2.2 | Культура разговора по телефону. Вызов экстренных служб, получение справок по телефону. Практическая работа: сюжетно – ролевая игра «Получение справок по телефону».
| 2 |
|
2.3
| Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего разговора, тариф. Практическая работа: расчёт стоимости разговора.
| 2 |
|
2.4 | Экскурсия на переговорный пункт. | 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Учреждения, организации и предприятия.
Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение. Экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи.
| 2 |
|
| Итого | 18 |
|
Обучающиеся должны знать:
Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.
Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.
Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.
Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.
Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки
Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.
Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления
Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи
Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.
Обучающиеся должны уметь:
Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок
Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам
Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки
Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи
Мыть кафельные стены, чистить раковины
Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.
Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.
Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.
Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему
Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры
Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.
Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 1 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема №1 Одежда и обувь.
Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей) Практическая работа: определение стиля одежды в соответствии с модой.
| 2 |
|
1.2 | Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением. Практическая работа: определение собственных размеров одежды и обуви.
| 2 |
|
1.3 | Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях. Практическая работа: выведение жирных пятен на одежде.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2. Семья.
Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения. Практическая работа: анализ и оценка различных семейных ситуаций.
| 2 |
|
2.2. | Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье. Практическая работа: упражнения в планировании бюджета семьи.
| 2 |
|
2.3 | Семейные традиции. Практическая работа: упражнения в распределении обязанностей в семье.
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3. Культура поведения.
Адекватность поведения в обществе. Практическая работа: анализ и оценка поступков людей.
| 2 |
|
3.2 | Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми. Практическая работа: правила приема гостей.
| 2 |
|
3.3 | Повторение. Тест за 1четверть.
| 2 |
|
| Итого | 18 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 2 четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1. | Тема №1. Питание.
Диетическое питание. Практическая работа. Подбор рецептов диетического питания. Приготовление (первых блюд) вегетарианского борща.
| 2 |
|
1.2. | Диетическое питание. Практическая работа. Составление меню диетического питания на день, неделю. Приготовление вторых блюд.
| 2 |
|
1.3. | Питание детей ясельного возраста. Практическая работа. Составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста и их приготовление.
| 2 |
|
1.4. | Приготовление национальных блюд. Практическая работа. Запись рецепта национального блюда и его приготовление.
| 2 |
|
1.5. | Приготовление национальных блюд. Практическая работа. Запись рецепта национального блюда и его приготовление.
| 2 |
|
1.6. | Составление меню и сервировка праздничного стола. Практическая работа. Составление меню праздничного стола и его сервировка.
| 2 |
|
1.7. | Повторение. Тестирование.
| 2 |
|
| Итого | 14 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 3 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Жилище.
Интерьер. Рациональная расстановка мебели в квартире. Практическая работа: упражнение в рациональной расстановке мебели в квартире, подборе деталей интерьера.
| 2 |
|
1.2 | Сохранение жилищного фонда. Практическая работа: правила сохранения жилищного фонда.
| 2 |
|
2
2.1 | Тема № 2 Транспорт.
Авиатранспорт, его назначение. Аэровокзал, основные службы, маршруты, порядок приобретения билетов, стоимость. Практическая работа: выбор пункта назначения, определение номера рейса самолёта, стоимость билета. Правила поведения в аэропорту, во время полёта.
| 2 |
|
3
3.1 | Тема № 3 Трудоустройство.
Учреждения и отделы по трудоустройству. Экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы.
| 2 |
|
3.2 | Правила оформления на постоянную работу и по договору. Документы при оформлении на работу. Практическая работа: составление деловых бумаг: анкета, автобиография, резюме, заявление.
| 2 |
|
3.3 | Деловые бумаги и правила их составления. Практическая работа: составление деловых бумаг: расписка, докладная записка, заявка и т.д.
| 2 |
|
4
4.1 | Тема № 4. Торговля.
Значение ярмарок. Типы ярмарок: международные, межрегиональные, междугородние, межрайонные, сельские. Практическая работа: просмотр видеоматериала.
| 2 |
|
4.2 | Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок. Практическая работа: определение типа, вида ярмарки их назначение. Просмотр фрагмента кинофильма «Сорочинская ярмарка».
| 2 |
|
5
5.1 | Тема № 5 Учреждения, организации и предприятия.
Предприятия бытового обслуживания населения. Виды услуг. Правила пользования услугами. Профессии работников предприятий. Практическая работа: составление таблицы предприятий бытового обслуживания – назначение, услуги. Работа с таблицей «Прейскурант цен на услуги».
| 2 |
|
5.2 | Экскурсия на предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.
| 2 |
|
| Итого | 20 |
|
Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 4 четверть
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1
1.1 | Тема № 1. Медицинская помощь.
Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Практическая работа: профилактические меры по предупреждению инфекционных заболеваний.
| 2 |
|
1.2 | Уход за больным. Практическая работа: сюжетная игра – больной в доме.
| 2 |
|
1.3 | Уход за больным. Применение лекарства. Практическая работа: чтение инструкции к показанию и применению лекарства, составление графика приёма.
| 2 |
|
1.4 | Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Практическая работа: условие освобождения от работы: по болезни, для ухода за больным.
| 2 |
|
2
2.3 | Тема № 2. Средства связи.
Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Порядок отправления, стоимость. Практическая работа: заполнение бланков, расчёт стоимости перевода. Экскурсия на почту.
| 2 |
|
2.4 | Виды связи. Особенности каждого вида связи их значимость. Стоимость услуг. Практическая работа: выбор вида связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей.
| 2 |
|
2.5 | Тестирование за 4 четверть Подведение итогов 4 четверти.
|
|
|
| Итого | 12 |
|
Обучающиеся должны знать:
Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.
Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.
Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.
Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.
Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.
Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.
Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.
Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.
Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.
Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают
Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
Обучающиеся должны уметь:
Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.
Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.
Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.
Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.
Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.
Определять маршрут и выбирать транспортное средство.
Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.
Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.
Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.
Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.
Учебники, справочники
№ п/п | Наименование |
Методическая литература для учителя | |
1 | Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика) |
2 | В.В. Воронкова, С.А. Казакова Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Издательство Владос, 2010. – 245 с. – (Коррекционная педагогика). |
3. | Справочник выпускника М: Издательство Владос, 2009, -с. 190(Специальная коррекционная образовательная школа 8 вида) |
4. | Технология/поурочные планы по учебнику В.Д. Симоненко. Девочки/ 7 класс О.В. Павлова Волгоград: Учитель, 2007.-191 с. |
5. | Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домоводства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл. |
6. | Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл. |
7. | Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС, |
8. | Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Технология» М: Вита-Пресс, 2002.-192 с. |
Учебные пособия для учащихся | |
1. | Презентации по темам. |
2. | Карточки-задания |
3. | Тесты |
4. | Перфокарты. |
5. | Кроссворды |
6. | Плакаты |