СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по СБО 5 - 9 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по СБО (социально - бытовая ориентировка) 5 - 9 классы для детей с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по СБО 5 - 9 классы»



АННОТАЦИЯ

к рабочей программе по СБО 5-9 классов


Настоящая рабочая программа по социально–бытовой ориентировке (СБО) для 5-9 классов создана на основе Положения ОУ о рабочей программе, базисного учебного плана, учебного плана ОУ, типовой программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: «Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5 - 9 кл.». Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой.- М.: Гуман. изд. центр «Владос», 2009. Данная учебная Программа оснащена пособием под редакцией А.М.Щербаковой, контрольно-измерительными материалами под редакцией С.П.Дерябиной.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для изучения СБО отводится по 1 часу в 5-х классах и по 2 часа в неделю в 6-9 классах.


Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание типовой программы, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО. Рабочая программа по СБО представляет собой целостный документ, включающий: аннотацию; количество учебных часов (в том числе практических и контрольных работ); цели; задачи; перечень обязательной и дополнительной литературы для учителя и обучающихся; формы промежуточной аттестации; основное содержание программы; требования к уровню подготовки обучающихся; диагностика: педагогическая дифференциация по В.В. Воронковой; учебно-тематический планирование.

Рабочая программа по СБО является компенсаторно-адаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО, которые определены типовой программой.

Цель предмета СБО – совершенствование процесса социализации детей с нарушением интеллекта.

Задачи СБО:

формировать знания, умения, навыки, сопутствующие социальной адаптации выпускников;

повышать уровень общего развития обучающихся, способствующий всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни;

воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности;

корректировать недостатки психофизического развития для формирования самостоятельности в домашнем труде у обучающихся с нарушением интеллекта.

Программа курса СБО для 5класса рассчитана на 35 часов, для 6 класса на 70 часов, для 7 класса на 70 часов, для 8 класса на70 часов, для 9 класса на 68 часов учебного времени и построена по принципу систематичности и последовательности в обучении: опора на имеющиеся знания, умения и навыки, формирование на их базе новых, с расширением и углублением изученных ранее тем.

Содержание рабочей программы выстроено по темам с выделением следующих разделов:

Семья. 7. Культура поведения.

Транспорт. 8. Медицинская помощь.

Торговля. 9. Средства связи.

Личная гигиена. 10. Питание.

Одежда. 11. Учреждения и организации.

Жилище.

Каждый раздел имеет своё продолжение с 5 по 9 класс. Содержание программного материала обусловлено реалиями жизни, окружающими обучающихся.

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической, коррекционной деятельности, которая учитывает познавательные потребности школьников. Коррекционно-развивающая работа включает несколько направлений. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция – развитие памяти;

коррекция – развитие внимания;

развитие пространственных представлений и ориентации.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления.

Развитие основных мыслительных операций:

развитие умения сравнивать, анализировать;

выделять сходство и различие понятий;

умение работать по инструкциям, алгоритму;

планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:

развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;

формирование адекватности чувств;

формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи:

коррекция нарушений устной и письменной речи;

коррекция монологической речи;

диалогической речи;

обогащение словаря.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, практические, учебно-практические работы.

Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки обучающихся, которые содержат следующие компоненты: знать/уметь - перечень необходимых для усвоения каждым обучающимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащегося к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия формируют и совершенствуют у учащегося необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащегося, уровня его знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащегося. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащегося как базу для расширения его знаний, совершенствования имеющихся у него умений и навыков и формирования новых.

Цель обучения:

  • Подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в обществе;

  • Усвоение обучающимися общепринятых норм и правил;

  • Формирование практически значимых знаний и умений;


Задачи обучения:

  • Формирование доступных учащимся знаний и умений, их практического применения в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности;

  • Максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;

  • Воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение, устанавливать адекватные деловые и производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе.


Основными формами организации учебно-познавательной деятельности обучающихся являются: практические работы, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые игры.

Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Ученик должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

Особое внимание обращается на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Учащийся приучается к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ.

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, в отделения связи, в различные учреждения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т. п., изложенные доступным детям языком чётко и лаконично.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных случаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место работы родителей, их должность и т. д.)

Межпредметные связи:

СБО – русский язык (закрепление навыков письма при выполнении письменных работ);

СБО – математика (математический расчёт по формулам при подсчете семейного бюджета, продовольственной корзины, пересылки денежных переводов и т.п.);

СБО – география(знакомство с географическим расположением мест производства продуктов питания, потребительских товаров, промышленных предприятий);

СБО – биология(знакомство с работой внутренних органов, принимающих участие в переваривании пищи, производство продуктов и товаров массового потребления);

СБО – трудовое обучение (выполнение практических заданий по уходу за одеждой).


Личностными результатами изучения курса являются:

  • Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

  • Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;

  • Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;

  • Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;

  • Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

















Тематический план. 5-9 классы.

Классы


Тема




5


6


7


8


9

Личная гигиена

4


6

6

6


Одежда и обувь

2


8

8

6

6

Питание

7

12

12

8

12

Семья

3

4

4

6

6

Культура поведения

2

4

4

6

4

Жилище

4

6

4

4

4

Транспорт

3

4

4

4

2

Торговля

7

6

6

4

4

Средства связи


6

8

8

4

Медицинская помощь



10

8

8

8

Учреждения, организации и предприятия


2

2

2

4

Экономика домашнего хозяйства




6


Трудоустройство






6

Контрольные работы

2


2

4

2

4


Итого



34


70


70


70


64







Календарно - тематический план уроков СБО 5 класс 1 четверть


№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема №1.Личная гигиена.


Вводное занятие. Занятие личной гигиены для

Здоровья и жизни человека. Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета. Здоровье и красота прически.

Практическая работа: (чистка зубов, мытье рук, лица, ушей, ног, расчесывание и т.д.)

Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов.


1


1.2

Содержание в чистоте и порядке личных вещей.

Практическая работа: стирка личных вещей.


1


1.3

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению.

Практическая работа: установление настольной лампы на рабочем столе.


1


1.4

Влияние курения и алкоголя на развитие детского организма и окружающих.

Воспитание силы воли.

1


2


2.1

Тема №2. Одежда и обувь.


Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека. Их виды и назначение.

Практическая работа: подбор одежды по сезону, в зависимости от назначения.


1




2.2

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью.

Практическая работа: чистка и сушка одежды и обуви.


1


3


3.1

Тема №3.Семья.


Родственные отношения в семье.

Практическая работа: составление родового древа


1



3.2

Состав семьи учащегося.Фамилия, имя, отчество, возраст каждого члена семьи и их дни рождения.

Практическая работа: определение состава семьи.


1


3.3

Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь.

Сюжетно-ролевая игра: «Взаимоотношения в семье».


1


4

Повторение.

Тест за 1 четверть.





Итого

9




Календарно - тематический план уроков СБО 5 класс 2 четверть


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1.

Тема №1. Питание.


Значение питания в жизни и деятельности людей.

Практическая работа.

Чтение рецептов. Подбор продуктов на приготовление блюд.


1


1.2.

Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Практическая работа.

Первичная обработка сырых и вареных продуктов.


1


1.3.

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей.

Практическая работа.

Приготовление винегрета.


1


1.4.

Место приготовления пищи и оборудование его.

Практическая работа.

Приготовление напитка из варенья.


1


1.5.

Приготовление пищи не требующей тепловой обработки.

Практическая работа.

Приготовление бутербродов (холодных и горячих).


1


1.6.

Правила и приемы ухода за посудой и помещением, где готовят пищу.

Практическая работа.

Мытье посуды, кухонных принадлежностей, уборка помещения.


1


1.7.

Сервировка стола.

Практическая работа.

Сервировка стола с учетом меню.


1



Итого

7















Календарно - тематический план уроков СБО 5 класс 3 четверть


№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Жилище.


Виды жилых помещений в городе, селе. Виды отопления в городе, селе.

Практическая работа: дидактическая игра «Жилой дом». Рассказ о своём жилье.

1


1.2

Виды жилья (собственное, государственное). Варианты квартир.

Практическая работа: Организация рабочего места школьника.

Соблюдение порядка в жилом помещении.


1


1.3

Почтовый адрес дома, школы.

Практическая работа: составление почтового адреса дома, школы. Написание индекса по шаблону.


1


1.4

Почтовый адрес жилого помещения.

Практическая работа: запись адреса на конверте, открытке.


1


2


2.1

Тема № 2 Транспорт.


Виды транспортных средств. Проезд в школу, интернат.

Практическая работа: дидактическая игра «Пассажирский, грузовой транспорт». Составление маршрута от дома до школы.


1




2.2

Поведение в транспорте.

Практическая работа: ролевая игра «Автобус». Оплата проезда в транспорте.

Экскурсия: коллективная поездка в транспорте.


1


2.3

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Практическая работа: изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге к дому, интернату.


1


3


3.1

Тема № 3 Культура поведения.


Значение осанки для общего здоровья.

Формы исправления осанки.

Практическая работа: составление правил для выработки правильной осанки. Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.


1



3.2

Формы обращения к старшим и сверстникам (при встрече, расставании, обращение с просьбой, вопросом).

Практическая работа: дидактическая игра «Волшебные слова». Проблемные ситуации.


1


3.3

Тестирование за 3 четверть.


1



Итого

10






Календарно – тематический план уроков СБО 5 класс 4 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Торговля.


Виды торговых предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.

Практическая работа: виды торговых предприятий (запись в тетрадь).


1


1.2

Отделы продовольственных магазинов: хлебные изделия, кондитерские, бакалея, молочные, колбасные изделия и т.д.

Практическая работа: дидактическая игра «Отделы продуктового магазина. Выбор продуктов по заданию».


1


1.3

Продуктовые специализированные магазины: «Булочная», «Кондитерская», «Овощи – фрукты» и др.

Практическая работа: дидактическая игра «Специализированный магазин. Выбор продуктов по заданию».


1


1.4

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Правила поведения в магазине.

Практическая работа: дидактическая игра «Магазин».


1


1.5

Виды товаров : фасованные, на развес, на розлив. Правила покупки товаров.

Практическая работа: дидактическая игра

«Магазин». Выбор товара, подсчёт стоимости покупки.


1




1.6

Срок годности продуктов питания. Правила хранения товаров.

Практическая работа: определение по этикетке срока годности товара.


1


1.7

Торговля. Продовольственный магазин. Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимость, срок годности.

Экскурсия в магазин: приобретение продуктов в магазине, проверка чека, сдачи.


1


1.8

Тестирование за 4 четверть.


1



Итого

8




Обучающиеся должны знать:

  • Значение питания, правила безопасной работы режущими инструментами, виды блюд, не требующих тепловой обработки, правила сервировки стола и мытья посуды.

  • Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки ушей, правила охраны зрения при чтении, просмотре телепередач, о вреде курения и алкоголя.

  • Виды одежды, обуви и их назначение, правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)

  • Родственные отношения в семье, состав семьи, их фамилии, имена, отчества.

  • Требования к осанке при ходьбе и сидении, правила поведения при встрече и расставании, при общении со взрослыми и сверстниками, правила поведения за столом.

  • Виды жилых помещений, почтовый адрес своего дома и школы,ю правила организации рабочего места школьника.

  • Основные транспортные средства, рациональный маршрут до школы, количество времени, затрачиваемого на поездку, правила передвижения на велосипеде.

  • Виды магазинов, назначение продуктовых магазинов и их отделов, правила поведения в магазине.


Обучающиеся должны уметь:

  • Прочитать рецепт блюда и подобрать к нему продукты питания, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи, строго соблюдать правила безопасной работы с острыми предметами

  • Совершать вечерний и утренний туалет в определенной последовательности, выбирать прическу и причесывать волосы, стирать вещи индивидуального пользования, беречь зрение.

  • Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения, подбирать одежду и обувь по сезону, сушить и чистить обувь и одежду.

  • Записывать фамилию, имя, отчество своих членов семьи, выполнять правила поведения в семье.

  • Следить за своей осанкой, походкой, правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами,

  • Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, вежливо обращаться с просьбой и вопросам к взрослым.

  • Писать адрес на почтовых конвертах, соблюдать порядок на рабочем месте и во всем жилом помещении.

  • Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения, различать знаки дорожного движения.



Календарно - тематический план уроков СБО 6 класс 1 четверть


№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема №1.Личная гигиена.


Значение закаливания организма для общего состояния здоровья.

Способы закаливания.

Практическая работа: обтирание тела, принятие душа, воздушных и солнечных ванн, выполнение утренней зарядки, выбор сезонной одежды, головного убора и обуви.

2


1.2

Правила и приемы ухода за органами зрения.

Способы сохранения зрения.

Практическая работа: уход за глазами


2


1.3

Губительное влияние наркотиков, токсических веществ на живой организм детей и взрослых.

Воспитание силы воли и настойчивости.

Практическая работа: показ учебного фильма, тестирование.



2


2

2.1

Тема №2. Одежда и обувь.


Значение опрятного вида человека.

Практическая работа: поддержание одежды в порядке: пришивание пуговиц, крючков.


2


2.2

Поддержание одежды в порядке.

Практическая работа: зашивание одежды по распоровшемуся шву, пришивание вешалок.


2


2.3

Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

Практическая работа: стирка белья из хлопчатобумажных тканей (фартук, косынка, носовой платок).


2


2.4

Глажение изделий из хлопчатобумажных тканей. Приборы и приспособления для глажения белья.

Практическая работа: глажение изделий из хлопчатобумажных тканей (фартук, косынка, носовой платок).


2


3


3.1

Тема №3.Семья.


Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная деятельность.

Практическая работа: заполнение таблицы «Место работы членов семьи».


2


3.2

Права и обязанности каждого члена семьи.

Практическая работа: распределение хозяйственно – бытовых обязанностей между членами семьи.


2


4

Повторение.

Тест за 1 четверть.





Итого

18






Календарно – тематический план уроков СБО 6 класс 2 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1.

Тема №1. Питание.


Гигиена приготовления пищи.

Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов.


2


1.2.

Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств.

Практическая работа.

Мытье посуды.

2


1.3.

Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.

Практическая работа.

Приготовление каш (молочных и рассыпчатых).


2


1.4.

Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных и др.

Практическая работа.

Приготовление блюд из картофеля (пюре, фри)


2


1.5.

Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на электроплите.

Практическая работа.

Приготовление блюд из яиц (варка, омлет).


2


1.6.

Составление рецепта приготовления блюда.

Практическая работа.

Заварка чая.


2


1.7.

Повторение.

Тестирование.


2



Итого

14




Календарно – тематический план уроков СБО 6 класс 3 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Жилище.


Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению.

Практическая работа: подготовка помещений к зимнему сезону. Утепление окон.


2


1.2

Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. Использование электропылесоса в уборке.

Практическая работа: устройство, приёмы работы электропылесосом

Соблюдение порядка в жилом помещении, правила и приёмы повседневной уборки помещения.


2


1.3

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

Практическая работа: чистка мебели, мытьё зеркал.


2


2


2.1

Тема № 2 Транспорт.


Городской транспорт. Оплата за проезд. Маршрут передвижения по городу.

Практическая работа: соблюдение правил проезда, расчёт стоимости проезда от дома до школы, выбор рационального маршрута передвижения до школы.


2


2.2

Пригородные поезда. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты.

Практическая работа: расписание движения пригородных поездов. Схема «Зоны, направления», стоимость билета


2


3


3.1

Тема № 3 Культура поведения.


Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, на дискотеке, музее, библиотеке).

Практическая работа: запись правил поведения, сюжетная игра «Мы в театре».


2


3.2

Способы ведения разговора со старшими и сверстниками.

Практическая работа: дидактическая игра «Волшебные слова, слова помощники». Ситуационные диалоги.


2


4


4.1

Тема № 4. Торговля.


Магазины промышленных товаров и их отделы.

Практическая работа: дидактическая игра «Отдел магазина, товар».


2


4.2

Специализированные магазины промышленных товаров, их отделы.

Практическая работа: дидактическая игра «Специализированный магазин».


2


4.3

Порядок приобретения товара, оплата.

Гарантийный срок, правила обмена товара.

Экскурсия в магазин: знакомство с отделами магазина, видами товаров, приобретение товара, проверка чека.


2



Итого

20




Календарно – тематический план уроков СБО 6 класс 4 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Медицинская помощь.


Виды медицинских учреждений, их значение в оказании медицинской помощи.

Практическая работа: структура медицинского учреждения.


2


1.2

Работники медицинских учреждений. Специализация врачей.

Практическая работа: запись на приём к врачу


2


1.3

Виды медицинской помощи: доврачебная, врачебная.

Практическая работа: вызов врача на дом.


2


1.4

Состав домашней аптечки.

Экскурсия в аптеку: знакомство с отделами, медицинским оборудованием, с видом отпуска товаров, приобретение лекарств в аптеке.


2


1.5

Меры предупреждения глистных заболеваний.

Практическая работа: меры по предупреждению глистных заболеваний


2


2


2.1

Тема № 2 Средства связи.


Основные средства связи и их назначение (почта, телеграф, телефон, компьютер). Почта. Виды почтовых отправлений.

Практическая работа: ознакомление с телефонным справочником, нахождение индекса почтового отделения по справочнику.


2


2.2

Виды писем. Порядок отправления письма различного вида, стоимость пересылки.

Практическая работа: заполнение адреса на конверте, открытке.


2


2.3

Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг, тарифы.

Практическая работа: составление текста телеграммы, заполнение телеграфного бланка, подсчёт стоимости телеграммы.


2


3


3.1

Тема № 3 Учреждения, организации и предприятия.


Детские дошкольные и образовательные учреждения их виды и назначение.

Практическая работа:


2



Итого

18




Обучающиеся должны знать:

  • Способы выбора и хранения доброкачественной продукции, способы приготовления каши, картофеля, макарон, заваривать чай и варить яйца

  • Правила закаливания организма, приёмы обтирания рук и ног, о вреде наркотиков и токсических веществ

  • Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электроприборами, правила стирки изделий из хлопчатобумажной ткани

  • Место работы, должность членов семьи, как распределены хозяйственно – бытовые обязанности между членами семьи, свои права и обязанности в семье

  • Правила поведения в культурно - досуговых учреждениях, способы ведения разговоров со старшими и сверстниками

  • Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения влажной и сухой уборки, использование в уборке пылесоса, способы ухода за мебелью и полом, в зависимости от покрытия

  • Виды междугороднего транспорта, стоимость проезда, порядок приобретения билета

  • Виды магазинов промышленных товаров, виды специализированных магазинов, правила поведения в магазине и общения с работниками магазинов.

  • Перечень предметов, посылаемых посылкой, бандеролью, виды писем, бандеролей, посылок, правила поведения на почте

  • Меры по предупреждению переломов, виды доврачебной помощи, правила оказания первой помощи при ушибах и растяжениях

  • Виды детских учреждений и их назначение, адрес дома детского творчества

Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдая технику безопасности, нарезать хлеб, сырые и вареные овощи

  • Закаливать свой организм, соблюдать правила личной гигиены, отказаться от соблазна наркотических и токсических веществ

  • Пришивать пуговицы, крючки, петли, вешалки

  • Зашивать одежду по распоровшемуся шву, подбирать моющие средства для стирки одежды из хлопчатобумажной ткани

  • Рассказать о месте работы родителей, занимаемой ими должности, выполнять определенные обязанности в семье

  • Культурно вести себя в театре, кино, библиотеке, тактично и вежливо вести себя при разговоре со сверстниками и старшими людьми

  • Производить сухую и влажную уборку помещения, чистить с помощью пылесоса, ухаживать за мебелью и полом

  • Выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных поездов

  • Выбирать нужный товар, выяснять срок годности, оплачивать и соблюдать правила поведения в магазинах города

  • Заполнять бланки на отправку бандероли и посылки, составлять опись вложенных вещей, упаковывать бандероль и посылу

  • Использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои и отвары, обрабатывать раны и накладывать повязки

  • Обращаться с вопросами к работникам ДЮЦ, правильно вести себя на занятиях, соблюдать правила поведения




Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 1 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Личная гигиена.


Особенности личной гигиены в жизни подростка.

Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела.

Особенности ухода за кожей лица, волосами.

Практическая работа: мытье тела и волос.


2


1.2

Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства. Особенности ухода за волосами.

Практическая работа: подбор шампуня для мытья волос с учетом их состояния.


2


1.3

Особенности ухода за кожей лица. Определение типа кожи.

Практическая работа: подбор мыла для мытья кожи с учетом ее состояния.


2


2


2.1

Тема № 2.Одежда и обувь.


Значение продления срока службы одежды.

Виды штопки, наложение заплаты.

Практическая работа: ремонт одежды (штопка и наложение заплаты).


2


2.2

Использование бытовой техники при

стирке белья из х/б тканей.

Стирка изделий из шёлка вручную.

Практическая работа: стирка изделий из шелка вручную.


2


2.3

Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды.

Практическая работа: глажение белья, брюк, спортивной одежды.


2


2.4

Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.

Экскурсия в прачечную.


2


3


3.1

Тема № 3. Семья.


Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.

Практическая работа: уход за младшими детьми.


2


3.2

Разучивание тихих и подвижных игр.

Практическая работа: разучивание тихих и подвижных игр.


2



Итого

18




Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 2 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1.

Тема №1. Питание.


Виды питания. Рациональное питание.

Практическая работа.

Чтение рецептов, подбор продуктов.


2



1.2.

Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи.

Практическая работа.

Знакомство с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами.


2



1.3.

Значение первых и вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов.

Практическая работа.

Приготовление блюд из овощей. Приготовление щей из свежей капусты.


2



1.4.

Приготовление первых и вторых блюд из рыбы.

Требования к качеству готовых блюд.

Практическая работа.

Приготовление рыбных котлет.


2



1.5.

Приготовление первых и вторых блюд из мяса.

Практическая работа.

Приготовление мясных котлет.

Приготовление картофельной запеканки.


2



1.6.

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю.

Требования к составлению меню.

Практическая работа.

Приготовление киселя, компота.


2



1.7.

Повторение.

Тестирование.


2



Итого

14




Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 3 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Жилище.


Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Санитарная обработка помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.

Практическая работа: сухая и влажная уборка помещения, использование пылесоса. Подбор моющих средств.


2


1.2

Способы и средства ухода за полом в зависимости от покрытия.

Практическая работа: мытьё полов.


2


2


2.1

Тема № 2 Транспорт.


Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал, его назначение, основные службы. Расписание поездов.

Экскурсия на железнодорожный вокзал: службы вокзала, определение пункта назначения.


2


2.2

Виды пассажирских вагонов, их назначение, устройство. Формы приобретения железнодорожных билетов, стоимость.

Практическая работа: сюжетная игра «Билетная касса».


2


3


3.1

Тема № 3 Культура поведения.


Правила приёма приглашения в гости и формы отказа.

Практическая работа: запись правил приглашения в гости, сюжетная игра «Приглашение в гости», составление текста письменного приглашения.


2


3.2

Подготовка к поездке в гости: внешний вид, подарок. Правила поведения в гостях.

Практическая работа:

сюжетная игра «В гости к……»


2


4


4.1

Тема № 4. Торговля.


Универмаги, универсамы, сельмаг, сельпо их значение.

Практическая работа: дидактическая игра «Магазин».


2


4.2

Отделы магазинов. Распродажа товара по сниженным ценам. Стоимость товаров.

Практическая работа: дидактическая игра «Магазин».


2


4.3

Порядок приобретения товара, оплата, хранение чека.

Экскурсия в магазин: знакомство с отделами магазина, видами товаров, приобретение товара, проверка чека.


2


4.4

Тестирование за 3 четверть

Подведение итогов.


2



Итого

20






Календарно – тематический план уроков СБО 7 класс 4 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Медицинская помощь.


Виды доврачебной помощи.

Практическая работа: оказание первой медицинской помощи: вызов скорой помощи, измерение температуры, обработка ран.


2


1.2

Первая помощь при травмах: вывих, растяжение.

Практическая работа: наложение тугой повязки.


2



1.3

Меры по предупреждению переломов. Первая помощь при переломах.

Практическая работа:

Экскурсия в травмпункт, наблюдения за накладыванием гипса.


2


1.4

Лекарственные растения в домашней аптечке.

Практическая работа: приготовление настоя, отвара из лекарственных растений.


2


2


2.1

Тема № 2 Средства связи.


Виды бандеролей, порядок их отправления, упаковка.

Практическая работа: заполнение описи, бланков на отправку бандероли.


2


2.2

Посылка. Порядок отправления стоимость пересылки.

Практическая работа: определение стоимости отправки посылки


2


2.3

Посылка. Виды и способы упаковки. Порядок отправления стоимость пересылки.

Практическая работа: заполнение описи, бланков на отправку посылки, определение стоимости отправки.


2


2.4

Экскурсия на почту.


2


3


3.1

Тема № 3 Учреждения, организации и предприятия.


Промышленные предприятия города, района, их значение для жителей города.

Экскурсия на ближайшее промышленное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями.

2



Итого

18




Обучающиеся должны знать:

  • Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи.

  • Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук.

  • Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей.

  • Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки.

  • Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков.

  • Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия.

  • Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов.

  • Назначение и различие универмага и универсама.

  • Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров.

  • Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

  • Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов.


Обучающиеся должны уметь:

  • Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день.

  • Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами.

  • Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины.

  • Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними.

  • Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры.

  • Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна.

  • Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала.

  • Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей.

  • Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка.

  • Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему.

  • Обращаться с вопросами к работникам предприятия.



Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 1 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема №1. Личная гигиена.


Значение косметики для юноши и девушки.

Подбор косметических средств и правила их нанесения.

Практическая работа: подбор косметических средств


2


1.2

Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием природных средств: отваров, масок.

Практическая работа: использование масок из фруктов и овощей.


2


1.3

Значение здоровья для жизни и деятельности человека.

Средства и способы его сбережения: воспитание воли, целеустремленности, доброты, отзывчивости и других положительных качеств.

Практическая работа: способы сохранения здоровья.


2


2


2.1

Тема № 2. Одежда и обувь.


Особенности ухода за одеждой, изготовленной из шерстяных и синтетических тканей.

Практическая работа: стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.


2


2.2

Правила и приёмы глажения блузок, рубашек, платков.


Правила и приемы глажения блузок, рубашек, платков.

Практическая работа: глажение рубашки – сорочки.


2


2.3

Химчистка. Знакомство с предприятием и правилами пользования её услугами.

Практическая работа: подготовка вещей к сдаче в химчистку.


2


3


3.1

Тема №3. Семья.


Грудной ребенок в семье. Кормление.

Практическая работа: кормление из соски, с ложечки куклы.


2


3.2

Грудной ребенок. Купание. Одевание. Пеленание. Уборка постели.

Практическая работа: купание, одевание, пеленание куклы.


2


3.3

Правила содержания в чистоте детской постели, посуды, игрушек.

Практическая работа: мытье детской посуды и игрушек.


2



Итого

18




Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 2 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1.

Тема №1. Питание.


Виды теста: дрожжевое, пресное. Продукты, используемые для приготовления теста.

Практическая работа.

Приготовление пресного теста, из него лапши.


2



1.2.

Приготовление изделий из теста.

Практическая работа.

Выпечка печенья.


2



1.3.

Заготовка продуктов

впрок: варенье, соленье, консервирование, сушка ягод, фруктов, овощей, зелени.

Практическая работа.

Нарезка зелени и фруктов для сушки.

Приготовление овощного салата.


2



1.4.

Рецепты на заготовку продуктов впрок.

Практическая работа.

Запись рецептов на соления, варенья, консервирование, сушку овощей, фруктов и ягод.


2


2



2.1.

Тема №2. Культура поведения.


Культура общения юноши и девушки.

Практическая работа.

Сюжетно-ролевая игра «Встреча молодых людей»


2



2.2.

Внешний вид молодых людей.

Практическая работа.

Подбор косметических средств, украшений, одежды, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности для турпохода и посещения танцев.


2



2.3.

Правила поведения в зрелищных и культурных просветительских учреждениях.

Сюжетно-ролевая игра «Способы ведения разговора»

2



Итого

14












Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 3 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Жилище.


Моющие средства для уборки кухни, санузла, ванны. Инструкции по применению моющего средства.

Практическая работа: запись рекомендаций по выбору моющих средств. Работа с упаковкой, инструкцией.

2


1.2

Уборка кухни, санузла, ванны. Значение чистоты, требования к режиму уборки. Правила уборки.

Практическая работа: мытьё кафельных стен, чистка раковин.


2


2


2.1

Тема № 2 Транспорт.


Междугородний автотранспорт, автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты Расписание движения, порядок приобретения билетов, стоимость.

Экскурсия на автобусную станцию.


2


2.2

Водный транспорт. Порт, основные службы, маршруты. Расписание движения, порядок приобретения билетов, стоимость.

Практическая работа: выбор пункта назначения, определение время и место отправления, расчёт стоимости проезда. Правила безопасной поездки на водном транспорте.


2


3


3.1

Тема № 3 Экономика домашнего хозяйства.


Бюджет семьи. Виды источников дохода, условия и порядок их получения.

Практическая работа: определение суммы дохода семьи за месяц.


2


3.2

Основные статьи расходов семьи. Оплата жилья. Правила экономии.

Практическая работа: подсчёт расходов на день, неделю, месяц. Снятие показаний счётчика, заполнение квитанции.


2


3.3

Сбережение. Значение и способы экономии расходов, Назначение сбережений, виды хранения. Виды вкладов в сбербанк.

Экскурсия в сбербанк.


2


4


4.1

Тема № 4. Торговля.


Рынки. Виды рынков.

Экскурсия на рынок: выявление системы расположения продаваемой продукции, выявление низких цен.


2


4.2

Различие рынка и магазина. Правила поведения на рынке. Права покупателя.

Практическая работа: сюжетная игра: «Покупаем на рынке».


2


4.3

Тестирование за 3 четверть

Подведение итогов 3 четверти.


2



Итого

20




Календарно – тематический план уроков СБО 8 класс 4 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Медицинская помощь.


Первая помощь при несчастном случае (ожог, обмораживании)

Практическая работа: оказание первой медицинской помощи


2



1.2

Первая помощь при несчастном случае (отравление, тепловой, солнечный удар).

Практическая работа: оказание первой медицинской помощи


2




1.3


Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Приёмы оказания первой помощи.

Практическая работа: оказание первой помощи при поражении электрическим током, попадании инородного тела.


2



1.4

Первая помощь утопающему.

Практическая работа: оказание первой помощи утопающему.


2


2


2.1

Тема № 2 Средства связи.


Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефоном – автоматом, таксофоном, квартирным аппаратом. Оплата за телефон.

Практическая работа: правила пользования телефонным справочником.


2



2.2

Культура разговора по телефону. Вызов экстренных служб, получение справок по телефону.

Практическая работа: сюжетно – ролевая игра «Получение справок по телефону».


2



2.3


Междугородняя телефонная связь. Порядок пользования автоматической связью. Виды заказов междугороднего разговора, тариф.

Практическая работа: расчёт стоимости разговора.


2



2.4

Экскурсия на переговорный пункт.

2


3


3.1

Тема № 3 Учреждения, организации и предприятия.


Департамент, муниципалитет, префектура, полиция, их назначение.

Экскурсия в префектуру для знакомства с отделами и их возможностями оказания помощи.


2



Итого

18




Обучающиеся должны знать:

  • Виды теста, способы приготовления изделий из теста, способы заготовки продуктов впрок.

  • Правила ухода за кожей лица, приёмы нанесения косметических средств на лицо, шею, руки

  • Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей; правила и последовательность глажения белья; виды предприятий по химической очистки одежды, предоставляемые услуги.

  • Правила ухода за грудным ребёнком, санитарно - гигиенические требования к содержанию детской посуды, постельки, игрушек.

  • Правила поведения юноши и девушки при встрече, знакомстве и расставании, требования к внешнему виду

  • Правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванной комнаты,; моющие средства для уборки; санитарно – гигиенические требования к данным помещениям.

  • Основные автобусные маршруты, правила безопасной поездки

  • Рынок, его виды и отличия от магазина, правила поведения и права покупателя.

  • Виды телефонной связи, правила пользования, периодичность оплаты, виды междугородней связи и способы её осуществления

  • Меры по предупреждению несчастных случаев в быту, правила и приёмы оказания первой медицинской помощи

  • Основные составные части бюджета, статьи расходов и доходов, правила экономии и сбережения.


Обучающиеся должны уметь:

  • Готовить пресное тесто и изделия из него, подготавливать овощи, делать заготовки впрок

  • Правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног, использовать подручные средства к имеющимся косметическим средствам

  • Стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, гладить рубашки и блузки

  • Купать, одевать, пеленать ребёнка, содержать в порядке его вещи

  • Культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах, выбирать косметические средства, украшения и духи

  • Мыть кафельные стены, чистить раковины

  • Покупать билет, пользоваться расписанием, обращаться за справкой.

  • Находить нужные товары, выбирать продукцию в соответствии с её качеством.

  • Кратко объяснять причину звонка по телефону, получать справку, узнавать время, культурно и вежливо разговаривать по телефону.

  • Оказывать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему

  • Обращаться с вопросами и просьбами к работникам префектуры

  • Подсчитывать бюджет семьи, составлять доверенность, снимать показатели счетчика, соблюдать правила экономии и порядок помещений сбережений в сбербанки.











Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 1 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема №1 Одежда и обувь.


Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей)

Практическая работа: определение стиля одежды в соответствии с модой.


2


1.2

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.

Практическая работа: определение собственных размеров одежды и обуви.


2


1.3

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях.

Практическая работа: выведение жирных пятен на одежде.


2


2


2.1

Тема № 2. Семья.


Российская семья. Условия создания семьи, основные семейные отношения.

Практическая работа: анализ и оценка различных семейных ситуаций.


2


2.2.

Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

Формы организации досуга, отдыха в семье.

Практическая работа: упражнения в планировании бюджета семьи.


2


2.3

Семейные традиции.

Практическая работа: упражнения в распределении обязанностей в семье.


2


3


3.1

Тема № 3. Культура поведения.


Адекватность поведения в обществе.

Практическая работа: анализ и оценка поступков людей.


2


3.2

Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

Практическая работа: правила приема гостей.


2


3.3

Повторение.

Тест за 1четверть.


2



Итого

18






Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 2 четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1.

Тема №1. Питание.


Диетическое питание.

Практическая работа.

Подбор рецептов диетического питания. Приготовление (первых блюд) вегетарианского борща.


2



1.2.

Диетическое питание.

Практическая работа.

Составление меню диетического питания на день, неделю.

Приготовление вторых блюд.


2



1.3.

Питание детей ясельного возраста.

Практическая работа.

Составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста и их приготовление.


2



1.4.

Приготовление национальных блюд.

Практическая работа.

Запись рецепта национального блюда и его приготовление.


2



1.5.

Приготовление национальных блюд.

Практическая работа.

Запись рецепта национального блюда и его приготовление.


2



1.6.

Составление меню и сервировка праздничного стола.

Практическая работа.

Составление меню праздничного стола и его сервировка.


2



1.7.

Повторение.

Тестирование.


2



Итого

14




Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 3 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Жилище.


Интерьер. Рациональная расстановка мебели в квартире.

Практическая работа: упражнение в рациональной расстановке мебели в квартире, подборе деталей интерьера.


2


1.2

Сохранение жилищного фонда.

Практическая работа: правила сохранения жилищного фонда.


2


2


2.1

Тема № 2 Транспорт.


Авиатранспорт, его назначение. Аэровокзал, основные службы, маршруты, порядок приобретения билетов, стоимость.

Практическая работа: выбор пункта назначения, определение номера рейса самолёта, стоимость билета. Правила поведения в аэропорту, во время полёта.


2


3


3.1

Тема № 3 Трудоустройство.


Учреждения и отделы по трудоустройству.

Экскурсия в учреждение и отдел по трудоустройству. Знакомство с профилем учреждений, выбор предложенной работы.


2


3.2

Правила оформления на постоянную работу и по договору. Документы при оформлении на работу.

Практическая работа: составление деловых бумаг: анкета, автобиография, резюме, заявление.


2


3.3

Деловые бумаги и правила их составления.

Практическая работа: составление деловых бумаг: расписка, докладная записка, заявка и т.д.


2


4


4.1

Тема № 4. Торговля.


Значение ярмарок. Типы ярмарок: международные, межрегиональные, междугородние, межрайонные, сельские.

Практическая работа: просмотр видеоматериала.


2



4.2

Виды ярмарок. Время и место проведения ярмарок.

Практическая работа: определение типа, вида ярмарки их назначение.

Просмотр фрагмента кинофильма «Сорочинская ярмарка».


2


5


5.1

Тема № 5 Учреждения, организации и предприятия.


Предприятия бытового обслуживания населения. Виды услуг. Правила пользования услугами. Профессии работников предприятий.

Практическая работа: составление таблицы предприятий бытового обслуживания – назначение, услуги.

Работа с таблицей «Прейскурант цен на услуги».


2


5.2

Экскурсия на предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.


2



Итого

20








Календарно – тематический план уроков СБО 9 класс 4 четверть

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1


1.1

Тема № 1. Медицинская помощь.


Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

Практическая работа: профилактические меры по предупреждению инфекционных заболеваний.


2


1.2

Уход за больным.

Практическая работа: сюжетная игра – больной в доме.


2



1.3

Уход за больным. Применение лекарства.

Практическая работа: чтение инструкции к показанию и применению лекарства, составление графика приёма.


2



1.4

Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

Практическая работа: условие освобождения от работы: по болезни, для ухода за больным.


2


2


2.3

Тема № 2. Средства связи.


Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные). Порядок отправления, стоимость.

Практическая работа: заполнение бланков, расчёт стоимости перевода.

Экскурсия на почту.


2


2.4

Виды связи. Особенности каждого вида связи их значимость. Стоимость услуг.

Практическая работа: выбор вида связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей.


2


2.5

Тестирование за 4 четверть

Подведение итогов 4 четверти.





Итого

12




Обучающиеся должны знать:

  • Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях.

  • Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

  • Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи.

  • Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.

  • Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда.

  • Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту.

  • Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина.

  • Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи.

  • Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным.

  • Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают

  • Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.


Обучающиеся должны уметь:

  • Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами.

  • Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола.

  • Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции.

  • Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма.

  • Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера.

  • Определять маршрут и выбирать транспортное средство.

  • Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений.

  • Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным.

  • Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания.

  • Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету.









Учебники, справочники


п/п

Наименование

Методическая литература для учителя

1

Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя/ Под ред. А.М.Щербаковой. - М.: Гуманитарный издатель­ский центр ВЛАДОС, 2003. - 304 с: илл. - (Коррек-ционная педагогика)

2

В.В. Воронкова, С.А. Казакова Социально-бытовая подготовка воспи­танников специальных (коррекционных) общеобра­зовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Издательство Владос, 2010. – 245 с. – (Коррекционная педагогика).

3.

Справочник выпускника М: Издательство Владос, 2009, -с. 190(Специальная коррекционная образовательная школа 8 вида)

4.

Технология/поурочные планы по учебнику В.Д. Симоненко. Девочки/ 7 класс О.В. Павлова Волгоград: Учитель, 2007.-191 с.

5.

Поливалина Л.А. Большая энциклопедия домовод­ства. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. - 576 с: илл.

6.

Золотая книга этикета/ В.Ф. Андреев. - 2-е издание исправленное и дополненное. - М.: ВЕЧЕ, 2004.-400 с: илл.

7.

Энциклопедия этикета для детей. - 2-е издание ис­правленное и дополненное. - М.: ОЛМА ПРЕСС,

8.

Семейная экономика: Учебное пособие для 7-8 классов общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Технология» М: Вита-Пресс, 2002.-192 с.

Учебные пособия для учащихся

1.

Презентации по темам.

2.

Карточки-задания

3.

Тесты

4.

Перфокарты.

5.

Кроссворды

6.

Плакаты